Духа от Святого (ср. 2Кор.1:21 ). 675 Иногда слово, имеющее особенное значение ставится в начале предложения в именительном или винительном падеже, чтобы выразительно оттенить его, как главный предмет целой речи, хотя грамматическая конструкция требует иной зависимости, и дальнейшая речь построена совершенно не так, как требовало ее начало. Это бывает особенно в живой речи, когда говорящий всецело поглощен развиваемою мыслью, а не словесным выражением ее. Такое явление в грамматике называется анаколуфом ( Jelf , А Grammar §477, l; Winer , Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms, §63. I. 2 d , S. 534). Особенно часто встречаются анаколуфы в народной речи. 676 Buttmann, Grammat. des neutest. Sprachgebr. §123. 3; Jelf ., А Grammar §824. II. 4; Winer , Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms, §597, S. 493. 683 Cremer, Bibl.-theol. Wörterb. S. 284–298; Grimm , Lexicon graeco-latinum, p. 102. B. Мышцын , Учение Св. Апостола Павла о законе дел и законе веры, стр. 111 сл. Ср. изъяснение I, 9 и II, 1 (стр. 337–338. 348). 690 Cremer, Bibl.-theolog. Wörterb., S. 703–704; Gerb. Heine , Synonymik des Neutestamentlichen Griechisch, S. 198. 695 Cremer, Bibl.-theolog. Wörterb., S. 139–140; Gebh . Heine , Synonymik des Neutestamentlichen Griechisch, S.81; Дим . Введенский , Учение Ветхого Завета о грехе, стр. 2. 18. 38. 39. Grimm , Lexicon graeco-latinum, р. 20. 700 Cremer, Bibl.-theol. Wörtb. S. 187–189; Grimm , Lexicon graeco-latinum, p. 92–93; cp. Fdw. Hatch , Essays in Biblical Greek, Oxford 1889, p. 45–47. 702 Д. И. Богдашевский, Лжеучители, обличаемые в первом послании Ап. Иоанна, стр. 20: «потому что сначала диавол согрешил, или грех первоначально принадлежит диаволу». 707 Как это делает Düsterdieck (в комментарии), изъясняя τι в последнем предложении в смысле φ’σον. 710 Cremer, Bibl.-theol. Wörtb. S. 850–852; Trench , Synonyms of the N. T. p. 315–317; прот. С . K. Смирнов ,Особен. греч. яз. новозав., стр. 37. 711 Winer, Grammatik des neutest. Sprachidioms, §42, 2, S. 285–286; cp. Jelf , A Grammar, §804, 2 (об употреблении ε вм. τι при глаголах ϑαομζειν, χϑεσϑαι, αοχνεσϑαι и под.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

§ 7. Распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме Господь Иисус Христос основал Свою Церковь из немногих, только избранных лиц; впоследствии же, по Его божественному предначертанию, она должна была обнять все народы и распространиться во всем мире. Дело распространения и устройства Церкви Он возложил на своих ближайших учеников, апостолов, обещая для предстоявшего им служения облечь их силою свыше. «Не отлучайтесь из Иерусалима, – говорил Он им пред Своим вознесением на небо, – но ждите обещанного от Отца... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» 1 . Обетованием Святого Духа Спаситель окончил Свои наставления апостолам относительно распространения и устройства Церкви и вознесся на небо. По вознесении Господа Иисуса Христа апостолы, согласно Его повелению, основали свое местопребывание в Иерусалиме и ожидали здесь сошествия Святого Духа. Все они, вместе с Богоматерью и другими верующими, «единодушно пребывали в молитве и молении», для чего собирались в особом доме. В одно из собраний, на котором было около 120 верующих, апостол Петр предложил на место отпадшего Иуды Искариотского избрать для апостольского служения другое лицо из числа тех верующих, которые все время находились при Спасителе и были свидетелями Его воскресения. Собрание поставило пред апостолами Иосифа Варсаву и Матфия. После общей молитвы бросили о них жребий, жребий пал на Матфия, и он сопричислен был к одиннадцати апостолам. Наконец, по прошествии десяти дней от вознесения Господня, в еврейский праздник Пятидесятницы, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. В этот день все они были вместе. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них; и исполнились все Духа Святаго» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

σαρκς κα αματος... παραπλσιως μετσχε ατν Евр.2:14 ). «Он должен был во всём уподобиться братьям (κατ πντα τος δελφος μοιωϑναι 17 ст.). Здесь, очевидно, апостол имеет в виду человеческое тело Христа с его земными элементами «плотью и кровью». Но говоря об уподоблении Христа «по всему» своей братии, апостол разумеет, что телесность Христа была только частью человеческого подобия, хотя частью необходимой для полного подобия. Воплощение было актом самоунижения Сына Божия, потому что плоть есть часть человеческого существа, совершенно противоположная Богу и Господу, Который «есть Дух» ( 2Кор.3:17 ). Это было снисхождение Сына Божия к немощи, потому что плоть есть именно немощная часть человеческого существа. Вообще воплощение со стороны Иисуса Христа, образа Божия и равного Богу, есть унижение Себя Самого, принятие образа раба ( Флп.2:5–7 ). Целью этого было искупление человечества от греха. Сущность искупления апостол излагает следующими словами: «как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной, в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 : ν μοιματι σαρκς μαρτας κα περ μαρτας κατκρινεν τν μαρταν ν τ σαρκ). Принятие плоти своей целью имело то, чтобы Сын Божий мог стать жертвой за грех (περ μαρτας) и чтобы грех таким образом был осуждён во плоти (τν μ. ν τ σαρκ). Центр тяжести этого, нелёгкого в экзегетическом отношении, места в слове μοωμα – подобие. μοωμα обозначает вообще отношение двух предметов близких между собой, как копию и образец. Но в понятии подобия, сходства может быть несколько моментов: во-первых, сходство по виду, формальное, а во-вторых, момент воспроизведения этого сходства (репродукция). У ап. Павла μοωμα имеет преимущественно второе значение, но употребляется и в первом: Рим.1:23 «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку (ν μοιματι εκνος)». Здесь апостол говорит о языческих идолах. Идол для язычника был или само Божество (фетиш), или образ существа, сокрытого под формой идола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Апостолы, однако, оставались в Иерусалиме. Рассеяние верующих из Иерусалима послужило на пользу Церкви, так как они сделались распространителями Христова учения во всех тех местах, через которые проходили из Иерусалима или в которых поселялись на жительство. Одни из них проповедовали в Иудее и Самарии, другие же прошли с проповедью Евангелия даже до Финикии, Кипра и Антиохии; впрочем, все они распространяли учение Христово только между иудеями, самарянами и пришельцами правды 10 . Так, один из семи диаконов, Филипп, пришел в Самарию и проповедовал жителям ее о Христе. Свои слова он подтверждал чудесами, изгоняя нечистых духов из одержимых ими и исцеляя расслабленных и хромых. «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса». Следствием проповеди Филиппа было то, что многие из са­марян крестились; между прочими крестился некий Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне уверовали во Христа, послали к ним Петра и Иоанна, чтобы низвести на них Святого Духа. Петр и Иоанн, пришедши в Самарию, возложили на новокрещенных руки, и они получили благодатные дары Святого Духа. Симон волхв, видя, что чрез возложение апостолами рук подается Дух Святой, предложил им деньги с просьбою дать и ему такую же власть низводить Святого Духа. Симон крестился не по убеждению, а с тайною целью получить возможность творить чудеса, чтобы еще более изумлять народ, почему и обратился к апостолам с такой просьбой; как маг он считал апостолов своими собратьями, только более его искусными. Апостол Петр ответил ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия». На возвратном пути в Иерусалим апостолы Петр и Иоанн прошли с проповедью Евангелия по многим Самарийским селениям, а диакон Филипп, по указанию ангела, отправился на дорогу из Иерусалима в Газу и, встретивши здесь одного вельможу эфиопской царицы, приезжавшего в Иерусалим на поклонение и возвращавшегося домой (очевидно, последний был пришельцем правды), обратил его ко Христу и крестил 11 . В это же время один из 70-ти учеников Спасителя, Анания, пришел в Сирию и положил начало Церкви в Дамаске. Вообще, при посредстве рассеявшихся из Иерусалима верующих христианские общины появились на пространстве всей Палестины и отчасти в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Астрономия, история, топография, механика, физика, геометрия, даёт ответы на все эти вопросы. Но знание «созидает только тогда, когда ему предшествует и сопутствует добрая воля». Без этого «будут резать по правую сторону – и останутся голодными: и будут есть по левую – и не будут сыты, каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема и Ефрем Манассию, оба вместе – Иуду» ( Ис.9:20–21 ). «Сирияне с востока, Фелистимляне с запада, – будут они пожирать… полным ртом» ( Ис.9:12 ). Так сильный может, при одном холодном знании, «есть бессильного во весь рот» 67 . И едят! – сказал бы теперь почивший библеист. «Утерян секрет» – «быть довольным» 68 … Человечество опирается теперь на «три жезла» – на «опыт, разум и науку» 69 , с которыми и восходит на вершину гордости. И гордецы множатся, так как «у зла более пособников, нежели у добра» 70 . Гордость всюду. Гордость развивает «аппетит» к властолюбию, которое одновременно зовёт и к свободе от власти и, подменяя понятие христианской свободы, предлагает обществу хлеб, но «хлеб недопечённый» 71 . Аппетиты отдельных лиц превращаются иногда в аппетиты целых народов. Результат этого – «вечный голод» 72 . Такие народы нуждаются «в постоянной пище» – и они «объявляют войну против того, кто ничего не кладёт им в рот» ( Мих.3:5 ). Царства, стремящиеся к обладанию всем миром, прекрасно характеризуют пророки. «Эти царства требуют от всех безмолвного подчинения». И мир слышит речи самоуслаждения: «я – и никто, кроме меня» ( Ис.47:7,8:10 ); речи самоуверенности: «кто придёт ко мне»? ( Иер.49:4 ); речи пагубного насилия: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»! и вот, хребет людей делается как бы землёй и улицей для этих проходящих великанов ( Ис.51:23 ); а только мирный заговорит, они – к войне ( Пс.119:7 ). Пресыщенных и вместе вечно голодных гордость облегает, как ожерелье, и дерзость одевает их, как наряд уже выкатываются глаза их от жира, а жадные помыслы всё ещё бродят в сердце. Они над всем надеваются, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле ( Пс.72:6–9 ) с высокомерной речью: «силою руки моей и моей мудростью я сделаю это.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Благодатная сила Святого Духа, излившаяся на апостолов во всей полноте, обнаружилась на первый раз тем, что они получили способность говорить на разных языках. В то время на праздник Пятидесятницы в Иерусалим собрались во множестве иудеи рассеяния и пришельцы иудейской церкви, жившие в разных пределах Римской империи и других странах. Они говорили на языках тех стран, в которых жили. Когда послышался шум с неба, то многие из них собрались около дома, в котором находились апостолы. Апостолы обратились к ним с проповедью, причем говорили на тех же языках, на которых говорили собравшиеся. Все пришли в изумление и недоумевали, каким образом простые неученые люди, каковыми были апостолы, могут говорить на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и произнес к собравшимся воодушевленную речь. Сначала он объяснил, что виденное ими чудо – дарование способности говорить на разных языках – есть исполнение пророчества Иоиля об излиянии благодатных даров Святого Духа во время пришествия Мессии на верующих в Него, затем показал, что ожидаемый Мессия явился в лице Иисуса Назорея, Которого они, иудеи, убили, но Который воскрес и воссел одесную Бога Отца; в заключение же убеждал весь народ израильский твердо знать, что распятый Иисус есть истинный Мессия (Христос) и истинный Господь. Слышавшие это умилились сердцем и спрашивали апостолов, что же им делать. Апостол Петр сказал на это: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». Иудеи рассеяния, более других подготовленные к принятию Мессии, первыми и начали принимать христианство – из них, по слову апостола, в тот день крестилось около трех тысяч человек. Со дня сошествия Святого Духа началась открытая проповедь апостолов об Иисусе Христе. Они проповедовали и в Иерусалимском храме, и в частных домах и имели необыкновенный успех. Иудейский народ при их проповеди вспомнил Божественного Учителя и, чувствуя страх от сознания, что Он невинно предан смерти, начал искать успокоения в вере в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во Христе впервые плоть отделилась от греха, была безукоризненна в смысле нравственном и служила средством к освобождению от него и искуплением перед Богом. В человеческой возрождённой природе она также должна быть очищена и служить средством искупления. Плоть верующего должна служить средством к аскетизму и мученичеству. Значение физического тела, как орудия аскетизма, основывается на том, что вообще тело есть средство для обнаружения нравственного настроения. До возрождения оно служило слепым орудием греха, после возрождения оно умерло для греха и стало орудием праведности. И вот теперь, когда в душе происходит борьба между духом и плотью, человеческая воля может воспользоваться телом, как средством против греха. Измождением и порабощением ( 1Кор.5:5 ; Рим.9:27 ) его он даёт торжество духовному началу. Впрочем, аскетическое учение апостола самое умеренное. Общим законом человеческой природы он считает питать и греть плоть ( Еф.5:29 : никто никогда не имел ненависти к своей плоти), а с другой стороны эти попечения о плоти он запрещает превращать в похоти ( Рим.13:14 ). Наконец, он вооружается против ложного аскетизма, на дуалистической подкладке, который саму физическую плоть считал нравственным злом ( Кол.2:23 ). Аскетизм, таким образом, есть повторение внутреннего момента искупления. Но сходство идёт далее. Страдание человеческой плоти имеют искупительное значение для других. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле (σμα) нашем. Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти (ν ϑνητ σαρκ) нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор.4:10–12 ). Для каждого верующего, как члена церкви, есть всегда возможность вспомнить скорби Христовы за церковь в его собственной плоти. Это личное мученичество, искупляющее других, должно развиваться, бесконечно приближаясь к бесконечным скорбям Христовым за церковь ( Кол.1:24 ). Итак, в искупленной и возрождённой жизни человека те же моменты, что и в жизни Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Вышел сеятель сеять семя. И когда он сеял, иное упало на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло… Итак, вот какова почва и условия, при которых являются Петры»… «Давно пришедшая историческая ночь на пятницу, как будто, ещё не миновала или наступила вновь. То же отречение Петров от Христа на вопросы служанок, то же удаление от костров, – только без прежних слёз, без прежнего раскаяния и исправления» 56 . В заключение Андрей Петрович говорит о замечательном произведении кисти художника Габриеля Макса. Последний изобразил лик Христа, увенчанного терновым венцом. «Эта картина удачно выражает идею всеведения Господа и в то же время может служить пробным камнем для испытания степени внимательности человека – зрителя. В приложении же к настоящей речи картина именно выражает тот взгляд Господа, Который Он бросил на отрекающегося Апостола и который уловил хотя не постоянный, но внимательный ученик Его… При беглом, хотя бы и ближайшем обзоре, можно заметить только то, что очи Христа глубоко опущены долу. Кажется, Он ничего не видит. Он как будто намеренно закрыл Свои очи, чтобы не видеть того, что кругом совершается, чтобы не видеть отрекающихся от Него Петров. Но чем более мы всматриваемся в лик Христа с опущенными долу очами, ничего, как будто, не видящего, тем более и яснее замечаем, что прямо на нас обращён Его глубокий, пронизывающий взгляд… Этот пронизывающий взгляд Христа сквозь опушенные, по – видимому, вежди способен наводить на размышления и отрадные и скорбные, смотря потому, как кто вёл себя у современного костра 57 . У главных современных костров Андрею Петровичу как бы нанесены были три никогда незаживающих раны. Он говорил о них и ранее сентября 1880-го года – времени появления статьи «У современного костра». Он будет говорить о них и до смерти… Эти раны не давали ему покоя, потому что они причинялись чуткому человеку. Но чуткий, он был и благороден.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Еврей библейского времени не находил в своём распоряжении иных слов для высшего выражения желаемого довольства, кроме слов: да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши, как искусно изваянные столбы в чертогах! Блажен народ, у которого это есть! ( Пс.42:12:15 ). И не было, кажется, этому народу горшей угрозы пророческой, нежели та, что у Ефремлян, как птица, улетит слава чадородия, ни рождения, ни беременности, ни зачатия не будет! А хотя бы они и воспитали детей своих, – отниму их ( Ос.9:11–12 ). Священные древние писатели не нарочно, невзначай, но нередко роняют нам в своих писаниях перлы относительно жизни древней целомудренной женщины. Стоит нанизать их одну нитку, чтобы увидеть, что эти перлы гораздо выше по цене своей жемчугов обыкновенных (Притчи Сол.31:10), красивей внешнего плетения волос, золотых уборов и нарядных одежд. В тех перлах светит сокровенный сердца человек в нетленной красоте духа ( 1Пет.3:3–4 ). Порывистую Рахиль, с её неотложным требованием и угрозой мужу, так её горячо любившему, мы уже слышали. А вот пред нами более сдержанная, но не менее скорбящая духом Анна, изливающая душу свою в молитвенном, при горьком плаче, обете пред Господом о сыне, так как Господь заключил чрево её ( 1Цар.1 ). Но ещё большее впечатление, нежели беззвучная, слёзная молитва Анны, – уста её только двигались, и не было слышно голоса её (ст. 13) – производит робкая, мягкая укоризна пророку, сорвавшаяся с уст богатой Сонамитянки, когда она сочла себя жестоко обманутой и разочарованной в самых дорогих для неё надеждах. Пересказ таков: благодарный за радушный приём, оказанной благочестивой женщиной, пророк Елисей желает со своей стороны отплатить ей чем-либо и предлагает: не переговорить ли ему о ней с царём, или военачальником? Она сказала: нет, средь своего народа я живу. И сказала он (Елисей): что же сделать ей? И сказал Гиезий (ученик пророка): да вот, сына нет у неё, а муж её стар. И сказал он: позови её. Он позвал её, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Естественно после всего этого призывный голос: вы видите бедствие, в каком мы находимся… Пойдём построим стену! Благовременна и молитва к Богу сил: призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе ( Пс.79:13–17 ). С восходом солнца нового года, когда выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–28 ), да взойдёт к Солнцу Правды и наша пламенная молитва: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские ( Пс.50:20 ). Да восстанет первым великий священник (и братья его священники), как пастырь добрый овцам, и зовёт овец своих по имени, и выводит их и ходит пред ними ( Ин.10:3–4 ), чтобы строить сначала овечьи ворота, как это было в старое время, при построении иерусалимских стен ( Неем.3:1 ). Но пусть за пастырем идут и овцы для дальнейших построек, хотя бы только против своего дома. Да не ослабевает сила у носильщиков при виде того, что мусора очень много и мы, как будто, не в состоянии строить стену» (4:10), это скорбь и молитва за Русскую землю… Основной тон этих откликов хорошо слышится, например, в его думах-печалях «о современном костре». Ненормальные явления в религиозной и общественной жизни заставляют вспомнить его тот костёр, который пылал в Иерусалиме на дворе первосвященников Иудейских Анны и Каифы в начале апреля 34-го года по Р. Х. в ночь на пятницу. После взятия Иисуса толпа возбуждённого народа грелась у этого костра. Здесь был и апостол Пётр вмешавшийся в гревшуюся толпу. И вот ему предлагаются три однородных вопроса: не из учеников ли он Иисуса?... И отрекается Пётр при «обличении – в упор». Уличаемый начал клясться, что не знает Человека, о Котором говорят. Заметив взгляд Христа при пении петуха, Пётр вышел вон и горько заплакал. А по преданию с этой ночи на пятницу и во всю последующую жизнь Апостол не мог без горьких слов выслушивать пение петуха 52 . Памятен библеисту и другой костёр. «Была другая ночь. Виден разложенный огонь, но не на Иерусалимском первосвященническом дворе, а на берегу Тивериадского озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010