Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 422, 473, 475); о др. списках см. при изд. текста ( Панченко. 1969). Содержание рассказов об И. Ч. в составе «Космографии» и в «Истории о Бохеме» чрезвычайно близко друг к другу (отдельные мелкие детали не имеют исторического значения) и восходит в итоге к «Хронике» Бельского, язык (в отличие от эпизода в Хронографе Западнорусской редакции) последовательно русифицирован. Отдельные отличия в деталях изложения (напр., сообщение, что кн. Борживой был «греческого закона») понятны из контекста; вполне объяснимо с т. зр. конфессиональной принадлежности рус. редактора повести и устранение явно нехрист. имени отца И. Ч. (Гестимул). Рукописная традиция повести остается недостаточно исследованной, имеющиеся в лит-ре указания на существование лишь 5 ее списков отражают совр. уровень изученности. Ни в одном из списков текст не именуется житием, не имеет календарной приуроченности и не помещается в агиографических сборниках; литургическое почитание И. Ч. в правосл. восточнослав. традиции отсутствует. Наряду с т. зр. о позднем происхождении и вторичном характере восточнослав. повести об И. Ч. в лит-ре (прежде всего чешской - обзор мнений см.: Панченко. 1961 . С. 650-651; Он же. 1969) существует мнение о том, что она является старослав. памятником кон. IX или X в., попавшим на Русь в домонг. период, подобно житиям первых чеш. святых - кн. Вацлава (Вячеслава) и его бабушки Людмилы. Однако эта гипотеза не учитывает реальных текстологических связей повести об И. Ч. и специфики бытования чеш. житий на Руси. Последние присутствуют в древнерус. книжности в совершенно ином контексте (с заметной литургической составляющей) - они включены в сборники уставных чтений (Торжественники, Минеи-Четьи, Пролог), их влияние обнаруживается в памятниках древнейшей рус. агиографии (сочинения Борисоглебского цикла, Житие кнг. Ольги). В последние годы защитником гипотезы древнего происхождения «славянской легенды» выступает чеш. исследователь Й. Шевчик ( Ševik .

http://pravenc.ru/text/471553.html

Вполне естественно, что в канун «Бархатной революции» 1989 года Земан примкнул к крупнейшей чешской оппозиционной силе - «Гражданскому форуму». Он работал над экономической программой по переводу Чехословакии от социализма к капитализму, но и здесь оказался в какой-то степени «диссидентом». В «форуме» явно преобладали либеральные экономисты, а Земан был левоцентристом. Потому в 1992 года он вступил в Социал-демократическую партию (ЧСДП), находившуюся в оппозиции к правоцентристскому правительству Вацлава Клауса. Харизматичный Земан достаточно быстро встал у её руля и повёл на выборы 1996 года. По их итогам социал-демократы заняли второе место, а их лидер занял пост председателя нижней палаты парламента. А в 1998-м к партии пришла победа, и Земан на четыре года возглавил правительство. Грубиян у власти Он сразу же запомнился тем, что не брезговал порой использовать ненормативную лексику, и не стеснялся оскорблять своих противников. «Вацлав Клаус является единственным сильным противником, которого я встретил в чешской политической жизни. Все остальные были стадом дураков», - произнёс он как-то. А своего преемника на посту премьера Владимира Шпидлу Земан назвал «дохлятиной». Трудно найти чешского политика, который не попал под его острый язык. Земан нажил себе множество недоброжелателей. Его сместили с поста руководителя партии, так что в 2002 году он уже не смог снова возглавить правительство. Ему отказали в поддержке на выборах президента год спустя. Но многие сограждане были благодарны ему за довольно успешную экономическую политику. В то время как в 1998 году в России случился дефолт, Чехия пережила тот кризис относительно безболезненно, и подготовка к вхождению в ЕС по карману чехов особенно не ударила. Долгие годы Земан находился на политической пенсии. В 2005 году он выпустил книгу мемуаров. Покинув ряды социал-демократов, в 2010 году он попытался вернуться в политику с Партией прав граждан, но преодолеть необходимый для попадания в парламент барьер не сумел. Он спокойно жил себе в своём поместье, его списали со счетов. И когда в 2012 году он решил выдвигаться в президенты, многие чехи сочли это шуткой...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

73 Гута – на местном наречии – значит стеклянный завод; часто также называется поселение, где прежде находился такой завод. 74 Село Буки упоминается в акте от 1728 года 26 февраля, как имение, принадлежащее Киевскому каштеляну Казимиру-Станиславу Стецкому (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 55). 75 Село Вильск – под именем местечка Вильска – упоминается в акте от 1586 года 21 июля в жалобе от имени воеводича Волынского князя Иоакима Богушевича Корецкого на войта Прокопа Лианского и урядника (Криштофа Винарского) имения Вильска, принадлежащего князю Константину Константиновичу Острожскому воеводе Киевскому о том, что когда бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали чрез местечко Вильско бежавших, от Корецкого в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник, вместе с Вильскими мещанами, перебили, изувечили и даже утопили некоторых из этих бояр и слуг Корецкого (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 153). Ещё – под именем местечка – оно упоминается в акте от 1650 года 7 января – в жалобе от имени жены Виленского воеводы Анны-Алоизии Ходкевичевой (урождён. княгини Острожской) на арендного владельца её имения – местечка Вильска – пана Александра Цоклинского и на слугу его Яна Белецкого об увозе из её имений нескольких сот крестьян, которые и были потом совершенно ограблены (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 558–559) Ещё оно упоминается в акте от 1714 года 5 мая  в письме мечника – региментаря польских войск Ивана Галецкого к скарбнику – регенту Овручскому Левковскому – содержащем упрёки шляхтичам воеводства Киевского за то, что они распределили квартиры для войска в совершенно опустевшей Украине, между прочим, в Вильске, где было всего три крестьянина, помещены были 25 кавалеристов, – и только меньшую часть войска поместили в заселённом Полесье (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 776). 76 Местечко Горошки, как полают, было до 15 века городом Гороховым. Под именем местечка упоминается в акте от 1650 года 6 мая в жалобе пана Вацлава Юрьевича на крестьян, а также мещан м. Горошек – подданных Киевского подкомория Юрия Немирича, ограбивших во время казацкого восстания, имение жалобщика Зарубинцы (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

– Пришло время, и выбиты зубы их и отсечена правая рука! Затем он поднял руку и стал благословлять и тех, что лежали поближе, и все поле битвы между Грюнвальдом и Танненбергом. Пылала заря; воздух стал прозрачен после дождя, и кровавое побоище было видно как на ладони, необъятное, дымящееся; повсюду виднелись горы конских и человеческих трупов, торчали обломки копий, рогатин и кос, руки, ноги, копыта; усеянное десятками тысяч тел, скорбное поле смерти простиралось далеко-далеко, исчезая на горизонте из глаз. По необозримому этому кладбищу сновали слуги, собирая оружие и снимая с убитых доспехи. А вверху, в румяном небе, уже кружили орлы, и стаи воронья громко каркали, радуясь добыче. Не только вероломный орден крестоносцев лежал поверженный у ног короля: в этот день искупления о польскую грудь разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, несчастные славянские земли. Честь и хвала тебе во веки веков, великое, священное прошлое, и тебе, жертвенная кровь! LII Мацько и Збышко вернулись в Богданец. Старый рыцарь жил еще долгие годы, а Збышко в расцвете сил и здоровья дождался той счастливой минуты, когда в одни ворота выезжал из Мальборка со слезами на глазах магистр крестоносцев , а в другие во главе войска въезжал польский воевода, дабы именем короля и королевства принять под свою руку город и весь край до седых волн Балтики. Падерборн – город в Вестфалии (исторической области в Германии), в соборе которого (XI—XIII bb.) хранились мощи святого Либерия. «Иисус!» (нем.). … в… Анжуйской стране – т. е. в герцогстве Анжу во Франции. … погиб со славой … – Ян (Иоганн) Люксембургский (1296—1346), чешский король с 1310 г. Был женат на дочери Вацлава II (1271—1305) из династии Пршемысловичей и соперничал одно время с Локотком (см. примеч. к с. 21) в борьбе за польский престол, участвовал во многих сражениях и турнирах, погиб в битве при Креси (26 июня 1346) во время Столетней войны (1337—1453). Господи Иисусе! (нем.) Месяц лютый… – февраль. … поехали к отцу князя Пшемка, к старому Носаку … – Пшемысл (из силезской ветви Пястов) – князь освенцимский, погиб в 1406 г. Носак – его отец, цешинский князь Пшемысл, жил до 1409 г.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

На чешских землях восстановителем Православия выступил епископ Горазд, в миру Матфей (Матей) Павлик. Родился он 26 мая 1879 г. в Грубей Врбке на Словацкой Моравии в семье крестьянина-католика. По окончании начальной школы поступил (1890) в гимназию, находившуюся в руках иезуитов и готовившую юношей, главным образом, в богословские учебные заведения. В гимназии Матфей по собственному желанию изучил церковнославянский язык. Окончив в 1898 г. гимназию по первому —181— разряду, он в том же году поступил на Богословский католический факультет в Оломоуце. Во время обучения у него проявляется желание глубже ознакомиться с жизнью Русской Православной Церкви. В связи с этим летом 1900 г. Матфей совершает паломничество в Киев, чтобы побывать на православных богослужениях, послушать проповеди русских священнослужителей, изучить уклад иноческой жизни, самому увидеть, что представляет собой Православие. После окончания Богословского факультета в 1902 году в кафедральном соборе св. Вацлава (Вячеслава) г. Оломоуца состоялась хиротония Матфея Павлика во священника. Оломоуцкая римско-католическая консистория назначала его в разные приходы, благодаря чему он смог изучить различные национальные и религиозные устремления чешского народа. У него родилась мысль описать историю чешских религиозных движений в XIX веке, а также определить роль кирилло-мефодиевских идей в истории чешского народа. Но церковные католические власти, пытаясь отвлечь внимание отца Матфея от Православия, поручили ему руководство журналом «Pozorovatel» («Наблюдатель»). Затем он назначается администратором храма при лечебном учреждении для душевнобольных в Кромержиже (1906–1920) и духовником монахинь (с 1910 г.) ордена св. Креста, состоявших в числе медсестёр данной больницы. Заметный шаг к Православию отец Матфей сделал во время первой мировой войны, когда проявил усердную заботу об инвалидах. Целый ряд католических священников оправдывал тогда агрессию Австрии против Сербии. Это побудило отца Матфея приняться за издание в духе кирилло-мефодиевских идей журнала «Pravo naroda», в котором начали печататься статьи, призывающие к реформе Католической Церкви. После первой мировой войны (1920) отец Матфей выходит из юрисдикции Римской Церкви и присоединяется к новому религиозному движению – Национальной Чехословацкой Церкви. Это движение он стремился воссоединить с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако в Праге большинство населения поддерживало Гуса, и лишь по требованию чешского короля Вацлава он принужден был покинуть Прагу. В 1414 году в Констанце, под покровительством императора Сигизмунда, состоялся Собор для рассмотрения учения Гуса. Основным обвинением против Гуса была поддержка им идей платонизирующего схоластического «реализма», вслед за Уиклифом. Положение Гуса резко ухудшилось, когда из Праги пришло известие, что один из его сторонников, магистр Иаков Якубек, стал давать мирянам причастие под обоими видами. Хотя сам Гус не любил высказываться по догматическим вопросам, и считал, что характер причащения мирян не играет решающей роли для их спасения, однако на Констанцском Соборе ему было инкриминировано также учение об обязательном причащении мирян под обоими видами. Признанный злостным еретиком, Гус был сожжен, а через год та же судьба постигла Иеронима Пражского. В числе религиозных реформаторов Ян Гус занимает выдающееся место. Православные богословы считают его авторитетом в полемике против католицизма, протестанты – предшественником Лютера, многие католические писатели пишут о нем с величайшим уважением (например, папа Пий II, известный в литературе под именем Энея Сильвина). Чешский народ почитает его как своего величайшего национального героя. Все это говорит о духовном богатстве и нравственной высоте личности Яна Гуса. Искры костров, вспыхнувших в 1415 и 1416 годах в Констанце, зажгли гуситские войны, длившиеся с 1419 по 1436 годы. Национальные, религиозные и социальные страсти дали пищу этим войнам. В гуситском движении наметились два направления: «утраквисты», или «каликстинцы», с одной стороны, и табориты – с другой. Сторонники первого направления ограничились требованием изъятия церковных земель и причастия под обоими видами (sub utraque specil) вино (чаша – calix) и хлеб, как символ христианского равенства между духовенством и мирянами. Табориты, объединившие вокруг себя беднейшие или радикально настроенные слои населения, требовали более полного осуществления идей Уиклифа, включая социальные реформы. Их центр находился в маленьком городке на одном из холмов вблизи Праги, которому они дали евангельское название Табор (Фавор). Здесь давали причастие народу обоими видами, в праздничные дни в Табор стекались огромные массы паломников. Здесь проповедовали свои идеи вальденцы, беггарды и другие сектанты, подвергавшиеся преследованию в других странах. На некоторое время Табор стал центром социально-еретического движения Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУС [чеш. Hus] Ян (ок. 1370, Гусинец - 6.07.1415, Констанц), чеш. проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии. Род. в бедной семье. Учился в начальной церковной школе, затем в школе г. Прахатице. В 1393 г. окончил Карлов ун-т в Праге со степенью бакалавра свободных искусств, в 1396 г. получил степень магистра свободных искусств. Во время учебы в ун-те Г. познакомился с идеями проповедников Яна Милича из Кромержижа и Матвея из Янова , выступавших за реформу «испорченного» христианства и нравов католич. духовенства, а в 1398 г.- с сочинениями Дж. Уиклифа , привезенными в Чехию Иеронимом Пражским . Ян Гус. Гравюра. XVI в. Ян Гус. Гравюра. XVI в. В 1400 г. Г. был рукоположен во пресвитера. В 1401-1402 гг. декан философского факультета, в 1402-1403 гг. ректор Карлова университета. 14 марта 1402 г. получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге (основана учениками Милича). Проповеди Г. на чеш. языке стали популярны не только в народной среде, но и в кругах аристократии, он был избран духовником кор. Софии (супруги чеш. кор. Вацлава IV). В 1403 г. новый Пражский архиеп. Збынек назначил Г. синодальным проповедником с обязанностью надзирать за нравственностью духовенства Пражского архиеп-ства. Обличение пороков духовенства (симонии, роскоши, алчности, лицемерия, взимания платы за совершение таинств), а также требование причащать мирян под двумя видами вызвали недовольство клириков, и Г. был отстранен архиепископом от занимаемой должности. В 1403 г. Г. выступил в защиту осужденных ун-том как еретических «45 тезисов» Уиклифа, утверждая, что им придали ложный смысл. Тем не менее Г. не во всем был согласен с Уиклифом, напр., в том, что недостойный священник, пребывающий в смертном грехе, не пресуществляет в Евхаристии хлеб в Тело Христово. Поддержка положений вероучения Уиклифа и отказ от повиновения папе Римскому Григорию XII в условиях схизмы в католической Церкви (Григорию XII до 1409 противостоял антипапа Бенедикт XIII ) лишили Г. благорасположения Пражского архиепископа, последовал запрет Г. проповедовать (1408), подтвержденный Папским престолом.

http://pravenc.ru/text/168408.html

Нек-рые средневек. И. появляются только в иконографии государей (напр., «имперский меч» имел исключительно знаковую функцию и отличался от меча, использовавшегося правителями (герм. королями и императорами) в сражениях или суде). Мн. средневек. И. нередко имеют легендарное происхождение (связанное с именем того или иного правителя (напр., меч имп. Карла Великого, железная корона лангобардских королей) или с именем святого - покровителя гос-ва (напр., копье св. Маврикия, ставшее одним из главных символов власти в Римско-Германской империи, корона св. Вацлава - «вечного правителя» средневек. Чехии, трон Эдуарда Исповедника в Англии)). Часто с ними связывается ряд чудесных событий (напр., ок. 1320 появилась легенда о том, что корона св. Стефана однажды была потеряна на дороге одним из неудачливых претендентов на престол, но стала невидимой для прохожих и на следующее утро была вновь чудесным образом обретена). И. могли являться также священными реликвиями или заключать в себе их частицу, а потому хранились в особых местах. Так, напр., в аббатстве Сен-Дени, согласно инвентарям, хранились меч, шпоры, десяток скипетров, «десница справедливости» (скипетр Дагоберта?), скипетр Карла V, ок. 30 корон из золота или позолоченного серебра и проч. И. Священной Римской империи в те периоды, когда престол оставался вакантным, содержались в выстроенном специально с этой целью замке Трифельс (последний раз - в 1298), а с 1423 г. были перенесены в хранилище имперского г. Нюрнберга, где ежегодно выставлялись на всеобщее обозрение, подобно тому как это делалось с реликвиями святых. В Венгрии охрана королевских И. после событий 1440 г. (во время к-рых корона св. Стефана была похищена из Вышеградского замка и затем возвращена имп. Фридрихом III за большой выкуп) регулировалась специально созданным органом, выбиравшим представителей высшей аристократии (баронов) и рыцарства, на к-рых возлагалась ответственность за сохранение И. Обязанность нести те или иные королевские И. во время праздничных церемоний впосл. могла закрепляться в качестве почетного права высших должностных лиц. Это право могло дать толчок к формированию соответствующих символов данного должностного лица (меч как обозначение королевского судьи, знамя - обозначение маршала). Порой (напр., во Франции) ношение И. становилось наследственной привилегией того или иного аристократического рода.

http://pravenc.ru/text/468821.html

Когда предсказанный конец света в феврале 1420 г. не наступил, это не погасило религиозного пыла, однако «таборитам» требовались средства, чтобы обеспечивать «зилотов» и их семьи, и эти средства можно было добыть только в виде военной добычи. Вскоре в среде радикалов распространилась идея, что Христос уже явился, но тайно, и теперь наступило время отмщения. Избранные, бежавшие в горы, должны получить богатства грешников. Одновременно нашелся и человек, способный использовать эти настроения. Ян Жижка, бывший рыцарь короля Вацлава, сумел не только использовать религиозный энтузиазм своих соратников по Табору для того, чтобы превратить их в дисциплинированную регулярную армию, но и обеспечил ее вооружением и военными машинами, которые можно было изготовить из предметов, имевшихся в крестьянском хозяйстве. Именно армия таборитов была основной силой в сражениях чехов против войск крестоносцев. Со временем в среде таборитов возникают течения, воззрения которых казались слишком радикальными даже их соратникам. Так, Мартин Гуска и его сторонники отрицали реальное присутствие Христа в Евхаристии и считали, что хлеб и вино причастия должны приниматься с почтением, но без литургических формальностей, во время дружеской трапезы. Для большинства таборитов подобные воззрения были столь же неприемлемы, как и для умеренных «чашников», и Гуска в конце концов был казнен по приказу Яна Жижки. 7. Соглашение При всех успехах гуситское движение не переросло в Реформацию. Его слабость проистекала из того же корня, что и его сила: это было чешское национальное религиозное движение, и гуситам так и не удалось путем проповедей или с помощью военной силы таборитов принести свои взгляды в соседние страны. Богемия сама по себе была слишком мала, чтобы стать плацдармом для коренных преобразований в христианском мире. В ситуации, когда общество устало от войны, внутренние противоречия между умеренными «чашниками» и «таборитами» сыграли свою роль. Умеренные гуситы хотели мира и готовы были пойти на примирение с «официальной» церковью при условии соблюдения «четырех пражских статей». Таборитское движение переживало внутренний кризис: за многие годы, в течение которых табориты обеспечивали себя за счет военной добычи, состав его изменился: на смену религиозным энтузиастам с эсхатологическими настроениями пришли профессиональные воины и искатели приключений. Их новый командующий Прокоп Голый, занявший место Жижки после его гибели в 1424 г., не пользовался таким авторитетам, как Жижка, и ему все труднее становилось удерживать вооруженных людей от разного рода эксцессов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел пропаганды, прессы и культуры БЦР возглавил Евгений Тодорович Калубович (местный аналог Геббельса), который впоследствии также нашел прибежище в США, стал там премьер-министром правительства БНР «в изгнании» и проводил активную русофобскую и антисоветскую деятельность. Новой вехой в истории преступников и пособников нацистов, выступавших от имени белорусского народа, стало создание в Минске 23 февраля 1944 года при «Беларускай цэнтральнай радзе» военно-карательного коллаборационистского формирования «Беларуская краёвая абарона» под руководством штандартенфюрера СС Франтишака Кушеля, бывшего офицера все того же Войска Польского, который до этого с августа 1943 года был главным уполномоченным по вопросам белорусских полицейских формирований (главным полицаем на территории Беларуси). Женой Ф.Кушеля была националистическая поэтесса Н.Арсеньева, сотрудничавшая с редакцией «Беларускай газеты» Вацлава Козловского и ставшая автором стихотворения «Maлimba за Беларусь», по словам которого был написан гимн «Магутны Божа» - кощунственное политическое знамя нынешней прозападно-националистической оппозиции. Его до прихода к власти А. Лукашенко данное безбожие собирались сделать государственным гимном Республики Беларусь. После войны штандартенфюрер СС Франтишак Кушель обеспечил переход «белорусских» нацистских подразделений на сторону армии США в конце апреля 1945 года и вместе с женой перебрался в само «государство Свободы», в котором часто находило «свободное» пристанище всё отродье человечества. Там они предсказуемо включились в активную русофобскую и антисоветскую деятельность в рамках «Беларускай цэнтральнай рады» в изгнании и на радио «Свабода». В «Беларускую краёвую абарону» осуществлялся насильственный призыв, включая военнопленных, под угрозой смертной казни. При этом со всей Белоруссии удалось первоначально собрать около 40000 человек, из которых до службы удалось довести лишь 21700 человек, принявших присягу в Минске 25 марта 1944 года. Но и к этим батальонам БКА оккупационная власть не испытывала особенного доверия и предоставляла им слабое вооружение.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/12/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010