8Подойдя к жертвеннику, Аарон заколол теленка — свою жертву за грех. 9Его сыновья поднесли ему кровь заколотого животного, и он, омочив в крови палец, помазал ею рога жертвенника, а оставшуюся вылил к подножию его. 10Жир животного, почки его и сальник, что на печени, принес Аарон в жертву за грех: в дым обратил на жертвеннике, как повелел Моисею Господь. 11А мясо и шкуру он сжег на огне за станом. 12Вслед за тем и ко всесожжению предназначенное животное заклал Аарон, и опять сыновья его подали ему кровь, и он окропил ею жертвенник со всех сторон. 13Затем принесли Аарону рассеченную на части жертву ко всесожжению, и голову ее принесли, и он в дым обратил всё это на жертвеннике. 14Внутренности и голени, вымыв их прежде, тоже сжег Аарон вместе со всем, что надлежало полностью в дым обратить на жертвеннике. 15После того он подвел к жертвеннику животных – приношение народа. Сначала козла как жертву за грех народа заколол Аарон, совершил обряд очищения, как и прежде совершил его за свой собственный грех. 16Подвел он туда же и животное, предназначенное ко всесожжению, и принес его в жертву в соответствии с общим предписанием. 17И хлебный принес он дар: взяв от него горсть, в дым обратил на жертвеннике (это в дополнение к ежедневному утреннему всесожжению). 18Потом заколол Аарон быка и барана как благодарственное приношение народа. Сыновья Аарона вновь поднесли ему кровь, и он окропил ею жертвенник со всех сторон. 19После сего отделили жир и быка, и барана: из курдюка жир, а также и тот, коим были покрыты внутренности и почки, и сальник, что на печени. 20Весь этот жир сперва положили на каждую грудину жертвенных животных, а затем Аарон обратил его в дым на жертвеннике. 21 Передние части тела животных, а с ними бедро правое, прежде чем отдать священникам, поднял Аарон вверх как дар, возносимый пред Господом, – сделал всё, как повелел Моисей. 22 Когда Аарон завершил приношение всех жертв: и жертвы за грех, и той, что была принесена во всесожжение, и благодарственной, воздел он руки свои и благословил народ, и сошел с жертвенника, 23чтобы вместе с Моисеем войти в Шатер Откровения. А когда они вышли оттуда, благословили опять народ. Тут явилось сияние славы Господней всему народу: 24огнь от Господа изошел и поглотил всесожжение (вместе с жиром на нем), что на жертвеннике оставалось. Видя это, возликовал народ и пал ниц. Грех Надава и Авиуда

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Uc.I:10 . Услышите слово Господне, князи содомстии, внемлите закону Божию людие Гоморрстии Грехами жителей Содома и Гоморры были гордость, пресыщение, соединенное с праздностью, и жестокость к бедным и нищим ( Ueз. XVI, 49 ). Вельможи и народ Иудейский подражали жителям Содома и Гоморры в этих грехах и потому названы князьями Содомскими и народом Гоморрским. – Слово Господне, которому пророк призывает их внимать, – это слово обличения и вразумления, содержащиеся в следующих стихах. Оно же есть закон Божий, ибо должно быть также для них священно, как закон писанный. Uc.I:11 . Что ми множество жертв ваших? глаголет Господь. Исполнен есмь (пресыщен) всесожжений овних, и тука агнцев, и крове юнцов (тельцов) и козлов не хощу Господь негодует не только на тех Иудеев, которые совсем отступили от Него и живут по-язычески, но и на тех, которые продолжают чествовать Его обильными жертвами. Хотя жертвоприношения предписаны Самим Богом в законе Моисеевом, где подробно указаны роды жертв и образ их приношения; но дело не в том только, чтобы точным образом исполнять закон о жертвах, но наипаче в том, чтобы приносить их от сердца сокрушенного и смиренного, полного любви к Богу и ближним. В противном случае они только прогневляют Господа. «К чему Мне, говорит Он, множество жертв ваших?» т. е. напрасно думаете, что Я в них нуждаюсь и вы делаете ими одолжение Мне. Иудеи охотно отдавали в жертву всесожжения овнов, которая состояла в том, что овны были закалаемы пред жертвенником и затем вполне без остатка, за исключением кожи, сжигаемы были в нем. Иудеи по привычке, хотя и лицемерно, кроме всесожжений приносили и другие жертвы – из агнцев, тельцов и козлов, состоящие в том, что сжигаем был на жертвеннике тук с внутренностями этих животных, а кровь отчасти кропилась перстом священника на рога жертвенника, отчасти выливалась у подножия жертвенника ( Лebum. I, 5. 11; III, 2. 8; IV, 6 и д.). Но ни одна из этих жертв, приносимых лицемерами, не угодна Богу. Я пресыщен, говорит Он – всесожжениями вашими, – они возбуждают во Мне отвращение, подобное тому, какое испытывается пресыщенными какою-нибудь пищей. Ни тука, ни крови от жертвенных животных он не хочет принимать (не хощу), не благоволит к ним, не услаждается ими, а только раздражается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

ΧΧΧΙΙ. И он оставался в ту ночь в Вефиле. И Левий видел во сне, что он и его сыновья поставлены и определены навек ко священству для Бога всевышнего. И он пробудился от сна и прославил Бога. И Иаков собрался рано утром в четырнадцатый день этого месяца и дал десятину от всего, что прибыло с ним, от человека до скота, от золота до сосудов и одежд, и дал десятину от всего. И в те дни Рахиль была беременною Вениамином, своим сыном; и Иаков исчислил, начиная с него, своих сыновей; и жребий Господа пал на Левия. Тогда он одел его в священнические одежды и наполнил руки его. И в пятнадцатый день этого месяца он принес на жертвеннике четырнадцать тельцов из рогатого скота, и двадцать восемь овнов, и сорок девять овец, и шестьдесят агнцев, и двадцать девять молодых козлят, как всесожжение на жертвеннике и как благоприятный дар в добрую воню пред Господом. Это была дань его ради обета, который он дал – отделить десятину – вместе с плодовыми жертвами и жертвами возлияния, которые относились сюда. И когда огонь пожрал их, он воскурил над ними фимиам на огне; и в жертву благодарения он принес двух тельцов, и четырех овнов, и двух годовых ягнят, и десять телят, и четырех овец, и двух молодых козлят. Так делал он, давая свою дань, в продолжение семи дней. И он ел там со всеми своими сыновьями и людьми в радости в течение семи дней, и прославил и благодарил при сем Господа, Который спас его от всякого зла и исполнил на нем Свое обетование. И он отделил десятину от всего чистого скота и совершил всесожжение. А нечистый скот он отдал сыну своему Левию, и людей отдал он ему. И Левий исполнил в Вефиле священнические обязанности пред своим отцом Иаковом, будучи предпочтен своим десяти братьям, и был там священником. И Иаков отдал ему свой обет. И таким образом он отдал вторую десятину Господу и посвятил ее, и она стала посвященною ему. И посему определено это как закон на небе – давать вторую десятину, чтобы есть ее пред Господом в том месте, которое избрано, чтобы имя Его обитало там, во все годы. И для сего закона нет конца дней; навечно записано то постановление, чтобы делать это ежегодно, именно – есть вторую десятину пред Господом в том месте, которое избрано. И ничего не должно быть оставляемо от нее на следующий год, но в том же году должно быть съедаемо семя до следующего года, от дней начатков года, семени, и вина, и масла, опять до этих же дней. И все, что останется от нее и сделается устаревшим, должно считать оскверненным и сожечь огнем, ибо это нечистое. И так они должны вместе есть ее во святом доме и не давать ей залеживаться. И все десятины от рогатого скота и овец суть святы Господу, и Его священникам должны принадлежать они, чтобы они ели пред Ним из года в год. Ибо так это определено и начертано на небесных скрижалях относительно десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

§ 303. Послушание, которое христианин должен своему Богу оказывать, состоит в том, чтобы он волю свою воле Божией во всем старался покорять, и что Бог ни повелевает, ко всему тому охоту свою показывать, и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благоугодно, как и апостол написал: «Поступайте, как чада света, ибо плод духовный есть во всякой благостыни, правде и истине, испытывайте, что благоугодно Богу» ( Еф.5:8–10 ). Истинное послушание не смотрит, трудно ли, или удобно, тяжко ли или легко то, что повелевается, но на всякое повеление, какое бы оно ни было, готовым себя показывает, с пророком отдавая свое сердце в послушание Богу: «Готово сердце мое» ( Пс.107:2 ). Оно рассуждает не о повелеваемом, но о воле и желании повелевающего лица: кто и каков, и что хочет от него повелевающий; довольствуется тем, что Тот, Который повелевает, – это Бог его, и того, что повелевается, Он хочет от него. Бог, говорю, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. Поэтому не о повелении рассуждает, но о силе и власти Повелевающего. Потому показывает охоту исполнить Его повеление. И так, что хочет Повелевающий, то хочет и делает, а чего не хочет, не хочет и не делает. Такое послушание оказал Богу Авраам, праотец святой, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «Выйди из земли твоей, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в землю, которую тебе покажу " , и прочее ( Быт.12 и след.), – он не отказался это исполнить, оставил свое отечество, свой род и дом отца своего, и пошел в землю чужую, неизвестную, как апостол о том написал: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» ( Евр.11:8 ). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божиему сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник, на всесожжение, и хотя не делом, но произволением заклал его (см. Быт 22:1–12 ). Сын был единственный, сын, отцом возлюбленный, сын, по обещанию Божиему данный и в старости рожденный, сын, о котором сказано ему Богом: «в Исааке наречется тебе семя» ( Быт 21:12 ; Евр.11:18 ). Но верный и искренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, не смотрел на такое тяжкое и неудобное повеление, но внимал власти, силе и всемогуществу Повелевающего, " он думал, – говорит апостол, – что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр.11:19 ). А от искреннего своего послушания искреннюю веру в Бога показал святой праотец. Вера его к послушанию возбуждала, и от послушания показалась вера его, как от доброго плода доброе дерево. Святой апостол о нем написал: «не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» ( Иак.2:21–22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

А народу предоставлен был двор, окружавший скинию. Он простирался на 100 локтей (=65 арш. 10 верш.) в длину, от востока к западу, и на 60 локтей (=32 арш. 13 верш.) в ширину, от юга к северу; сверху был открыт и заключался между столпами, которые обвешены были завесами из виссона, высотою в 5 локтей (=3 арш. 4½ верш.) 52 . Вход в него был один, с восточной стороны, против входа святилища; он закрывался такою же завесою, как и вход святилища, только вдвое шире, потому что ворота двора шириною были в 20 локтей (=13 арш. 2 верш.) 53 . Прямо против ворот, внутри двора перед скиниею, возвышался алтарь, или жертвенник всесожжения, четвероугольный, и длиною и шириною пяти локтей (=3 арш. 4½ верш.), а вышиною трех локтей (=1 арш. 15½ верш.); он был устроен из дерева акации и обложен медью 54 . За жертвенником же, перед первою завесою святилища, помешалась медная умывальница, сделанная из зеркал женщин, служивших у дверей скинии собрания. Из нее первосвященник и священники должны были омывать руки и ноги перед тем, как им входить в святилище 55 . Исх. 40:1–11; 16–38 В первый день первого лунного весеннего месяца скиния была поставлена, Моисей взял миро, составленное из смирны самоточной, корицы благовонной, трости благовонной, кассии и елея, и помазал скинию и все ее принадлежности; а на дворе скинии помазал жертвенник всесожжения и умывальницу. Все, до чего только касался этот священный елей помазания, становилось великою святынею 56 . И покрыло облако скинию собрания. Оно было знамением присутствия славы Божией, которая наполнила всю скинию, так что сам Моисей на этот раз не мог войти в нее. С этих пор, в продолжение всего странствования Израильтян, облако покрывало скинию; и с вечера до утра оно казалось как бы огненным. Каждый раз, как оно поднималось от скинии, сыны Израилевы снимали шатры и отправлялись в путь; и где оно останавливалось, там они снова располагали свой стан. Исх. 40:12 – 16; Лев. 8 и 9 После освящения скинии, Господь повелел освятить Аарона и сыновей его, чтобы они могли священнодействовать со всем потомством их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

А что берется кровь, о которой Петр говорит: мы искуплены от суетного нашего жития, отцы преданного, честною кровию Христа ( 1Пет. 1:18 ), и апостол Павел учит: ценою куплени есте ( 1Кор. 7:23 ), и в другом месте: умиротворив кровию креста Его, аще земная, аще ли небесная ( Кол. 1:20 ); то это означает то, что кровью Спасителя очищаются четыре рога жертвенника, то есть четыре страны мира, и окропляется венец очистилища или основание со всех сторон, чтобы все очистилось и чтобы примирение было прочным. Берутся же на второй день или два козла, о которых мы выше сказали, или [один] козел потому, что [это] животное всегда стремится вверх, и не подвергается никакой опасности на крутизнах и находит дорогу там, где для других животных бывает погибель. Поэтому и в греческом языке стадо коз и козлов называется обращением высоких, то есть απολιον, как бы αποπο’λοιν, так как α’ποσ означает высокое, а πο’λιον – обращение. Далее, жертвенник Христов очищается кровью, чтобы молитвы святых чистыми доходили до Бога. Также то нужно заметить, что в еврейском тексте самому Иезекиилю, как священнику, повелевается взять тельца, и совершить всесожжение и окропить кровью его вокруг как жертвенника, так углов и венца или основания. LXX же толковников дают знать, что это делают другие священники, о которых написано: дай священникам-левитам, происходящим от семени Садока, приближающимся ко Мне. Ueз.XLIII:23–27 . Когда же кончишь это очищение, принеси из стада волов тельца без порока, и из стада [овец] овна без порока. И принеси их пред лице Господа, и священники бросят на них соли и вознесут их во всесожжение Господу. Семь дней приноси в жертву за грех по козлу ежедневно, и пусть приносят по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без порока. Семь дней они должны очищать жертвенник и освящать его и наполнять руку его. По окончании [этих] дней, в восьмой день и далее священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и те [жертвы], которые приносятся за примирение, и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вдруг Исаак спросил Авраама: батюшка! вот огонь и ров, где же агнец во всесожжение? Не беспокойся, сын мой, отвечал Авраам, Бог усмотрит себе агнца. И шли они далее. Когда пришли на место, указанное Богом, Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, и, связавши сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Вот он уже, взявши нож, поднял руку, чтобы заколоть сына своего, но в это мгновение ангел Божий воззвал к нему с небес: «Авраам! Авраам! не поднимай руки своей на отрока, и не делай над ним ничего; теперь известно, что ты боишься Бога, когда не пожалел для Меня сына своего, единственного у тебя». Авраам остановился, – оглянулся он вокруг себя и увидал назади овна, который рогами своими запутался в деревьях: его он и принес во всесожжение вместо сына своего Исаака. Господь хранит уповающих на него У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Приближаясь к смерти он захотел благословить Исава; но против воли, по особенному распоряжению Божию, благословил вместо старшего младшего сына. Исав за это возненавидел младшего брата Иакова и грозил убить его. Иаков, по совету матери и с дозволения отца, ушел из дому отеческого на родину матери. Срядился он в путь, вышел из дома один, без слуг, с небольшим дорожным запасом. Зашло солнце; застигла ночь; дальше идти нельзя было и он остался ночевать под открытым небом. Тело его утомилось, сон склонил его; он взял под голову камень и лег. Много горя было у него на сердце. По эту сторону пути кров родительский, из которого принужден удалиться по ненависти брата, – кругом его никого невидно, по ту сторону пути – даль необозримая. Ему показалось, что во всем мире нет у него помощника. Одна только надежда на Бога подкрепляла его. В сих расстроенных чувствах он заснул. И вот он видит во сне: стоит на земле лестница, и верхом своим касается небес; ангелы божии восходят и нисходят по ней. Наверху стоит Сам Господь и говорит: Я Бог Авраама, отца твоего и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. Потомства у тебя будет столько, сколько песку на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава 46 Иез.46:1 .  Так говорит Господь Бог: ворота внутреннего двора, обращенные лицом к востоку, должны быть заперты в продолжение шести рабочих дней, а в субботний день они должны быть отворены и в день новомесячия должны быть отворены. Тогда как внешние восточные ворота должны быть затворены постоянно ( Иез.44.1 ) в знак полной непостижимости Божией помимо Его откровения вне будущего храма и для не имеющих доступа в него, внутренние восточные ворота открываются в праздники, во время которых Бог более познается и ощущается, чем в обыкновенные дни. Иез.46:2 .  Князь пойдет через внешний притвор ворот и станет у вереи этих ворот; и священники совершат его всесожжение и его благодарственную жертву; и он у порога ворот поклонится Господу, и выйдет, а ворота остаются незапертыми до вечера. Тогда как ранее цари имели во внутреннем дворе храма для себя великолепную комнату ( 4Цар 16.18 ) и особые ворота внутреннего двора, вероятно, соответствовавшие позднейшим южным, предоставлялись исключительно им ( Иез.43.8 ), теперь князь не смеет и вступить на внутренний двор, и только может смотреть в него через открытые восточные ворота, находившиеся как раз против жертвенника, и видеть, как на последнем приносятся его жертвы. Он не может стоять даже в самых воротах, а только в притворе их, представлявшем целую залу, и расположенном во внутренних воротах на их внешней, выходящей во внешний двор стороне (см. план 3). LXX «внешних» несправедливо сочли определением к воротам; в этом притворе он может стать у самой двери, или вернее дверной рамы, «мезазат» («вереи», LXX «преддверия» – см. объяснение Иез.45.19 и Иез.41.21 ), выходивший из притвора в пролет ворот, не смея войти даже d этот пролет. Отсюда открывался прямой вид на жертвенник en face; это положение было ближе к храму и почетнее, чем место для народа (ст. 3); но в большие праздники князь обезразличивался с народом (ст. 10), выделяясь из него только в субботы и новомесячия, когда вследствие малочисленности народа в храме князя легче было выделить из него. Всесожжение должно быть в размере ст. 4, а благодарственная жертва по усердию. Ворота открываются не только для князя, но и для народа, чтобы и он в них мог видеть жертвенник en face, почему ворота не закрывались по уходе князя (как то делалось, когда они открывались специально для князя – ст. 12 конец), «чтобы после князя весь народ земли молился пред отверстием этих ворот» (блаж. Иер). По Кимхи: «царь здесь Мессия, ибо после этого пророчества не было царей во Иуде, но вожди, как видно из книг Маккавейских».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И был седьмой год шестой седмины. Тогда говорил он со своим отцом и возвестил ему, что он выйдет из Харрана, чтобы идти в землю Ханаан, что он осмотрит ее и возвратится к нему. И отец Фараг сказал ему: «Иди в мире, Бог мира да соделает путь твой правый, и да будет Господь с тобою, и хранит тебя от всех зол, и да даст тебе милость, и благоволение, и милосердие пред теми, которые увидят тебя, чтобы никакой человек не возымел силы над тобою, чтобы предпринять что-либо против тебя! Иди в мире! И если ты найдешь страну угодною очам твоим, чтобы жить там, то возьми и меня с собою; и возьми с собою Лота, сына Арана, брата твоего, как своего сына! И Господь да будет с тобою!» XIII. И Аврам вышел из Харрана и взял с собою жену свою Сору и Лота, сына брата своего Харрана, в страну Ханаан. И он пошел [...] и прошел до Сикимона, близ высокого дуба 41 . И Господь сказал ему: «Тебе и твоему семени Я дам эту страну!» И он устроил там жертвенник и принес на нем Господу, Который явился ему, всесожжение. И оттуда он поднялся к горному хребту Бетель (Вефиль), который был от него на запад и Ай (Гай) на восток, и разбил там шатер свой. И он увидел, что земля была очень обширна и хороша, и что в ней росло все: виноградные лозы, смоквы, гранаты, дубы, и твердые деревья, и теревинфы, и масличные деревья, и кедры, и кипарисы, и ливанские деревья, и все деревья полевые, и что она имела воду на горах. И он благословил Господа, Который привел его из Ура Халдейского на эту гору. И случилось, в первый год, в седьмую седмину, в новолуние первого месяца он устроил на этой горе жертвенник и призвал имя Господа: «Ты, Боже мои, вечный Бог». И он принес на жертвеннике Божием всесожжение, чтобы Он был с ними не оставлял его в течение его жизни. И он поднялся оттуда пошел (на юг) и достиг Хеврона 42 ; и Хеврон был тогда построен. И он оставался там два года […]. Тогда пошел Аврам в Египет в третий год седмины и жил в Египте пять лег, прежде чем у него была похищена жена. Санай же был тогда построен в Египте чрез семь лет после Хеврона. И случилось, когда Фараон похитил Сору, жену Аврама, Господь поразил Фараона и весь дом его тяжкими бедствиями за Сору, жену Аврама. И Аврам был очень обогащен овцами, и рогатым скотом, и ослами, и конями, и верблюдами, и рабами, и служанками, и серебром, и золотом вполне; и Лот, сын его брата, также был обогащен. И когда Фараон возвратил Сору, его жену, он переселился из земли Египетской, и пришел в одно место, на восток от Вефиля, и прославил Господа Бога своего, который вывел его обратно с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

«И заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник который у входа в скинию собрания; и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова, части, голову и тук на дровах, которые на жертвеннике, а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» (Лев. 1, 4-9). Дальше говорится, что всесожжением может быть одновременно и крупный рогатый скот, и мелкий, даже птицы, горлицы и молодые голуби. Священник, принося в жертву птицу, свернет ей голову, а кровь ее выцедит вне жертвенника. «Зоб с перьями бросит к подножию жертвенника на восточную сторону и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их сожжет их в жертвеннике на дровах, которые на жертвеннике...» Для жертвы всесожжения употреблялись все животные, но только мужского пола. Все животное сжигалось, кожа снималась и шла в пользу жреца, в пользу церкви — видимо, для каких-то предписаний, для каких-то изделий, которые нужны были при скинии. Всесожжение производилось ежедневно, неизменно утром и вечером и так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя до вечера, т.е. постоянно жертва горела, круглые сутки. В дни больших праздников, как говорит Иосиф Флавий, на жертвеннике подымался огонь в несколько десятков метров и клубы черного дыма, которые были видны издалека, когда приносились многие сотни жертв. После приношения жертвы всесожжения пепел собирали священники в облачениях и выносили за стан в чистое место. Жертва о грехе приносилась о грехе, совершенном по слабости, по неведению, и за грех первородный (Лев. 4:5-13). Животные для этой цели потреблялись разные, и чем выше было лицо, приносившее жертву, тем ценнее было животное. От первосвященника требовался только телец, от простого человека — коза или овца, от бедняков — пара голубей или горлиц, иногда даже одна мера пшеничной муки.

http://sedmitza.ru/lib/text/432105/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010