Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛОССА БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Иконостас Старой церкви с чудотворной иконой Божией Матери «Живоносный Источник» (мон-рь Богородицы Глосса, Кипр) Иконостас Старой церкви с чудотворной иконой Божией Матери «Живоносный Источник» (мон-рь Богородицы Глосса, Кипр) Глосса Богородицы монастырь [греч. Παναϒα Γλωσσ], жен., действующий, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Расположен на Кипре, в 3 км от с. Келаки, на вершине горы Листовуно (Разбойничья гора). В средние века здесь находилось селение, и в 1161 г. был построен небольшой храм с тем же посвящением, т. н. Старая церковь. Когда в XVII в. жители переселились севернее, в совр. с. Келаки, в Старой церкви стал подвизаться мон. Сильвестр из с. Прастио. За храмом ему помогал следить Христофис Хаджи-Симеон из Келаки. Каждый год в пятницу Светлой седмицы священник и жители Келаки приходили в эту церковь для совершения Божественной литургии. В 1975 г. здесь был образован жен. мон-рь по решению Лимасольского митр. Хрисанфа и с согласия Кипрского архиеп. Макария III. Первоначально община насчитывала 8 сестер. Были возведены большой крестово-купольный храм в визант. стиле во имя Св. Троицы (1980-1981), ц. Всех святых (в подвале к-рой находится усыпальница), гостиница, корпуса, была расписана Старая церковь. Для храма Св. Троицы был куплен старинный иконостас из дерева грецкого ореха (работы Евтихия Киприота, 1880), прежде находившийся в старом кафедральном соборе Лимасола. Хранящаяся в обители икона Божией Матери «Живоносный Источник» прославилась благодаря многочисленным исцелениям, к-рые получают от нее немые, глухонемые, косноязычные, страдающие от различных заболеваний горла и полости рта. Вслед. этого икона получила название «Глосса», от греч. слова ϒλσσα - язык. Чудотворная икона находится в иконостасе Старой церкви. Она написана в 1909 г. старцем Дионисием (Христидисом), игум. мон-ря Ставровуни , к-рый преобразовал эту обитель по образцу афонских мон-рей. Икона увешана дарами исцеленных - металлическими языками; в мон-ре хранятся многочисленные благодарственные письма, в т. ч. отмечены случаи исцеления от бесплодия, рака, болезней сердца. В наст. время в обители 10 монахинь, 3 послушницы, игумения - Феоктиста (πτυχα. 2005. Σ. 1141). Лит.: ΜΚΕ. 1990. T. 13. Σ. 159-160; Κοκκινφτας Κ. Χωρι κα μοναστρια τς Ντιας Μαραθσας. Λευκωσα, 1995. Σ. 183-185; Καππας . Τα μοναστρια της Κπρου. Λεμεσς, 1998. Σ. 116; Ραπτπουλος Ζ. Κ. Η Ιερ Μον τς Ζωοδχου Πηϒς (Παναϒας Γλωσσ). Λεμεσς, 1999. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Брынковяну [румын. Brîncoveanu; второе назв.- Сымбэта-де-Сус], муж. общежительный мон-рь Румынской Православной Церкви. Относится к Сибиуской архиепископии , к-рая входит в митрополию Трансильвании, Кришаны и Марамуреша. Расположен в с. Сымбэта-де-Сус, на сев. склонах гор Фэгэраш (жудец Брашов). Престольные праздники мон-ря: Успения Пресв. Богородицы и иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Мон-рь был основан в 1657 г. великим ворником Предой Брынковяну, дедом св. Константина (Брынковяну) , на месте, где с древних времен подвизались пустынники. В кон. XVII в. (до 1701) св. Константин вместо первоначальной деревянной возвел каменную триконховую, одноглавую церковь, сохранившуюся до наст. времени. Притвор на каменных колоннах пристроен в XX в. В 1766 г. храм расписали мастера Ионашку, Панэ и Михай. Мон-рь просуществовал до 1785 г., когда был разрушен по приказу австр. правительства. Несмотря на то что мон-рь находился в запустении до 1935 г., правосл. верующие каждый год в престольный праздник иконы Божией Матери совершали паломничество к источнику. В 1928-1936 гг. митр. Трансильвании Николай (Бэлан) восстановил монастырскую церковь и кельи и возобновил монашескую жизнь. В 1984 г. по инициативе митр. Трансильвании Антония (Плэмэдялэ) начались строительные работы во всем мон-ре. Были отреставрированы храм и роспись соборной церкви, вокруг обители возведены каменные стены. Сев. и юж. стены представляют собой 2 массивных трехэтажных корпуса, которые соединяются 2 галереями в зап. и вост. стенах. В сев. корпусе устроили вместительную ц. во имя св. Константина (Брынковяну). В юж. корпусе помимо др. помещений имеется большая б-ка. 15 авг. 1993 г. в праздник Успения Божией Матери освящение церкви и всего вновь отстроенного мон-ря совершили Патриарх Румынской Православной Церкви Феоктист (Арэпашу) , Патриарх К-польский Варфоломей , митр. Трансильвании Антоний (Плэмэдялэ), митр. Молдовы и Буковины Даниил (Чоботя), митр. Олтенийский Нестор (Ворническу), неск. греч. иерархов и множество священников и диаконов Румынской Церкви и К-польского Патриархата. На 2001 г. в мон-ре было 40 насельников. В Б. размещается иконописная школа росписи по стеклу, к-рой руководит архим. Тимофей (Тохэняну), и хранится большая коллекция икон на стекле. Лит.: Toh neanu V. Mînstirea Brîncoveanu-Sîmbta de Sus. Sibiu, 1980; Vlase M. Drumuri spre mnstiri: Ghid al aezmintelor monahale ortodoxe din România, Bacu, 1997. М. Власе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153509.html

Никулицел в 24 км от Тулчи был основан в 1846 г. монахами из монастыря Челик-Дере, тогда же была возведена ц. в честь Вознесения Господня и Введения во храм Пресв. Богородицы. 1 сент. 1909 г. еп. Нифонт заложил Покровскую ц. В 1959 г. мон-рь был закрыт и возобновил свою деятельность в 1972 г. в качестве метоха Томисской и Нижнедунайской архиепископии. В 1990 г. получил статус мон-ря. Все старые постройки сохранились. В мон-ре подвизаются 40 насельниц, настоятельница - ставрофора Адриана (Мерлушка). Мон-рь Кодру расположен в 47 км от Тулчи; основан 8 сент. 2000 г. До 2006 г. были построены ц. Воздвижения Креста Господня, Успенская часовня, келейный корпус и летняя кухня. На склоне близлежащего холма были устроены т. н. Крестный путь и Голгофа, состоящие из 9 шестигранных часовенок на склоне и 5 на вершине холма, где на специальном панно изображено Воскресение и Вознесение Господне. В монастыре 3 монаха, настоятель - иером. Игнатий (Лука). Церковь Вознесения Господня и Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Саон. 1846 г. Церковь Вознесения Господня и Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Саон. 1846 г. Мон-рь Халмирис в 46 км от Тулчи был основан в память преподобномучеников Епиктета и Астиона (290), мощи к-рых были обретены 15 авг. 2000 г. В 1999 г. была обнаружена епископская базилика-крепость. 8 июля 2002 г. архиеп. Томисский Феодосий заложил 2-уровневый храм, к-рый считается самым крупным в Добрудже. В его полуподвальной части - ц. во имя святых Монтана и Максимы (действующая, освящена 8 июля 2007), в верхней строится ц. во имя святых Епиктета и Астиона. Были построены также 2 корпуса келий, архондарик и трапезная. В мон-ре 6 монахов, игумен - протосинкелл Иов (Аркюдян). Церковь свт. Николая в Мэчине. 2001 г. Церковь свт. Николая в Мэчине. 2001 г. Мон-рь Диноджеция в 60 км от Тулчи был основан в 2004 г. Построены ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и келейный корпус. Подвизаются 7 монахов, настоятель - протосинкелл Иустин (Прикоп). Мон-рь Валя-Тейлор в 38 км от Тулчи был основан в 2007 г.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЯ АПОСТОЛА МИЛАПИДИАС [греч. Αποστλου Ανδρου Μηλαπιδας], жен. мон-рь (Кефалинийская митрополия Элладской Церкви). Расположен на о-ве Кефалиния, близ г. Аргостолион. Основан в 1587 г. Неофитом Романосом и Гаспаром Мингардом для своих дочерей-монахинь при митр. Кефалинийском Неофите Колокифасе на месте мон-ря XII в. Собор (кафоликон) представляет собой однонефную базилику. В 1644 г. монахиней А. А. М. стала Ромила, дочь протоспафария Зоту Цигара Иоаннинского. С собой Ромила принесла часть мощей ап. Андрея Первозванного, икону Успения Пресв. Богородицы, 1000 реалов. После нее дочери многих богатых людей острова становились монахинями этой обители. Со временем мон-рь стал владельцем большой земельной собственности, подворий, церквей, часовен. Огромный ущерб мон-рю нанесло землетрясение 1953 г. Реставрационные работы были завершены в 1970 г. Престольные праздники: день памяти ап. Андрея Первозванного - 30 нояб. и иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - пятница Пасхальной седмицы. Святыни: стопа ап. Андрея, частицы мощей вмц. Екатерины, мч. Харлампия и др. святых. В мон-ре хранятся 2 автографа равноап. Космы Этолийского , иконы, св. потир Никодима Метаксаса, архиеп. Кефалинийского и Закинфского (1628-1647), основавшего первую греч. типографию в К-поле и после ее закрытия турками перенесшего ее на Кефалинию, золотое шитье мон. Ромилы Цигары, архиерейский саккос - вышивка мон. Феодоры Канали (1715-1721), печатные книги XIX-XX вв. Сейчас в мон-ре 9 монахинь; игумения - Андриани (Андреола). Лит.: Τ Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 2. Σ. 309-314; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 319; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 169-170. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/115346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ первоначально находился близ кремля Астрахани. Впервые упоминается в 1614 г. в «Памяти о даче корма жене юровского татарина Екатерине». В документах XVIII в. А. м. назывался также Пятницким, вероятно по приделу св. мц. Параскевы Пятницы в Благовещенской ц. мон-ря. Во 2-й пол. XVII в. в А. м. постоянно проживало ок. 70 насельниц, мон-рь был деревянным, пожалований не имел и среди проч. астраханских обителей считался самым бедным. В 1700 г. мон-рю было положено денежное жалованье, в 1721 г. оно было разграничено на денежное и хлебное. В 1705 г. после упразднения астраханского в честь Вознесения Господня мон-ря А. м. был переведен на его территорию. Материальное положение мон-ря улучшилось благодаря особому покровительству Астраханского еп. Мефодия. По монастырской реформе 1764 г. (см. Секуляризация церковных имуществ ) А. м. подлежал закрытию, выплата жалованья была прекращена. Однако по просьбе еп. Мефодия А. м. был зачислен в штат как 3-классный. К этому времени в А. м. проживало 45 монахинь, не считая послушниц и присланных в мон-рь от консистории женщин, принадлежавших к иным религ. исповеданиям (католичек, лютеранок, кальвинисток, армянок, мусульманок) и желавших перейти в Православие. А. м. был общежительным, однако в отдельные периоды его истории по причине бедности обители каждая из сестер питалась за счет собственного труда, а мон-рь вынужден был посылать сборщиц. В А. м. находилось 2 храма. В 1699 г. соборную Вознесенскую ц. перестроили и освятили в честь Благовещения, в ней существовал придел во имя мц. Параскевы. В 1722 г. из кремля в мон-рь была перенесена деревянная ц. ап. Иоанна Богослова, в 1768 г. на ее месте построили каменный храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В кон. XVIII-XIX в. вокруг обители была возведена ограда, на территории мон-ря построены каменные кельи и больница, часовня свт. Николая Чудотворца, куплен дом для священнослужителей, организованы золотошвейные мастерские и хор, открыта церковноприходская школа. Насельницы мон-ря принимали участие в качестве сестер милосердия в русско-тур. войне 1877-1878 гг. и ухаживали за холерными больными в 1892 г. В нач. XX в. в А. м. проживали игумения, 18 монахинь и 30 послушниц.

http://pravenc.ru/text/76746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ VI Патриарх К-польский (27 сент. 1734 - авг. 1740, май 1743 - март 1744). Род. на Патмосе, в 1716 г. был возведен в сан митрополита Кесарии Каппадокийской вместо ставшего патриархом Иеремии III . Н. был одним из тех немногих греч. архиереев своей эпохи, кто длительное время проживал в своей отдаленной епархии в М. Азии, заботился о ее развитии. В 1728 г. он восстановил разрушенный мон-рь Иоанна Предтечи в Зинджидере (древние Флавианы) в Каппадокии. Н. был избран на Патриарший престол в сент. 1734 г.; его поддержал драгоман Порты Александр Гика (Гикас), представитель влиятельной молдо-влахийской фамилии, близкой к к-польским фанариотам. После того как в 1740 г. Н. был низложен, А. Гика попал в опалу, его сослали и вскоре обезглавили. Спустя 3 года Н. был возвращен на Патриарший престол, но ему было запрещено великим везирем иметь к.-л. контакты с членами фамилии Гика. В 1744 г. Н. вторично низложен усилиями сторонников патриарха Паисия II . Его сослали на Патмос, где он умер в февр. или марте 1747 г. В периоды своего Патриаршества Н. много заботился об устройстве мон-рей. Известен ряд его распоряжений относительно поддержки обителей и упорядочения монашеской жизни в них. Его грамоты касались таких обителей, как мон-рь св. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики (Сев. Греция), храм во имя той же святой в Фессалонике (1735), мон-рь Богородицы Неа-Мони на Хиосе (1738), «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь близ К-поля (1739), мон-рь св. Николая на Андросе (1740), мон-рь Иоанна Предтечи Вазелон близ Трапезунда (1743) и др. Рус. историк А. П. Лебедев отзывался о Н. пренебрежительно, он считал, что патриарх безынициативен и подвержен различным влияниям, из-за чего и был лишен престола ( Лебедев А. П. История греко-вост. Церкви под властью турок. СПб., 2004. Т. 1. С. 276). Однако эта оценка основывается на суждении греч. историографа Георгия Вендотиса (кон. XVIII в.), к-рый скорее всего передал мнение о Н. его противников, составлявших церковную коалицию, которую возглавлял патриарх Паисий II, добивавшийся низложения Н. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 634-635, 638; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 410. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565008.html

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Вероятно, И. был прославлен как местночтимый святой после общерус. канонизации прп. Паисия Галичского, состоявшейся ок. 1682 г. «Описание о российских святых» (по списку Савваитова, XVIII в.) называет И. «новым чудотворцем»: «На посаде на Староторжи, под церковию Бориса и Глеба, под олтарем. Подобием аки Зосима Соловецкий. Положен на правой стране, на гробе его образ, а в церкви другой. Схима на плечах» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 236). И. изображен вместе с прп. Паисием Галичским на вост. вратах ограды Паисиева мон-ря (кон. XVIII в.). Описание образа святого помещено под 4 апр. в Строгановском иконописном подлиннике (БАН. Строг. 66. Л. 94, кон. XVIII в.) и в «Сводном иконописном подлиннике» XVIII в., изданном Г. Д. Филимоновым ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). В сб. РНБ. Колоб. 578. Л. 137-143 об., XVIII в., включены посвященные И. канон («Канон Иякову праведному») и тропарь («Отечество и род оставил еси...») (см.: ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»). В 1668 г. Староторжский мон-рь был преобразован в женский. По штатам 1764 г. он был отнесен к числу третьеклассных. В 1766 г. Костромской и Галичский еп. Дамаскин (Аскаронский) сообщил в Святейший Синод, что при Староторжском жен. мон-ре существует ветхая деревянная Борисоглебская ц., в к-рой под алтарем «от давних лет» устроена гробница с написанным на ней образом И. Еп. Дамаскин выразил мнение, что церковь следует сломать, а образ хранить в приличном месте. Синод согласился с этим предложением, и в 1770 г. Борисоглебскую ц. разобрали. В 1824-1833 гг. над местом погребения И. на территории Староторжского мон-ря был возведен небольшой 2-этажный каменный храм. В 1833 г. верхний храм освятили в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», нижний храм, где была устроена гробница И., в 1858 г. был освящен во имя первомч. Стефана. В 1857 г., незадолго до освящения нижнего храма, жители Галича обратились к Костромскому и Галичскому еп. Платону (Фивейскому) с ходатайством о разрешении церковного чествования И. В прошении говорилось, что ранее над ракой святого служили молебны и 30 мая (память прп. Паисия Галичского) праздновалась память И. Еп. Платон наложил на прошение резолюцию: «Не вижу в настоящее время возможности заняться исследованием по сему прошению... Может быть, некогда Сам Господь укажет время сему делу» (цит. по: Орлов. 1913. С. 9). До закрытия Староторжского мон-ря у гробницы И. служились панихиды. В 1884 г. в нижнем храме был освящен еще один престол - во имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая. К нач. XX в. в Староторжском мон-ре имелись 2 почитаемые иконы И.: одна находилась на гробнице святого, а вторая - в медно-посеребренной ризе с серебряным венчиком - в Никольском приделе Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой) . В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные. В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры. Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым) . Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский) , Паисий (Яроцкий) , в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев) .

http://pravenc.ru/text/165289.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010