Это Царствие Божие совершенно близко нам, но вместе с тем его приятие зависит от искания его каждым и не дается помимо этого искания («ищите... Царствия Божия» ( Мф.6:33 – Прим. ред.), – говорит Господь) и усилия («ибо Царствие Божие силою нудится» Мф.11:12 – Прим. ред.). Духовная, благодатная жизнь, которая дается в Церкви, есть в нас совершающееся Царствие Божие, и мы имеем в этом внутреннюю самоочевидность, самоудостоверение, «ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь» ( 1Ин.1:2 , ср. 1Ин.2:25 ). К этому же относятся и слова Богослова: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно» ( 1Ин.2:27 ). Христианину подается помазание – χρσμα – Царствия Божия, царственный дар вечной жизни. И этот дар есть священие и святость. Духовная жизнь, вечная жизнь в Боге, священие и святость – все эти суть разные выражения одного и того же дара Царствия Божия, подаваемого Церковью, в Церкви и через Церковь . Аскетические писания святых отцов исполнены указаний для подтверждения той общей мысли, что вечная жизнь подается христианину уже здесь, и ему надлежит искать ее. Поэтому вся благодатная жизнь Церкви, с ее молитвами, богослужениями, Таинствами, в которой всегда струится благодать Святого Духа, принадлежит к области Царствия Божия, и живя в Церкви, мы вступаем в него, приобщаемся ему. И в особенности это должно быть сказано о Таинствах церковных, в которых неизменно подается благодать Святого Духа, а прежде всего и более всего о Евхаристии, Таинстве боговоплощения. Божественная литургия есть приходящее Царствие Божие, которое существенно есть Боговоплощение, а посему она, как мы уже отметили, и начинается возглашением «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа». И причащение Святых Таин Христовых есть действительное вхождение в Царствие Божие. После пресуществления Святых Даров священник молится (тайно): «Якоже быти причащающимся...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1,1 «Спросил некто» у Господа, «молвя: “Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?”» Господь ответил ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» 4940 . Неужели Господь не был благим, не был добрым? Но Он ответил [так] спросившему Его, потому что тот считал Его человеком, учителем, подобным всем [людям]. Господь не поставил Себя наравне с родом Адама, сказав: «Никто не благ, как только один Бог», то есть: Я не благ так, как ты считаешь, но благ, как ты не знаешь. Ведь от рода Адамова никто не благ – ибо все оказались под [властью] греха, – но один Бог безгрешен. Он искупил род Адамов от удерживающей его диавольской «власти тьмы» 4941 . 1,2 Но [евангельская фраза] имеет и другой смысл. «Никто не благ, как только один Бог», то есть один Иисус благ, ибо один Он был рожден без греха и без общения с мужем. Один Он пришел в свободным и непадшим, дабы искупить [его] от греха. 2,1 Ибо Сей был «Словом» «в начале», «и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 4942 . «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть[.] 4943 В Нем была жизнь» 4944 , то есть всё, «что начало быть в Нем» 4945 , живет и движется 4946 , потому что Он Бог всех, и всё живет Богом, и каждое [существо] имеет от Бога собственную жизнь согласно своей мере и количеству: так, птицы имеют свою жизнь, звери, пресмыкающиеся, рыбы – каждое существо живет, имея жизнь от Бога. Но и [видимые] творения, небо и земля, растения, семена, и невидимые [существа] (имею в виду ангелов, начала, власти) живут Богом. Ибо Бог есть жизнь всех. 2,2 Бог есть «свет человеков» 4947 , и люди, рожденные свыше от Бога 4948 и будучи чадами Божиими 4949 , живут в бессмертном свете. Ведь этот свет отныне сияет и освещает души чад света 4950 , рожденных от Духа 4951 . Сей свет для них – упокоение 4952 , жизнь 4953 ; пища, питие 4954 ; одеяния 4955 ; оружие 4956 ; победа 4957 ; венец, радость 4958 . Сей «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» 4959 то есть грех не узнал и неузрел его 4960 , или люди, пребывающие под покровом, не могут узнать или увидеть «свет истинный» 4961 , каковым является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

б) Помыслим, братия, и о том, что так и во всякое время силен Господь воскрешать от смерти греховной к жизни благодатной. Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). Кто слушает слово Господа Иисуса и верует в Него и в Отца Его, тот имеет жизнь вечную, т.е. кто с верой слушает учение Иисуса Христа, и последует ему, как истинный ученик Христов, тот получает благодать Святого Духа, которая, если он пребудет верен Христу до конца жизни, будет в нем источником духовного мира и утешения, залогом и предначатием вечного блаженства, – будет приготовлять его к участи в вечной славе Господа Спасителя, Царя неба и земли. Имеющий в своей душе эту благодатную жизнь в последний день не подвергнется осуждению вместе с грешниками или не веровавшими в Иисуса Христа, или не исполнявшими Его заповедей. Но по гласу Господа, восприняв прославленное тело, он станет одесную Господа и услышит вожделенный глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). в) Иисус Христос говорил сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь… Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25–26 ). Так Господь Иисус есть и наше воскресение, и наша истинная жизнь. Будем всегда любить Его всем сердцем и всей душой, как Бога и Спасителя нашего. Будем более всего заботиться о том, чтобы верно исполнять Его заповеди, кто бы в каком звании и состоянии ни был. И мы вечно будем жить благодатию Господа Спасителя, и смерть телесная не будет страшна для нас: ибо сим путем мы только перейдем от этой суетной и скорбной жизни к жизни нескончаемой и блаженной. III. Христе Спасителю и Боже наш! Как Ты всесильным словом Твоим воскресил от смерти к жизни четверодневного Лазаря, так, силой Духа Твоего, воскреси и всех нас от смерти греховной к жизни благодатной и даруй нам всегда жить верой в Тебя, всегда исполнять заповеди Твои и пребыть верными Тебе до конца жизни, чтобы с надеждой перейти в жизнь вечную. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского). Г. Некоторые великопостные молитвы и песнопения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В дальнейшем мы будем говорить не о историко-религиоведческом подходе к феноменологии (оставим без возражений притязания религиоведов на это название, хотя заметим, что лучше было бы заменить его словом «типология»), но исключительно о ее философско-религиозных перспективах. В свете философско-религиозных подходов феноменология религии – сложносоставная дисциплина, предлагающая науке о религии постметафизическую, и даже больше, постсистематическую перспективу чистого и непосредственного видения, опытного знания, т.е. по-знания. Такое познание находит в известной оппозиции к вульгарности систем и «объективной» рациональности. Здесь уместно напомнить апостольские слова о предмете христианской веры и сути христианской религии как жизни, которая явилась: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась нам, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем ам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Иоан. 1:1-3). Этот фрагмент апостольского послания вполне может считаться феноменологическим вариантом христианского кредо: жизнь явилась, ее видели, рассматривали, освязали; в Сыне жизнь Отца стала доступной людям; в общине происходит общение с Богом. Здесь апостол Иоанн, автор «философского» Евангелия, говорит предельно просто, даже плоскостно, помещая начало веры, события Пришествия и Спасения в обычное физическое пространство человеческой истории, драмы отношений, общины и общения. Это забытое феноменологическое кредо вновь становится актуальным, на него есть и философский, и теологический спрос. Очевидно, религия как система была неизбежным этапом и формой, при которых религиозная жизнь сберегалась и рационально расходовалась Церковью и обществом. Но со временем религия начинает работать уже на воспроизводство себя, присваивая «жизнь» (в том числе собственный духовной, социальный, культурный потенциал) или даже заглушая ее. На (не)определенном этапе жизнь становится знанием о жизни, а религия – знанием о религии; Откровение – теологией, живое Слово – чужой цитатой.

http://bogoslov.ru/article/4699287

В Евангелии мы слышим о водах, которые радостно текут в жизнь вечную. 212 Наша жизнь тем самым не должна быть жизнью равнодушной, не должна быть жизнью рассеянной, не должна быть жизнью вне святости, не должна быть жизнью, в которой что-то слышно о святости, но нет стремления к ней. Наша жизнь должна быть не мертвой, но живой. Наша жизнь не должна существовать сама в себе, но в Боге. Наша жизнь должна быть живой, подобно Богоявленским водам. Наша жизнь должна быть всепроникнутой Божественным светом и в то же самое время самим этим светом, согласно тем словам, которые Спаситель говорит Своим ученикам: «Вы есте свет мира». 213 Когда Спаситель приходит на берега Галилейского моря, чтобы начать проповедь, 214 Он призывает к Себе учеников, 215 а потом дает людям заповеди блаженства на горе Блаженств. 216 Это два места, которые находятся рядом друг с другом. Сначала происходит призвание апостолов, а вслед за этим – проповедь апостолам. 217 И наша душа, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что кажется себе заброшенной, несмотря на то, что пребывает в унынии, очень близка к Господу. И слова Спасителя: «Вы есте свет мира» 218 – обращены к нам и являются для нас, в том числе, и Богоявленским Крещенским призывом умиленно хранить Богоявленские воды. Эти слова побуждают нас взращивать в себе умиление и идти по стопам Воскресшего Спасителя, чтобы, достойно вступив в ту Крещенскую купель, которая есть образ и прообраз Христовых страданий и Воскресения, мы стали подлинными соучастниками страдания и Воскресения Спасителя и унаследовали жизнь вечную. Аминь. О приобретении духовных даров 219 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Мф. 11:29 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В первом евангельском чтении, посвященном преподобному Павлу Фивейскому, мы слышали слова Спасителя: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Это слова об узком пути, который становится широким, о скорбях, страданиях, сораспятии Спасителю, которые заканчивались, заканчиваются и будут заканчиваться совоскресением с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В шестой день Бог повелел земле извести четвероногих, и зверей, и скотов. И наполнилась земля множеством новых живых обитателей. Когда Бог украсил землю и наполнил ее и моря многою живою тварью, то ввел в сей благоукрашенный дворец человека. И сотворил Бог человека по образу Божию «и вдунул в лице его дыхание жизни и ввел его в рай» ( Быт. 2:7–8 ). «И благослови Бог день седьмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих» ( Быт. 2:3 ). И это творение мира и начало Бытия было в период весны, в месяце марте, за 5508 лет до н.э. Человек был бессмертным, время не имело над ним власти. Но ему дана была заповедь и прещение Божие за непослушание: «смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Значит, жизнь его зависела не от времени, но от жития, от исполнения заповеди Божией. Он должен был, как говорят Отцы «хранить и возделывать рай». По преслушании Адам, согрешив, впал во власть времени, то есть стал тленным и смертным; однако он помнил рай и всю жизнь каялся и плакал, но своими силами сам не мог вновь уподобиться Богу. Господь наш Иисус Христос «смерти жало сокрушил еси, и Адам от клятвы избавлен бысть» /воскр. кондак гл. 5/. Перед крестными страданиями Спаситель молился: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:1–3 ). А еще ранее благовествовал: «Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец. Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин. 12:49–50 ). И снова: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и живот суть» ( Ин. 6:63 ). Эти Божественные откровения ясно показывают, что через Спасителя жизнь вечная вновь открывается падшему человеку во Христе, в познании Его через исполнение святых Его заповедей. Сама Жизнь явилась и животворит всех верных любовию. После Воскресения Христова наступило это «время исправления» ( Евр. 9:10 ), время обновления благодатию. Бог обновляет человека, но теперь уже вместе с ним, так чтобы воля его через познание истины и исполнение заповедей Божиих, сливаясь с волей Божией, была свята. Апостол Павел научает: «...истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4:21–24 ). Отсюда осознаётся жизненный путь: доброделание во имя Господне – средство «искупления» времени нашей жизни, ведущее к вечности – Богопознанию. И поэтому доброделание становится мерой времени, его ценою, – времени не астрономического, но осознанного – онтологического (бытийного), духовного (в отличие от растительного) времени. Его можно назвать «человеческим».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

«Вечная жизнь» не получается христианином лишь в загробной жизни, в виде независимого от его внутреннего содержания какого-либо внешнего блага 697 , а постепенно органически растет и развивается в нем самом еще в земной жизни. Мало того, в загробном мире и не может начаться духовная жизнь для человека, совершенно не причастного, чуждого «вечной жизни» в земном фазисе своего существования. По мере того, как достигается христианином состояние святости, – неразрывно с этим – постепенно – осуществляется и конечная цель его – богообщение. Это осуществление имеет свои степени, – начало, продолжение и завершение 698 . Загробной жизни принадлежит лишь завершение или продолжение этого осуществления, но ни в каком случае не его начало, вопреки прежнему жизненному направлению 699 . Следовательно, «спасение» достигается христианином еще здесь, на земле, хотя и не во всей полноте; «во всей своей светлости» 700 , в совершенном, беспрепятственном и нескончаемом развитии оно будет достоянием христианина только в загробной жизни. Откровение ясно учит о том, что «вечная жизнь» начинается и раскрывается в христианине еще в земном его существовании, среди обычных внешних условий жизни. « Верующий В Сына имеет жизнь вечную» ( ’χει ζων αιω’νιον) 701 . « Ядущий мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную ( ’χει ζων αιω’νιον) и Я воскрешу его в последний день» 702 . « Держись ( πιλαβο) вечной жизни, к которой ты и призван» 703 . В святоотеческой письменности совершенно определенно раскрывается та мысль, что человек уже здесь на земле, или фактически живет истинною, «вечною жизнью» общения с Богом или действительно умирает «вечною смертью » пагубного разъединение с Ним. Богоподобная жизнь христианина на земле в действительном богообщении непрерывно и непосредственно переходит в загробную жизнь в Боге и у Бога. По учениюВасилия В., «чрез крещение в душах освященяых обитает Господь» 704 . По словам преп. Макария E., душа христианина еще ныне приемлет в себя царство Христово, упокоевается и озаряется вечным светом 705 . Истинный христианин и на земле живет вечною жизнью, и в настоящее время уже упокоевается во Христе 706 . Лредварптельно познавши тайны благодати»,. христиане уже не дивятся тому, что будут царствовать в будущем веке 707 . Будучи еще на земле, они имеют жительство на небе, являются в истинном смысле обитателями и гражданами невидимого мира, хотя пока еще и не вполне, так сказать, не в целом составе своей личности, а только «по уму», «по внутреннему человеку» 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

... Вот в русском переводе слова Евангелия, которые вы, братие, слышали сегодня. Объясним их. Что значат начальные слова Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ? «Слово» – это Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы. Сын Божий называется Словом, во-первых, потому, что Он рождается от Бога Отца так же невидимо и непостижимо, как рождаются наши слова от ума. С другой стороны, потому, что Он посредством своего слова, изустно, возвестил людям все учение как о Самом Боге Отце, так и о спасении их. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». »В начале», т. е. от вечности. Здесь говорится, что Сын Божий также вечен и такой же Бог , как и Бог Отец. «В Нем была жизнь», т. е. в Боге Сыне содержится жизнь всего существующего, так как сказано: Им сотворено и существует все. «И жизнь была свет человеков». Сын Божий для людей есть не только жизнь, т. е. существование на земле, но и свет, т. е. духовная жизнь по данной Им людям вере и закону и вечное спасение на Небе. Люди согрешили и лишились рая. Сын Божий принял на Себя грехи человечества и даровал им право снова входить в рай, лишь бы веровали в Него и сохраняли закон Его. «Тьма» – это состояние человека, грехом удалившегося от Бога и потерявшего познание о Боге и Его законе и творившего злые дела. Хотя Бог дал людям веру и закон для спасения, но не все они приняли и сохранили сию веру и закон. Такое состояние людей и названо здесь тьмою. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – это значит, что хотя и не все люди приняли и сохранили веру и закон Божий, однако ж, были и принявшие и сохранившие. Таков был избранный для сего самим Богом еврейский народ. Как понимать следующие слова Евангелия: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ). Что же нас разделяет и от Бога, и между собою? Деньги, пища и питье – этот прах, этот тлен, гной. Отчего? Оттого, что нет живого христианского упования на Бога. Мы не знаем или забываем, что истинная жизнь человека есть любовь к Богу и ближнему. Полагая жизнь в прахе и надеясь на него, мы не воздаем Отцу Небесному подобающей славы возложением на Него всего упования, всей своей печали, как должно верным чадам Его во Христе. «Если Я отец, то где почтение ко Мне?» ( Мал. 1:6 ). Где ваша надежда на Меня? Где ваша любовь ко Мне? Где беспристрастие к земному, тленному и вседушевное желание небесного, духовного, вечного (6)? Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих, и в особенности, о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его, наипаче для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть. Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет один Бог сокровищем сердца твоего; к нему прилепись всецело, как созданный по образу и подобию Его, и беги от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши. Поспешай к жизни непреходящей, к жизни, не стареющейся в бесконечные веки, влеки туда и всех, сколько есть сил (7). Жадный, алчный скупец! Деньги ли, хлеб ли тебе дали жизнь? Не Бог ли? Не слово ли Его дало бытие и жизнь тебе и всем прочим тварям? Не Сын ли Божий держит «все словом силы Своей» ( Евр. 1:3 )? Одними ли деньгами и хлебом, водой и вином поддерживается жизнь твоя? Не всяким ли словом, исходящим из уст Божиих, жив бывает человек (см. Мф. 4:4 )? Не прах ли деньги и хлеб? Не всего ли меньше нам нужно хлеба для поддержания жизни своей? Все словом сотворено и держится. Слово – источник жизни и хранение ее (7). Душа наша – простое существо, потому она не может в одно и то же время любить и Бога, и, например, деньги, пищу, питие, или ближнего и вместе деньги, пищу и питие; потому и говорится: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Единство человека с Богом чрез Иисуса Христа есть общение не внешнее, но внутреннее единство жизни человека с Богом, подобное тому, какое находится между лозой и ее ветвями ( Ин.15:1 ), так что, как Сын живет Отцом, так и мы живем Сыном ( Ин.6:57 ), и Сам Отец и Сын, и Дух Святый живут в нас ( Ин.14:23 ; Рим.8:11 ; 1Кор.3:16 и др.). Жизнь духовная, как единство с Богом, начинается для человека здесь на земле, но она продолжается для него и за гробом, хотя род и способ владения ею при этом изменяется 56 . Отсюда она часто определяется, как вечная, т.е. имеющая продолжаться без конца. Выражение «жизнь вечная» обыкновенно употребляется в Новом Завете в смысле назначенного Богом человеку блаженства на небесах. Это особенно видно из тех мест, где она представляется, как предмет радостной христианской надежды ( 1Ин.2:25 ; Тит.3:7 и др.), или как награда за праведность и добродетель ( Рим.2:7 ; Гал.6:8 и др.). Тем не менее, ее нельзя отделять от духовной жизни на земле, с которою она составляет одну истинную жизнь в Боге, различную только по внешним условиям существования человека. Когда Господь говорит, что верующий в Сына имеет (в настоящем) жизнь вечную ( Ин.3:36 ), то этим Он хочет сказать не то, что человек имеет в себе твердую надежду будущей блаженной жизни, но то, что он уже здесь на земле начинает переживать эту жизнь и сознает себя столь тесно соединенным с Господом, что с правом может сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Так как кроме Бога нет другого источника жизни, то все разумно-нравственные существа, для которых только и возможно различие между духовной и физической смертью, если не стоят в союзе и единении с Богом, мертвы духовно. Иисус Христос представляет всех людей духовно умершими, когда говорит: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшаго Меня имеет жизнь вечную, и на суд не, приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Также и Апостол Павел называет всех, не верующих во Христа, удалившимися от Бога и мертвыми по преступлениям ( Еф.2:1, 5, 12–13 ) 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010