XXI. И в шестой год седьмой седмины этого юбилея Авраам призвал сына своего Исаака и заповедал ему, говоря; «Я стар и не знаю, когда умру, ибо я пресытился днями своими. И вот мне сто семьдесят пять лет 58 , и в продолжение всей жизни моей я помышлял о Господе, и от всего сердца стремился исполнять волю Бога моего и ходить право по всем Его путям. Идолов ненавидела душа моя, дабы быть внимательным к исполнению воли Того, Кто сотворил меня; ибо Он – Бог живый, и свят, и верен, и праведен во всем, и нет неправды в Нем, чтобы взирать на лице и принимать дары; но Он есть Бог правды, совершающий наказание над всеми, которые преступают его заповеди и нарушают Его завет. И ты также, сын мой, соблюдай Его заповеди, Его установление и правду, и не ходите (?) вслед за мерзостию язычников, и изваяниями и литыми изображениями, и не ешьте крови ни зверей, ни скота, ни различных птиц, которые летают на небе. И если ты закалываешь, то закалывай в жертву мира, которая приятна Богу: закалывай ее, и кровь ее выливай к жертвеннику, с мукою и плодовыми жертвами, смешанными с маслом, вместе с жертвою возлияния. Принеси все это на жертвеннике всесожжения в приятное благоухание пред Господом. Как при жертве благодарения, положи куски тука на огонь жертвенника, именно – тук чрева, и тук внутренностей, и обе почки и весь тук на них, и тук на стегнах, и печень вместе с прилежащими к ней почками. И ты принесешь все в доброе благоухание, которое приятно Господу, с первыми жертвами и возлияниями, которые к сему относятся, в доброе благоухание, как хлеб всесожжения для Господа. Мясо же сей жертвы ешь в этот и в следующий дни, и не дай солнцу во второй день зайти над ним, пока оно не съедено. И ничего не должно оставлять на третий день, ибо это неприятно и неугодно Господу и его нельзя уже съедать. Все, которые будут есть его, понесут на себе грех; ибо так нашел я написанным о сем в книге моих праотцев, в словах Еноха и Ноя. На свою плодовую жертву ты должен положить соли, и без соли завета не должны быть оставляемы все твои плодовые жертвы пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

  22-25. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня, ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня т.е.: издревле, с отдаленного времени, когда не было жертв. Для того, чтобы они, возвратившись из плена, не пренебрегали прочими добродетелями, полагая свое спасение только в жертвах, смотри, Он исторгает из их душ такое мнение не только для восхищения грешников, но и для промышления о добрых, чтобы они никогда не впадали в ту же вину. И Ливана недостаточно , говорится, для жертвенного огня (Ис.40:16); а также: ужели Я ем мясо волов и пью кровь козлов (Пс.49:13)? Видишь ли, как посредством вышеска­занного, Он их более располагает к вере. Разве Я не воз- любил тебя вначале, когда еще не существовали жертвоприно­шения? Ты, Израиль, не трудился для Меня. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом . Он говорит это потому, что они присвояли все это себе для славы: читая прежнее, ты узнаешь, что Я призвал тебя без жертв, а из позднейшего ты узнаешь, что Я освободил тебя также без жертвоприношений. Не отягощал тебя фимиамом : чтобы они приносили Мне ладан от крайних пределов. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня, но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня ; т.е.: хотя ты в продолжение своих дней пребывал во грехах и неправдах, однако Я не лишал тебя Своей защиты. Мне кажется, что этими словами Он указал на то время, когда они вращались в Египте. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну . Не только говорит: Я смягчаю твое на­казание, но и: грехов твоих не помяну . Если ты не желаешь иметь против кого-либо ненависти, то ты не только не говори о том на словах, но не вспоминай о вине его и в уме. Не только должно щадить неправды грешников, но должно совершенно отгонять от твоей души и сам гнев.   26-28.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А что невозможно кому-нибудь, кроме предочищенных водою паки рождения, войти во Святая Святых и в скинию истинную, «юже водрузи Господь, а не человек» (Евр.8:2), на это ясно указывал закон, повелевающей Аарону омывать себя водою пред тем, как он должен был войти во Святая Святых.    Закон приказывал взять горячие уголья с самого жертвенника и отнести их внутрь, то есть внутрь завесы, а затем положить на них полную горсть тонкого фимиама. По возложении же его «покрыет, — говорит закон, — дым фимиамный очистилище, еже на свидениих» (Лев. 16:13). А в этом изображался Христос, закланный Как телец и принесенный во всесожжение как овен и всю святую скинию, то есть Церковь, наполняющий духовным благоуханием, так что должно быть сказано нами: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои» (Песн. 1 2—3). Но возвратим нашу речь к началу, и тогда изложение наших мыслей приведет нас прямо к тому, что нам нужно. Итак, телец и овен приносимы были в жертву за Аарона, а два козла за народ и также овен во всесожжение, ибо написано: и да возложит Аарон «обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16:8). Необходимо сказать, какая тайна заключалась в этих словах. Некоторые думают, что один из козлов отдаваем был некоему отвратительному и нечистому духу, почему и отпускаем был в пустыню; но мы полагаем, что такое мнение исполнено нелепого суеверия и не свободно от упрека в эллинском заблуждении; недостаточно этого, без колебания скажу даже большее: мы допустим нечестивую мысль, будто закон — виновник греха против Бога, тогда как он всячески отвлекает от заблуждения многобожия и свидетельствует о едином и истинном Господе вселенной и всегда руководит к познанию истины. Кто из привыкших правильно мыслить решится сказать, будто по сей причине закон установил отпускать и отдавать как бы в жертву злой и противодействующей Богу силе то, что было принесено, разумею козла. И что в таком случае Аарон совершал бы полезного, когда возложивши руки на козла, исповедывал грехи сынов Израилевых? И не нужно ли было бы смотреть на это действие, как на обнаружение величайшей глупости и не чуждое эллинского нечестия и развращенности мыслей? Для кого или каким образом может еще показаться спорным то, что до такой степени подлежит несомненному осуждению?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А что невозможно кому–нибудь, кроме предочищенных водою паки рождения, войти во Святая Святых и в скинию истинную, юже водрузи Господь, а не человек, на это ясно указывал закон, повелевающей Аарону омывать себя водою пред тем, как он должен был войти во Святая Святых. Закон приказывал взять горячие уголья с самого жертвенника и отнести их внутрь, то есть внутрь завесы, а затем положить на них полную горсть тонкого фимиама. По возложении же его покрыет, говорит закон, дым фимиамный очистилище, еже на свидениих. А в этом изображался Христос, закланный Как телец и принесенный во всесожжение как овен и всю святую скинию, то есть Церковь, наполняющий духовным благоуханием, так что должно быть сказано нами: От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои (Песн. 1 2–3). Но возвратим нашу речь к началу, и тогда изложение наших мыслей приведет нас прямо к тому, что нам нужно. Итак, телец и овен приносимы были в жертву за Аарона, а два козла за народ и также овен во всесожжение, ибо написано: и да возложит Аарон обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения (Лев. 16, 8). Необходимо сказать, какая тайна заключалась в этих словах. Некоторые думают, что один из козлов отдаваем был некоему отвратительному и нечистому духу, почему и отпускаем был в пустыню; но мы полагаем, что такое мнение исполнено нелепого суеверия и не свободно от упрека в эллинском заблуждении; недостаточно этого, без колебания скажу даже большее: мы допустим нечестивую мысль, будто закон — виновник греха против Бога, тогда как он всячески отвлекает от заблуждения многобожия и свидетельствует о едином и истинном Господе вселенной и всегда руководит к познанию истины. Кто из привыкших правильно мыслить решится сказать, будто по сей причине закон установил отпускать и отдавать как бы в жертву злой и противодействующей Богу силе то, что было принесено, разумею козла. И что в таком случае Аарон совершал бы полезного, когда возложивши руки на козла, исповедывал грехи сынов Израилевых? И не нужно ли было бы смотреть на это действие, как на обнаружение величайшей глупости и не чуждое эллинского нечестия и развращенности мыслей? Для кого или каким образом может еще показаться спорным то, что до такой степени подлежит несомненному осуждению?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Бог искушал Авраама и сказал ему: «Возьми своего единственного и возлюбленного сына Исаака, иди с ним в землю Мориа и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам встал рано утром, оседлал осла, взял с собой двух рабов и Исаака, сына своего, наколол дров для жертвоприношения и пошел туда, куда Господь повелел ему идти. Они шли два дня; на третий Авраам увидел издали место, указанное ему Господом, и сказал рабам своим: «Останьтесь здесь с ослом и подождите меня; а я и сын мой пойдем туда, поклонимся Господу и возвратимся к вам». Авраам положил дрова на плечи сыну своему Исааку, а сам взял огонь и нож, и пошли оба вместе. На пути Исаак сказал отцу своему: «Батюшка! Вот у нас огонь и дрова: где же агнец для всесожжения»? – Авраам отвечал: «Господь Сам приготовил агнца во всесожжение Себе». Пришедши на место, указанное Господом, Авраам соорудил жертвенник, разложил дрова, потом связал Исаака и положил его на дрова: Исаак этому не противился. Но лишь только Авраам простер руку и взял нож, чтобы заклать сына своего, в ту минуту Ангел Господень воззвал к нему с небес и сказал: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на сына твоего. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что ты послушался Меня и не пожалел своего единственного сына». Авраам возвел очи и увидел овна, который запутался рогами в кустарнике; взяв его и, как жертву, посланную Самим Богом, принес во всесожжение вместо сына своего. Ангел Господень воззвал к Аврааму в другой раз и сказал ему: «Клянусь Мною Самим, – говорит Господь, – так как ты это сделал и не пожалел единственного сына своего, то Я благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок морской; твое потомство будет некогда обладать городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего». После этого Авраам возвратился к дожидавшимся его слугам. Назидательные размышления В Священном Писании слово искушать берется в двух различных значениях: возбуждать ко злу и испытывать верность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Бог основал ее примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Через пророка Моисея, у Синайской горы Он Сам предписал, как совершать Ему служение. Об этом подробно описано в ветхозаветных книгах Исход и Левит . Бог установил, чтобы Ему приносили в жертву, как некогда Авель, именно животных. Причем были установлены разные виды жертв. Была жертва всесожжения, когда закланное животное полностью сжигалось перед Богом. Была жертва мирная, которая приготавливалась и предлагалась в пищу участникам жертвоприношения. Была жертва за грех , когда над животным исповедовались грехи народа, и оно отводилось с нарочитым человеком в места пустынные, да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую» ( Лев.16:22 ). Весь Ветхий Завет пронизан потоками жертвенной крови. Могут раздаться даже протесты, дескать, какая жестокость, «Гринписа» на них не было! Но на самом-то деле, установив такой образ служения, Бог тем самым открыл нам важнейшую тайну мироздания: только безвинный может искупить вину . Истинная Жертва И в то же время Ветхий Завет пронизан чувством несовершенства и недостаточности всей пролитой крови животных для искупления человеческого греха. Ибо хотя и написано, что «кровь тельцов и козлов ... через окропление, освящает оскверненных» ( Евр.9:13 ), но написано и то, что «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). Вот поэтому, когда пришла полнота времен, когда ветхозаветная церковь была приготовлена, Сын Божий и воплотился, и стал Сыном Человеческим, чтобы Своей безгрешной, а потому и бесценной кровью наконец-то по-настоящему искупить весь человеческий род, избавить от смертоносных последствий греха, в который впали мы в наших прародителях. «Входя в мир», Христос как бы говорит Богу Отцу: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:5–7 ). Лучшие люди ветхозаветной церкви усвоили все предыдущее. Последний праведник Ветхого завета и первый праведник Нового, Иоанн Креститель, подвел черту. Он призвал народ к покаянию в грехах и указал на Того, Кто эти грехи возьмет на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

в. Ниспадение небесного огня (ст. 23. 24) После сего Моисей ввел Аарона во святилище, дабы там, пред лицем Господним, первосвященник возложил священное благовонное курение на алтарь кадильный 736 . Таким образом, Моисей постепенно вводил Аарона в его первосвященнические права и обязанности сначала вне скинии, а потом и внутри ее. При сем случае, мысли их обоих, конечно, устремлены были в молитве к Богу, да явит Он славу свою над жертвами, вознесенными на алтаре всесожжений. Молитва сия была услышана; ибо едва вышли они из святилища и благословили народ, как ниспал с неба огонь и попалил жертвы 737 . При сем весь народ воскликнул от радости и пал на лице свое 738 . Хотя Аароном был уже возжен огонь на жертвеннике 739 ; но сей огонь медленно поедал свои жертвы. Между тем, упавший в виду всего народа небесный огонь тотчас же попалил жертвенные части. Сим чудом Господь являл, что Аарон и сыны его не по человеческому избранию поставлены были священствовать в скинии, но по Его божественному изволению и избранию. Таким же чудесным ниспосланием огня небесного призрел некогда Господь и на жертву Авеля, Соломона и пророка Илии. Священный огонь, ниспосланный на жертвы Аароновы, тщательно потом поддерживался священниками и никогда не угасал в скинии 740 . Глава X. Первое священнодействие новопоставленных священников а. Поражение Надава и Авиуда за огнь чуждый (ст. 1–5) Так как в числе священнических обязанностей было между прочим и то, чтобы два раза в день воскурять на алтаре кадильном 741 , и так как поутру восьмого дня посвящения уже совершил каждение Аарон 742 , то старшие дети его – Надав и Авиуд вознамерились, как новопоставленные священники, совершить установленное вечернее каждение во святилище, после своего отца. К сожалению – эти юноши, по какой-то странной забывчивости, вместо священного огня с жертвенника всесожжений 743 , вложили в свои кадильницы и принесли пред Господом огонь чуждый, т.е. обыкновенный житейский 744 . A может быть они поступили так по юношескому легкомыслию, которое иной раз, не постигая сокровенных оснований Господних повелений, решается поступать по своему усмотрению. И вышел огонь от Господа, т.е. из столба облачного, осенявшего скинию, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним 745 . Страшным примером детей Аароновых Господь, конечно, хотел внушить на последующие времена, с какой осмотрительностью и самоиспытанием должны священники приступать к священнодействиям 746 . Некоторым утешением для Аарона было то, что дети его не были, однако же, испепелены небесным огнем и, конечно, с соизволения Божия, удостоены были погребения в своих священных хитонах, и оплаканы всем домом израилевым 747 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В первом месяце, в четырнадцатый день месяца должен быть у вас праздник пасхи: семь дней должно будет есть опресноки. В этот день князь за себя и за весь народ земли принесет тельца в жертву за грех. И [в этот] семидневный праздник он должен приносит во всесожжение Господу ежедневно в течение семи дней по семи тельцов и семи овнов без порока и в жертву за грех ежедневно по козлу из коз, и [мучное] приношение совершит по ефе на тельца и по ефе на овна и по гину масла на каждую ефу. В седьмом месяце, в пятнадцатый день месяца, в праздник, в течение семи дней он должен приносит таким же образом, как выше сказано, как жертву за грех, так всесожжение, и мучную жертву и масло.    Я изложил целый отдел, чтобы раздробление его на части не смущало читателя. Но прежде всего следует сказать о разностях перевода. Где мы перевели: на четыре угла площадки у жертвенника, там LXX перевели: и на четыре угла храма и на жертвенник. А где мы сказали: за каждого согрешающего по неведению и соблазну, там они поставили: за неведущего и младенца. Также там, где мы сказали: и [мучное] приношение совершит по ефе на тельца и по ефе на овна и по гину масла на каждую ефу, там в их издании стоит: и дашь мучное приношение и печенье для тельца и печенье для овна и гин масла для печенья. Также в последнем стихе, где мы сказали: мучную жертву и масло, там они сказали: как манаа, так масло. В первом, говорит, месяце и в первый день месяца (это, без сомнения, означает нисан) ты должен взять тельца из стада волов, который не был выкормлен дома, но который находился в стаде волов, то есть из стада и из числа многих. Тоже [сделай] в седьмой день того же месяца. Этих двух праздников, то есть в первый день первого месяца и в седьмый [день] того же месяца, нет в Моисеевом законе. Четырнадцатый же день того месяца, в который совершается пасха, когда мы в течение семи дней едим опресноки, и Моисей заповедует соблюдать. А четвертый праздник, о котором говорит: в седьмом месяце, в пятнадцатый день месяца, в праздник и проч., означает, как мне кажется, праздник кущей, поставленный здесь без названия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В тесной связи с Пасхою является праздник Пятидесятницы или «праздник седьмиц» (chag-shabuoth, Исх 34.22 ; Втор 16.10, 16 , «праздник жатвы» – Исх 23.16 ). «Пятидесятница» – название позднейшее ( Тов 2.1 ; 2Мак 12.22 ), употребительное главным образом в Новом Завете ( Деян.2:1, 20 .:6; 1Кор 16.8 ). Связующим звеном обоих праздников, из которых Пасха соединяется с историческими воспоминаниями, а Пятидесятница ближе относится к натуральной, сельскохозяйственной жизни (хотя позднее и Пятидесятнице иудеи усвоили значение воспоминания о даровании закона на Синае), служит предписываемое законом ( Лев.23:10–14 ) принесение и благодарное жертвенное вознесение Иегове первого снопа новой жатвы во 2-й день Пасхи (mimmacharath hasschabat, Лев.23:11 : Пасха названа субботою, вследствие требуемого в этот праздник покоя). В апреле около Пасхи в Палестине начинали созревать хлеба, прежде всего (ср. Исх 9.31–32 ) ячмень: 1-й сноп ячменя и должен был быть принесен Господину земли обетованной и жертвы – Иегове, и до совершения этого обряда жатва и вкушение нового хлеба не разрешались ( Лев.23:13–14 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 3:10; блаж. Феодорит, вопр. 32). «Возношение» (через обряд »потрясения», ср. Лев.7:30 ) сопровождалось кровавой (агнец – всесожжение) и бескровной жертвой ( Лев.23:12–13 ). Лев.23:15 .  Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, Лев.23:16 .  до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: Лев.23:17 .  от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; Лев.23:18 .  вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов [без порока]; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Лев.23:19 .  Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную [вместе с хлебом первого плода];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В третий год Осии, царя Израильского, в Иудейском царстве Езекия вступил на престол отца своего Ахаза. Он был ревностным подражателем дел предка своего, Давида. Прилепившись всем сердцем своим ко Господу, он заботился исполнить все, что было предписано в законе Моисеевом. Первым делом его было восстановить истинное богослужение. По вступлении своем на престол, он нашел храм в запустении: всесожжений в нем не приносили, фимиама не курили; светильники были погашены, и ворота были заперты. Как только наступил первый день первого месяца, Езекия повелел отворить храм и очистить его священникам и левитам от всего, что носило иа себе следы языческого суеверия. В каком жалком положении находился храм, можно судить потому, что, вынося из него нечистые вещи, которые все выбрасывали в поток Кедрон, и очищая его, священники и левиты окончили свою работу уже в шестнадцатый день. Наутро Езекия вошел во храм с начальниками города; священники принесли очистительную жертву за царствующий дом, за святилище и за народ. Во время возношения всесожжений левиты пели псалмы и играли на музыкальных орудиях. С этого времени весь чин богослужебный восстановлен был в том самом виде, в каком учрежден был Давидом. В возобновленном храме Езекия хотел праздновать Пасху, но так как четырнадцатый вечер первого месяца уже прошел, то и положено было общим советом совершить Пасху во втором месяце. На этот праздник Езекия приглашал посланиями не только своих подданных, но и Израильтян. Благочестивый преемник престола Давидова убеждал Израильтян обратиться к Богу Авраама, Исаака и Иакова, вразумиться несчастиями отцев, которые отступили от Господа, прийти к дому Господню в Иерусалим, чтобы праздновать Пасху и совершить служение Богу Израилеву, и тем отвратить от себя праведный гнев Его. Гонцы с посланиями проходили по городам от Вирсавы до Дана: во многих местах смеялись над ними, но нашлись многие, которые слушали приглашение с умилением и смирились в душе своей. Не говоря об Иудеях, которые единодушно явились на призыв своего царя, в Иерусалим стеклись поклонники и из колен Ефремова, Манассиина, Иссахарова, Завулонова и Асирова. Собравшийся народ прежде всего очистил город от жертвенников и капищ идольских, которые были сняты со своих мест и сброшены в поток Кедрон. В четырнадцатый день второго месяца заклали Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010