Дары) с данною ему рипидою, которую и держит над Св. Дарами до времени возвышения Даров (то есть до возгласа: святая святым). Совершив это служение, он поставляет рипиду на восточной стороне алтаря, потому что наступает время причащения. §24. Причащается прежде прочих диаконов Новопосвященный диакон на этой литургии причащается прежде других диаконов. Симеон Солунский (в главе 181) говорит: «после причащения иерарха и иереев, новопосвященный диакон, приступив с благоговением, прежде всякого иного диакона, принимает Божественный хлеб от иерарха в руку, как обыкновенно причащаются диаконы, и из чаши вкушая устами, причащается прежде других (диаконов); предпочтения пред другими новопосвященный удостоивается за то, что в нем совершилось обновление Божественной благодати». Непосредственно за тем он семь дней сряду служит литургию с иереем не только для научения в обязанностях своего служения, но и для другой таинственной цели. Симеон Солунский (в гл. 176) говорит: «семь дней сряду новопосвященный диакон с иереем литургисует (совершает литургию) как для того, чтобы почтить дары Св. Духа, так и для того, чтобы приобрести навык в обязанностях своего служения, равно и для того, чтобы божественное дело не потерпело какого-либо пресечения в продолжении первой седмицы, которая есть образ всей временной, по седмицам проходящей нашей жизни, в продолжении которой мы непрестанно должны творить дела Божия. Ибо в вечной жизни будет только один непрестанный и беспреемственный день, и жертва божественного дела единая и непрестанная. Итак, вот каким образом совершается хиротония диакона». – О будущем или непременяемом дне смотри в 4 части (гл. 2, §2). Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

апостола Павла и, елико мощно по силе нашей, исполняем, но сия жертва, о ней же глаголет, не враждает сего, но нам воспоминает и приводит нас, да вси плоти наши и души с телом и в теле Господа нашего Богу в жертву приносим, якоже уды с главой, без неяже бы неприятна, но гнушательна жертва была» 54 . Вообще говорить о замене таинственного причащения тела и крови Господней так называемым духовным причащением (соединение со Христом чрез веру и любовь) и жертвы Христовой – нашей внутренней жертвой – значит умалять заслуги Христовы, ослаблять силу установленного им на вечери таинства, которое должно служить воспоминанием Его смерти 55 . От этого, начиная от Христа, чрез все века Церковь строго заповедовала своим чадам вкушать в таинстве тело и кровь Господню; она всегда учила, что удаляющийся от сей тайны спастись не может. Аще не снесте плоти Сына человеческого, говорил Спаситель, и не пиете крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный. Плоть Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть питие 56 . «Иже церкви Божия и причастия с Христовых таин удаляют себя, – говорил св. Кирилл Александрийский , – врази Божии бывают и бесом други» 57 . В книге Матфея Правильника все не причащающиеся называются «еретиками» 58 . «Не можно есть христианину именоватися, – говорит препод. Иосиф Волоцкий , – аще не будет крещен, или не причащается Христовых таин» 59 . В книге «Златоуст» говорится: «Яко же бо тело без хлеба не может живо быти, тако и душа, аще не причащается, мертва есть» 60 . В книге о вере после слов Спасителя аще не снесте плоти Сына человеческаго читаем «Страшен ответ Христовых словес, и кто не ужаснется от вышереченного запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хощет» 61 . Но мы и не презираем сию заповедь, говорят беспоповцы, мы готовы были бы первые простирать свои руки для принятия тела Владычня, но мы не можем сделать этого, так как истинная жертва Христова не приносится во всем Мире. Святыми отцами, продолжают они, предсказано, что в последнее время антихрист истребит священство и истинную Христову жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце. Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности. Евхаристия и жертва Христова Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет. Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови. Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры. Чудо святого причащения Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20). Святые дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», – говорится в молитвах ко святому причащению .

http://pravoslavie.ru/31420.html

Для святых отцов, составлявших последования Божественной литургии, не было сомнений в значении видения: пророк описывает нам Небо и ангельское служение. Это премирное служение неведомо было человеку до Пришествия Господа на землю: между Небом и землёй пропасть великая утвердися (ср.: Лк. 16:26 ). Однако воплощение Сына и Слова Божия разрушило средостение вражды. Пропасть превратилась в мост, соединяющий землю с Небом. Ангелы сходят на землю, доринося 7 Небесного Владыку, и Ангельская песнь, Победная песнь поётся в храме Славы Господа. Поэтому и священнодействующий архиерей, пишет святой Иоанн Златоуст , когда стоит у святой трапезы, вознося словесную службу и принося Бескровную Жертву, не просто зовёт нас к этому славословию, но, прежде сказав о Херувимах и помянув Серафимов, повелевает таким образом всем вознести этот страшный глас, отрывая от земли помышления нас, сликовствующих, и обращаясь к каждому из нас: «Ты поешь с Серафимами, с Серафимами стой, вместе с ними взлети на крыльях, вместе с ними облети Престол Царский» (1, t. 56, col. 138). «Тот жертвенник – прообраз и образ этого жертвенника, тот огонь – образ этого Огня духовного. Но не дерзнули Серафимы коснуться его рукою, а лишь клещами, ты же рукой берёшь» (там же). Ангел клещами берет угль огненный, прообраз и образ духовного Огня – Христа. И этот угль очистил уста пророка, чтобы сделать их устами Бога. Верующий, приступающий к Чаше жизни, радуясь и трепеща, причащается Огня духовного, который очищает все его существо, попаляет скверну и неизреченно орошает его (из молитвы ко Святому Причащению). Причащающийся Угля – Христа становится не просто устами Божиими, но Богоносным и Христоносным. Жертва Христова – это и чистая жертва, о которой говорит пророк Малахия: От востока солнца до запада славно имя Его во языцех, и на всяком месте приносится каждение имени Моему и жертва чистая ( Мал. 1, 11 ). «Когда же это произошло? – спрашивает Златоуст. – Когда на всяком месте каждение приносилось Богу? Когда – жертва чистая? И если ты не можешь назвать другое время, то этим временем является время после Пришествия Христа» (1, t. 48, col. 902).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не лишены интереса замечания Кавасилы о восклицании «Двери, двери» – они иллюстрируют любопытный феномен, появившийся в практике и символике литургии. Первоначально это был приказ закрыть двери храма; потом его стали понимать как повеление закрыть врата алтаря. Но в XIV b. врата эти во время чтения Символа веры оставались открытыми. И Кавасила относит эти слова к тому, что в той мудрости, которую мы обрели через веру в Бога, мы должны открыть уста и уши. Комментарий на Анафору носит сугубо богословский характер, поскольку ее функция – преложить хлеб и вино в тело и кровь Господа, тем самым осуществив воспоминание его страданиий, смерти и воскресения. Здесь символизм уступает место реальности. Наиважнейшая часть молитвы – повествование об установлении евхаристии и эпиклесис. Следуя традиции, восходящей к Кириллу Иерусалимскому , Кавасила считает, что освящение совершено в тот момент, когда произнесены слова эпиклесиса: Как только эти слова сказаны, священный обряд завершен: дары предложения освящены, жертва исполнена, божественный Агнец, закланный за спасение мipa, лежит на престоле. Это уже не хлеб, который до сих пор лишь представлял тело Господне, и уже не просто дар приношения, лишь несущий в себе подобие истинного жертвоприношения, как бы запечатленные символы страстей Спасителя; нет, это истинная жертва, пресвятое тело Господа, которое испытывает поругание, унижение и побои, которое было распято и умерщвлено, которое столь явственно свидетельствовало при Понтии Пилате; то самое тело, над которым издевались, которое бичевали, на которое плевали, которое вкусило желчь. Подобным же образом и вино сделалось кровью, которая вытекла из этого тела. Это то самое тело, образованное Святым Духом, рожденное от Марии Девы, которое было погребено, воскресло в третий день, взошло на небеса и сидит одесную Отца. Эта апология православных взглядов на освящение и дискурс о природе евхаристической жертвы завершает объяснение литургии. Единственная оставшаяся деталь, которой Кавасила придает символический смысл,– это теплота, добавляемая в чащу перед причастием. Она символизирует сошествие на Церковь Святого Духа, Который «приходит, когда жертва принесена и святые дары достигли совершенства; полностью же завершена она [жертва] в тех, кто достойно причащается». Симеон Солунский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь – жертва, принесенная до сложения мира, жертва, которая является спасением мира в истории, жертва, которая является как бы началом будущего века, потому что будущий век и нынешний переплелись в одну тайну вечности. В Литургии есть одна группа действий, на которую я хотел обратить ваше внимание. Вы знаете, что епископ носит на своих плечах омофор, этот омофор образует собой потерянную овцу, которую Христос взыскал, которую Бог взыскал, как указывается в Новом Завете ( Лк.15:4–6 ). В древности омофор всегда делался из белой шерсти, подчеркивая именно это значение. И в Божественной литургии все то время, когда служащий епископ является как бы образом, иконой Христа, когда он действует от имени Христова, епископ носит омофор. Когда же он действует как человек среди людей, то этот омофор с его плеч снимается. Это можно видеть, например, в том, как епископ читает Евангелие без омофора, потому что здесь говорит Сам Христос. Когда он совершает самое таинство, молитвы, связанные с призыванием Святого Духа, он читает без омофора, потому что не он будет совершать чудо претворения хлеба и вина – здесь будет действовать Сам Бог . Причащаться он будет без омофора, но дальше причащает он священников и народ с омофором на плечах. Часто кажется тем, кто в храме, – почему эта усложненность обряда? Здесь подчеркивается что-то основное в самом положении священнослужителя по отношению к тому, что он совершает. С одной стороны, как я раньше говорил, он стоит перед народом и говорит именем Божиим, с другой стороны, он стоит перед Богом вместе с народом в такой же нужде быть спасенным, как и все другие. И это спасает нашу Церковь от сосредоточения на духовенстве, на священнике, на епископе. В центре всей церковной и литургической жизни стоит Сам Господь. Минутами те или другие из нас, по Божиему призыву и по данной благодати, действуют Его именем, но одновременно они всегда находятся, как овцы заблудшие, в стаде. Теперь мне хотелось бы быстро пройти с вами порядок Литургии, сначала в общих штрихах, а потом, может быть, некоторые места более подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

     Обычай приходить к Божественной литургии натощак восходит к глубокой древности – к первым векам христианства. Тогда верующие причащались Святых Христовых Таин на каждой Литургии. По сути, глубинным смыслом участия в Евхаристии как раз и является причащение каждого из нас Тела и Крови Христовых. Для того и служится это великое Таинство. Но, конечно же, для мирского и особенно семейного человека это почти невозможно в каждую Литургию. И все же нужно стремиться причащаться больше необходимого минимума (четыре раза в год – в великие посты), ведь Тело и Кровь Христовы имеют огромную силу. Они попаляют наши грехи и вселяют в нас жизнь, соединяют с Богом. Можно даже, наверное, сказать, что именно в Таинстве Причастия происходит возрождение и воскресение человека! Обычай же ничего не кушать и не пить перед Божественной литургией все равно сохраняется, даже если вы не причащаетесь. Ведь в храме можно попить святой водички, съесть просфорочку или антидор. Эти святыньки также потребляются с определенной молитвой натощак. Кроме того, опыт показывает, что довольно трудно молиться Богу с полным животом. Я даже знаю одного пономаря, который плотно поел перед всенощным бдением и едва смог дочитать на утрене шестопсалмие. Но, конечно же, случаи в жизни могут быть разные. Есть определенные категории людей, которым необходимо поесть: язвенники, диабетики, беременные женщины и кормящие мамы. Бывают гипертонические кризы, когда с утра нужно выпить таблетку, чтобы дойти до храма на богослужение. Например, если такой человек хочет причаститься (а он неспособен натощак выстоять всю Литургию), то он может попросить священника, и батюшка перед службой его поисповедует и причастит запасными Дарами, а потом он уже может спокойно покушать и выстоять Литургию. Но здесь также есть «скользкий» момент. Нужно учиться всматриваться в себя и понимать, когда ты действительно болен, а когда просто тешишь и нежишь себя любимого, прикрываясь лазейкой послабления. Вообще же, даже если человек не причащается, то все равно желательно приходить на Божественную литургию натощак. Ведь в этом также есть лично ваша вполне посильная жертва Богу. Когда вы, как свечечка, и в духовном, и в телесном отношении, как полый сосуд, стоите пред Богом, не отягощенные ни земными мыслями, ни необходимостью в данный момент переваривать пищу. А благодать Святого Духа свободно беспрепятственно вливается в вас…

http://pravoslavie.ru/103142.html

Бл. Августин: «Что такое знамение Христово, если не крест Христов? Если знамение сие не будет употреблено или на челах верующих, или над водою, в которой возрождаются, или над елеем, которым миропомазуются, или над жертвою, которою питаются, то ничто таковое не будет право». Св. Златоуст. Бесед. 54 на еванг. Матфея: ч. 2, стр. 426. Бл. Августин. Бесед. 118 на еванг. Иоанна: твор. т. 3, ч. 2, стр. 584. Антверпен, 1700 г. 501 Ангел великого Совета, Ангел завета – Христос Спаситель (Иса. 9:6. Мал. 3:1), который на литургии есть и приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый. Служебн. л. 79. Киев, 1851 г. 502 Олтарь есть святой дар, говорит Спаситель (Мф. 23:19). Посему все равно, об освящении ли Даров молиться, или же о возложении их на олтарь. 503 Наш олтарь пренебесный и жертва и иерей есть Христос Спаситель (св. Златоуст. Бесед. 11 на посл. к евреям, стр. 195. Спб. 1859 г.). Посему, выражения: «быть возложенным на сей олтарь», «преложиться в сие освящаемое» и «быть освященым от сего иерея» значат одно и тоже. 504 В великий четверток, когда литургия совершается у латин соборне, епископом с священниками, причащается под обоими видами только епископ (Серединск. О богослуж. западн. церк. ст. 2, стр. 28. Спб. 1849 г.), вопреки 8-му правилу св. апостолов (кн. правил, стр. 10. Спб. 1843 г.); а в великий пяток, когда у них бывает литургия преждеосвященная, под одним видом причащается и сам священнослужащий (Серединск. там же, стр. 28. 36). Под одним же видом опреснока причащаются в латинстве и новопосвященные иподиаконы, диаконы, пресвитеры и аббаты (Серединск. там же, ст. 4, стр. 154–155. 230. Спб. 1856 г.). 506 Св. Епифан. О ереси 47, гл. 1: твор. т. 1, стр. 400. Кельн, 1682 г. Св. Киприан. Письм. к Цецилию: твор. стр. 225. Венеция, 1728 г. 507 Св. Лев. велик. Бесед. при вступл. в четыредесятницу: воскр. чтен. год. 13, стр. 497. Киев, 1849–1850 г. О том же свидетельствует и другой епископ римский, Геласий. Бингам. Древн. церк. т. 6, стр. 434, изд. 1728 г. 513 Писатели сего века: Иво, Руперт, Бернард, Гугон Викторин, Петр Ломбард и другие упоминают только о причащении под обоими видами, и говорят, что так причащали всех, а для больных заготовлялись в это время гостии, напоенные неосвященным вином, чтобы священник справедливо мог сказать больному: «тело и кровь (?) Господа нашего Иисуса Христа да будет тебе во оставление грехов и в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Дело искупления вмещается в религ. понятие жертвы, но Г. П. выделяет нек-рые особые аспекты. Юридическая сторона искупления у него сближается с нравственной и выражается понятием правды, правосудия (δκαιον, δικαιοσνη). Христос - «жертва и заклание (θυσαν κα σθαγν) во оставление грехов наших». Христос - и Жертва, и Священник, ее приносящий: «...была нужда в Жертве (αυσας), примиряющей нас с Высочайшим Отцом и освящающей нас, оскверненных общением с лукавым. Итак, нужна была Жертва очистительная и чистая, но и Священник также чистый и безгрешный». Человек, добровольно предавшийся диаволу, стал по праву, «по божественному правосудию», его добычей. На абсолютно чистого от прародительской скверны Христа диавол не имеет никаких прав, и, напав на Него, внушив врагам Его приговорить Его к смерти, диавол справедливо лишается своей власти. «Угодно было Богу сперва правосудием свергнуть диавола, а затем - силой, в Воскресении и будущем Суде» (Гомилии. 16. 1, 2, 14, 21//PG. 151. Col. 189, 197-200, 204; ΓΠΑΕ. Τ. 9. Σ. 422-424, 440, 450). Иногда Г. П. изображает победу Христа над диаволом как результат своего рода «военной хитрости». Спасение, совершенное в человеческой природе, принятой от нас и нерасторжимо соединенной с Сыном Божиим, усваивают человеческие ипостаси, духовно рождаясь от Него как от Второго Адама: «Каждому верующему в Него Он даровал совершенное искупление (πολτροσιν), и сотворил, и творит непрестанно, Собою примиряя с Отцом и возвращая каждого из нас к послушанию и исцеляя всякое наше непослушание... не просто природа, но ипостась каждого верующего приемлет Крещение и жительствует по божественным заповедям и причащается боготворящего Хлеба и Чаши» (Гомилии. 5. 1-3//PG. 151. Col. 64-65; ΓΠΑΕ. Τ. 9. Σ. 142-146). Евхаристия Как и все св. отцы, Г. П. учит о тождестве «исторического» и евхаристического Тела Христова: «...распятое Тело Христово, предлежащее нам в пищу» (Гомилии. 56. 16//ΓΠΣ. Τ. 11. Σ. 418). Как Господь установил таинство Крещения Своим Крещением, предуказующим Его сошествие во ад и восстание, так Он «спасительную Свою страсть предуказал таинственным Хлебом и Чашею и затем предал верным совершать сие таинство во спасение... Себе предоставляя мучения и тяготы, нам же общение в Его страстях изначально сразу же даруя чрез безболезненные сии [таинства] и сотворяя нас, по апостолу, срасленными подобием смерти Его (Рим 6. 5), чтобы удостоить и обетованного воскресения в [свое] время» (Гомилии. 60. 6//ΓΠΣ. Τ. 11. Σ. 514). «От этих двух [таинств] зависит все наше спасение, поскольку в сих двух сосредоточено все богомужное домостроительство» (Там же. 60. 7//ΓΠΣ. Τ. 11. Σ. 516).

http://pravenc.ru/text/168057.html

(777, 1752) 2. Если кто-либо говорит, что словами: «Сие творите в Мое воспоминание» [ Лк 22, 19; 1 Кор И, 24] Христос не поставил Апостолов священниками и что Он не велел им и другим священникам приносить в Жертву Его Тело и Его Кровь, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 766]. (778, 1753) 3. Если кто-либо говорит, что Жертва св. Мессы есть только Жертва хвалы и благодарения или же простое воспоминание о Жертве, совершенной на Кресте, а не Искупительная Жертва; или же что она не приносит пользы тем, кто принимает Христа, и что не нужно совершать ее ни за живых, ни за мертвых, ни за грехи, наказания, удовлетворение и прочие нужды, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 768]. (779, 1754) 4. Если кто-либо говорит, что Жертва св. Мессы является богохульством против Пресвятой Жертвы, которую Христос совершил на Кресте, или же что она является ее уничижением, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 768]. (780, 1755) 5. Если кто-либо говорит, что нечестиво служить св. Мессу в честь святых, чтобы добиться их заступничества, так, как это понимает Церковь , да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 769]. (781, 1756) 6. Если кто-либо говорит, что Канон св. Мессы содержит заблуждения и что по этой причине его надо упразднить, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 769]. (782, 1757) 7. Если кто-либо говорит, что обряды, одеяния и внешние знаки, которыми пользуется Церковь при служении св. Мессы, скорее порождают безбожие, чем являются свидетельством благочестия, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 771]. (783, 1758) 8. Если кто-либо говорит, что св. Мессы, где причащается только священник, незаконны и по этой причине их надо отменить, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 772]. (784, 1759) 9. Если кто-либо говорит, что обряд Римской Церкви, где часть канонов и слова освящения произносятся тихо, нужно осудить или что св. Мессу нужно служить только на разговорном языке; что воду нельзя примешивать к вину, которое подносится, так как это противно установлению Христа, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 771, 773–774]. Энциклика «Mediator Dei» папы Пия XII

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010