Если в евангелиях от Матфея, Марка и Луки лучше всего представлена совершенная жизнь Иисуса как человека, то в посланиях Павла яснее всего объясняется значимость этой человеческой жизни для нас. В 1Кор.15:45–49  Павел противопоставляет Адама, первого человека, и Христа, последнего человека: первый человек – «перстный», а второй – «духовный». Из этого следует, что духовная жизнь дается именно через последнего человека. Такое противопоставление получает свое развитие в пятой главе Послания к Римлянам, где Павел говорит о преступлении Адама, отразившемся на всем человечестве, и о послушании Христа, которое также повлияло на весь человеческий род. Павел пишет: Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим.5:17–19 ). Как видно из этого отрывка, грех Адама навлек осуждение на него самого и разобщил весь человеческий род с Богом. Однако обратите внимание, о чем говорится дальше в этом отрывке. Вместо смерти, наступившей вследствие Адамова греха, все, «приемлющие обилие благодати», получат жизнь посредством второго человека. Последствия Адамова непослушания устранены благодаря послушанию Христа. Так что если раньше мы были мертвыми в Адаме, то теперь мы ожили во Христе. В этом отрывке Павел неоднократно ссылается на Христа, как на «одного человека». Каким-то образом последствия греха устраняются не просто Божественной силой Христа, а самим Сыном Божьим, который, будучи вторым человеком, преобразовывает смерть в жизнь, а осуждение – в принятие по отношению к тем, кто получил его благодать. Каким-то образом человеческая жизнь Христа становится тем связующим звеном, которое соединяет нашу греховную, падшую жизнь с Богом и устраняет последствия греха, чтобы мы могли разделить общение с Троицей. Возможно, именно по этой причине Павел пишет в 1Тим.2:5 , что нет более других посредников, кроме человека Христа Иисуса. Христос – вечный Сын Бога, однако именно благодаря его посреднической миссии как человека мы снова получаем доступ к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

«Если кто, говорил Христос, приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником... Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лyk. XIV, 26, 33 ). Эта свободная душевно – личная смерть приносит удивительный плод – – жизнь. Образ такого возрождения – смерть всякого плодоносящего зерна. «Истинно, истинно говорю вам, сказал Христос, – если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную» ( Uoah. XII, 24, 25 ); «кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее (ради Меня и евангелия), тот оживит ее» ( Лyk. XVII, 33 и пар.). Жизнь человеческая есть божественный дар, который обращается в ничто, если человек хочет воспользоваться ею для себя, но приобретает великое значение, если он возвращает ее Богу. Та же самая человеческая жизнь становится иною жизнью; из жизни по плоти нарождается жизнь по духу, из человека, ходящего своими путями, нарождается Божий человек ( 2Tuм. III, 17 ). Однако духовная жизнь не покрывается смертью лично – человеческою и не из нее возникает всецело; душевно – личная смерть есть только свободное условие нарождения духовной жизни, а ее действительный источник в Боге, – она есть царствие Божие, или небесное, она есть жизнь божественная. Царством Божиим был в древности еврейский народ, избранный из всех народов для того, чтобы быть ему народом Божиим: Господь царствовал над Израилем ( Ucx. XV, 16 – 18 ; Cyд. VIII, 22 – 23 ). Это было внешним царствованием Господа, выражением его был внешний ветхозаветный закон, исполнение которого давало еврею чистоту телесную и служило ручательством за его принадлежность к целому народу, но не давало чистоты душевной. Когда евреи избрали себе царя по подобию других народов, они тем самым отвергли Господа, чтобы Он не Царствовал над ними ( I Цap. VIII, 4 – 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Жить со всеми святыми в этой вечной правде и истине – это и есть жить достойно Бога, достойно Самого Господа неба и земли, чудного Богочеловека Иисуса Христа. 1Фес.2:13 . Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих. Каждое слово воплотившегося Слова Божия есть слово Бога. Таково Евангелие Господа Иисуса Христа. В нем заключено само слово Божие, и мы таким его приняли от Господа Иисуса Христа и таким передали вам. И вы приняли его как слово Божие, которое действует и приносит плоды в вас, верующих. В чем заключается разница между словом Божиим и словом человеческим? В том, что слово Божие обладает жизнодательной силой Божией; эта сила дает жизнь всему существующему. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( Быт. 1:3 ). Слово Божие обладает творческой силой: оно создало солнце, звезды, землю, животных, птиц и весь видимый мир. Одновременно эта сила создает и духовный мир, небесных существ, и дает жизнь. Как? Поскольку Сам Господь Иисус Христос есть воплощенный Бог Слово, и в Нем заключены творческие и жизнодательные силы. Он словом Своим воскресил мертвого Лазаря, умершую дочь Иаира, сына вдовицы Наинской! Он словом изгонял бесов! Он словом лечил прокаженных и многих других, одержимых разными немощами. Его всесилие заключено в каждом Его божественном слове! Видя чудеса, которые Своим словом творил Господь Иисус Христос, свидетели в недоумении спрашивали: Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? ( Лк. 4:36 ). Его слова имеют вечную силу, поскольку являются словами Вечного Бога: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Лк. 21:33 ). Ведь Он – сильный в деле и слове пред Богом и всем народом ( Лк. 24:19 ). Но не только это; поскольку он есть Бог, то в Нем заключены жизнь и свет: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин. 1:4 ); Его слова суть дух и жизнь: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин. 6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Загробная жизнь будет только продолжением жизни, а не началом ее. Там будут для человека только новые, не здешние условия существования, но не дано будет ему нового существа для того, чтобы начать совершенно новую жизнь, независимую от земной жизни. Вот почему после смерти нет ни покаяния, ни исправления. Да иначе это и быть не может. Ведь полная самостоятельность души обусловливается телом, как составною частью человека в качестве самосознающей личности; а затем если бы после смерти была возможность исправления, в таком случае настоящая жизнь не имела бы никакой цели и цены по отношению к жизни будущей. Настоящая жизнь есть время сеяния, а будущая – только жатва, как об этом учит и Священное Писание: что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гaлam. VI, 7, 8 ). Каков посев, такова и жатва, – закон общий и неизменный как для естественной, так и для духовно-нравственной жизни. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы ( Mф. VII, 16 ). В притче Господа Иисуса Христа о богатом и Лазаре, загробная жизнь поставляется в неразрывную связь с земною жизнью: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое: ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лyk. XVI, 25 ), – если бы, то есть ты жил иначе там, то иная была бы твоя участь здесь. С другой стороны эта же притча говорит нам и о бесплодности позднего раскаяния за гробом: богач не может ничего сделать сам для облегчения своих страданий и обращается для этого к чужому посредству, хотя тоже тщетно. В – третьих, состояние душ в загробной жизни не будет состояние безразличное и неопределенное, состояние одного праздного ожидания и мертвой бездейственности. Такое состояние немыслимо уже само по себе в живой и самосознающей душе; затем в таком случае оказывался бы ненужным частный суд, предрешающий участь каждой души. Напротив того из притчи Иисуса Христа о богатом и Лазаре мы видим, что богач терпел мучение в аде, а Лазарь утешался на лоне Авраамовом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Иисус сказал ему: Я есмь Путь и Истина и Жизнь; [прекрасные слова. Отец Александр Мень эту фразу взял в качестве эпиграфа к своим произведениям: “В поисках Пути, Истины и Жизни”: “Магизм и единобожие”, ’’Истоки религии”, “На рубеже Завета”, “Логос, Слово, Таинство”, “Сын Человеческий”. Вот эти произведения его нужно почитать – для молодёжи... У меня торговал книгами один знакомый. Знакомый, он учился в Академии, и его пригласили поторговать книжками на подворье Оптинском. Вот он в будке этой торгует, и молодёжь всё спрашивала Меня, Меня, Меня – через него многие пришли к вере. Ярлык повесить, что он иудействующее христианство преподаёт, это проще всего. Но многие пришли, и все спрашивали Меня – нет ли у вас Меня? Для молодёжи это было тогда, ну, просто . Ведь он под псевдонимами печатался: Эммануил Светлов. Кто это Эммануил Светлов? Вот он Мень и есть. И печатался на Западе. Госпожа Поснова, жена профессора Эммануила Поснова, все средства, какие были у неё, тратила на издания этой серии «В поисках пути, истины и жизни». И вот блаженный Августин : Христос – наша цель, к какой мы должны идти. Он одновременно и путь, по которому мы должны идти. Чтобы прийти ко Христу, как к цели, надо идти Его путём, какой Он указывает. Если мы изберём Его своей целью, а пойдём другим путём, так мы не к Нему придём, а от Него – в противоположную сторону. Я есмь, Путь, Истина и Жизнь. К λθεια– в высшей степени Истина. Вот Он и есть Истина, воплощённая Истина. А жизнь это Ζοη, это высшая форма духовной жизни, жизнь в самом себе. Кто является жизнью? Тот, Кто имеет её в Самом Себе. Вот Спаситель так и сказал: как Отец Мой имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (см. Ин. 5:26 ). А так никто не может сказать о себе, что я есмь жизнь. Как человек может, заимствовав , получив её от кого-то, сказать: я и есть жизнь? Вам всем надо прочесть очень хорошую брошюру “Духовные основы жизни” Владимира Сергеевича Соловьёва . Это одно из лучших его произведений. Тоже печаталось на Западе. Напечатать здесь невозможно было. Уж если на кого ярлык повесят, так с этим ярлыком уйдёшь в жизнь будущего века. Вот что оказывается] , никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели его» ( Ин. 13:21–38 ; Ин. 14:1–7 ). Вот на этом мы остановимся. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ин.10:14 .  Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Ин.10:15 .  Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. В противоположность тем ненормальным отношениям, какие существуют между иудейскими пастырями наемниками и народом, Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом. Эти отношения Он уподобляет отношению, существующему между Ним и Отцом. «Знаю Моих», т.е. люблю их и вхожу во все их нужды. «И жизнь Мою полагаю». Если Его овцам угрожает опасность, то Христос полагает или готов положить и жизнь Свою за них. И близко уже было время, когда эти слова Христа должны были прийти в исполнение. Ин.10:16 .  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Но этим самопожертвованием для блага и спасения овец не ограничивается деятельность Христа как пастыря. Она простирается и на будущее время, когда Его уже не будет на земле, и простирается за пределы, в которых пребывает израильское стадо. Христос должен привести еще «других» Своих овец, которые странствуют далеко от Израильского царства и дожидаются того момента, когда раздастся призывающий их голос Христов. Таким образом, в едином дворе, т.е. в Церкви, соединятся и верующие во Христа израильтяне, и верующие язычники под управлением Единой Главы – Христа (ср. Иез.37:22, 24 ). Господь Сам совершит это приведение язычников после Своей смерти (ср. Ин.12:32, 2:19 ). Отсюда ясно, что смерть Христа не будет окончанием Его деятельности по отношению к Его стаду, а только послужит к еще большему ее расширению. Ин.10:17 .  Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Ин.10:18 .  Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Эту мысль о великом значении Своей смерти Господь заканчивает здесь. Отец и любит Его особенно за то, что Он совершенно добровольно, без принуждения жертвует Своей жизнью. Эта жизнь есть как бы одежда или украшение, которое Он слагает с Себя, чтобы передать в руки другого (ср. Ин.13:4 ). Он делает это с твердой уверенностью в том, что может ее ( «жизнь») взять обратно. Эту «заповедь», т.е. право и силу взять назад Свою жизнь Господь получил от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иначе и быть не может. Понимать какое-либо жизненное учение вне связи с тем обществом или народом, который живет им, вообще невозможно. Даже в делах мирских, чтобы понять, напр., русские песни или древние былины, необходимо войти в русскикую жизнь, в русский быт, а если этого не сделаешь, то будешь так же забавно рассуждать о них, как французы или немцы о русских обычаях. Только самая жизнь народа, самый народный характер, может выяснить сущность народных преданий и идеалов, но и то лишь настолько, насколько эта народная жизнь остается верна сама себе, насколько не поддается внешним влияниям, как поддалась им жизнь высшего русского общества, по которой теперь, конечно, нельзя уже судить о древне-боярских обычаях и преданиях. Следовательно, чтобы постигнуть жизнь Христову, изложенную в свящ. Библии, необходимо не только войти в жизнь христианского общества современного, но и иметь основания верить в то, что эта жизнь не могла отступить от своего Первоисточника, не могла погрешить. И действительно, мы имеем тому неоспоримое обетование Господне: «созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ей», так что всякий, кто «церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь». В свящ. Писании, кроме того, имеется несколько указаний на то, что люди будут постигать Христово учение именно через церковь, о которой еще предсказывали ветхозаветные пророки под образом горы или многочадной девы, не познавшей мужа. «Будет в последние дни, — так предвещали Исаия (2, 2—4) и Михей (4, 1—3), — гора дома Господня поставлена будет во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней народы, и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима». Итак, этот закон и слово не сами собой познаются, но чрез восхождение на гору Господню, чрез восхождение в Сион, т. е. церковь. Ту же мысль подтверждает и прощщальная Ин. 17:21—24). Итак, вера мира во Христа и познание Его посланничества зависит от предварительного явления того духовного единства, в котором заключены верующие во Христа, последователи апостолов, сыны церкви, коих и св. Павел называет «присными Богу», как именно «назданных на основании апостол и пророк».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2709...

Иначе и быть не может. Понимать какое-либо жизненное учение вне связи с тем обществом или народом, который живет им, вообще невозможно. Даже в делах мирских, чтобы понять, например, русские песни или древние былины, необходимо войти в русскую жизнь, в русский быт, а если этого не сделаешь, то будешь так же забавно рассуждать о них, как французы или немцы о русских обычаях. Только самая жизнь народа, самый народный характер может выяснить сущность народных преданий и идеалов, но и то лишь настолько, насколько эта народная жизнь остается верна сама себе, насколько не поддается внешним влияниям, как поддалась им жизнь высшего русского общества, по которой теперь, конечно, нельзя уже судить о древнебоярских обычаях и преданиях. Следовательно, чтобы постигнуть жизнь Христову, изложенную в Священной Библии, необходимо не только войти в жизнь христианского общества современного, но и иметь основания верить в то, что эта жизнь не могла отступить от своего Первоисточника, не могла погрешить. И действительно, мы имеем тому неоспоримое обетование Господне: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф 16, 18), так что всякий, кто «церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь». В Священном Писании, кроме того, имеется несколько указаний на то, что люди будут постигать Христово учение именно через Церковь, о которой еще предсказывали ветхозаветные пророки под образом горы или многочадной девы, не познавшей мужа. «...Будет в последние дни, — так предвещали Исаия (2, 2—3) и Михей (4, 1—2), — гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». Итак, этот закон и слово не сами собой познаются, но чрез восхождение на гору Господню, чрез восхождение в Сион, то есть Церковь. Ту же мысль подтверждает и прощальная молитва Господня о Церкви: «…Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены€ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17, 21—23). Итак, вера мира во Христа и познание Его посланничества зависят от предварительного явления того духовного единства, в котором заключены верующие во Христа, последователи апостолов, сыны Церкви, коих и святой Павел называет «присными Богу», как именно «назданных на основании апостол и пророк».

http://pravoslavie.ru/2598.html

Итак, вполне можно сказать и о Сыне то, что сказано об Отце: " ибо мы Им живем и движемся и существуем " (Деян. 17:25). Это и Павел выражает в следующих словах: " ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; и Он есть прежде всего, и все Им стоит " (Кол. 1:16,17). Поэтому Сын называется и корнем и основанием. Но когда слышишь, что  " в Нем была жизнь " , не представляй Его себе  сложным, потому что впоследствии Он говорит и об Отце: " ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе " (Ин. 5:26). Ты не скажешь по этому поводу об Отце, что Он сложен; не говори же и о Сыне. В другом месте сказано, что " Бог есть свет " (1Ин. 1:5), также – что  Он " обитает в неприступном свете " (1Тим. 6:16). Но все это говорится не для того, чтобы дать нам понятие о сложности, а чтобы мало-помалу возвести нас на высоту догматов. В самом деле, так как для народа нелегко было понять, каким образом Он имеет жизнь сам в Себе, то он и говорил сначала о том, что не так высоко, а потом, научив их, уже возводит к более возвышенным истинам.  Тот, кто сказал, что Ему (Отец) " дал иметь жизнь " , сам потом говорит: " Я есмь жизнь " , и еще: " Бог есть свет " . А какой это свет? Свет не чувственный, а духовный, просвещающий душу. Так как Христос говорил: " никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец " (Ин. 6:44), то Евангелист, предваряя эти слова, и сказал, что Он есть тот, который просвещает, чтобы ты, услышав что-либо подобное об Отце, не приписал того только одному Отцу, но и Сыну, - " все " , - говорит Он, - " что имеет Отец, есть Мое " (Ин.16:15). Итак, Евангелист сперва поучает нас о создании, потом говорит и о духовных благах, дарованных нам с пришествием Спасителя, и означает их одним словом: " жизнь была свет человеков " . Не сказал: " была свет " иудеям, но – всем людям, потому что не иудеи только, а и язычники получили познание о Нем, и свет этот прилагается в общение всем. Но почему Евангелист не присоединил сюда и ангелов, а сказал только о людях? Потому что у Евангелиста теперь слово о роде человеческом, и потому, что Спаситель к нему пришел благовествовать благая. " И свет во тьме светит " (ст.5). Тьмою здесь называется и смерть и заблуждение. Свет чувственный сияет не во тьме, а когда нет тьмы; но проповедь Евангельская светила среди мрака заблуждения, все облегавшего, и рассеивала  его. Свет этот проник и в самую смерть и победил ее, так что уже одержимых смертью избавил от нее. Итак, поелику ни смерть, ни заблуждение не преодолели этого света, но он всюду блистает и светит собственною силою, то Евангелист и говорит: " и тьма не объяла его " . Да он и неодолим и не любит обитать в душах, не желающих просвещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Когда выходил Господь в путь, некто (юноша) из знатных подбежал, пал пред Ним на колени и спросил Его: " Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Что доброго должен я сделать, чтобы иметь жизнь вечную? " Наверное, вам слышать этот текст несколько непривычно. Дело в том, что я обращаюсь к книге " Евангельская история " , составленной святителем Феофаном Затворником на основе всех четырех Евангелий, тексты которых совмещены и представлены в хронологической последовательности, здесь они как бы дополняют друг друга. Обращаюсь я к этой книге ради удобства: чтобы не листать все время Евангелие, а сразу иметь перед глазами наиболее полное повествование. Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Что доброго должен я сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Этот знатный юноша вел добродетельный образ жизни, в чем мы и убедимся далее: Господь не сразу ему ответил, но нарочно стал задавать некоторые вопросы, желая перед всеми обнаружить его добродетель. Почему же юноша спрашивает? Несмотря на всю свою праведную жизнь, он, видимо, понял, что этого недостаточно, что нужно сделать что-то еще, его душа не удовлетворялась только внешним благочестием, по крайней мере какой-то духовный голод у него оставался. И поэтому очень похвально, что он искал ответы на свои вопросы, что имел такую ревность, будучи человеком еще юным, а отнюдь не старцем, который многое успел сделать и желал к этому еще что-то прибавить. Но уже в раннем возрасте юноша ощутил необходимость узнать нечто особое, важное, самое главное, с помощью чего можно правильно совершать свой путь к вечной жизни (о том, что такое вечная жизнь, что подразумевается под этими словами в Евангелии, скажем несколько позднее). Что доброго должен я сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Господь Иисус сказал ему: " Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог " . Здесь Господь наш Иисус Христос прежде всего указывает юноше на то, что он неправильно к Нему обращается, неверно называет Его благим. Ведь для юноши Господь Иисус Христос являлся лишь учителем, человеком, поэтому называть Христа благим ему было нельзя. Никакого земного учителя, даже самой праведной жизни, нельзя именовать благим, потому что благость - это свойство только единого Бога. Если же юноша считает Спасителя благим, тогда он должен понимать, что Христос является истинным Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010