Не с этой ли песней они удобряли сложившуюся у них традицию псевдохристианского ритуала на оккультном месте в Куропатах , где большинство захороненных – иудеи, а также католические атеисты, включая тот самый «цвет национальной интеллигенции», «невинных жертв сталинизма», из числа самих насильственных «беларусизаторов», которые в большинстве своем сами же были наиболее активными доносчиками и вдохновителями репрессий (особенно же против «клерикально-монархических реваншистов»), включая «отца нации» Вацлава Ластовского, которому в Куропатах и посвящен главный, кощунственный языческий крест . Того самого Вацлава Ластовского , революционера-социалиста и премьер-министра коллаборационистской и сепаратистской БЧБ-БНР, имеющего 4 класса образования и приглашенного большевиками в созданный националистический Инбелкульт, чтобы de facto возглавить весь процесс псевдобеларусизации (насильственной дерусификации), автора безумных идей и терминов : «белорусы – не русские, а кривичи, а Белоруссия – Кривия», «в средневековье было не ВКЛ, а Великое княжество Белорусское» и «был не поляк Винцент Констанций Калиновски, а белорус Кастусь Калиновский», наконец, которого активно пропагандировал приглашавшийся для «консультации священников Гродненской епархии» язычник-русофоб Анатолий Тарас , о чем еще в 2014-м били в набат западноруссисты. Где были в это время архиереи и опытные священники, ученые мужи Минской духовной академии и Института теологии БГУ?! Теперь же как никогда очевидно, что Белой Руси требуется системная духовная и научно-идеологическая реабилитация после «магутнабожага» и «жывебеларускага» Ковида, притом многолетнего. Но паче всего, та же самая реабилитация, как видим, нужна самому белорусскому Экзархату Русской Православной Церкви. Пантелеймон Филиппович Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/14/magutn...

Сорок пять тезисов (независимо от того, соответствовали они подлинному учению Уиклифа или нет), представленные Хюбнером, к тому времени были переведены на чешский язык и разошлись по всей Праге и по другим городам Богемии и стали знаменем, под которым объединялись все сторонники реформ. He менее важную роль в возникновении в Богемии массового еретического движения сыграл указ короля Вацлава IV, изданный в январе 1409 г. и получивший название Кутногорского декрета. В своих попытках вернуть императорскую корону Вацлав в 1409 г. попытался установить контакты с представителями концилиаристского движения. Поскольку архиепископ Збинек и немецкоязычные университетские землячества (баварское, саксонское и польское) сохраняли верность находившемуся в Риме папе Григорию XII, для Вацлава естественно было апеллировать к наставникам и студентам из богемского землячества (которые в тот момент пытались противостоять попыткам Збинека искоренить в университете и в городе «уиклифизм»), Желая обеспечить себе поддержку университета, Вацлав IV своим указом изменил систему голосования, отдав три голоса богемскому землячеству и оставив трем «чужеземным» землячествам один голос на всех, а также отменил все прочие привилегии немецкоязычных профессоров. В результате этих нововведений, а также в силу того, что многие немецкоговорящие наставники и студенты, недовольные новым положением дел, покинули Прагу, Карлов университет превратился, по сути, в национальную корпорацию, в которой главенствовали сторонники реформ. В идеологическом плане декрет означал нечто существенно большее. Победа проуиклифской, реформационной фракции в университете была одновременно и победой чешскоговорящего землячества, и с этого момента в сознании общества две идеи – религиозная и национальная – оказались неразрывно связаны. Быть чешским патриотом значило поддерживать идеи реформ, и напротив, любые попытки противодействия этим идеям расценивались как покушение на «честь и национальное достоинство чехов». Таким образом, первый и единственный раз за всю историю массовых средневековых ересей еретическое движение нашло поддержку и опору в движении национальном. Последствия не замедлили сказаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лаврентия во Флоренции. Направо, Господь Бог творит свет. Как искусный измеритель, художник, в одной руке держит Он весы, в другой – циркуль. В кругу сотворенный им свет, в виде юноши с факелами. 2 . Нижняя миниатюра на первом же листе изображает как Бог творит день и ночь: день в виде античного типа Аполлона, а ночь – Дианы (обе фигуры в кругах). 3 . Четыре райские реки в виде четырех женщин, выливающих из урн воду. 4 . Особенно любопытен тип Евноха. Дряхлый старик, в коротком кафтане, подпирается костылями, а сзади у него, как у ангела, крылья. Господь Бог своей десницей из облаков касается его головы, чтобы взять его на небо. Быт. Гл. 5. 5 . Иосифу во сне поклоняются солнце и луна в античных символах Аполлона и Дианы (обе фигуры в кругах). 6 . Фараон изображаемый постоянно безбородым юношей. 7 . Успение Богородицы, изображаемое по-византийски; то есть усопшая Богородица лежит на одре, окруженная апостолами. Но позади, душу ее берет не Спаситель (как обыкновенно), а два ангела – каждый за руку. II Легенда Св. Вацлава, в 4-ку, оригинал в Вольфенбюттеле, по точной копии с него в Чешском музее. Рукопись писана для чешской герцогини Эммы, в 1006 году, как свидетельствует подпись, по древнему обычаю, бесцеремонно написанная по всему полю первой миниатюры (hunc libellum Hema venerabilis principissa pro remedio animae suae in honorem beati Venceslai martiris fieri jussit a. 1006). Св. Вацлав, с бородой, в коротком полукафтанье (или сукне), а сверху в мантии, обращается к Иисусу Христу, который, показываясь из облаков, надевает на него корону. Эмма, падши ниц, и изогнув спину и колени, как изображаются молящиеся в древнейшей византийской живописи, в усердном молении ухватила Св. Вацлава за левый сапог. Кроме этой, в рукописи еще только две миниатюры. На одной Св. Вацлав стоит с чашей перед сидящим за столом Болеславом и его фамилией, у него на крестинах. И Болеслав, и Вацлав в коротких полукафтаньах. Болеслав с обритой бородой, но с усами; волосы на голове короткие. На другой, убиение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Поскольку около 2/3 чешского населения протектората по планам идеологов Третьего рейха подлежало германизации, активная фаза которой должна была начаться после военной победы Германии над СССР, нацистские власти заранее приступили к подготовке чешского общественного мнения к данному плану, используя в том числе и кинопропаганду. В протекторатных СМИ и в сфере образования активно пропагандировалась «имперская идея», трактовавшая Чехию и Моравию как исконные составные части германского рейха. В области кинематографии это нашло своё выражение в подготовке масштабного исторического фильма «Князь Вацлав», режиссёром которого был Франтишек Чап. Данный фильм, задуманный как драма из чешский истории, был посвящён личности чешского князя святого Вацлава, одного из ключевых персонажей средневековой истории Чехии. В начале Х в. Вацлав был вынужден признать вассальную зависимость от германского короля Генриха Птицелова и обязался платить ему дань, что нацистская пропаганда умело использовала в своих целях. В протекторатном фильме святой Вацлав изображался как князь, изначально осознавший необходимость для Чехии быть составной частью Германской империи и признавший ведущую роль немецкого народа. Основная идеологическая задача фильма «Святой Вацлав» состояла в том, чтобы показать одного из ключевых чешских государственных деятелей эпохи Средневековья и одновременно одного из главных чешских святых как верного вассала Германии и как искреннего друга немецкого народа . Подобная кинотрактовка святого Вацлава полностью соответствовала общему курсу протекторатной пропаганды, всячески подчёркивавшей ведущую роль данного князя в чешской средневековой истории. Более того, данный фильм значительно усиливал эффективность протекторатной пропаганды, предлагая широкой аудитории привлекательный визуальный образ одного из ключевых персонажей ранней чешской истории в выгодной нацистам интерпретации. О днако съёмки данного фильма так и не были доведены до конца. Судя по всему, власти протектората планировали широкий показ данного фильма уже после окончательной победы рейха перед решающей фазой решения «чешского вопроса».

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/cheshs...

Для сокрытия морщин на лице, Домбровка всегда носила девичий венец, как повествуют Косьма и позднейшие польские летописцы. Уговорив мужа к отречению от обычаев, противных христианству, она родила ему сына Болеслава Храброго, и, следовательно, должна была быть моложе, нежели обыкновенно утверждают, назначая временем выхода её замуж 965 год. Тогда она имела бы 55 лет и не могла бы родить, за исключением сверхъестественного явления в природе, которого не должно допускать в истории, если есть возможность разгадать сущность дела другим правдоподобнейшим образом. Одна древняя летопись 262 говорит, что Домбровка вышла замуж за Мечислава в 955 году; а время это соответствует числу лет, которое она себе считала, и эпохе распространения в Польше христианства. Но теперь предстоит новое затруднение, которое надобно устранить прежде нежели мы пойдем далее, тем более что в истории, по мере возможности, все должно быть объяснено правдоподобным образом. Весьма натурально могут нас спросить: зачем сластолюбивый и сильный мужчина, каким был Мечислав, женился на «старой бабе», когда мог взять в супружество женщину моложе Домбровки? Вероятно, это обстоятельство имели в виду позднейшие летописцы, называя Домбровку не сестрою Вацлава, но племянницею его, то есть дочерью Болеслава I. По этой же самой причине Добнер, 263 исправляя Косьму, уверяет, что он ошибся и налгал на Домбровку, приписав ей то, что должно отнесши к Оде, второй жене Мечислава. Но современные этого происшествия и близкие к нему по времени свидетели, которых я привел выше, называют Домбровку сестрою Вацлава, а не племянницею его, и потому не следует по собственному произволу переиначивать события, или, оправдывая одного, невыгодно отзываться о другом. Добнер, желая показать, что Домбровка не была «старою бабою», снял морщины с её лица и передал их Оде, тогда как, по всем соображениям, Ода была моложе Домбровки, она родила трех сыновей и находилась постоянно в большой милости у своего мужа, даже до его смерти. 264 Впрочем, нельзя разгадать, по какой причине Мечислав женился на престарелой женщине, и мы удовольствуемся заключением, что он должен был иметь в том свои расчеты, быв сам не в цвете молодости во время женитьбы на богемской княжне, 265 однако, бодрый и сильный, когда по смерти её вступил во второй брак и прижил в нем трех сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40) имел с ним дружеские сношения. Одушевленного рыцарскою храбростью Болеслава и германцы, и богемцы находили более достойным престола. Первые надеялись, что в царствование князя-воина римско-католическое вероисповедание откроет для себя легчайший вход в Богемию и совершенно уничтожит греко-славянское. Богемцы думали, что деньги, платимые духовенству и германцам, оставаясь в княжеской казне, обратятся в пользу народа, т.е. магнатов, имевших самое сильное влияние на управление страны: это я вывожу из слов монте-кассинской легенды о Вацлаве, в которой ясно говорится о жалобах в этом смысле богемцев на Вацлава. Что же касается до предположения о надеждах германцев, то и оно оправдывается происшествиями, случившимися после вацлавовой смерти, которые более и более благоприятствовали римско-католическому вероисповеданию; также именем, нарочно данным ребенку, на крестинах которого отец его Болеслав убил предательски Вацлава. Ребенок был назван Ztrahquas, Ztrahkwas, Stratikwas; по той причине, что «квас» этот, т.е. пиршество, во время которого совершено убийство, было ужасно: так, по крайней мере, начавши от Косьмы, все отечественные и иностранные писатели, описывавшие это происшествие богемской истории, объясняют слово «Страти-квас», и только один Длугош 198 намекает, что напротив имя это дано дитяти в знак того, что с тех пор stracono kwas «уничтожена кислота», т.е., как я догадываюсь, вместо квасного хлеба, начали, по обряду западной церкви, для таинства евхаристии, употреблять оплатки или опресноки. Слово kwas имело первоначально то же самое значение, какое оно по сию пору сохраняет у русского народа (кисловатый напиток, служащий для повседневного употребления) и в польском языке, на котором означает кислоту. В последствии под этим названием известен был у богемцев несравненно уже лучший напиток, который приготовлялся с разными приправами, и от того самого слово «квас» принималось иногда в смысле пиршества. В первоначальном значении известно было слово «квас» еще до времен Косьмы, в чем удостоверяет нас древнейший памятник богемской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МГУ. 1987. Сер. 9: Филология. 1. С.73–80; Revelli G. Некоторые новые археографические сведения о неизвестных списках “Сказания о Борисе и Глебе”//Palaeobulgarica. 1988. Т.12/1. С. 81–92; она же. Некоторые археографические сведения о неизвестных списках литературного цикла о Борисе и Глебе//Quaderni del Dipartimento di Lingue e Letterature Straniere Moderne: Università di Genova. 1989. P. 163–183; Ужанков A.H. К вопросу о времени написания “Сказания” и “Чтения” о Борисе и Глебе//ГДРЛ. 1992. Сб.5. С.370–412; Биленкин В. “Чтение” преп. Нестора как памятник “глебоборисовского культа”//ТОДРЛ. 1993. Т.47. С.54–64; Милютенко Н.И. Переяславское сказание о Борисе и Глебе в составе Летописца Переяславля Суздальского//Там же. С.65–81; Poppe A. Politik und Heiligenverehrung in der Kiever Rus’: Der apostelgleiche Herrscher und seine Märtyrersöhne//Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter. (Vorträge und Forschungen. Bd.42). Sigmaringen, 1994. S.403–422; Топоров B.H. Идея святости в Древней Руси: Вольная жертва как подражание Христу (“Сказание о Борисе и Глебе”)//Он же. Святость и святые (прим. 430). С.413–600.) 534 Речь идет предположительно о раннехристианском мученике Никите, сыне императора Максимиана (286–305), о мученичестве которого сохранилось несколько повестей (BHG/Auctarium. 1343–1346). 535 Существует обширная литература о распространенности среди южных и восточных славян различных вариантов Жития св. Вацлава (знакомство с которым, в той или иной версии, приходится предполагать и в данном случае) и его (равно как и проложного Жития св. Людмилы) влиянии на литературную форму Сказания. Приведем только наиболее важные работы: а. (издания Жития св. Вацлава, открытого и изданного А. Хр. Востоковым и Н. К. Никольским ): Никольский Н. Легенда мантуанского епископа Гумполъда о св. Вячеславе чешском в славянорусском преложении. (ПДПИ. 174). СПб., 1909; Sborník staroslovanských literárních památek I Ed. J.Vajs (прим. 365) (среди прочего и “востоковская” легенда); Jakobson R.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Такого мнения о русских было большинство чехов, воспитанных [президентом] Масариком и его учениками... они [чехи] обращались с нашим русским народом в Карпатской Руси, как с низшей расой», –  свидетельствовал  Геровский. «С нашим русским народом»… Геровский принадлежал к тем русинам, которые считали себя и малороссов (украинцев) одним народом с русскими в России. Этого чехословацкие власти ему не простили. Сначала ему запретили читать лекции по церковно-славянскому языку, потом изгнали из страны и лишили чехословацкого гражданства. Прага придерживалась жёсткого курса на украинизацию закарпатских русинов. Министр народного просвещения Чехословакии Вавро Шробар объяснял это так: русинов, владеющих литературным русским, сложно чехизировать, а с украинским языком чешскому конкурировать легче. Карпаторусы в Чехословакии имели меньше прав, чем все другие народы республики, а чехословацкие госслужащие, откомандированные в Закарпатье, получали т. н. «колониальную доплату» к окладу ( kolonialny priplatek). За реанимацией в разгар СВО вопроса о принадлежности Подкарпатской Руси Чехии скрывается нечто большее, чем стремление заполучить эту область в состав чешского государства. Речь о превращении Чехии в одного из лидеров Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Прага поддерживает идею Варшавы создать польско-украинскую «Речь Посполитую» и заинтересована в восстановлении исторического влияния Польши на Украине, говорит исполнительный директор Института Вацлава Гавела Иржи Вейгль ( Jií Weigl). Планы Варшавы одобрены Вашингтоном. У Чехии традиционно прохладные отношения с Венгрией из-за Словакии, некогда бывшей под господством венгерских королей. Максимально дружественная Праге Словакия – обязательное условие для Чехии. А у Словакии непростые отношения с Венгрией. Венгрия считает своими земли, которые она, проиграв Первую мировую, уступила словакам по Трианонскому договору 1920 г. Сегодня Венгрия по некоторым вопросам стоит в оппозиции Брюсселю и Вашингтону. Это привело к ухудшению отношений Венгрии с Польшей как союзником США и автоматически означает охлаждение чешско-венгерских отношений. К тому же Венгрия тоже претендует на Закарпатье, бывшее в составе Венгерской короны более тысячи лет. В отличие от чехов, венгры на Закарпатье пошли по пути укрепления русинской (карпаторусской) идентичности в противовес украинской. Русинов венгры называли «мадьярские русские» ( Magyar orosz), украинцев считали пришлым элементом.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/20/o_terr...

Палеолог осторожно ответил, что политика Бриана в отношении к Греции отнюдь не связана со сменой династии. Палеолог увидел здесь «игру» Штюрмера и желание провести под французским флагом на греческий престол кандидата из императорской русской семьи. Не стоит анализировать миссию анонимного журналиста. Если и допустить, что нечто подобное было, никак нельзя признать, что в подобной «игре» Штюрмер действовал на пользу Германии. 339 Греческая проблема в новой конфигурации обсуждалась на международной конференции в Петербурге уже в январе 17г. Впервые вопрос о низложении Константина и признании Венизелоса в дневнике французского посла поставлен 5 декабря (н. ст.), когда он записывает соответствующее предложение Бриана, после того, как французские войска должны были покинуть Афины, где восторжествовала «германофильская» партия. Нератов высказался тогда против этой «авантюры»: его заключение казалось Палеологу «самою мудростью». 340 Сам же он продолжал считать желательным «изыскать способ», завязать «непосредственные сношения с болгарскими политическими деятелями», «без какого бы то ни было чужого влияния, хотя бы союзников» (письмо Базили 9 августа). 341 Международная ориентация Штюрмера отчасти может быть охарактеризована некоторой активностью правительственной политики в славянском вопросе, проявившейся как раз в августе 16г. Министерство ин. д. при предшественнике Штюрмера считало своим долгом придерживаться традиции международного права и отвергать поэтому попытки создать на территории России чехо-словацкие войска из военнопленных (соответствующая записка бар. Нольде), хотя чешские националистические круги делали большие авансы русской Империи и выражали желание, чтобы «свободная и независимая корона св. Вацлава заблистала в лучах короны Романовых». При новом министре ин. д., столь считавшемся якобы с немецкими авансами в связи с подготовкой сепаратного мира, эта формальная скрупулезность исчезла... В августе Николай II принял делегацию союза чехо-словацких обществ в России во главе с депутатом Дюрингом, возбудившую ходатайство о создании самостоятельного чехо-словацкого войска, и отнесся к этой идее сочувственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

… снова поднял Жмудь … – Восстание в Жемайтии снова разгорелось в мае 1409 г. с ведома и согласия Витовта, оказавшего повстанцам поддержку. Орден пытался выяснить, придет ли король на помощь Витовту, и услышал от польских послов, что врагов Литвы Польша считает своими врагами. …вспыхнула… война… – Речь идет о Великой войне (1409—1411) между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польским королевством и Великим княжеством Литовским – с другой. Крестоносцы перешли границу в середине августа 1409 г., сожгли замки в Добжине на Висле (ныне Влоцлавское воеводство), Бобровниках, Злоторые, вырезав гарнизоны и не пощадив мирного населения. Король 28 сентября осадил Быдгощ и на восьмой день взял его. При посредничестве чехов… – Посольство Вацлава IV (см. примеч. к с. 24) прибыло во время осады Быдгоща. …заключили перемирие… – 8 октября 1409 г. сроком до 24 июня следующего года. …решил дело в пользу крестоносцев… – Вацлав IV, получивший от крестоносцев 60 тысяч флоринов, 15 февраля 1410 г. вынес в Праге решение, согласно которому орден обязывался возвратить Добжинскую землю только в том случае, если получит Жемайтию. Польские послы опротестовали решение, зачитанное не по-латыни, а на немецком языке, и демонстративно покинули зал. Польша отвергла приговор третейского суда и не отправила послов во Вроцлав на его формальное оглашение 14 мая. … переправа у Червинска… – Переправа у Червинска и соединение войск произошли 30 июня – 2 июля 1410 г. Домбровно – было взято 13 июля 1410 г. …два предводителя всех войск… – В настоящее время среди историков доминирует следующая точка зрения: объединенными польско-литовско-русскими силами командовал под Грюнвальдом Владислав II Ягелло, в расстановке польских войск на левом крыле ему помогал Зындрам из Машковиц, командование правым крылом осуществлял Витовт. Полагают, что недооценка полководческой роли короля шла от Длугоша, который описывал Грюнвальдскую битву под влиянием рассказов Збигнева Олесницкого. …вели… хоругви. – Земовита IV под Грюнвальдом не было. Он выслал на битву две хоругви и сыновей.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010