Жизнь истинная Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела, а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей) а расторжение их союза; все это Бог хранит и по расторжении (прп Антоний Великий , 89, 80). Источник. ...Христос есть истинная жизнь, и наша истинная жизнь есть пребывание во Христе (свт. Василий Великий , 5, 260). ...Бог, сотворивший человека, есть истинная жизнь: потому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнию... (свт. Василий Великий , 9, 56). Источник. Одна для нас жизнь – стремиться к Жизни; и одна смерть – грех, потому что он губит душу. Все же прочее, о чем иные думают много, есть сонное видение, играющее действительностью, и обманчивая мечта души. Если же так будем рассуждать, ...то не будем и о жизни думать высоко, и смертью огорчаться чрез меру. Что ужасного в том, что преселяемся мы отселе в жизнь истинную, избавившись превратностей, пучин, сетей, постыдного оброка, и вместе с постоянными и непреходящими существами будем ликовствовать, как малые светы окрест Великого Света? (свт. Григорий Богослов , 13, 145). Блага настоящей жизни весьма чужды для человека, человеческая добродетель – вот что одно составляет жизнь (свт. Григорий Богослов , 15, 361). Источник. ...Жизнь есть рождение от Бога свыше (прп. Макарий Египетский , 67, 231). Иисус Христос есть древо жизни. Пользуйся им как должно, и не умрешь вовеки (авва Евагрий, 89, 602). Цель всех по Богу живущих есть благоугодить Христу Богу нашему и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святаго Духа, и таким образом устроить свое спасение; ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас (в цели и действии), то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше. Бесполезен всякий путь жизни, не ведущий к сему того, кто течет по нему (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 539–540). Источник. Сердце, ожив ощущением своим для Бога и для всего, что принадлежит Богу, умирает для мира, умирает для всего, что враждебно Богу и что чуждо Бога. В смерти этой – жизнь, и в погибели этой – спасение (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 327). Источники

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

XX. Слово в день св. равноапостольного князя Владимира, сказанное в Дуббельнской церкви, что на Рижском взморье 20 О значении веры в жизни человека В день св. равноапостольного князя Владимира, просветителя земли русской святой православной верой Христовой, благоприлично сказать несколько слов, в наше общее назидание, о значении веры в жизни человека. Что такое жизнь наша? В физическом отношении, наша жизнь есть рождение, возрастание, питание, укрепление, или мужество, и далее – ослабление, старость и смерть. В этом отношении, жизнь человека сходна с жизнью всех, живущих в мире сем. В духовном, религиозно-нравственном отношении, жизнь наша есть, вообще, деятельность во славу Божию, на пользу ближнего и для собственного благополучия; в частных явлениях – жизнь есть труды и подвиги, наслаждение и страдание, скорби и радости. А со стороны Бога, Виновника нашего бытия, по отношение к человеку, жизнь наша есть высочайшее благо, каковое может истекать только от всеблагого Бога, есть величайший дар Божий, которым человек должен пользоваться, согласно с волей Божьей, и не распоряжаться по своему усмотрению. Для чего нам дана жизнь? Господь сотворил человека для того, чтобы он благоразумно употреблял свой труд, направлял природу в свою пользу и, пользуясь её плодами и плодами трудов своих, наслаждался, прославлял Бога, и, через то, вечно блаженствовал. Так, жизнь дана человеку для блаженства его. Но то ли мы видим на самом деле? Нет! Жизнь даёт нам больше забот, чем спокойствия, больше страданий, чем блаженства, больше несчастий, чем счастья, больше несправедливости, чем правды, больше горести, чем наслаждений, больше лжи и заблуждений, чем истины. Где же тут блаженство? На этот вопрос отвечает нам вера. Что же такое вера? Как душевная способность, вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Кто не имеет такой веры, тот неверующий, или маловерующий. Вера же, как духовная, религиозно-нравственная потребность, есть связь человека с Богом и обязанность первого – по отношению к последнему, воспринимать, усвоять и исполнять все то, что внушает вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Слово в день пятидесятилетнего юбилея Киевской Духовной Академии, 28 сентября 1869 года Любяй премудрость любит жизнь ( Сир.4:13 ). Наука имеет самое близкое отношение к жизни. Не прихоть людская произвела ее, но жизнь вызвала ее на свет, как необходимое пособие для себя. Поэтому древний мудрец справедливо сказал: кто любит премудрость, тот любит жизнь. А мы прибавим к этому: тот, кто любит жизнь, не может не любить премудрости, науки. Жизнь человека находится в связи с жизнью человечества, а жизнь человечества – с жизнью всего существующего, с прошедшим, настоящим и будущим целой вселенной. Высшее благо жизни нашей состоит в согласии с временным и вечным порядком царства Божия. Какая громадная задача науки – поставить жизнь человека в согласие с жизнью всего существующего! Жизнь человечества не стоит, а течет. На поверхности ее беспрерывно, как волны в море, одни явления сменяются другими, волнуют душу и вызывают в ней новые вопросы и новые требования. Можно ли тут науке стоять неподвижно, когда жизнь человеческая непрестанно предстает пред нею с новыми скорбями, новыми нуждами и требованиями, новыми задачами и вопросами? Нельзя. Потому-то и говорят, что наука должна идти в уровень с жизнью. Что говорят о науке вообще, то мы хотим сказать о науке нашей духовной, имеющей приют в здешнем святилище высших знаний. И наша духовная наука, как и всякая другая, или, лучше сказать, преимущественно пред всякою другою, не должна отставать от течения жизни, а насколько возможно предшествовать ему. Наша наука отличается от всякой другой тем, что имеет для себя готовое начало, готовую истину, тогда как все другие науки только идут к истине, ищут начала для построения своих теорий или для объяснения событий и явлений, к их области относящихся. Предмет нашей науки вера Христова; а все содержание веры дано в божественном откровении и сохраняется в церковном предании, как вечная и неизменная истина Ума божественного. Если так; то можно ли требовать от нашей науки какой-либо подвижности или изменяемости по течению проходящего времени? Когда напоминают нашей науке о современности, многим кажется, что от нее требуют того, что бы она отступила от своего начала, изменила преданной ей истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Двенадцатый член Символа Веры И жизни будущаго века. Аминь. Поучение 77. О жизни будущего века, или о вечном блаженстве праведных Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Так вместе с воскресением мертвых мы ожидаем и жизни будущего века, которая настанет после воскресения мертвых, и после всеобщего суда Христова. Об этой будущей вечной жизни Иисус Христос сказал: пойдут праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:46 ). Эта жизнь, по изображению Слова Божия, в доме Отца небесного ( Ин. 3:15 ), в царствии небесном, на небесах ( Мф. 5:3, 15 ), или это есть царство небесное, уготованное праведным, от создания мира ( Мф. 25:34 ). Поэтому, когда говорим: и жизни будущаго века, должны разуметь жизнь вечную, блаженную жизнь в царстве небесном, уготованную праведным от создания мира. Эта жизнь будущего века есть цель настоящей нашей жизни, и цель всего того, что Иисус Христос, по беспредельному Своему человеколюбию, совершил на земле. Единородный Сын Божий воспринял наше человеческое естество, просветил мир Своим учением, совершил великие чудеса, пострадал и умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небо, и от Отца Своего ниспослал Всесвятого Духа на Своих учеников и апостолов, и все это для того, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:15 ). А состояние осужденных на последнем суде грешников в Священном Писании называется не жизнью, но смертию второю ( Апок. 20:6, 14 ), и мукою вечною ( Мф. 25:46 ). Хотя жизни будущего века мы теперь не можем ясно представить; потому что еще не открылось, что будем ( 1Ин. 3:2 ), как говорит апостол, мы видим теперь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор. 13:12 ): но по благости Божией, имеем мы верное зерцало в слове Божием, которое верующим показывает все то, что необходимо нам знать для достижения вечной блаженной жизни. Слышали вы, что, по воскресении из мертвых, тела праведных будут чисты, духовны, нетленны, бессмертны. Тогда не будут они подвержены никаким нуждам, никаким скорбям и болезням. В слове Божием открыто, что омытые кровию Христа Спасителя праведники тогда не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и ни какой зной: – и отрет Бог всякую слезу с очей их ( Откр. 7:16, 17 ); и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло ( Откр. 21:4 ). Так в жизни будущего века не будет ничего скорбного, ничего неприятного; не будет ни труда, ни болезни, ни печали, ни вздоха. Такая жизнь, в сравнении с настоящею жизнью, исполненною скорбей и болезней, есть жизнь превосходная и вожделенная. Но мы о будущей жизни сказали очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Жизнь без совести. Так, по всей справедливости, можно назвать жизнь огромного большинства современных людей, подвергшихся «расчеловечению» со стороны захвативших в свои руки власть над миром слуг имеющего придти врага Христова – Антихриста. И весьма характерно и должно было бы быть весьма поучительно то, что, в этом отношении, совершенно одно и то же делается, как в тех странах, где господствуют открытые и явные богоборцы, так и в странах будто бы «свободного» мира – свободного только номинально! При сотворении человека Господь Бог наделил его величайшими дарами: даровал ему  свободу воли и для того, чтобы он мог правильно пользоваться ею, – совесть,  не напрасно именуемую «голосом Божиим» в душе человека. Но вот первозданный человек употребил во зло этот великий дар Божий: злоупотребил данной ему свободой воли, попрал свою совесть. И это было началом величайших зол и бедствий для несчастного, зарвавшегося в своей гордыне человека, который отступил от Бога, своего Творца, Благодетеля и Отца, и вступил в союз с врагом Божиим – диаволом. Вся дальнейшая история человечества носит на себе эту мрачную, зловещую печать Богоотступничества и служения диаволу вместо Бога. Отсюда – пренебрежение духовной стороной жизни и всецелое погружение в жизнь телесную, жизнь неразумных тварей, жизнь скотоподобную, отсюда забвение меры, естественного смирения и диаволоподобная гордыня, влекущая за собой самопревозношение, презрение к другим, осуждение их, ненависть, вражду, злобу. Отсюда – грабежи, убийства, междоусобные брани, войны. И жизнь человеческая еще здесь на земле стала уподобляться аду кромешному, уготовляя обезумевшим людям ад и в жизни будущей, вечной. Господь делал все для спасения людей, не посягая на дарованную Им человеку свободу воли. Так как голоса совести они не слушали, Господь дал им Свой закон, заключенный в письмена, посылал им Боговдохновенных мужей – пророков Своих, которые старались пробудить в них уснувшую совесть и учили Закону Божию... И, наконец, послал им Сына Своего Единородного, Который даровал им Новый Завет , запечатлев его Кровию Своею, пролитою за спасение мира, и ниспослал им Духа Святого, благодать Которого сильна возрождать падших грехом людей к новой жизни, делая их новою тварью и приводя их к вечной нетленной жизни без посягновения на их свободную волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ЖИЗНЬ БУДУЩАЯ, ВЕЧНАЯ Жизнь человека бывает троякой Как смерть, так и живот «троякий». Первый «телесный», когда душа с телом совокупно пребывает. Сей живот такожде, якоже и смерть телесная, всем праведным и грешным общий есть. Вторый живот «духовный», который соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от святаго Бога отлучает ( Ис. 59, 2 ) и, тако умерщвляет; тако вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Якоже бо чувственныя вещи, к свету, например; солнцу или светильнику приближавшиеся, свет в себе приемлют и освещаются: тако душа, верою к Богу приближавшаяся, свет от Него и живот приемлет, и тако просвещается и оживляется от присносущнаго Света и Живота. Третья жизнь есть «вечная», в которой преддверие есть вышеписанная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Никто бо не внидет в вечную жизнь, аще от мертвых дел не воскреснет ныне. «Ибо вне псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» ( Апок. 22, 15 ). Надобно убо неотменно человеку сперва зде востать, верою Христовою оживиться, и тако отворятся ему двери к вечному животу (3:233). Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается Вечность, в которой по восстании от мертвых и окончании праведного Христова суда пребывать будем, не ино что есть, как едино начало без конца: она всегда начинаться будет, но никогда не скончается. Воображай в уме, что пройдет сто тысящей лет: нет конца вечности. Пройдет сто тысящей веков (век в себе заключает сто годов): нет конца вечности. Пройдет тысяча тысящей веков и миллион миллионов: нет конца вечности, то только начинается. И хотя далее умом поступать будешь в вечность, едино увидишь начало без конца. Сколько ни собери миллионов веков в ум твой, то вси они так имеются противу вечности, как едина капля воды против целаго океана, или как маковое зерно противу всего света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу умалиться и скончаться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем далее простираешься умом в вечность, тем большая долгота ея открывается, ибо бесконечна. Добре некоторые изображают вечность сими словами: вечность есть «всегда и никогда», то есть, всегда будет, но никогда не кончится (2:247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество Содержание Предисловие Часть первая. Жизнь дома и в школе Глава 1. Родина старца Паисия Величковского Глава 2. Происхождение старца Паисия. Детские годы в родной семье. Поступление в киевскую академию. Порядки академической жизни Глава 3. Жизнь Петра Величковского в Киевской академии. Возрастающее влечение к монашеству. Неудачная попытка поступить в Китаевский скит. Объяснение с префектом академии. Последнее свидание с матерью. Бегство от мира Часть вторая. Годы странничества – в поисках духовного руководства Глава 1. Начало странствования. Прибытие в Чернигов. Жизнь в Любечском монастыре. Первое искушение. Бегство в правобережную Украину Глава 2. Странствование по правобережной Украине Чернобыль. Ржищев. Повесть о замученном униатами православном дьячке. Пустынник Исихий. Пребывание в медведовском монастыре. Пострижение Петра в рясофор. Притеснение от униатов. Уход в Киево-Печерскую лавру Глава 3. Пребывание в Киево-Печерской лавре. Повесть о том, что было с матерью Платона по уходе сына из Полтавы. Замечательные лаврские подвижники. Предсказание одного из них об уходе Платона из лавры. Неожиданное исполнение этого предсказания Глава 4. Бегство из Киево-Печерской лавры за границу. Неожиданные встречи и препятствия на пути. Платон в матронинской обители. Встреча с иеросхимонахом Михаилом. Платон уходит в Молдовлахию Глава 5. Молдовлахийское монашество в XVIII веке. Жизнь Платона в Трейстенах. Неудача в поварском послушании. Встреча со старцем Василием. Прибытие иеросхимонаха Михаила с другом Платона Алексеем. Повесть об уходе Алексея от матери. Беседы о. Михаила с братией. Послушание Платона в винограднике. Платон просыпает заутреню. Прибытие в трейстены схимонаха Онуфрия. Платон покидает Трейстены и уходит с Онуфрием в скит Кырнул. Жизнь в Кырнуле и решение уйти на Афон Часть третья. Уединенная жизнь старца Паисия на Афоне и начало общежительного братства Глава 1. Переселение Платона на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Владимир Вигилянский, Нафигулла Аширов и др. Должна ли Церковь вмешиваться в светскую жизнь? " Церковь православная не просто может вмешиваться в жизнь общества, а должна вмешиваться " Источник:  Эхо Москвы И. ВОРОБЬЕВА – Всем добрый вечер. Это программа " Ищем выход " . Я представляю свою соведущую Татьяну Фельгенгауэр. Мы с вами будем следующие два часа в эфире " Эхо Москвы " . Будем обсуждать самые разные темы. Причем первый час будем обсуждать одну из самых важных тем, как мне кажется, не просто последних нескольких недель, а вообще в принципе в нашей стране. С гостями. А в следующем часе поговорим на другие темы, но с вами со слушателями. Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Давайте расскажем, что сейчас будет в эфире. Поговорим о том, должны ли религиозные институты вмешиваться в светскую жизнь государства. Я представляю наших сегодняшних гостей. Владимир Вигилянский – протоиерей, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси и Нафигулла Аширов – председатель Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель совета муфтиев России. И. ВОРОБЬЕВА – Давайте мы сразу же запустим голосование. И, скажем так, от этого будем отталкиваться, от вашего мнения. У нас будет два голосования, одно будет сейчас в Сетевизоре, и в конце программы мы проголосуем по телефонам. Итак, вопрос звучит следующим образом: на ваш взгляд должны ли религиозные институты вмешиваться в светскую жизнь государства? ГОЛОСОВАНИЕ Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – А нашим гостям мы немножко в другом виде этот вопрос зададим. В каком формате должны участвовать религиозные институты в светской жизни государства? Отец Владимир. В. ВИГИЛЯНСКИЙ – Я, честно говоря, не могу понять формулировку " светская жизнь государства " . Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Общественно-политическая. В. ВИГИЛЯНСКИЙ – Есть общество, и есть государство. Конечно церковь православная не просто может вмешиваться в жизнь общества, а должна вмешиваться. Это часть общества. Церковь это и люди, и по-гречески церковь экклесия, это собрание людей. Понимаете. Поэтому мы есть часть общества, и мы не отделяем себя от общества никоим образом. Что касается государства и государственных институтов, совершенно другое дело. Не только по Конституции, но и по нашему убеждению мы не должны вмешиваться в дела государства. Руководить им каким-то образом, влиять на государственные институты. Пусть это делают верующие люди, которые участвуют в жизни государства. Поэтому у нас даже было принято на одном из архиерейских соборов постановление, связанное с тем, чтобы священнослужители не были выборными людьми, не участвовали в выборных органах от низу до верха, хотя раньше не было так и до революции в том числе. Чтобы наши священнослужители не были бы участниками партий политических.

http://religare.ru/2_93230.html

Проповеди 1928 г. Трудами и усилиями князя Даниила 2 На жизни вспоминаемого ныне благоверного князя Даниила исполнились слова Владыки Христа, Который сказал, что Царство Небесное силою берется и употребляющие усилия восхищают его 3 . До сих пор Царство Небесное приобретается усилиями, и наследуют его те, кто много потрудился в жизни ради спасения. Но как же, скажете вы, исполнил князь заповедь Христову, как в жизни своей прилагал усилия к этому? Если посмотрим мы, как он стремился выполнить заповеди, если возьмем первую заповедь – о блаженстве нищих духом, то есть смиренных, о кротости, о плаче покаянном, об алкании правды, – то увидим, что ради исполнения их святой Даниил всю жизнь провел в усилиях; она полна была трудов и скорбей. От Бога зависит спасение человека. Бог Сам, как говорил блаженный Павел, располагает спасение так: Он призывает человека прежде всего словом или событиями жизни, действует на сердце человека; и когда человек услышит о Боге, увидит жизнь свою, когда познает цену жизни, разберется, то у него появляется жажда спасения – он уже в дело претворяет то, о чем раньше думал, а тут уже и Господь на помощь приходит, помогает человеку в трудах его. И если мы посмотрим, как слагалась жизнь князя Даниила, как он с помощью Бога слова и события жизни обращал в живое дело, как он приобретал смирение, кротость и плач, как алкал правды, то жизнь его представится нам в таком виде. Князь Даниил остался двухлетним ребенком после смерти своего отца, князя Александра Невского. Надо сказать, что благоверный князь Даниил был сыном от второго брака. Вторая жена [Александра Невского] причтена к лику святых, как и первая его супруга, и дочь их Евдокия, – они все почивают в кафедральном соборе, вся семья, кроме сыновей Дмитрия и Андрея, всю жизнь проведших в междоусобных войнах. Рано оставшись сиротой, Даниил, испытывая все тяжести жизни, усилиями приобретал смирение. Он рано осознал непрочность жизни, познал цену всей пышности, богатства и славы и рано проникся мыслью, что жизнь сама по себе не имеет ценности, что прежде всего нужно созидать богатство духовное. И ради этого он, когда возрос, довольствовался одним маленьким городком Москвой, который достался ему после отца. В то время как братья его проводили жизнь во вражде, стремясь увеличить свои владения и возвыситься перед другими, Даниил не расширял своих владений, не хотел славы и смиренно правил в своем маленьком городке. А Господь, смотрите, как возвысил его, как вырос его город, – больше двух миллионов жителей теперь в Москве, и, хотя теперь и не признают его верховенства, он до сих пор духовный господин города, его правитель, ибо исполняются слова Христа, что Он смиренных возвышает. Затем посмотрите, как приобретал Даниил плач о грехах. Он княжеские пышные одежды променял на монашескую мантию, как пелось вчера: «Одел себя плащаницею погребальною».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Человек перед Богом, III. Путь подвига Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-би-си) и в московских квартирах во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам Владыка во время бесед в своей общине. В «Путь подвига» (третья часть «Человека перед Богом») вошли: «Что такое духовная жизнь», «Воспитание сердца», «Закон жизни», «О молитве Господней». ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ Духовная жизнь, как действие Духа в нас. Молитва: внимание и благоговение.   Наше очередное говение я хочу посвятить теме духовной жизни как таковой. То, что я хочу сказать, некоторые из вас, несомненно, от меня и от других слышали. Дело в том, что мы все стремимся к духовной жизни и - ищем ее не в том и не там, где надо. Мы часто думаем, что духовная жизнь заключается в различных переживаниях, которые у нас по временам бывают и которые связаны с молитвой, богослужением, с красотой пения, с красотою икон, со всем строем нашей православной христианской жизни. И стремясь к переживаниям, стараясь достичь какой-то возвышенности мысли, живости чувств, мы проходим мимо того, что является настоящим, подлинным содержанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родиться и из других источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=704...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010