Редакции А и Б близки между собой; в них еще ничего не говорится об обретении мощей Преподобного Сергия и посмертных чудесах. Близка к редакции А летописная редакция, помещенная в Никоновской летописи; она имеет ряд совпадений с редакцией Е. Остальные редакции В, Г, Д, Ε включают описание обретения мощей святого и посмертные чудеса, т. е. включают прибавления, сделанные уже после смерти Епифания Премудрого Пахомием Сербом. Каково же взаимоотношение редакций А и Б? Прежде всего отметим разницу в заглавии Жития. Редакция А Редакция Б «В той же день житие и жизнь и подвизи преподобного и богоносного отца нашего Сергия. В нем же имать и от бо жественных чудес его. Списано от Пахомия, иеромонаха Святыя горы. Благослови отче». «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергия. Списано учеником его священоиноком Епифанием. В нем же имат И от божественных чудес его» Редакция А по заглавию приписывается Пахомию Сербу. При сопоставлении текстов этих редакций легко заметить, что редакция А имеет разночтения с редакцией Б, носящие характер прямых заимствований из переводных житий. В литературе уже отмечались параллели между редакцией А и «Житием Ксенофонта и Марии» и «Житием Феодора Едесского» 8 . Чтобы показать, как протекала эта редакторская правка, остановимся на одном примере. Редакция Б «Не по мнозе же времени и родителие его сподобишася иноческаго образа и поидошя кажды въ монастырь и мало лет поживши в великом въздръжании итако предашя душя своя Господеви. Честный же тъи юношя, проводив их с плачем, и надгробные песне отпев, и тако скутав честная их телеса, погребе честно.Видев же тъии, яко никым же браним есть, пришел въ дом отца своего и елика обрете в дому ова раздасть требующим, иная же остави брату своему Петру. Он же, исшед из дому отча, не взем с собою ничто же от стяжаниа отча по божественному апостолу рекшу: «Уметы вся вмених, да Христа единаго приобрящу«» (стр. 219). Редакция А «Не по мнозе же времени родитилие его оставлеше мир и вся, иже въ мире, и поидошя кыиждо в манастырь, и сподобишася иноческого образа. И мало лет отживше в великом въздержании и тако предаша душа своа в руце Богови и в обитель вечныа отидоста чистаа жителя и съпруга. Доблии же убо Варфоломеи обычнаа възаконениа на ошествие родителем сътворь, и слезами почет умершаа отца и матере, погребе честно и священными службами того украси память, и все имение родителю своего раздасть требующим, рабы же вся свободив, и просто рещи, единою нынешняго жития растерзав, и яко некыи орел легкими крилома опрятав по въздуху преходя, и ошед мирьскых печалей и оставль дом отца своего, не взят съ собою ничто же от стяжаниа отча по божественному апостолу рекшу: «уметы вмених все, да Христа единаго приобрящу»» (с. 82). Житие Феодора Едесского

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Это делается потому, что о жизни и подвигах преподобного Сергия издавна были и теперь есть и подробные, и краткие сказания, в числе коих из древних следует упомянуть сочинение блаженного Епифания Премудрого , ученика преподобного Сергия, а из составленных за более позднее сравнительно время довольно упомянуть труды Платона, митрополита Московского, Филарета, митрополита Московского, и наше издание под заглавием: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», с картинами и многими рисунками (до 122). Москва, 1885 и 1891 гг. Дай Бог , чтобы наш патерик доставил своим читателям возможность хотя на несколько часов оторваться от сокрушающей наш дух житейской суеты и перенестись духом в тихие пустыни, в дремучие леса и дебри, где витали святые подвижники, где протекала их равноангельная жизнь, вся посвященная подвигам духовного самоиспытания и очищения сердца, вся устремленная к Богу и вечному блаженству... Не забудем, что если крепка наша Русь православная, если стоит она скалою незыблемой в виду треволнений, обуревающих другие народы христианские, то всем этим первее всего она обязана именно сим, бежавшим от мира, великим в своем смирении носителям духа Христова: они, как благодатные светильники, всюду зажигали в пределах северной Руси тот небесный огонек, который называется жизнью духовной, везде возбуждали и поднимали дух человеческий, привлекая к Богу сердца людские своим примером и молитвою. У них учился наш русский народ, как надобно жить по-Божьи, служить Богу в доброй христианской совести и любить ближнего истинною смиренною любовью. Напрасно укрывались от народа смиренные отшельники в глубину лесов дремучих и болот непроходимых – народ везде находил их, а любовь к ближнему, несмотря на глубокое их смиренномудрие, не позволяла им отказывать приходящим в слове назидания и утешения и побуждала делиться с ними сокровищем своего опыта духовного. Велик был монашеский подвиг сих избранников Божиих и сам по себе; но велико было и служение их Церкви и обществу, как избранных на сие служение орудий промысла Божия! Каково же было их смирение, когда и на мысль им не приходило, что они совершают великое дело Божие, что в их видимой немощи столь очевидно совершалась всемогущая сила Господа Бога, дивного во святых Своих!.. И поныне светят нам жития святых угодников Божиих, как звезды с неба церковного, и поныне, читая их, мы не только удивляемся их дивным подвигам, но и чувствуем в своем сердце тайное влечение хотя в некой малой мере проводить в свою личную жизнь те спасительные правила, коими они жили, идти, по мере сил, тем путем, каким они шли; чувствуем некую душевную тоску: отчего сами мы не живем так, как жили они?.. О, как были бы мы счастливы, если бы хотя издалече за ними следовали!..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15:5) и еще: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Мф. 7:7). Я призываю на помощь Господа Бога нашего, Спасителя и Помощника, ибо Он есть Бог наш, щедрый Даятель благ, Дарователь богатых даров, премудрости Наставник и Податель разума, заблуждающихся Исправление, научающий людей разуму, дающий умение неумеющим, дающий молитву молящемуся, дающий просящему мудрость и разум, дающий всякое благое дарование, дающий дар на пользу просящим, дающий хитрость незлобивым и юному отроку — благоразумие и ум, проповедание же слов Его просвещает и дает разум младенцам.    На этом я заканчиваю предисловие, помянув Бога и призвав Его на помощь: благо есть с Богом начать дело, и с Богом кончить его, и с Божиими рабами беседовать, и о Божием угоднике писать повесть. Начнем же самое главное — возьмемся за повествование, приступим к началу рассказа и так начнем описание жизни старца в Боге.    Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января).    Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября).    Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. Глава 2. Начало жития Сергия    Благослови, отче! Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных — от отца, звавшегося Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божиими угодниками, праведными пред Богом и людьми и исполненными и украшенными всякими добродетелями, что Бог любит. Бог не попустил, чтобы младенец, которому предстояло воссиять, родился от неправедных родителей, но сначала Бог создал и предуготовал таковых праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника. О достохвальная чета! О блаженнейшие супруги, бывшие родителями таковому младенцу! Сначала подобает почтить и похвалить родителей его, и это будет неким добавлением к похвалам и почестям ему. Ибо было необходимо, чтобы Сергий был дарован Богом для блага, спасения и пользы многих людей, и поэтому не пристало таковому младенцу родиться от неправедных родителей, и другим, то есть неправедным, родителям не пристало бы родить таковое дитя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Сергия в редакции прп. Епифания (ни в одной др. редакции помянника рода прп. Сергия Радонежского имя М. не встречается ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219)). Поминание 1-го духовного наставника троицкого игумена носило исключительно местный характер. По-видимому, напрямую оно не было связано с Троице-Сергиевым мон-рем. В пользу этого свидетельствует факт, что имя М. не попало ни в синодик иером. Троице-Сергиева мон-ря Мартиниана в 1645-1649 гг. (РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19-19 об.), ни в «Месяцеслов» троицкого келаря Симона (Азарьина) в сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201), ни в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых» в кон. XVII в., ни в «Книгу, обдержащую в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшую П. И. Савваитову , где были списки святых «Града Радонежа и монастыря», в нач. XVIII в. (Описание о российских святых. С. 76-83; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. IV. 8). В 1854 г. в очередной раз была обновлена роспись Троицкой ц. ( Горский. С. 18). До 1874 г. о М. вспомнили при создании надписи за правым столбом в юго-зап. углу этого собора. В ней было отмечено, что Варфоломей пострижен «игуменом Митрофаном в 1337 году, на 23 году от рождения» ( Бурейченко. 1958. С. 5). В 1981 г. имя М. было включено в Собор Радонежских святых по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева ), празднование Собору установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 132, 135-136; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 309-312, 320, 322, 348-349, 383-384. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 4, 62; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 5; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

Отец Никон сделал многое для того, чтобы Благая Весть распространялась по всей России, чтобы люди знали своих святых и молитвенников. До революции большой популярностью в народе пользовались его «Троицкие листки», которые распространялись миллионными тиражами. В 1885 году о. Никон Рождественский издаёт книгу «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца». Он сотрудничал в различных периодических изданиях, например, «Русское обозрение», «Русское слово», с 1902 по 1917 годы он издавал школьный журнал «Русская нива». Епископ Никон Рождественский считал, что в смутные времена особенно важно духовное просвещение народа, оно позволит сохранить его историческое единство и соборность. Он писал: « Исстрадавшаяся душа ищет опоры, ободрения, нравственной поддержки, и мысль невольно обращается к векам минувшим, и хочется раскрыть летописания церковные или жития святых, даже – даже наши русские летописи, чтобы перенестись хоть на несколько минут в иной мир, совсем на современный нам мир непохожий. Какая была тогда горячая, младенчески простая, но могущая и горы переставлять вера! Наши предки, не говорим уже о Божьих угодниках, были – это чувствуется как непреложная истина – были как бы в непосредственном общении с небом: для всего у них была одна мерка – согласно или несогласно известное деяние, даже намерение, с волей Божией; грех они грехом и называли, правда, грешили, но и каялись в своих грехах от всего сердца сокрушенного и духа смиренного: приходила беда – к Богу и Его угодникам обращались; Матерь Божия всегда была первым прибежищем русского человека; Церковь являлась всемощною заступницей, руководительницей в жизни, которой слушались и властители, и смиренные земли; история нашего народа была историей церкви, а так как Церковь в своей сущности есть живой, неумирающий организм, части коего находятся в живом непрестающим общении друг с другом, и люди, живущие на земле, присно пребывают в общении с отшедшими к Богу, то народ наш возрастал, как единый цельный организм, для которого прошлое было столь же жизненно, как и настоящее. Он черпал силы и жизненную мощь из прошлого не в уроках только истории, как у других народов, а в живом общении со святыми предками своими посредством молитвы, посредством божественной Евхаристии, посредством дел любви, творимых от имени тех, кого уже нет на земле. – Да, то была настоящая христианская жизнь!

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/18/...

Если житие старца не будет описано, но предано забвению, если у нас не останутся воспоминания и писания о нем, то святому старцу от этого не будет вреда, ведь тем, имена которых Богом записаны на Небесах, нет надобности в писаниях и воспоминаниях человеческих. Но мы сами тогда не получим пользы, пренебрегши таким полезным делом. И поэтому, все собрав, начинаем наше повествование, чтобы и другие монахи, не видевшие старца, прочли этот рассказ, последовали добродетели старца и поверили в его жизнь, ведь сказано: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29). Одна забота печалит и удручает меня более других: если я не напишу и никто другой не напишет Жития, то боюсь быть осужденным, согласно притче о негодном рабе, закопавшем талант и обленившемся. Добродетельный старец Сергий, чудный страстотерпец, неленостно всегда подвизался в добрых подвигах и никогда не был праздным — мы же не только сами не подвизаемся, но даже об известных чужих трудах, которыми полна жизнь Сергия, ленимся сообщить в повести, рассказать слушателям.    Теперь же, если Бог подаст, я хотел бы начать с самого рождения старца и описать его младенчество, детство, юность, иноческую жизнь, игуменство — до самой кончины его, чтобы не были забыты его великие подвиги, чтобы не была забыта его жизнь, чистая, тихая и богоугодная, но, смущенный, я боюсь приступить к написанию повести, не смею и недоумеваю, как начать писать, ведь это дело выше моих сил, поскольку я немощен, неучен и неразумен.    Однако я надеюсь на Милосердного Бога и на молитву Его угодника, Преподобного старца, и прошу у Бога милости, благодати, дара слова, разума и памяти. И если Бог подаст мне это, вразумит и научит меня, Своего недостойного раба, то я не отчаиваюсь получить Его благую милость и сладостную благодать. Ибо Он может творить все что хочет: может даровать слепым прозрение, хромым хождение, глухим слух, немым речь. Так и мое помрачение ума Он может просветить, неразумие поправить и мое неумение сделать умением во имя Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

4 е изд. М. в типографии Бахметева, 1865 г., 8°, стр 32. 22)       Преподобный Сергий Радонежский чудотворец М. в типографии Бахметева, 1867 r., 16°, стр. 15. 23)       Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всей России чудотворца (На сорочке: Житие и чудеса преп. и бог. о. н. Сергия игумена). Изд. Π.А. Глушкова. (Нач.: Господь, благоволивший возжечь великий светильник в земле Русской, не попустил, дабы благочестивая отрасл сия возникла от неблагоговейного корня...). М. в типографии Глушкова, 1867 г., 12°, стр. 54. По началу сходно с житием изд. 1863 года. 19). Сокращение его или новое его издание? 24)       Описание жизни и чудес преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Г. Лаврентьева. 1       изд. СПб. 1862 г, 8°. (Отзыв свящ. И. Флерова см. в «Духе Христианина» за 1862/3 год, октябрь, стр. 29–32). 2       изд. СПб. 1876 г. 8°. 25)       Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Составлено соборным иеромон. Никоном (Изд. редакции Троицких листков) С картинами и рисунками (до 65). 1-е изд. М. 1885 г., в Синодальной типографии, 4° (8°), стр. X+238. 2-е изд. исправленное и дополненное многими рисунками. М. 1891 г, в типолитографии И.Н. Кушнерева, 8°, стр. Х+257 26)       Сказание о жизни преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского. Сост. Сергей Кратч. М. 1889 г., 8°, стр. 27)       Житие преп. Сергия Радонежского и описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ее окрестностей. Кн Е. Горчакова. 1-е изд. М. 1888 г., 4°, (Свято-Троицкая Сергиева Лавра и ее окрестности. Изд. журнала «Воскресный День»). 2-е изд. (с заголовком, приведенным в начале). Изд. И. Сытина. М. 1892 г., 8°, стр. 96. 28)       Житие и подвиги преп. и богон о. н. Сергия игумена Радонежского чудотворца. Издание В.А. Абрамова. M., в типографии Иогансон, 1890 г., 16°, стр. 36 (В обложках, на коих различные изображения; на одной: Явление пресв. Богородицы преп. Сергию; на другой: Преп. Сергий у гробниц родителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

6       изд. M., там же, 1855 г., 8°, стр. 78. 7       изд. М. в Университет. типографии, 1857 r., 8°, стр. 76. 8       изд. М. в Синод. типографии, 1859 г., 8°, стр. 76. 9       изд. M., там же 1860 г., 8°, стр. 76. 10       изд. М. в типографии Готье, 1867 г., 8°, стр. 63. (С стр. 37: Некоторые черты...). 11       изд. М. 1888 г. 12       изд. М. в типографии И. Ефимова, 1891 г., с 6 рисунками, 8°, стр. 54. (С стр. 35: Некоторые черты). б)      на славянском языке. 1       изд. М. в Синод. типографии, 1859 г., 8°, стр. 118. 2       изд. M., там же, 1867 г., 8°, стр. 94. (С стр. 35: Некоторые черты). 3       изд. M., там же, 1872 г.. стр. 96. (С стр. 57. Некоторые черты). 16)       Житие преп. Сергия из Миней-Четьих сентября месяца (на славянском языке). 1 изд. М. в Синод. типографии, 1851 г., 8°, 38 стр. 2 изд. M., там же, 1858 г., 8°, стр. 34. 17)       Житие преп. Сергия, игумена Радонежского с приложением хромолитографированного изображения. СПб. (Базунов 334). 18)       Житие Преп. Сергия игумена Радонежского с изображением вида Троице-Сергиевой лавры и 3 картинами подвижнической жизни. М. 1863 г. (Бузунов 310). 19)       Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всей России чудотворца. (С одним рисунком преп. Сергий повелевает каждому из братий своих построить себе келию). Нач.: Едвали из всех житий святых русских (предисловие); 1-я глава: Господь, благоволивший такому светильнику воссиять в земле русской... М. в типографии Μ.П. Захарова, 1863 г., 12°, стр. V+101. У меня имеется экз. сего издания с цензурными поправками и дозволением печатать (от 23 марта 1864 г. Для второго издания?). 20)       Преподобный и богоносный Сергий Радонежский и всея России чудотворец. Новое издание. М. в типографии В. Семена, 1865 г , стр. 35. (Базунов 414). 21)       Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всей России чудотворца. (Нач.: Преп. Сергий родился в Ростове, в 1315 г., от родителей благородных и благочестивых Кирилла и Марии и назван был Варфоломеем.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Драгоценная книга. Житие преподобного Сергия Радонежского. Из собраний научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки. [Буклет]. (Авторы текста: Левочкин И. В., Зеленцов А. С., Молчанов В. Ф.) Калининград, Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. Евлогий (Смирнов), игумен. Братский молебен//Журнал Московской патриархии. 1972. 7. С. 18–20. Евлогий, архимандрит. Собор радонежских святых – престольный праздник Сергиевой лавры//Журнал Московской патриархии. 1981. 10. С. 17–19. Евстратова Е. Н. Сергий Радонежский и его эпоха в шедеврах Третьяковской галереи//Преподавание истории в школе. 2004. 8. С. 2–9. Епифаний Премудрый . Житие Сергия Радонежского//Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV в. М., 1981. С. 256–429, 570–579. Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 9–106. Епифаний Премудрый . Похвальное слово преподобному отцу нашему Сергию, составленное учеником его священноиноком Епифанием//Журнал Московской патриархии. 1972. 8. С. 37–44. Перепеч.: Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию. Создано было учеником его священноиноком Епифанием//Преподобный Сергий Радонежский. Житие, чудотворения, молитвы. М., 2002. С. 107–129. Еремина Т. Чтобы понять Россию, надо понять Лавру//Россия молодая. 1996. 8. С. 37–42. Жижина С. Г. Иконография Сергия Радонежского в резьбе народных мастеров Сергиева посада//Древнерусская скульптура. Сб. научных трудов. Вып. 3. М., 1996. С. 175–195. Жижина С. Г. О ложкарном искусстве Сергиева посада//Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сборник статей. Вып. 1. М., 1997. С. 96–106. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. Жизнь и подвиги великого печальника и заступника Русской земли преподобного отца Сергия, игумена радонежского. Иваново, 1992. Жизнь и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, радонежского и всея России чудотворца с историческим описанием Сергиевой лавры и ее окрестностей. В картинках. М., (Репринт издания 1889 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филарета выдержали многочисленные издания и были переведены на многие иностранные языки: греческий, польский, немецкий, английский, грузинский, арабский, алеутский и др. К указанного рода сочинениям м. Филарета близко примыкает его сочинение под заглавием: Историко-Догматическое обозрение учения о Таинствах, извлеченное из Академических лекций 1819 года и напечатанное в приложении к журналу: «Радость христианина» за 1900 год, кн. VI. Из так называемых агиографических сочинений м. Филарета нужно отметить здесь такие труды его no жизнеописанию святых: 1. Житие Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, Радонежского и всея России Чудотворца, которое почерпнуто было автором из достоверных источников и читано было им в Троицкой Лавре, на всенощном бдении, 5-го июля 1822 года. Это житие выдержало тоже несколько изданий и переведено было на французский язык самим автором его. Мы имеем второе издание его, сделанное в 1896 году, под таким заглавием: „La vie de Saint Serge, fondateur du couvent de Troïtza, (de La Très-Sainte Trinité), par Philarète Métropolitain de Moscou“; 2) Житие Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика Преподобного Сергия, читанное тоже на всенощном бдении в Троицкой Сергиевой Лавре, ноября 17-го, 1843 года. Перу м. Филарета принадлежит еще, как известно, одно лирическое сочинение. Это именно стихотворение его под заглавием: «Жизнь», начинающееся словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана» и написанное им в 1828 году в ответ поэту A. С. Пушкину на его, исполненное горечью разочарования, стихотворение: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана»?.. Что касается проповеднической деятельности м. Филарета и проповеднических трудов его в этой области, то они, эти труды его, как церковного оратора и проповедника, начались весьма рано в его жизни. Они начались, можно сказать, с того времени, как он принял монашеский чин и из Василия Дроздова стал Филаретом, и продолжались все время, вплоть до его кончины. Эти ученые труды его сначала появлялись в печати, по мере выхода их из-под пера знаменитого проповедника, в разных современных периодических журналах и газетах a потом стали выходить уже отдельными изданиями в тех или иных собраниях, приготовляемых рукою самого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010