Скачать epub pdf Пятидесятница О единстве церкви Пятидесятница Деян. 2:1–11 Ин. 7:37–52:8:12 Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. и исполнилось все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов … будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Безусловно, подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, мы слышали в паремии, как Бог послал Духа Своего на 70 избранных Моисеем мужей. Вспомним еще хотя бы пророка Елисея, который, когда на нем почил Дух Божий, – смог и разделить иорданские воды, и от проказы очистить человека, и даже мертвого воскресить. И сами Апостолы Христовы еще до Пятидесятницы – и больных исцеляли, и бесов изгоняли, и огонь могли сводить с неба, и другие чудеса совершать. Но все же в Пятидесятницу совершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы просто совершить какое-либо частное дело Промысла Божия. Вчера на всенощном бдении мы слышали слова, которых Он никогда не говорил никому: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). А в сегодняшнем Евангелии Он обращается ко всем тем, к кому Он послал своих Апостолов: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:37–39 ). Когда Святой Дух излился на старейшин израильских, то целью было просто дать народу мудрых судей; когда Дух сошел на пророка Иону, целью было отвратить от греха жителей города Ниневии. А в Пятидесятницу Дух Святой излился затем, чтобы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому он излился только на учеников Христовых, на тех, кто единодушно пребывал вместе, в одной горнице, под одной крышей, в едином молитвенном устремлении к Богу. Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте и тем самым открыл на земле один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

1. Как Господь наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий (не как все люди, по благодати, но как Сын Божий, рожденный из сущности Отца 65 ), так истинна и Плоть Его, которую мы принимаем, как Он Сам сказал, и Кровь Его есть истинное питие (ср. Ин.6:55 ). 2. Но ты, может быть, скажешь (как говорили в свое время ученики Христовы, услышав Его слова: «Кто не будет есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, тот не будет пребывать во Мне и не будет иметь жизни вечной» (ср. Ин.6:54 )), – возможно, ты скажешь: «Разве она истинна? Напротив. Ведь я вижу подобие, но не вижу настоящей крови». 3. Прежде всего я сказал тебе о слове Христа, которое действует так, что может изменять и прелагать естественные законы 66 . Далее, когда ученики услышали слова Христовы о том, что Он даст есть Свою Плоть и пить Свою Кровь, то не стерпели этого и отошли от Него (ср. Ин.6:61–68 ). И только один Петр сказал: «Ты имеешь глаголы жизни вечной. Куда мне идти от Тебя?» (см. Ин.6:68 ). Итак, немногие смогли бы сказать подобное, как бы опасаясь настоящей крови. Поэтому, чтобы благодать искупления была сохранена, ты принимаешь таинство в подобии, но обретаешь благодать и силу истинной природы. 4. «Я – Хлеб живой, сошедший с неба» (см. Ин.6:41 ), – говорит Он. Однако плоть не сошла с неба, поскольку плоть Он воспринял на земле от Девы. Каким же образом Хлеб сошел с неба и Хлеб Этот – живой? Именно потому, что Господь наш Иисус Христос причастен и Божеству, и телесности, ты, принимая Плоть Его посредством этой пищи, причащаешься Его Божественной сущности 67 . 5. Итак, ты узнал о таинствах. Ты познал все во всей полноте, будучи крещен во Имя Троицы. Во всем, что мы совершили, была заключена тайна Троицы. Везде у Отца и Сына и Духа Святого одно действование, одно освящение, хотя и есть, кажется, некие особенности. 6. Каким образом? Бог тебя помазал, Господь тебя запечатлел и вложил в твое сердце Духа Святого (ср. 2Кор.1:21–22 ) 68 . Итак, ты принял Духа Святого в свое сердце. Послушай и другое. Поскольку Дух Святой в твоем сердце, то и Христос также в твоем сердце. Об этом говорит Христос Церкви в книге Песнь Песней: «Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою» ( Песн.8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

24 марта 2000 в Галилее, около Горы Блаженств, Иоанн Павел II встретился со 100 тысячами молодых людей из 80 стран мира. Половина из них принадлежала к Неокатехуменальному Пути. Папа отслужил Литургию под большим шатром, запроектированным основателем Неокатехумената, Кико Аргуэйо. В тот же день Святейший Отец освятил построенный по инициативе и на средства членов Неокатехуменального Пути Центр «Галилейской Дом», который находится на Горе Блаженств. Кто такие неокатехумены, которые так заметны в современной Католической Церкви? История Для Кико Аргуэйо, молодого испанца, переломным моментом было столкновение с конкретной человеческой бедой. Перед ним встала ницшеанская дилемма: или Бог хороший, но не может ничего сделать, чтобы помочь несчастным, или может им помочь, но не делает, потому что жестокий. Большие сомнения закончились большой неожиданностью: «Знаете, что я увидел в тех людях? Я не увидел то, о чем говорил Ницше. Я увидел в них Распятого Христа». Кико НЕ морализаторствовал, не упрекал, а провозглашал, как умел, распятого и воскресшего Иисуса Кико не только испытал Иисуса в убогих, но и решил жить вместе с ними. Этот талантливый художник взял с собой Библию и гитару и ушел жить среди бедных цыган в бараках Пальомерас Алтас в пригороде Мадрида. Когда однажды в такой убогой цыганской семье Кико пробовал разговаривать о Боге, то старая нервная цыганка прервала его: «Это все выдумки попов. Бог есть, но о жизни после смерти мы ничего не знаем. Мой отец умер и всё ещё не пришел домой. Ты его видел? Я вот нет! И ты вообще слышал о ком-то, кто вернулся с кладбища живым? Обеспокоенный «проповедник» не знал, что ответить. Вернулся домой и начал читать Библию. В Апостольских Деяниях нашел фрагмент, который говорил о том, как прокуратор Фест объяснял царю Агриппе дело некоего Павла из Тарса. «Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.» ( Деян 25, 18-19 ). Теперь Кико знал, что ответить старой цыганке. Понял, что она хотела услышать свидетельство человека, который умер, но вернулся с кладбища живой, рассказывая о существовании вечной жизни, в которой исполняются все наши ожидания. Понял также, что христианство опирается именно на эту новость: один человек воскрес; умер, но вернулся живой и живет до сих пор, потому что смерть не имеет над ним уже власти. Тем человеком является Иисус Христос, Божий Сын.

http://azbyka.ru/katehizacija/neokatekhu...

3 . Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мёртвым богам. Глава 7. Крещение водой 1 . А что касается крещения, крестите так: преподав наперёд всё это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2 . Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, [окрести] в тёплой. 3 . Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4 . А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперёд один или два дня. Глава 8. Молитва и пост 1 . Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвёртый и шестой. 2 . И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своём, так молитесь: Отче наш , сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3 . Трижды в день молитесь так. Глава 9 Причащение 1 . Что же касается Евхаристии, совершайте её так. 2 . Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш , за святой виноград Давида, отрока Твоего, который [виноград] Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3 . О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш , за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4 . Как сей преломляемый хлеб был рассеян по горам и, собранный вместе, стал един, так и Церковь Твоя от концов земли да соберётся в царствие Твоё, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5 . И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьёт, кроме крещённых во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам. Глава 10. Благодарение 1 . По исполнении же [вкушения] так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твоё святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

504 , ни состоянием, сходным с состоянием обыкновенного вдохновения, ничего более, кроме общей мысли, общего направления, не дающего, как определяли ее средневековые схоластики и протестантские богословы XVIII в., а есть, как определяют ее св. Василий Великий , Иоанн Златоуст , блаж. Августин и блаж. Епифаний 505 , такое высшее озарение, при котором силы человека, освящаемые Духом Божиим, возводятся к высшему совершенству и чрез то делаются вполне способными, как к самому восприятию священных истин, так и к выражению их под руководством того же Духа Божия. Будучи источником истины, Дух Святый есть, по учению Христа Спасителя, и источник всякого добра. Если вы, говорил Христос Спаситель, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:13 . Сравн. Мф.7:11 ). Самые чудеса Христа Спасителя, и те, конечно по человечеству, совершаемы были при Его содействии. Если же Я Духом Божиим, говорит Он фарисеям, изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие ( Мф.12:28 ). Все, что подается верующим в Таинствах, подается, по учению Христа Спасителя, силою и действием Св. Духа. Так, чрез Него возрождаются они и возрастают в жизни духовной. Если кто не родится, говорит Он в беседе с Никодимом, от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Чрез Него поставляются в дело служения пастыри церкви и получают власть вязать и решать. Как послал Меня Отец, говорит Он апостолам, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). А как велики и разнообразны дары Св. Духа, о том свидетельствует уподобление их рекам живой воды. Кто верует в Меня, говорит Христос Спаситель, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 . Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, замечает Евангелист Иоанн, Которого имели принять верующие в Него ( Ин.7:38–39 ). По всем таким основаниям, явление Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

«“Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. Мы обладаем одним по природе, а другое приобретаем по свободной воле. В первоначальном устроении нам дано родиться по образу Божьему; по свободной же воле у нас формируется существо по подобию Божию. “Сотворим человека по образу Нашему”: чтобы обладать тем, что есть образ, но привести также и себя в соответствие с подобием. Бог дал силы для этого. Если бы Он сотворил тебя также и в подобии, какова была бы твоя заслуга? За что ты был бы увенчан? И если бы Творец дал тебе все, как бы открылось для тебя Царство Небесное? Гораздо правильнее, что одна часть тебе дается, в то время как другая остается незавершенной: это сделано для того, чтобы ты мог завершить ее сам и стать достойным награды, идущей от Бога» 293 . Некоторые богословы, не считаясь с духом Писания и пренебрегая тысячелетним учением Церкви, самонадеянно пытаются сделать нас потомками обезьяноподобных существ. Выражение: ««И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ) – принимается как полностью символическое, а под словом «прах» понимаются «уже существующие создания». Бог сотворил человеческую душу, «вдунул» ее затем в одного из членов стада высших приматов и так достиг духовной сущности первого «Адама» (его физическая природа, однако, осталась продуктом эволюционного процесса). Но в таком случае слова, сказанные после грехопадения: ««...ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ) должны нам подсказывать, что после смерти мы превращаемся в каких-то животных, что странным образом связывает идею эволюции с учением о перевоплощении! И еще в конце предложения: ««...и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Слова ««живая душа» (евр. нефеш хаййа) вполне тождественны тем, которые использованы и для остальных обитателей планеты ( Быт.1:20–24 ). Отсюда следует, что примат, превратившийся в «Адама», должен был быть уже «живой душой». Это противоречит библейскому тексту, говорящему, что человек стал живой душой тогда, когда Бог сотворил его и вдохнул в него жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

В самом деле, Писание ли научило нас обращаться во время молитвы к востоку? Из Писания ли узнали епископы и священники наши, как призывать Дух Святой на Пречистые Дары хлеб и вино Евхаристии? Писание ли указало им благословлять воду при крещении, троекратно погружать крещаемого, а его самого отрекаться от сатаны? Писание ли донесло до христиан славословие Святой Троице «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? Вот вопросы, с которыми обращается к нам не кто иной, как святой Василий Великий . И он же предостерегает: «Ибо если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии» 52 . Итак, запомни, что авторитет Священного Предания основан на тесной связи его со Священным Писанием и на том, что они дополняют друг друга, в равной мере служа для нас источниками Божественного откровения, а потому не могут вступать в противоречие. Священное Писание только в Священном Предании черпает непреложное свидетельство о богодухновенности своих книг, а истинность же Предания проверяется его духовным единством с Писанием. Православный : Но как возникло Священное Предание? Священник : На заре Церкви, Божественное учение пришло к людям чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Бога истинного. Обладая всей полнотой ведения как носитель Божественной жизни, Он Сам был живой истиной и живой проповедью о ней. Провозвестниками этой истины стали апостолы, посланные Им во все концы земли. Апостол Павел ясно показывает, что апостольская проповедь есть само слово Христово: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?.. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:14–15,17 ). Святые апостолы не имели еще Писания Нового Завета, но вышли на проповедь как носители Божественного учения, воспринятого от Самого Господа Иисуса. Церковь же, в свою очередь, получила это учение от святых апостолов, которые сообщили его епископам, а те своим преемникам 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Восстань, Боже, суди землю! Рассуди между ней и человеком! Некогда она возопила кровию убитого праведника и привлекла отомстительный суд на братоубийцу ( Быт.4:10 ). Кровь кропления, лучше глаголющая, нежели Авелева, вопиет теперь от земли к Престолу Божию. Но о чем глаголет эта бесценная Кровь? Об отмщении ли человеку, пролившему ее в недро земное? Дивное таинство домостроения Божия! Она говорит — совсем напротив — об избавлении человека ( Еф.1:1 . Кол.1:14 ), об оставлении его прегрешений ( Рим.3:25 . Еф.1:7 . Евр.9:15 ), об очищении его ( Ин.1:7 . Рим 3, 35 . Евр.9:14 ), о показании правды Божией в нынешнее время, да явится Он (то есть Бог) праведным и оправдывающим верующего в Иисуса ( Рим.3:26 ), о его оправдании и спасении от гнева ( Рим.5:9 ), о преумножении в нем благодати ( Еф.1:7, 8 ), о приближении его к Богу ( Еф.2:13 ), о примирении земного с небесным ( Кол.1:20 )… Таков вопль Божественной Крови! Можно предугадывать, какой суд изречет над землей, принявшей эту ходатаицу человека, Человеколюбец. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и > буду им Богом, а они будут Моим народом… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более… Если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь (Иерем. 31; 31, 33–34, 37). Вот какой суд Бог произносит на жалобу земли. Восстань, Боже, суди землю! И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой ( Быт.2:7 ), по образу Божию (1, 27). Земля, таким образом, получила высокую честь носить на себе живой образ неописанного Бога, в человеке из неразумного бытия возвысилась до богоподобия. Человек создан обладать землей, господствовать над ней. Он ее царь, ее пророк, ее первосвященник, ходатай перед Богом, представитель в Царстве Божием, ее слава, честь, сила, жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Господь, родившись в темной пещере нашего сердца, возрастает в нас вместе с умножением в нас веры и любви… Как это удивительно! В Священном Писании мы также можем найти мысли о том, что Христа рождает в душе каждого верующего Церковь. Двенадцатая глава книги Апокалипсис рассказывает о «жене, облеченной в солнце» (см.Отк.12:1), которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения… и родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (Отк.12:2,5). По толкованию некоторых святых отцов, речь идет о Церкви, болеющей муками рождения Господа в людях. «В лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа… в них изображаемого даже до полного возраста Христова» – объясняет святой Андрей Кесарийский. Кстати, к теме рождения Христа в людях относится христианский взгляд на ветхозаветных праведников как на прообразы Спасителя. Какая здесь связь? Бог создал людей по образу Своему. А образ Бога Отца есть Сын Божий, Христос. Так Он называется в послании к Евреям: образ ипостаси Его (Евр.1:3). Да и Сам Христос говорил: Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9); Я и Отец - одно (Ин.10:30), Отец во Мне и Я в Нем (Ин.10:38). Сын есть образ Отца… Но что такое образ? Мы понимаем образ как бездушную копию, имеющую некоторую ущербность по сравнению с первообразом. Так в мире людей, но не так в мире божественном. Сын, образ Отца, есть Живой Образ, ничем не отличающийся от Отца, кроме Своего ипостасного свойства – рождаемости. Этот Живой Образ отображался в праведниках Ветхого Завета, которые являли какие-то качества грядущего родиться Богочеловека: кротость (Давид и Моисей), целомудрие (Иосиф), терпение (Иов), упование на Бога (Авраам), мудрость (Соломон), мужественность (Иисус Навин), и т.д. Именно в этом смысле древние угодники Божии называются прообразами Христа. Господь, Который еще только должен был родиться, уже как бы духовно предрождался в святых дохристианской эпохи. Данную мысль прекрасно излагает митрополит Вениамин (Федченков) в своем труде «Размышления о двунадесятых праздниках»: «Если люди созданы по образу Образа, то Сей Образ, Сын Божий, живет в них, и все светлое есть отображение Его в человеке. А так как вполне, «телесно», проявившийся в человеческом лике (иконе, образе) есть Сын Божий — воплотившийся, то отсюда нужно сделать вывод такой: то, что в Ветхом Завете в каждом человеке Божьего было сокрыто, это открылось явно в Богочеловеке Христе. Тогда уже прообразы будут совершенно естественно иметь связь с Образом. Или еще лучше сказать: в Новом Завете явился Тот же Самый Христос — Образ Божий, Который жил в людях и в Ветхом Завете».

http://pravoslavie.ru/109791.html

Если же Он не воскрес, то не был и заклан; а если не был заклан, то и грех не истреблен; если же грех не истреблен, то вы еще во грехе... Еще нечто: если Христос не воскрес, то смерть пребывает бессмертной. Ибо если Сам Он удержан смертью в ее власти и не разорвал ее узы, как тогда освободил от смерти и всех прочих?». Своим Воскресением безгрешный Господь являет и подтверждает, что Его человеколюбивая крестная жертва за грехи мира принята; и тем самым человеческому естеству открыт путь в вечную жизнь.    Лишь в Воскресении Богочеловека человеческое естество обрело свой подлинный, божественный смысл и значение, потому что из него устранена тьма греха и мерзость смерти и оно явилось в своей первозданной безгрешной красоте и бессмертном свете. Поэтому Христово Воскресение — это, на самом деле, единственное оправдание и осмысление человеческой жизни на земле: лишь в нем человеческое естество ясно чувствует, осознаёт и видит, что в этом и таком мире оно сотворено для бессмертной и вечной жизни в святости, любви и праведности. По сей причине богоносный Апостол и благовествует, что Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25).    Своим Воскресением из мертвых Господь Иисус показал, что Его искупление и спасение человеческого рода имеет целью вечную жизнь людей в непреходящем блаженстве и что в этом — вся христианская вера. Ибо лишь как вечно живой Господь Иисус и может быть вечным Спасителем людей от начала до скончания века. Своим Воскресением Господь раз и навсегда победил смерть и, «воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть Им уже не обладает» (Рим.6:9). Своим Воскресением Господь уготовал вечное искупление и спасение людей от греха и смерти, ибо как воскресший Богочеловек Он всегда живой восседает одесную Бога и молится за нас, «посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу» (Евр.7:25; ср.: Рим.8:34; 1Пет.3:22; Евр.10:12). Поэтому Господь Иисус и возвещает в Откровении: «И был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр.1:18). Как Таковой Он уготавливает Своим последователям святость в мире сем и вечную жизнь в вечном блаженстве в мире оном.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010