После того чудесного явления она зачала во чреве дарованного Богом наследника русского престола. И когда пришло время, родился долгожданный сын, Великий князь Василий, нареченный в крещении Гавриилом, в 6987 (1479) году, 25 марта, в самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в первый час ночи. В апреле же, в Вербное воскресенье, младенец был крещен в церкви в обители Святой Троицы, у чудотворных мощей Преподобного Сергия, но об этом следует рассказывать отдельно. А эта история была рассказана Митрополитом всея Руси Иоасафом, который слышал ее из уст самого Великого князя Ивана Васильевича, Самодержца всея Руси. После этого родились у них и другие сыновья и дочери. Добавим, что эту Великую княгиню, Царевну Софию, Великий князь Иван Васильевич взял себе в жены из Рима, она была дочерью Фомы, царя Аморрейского. Венчал их в Москве в соборной церкви Святейший Филипп, Митрополит всея Руси. Царь же Фома был сыном Мануила, царя Греческого, и братом царя Иоанна Калоана, и Димитрия, и Константина. Глава 55. Чудо преподобного Сергия чудотворца о преславной п...    Не забудем упомянуть здесь и о другом чуде Преподобного отца Сергия.    Однажды литовский король послал многочисленное войско со множеством военных орудий к городу Опочке, что неподалеку от Пскова, желая разорить его. Со всей силой устремились враги, собираясь захватить город, словно птицу сетями поймать. Жители города, возложив надежду на Бога, мужественно противостояли супостатам и многих перебили. Но враги с новой силой устремились на город, пытаясь взять его всевозможными хитроумными способами. Горожане сопротивлялись, как могли, так что в городе почти не осталось камней и деревьев — все сбросили со стен на врагов. Однако надежда на Бога не ослабевала в них.    И вот тогда одной женщине явился во сне святой Сергий чудотворец и сказал: «Зачем унывают воевода и жители города и думают, что не осталось у них чем обороняться — камней и деревьев? Или не знают они, что множество камней лежит в земле у городской церкви за алтарем?» Проснувшись, женщина рассказала о том воеводе Василию и всем людям, но они не поверили ей. Лишь один нищий, услышав ее слова, пошел к указанному месту возле той церкви и, взяв что-то в руки, стал копать землю. И — о превеликие чудеса Преподобного отца!нашел камень, который едва могли сдвинуть двадцать человек. Потом прибежали и другие люди, стали копать и нашли под землей целый склад камней, которого раньше ни один человек не видел и ничего не слышал о нем. И великое множество камней подняли на стены города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Но пора остановиться, ибо уже довольно сказано для прославления чудес Преподобного. Не сетуйте же, отцы и братия, что мы не расположили главы по порядку и по чину, так что события одного года оказались в разных местах, ведь как только мы что-либо от кого-нибудь слышали или находили в древних записях, так тотчас и записывали. Кое-что мы видели своими глазами, как уже говорили выше, но тогда мы еще не думали о записях, пока не вышло повеление Государя Царя. А с тех пор, призвав на помощь Бога, и Богородицу, и самого Преподобного, дерзаю писать так. 1. Из летописной книги. О чуде святого Сергия, как он исцелил слепую жену. В книге о житии Преподобного оно не записано В 7063 (1555) году, 25 сентября, в день памяти Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудотворца, пришла помолиться некая женщина, по имени Домникия, раба Василия Машутки, слепая; два года она болела и не видела света, но со слезами просила чудотворца Сергия, чтобы он смиловался и подал ей исцеление. И дивный в чудесах Преподобный Сергий помог ей – она стала здоровой, как будто никогда и не болела, глаза ее прояснились. Увидев это, Царь и Великий Князь воздал хвалу Пресвятой Троице и Пречистой Богородице и, отслужив благодарственный молебен Преподобному чудотворцу Сергию, угостив братию и раздав богатую милостыню, ушел из обители в радостном расположении духа. 2. О умножении муки от небольшого сусека по молитвам святого Поведал нам соборный ключарь Иван, по прозванию Наседкин 187 . Было это, рассказывал он, в ту пору, когда Господь Бог наш, по благодати Своей, изволил излить милость Свою на христианский народ и бурю многомятежной этой жизни преложить на тишину: Троице-Сергиев монастырь освободился от долгой осады и полковники литовские Петр Сапега и Лисовский бежали из-под монастыря с великим срамом. В то время служилые люди, все еще остававшиеся в Троицком монастыре, терпели всякую нужду и скудость вместе с иноками и мирянами; и ключарь Иван был тут, жил в монастыре. Пути и проезды еще не очистились, поляки, литовцы и русские изменники устраивали засады в проезжих местах, убивая христиан, не пропуская ни с чем в Московское государство и к Троицкому монастырю, не давая подвозить продовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келлии каждого брата.    Ночи Сергий проводил в молитвах без сна; он питался только хлебом и водой, да и этого употреблял понемногу, и ни одного часа не оставался праздным. Так он победил свою плоть суровым воздержанием и великими трудами. Когда бес возбуждал в нем плотские волнения, Преподобный прилагал к своим подвигам еще большие, заботясь о процветании места того, чтобы труд его был угоден Богу. И что бы он ни делал, на устах его всегда был псалом, в котором говорится: «Всегда видел я Господа пред собою, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15:8). Пребывая в молитвах и в трудах, он истончил и иссушил свою плоть, ради того чтобы стать гражданином Небесного града и жителем Вышнего Иерусалима.    Прошел один год, и вышеназванный игумен, который постриг блаженного Сергия, занемог и, некоторое время поболев, умер, преставившись от этой жизни ко Господу. Преподобный Сергий очень горевал и воссылал прилежную молитву к Господу, прося о том, чтобы Бог дал Игумена, наставника обители, отца и управителя, который сможет вести духовный корабль земной жизни братии к пристани спасения и избавит его от потопляющих волн — нападений злых духов. Так он молился Богу, прося Игумена и истинного устроителя тому месту, и Бог услышал молитву Своего угодника и внял его молению, чтобы не оказались ложными слова Давида: желание боящихся Его Он исполняет, и молитву их слышит, и спасет их (Пс. 144:19). Бог пожелал дать в Игумены обители самого просившего просителя, праведного управителя; кого просил Сергий, того и получил, — нашел и приобрел поистине праведного управителя, способного руководить обителью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   Между тем враги не знали, что происходит в городе, и приготовили всяческие приспособления и военные орудия для взятия его и разорения. Ночью, подойдя к городу и приставив к стенам лестницы, они, тесня друг друга, пытались влезть по ним, но горожане, возложив всю надежду на Бога, оставшимися деревьями и только что найденными камнями побили бесчисленное множество супостатов, с помощью Божией, по молитвам преподобного чудотворца Сергия. Враги с великим стыдом отступили, и остатки их войска поспешили убраться восвояси.    И довольно об этом. Глава 56. Сказание о городе Свияжске    В 7059 (1551) году, 16 мая, в 7-ю субботу по Пасхе, из Москвы от Царя и Великого князя Ивана Васильевича, государя всея Руси, были посланы воеводы с Шихгаалеем, царем Касимовским, и, не дойдя до Казани двадцати пяти верст, пришли на реку Свиягу, на указанное им место, где изволил Бог. И увидели, что место это очень удобно и весьма хорошо. И так оно понравилось царю Шихгаалею Касимовскому и всем московским воеводам, что они с радостью повелели своему войску с утра в воскресенье рубить лес и очищать место для построения крепости. С помощью Божией они быстро довели дело до конца, за короткое время поставили большую и красивую крепость. В том же году, 30 июня, они воздвигли деревянную соборную церковь Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Рождества, и шесть других храмов. Внутри крепости устроили монастырь, а в нем храм Преподобного Сергия чудотворца. И все воеводы и бояре, богатые и простые жители города исполнились веселия и славили Бога.    Множество исцелений произошло тогда от образа великого чудотворца Сергия, как бывало у гроба его. Слепые прозрели, немые заговорили, хромые стали ходить, бесы были изгнаны, а воины, томившиеся в плену в Казани, избавились от плена. Всякий недуг исцелялся благодатью, данной угоднику сему от Бога.    Но вернемся снова к крепости. Место, где поставили крепость, было вот какое: неподалеку поднимались высокие горы с заросшими лесом вершинами, а вокруг были крутые обрывы, дебри и болота. Рядом с городом с одной стороны было маленькое озеро, в нем пресная вода и множество всякой рыбы, необходимой для пропитания людей. Из этого озера вытекала река Щука, огибала город и вскоре впадала в реку Свиягу. На таком прекрасном месте, между двух рек, и встал новый город. И было тогда явлено первое чудо, начало чудес Божией Матери, по молитвам Самой Пресвятой Богородицы и новых святых, всех чудотворцев русских.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   Поведав это, инок Маркелл поднялся и пошел из церкви в свою келлию здоровым, освободившись от нечистых бесов. И говорил: «Весь день в Светлый понедельник я слышал, как они вопили тем же голосом, что и я, одержимый этим недугом и безобразно кричавший. Когда же наступила ночь, я стал совершенно здоровым и с тех пор уже не слышал их голосов, по молитвам Пречистой Богородицы и чудотворца Сергия».    Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г. Глава 50. О бесноватом юноше    Другой юноша также долгое время был одержим нечистым духом и претерпевал сильные страдания. Много раз бес повергал его на землю и извергал пену из уст его, так что все его тело становилось черным от злых мучений, творимых бесом. При этом несколько человек едва могли удержать бесноватого, от крика же его все приходили в ужас. И вот, придя в монастырь, по молитвам святого он исцелился и с тех пор, дав обет не уходить из монастыря, был в полном разуме, как будто ничем не страдал. Глава 51. Чудо об исцелившемся у гроба святого Сергия...    Другой человек, еще юный, пришел из города Ярославля, будучи немым; он подошел к мощам святого, приложился и тут же заговорил отчетливо, как и прежде, и рассказал о себе следующее: «В позапрошлом году, в Великую Страстную Пятницу, я пробудился от сна — и вдруг глаза мои закрылись, я стал совершенно слепым и вынужден был ходить с поводырем. Я пошел в Ростов, к чудотворцу Леонтию, и опять возвратился домой, а когда через год снова наступила Великая Пятница, я, проснувшись, понял, что очи мои отверзлись, поскольку я все ясно видел, — но отнялся язык мой, я стал немым. Услышав о чудесах преподобного Сергия, я пришел сюда с верою и, как видите, получил исцеление от святого». Глава 52. Чудо о бесноватом отроке, исцелившемся у гроба свя...    Был приведен и другой отрок, из рязанских бояр, Селивестров сын, одержимый нечистым духом, который сильно мучил его, так что отрок говорил непристойное и разрезал на себе одежды, и никто не мог его успокоить. Побыв у гроба святого чудотворца Сергия, он исцелился, но не пошел домой, к отцу и матери, а постригся здесь, в монастыре, и жил в послушании, помогая братии на разных монастырских работах до конца своей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Евгений, архимандрит Николаевской Чуркинской пустыни. Астрахань, 1888. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: С портр./Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря: В 12-ти т. и два тома доп. М., 1906–1912: Т. 1. Январь. 1906. Т. 2. Февраль. 1906. Т. 3. Март. 1907. Т. 4. Апрель. 1908. Т. 5. Май. 1908. Т. 6. Июнь. 1908. Т. 7. Июль. 1908. Т. 8. Август. 1909. Т. 9. Сентябрь. 1909. Т. 10. Октябрь. 1909. Т. 11. Ноябрь. 1910. Т. 12. Декабрь. 1910. Том доп. Ч. 1. Кн. I. Январь-июнь. М., 1912. Том доп. Ч. 1. Кн. 2. Июль-декабрь. М., 1912. Житие и наставления преподобного Амвросия старца Оптинского. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1847. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца/Составлено о. иеромонахом, ныне архимандритом Никоном. 5-е изд., испр. и доп. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Житие святого отца нашего Митрофана, епископа Воронежского. М.: Синод. тип., 1907. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. 4-е изд. Муром, 1893. Иоанн (Маслов) , архимандрит, доцент Московской Духовной Академии. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении: В 2-х ч./Московская Духовная Академия: Кафедра патрологии: Магистерская диссертация. Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1981. Ч. I. Жизнеописание Святителя Тихона и его литературное наследие. 271 с., фотогр.; Ч. II. Учение Святителя Тихона о спасении. 430 с. Марк (Лозинский) , игумен, профессор Московской Духовной Академии. Отечник проповедника: (Практич. пособие для студентов: 1221 пример из Пролога и Патериков). Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1971. Махно Лев, прот. Светлой памяти моего друга игумена Марка (Лозинского) . Загорск, 1973. Машинописный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   Сергий, провожая игумена, еще раз попросил у него благословения и молитвы. Игумен же сказал Преподобному Сергию: «Вот я ухожу отсюда, а тебя вручаю Богу, Который не допустит гибели Преподобного Своего, Который не даст грешным поднять жезл на жизнь праведных, Который не предаст нас в зубы грешников. Господь любит праведника и не оставит преподобных Своих, но навеки сохранит их; Господь сохранит тебя во всех делах твоих отныне и навеки, аминь». Сказав это и помолившись, игумен Митрофан благословил Сергия и оставил его, вернувшись туда, откуда пришел.    Читающим Житие следует знать, в каком возрасте постригся Преподобный. Ему можно было дать больше двадцати лет по внешнему виду, но более ста лет — по остроте разума, ибо хотя он был молод телом, но духовным разумом он был стар и совершенен, по Божественной благодати. После ухода игумена Преподобный Сергий подвизался в пустыне, живя в одиночестве, без единого человека. Кто может рассказать о его трудах, кто в силах поведать о его подвигах, которые он совершил, живя один в пустыне? Мы не можем передать, сколько духовных трудов и усилий он положил в начале своей отшельнической жизни, сколь продолжительное время и сколько лет он мужественно пребывал в этом пустынном лесу. Твердая и святая его душа стойко выносила все испытания вдали от человеческого лица, безукоризненно и непреткновенно исполняла устав иноческой жизни, сохраняя его в чистоте и неизменности.    Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого, его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови — ничего не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Но только вы, братья, стойте неколебимо от нападений змииных, да не пожрет вас враг, искони ненавидящий всех». И все слушавшие святые рассказы старца проводили его до самого подворья обители чудотворцевой, а находилось подворье у ворот монастыря Богоявления Господа Бога и Спаса нашего.    Вскоре стали собираться жители царствующего града, желая послушать, что скажет старец и пришедшие с ним. Служители подворья спрашивали собирающийся народ: «Зачем вы толпитесь у монастыря и почему так шумите?» Народ же говорил: «Старец из обители Святой Живоначальной Троицы пришел сюда, и пришедшие с ним привезли к вам печеные хлебы на двенадцати возах; их-то мы все и ожидаем, хотим услышать от них что-нибудь полезное для себя». Служители отвечали народу: «Нет, братья, не соблазняйтесь. Никто сегодня не приходил сюда из обители чудотворца». Народ же говорил настойчиво: «Мы все вместе с ними шли до этих ворот, и они рассказали нам все по порядку, как пострадали в обители от лютеран и от еретиков, и о том рассказали, как посещает чудотворец учеников своих. Зачем же вы говорите неправду и утверждаете, что никто не приходил? Ведь они прошли через весь город на глазах у всех, а вы лжете».    В то время как служители в воротах препирались с народом, к Келарю, старцу Авраамию, пришли посланные от Царя Василия, говоря с гневом: «Почему ты до сих пор не известил царя о прибывших и не представил их Царю?» И искали пришедших повсюду на Сергиевом подворье, но не нашли: никто не видел и не слышал о них.    Смятение продолжалось довольно долго, но потом все поняли, что это Бог посетил людей Своих. И с того дня во всех службах на подворье чудотворца был избыток хлеба и всякой еды, и все славили и благодарили богоносного отца, потому что не прекращались молитвы его и попечение об обители своей и о царствующем граде.    А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: «Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Некоторые из учеников Преподобного, желая удостовериться, поспешили на названное место, догнали святителя Стефана и его спутников, расспросили их об этом событии и убедились в том, что все рассказанное блаженным Сергием было правдой. Дивясь дару прозорливости, которого сподобился святой, иноки воздали хвалу Богу, благодеющему Своим угодникам.    Стефан Пермский, свт., во епископа Пермского поставлен в 1383 г. († 1396, память 26 апреля). Житие свт. Стефана Пермского написано прп. Епифанием Премудрым.    Поприще — мера длины, равная 1472,5 м. Глава 19. Начало андроникова монастыря    Необходимо также рассказать об основании монастырей учениками блаженного, об этом будет наше дальнейшее повествование. Начнем же с ученика Сергия, преподобного Андроника. Он был родом из того же города и местности, что и святой Сергий; в юности он пришел в монастырь к блаженному отцу и сподобился принятия от него иноческого пострига. Много лет он провел в совершенном послушании святому, будучи украшен всевозможными добродетелями. Святой любил Андроника за его благонравие и процветшие в нем добродетели и молил Бога даровать иноку благой жизненный путь. В продолжение многих лет этот чудный муж Андроник был побеждаем желанием создать обитель с общежительным уставом, он часто размышлял об этом и на Бога возлагал надежду на исполнение своего желания, говоря про себя: «Если Богу будет это угодно, то монастырь устроится».    Однажды монастырь Преподобного Сергия посетил Митрополит Алексий, потому что святитель имел великую любовь к Преподобному Сергию, связывавшую их духовными узами, и обо всем совещался с Преподобным. Во время беседы Митрополит обратился к святому: «Возлюбленный! Прошу тебя, ради духовной любви, окажи мне благодеяние». Святой ответил: «Святой владыко! Мы все в твоей власти, и никто не может отказать твоей святыне». «Если Бог поможет мне, — сказал Митрополит Алексий, — я хочу заложить и устроить монастырь. Во время моего путешествия из Константинополя в Русскую землю, мою митрополию, на море случилась сильная буря, и корабль, на котором мы плыли, начал тонуть, захлестываемый огромными волнами. Все плывшие на корабле перед лицом неминучей смерти начали молиться Господу, и я во время этой страшной бури также просил Всесильного Бога избавить нас от обступившей нас беды. Я дал обет: если Господь управит нас достичь пристани, то я построю церковь в честь святого, память которого будет праздноваться в этот день. И в тот же час буря прекратилась, наступил штиль, и мы достигли пристани в шестнадцатый день августа. Я хочу исполнить свой обет — построить церковь в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа и при ней благодатью Христовой устроить монастырь с общежительным уставом. Прошу у твоей милости, чтобы ты дал мне для этого твоего возлюбленного ученика, любезного мне Андроника».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

6:1), которые заповедуют нам исправлять людей смирением и кротостью». Сказав это и не дождавшись от крестьянина поклона, Преподобный поспешно подошел первым, чтобы с любовью и усердием поприветствовать гостя. Сергий с великим смирением поклонился ему до земли, с любовью по-христиански поцеловал его и, благословив, похвалил за верное мнение о нем. Из этого поступка Преподобного видно, как глубоко было его внутреннее смирение, ибо он сверх меры возлюбил невежду поселянина, который с гневом и презрением отвернулся от него, — насколько гордые радуются почестям и похвалам, настолько же смиренные радуются своему бесчестью и осуждению. Преподобный не только поцеловал своего гостя, но, взяв его за руку, посадил справа от себя, угощал едой и напитками и сотворил ему трапезу с почестями и любовью. Крестьянин рассказал блаженному о своей печали: «Я пришел сюда издалека ради Сергия, чтобы увидеть его, но мое желание не исполнилось». Преподобный на это ответил: «Не скорби, Бог так милостив к этому месту, что отсюда никто не уходит неутешенным. И твою печаль Он скоро разрешит и покажет того, кого ты ищешь и хочешь увидеть».    И вот, пока они еще продолжали беседу, в монастырь со славой и почестями прибыл некий князь, окруженный воинами, боярами, приближенными и слугами. Шедшие впереди телохранители и слуги князя, схватив крестьянина за плечи, с силой оттолкнули его и от князя и от Сергия. Еще издалека князь поклонился Сергию до земли, и Сергий благословил его; они поцеловались и вдвоем сели, все остальные стояли рядом. Крестьянин же ходил кругом, чтобы через народ разглядеть того, кем он пренебрег и кого он презрел; он безуспешно хотел протиснуться сквозь толпу и посмотреть или дотронуться до Преподобного. Наконец он обратился к одному из стоявших там: «Скажи мне, кто тот старец, который сидит справа от князя?» Его собеседник посмотрел на него и сказал: «Ты не здешний? Разве ты не знаешь Преподобного отца Сергия? Это он говорит с князем». Услышав это, крестьянин затрепетал от стыда и страха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010