Проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах) были так называемые хорепископы (сельские епископы). Это были лица, имевшие пресвитерскую и иногда даже епископскую степень 133 и особо уполномоченные от епископа города. Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, они управляли ими, подобно епископу города, при пособии клира и ми­рян. Особенным преимуществом их было то, что они избирали для подведомых им церквей низших клириков, причисляя их к клиру, а те, которые имели рукоположение по чину епископства, с соизволения епископа города даже рукополагали пресвитеров и диаконов. Но в то же время хорепископы должны были доставлять епископу города сведения о тех лицах, которых они принимали в клир. Вообще же хорепископы находились в подчинении у епископа города, так как и самое назначение их на должность зависело от него. § 47. Взаимные отношения между Церквами и их предстоятелями-епископами Все апостолы получили от Христа Спасителя равные права – управлять, учить и священнодействовать в Его Церкви. Между ними не было ни одного начальствующего над другими. По поводу просьбы матери сынов Зеведеевых о первенстве их в Царстве Небесном, Спаситель сказал всем ученикам: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будем вам рабом» 134 . И апостолы, поставляя предстоятелей-епископов разных Церквей, сообщали им всем одинаковые иерархические права. Отсюда и все частные христианские Церкви были равны между собою. При таком равенстве апостолов, церквей, основанных ими, и предстоятелей их, соборная форма управления всей христианской Церковью была единственно возможной, вполне законной и соответствующей заповеди Спасителя о равенстве и братстве как всех верующих в Него, так и лиц, назначенных на иерархическое служение. Поэтому апостолы, совершенно чуждые мысли о главенстве и первенстве кого-либо из своей среды, сами положили начало соборной форме управления по делам, касающимся всех или многих Церквей. Собор Иерусалимский, на котором присутствовали некоторые из апостолов и представители от других церквей, был высшим выражением церковной власти. Власть собора была уже не властью отдельных лиц, даже не властью вообще людей, но властью Святаго Духа, всегда пребывающего в Церкви и руководящего ее пастырей, как это засвидетельствовал тот же Иерусалимский собор 135 . Апостолы положили, чтобы и на будущие времена, подобно составленному ими собору, епископы непременно составляли соборы ежегодно по два раза 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь апостола Петра произвела сильное впечатление на собравшихся. Апостолы Павел и Варнава со своей стороны в подтверждение мысли, высказанной Петром, что проповедь язычникам – дело угодное Богу, рассказали, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди языч­ников. Когда они умолкли, начал говорить предстоятель Иерусалимской Церкви апостол Иаков. На основании пророчеств о благодатном царстве он доказал, что с пришествием Искупителя, Господа Иисуса Христа, основавшего Свою Церковь для всех народов вместо иудейской, обнимавшей только один еврейский народ, – последняя, как имевшая только временное назначение, должна уступить место первой. «Посему, – заключил святой Иаков, – я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Слово Иакова, получившего за ревностное исполнение закона Моисеева прозвание Праведного, было особенно убедительно. Предложение его было принято всем собором: согласно ему составлено было соборное определение о необязательности для обращающихся из язычников исполнения закона Мо­исеева и письменно сообщено было, при посредстве Павла и Варнавы и еще других, избранных для сего мужей Иерусалимской Церкви, христианским общинам в Антиохии, Сирии и Киликии, составившимся из язычников. Святой Павел, до начала проповеди язычникам в пределах Римской империи 18 называвшийся Савлом, по особенному изволению Божию причислен был к лику двенадцати апостолов 19 . Он был родом из Тарса, главного города Киликии, славившегося греческой образованностью, и происходил из еврейского семейства, которое пользовалось правом римского гражданства. В отечественном городе он получил греческое образование, затем еще в молодых летах отправлен был в Иерусалим для изучения иудейского богословия, так как родители предназначали его в раввины. Учителем его в Иерусалиме был знаменитый Гамалиил. После своего чудесного обращения в 37 году на дороге в Дамаск и крещения, он из Дамаска удалился в Аравию, где около трех лет проповедовал, вероятно, иудеям рассеяния, после чего возвратился опять в Дамаск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слов обличения он не собирал с торжищ. Пред ним всегда был светильник Слова Божия. Им он и освещал действительность. Тысячами смотрели на скромного библеиста-летописца ранившие его сердце, как сердце одного из многих. Но он, говоривший один за многих, не оттачивал стрел личного негодования. Старый городничий старорусского грязного уездного города увидит кругом себя «архиплутов», «протобестий», «козлиные бороды», «свиные рыла вместо лица» 58 . Беллетрист-писатель обратит внимание на верность такой характеристики «ошеломляющего» русского «тумана» и, не упомянувши о том, что он и сам, ведь, как городничий, сгущает этот туман 59 … Образы библеиста мягче, выразительнее. Он видит «лесных вепрей», «полевых зверей», объедающих «виноградную лозу», «лисиц, разрушающих ограду» и груды «мусора» 60 . Но слыша о вепрях и мусоре и видя их, библеист ищет священников – врачей души и тела 61 , благовестников Слова Божия 62 , зовет «Филиппов» дней апостольских «к евнухам», «в трудную и вместе самую важную для последних минуту» 63 – «в момент колебаний и искажения ими истины» 64 . Как бы соизмеряя три силы: Божескую, человеческую и дьявольскую, Андрей Петрович показывает, как две последних силы пытаются обессилить силу Божественную. «Сказал Бог: сотворим человека… да владычествует над землёю» ( Быт.1:26–28 ). «Сказал змей: вы будете, как боги, знающие добро и зло» (3:4–6). «Сказали (люди) друг другу: наделаем кирпичей и построим себе город и башню, высотой до небес, и сделаем себе имя» (11:3–4). В этих трёх призывах указан основной момент расхождения человека с Богом. Бог призывал человека к разумному и скромному «владычеству над землёй» 65 , но человек вышел «из круга дозволенного в область совершенно недозволенного». Покоряя природу себе, он, «как конь, как лошак несмышлёный» ( Пс.31:9 ), не хочет покорить своей воли Богу 66 . Человек не задумывается, быть может, над вопросами, которыми «Совершеннейший в знании» ( Иов.37:16 ) испытывал Иова. «Кто положил меру земле?.. Кто затворил море воротами? Нисходил ли ты в глубину моря? Обозрел ли ты широту земли? Входил ли ты в хранилища света? По какому пути разносится восточный ветер? Кто проводит протоки для излияния воды, и путь для громоносной молнии? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы! Давал ли ты приказания…, чтобы земля изменялась, как глаза под печатью? ( Иов.38:4–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Сначала, впрочем, они только запретили апостолам (Петру и Иоанну в синедрионе) учить об Иисусе Христе; когда же это запрещение не достигло цели, прибегли к насильственным ме­рам. По их приказанию все апостолы были схвачены и заключены в народную темницу 7 . Но Ангел Господень ночью вывел их из темницы и велел по-прежнему идти в храм и проповедовать. Между тем для суда над ними на другой день созван был синедрион. Члены синедриона пришли в большое недоумение, когда им донесли, что двери темницы оказались запертыми, а апостолов в ней не было. Но тут некто известил синедрион, что апостолы стоят в храме и учат народ. Тогда стража снова взяла их и привела в судилище. «Не запретили ли мы вам, – сказал апостолам первосвященник, – учить о имени сем? И вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь того человека». Апостолы отвечали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцев наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему». Услышав такой ответ, члены синедриона «разрывались от гнева» и задумали умертвить апостолов. Только благоразумие знаменитого фарисейского законоучителя Гамалиила, присутствовавшего в синедрионе, остановило их замысел. Напомнив синедриону о прежде являвшихся и погибших мятежниках, Февде и Иуде Галилеянине, он предложил оставить апостолов в покое, так как, говорил он, если их дело человеческое, то оно само собою уничтожится, если же божественное, то никто не может его разрушить. Синедрион согласился с этим предложением, но все-таки приказал апостолов бить и снова запретил им учить об Иисусе. Они же, вышедши из синедриона, радовались, что удостоились принять бесчестие за имя Христово, и по-прежнему продолжали каждый день в храме и по домам проповедовать об Иисусе Христе. Недолго, однако, представители иудейства, заседавшие в синедрионе, следовали благоразумному совету Гамалиила, вскоре они подняли настоящее гонение не только на апостолов, но и на всех вообще верующих 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так бы по простой справедливости и естественной последовательности должен был рассуждать арх. Никон. Того же требовало бы и уважение его к иноческому званию. Ведь в противном случае мирянин, исполняя обе заповеди, будет святее монаха и мирское состояние выше монашеского, о чем, думаем, и слышать не захочет почтенный о. архимандрит, торжественно называющий монашество, забывая об иерархии, «передовым отрядом Христовой воинствующей церкви». Но подобное разделение труда в деле спасения было бы совершенно неуместно. Всем христианам сказано апостолом: непрестанно молитеся (Фес.5:17), без изъятия для мирян. Ко всем, в том числе и к инокам, относятся слова другого апостола: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира... Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе ( Иак.1:27; 2:15–17 ) 142 . И самая мысль о том, что можно отдельно исполнять эти заповеди, совершенно неверна. По учению апостола любви весь закон христианской жизни заключается «в любви к ближнему и в любви к Богу через любовь к ближнему» 143 . Вопрос теперь в том, кто ближний монаха, старый вопрос законника: «И кто есть ближний мой?» По притче Христовой ближний для иудея презренный самарянин. И мы полагаем, ни один инок, даже самый святой эгоист, не скажет такой нелепости, будто ближний для монаха только монах, что мирянин для инока существо более презренное, чем самарянин для иудея, что монастырская ограда служит той границей, до которой только доходит, и за которой уже кончается святое служение инока ближнему. Однако, может быть, он заявит, что монаху в большей степени ближний монах, чем мирянин. Но и это неосновательно: для такого деления ближних на два разряда нет основания ни в Св. Писании, ни в примерах древнерусских подвижников. Преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Таким образом, цель учреждения Иисусом Христом иерархии состоит в продолжении совершенного Им дела спасения людей чрез умножение и нравственное усовершенствование членов Церкви. Апостолы, а в лице их и их преемники, предназначены были Спасителем именно для этой цели. Согласно с таким предназначением, Спаситель всегда отличал Своих ближайших учеников, апостолов, от прочих уверовавших в Него лиц и ясно показывал, что они и их преемники должны занимать в Его Церкви особое положение. Так, приготовляя апостолов к их будущему служению, Он учил их отдельно от других верующих, открывал по преимуществу им одним тайны Царствия Божия и, наконец, еще прежде сошествия Святого Духа на них, сообщил им благодатную силу и власть, когда сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» 95 . Только им одним Спаситель дал право учить верующих, священнодействовать и управлять Церковью. Он заповедовал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас 96 ; идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 97 ; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе 98 ; слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» 99 . По вознесении Спасителя на небо, Его Церковь в иерархическом отношении устроилась согласно Его предначертаниям. С одной стороны, мы видим в ней разряд членов, облеченных правом учительства, священнодействия и управления. Это апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учители 100 . Апостол Павел ясно определяет особенное значение этих лиц в Церкви, называя их соработниками у Бога, служителями Христовыми и домостроителями тайн Божиих, назначенными для созидания Тела Христова, то есть Церкви 101 . С другой стороны, видим разряд простых верующих, – по выражению апостола Павла, ниву Божию 102 , – которые внимают учению пастырей, принимают от них таинства и повинуются им 103 . Первые составляли в Церкви иерархию или, по церковному употреблению, клир (наследие Божие), вторые – народ, мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По общему мнению, любимый ученик Кондакова – Яков Иванович Смирнов (1869–1918). Профессор Петербургского университета, академик, член Русского археологического и Православного палестинского обществ, хранитель Отделения Средних веков и Ренессанса в Эрмитаже, этот ученый был настоящим эрудитом 2618 . В 80–90-х гг. Смирнов совершил несколько путешествий в Западную Европу и по христианскому Востоку. В Риме он изучал византийские предметы, хранящиеся в Музее Кирхера (Museo Kircheriano). Смирнов участвовал в I Международном конгрессе по христианской археологии в Сплите. Вместе с другим участником от России, филологом П. Сырку, он предложил включить в программу конгрессов византийскую проблематику 2619 , – идея, на несколько десятилетий опередившая свое время. В работе II Международного конгресса по христианской археологии Смирнов не участвовал, но написал подробный отчет на основе опубликованных материалов 2620 . В составе экспедиции, возглавляемой Кондаковым, Смирнов участвовал в разведочных раскопках в Иерихоне. Он открыл византийскую стенную мозаику в Кити на Кипре 2621 , выполнил детальный анализ «Физиолога» из Смирны по рукописи XI в. Десятки своих фотографий, результат археологических путешествий в Армению и Малую Азию, он передал для публикации Й. Стриговскому. В Армении Смирнов вместе с Н.Я. Марром исследовал вишапы, в Грузии – настенную мозаику VII в. в церкви в Цроми. Он много работал над организацией выставок в Эрмитаже, давая скрупулезно-точную атрибуцию музейных предметов. В своем главном труде «Восточное серебро», где представлено обозрение свыше 1000 памятников, Смирнов показал важность сасанидского искусства в византийском и исламском культурном пространстве, даже до средневековой Руси 2622 . Жизнь этого «самого близкого и самого блестящего» (М.И. Ростовцев) ученика Кондакова, к сожалению, была очень короткой: Смирнов умер в голодном 1918 году, что стало дурным предзнаменованием для ближайшего периода византийских исследований в советской России. 4. Музеи Христианский музей Академии художеств в Петербурге. Первый специализированный музей христианских древностей, русских и византийских, был создан в Петербурге в 1856 г. при Академии художеств, по инициативе ее вице-президента князя Григория Григорьевича Гагарина, который был художником, археологом, коллекционером 2623 . Дипломат и путешественник, он много лет провел в Италии, в Стамбуле и на Кавказе, особенно интересовался древнерусским и византийским искусством. Поначалу небольшой Музей православного иконописания был создан в учебных целях, его возглавлял архитектор проф. Иван Иванович Горностаев (1821–1874). В музей поступили, кроме прочего, иконы и другие церковные предметы старообрядцев, конфискованные властями. Большая коллекция икон поступила из Новгорода, из ризницы храма св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кстати, сообщим несколько новых известий об этом выдающемся деятеле из раскольнического духовенства. После известных читателям подвигов своих в Сураже и Чернигове, Смирнов возвратился на место своего жительства в деревню Косолапово (Гжатск, у., Смолен, губ.), где успел уже хорошо устроиться и обзавестись хозяйством 32 : здесь у него имеются теперь, – новый, обширный, в восемь комнат, деревянный дом, крытый железом, отличная лошадь, которую он закладывает в городские санки для разъездов по деревням своего прихода, и прочие удобства. По приезде в Косолапово, после свиданий со Швецовым, г. Смирнов узнал неприятную новость: его подвергли штрафу в 25 р. Надобно сказать, что вскоре же после того, как явился он в своем приходе и, по свойственной ему дерзости, начал открыто ходить с длинными волосами и в священническом платье, об нем возбуждено было дело, восходившее на рассмотрение министра Внутренних Дел. В июне месяце прошлого года от г. товарища министра последовало решение: в виду того, что Смирнов вполне подчинился требованию исправника – остричь волосы и не носить священнические одежды в публичных местах... ограничиться учреждением за образом жизни и действиями лжепопа Смирнова строгого полицейского надзора; в случае же обнаружения с его стороны каких-либо стремлений к совращению православных, или к публичному оказательству раскола, означенный сектатор немедленно должен быть предан судебному преследованию в установленном для сего порядке. Но Смирнов подчинился требованию начальства только на словах, – в сентябре месяце, когда исправник приехал в Косолапово на сельский сход, сюда же явился и Смирнов, по-прежнему, с длинными волосами и в одежде, усвоенной духовному званию. Исправник заметил Смирнову, что он не имеет права ходить в таком платье; а Смирнов стал публично доказывать, что имеет право. Составлен был акт, по содержанию которого, в октябре месяце, земский начальник, за отсутствием Смирнова, уехавшего тогда совершать свои подвиги по освобождению Швецова, составил заочный приговор – подвергнуть его штрафу в 25 руб. Узнав эту неприятную новость, по возвращении из Черниговской губернии 33 , Смирнов заявил в съезде земских начальников о своем недовольстве на решение местного земского начальника, как постановленное в его отсутствие, и съезд уважил его просьбу, постановил подвергнуть его дело пересмотру. Вслед затем его постигла новая неприятность. По поводу напечатанных нами известий об его поездке в Сураж и Чернигов и учиненных здесь подвигах для освобождения Швецова, местное начальство распорядилось произвести ему допрос и сделать обыск в его доме, что и было исполнено 7-го февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В результате продолжительной переписки с указанными архиереями, уже начали намечаться общие контуры этой программы. При обыске у СМИРНОВА обнаружено письмо епископа ДАМАСКИНА, в котором излагаются следующие взгляды: «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским. Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои только и смогут противостоять самому «зверю». Времена же приблизились несомненно апокалипсические». «Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми. И необходимо по возможности исправить совершенный грех путем противодействия злу, до готовности даже кровию омыть грех свой». На вопрос об отношении к этому документу СМИРНОВ ответил: «Автором письма является епископ ДАМАСКИН – мой единомышленник. Письмо было написано архиепископу Серафиму (Самойловичу), а в копии – мне. Смысл этих воззрений состоит в том, что русским народом совершен общий грех перед Церковью, и вина в этом лежит, главным образом, на духовенстве. Задача состоит в необходимости более глубокого воспитания народа, чтобы членами Церкви были истинные христиане, что и означает противопоставление царству злобы. Эти взгляды я высказывал епископам ДАМАСКИНУ и АФАНАСИЮ, которые были со мною солидарны по этому поводу». Наряду с этим митрополит СМИРНОВ предпринимал и практические шаги по организации нелегальных ячеек церковников, которые должны были явиться массовой базой организации. Установки по организации подобных ячеек СМИРНОВ давал неким Ивану Ивановичу, Софье Петровне, монахам Горгонию и Паисию, следствием не установленным. В качестве связиста между собою и указанными лицами СМИРНОВ использовал обвиняемую ФОКИНУ Лидию Николаевну, возвратившуюся из ссылки в июне с. г. Отрицая организационную деятельность по созданию нелегальных ячеек, по этому вопросу СМИРНОВ показал: «Весной 1934 г. ко мне приезжали некие Иван Иванович и Софья Петровна и поставили передо мной вопрос – можно ли доверять архимандриту Горгонию, т. к. Горгоний не был нам известен, то тогда возник вопрос относительно иеромонаха Паисия. Спустя примерно месяц-полтора ко мне приехал Паисий. Он произвел на меня благоприятное впечатление и поэтому, когда Фокина поехала в Москву, я просил ее зайти к Ивану Ивановичу и сообщить ему, какое впечатление произвел на меня Паисий».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помощником Смирнова и в Сураже и в Чернигове был богатый купец-раскольник посада Еленки Гусев, а в хлопотах о взятии Швецова напоруки приняли участие клинцовские фабриканты-раскольники, именно предлагавшие от себя поручительство за арестованного. Вообще, в средствах для того, чтобы добиться разрешения взять Швецова напоруки недостатка не было. Слышно, что предлагали в поручительство за сохранность такого драгоценного узника 10,000 руб. Но Смирнову с компанией дано было знать, что это сумма слишком большая для формального залога, а лучше употребить ее на негласные расходы для получения разрешения внести этот формальный залог в размерах гораздо меньших. И действительно, последовало разрешение отпустить Швецова напоруки, со взятием за него лишь 1,500 рублей. Смирнов, с помощью московских рублей, устроил не только освобождение Швецова из тюремного замка, а обделал дельцо и поважнее. Хорошо понимая, что участь Швецова зависит всего более от тех вещественных доказательств его преступной деятельности в качестве раскольнического пропагандиста, которые захвачены были при его аресте, сей г-н Смирнов, как истый стряпчий от раскола, конечно, по соглашению с самим Швецовым во время утренних с ним свиданий, решился выкрасть важнейший из этих вещественных доказательств, которые находились при деле в Черниговской Духовной Консистории. Должно быть г-н Швецов и г-н Смирнов припомнили, как их первоучитель, пресловутый инок Павел, основатель Австрийской иерархии, почитаемый ими чуть не за святого, бессовестнейшим образом выкрал из архива Черновицкого Крайзамта документы о закрытии Белокриннцкого монастыря, подкупив архивных чиновников, и вздумали последовать столь великому примеру, основательно рассчитывая, что если в Черновцах можно было подкупить крайзамтского чиновника, то в Чернигове еще легче подкупить какого-нибудь консисторского служителя. И мастер сих дел, раскольнический поп Смирнов, действительно, отыскал такого податливого человека в Консистории, предложил ему приличную сумму, за которую тот и вручил ему нужные документы из дела о Швецове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010