Раскроем первое послание Апостола Петра, обращенное ко всем пришельцам, рассеянным в Галатии, Понте, Каппадокии, Асии и Вифинии, т. е. ко всем верующим вообще. Всех их, как новорожденных младенцев, призывает он, «возлюбить чистое словесное молоко», «дабы от него возрасти во спасение – приступая к Христу, как к камню живому, отвергнутому строителями, но сделавшемуся главою угла». «И сами, – продолжает Апостол, – как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет. 2:2–7 )». Не каждый сам из себя созидает по Апостолу отдельный дом духовный, но все верующие общением своим созидают из себя, из совокупности своей дом духовный, в котором и являются священством святым. Никоим образом нельзя предположить, чтобы, по словам Апостола, каждый для себя только должен был быть «священством святым», чтобы каждый от себя только приносил «духовные жертвы, благоприятные Богу», – чтобы каждый верующий, как камень живой, образовывал из себя отдельный, обособленный храм, устрояя дом духовный из самого только себя; но ясно, что будучи, подобно Христу, камнями живыми и примыкая ко Христу, как камню краеугольному, верующие должны общим трудом устроять из себя дом духовный, т. е. Церковь . Если бы верующие должны были действовать только порознь, для себя и на себя, то не имело бы значения выражение Апостола: некогда не народ, а ныне народ ( 1Пет. 2:10 ). В том и отличие живых камней от мертвых камней, что последние являются только материалом в руках зиждущих, а первые обязательно воздействуют друг на друга, имеют зиждущую силу. Потому и говорит тот же Апостол позднее: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( 1Пет. 4:10 )». Если бы верующие, как живые камни, не были домостроителями церковными и не определяли бы Церковь своею деятельностью, то не был бы домостроителем ее и Христос, ибо и Он называется точно также живым камнем, хотя и краеугольным. Итак, если творчески действует на Церковь живой краеугольный камень ее Христос, то и верующие, как живые камни, «приступая к нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному ( 1Пет. 2:4 )» становятся и должны становиться участниками творческой деятельности, зиждительства церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Род человеческий есть единое великое древо Божие, разросшееся по всей земле и ветвями своими покрывающее всю землю. К прежнему гнилому корню – падшему Адаму – Божиею премудростию и благостию привит новый, живой корень – Господь Иисус Христос, от Которого и ведут свое начало христиане, как отделившаяся отрасль от целого дерева; в деревьях – жизнь земная, органическая, в роде христианском – жизнь Христова, небесная, духовная, и на душевные силы и способности истинных христиан надобно смотреть, как на силы Самого Христа Иисуса. Мы имеем ум Христов ( 1Кор. 2, 16 ), говорит апостол об истинных христианах; равно и на дела добродетели надо смотреть, как на плод благодати Христовой. Не по-христиански живущие христиане составляют сухие ветви на отрасли, идущей от корня – Христа, и всякую ветвь, не приносящую плода, Отец Небесный отсечет и бросит в огонь [ Ин. 15, 2 ]. Язычники – отрасль не возрожденная, не оживленная, идущая от гнилого корня – Адама. Верою и они прививаются к отрасли живой, здоровой, к Церкви – этому телу Христову. С верою несомненною причащаясь животворящих Таин, я осязательным образом научаюсь вездесущию Христову. Каким образом? Вот каким: в каждой частице Тела и в каждой капле Крови я принимаю всецелого Христа и таким образом вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько бы их ни было, до бесконечности. Так же точно Господь весь во всяком храме православном – в Святых Тайнах и в каждой самомалейшей частице, а как храмы православные по всей земле есть, то вот Господь не только Божеством, но и душою и телом Своим находится по всей земле, везде сообщаясь верующим весь нераздельно и производя в них сладостные плоды: очищение грехов, освящение душ и телес христианских, праведность, мир и радость о Дусе Святе, соединяя всех с Собою, со Отцем и Святым Своим Духом. Знаешь, кроме того, что Он и чрез усердную молитву вселяется в души верующих со Отцем Своим и Духом Святым. Будучи присущ всему вещественному миру и разом оживляя весь и каждую часть его порознь, Господь тем более присущ людям, и особенно христианам, и живет в них. Не знаете ли, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор. 13, 5 ). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1Кор. 6, 19 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рядом с добрым, чистым, любящим человеком нам тепло и светло. Рядом с ним мы видим свои скверные дела и нам становится стыдно, и хочется поступать только хорошо. Рядом с ним стыдно вести себя плохо, потому что этот человек отразил на нас Божий свет. Господь говорил, указывая на гору, на которой находился небольшой город, что не может укрыться город, стоящий на верху горы ( Мф.5:14 ). Так и вы, христиане, у всех на виду, по вас будут судить о Боге. И либо вы поможете людям увидеть Бога, понять Его, признать Его, принять Его, ожить в Нем, либо совсем отвратите их от всего светлого и доброго. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме ( Мф.5:15 ). Бог есть Свет, и Он хочет, чтобы каждый из нас был таким же, пусть и не сильным, но настоящим светом и сиял светом живой Христовой любви, светом Божией благодати, светом Вечной Жизни. Бог говорит нам: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). Бог есть Любовь , и Он хочет, чтобы и мы стали любовью. И самая важная заповедь, которую Он дает нам, – это любовь к Богу всем сердцем, всеми силами души. Уже в Ветхом Завете было открыто, что любовь является самым главным. Но люди не могли жить по любви, потому что они к ней по-настоящему, в глубине своей, еще не прикоснулись, они ее еще не знали. А Христос явил нам эту любовь, явил не на словах только, а Самим Собой, и от Его Света, от Его любви мир стал другим. И вот в этот измененный мир – Церковь – вошли тысячи, миллионы людей, которые по мере своих сил несли и несут в себе этот Свет. Семья Христова – Церковь – это живой организм, исполненный Божиим Светом. Люди в Церкви очищаются, обновляются, просвещаются. Но происходит это не механически. Не может начаться настоящая христианская жизнь, пока человек не обратился ко Христу, пока лучик Божий не согрел человеческого сердца. А чтобы этот Свет мог в нас войти, нужно много потрудиться над собой, нужно душой воспринять евангельское слово и стараться его исполнять. И когда мы будем верны этому пути, мы сами станем светом, сами станем любовью. И соединимся с Богом и друг с другом и в этой, земной жизни, и в вечной. 12. О душе

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Само по себе знание воли Бога не может усовершенствовать нас, если мы никак не стремимся исполнить Его святую волю. Писание категорично по данному вопросу. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк.12:47 ). То есть мы должны не просто знать волю нашего Небесного Владыки, но и должны быть всегда готовыми исполнить ее, то есть всецело покориться Его (Господа) власти. То упрямство, которое мы проявляем в нашем нежелании исполнять заповеди Бога, только увеличивает силу будущего адского пламени. Познание о Боге, не соединенное со стремлением исполнить Его Святой Закон, только усугубляет наше положение в глазах праведного гнева Божия, справедливо на нас движимого. Подобное состояние обусловлено тем, что мы не всегда понимаем разницу между такими выражениями: 1 . Я верю в Бога (то есть в Его существование) и 2 . Я верю Богу (то есть всецело доверяю Ему). На еврейском языке слово эмуна означает твердую веру, что все происходит по воле Бога, Его Божественного Промысла; а слово битахон означает всецелое доверие и упование на Бога, отчего возникает желание всецело подчинить свою волю воле Господа Бога, покориться Ему и признать над собою Его ВЛАСТЬ. Живой верою можно считать только ту, которая является абсолютным и полным проявлением упования на волю Создателя, полную и безоговорочную подчиненность ему. Такой верой обладал святой апостол Павел. Во время страшной бури на море апостол Павел проявил эту веру, сказав отчаявшимся людям: «Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» ( Деян.27:25 ). Верить Богу – битахон – и верить в Его существование – эмуна, – как мы видим, разные вещи. Здесь и проходит грань между «мертвой» и «живой» верой. Вооружимся этими рассуждениями, для того чтобы нам лучше исполнить волю Бога в своей жизни и всецело подчиниться Его ВЛАСТИ. Как мы неоднократно говорили, апостасия (отступничество) начнется с Церкви. Сказано: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» ( 1Пет.4:17 ). Но почему Господь нам это попускает? Сказано блаженным Августином : «Господь, Который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро» 244 . То есть Господь попускает и в нашей среде быть отступникам, неверным, чтобы и сами верные в противостоянии им усовершенствовались в вере. Да сбудется сказанное в Писании: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Откр.22:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То есть желающим работать Господу он указывает на живой пример. Потом святые отцы говорили: «хочешь научиться страху Божию? – прилепись к человеку, имеющему страх Божий». Монашеское служение всегда считалось великой наукой, «художеством», которому надо учиться, и не просто учиться, но постоянно видеть пример учителя, постоянно жить с ним. А если нет человека, который на пути безбрачия мог бы сказать: «будь, как я», – если наставник, в лучшем случае, имеет только теоретическое знание, которое «надмевает», и не имеет любви, которая одна только способна «назидать», – то не становится ли такой путь ещё более рискованным, чем путь брачной жизни? Ведь в браке, по крайней мере, не стоит вопрос: «что делать?» – надо и друг другу угодить, и детей накормить, и воспитать. И если делать это с молитвой, с терпением, то во тебе и спасение. Так что будем очень осторожны в выборе жизненного пути, и не стоит уничижать хорошее и определённое ради неопределённого и неведомого, в чём нас некому наставить. Но даже если кто-то и дерзнёт позвать тебя и сказать: «будь, как я», – то надо очень и очень поразмыслить, а действительно ли быть, как он, достойно, спасительно и богоугодно?.. О жертве, жертвеннике и участниках жертвенника Суббота Мф. 10:37–11:1 Рим. 12:1–3 Апостол Павел писал к церкви: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего». Вот каким словом определяется христианское «разумное служение»: «жертва». А что такое «жертва»? в Ветхом Завете для жертвы выбиралось лучшее, не имеющее пороков животное. Его брали от стада, от поля, от загона и вели к храму, где был жертвенник. Жертва не была жертвой, если оставалась живой. Апостол же призывает христиан приносить свои тела в жертву «живую». А приносится такая жертва? – Вот Господь говорит ученикам, посылая их на проповедь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Толстовцы, молокане и пашковцы говорят: водное крещение не нужно, потому что под водой в Писании разумеется учение. Христос сказал самарянке не о воде, но об учении Своем: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век» ( Ин.4:14 ). Православный ответ: Господь говорил с самарянкой не о таинстве Крещения, но о благодати Христианства. А что под водой живой Господь разумел не учение, но благодать, это ясно из слов Его: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Но, кроме получения Духа, необходимо было и рождение от воды; как сказал Господь: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ; Мф.28:19 ). Так и проповедовали Апостолы: Деян.2:38; 16:15, 33 . Толстовцы, молокане, а иногда и пашковцы говорят: под крещением должно разуметь научение: крестить, это значит – научить. Православный ответ: В Писании крещение означает одно действие, а научение – другое. Это различие всюду устанавливается в Писании: Мф.28:19–20 : «идите, научите все народы, крестя их». Если крещение означает научение, то как сказано: Ин.4:2 : «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». Неужели Христос не учил? Толстовцы, молокане, и пашковцы говорят: крещение – означает в Писании страдание, как и сказал Спаситель Апостолам: Мк.10:38 : «можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь». Кто страдает за веру, тот и крестится. Православный ответ: Страдание – одно, а крещение – другое. Когда Спаситель сказал Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их», – неужели Господь повелел мучить людей? Нет. Крещение означает благодатное погружение в воде для прощения грехов и присоединения к Церкви. Пашковцы говорят: Крещение не важно, можно и без него, как сказано: «всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). Православный ответ: Всякий верующий получит прощение грехов, но не иначе, как чрез крещение. И тем язычникам, которым говорил апостол, повелено «креститься» ( Деян.10:48 ). И еще: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Человек поставлен Богом как царь и владыка природы, ее разумный хозяин и благоустроитель. Прекрасно рисует древний псалом, как Бог возвысил человека над всем творением: Ты… славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс. 8, 6–7). Синонимом слова «Бог» у христиан всегда служит слово «Человеколюбец». Этим словом обычно начинаются и кончаются христианские молитвы. Уже одно то, что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том, что Бог именно из-за любви к человеку Сам становится человеком, терпит все человеческие невзгоды, лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти, и все это, повторяем, именно из-за любви к человечеству, дабы призвать его к бессмертию и совершенству, уже одно это говорит об исключительном гуманизме самой догматики христианской религии. «Сын Божий становится Сыном Человеческим, дабы сыны человеческие стали сынами Божиими». И в этой догматике логически развивается и вся христианская мораль, весь христианский гуманизм. Мы повторяем, что говорим сейчас о христианской догматике лишь в меру соотношения ее с христианской моралью. Личность Христа для каждого христианина всегда являлась идеалом, к которому необходимо приближаться по мере своих моральных сил. Вместо того чтобы говорить о христианской морали, мы могли бы просто указать на личность Христа, как на живой образец этой морали. Это положение остается верным, если даже рассматривать христианскую религию с атеистической позиции и отрицать историческое существование Христа, ибо остается бесспорным то, что для всех христиан личность Христа всегда была реальной и вся мораль черпалась из Евангелия. Образ Христа стоял перед каждым христианином как живой и дорогой идеал. Христианская мораль имеет вполне четкие и ясные формулировки. Так как она вся основана на Евангелии, то есть на учении Иисуса Христа, то мы приведем основные евангельские формулы в том виде, в каком они изложены устами Основателя Христианской Церкви. Когда Христа спросили — какая заповедь в религиозном законе, по Его мнению, является самой главной, Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон… И большей сих заповеди нет (Мф. 22,37–40; Мк. 12,31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2280...

Человек так поврежден глубоко, растлен и осквернен грехом, до бесконечности многовидным, что, и подвизаясь долго в созерцании и богомыслии, если на минуту выпустит духовные бразды ума и сердца, сейчас может ниспуститься до мыслей и чувств низких, плотских, скверных; ибо корни грехов глубоко и во все стороны проникают сердце человеческое и бывает нередко, что до смерти человека остаются в нем и парализуют душу его; только терпением, воздержанием, молитвою непрестанною, болезнями и страданиями искореняются. " Я мелюсь зубами зверей, - говорил святой Игнатий Богоносец, - чтобы сделаться чистым хлебом Божиим " . Из-за преходящего, материального, не пренебрегай вечным, духовным, и не теряй любви и мира с ближними ради материальных потрат, убытков и лишений. Держись мира и любви. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа, говорит апостол (Евр. 12,14). Часть III Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне во сто крат больше, а в будущем веке жизни вечной (Мк. 10, 29-30). Почему? Потому, что все прилепившиеся к веку сему - дырявые колодцы, которые не могут иметь в себе воды живой и часто погибают лютою смертью. Преходит образ мира сего как тленный, со всею его красотою, богатством, сладостью, славою и честью. Пребывают одни вечные блага, сокровища, вечная жизнь, правда, любовь со святостью и миром Божиим. Туда очи сердца устремляй, гряди там, откуда придет помощь (Пс. 120,1). Яко да и аз, со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи! Нетленные блага готовы, а я не стремлюсь получить их верою и упованием, усердием к добродетели. Увы мне, Господи! Мы молимся ежедневно и славим великих угодников Божиих, предавших церкви молитвы свои в письменности, мы мыслим их мыслями, чувствуем их чувствами, сокрушаемся о своих грехах их сокрушением, стараемся возвыситься до их любви к общему Творцу и Богу, мы составляем с ними одну церковь, одно стадо Христово, и да будем мы помилованы и спасены. Только да не ослабеваем, да не разлениваемся, в жизни, но да понуждаем себя к покаянию и всяким добрым делам. Святые жили, подвизались, боролись, терпели искушения, побеждали о имени Господа врагов внутренних и внешних и спаслись. Спасемся и мы, по милости Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что значит поклоняться Богу в духе и истине? Значит веровать, что Бог на всяком месте, и на всяком месте видит и слышит молящихся Ему, воздыхающих к Нему, кающихся Ему, благодарящих и славящих Его, — a не в известном только месте, наприм., на горе какой-либо, как думала самарянка, или только в храме, хотя без сомнения в храме ближе к нам Бог, по собственному Его обещанию: “ ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ” (Мф. 18:20), и особенно — по причине священнодействуемых здесь Его Святых Таин; — кланяться в духе и истине значит — молиться Богу в общении с Церковью всем сердцем, всем помышлением, со всем усердием и благоговением, с живой верой, с твердым упованием, — a не слова только выговаривая без смысла и чувства или головой кивая и рукой двигая без живой мысли и живого чувства. Это последнее не есть молитва, a только безжизненная тень молитвы: она не умилостивляет, a прогневляет Бога. Да избавит Бог от такой молитвы всякого из нас. Научимся все поклоняться Богу в духе и истине; молясь, будем приносить Богу плоды молитвы: покаяние нелицемерное, исправление сердца и всей жизни, будем ревностны ко всякой добродетели. Это и будет поклонение Богу духом и истиной. Аминь. Поучение в Неделю о Самарянке. К великому огорчению Святой Церкви Христовой и нашему несчастью являются среди нас люди, оставляющие нашу православную веру, ту самую веру, по которой жили и умерли наши деды и прадеды, исповедуя которую прославились наши многочисленые святители и чудотворцы, которой справедливо гордится наше дорогое отечество, святая Русь. Эти несчастные братия наши отвергают все внешнее богопочитание, рассуждая так: “Бог есть дух;” следовательно, и кланяться ему нужно духовно; не нужно ни поклонов, ни крестного знамения, ни других внешних знаков молитвы. Для чего обряды и обычаи там, где все должно быть направлено к внутреннему, духовному? Но “прельщаются” эти совопросники, “ не зная Писаний, ни силы Божией ,” как заметил Господь наш Иисус Христос о современных саддукеях (Матф. 22:29). Вышеприведенными евангельскими словами Спаситель наш вовсе не тому хотел научить нас, что уразумели сбившиеся с истинного пути отщепенцы. Это видно из того обстоятельства, по поводу которого были сказаны Господом Слова: “ Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине .”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Если по отношению к о. П. Флоренскому не совсем несправедливы обвинения в некоторой склонности к неогностицизму, то в общем строе русской богословской мысли это уклонение вполне выравнивается такой антигностической работой, как «Очерки из истории догмата о Церкви» 353 Владимира (Илариона) Троицкого – современника Флоренского. История раскрытия самосознания Церкви в первые пять веков ее существования, в связи с еретическими мнениями тех времен, – такой подзаголовок можно было бы поставить к этой замечательной книге. Важнейший как в теоретическом, так и в практическом отношении, ибо из него следует исходить при решении принципиальных вопросов церковной жизни, догмат о Церкви определяет, что мыслит сама о себе Церковь и в чем ее отличие от всего, что не есть Церковь. « Церковь не есть явление естественного земного порядка; таинственные глубины церковной жизни всегда и неизменно обвеваются благодатными силами Святого Духа. Эта таинственная жизнь Церкви не может быть во всей своей глубине предметом логических определений и научных исследований; она непосредственно дается тому, кто в ней участвует. Церковное самосознание имеет тот, кто живет в Церкви, кто живой член живого организма церковного» 354 . Но с первых времен существования Церкви богословская мысль ставила своей целью, диктовавшейся требованиями конкретной исторической действительности, определение сущности Церкви, стремясь в доступных человеческому разуму категориях и понятиях к раскрытию свойств Церкви, сформулированных в Символе Веры . Главнейшие негативные моменты древнецерковной жизни, которые, однако, способствовали раскрытию и разъяснению подлинно церковного учения о Церкви, это противоцерковные движения: иудео-христианство, гностицизм, монтанизм, новацианство и донатизм, с которыми вели борьбу апостолы, их преемники и последователи. В основу литературной борьбы с ересями отцы и учители Церкви положили новозаветное учение о Церкви, как оно содержится в Евангелии и Апостольских писаниях. Сущность Церкви определена в словах первосвященнической молитвы Иисуса Христа: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. [...] Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11,20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010