Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сказание о Спасо-Каменном мон-ре послужило одним из главных источников Жития И., составленного в кон. XV - 1-й пол. XVI в. В наст. время известно 24 списка Жития XVII-XVIII вв. (перечень рукописей в кн.: Там же. С. 53 следует дополнить списками XVII в.: ГИМ. Син. 797; ГИМ. Увар. 122-8°, 257-8° и 759-4° и списком XVIII в. ГИМ. Муз. 1510). Житие И. компилятивно: вступление, Похвала святому и предсмертные молитвы И. восходят к Житию прп. Евфросина Псковского (а через посредство этого текста - к Житию прп. Дионисия Глушицкого), рассказ о жизни И. в монастыре - к Житию прп. Макария Калязинского, начало рассказа о кончине святого списано с незначительными изменениями с Жития прп. Павла Обнорского. Части текста, в к-рых сообщается об авторе Жития, восходят к Житиям прп. Стефана Махрищского и прп. Макария Калязинского. Во фрагменте, взятом из Жития прп. Макария, заменены слова, датирующие создание Жития: вместо «и се уже 64-му лету совершающеся по преставлении святаго» (РГБ. Ф. 304/I. 692. Л. 478) читается «и се уже в лета 6985-му совершающуся, по преставлении святаго». Эта дата не может обозначать время создания Жития И., поскольку оно основано на значительно более поздних текстах. Вероятнее всего, дата связывает житие И. со Сказанием, в к-ром под 6985 (1476) г. помещен рассказ о пожаре в Спасо-Каменном мон-ре. Возможно, ориентируясь на агиографический цикл, посвященный прп. Макарию Калязинскому, автор Жития И. оставил в зашифрованном виде свое имя:     ii   или   ii   Попытка применить простую литорею дает варианты:   ii   или   ii   к-рые можно принять за зашифрованное с искажениями имя Максим. Однако следует признать, что либо шифровка содержит ошибки, либо применен более сложный вид литореи. Работая над житием И., автор расспрашивал старцев обители и изучал записи Паисия (Ярославова), к-рые «той собра от старых от многых книг после пожара Каменнаго монастыря».

http://pravenc.ru/text/578044.html

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Ферапонту удалось выйти из трапезной незамеченным. 5 монахов были жестоко избиты в церкви, где они укрылись. Затем татары бросились искать добычу в кельях. В одной из келий находился Е. с 2 иноками, вероятно своими келейниками Миной и Митрофаном. После долгого истязания Е. перерубили шею, Митрофан был убит, Мине пробили голову. Пострадали также миряне, к-рые пытались укрыться за монастырскими стенами. Татары разграбили и сожгли обитель, уцелели лишь Троицкая ц. и строившееся тогда каменное здание Успенского собора. По сообщению Жития прп. Павла Обнорского, мон-рь подвергся нападению 14 янв. (в списке РНБ. Соф. 1493 указана дата 17 янв.). Е. скончался через 10 дней после набега, вслед за ним умерли от ран старцы Г. и И., Мина после долгой болезни поправился (в житийном рассказе противоречие: в видении Е. прп. Павел говорил о гибели помимо Е. еще 2 чел., на деле мученическую смерть приняли по крайней мере 4 монаха). В соответствии с предсказанием прп. Павла мон-рь вскоре был отстроен заново. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , память Обнорских преподобномучеников, погребенных в Павловом Обнорском мон-ре, отмечалась 10 авг. вместе с памятью прп. Павла ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 74; Г. ошибочно назван Иеронимом). Канонизация Д., Е., Г. и И. совершилась включением их имен в Собор Вологодских святых (празд. установлено в 1841). Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 468 [Г. ошибочно назван Иеронимом]; Житие прп. Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 187-188; ПСРЛ. Т. 26. С. 318, 324; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2005. С. 126-130. Лит.: Суворов Н. И. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 8-10; Верюжский. Вологодские святые. С. 256-258; Воскресенский А. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. Вологда, 1914. С. 31-33; Ключевский. Древнерус. жития. С. 271-272. И. Н. Шамина Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/178462.html

Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Вторая редакция Жития имеет больший объем по сравнению с 1-й редакцией. «Завет» И. во 2-й редакции сильно переработан: завещание построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Наиболее пространными дополнениями во 2-й редакции являются повествования о детстве святого, о его пострижении и жизни в Ниловой Сорской в честь С ретения Господня пуст. Составитель Жития свободно обращался с имевшимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с агиографическими канонами и активно заимствовал фрагменты из др. житий. Так, автор Жития передает беседу И. и прп. Нила, в к-рой последний предупреждает своего буд. ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Подобные диалоги встречаются в Житиях прп. Феодосия Печерского, прп. Александра Свирского и прп. Ефрема Перекомского. Во 2-й редакции Жития И. уточнена дата набега казанских татар, разоривших мон-рь,- 1538 г. Источником этих сведений исследователи называют Житие прп. Павла Обнорского (редакция Жития с 26 чудесами; см.: Каган М. Д. Житие Павла Обнорского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 315). Согласно Житию И., святой принадлежал к княжескому роду Охлябининых. Этот род происходил от ярославских князей Ухорских. Второй сын Василия Даниловича Ухорского, Федор Охлябина, стал родоначальником Охлябининых, а младший, Михаил,- родоначальником Хворостининых, упоминаемых в Житии И. как «свойственников» святого. Из сыновей Федора Охлябины в древнейших редакциях родословных книг названы Петр и Василий. В разрядной книге под 1515 г. единственный раз упоминается Иван Федорович Охлябинин, к-рый традиционно отождествляется с И. (РБС. Т. 8. С. 108; Ивина. 1985. С. 181, 217 и др.). Однако против этого отождествления есть ряд возражений. В. Б. Кобрин подвергает сомнению достоверность упоминания, считая его позднейшей вставкой (см.: Кобрин. 1995. С. 47-48). Впрочем, даже если признать запись аутентичной, то к 1515 г. И., вероятнее всего, давно уже не было в живых, поскольку он, по-видимому, скончался в 1499 г. (см. ниже). Если предположить, что он умер в 1521 г. (как указано в некоторых месяцесловах), то к 1515 г. И. был уже монахом и не мог находиться на гос. службе. Петра и Василия Охлябининых с И. отождествить также невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., Василий - под 1550/51 г.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Самый известный научный труд К.- «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых» - выходил отдельными выпусками в «Русском филологическом вестнике», потом был защищен как диссертация и опубликован в Варшаве в 1902 г. В предисловии исследователь отметил 4 подхода, сложившихся к тому времени в исследовании житийных памятников: изучение их как лит. формы; определение происхождения «легендарных мотивов»; установление «дидактической направленности» житий и «религиозно-нравственных воззрений» авторов; выявление исторической основы произведений. Отметив выдающийся вклад Ключевского в изучение рус. агиографии, К. обозначил свой подход к исследованию агиографических памятников: взглянуть «на житие не как на исторический источник, а как на литературный памятник». Задачами К. были: «1) изучение легендарных сюжетов житий и 2) изучение отражаемого ими религиозно-нравственного мировоззрения» (Очерки. 1902. С. VIII). Подобно большинству исследователей XIX - нач. XX в., К. был уверен, что «краткие жития составлены из пространных» (Там же. С. 27). А. П. Кадлубовский. Фотография. Нач. ХХ в. А. П. Кадлубовский. Фотография. Нач. ХХ в. Первые 4 очерка монографии посвящены преимущественно изучению «легендарных мотивов» и установлению заимствований в русских житиях из визант. агиографических сочинений, в 5-м очерке анализируются «данные для истории идей и взглядов... в житиях XV и XVI в.» (Там же. С. VIII). В 1-м («К вопросу о Житии преподобного Авраамия Ростовского»), 2-м («Великомученик Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский») и 3-м («Св. великомученик Никита и св. Никита, столпник Переяславский») очерках ученый выявил круг визант. житий, повествовательная модель к-рых была положена в основу житий названных рус. святых. В 4-м очерке («Легендарные рассказы Волоколамского патерика») К. обратился к тексту Досифея (Топоркова) . Проанализировав Иосифо-Волоколамский патерик , исследователь пришел к выводу, что «сама форма его представляет продукт сознательного подражания переводным памятникам» (Азбучному, Египетскому, Скитскому патерикам, «Лугу духовному», «Диалогам» Григория I Великого ). В 5-м, самом большом по объему очерке «Русские жития XV-XVI вв. и современные им направления русской религиозной мысли» К. поставил задачу определить, учила ли агиобиография «каким-либо определенным добродетелям и каким именно; выражает ли она известный религиозно-нравственный идеал и может ли рассматриваться как отражение культурного состояния эпохи» (Там же. С. 163). К. рассмотрел 30 текстов (различные редакции Житий прп. Сергия Радонежского, прп. Кирилла Белозерского, прп. Димитрия Прилуцкого, прп. Дионисия Глушицкого, Павла Обнорского, прп. Пафнутия Боровского, св. митр. Ионы, прп. Иосифа Волоцкого и др.), разделив их на 3 хронологические группы: относящиеся к периоду ранее деятельности Московского митр. св. Макария , тексты эпохи митр. Макария, более поздние произведения.

http://pravenc.ru/text/1319778.html

В неск. верстах от кельи П. находился мон-рь, основанный в 1389 г. учеником прп. Сергия Радонежского, пострижеником Св. Горы Афон Сергием Нуромским. Сведения об общении старцев есть только в Житии прп. Сергия Нуромского, в то время как биограф П. обошел вниманием этот сюжет. П. избрал Сергия своим духовным наставником, причащался и исповедовался у него: «Преподобный же Павел великий причащение имея Святых Животворящих Таин… преподобного Сергия Обнорского и Нуромского чудотворца, исповедая вся своя помышления. Бяше бо преподобный Сергий великому Павлу духовный отец» (РГБ. Ф. 285. 46. Л. 12-12 об.). Однажды П. вышел из кельи в лес, а когда вернулся, то «обрете келию свою отверсту, до основания разметану» (Там же. Л. 13). П. пошел к Сергию поделиться своим несчастьем, духовник успокоил и обнадежил его. Вернувшись, П. нашел келью нетронутой. В Житии Сергия Нуромского описан и другой интересный сюжет - о кормлении птиц подвижником. Однажды, навещая друга, прп. Сергий «обрете великого Павла, вне келия стояща, кормяща из рук птицы. Обретающихся ту множество же иных птиц малых, седящих на главе преподобного Павла и на плещах его. Вкупе же предстоят ему великий зверь, яже глаголется медведь, и лисица со зайцем». О дружбе подвижника с лесными зверями упоминает и Житие П. (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. 2005. С. 83). В пасхальную ночь П. услышал колокольный звон, к-рый доносился будто бы с противоположного берега Нурмы. В Житии Сергия Нуромского говорится, что П. рассказал об этом видении духовному отцу. По свидетельству Жития П., святой сообщил о чуде братии, к-рая к этому времени, очевидно, начала собираться и селиться возле его кельи. Было принято решение о строительстве церкви и основании мон-ря. П. отправился вместе с монахом из числа братии в Москву и просил у митр. Фотия благословенную грамоту на создание ц. во имя Святой Живоначальной Троицы. В нек-рых пересказах Жития названо имя сопровождавшего П. монаха, ставшего впосл. его учеником,- Алексия, постриженика прп. Сергия Нуромского (ЖСв. Янв. С. 307-308; см. также: Каган. 1988).

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Чудо 22 повествует о видениях инока Антония. Однажды во время болезни он увидел бесов, угрожавших ему расправой. После молитвы Антония к преподобному они исчезли. По мнению Пигина, данное Чудо является переработкой лит. памятника 1-й трети XVI в. (этот факт отмечали в свое время Ключевский и А. П. Кадлубовский ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 378; Кадлубовский. 1902. С. 207-208)). Чудо 23 повествует об обретении мощей святого. Игум. Протасий решил поставить над гробом П. каменную церковь и освятить ее во имя преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского. Когда монахи, копавшие землю, дошли до места погребения П., земля осыпалась и открыла часть гроба, к-рый оказался совершенно целым. Размышляя о том, можно ли открыть гроб и осмотреть мощи святого, игумен пришел в келью и задремал. Во сне он увидел преподобного, к-рый гневно произнес: «Почто помышляеши смотрити мощей моих. Да не огнь выидет и пожжет вас. И вели гроб мои оделати вскоре». Испугавшись, игумен призвал мастера Григория и, рассказав ему о своем страшном видении, повелел как можно скорее исполнить волю святого. В наст. время в Обнорском мон-ре находятся святыни, связанные с подвигами П.: камень, на к-ром он молился, и ископанный им источник. В 2002 г. по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко ; ныне архиепископ Песоченский и Юхновский) было обнаружено место погребения святого. Над ним построили деревянную часовню, в к-рой установили новое надгробие. Ист.:АИ. Т. 1. 257. С. 485-486; Суворов Н. И. Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1864. Т. 5. Вып. 3. Стб. 162-190; Вып. 4. Стб. 260-308; Розанов С. П. Отрывки из неизв. древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского//РФВ. 1912. Т. 68. 3. С. 226-236; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2005; Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий, Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 110-111; ПСРЛ. Т. 26, 37; Дорофеева К. В. Житие прп. Авраамия Галичского//ВЦИ. 2011. 1/2(21/22). С. 5-55.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Характеристика Л. как идеального игумена в Житии прп. Корнилия заимствована из Жития прп. Павла Обнорского ( Сергеев. 2000). Однако в последнем отсутствовала фраза, которая, очевидно, была добавлена автором Жития прп. Корнилия и может характеризовать собственно интересы Л.: «...к сим же и многы книги написа своею рукою». В Житии сщмч. Адриана Пошехонского Л. назван «великим»: по благословению игумена иноки Адриан и Леонид отправились пустынножительствовать в Пошехонье (РНБ. Погод. 861. Л. 370). Л. почитался в Комельской обители как ученик прп. Корнилия. Память святого в месяцесловах встречается редко. Под 26 дек. и 16 мая имя Л. упомянуто в святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 29 об., 56 об.). В месяцеслове (Там же. 131) на л. 259 под 10 авг. приписано: «преподобного Лаврентия игумена Комельского». В «Книге глаголемой Описание о российских святых» Л. указывается среди вологодских святых без точной даты или под 16 мая: «Преподобный Лаврентий игуменъ Комельский ученикъ святаго Корнилия преставися въ лето 7000». Преподобный внесен в список вологодских святых, составленный еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ист.: Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; Описание о российских святых. С. 132; Житие Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 170-197; Васильев Ю. С., публ. Акты Введенского Корнилиево-Комельского мон-ря//Там же. С. 94-107; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-788. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 706-711; Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Ист. и стат. описание Корнильево-Комельского мон-ря: Сост. в 1852 г. Вологда, 1855; Верюжский. Вологодские святые. С. 444-447; Лебедев А. К. 400-летие Корнилиева Комельского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1897. 13. С. 238-242; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897. С. 12-15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 487; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению. СПб., 2000. Вып. 3. С. 233-255; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 480-481; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2001; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 68.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на берегу р. Еды, к юго-востоку от Вологды, недалеко от места схождения дорог, ведущих в Вологду из Москвы и из Галича. Основан прп. Иннокентием Комельским в кон. XV в. О первых годах существования обители известно из «Завета» (см.: Нил Сорский. 2005. С. 320-321), составленного прп. Иннокентием перед кончиной (1491?). К этому времени в мон-ре еще не было храма. Прп. Иннокентий завещал возвести его и освятить во имя «Иоанна Предтечи, крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25». По «Завету», кельи ушедших из мон-ря или умерших насельников оставались собственностью игумена и братии. Монахам запрещалось торговать кельями или менять их, «но кийждо в своих келиах живет». Это свидетельствует, что при жизни основателя обитель была скорее скитом, а не общежительным мон-рем. Прп. Иннокентий Комельский, с видом Спасо-Преображенского мон-ря. Миниатюра из сборника Житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 64) Прп. Иннокентий Комельский, с видом Спасо-Преображенского мон-ря. Миниатюра из сборника Житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 64) И. К. м. упоминается в разъезжей грамоте от 8 дек. 1536 г., определявшей границы владений соседнего Павлова Обнорского монастыря : «На розъезде были... Инокентьевы пустыни строитель Варлам... да Инокентиевы пустыни крестьянин Неклюд Опарин» ( Каштанов. 1996. С. 147). Последний, возможно, был основателем дер. Неклюдово, к-рая позже числилась в вотчине мон-ря. Т. о., в 30-х гг. XVI в. у И. К. м. уже была вотчина и, следов., обитель уже была общежительной. В 1538 г. территория Комельской вол. была разорена казанскими татарами, мон-рь, стоявший на дороге, по к-рой со стороны Костромы и Галича двигались татары, пострадал одним из первых. Об этом свидетельствуют Житие прп. Иннокентия и более подробно Житие прп. Павла Обнорского: «А тогда их воеводы стояли на волоку на Леском (через Лежский Волок проходила дорога, связывавшая Вологду с Галичем и Костромой.- И. Ш.), и пришли во Инокентиеву пустынь безвестно, и ту церковь великого Иоанна Предтечи сожгли и келии, и три старца посекли. И... христиан пустыни тоя мечю предаша, а иные в плен отведоша. Неции же от них убежаша, многие раны о себе носящее, бежаша ко обители преподобного Павла и возвестиша вся ту живущем» (ГИМ. Увар. 1247(107) (134). Л. 64 об.). Т. о., к моменту нашествия казанских татар церковь, которую завещал построить прп. Иннокентий, уже существовала, в монастыре кроме строителя жили не менее 3 старцев, значительным было число принадлежавших обители крестьян.

http://pravenc.ru/text/389615.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010