Однажды на святого напали злые и неистовые разбойники. Схватив, они избили его без милосердия так, что он едва не испустил дух от многих ран. Оставив его еле живым, злые те разбойники ушли. Блаженный же, еле оправившись от ран, воздел руки к небу и сказал со слезами: – Владыка и преблагий Царь, призри с небеси на раны, полученные мною за то, что я ради Тебя удалился в сию пустыню. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня разделить страдание с избранными Твоими и носить на теле своем язвы ради имени Твоего святого. Сподоби меня участи святых Своих. Взгляни, как умножились враги мои и возненавидели меня неправедною ненавистью. Сохрани душу мою и избавь, да не постыжуся, ибо я уповал на Тебя. По молитве, блаженный почувствовал облегчение от страданий и благодарил Господа за то, что сподоблен был за любовь ко Христу принять раны на теле своем. И сказал он себе: – Не оставлю места сего, если даже и тьмы козней воздвигнет на меня враг. Я желаю умереть на месте сем, ибо, взыскуя Христа, пришел я сюда. Так говорил святой, укрепляя себя словом Господним: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:28–31, 22 ). Слагая все сие в сердце своем, блаженный укрепился и вооружился как добрый воин Христов, ополчившись духом своим против воинства духов невидимых; и стремился он к большим подвигам и прилагал труд к труду, пост к посту, молитву к молитве, надеясь на мздовоздаяние Небесного Царя. Но бес, начальник зла, снова, как лев, возревел на святого и многими напастями терзал душу его. Но все сии напасти от лукавых бесов и неправедных людей, святой терпел с радостью, будучи непоколебим душою, как крепкий адамант 6418 . Видя свое уничижение, злоковарный бес снова возбудил против святого лукавых и злых разбойников, желая через них причинить святому мучительную смерть на месте сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие Трифона, просветителя пермских остяков, упоминает о смерти ученика его Досифея, жившего 50 лет по смерти учителя; следовательно, написано не раньше 1662 года 532 . Но события жизни Трифона были еще свежи в памяти неизвестного биографа; на это указывают многочисленные и любопытные подробности в его рассказе. Он имел под руками письменные источники, ссылается на послания Трифона, точно обозначает грамоты, полученные им в Москве. Хотя в начале биографии он старался подражать Епифаниеву житию Сергия, но в дальнейшем изложении это не помешало ему рассказывать простодушно и откровенно, не заботясь, по-видимому, о том, в каком свете изображает Трифона его рассказ. В некоторых списках XVII века к житию Прокопия Устюжского с чудесами, описанными в XVI веке, прибавлен ряд новых чудес 1631–1671 годов, последнее из них есть любопытная для истории народных поверий легенда о бесноватой Соломонии, записанная устюжским попом Иаковом в 1671 году. Эти чудеса сопровождаются двумя похвальными словами, написанными, судя по упоминаемым в них святым, в XVII веке 533 . Во второй же половине XVII века описана жизнь других юродивых, Симона Юрьевецкого и Прокопия Вятскою. Житие первого сохранилось в нескольких редакциях. Около 1635 года послано было из Юрьевца в Москву к патриарху Иоасафу писание о житии и чудесах Симона. Редакция жития, по-видимому наиболее близкая к этому писанию по происхождению и литературному сходству, оканчивается посмертным чудом 1639 года 534 . На время составления жития Прокопия намекает единственное посмертное чудо 1666 года 535 . Эти жития обильны рассказами, иногда проникнутыми юмором и ярко рисующими беззащитность русского общества перед нравственным авторитетом в его деспотическом проявлении, на что так жаловались русские иерархи в XVII веке. Во второй половине того же века записывались чудеса Сильвестра Обнорского, как видно по рассеянным в них хронологическим указаниям; к этой записке прибавлено краткое известие о кончине Сильвестра в 1375 году. Но не сохранилось и намека на существование жития 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Благодарю искренне и за любезное приглашение к торжеству открытия Братства Св. Сергия. По истине желал бы на нем присутствовать, но здешние мои заботы и занятия так велики и многообразны, что не вижу возможности приехать в лавру на 26 сентября. Прошу Вас отсутствующего на сей раз почесть как бы присутствующим, а от меня принять на доброе дело прилагаемую при сем лепту. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть покорнейшим слугою К. Победоносцев. 17 сентября 1880 г. Петербург. На сем же письме приписано: «Извольте получить от меня несколько книг моего издания. Притом для академической Библиотеки посылаю недавно вышедшее весьма любопытное издание Коссовича: Canticum Canticorum, – достойное внимания»! 3 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Возвращаю при сем корректурные листы. При нынешних условиях печати не нахожу никаких затруднений к напечатанию указанных Вами мест. Не премину обратить чье следует внимание на составленную Вами службу Сильвестру Обнорскому, для разрешения оной к изданию 1074 . Кстати – известно ли Вам житие сего святого, вновь составленное (в статьях Ярославских епархиальных ведомостях и в отдельной брошюре) преподавателем Ярославской семинарии Корсунским? И еще кстати: известна ли Вам, и особливо между студентами, замечательная по мыслям и изложению книжка того же Корсунского под названием: «Двенадцать учебных речей»? Она заслуживает особого внимания. Приметьте в 15 «Уфимских Епарх. Ведом.» слово преосвященного Никанора на поминовении митрополита Макария и Скобелева. В нем есть мысли, которые рекомендовал бы я особенному вниманию историков новой школы, и в частности Вашему профессору Голубинскому 1075 . Гнев Божий на нас. Судьбы Божии отнимают у нас лучших людей. Вчера скончался преосвященный Викторин 1076 Подольский. Очень он был нужен Церкви в Подолии, но видно нужнее стал Господу Богу. Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев. 22 августа 1882 г. Ораниенбаум. 4 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Секретарь Черниговской Духовной Консистории Вощинин скупил в разных руках, на рынке и в лавках, разошедшиеся по рукам письма Московского митрополита Филарета к преосвященному Филарету Черниговскому , в разное время писанные и остававшиеся доселе неизвестными. Их всего 33. Многие из них интересны; многие относятся и до академических дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Январь, день 2-й, утреня. Седален 1-й по песни 3-й канона: «Река благочестия явився, учений твоих струями всю землю напоил еси, Сильвестре, яко святитель Божественный, и чудес тучами страстей скверну омыл еси, и пищный поток достойно наследовал еси» . «Чудес тучами страстей скверну омыл еси» , то есть чудеса приводят людей к познанию истины и благочестию. Отсюда видна цель их. Икос после песни 6-й канона: «Не истязую тя, Крестителю, пределы преходити, не глаголю тебе: рцы Мне, яже глаголеши беззаконным и учиши грешники. Точию крести Мя молча и чая, яже от Крещения: приимеши бо сего ради достоинство, яже не бысть Ангелом, ибо всех пророков больша тя сотворю» . За послушание Иисус Христос крестит его. Он обещает Предтече достоинство, какого нет у Ангелов, – сделать Его высшим из всех пророков. Отсюда можно думать, что Предтеча выше Ангелов, но каких? Канон 2-й, песнь 9-я, тропарь 1-й: «Священствовав усердно самаго себе, всеблаженне, сластей умерщвлением, и был еси нас ради Умертвившемуся жертва благоприятна» . Умерщвление в себе сластей есть священство самого себя, то есть принесения себя в жертву Богу. Отсюда: священство есть саможертва. Январь, день 6-й. Стихира на литии 4-я: «Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир и зрит разводящаяся Небеса, яже Адам затвори себе и сущим с ним, и Дух свидетельствует Божество, Подобному бо предтичет и глас от Небесе: оттуду бо свидетельствуемый, Спас душ наших» . При выходе Христа из воды после крещения небеса разверзлись для человеческой Его природы. И таким образом, в Своем лице Он открыл доступ туда всем людям, а он был закрыт им от Адама. Январь, день 10-й. Служба преп. Павлу Обнорскому, утреня. Канон, песнь 4-я, тропарь 2-й: «Худость ризную паче всех имел еси, преподобне, не возлюбив мягких и слабящих тело: весть бо от сего и душа смирятися, и сообразоватися внутренняя внешнему устроению» . Итак, чрез внешнее душа воспитывается во внутреннем своем состоянии. Нужно жестокое житие. Январь, день 22-й, утреня. Канон 2-й преп. Анастасия, песнь 6-я, тропарь 1-й: «Победил еси, сплется с мучителем, всеславне» . Когда мы боремся со злом или грехом или когда по вере подвизаемся или страдаем ради Христа, мы в том и другом случае боремся со врагом, и чем больше эта борьба приближается к решительному моменту, тем теснее мы сплетаемся в ней с врагом, а значит и должны быть терпеливее, рассудительнее, чище, смиренннее, кротче, – и лишь совершенным смирением, верою и любовью ко Христу до самоотвержения мы возможем победить его. Помоги, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 7 Октября, Канон преподобному Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед яко сушу/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Воду страстей моих изсуши, Боже,/источник безстрастия излия души моей,/и дай же пети чистою душею и устнами Твоего преподобнаго Сергия,/яко да пою присно:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Любовию Христовою уязвися, Сергие преподобне,/вслед Того усердно от души последовал еси,/восприя житие Ангельское, поя Богу:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Утверди весь помысл в Божественная заповедания,/житейских молв отвергся, в пустынех скитался,/преподобному Павлу собеседник, блаженне, бысть,/с ним пояше:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Устави неуставное смущение помышлений моих, Богородице Дево,/иже Сыну Твоему направляющих движения, и сердечную болезнь утоли воспевающих:/Избавителю Богу нашему поем, яко прославися.  Песнь 3 Ирмос: Ты еси утверждение/притекающих к Тебе, Господи,/Ты еси Свет омраченных,/и поет Тя дух мой.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Ты, преподобне, начало премудрости прием, страх Божий,/и сего ради положи в души своей основание добродетели/и на сем основании утверди вся помышления, Господеви вопияше:/поет Тя дух мой.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Мудрованием дольним высоту и смирение возлюбил еси/и на гору безстрастия взыде,/умертвив душетленныя страсти.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. В предстоянии ти молитвеннем бодро имея душевное свое око,/во еже прозирати грядущая, яко настоящая,/сего ради сказоваше собеседнику своему, преподобному Павлу, хотящая ему послежде быти.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Премудрость и Слово отчее несказанно родила еси, Богородице,/души моей лютую язву исцели/и сердечную болезнь утоли.  Седален, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Се во чреве, Богородице Пречистая,/Христа Бога паче слова имела еси, якоже Исаия предызрече,/паче естества бо Сего, Богородительнице, родила еси.  Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. От юности, блаженне, имел еси житие свое чисто и того ради Пречистому Владыце прилепися,/предстоиши ныне со Ангельскими лики,/присно источаеши преславная чудеса и исцеления/с верою приходящим к тебе.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Всякаго навета вражия избавити потщися,/яко да твою всесвятую память светло празднуем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. В пустыни безмолвия единствующу ти, Богоносе,/лукавый враг злонравных разбойник на тя воображает, хотя изловити Боголюбивую твою душу,/Бог же внят молитве твоей/победити того и ловления его.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во утробу Твою вселися/и, все человеческое существо восприим, обожи, Чистая,/преподобных множество священное привлече.  Кондак, глас 8 Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/доброты чудес твоих весь просветил мир,/Христов бо крест взем, последова Ему,/в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/тем и Христос даром чудес одари тебе,/Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти:/радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю. Икос Закону Божию повинуйся, от младенства путем прискорбным, блаженне, шествовал еси,/вся бо, яже в мире сладкая и красная, преобидев, вселися в пустыню,/в ней же крест свой взят, распя себе мирови, и мир тебе бысть распят./Темже от всех слышаще:/радуйся, яко презрел еси текущая и тленная;/радуйся, яко, Богом наставляем, пустыню достигл еси;/радуйся, яко в Нем подвизався, Богу угодил еси и врага победил еси;/радуйся, яко собра ученик стадо, имиже и доныне Бог прославляем есть;/радуйся, яко пресветлым житием своим святых Ангел удиви и человек пользова;/радуйся, яко на Небеси со Ангелы ликовствуеши, Троице предстоя, и о нас молишися;/радуйся, источниче чудесем неисчерпаемым;/радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

В 1925 году монастырь был закрыт. Ансамбль Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря – памятник регионального значения. Поставлен под государственную охрану постановлением Губернатора Вологодской области от 15.10.2001 года. В 2014 году исполнилось 600 лет со дня основания обители. Монастырь находится в Грязовецком районе Вологодской области, село Юношеское, п/о Ростилово. В середине 1990-х годов возвращен Русской Православной церкви Московского Патриархата. Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь основан преподобным Павлом Обнорским. Павел Обнорский (1317, Москва – 10 января 1429, Вологодская губерния) – ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, память 10 января (по юлианскому календарю). Родился в 1317 году в Москве, с детства имел склонность к монашеской жизни. В 22 года, когда родители стали предлагать ему вступить в брак, ушел из дома и в Рождественском монастыре на Волге принял монашеский постриг. Позднее перешел в Троицкий монастырь (ныне Лавра) и стал учеником Сергия Радонежского. В поисках места для уединения Павел посещал различные пустыни. После странствий остановился в Комельском лесу, где три года прожил в дупле липы при речке Грязовице, а затем перешел в том же лесу на реку Нурму, построил себе келью и выкопал колодец. Место жительства Павла стало известно, к нему начали приходить желающие стать его учениками. В 1414 году по благословению Сергия Радонежского и с согласия митрополита Фотия Павел строит Свято-Троицкий храм, вокруг которого возникает монастырь, получивший название Павло-Обнорский. Для обители Павел установил строгий общежительный устав, управление возложил на своего ученика Алексия, которого сделал игуменом. Сам Павел продолжил проживать в уединенной кельи рядом с монастырем. Скончался Павел 10 января 1429 года. Его житие было написано около 1546 года. Канонизирован в 1457 году. Мощи Павла Обнорского хранились под спудом в церкви Сергия Радонежского основанного им монастыря. В 1878 году над ними была установлена массивная серебряная рака. 26 сентября 1920 года рака была вскрыта. В настоящее время мощи хранятся в деревянной часовне на территории Павло-Обнорского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Лета 7035 (1557), Апреля 5 дня». (Приб. к V т. Древ. Российской Вивл.). В жизнеописании патр. Гермогена сообщается и об открытии мощей пр. Гурия и Варсонофия: об нем также сообщалось, отдельной статьей – чтением в прологах, напр. в Кириллов. Прол. XVII в., 1250 л. 100: «В тот же день (4 окт.) сказание в кратце о обретении мощей» и пр. 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский Чудотворец. – Житие пр. Сергия написано в 1584 г. при Иоанне IV, митроп. Данииле и епископе вологодском и велико-пермском Варлааме. Составитель его Иона игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло-Обнорского монастыря. Сам Протасий писал со слов инока Геннадия, которому о жизни пр. Сергия рассказывал Антоний, многократно слышавший о том же от Алексия, постриженника и ученика Сергиева, бывшего первым игуменом в Павлове (Верюжинский, Волог. свят. 231). По словам проф. Ключевского, «ряд иноков преемственно передавали один другому в продолжении столетия повесть о жизни святого (Сергия Вол.), пока около половины XVI в., последний из них, игумен Павлова Обнорского монастыря, Протасий, не записал предания в своих «свитках», которыми Иона пополнил изустные рассказы братии» (Жит. свят., 302). – Такова литературная история настоящего проложного чтения. – Пр. Сергий скончался в 1412 г. (Барсукова, 510) или в 1413 (Леонид, Св. Русь, 74). 4. Память преп. Параскевы Болгарской. – В Четьи-Минеи м. Макария житие пр. Параскевы помещено под заглавием: «Житие и жизнь преподобныя Матере нашея Параскевы, списанное Евфимием, патриархом Търновским. К концу же слова и како перенесена бысть в славную Сръбскую землю, списано Григорием Цамвлаком» (окт. стр. 1022). Но жизнеописание Евфимия (XIV в.), с добавлениями Григория Цамблака, было только одной из позднейших редакций жития этой святой. Преп. Петка или Параскева была родом из села Епивате, недалеко от Калликратии в окрестностях Константинополя; когда она родилась и умерла, неизвестно, но время её подвижничества относят ко второй половине X и к первым годам XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Жития многих из вновь канонизованных святых не были еще составлены, а некоторые надо было переделать, следствием чего явилась новая усиленная деятельность Макария. Еще раньше этих соборов он поручил Савве, епископу Крутицкому, постриженнику Иосифа Волоцкого , написать его житие, которое и поместил в Четьях Минеях, несмотря на то, что Иосиф тогда еще не был признан святим. Тогда же он поручил другому постриженнику Иосифа, старцу Фотию, составил службу Иосифу и благословил его в кельи «по ней молитвовати и до празднования соборнаго уложения». Еще в 1540 г., по поручению митрополита, инок Макарий написал житие преп. Макария Калязинского, который был канонизирован в 1547 г.; точно также раньше канонизации в 1545 г. Макарий поручил игумену Иродиону Свирскому составить житие преподобного Александра Свирского , скончавшегося только за двадцать лета перед этим, в 1533 году. В 1547 году, после первого собора, по поручению Макария, были написаны жития Александра Невского и митрополита Ионы. Первое житие написал Михаил, инок Владимирского монастыря, в котором хранились мощи Александра Невского; он был на соборе 1547 года и тут, по всей вероятности, получил от Макария поручение составить это житие. Произведение Михаила не что иное, как панегирик в форме похвального слова; такой же характер имеют и вновь составленные, по поручению Макария, жития Ионы Московского, Никона и Павла Обнорского. В 50-х годах инок Иосаф, по поручению Макария, составил житие Степана Махрицского, инок Маркелл Безбородый – житие Саввы Сторожевского, «Макарию умолену бывши отцы обители оная (Фросевской) и добре о сем подвигшуся и мене убогаго понудившу списати». Около того же времени были составлена два последние жития, внесенные Макарием в его Четьи Минеи: житие преп. Евфросина и житие князя Всеволода Псковского, составленные известным пресвитером Василием, ревностным защитником сугубой аллилуи. С этого временя Макарий хотя и кончил составление Четий Миней, но все-таки с неменьшей ревностью продолжал заботиться о дальнейшем развитии литературы житий. Тот же Василий составил, по его поручению, жития Саввы Крыпецкого, Никиты, Нифонта епископа Новгородского, и Исидора Юрьевского. В 1553 г., по поручению Макария, составлено житие Даниила Переяславского, а в 1560 г. он повелел игумену Варлааму Махрищскому и епископу Иосафу Вологодскому навести справки на месте в Авженском монастыре о чудесах преподобных Григория и Кассиана Авженских (Авнежских). Когда поручение ими было исполнено, Макарий постановил на соборе праздновать обоим новым чудотворцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо–Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в. Умер Сергии Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в.  Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 1379 г. К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице–Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в 4 верстах от СпасоНуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет (!). Монастырская колонизация Белозерского края связана с именами преподобных Кирилла и Ферапонта. Житие Кирилла  сообщает биографические данные о святом: в миру Козьма был родственником знатного вельможи Тимофея Васильевича Вельяминова, у которого он служил казначеем. Вельяминов возражал против желания Козьмы постричься в монахи, и только Стефану Махрищскому, оказавшемуся в это время в Москве, удалось убедить непреклонного родственника. Настоятель Симонова монастыря Федор постриг Козьму и нарек ему имя Кирилл. Новопостриженный инок Кирилл становится учеником старца Михаила  — следовательно, до 1384 г., так как зимой 1383/84 гг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010