(От среды же 4-й седмицы поста прилагается особая ектенья о готовящихся к просвещению). Совершается великий вход, во время которого Святые Дары переносятся с жертвенника чрез северные и царские двери на престол. Певцы вместо «Иже Херувимы» поют: Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится (с торжеством переносится, см. в песни «Иже Херувимы»); верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем, аллилуйя 3-жды. Песнь эта прямо указывает на жертву, уже совершенную, следов. более прилична к освященным Дарам, нежели песнь «Иже Херувимы». Во время входа священник не поминает Царствующих) Дома; потому что это уже совершалось на той литургии, на которой освящались Св. Дары. Во время перенесения Св. Даров верующие преклоняются долу, выражая тем благоговение Царю славы, шествующему в Св. Тайнах. По великом входе царские двери затворяются и закрываются завесою и полагаются 3 поклона великие. Последняя часть литургии – литургия верных сокращается; ибо освящения Св. Даров не бывает; читается и поется только то, что относится к готовящимся к Св. причащению; потому тотчас, по перенесении Св. Даров на престол, в ектеньи: исполним вечернюю молитву нашу, мы молимся пред Св. Дарами, как пред совершенною и освященною жертвою, «да приимете ее Господь Бог в пренебесный Свой жертвенник, в воню благоухания духовного». Священник же в это время молится о достойном причащении Св. Таин. Моление оканчивается молитвою: «Отче наш». Далее – после возгласа « вонг-мем! » священник, прикасаясь рукою к Св. Агнцу, произносит: » Преждеосвященная святая святым! » лик: « Един свят, един Господь » ... Священник причащается Св. Таин. Лик в это время поет причастен: Вкусите и видите яко благ Господь " ... Следующие затем молитвословия остаются те же, что и на полной литургии, с следующими особенностями, более идущими ко времени поста; напр. по возглагаении: Со страхом Божиим вм. «Благословен грядый во имя Господне» поется: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Вспомним Евангелие, Христос говорит «познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32). Только познавая правильные духовные законы можно правильно идти по жизни и вести за собой окружающих людей, которые так или иначе общаются с нами. Первые христиане приводили людей к вере просто образом своей жизни, своей любовью, умением правильно выбирать духовные ориентиры. Их главной проповедью были не только чудеса, не только молитва апостолов, но и нравственная жизнь христиан. В то дикое время она была возможна только через благодать Божию, которую они стяжали. Причастие было ежедневным, без него сложно было выдержать напряжение окружающего мира. Все, кто сегодня причастились — дали некий обет Богу, что Его крестная жертва была ненапрасной, когда он принял все человеческие грехи и позволил людям начать жизнь с чистого листа. Мы стараемся становиться так или иначе лучше, и поприще Великого Поста как нельзя правильно показывает нам, какими мы можем быть. Хотя бы на время давайте посмотрим, на какую ступеньку мы сможем подняться. Великое благо, когда в этот день причащается почти весь приход, мы все братья и сестры, и попробуем сохранить этот день в любви и служении ближнему, а это и будет служение Богу. Да, сейчас тяжелое время, тяжелая обстановка, тяжелые новости, но пусть это не угнетает наши души. Пусть лучше молитва каждого из нас сольется в общее прошение к Богу. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Ярославле девочку украли посреди дня с площадки: ищут все Мамы о том, как чувствуют себя девочки которых раздели на ЕГЭ Рязанцы услышали громкие хлопки над городом: что случилось Во Внуково задержали коуча: обманул на 500 миллионов рублей Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/06/pust_t...

Таже вливает в св. чашу вино и воду, глаголя обычная, и покрывает я священными покровцы, и кадит глаголя молитву предложения. И тако начинает божественную литургию, и исполняет ю яко обычно. Егда же имать назнаменати хлебы, по призывании Духа Святаго, глаголет: сотвори убо хлеб сей: единственне, яко един есть Христос, а «хлебы сия», множественным числом, не глаголати. И егда имать вознести, возношает вся вкупе, и раздробляет приносимый первый хлеб, и полагает частицу во св. чашу, и вливает и теплоту яко обычай. Таже вземь св. лжицу десною рукою, омочает ю во святей крови: левою же рукою емлет кийждо хлеб, и наносит св. лжицу, со св. кровию, омоченную, и прикасается ею св. хлебу крестообразно, во страну, на нейже начертася крест, под мягкостию, и полагает в хлебоносец. Таже емлет и другия, и творит такожде на едином коемждо и спрятовает их всех в хлебоносец. Таже священник молится яко обычно, и причащается яко обычно, и исполняет божественное священнодействие по учиненному. Егда же имать священнодействовати Преждеосвященную, то, наченшуся стихословию, отходит во св. предложение и взем преждеосвященный хлеб от хлебоносца, полагает со благоговением многим во св. дискос; вложив во св. чашу вино и воду обычно, ничтоже глаголя, и взем кадильницу кадит звездицу и покровы, и покрыв я ничтоже отнюдь глаголя, ниж молитву предложения, токмо: молитвами св. отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас; преждеосвященна бо есть и совершенна сия жертва. Егда же имать вознести св. хлеб, не открывает святая, но, еще покровенным божественным сущим даром, вносит священник руку свою со страхом многим, и прикасается божественному хлебу, со благоговением и страхом, и, глаголющу диакону: вонмем, возглашает: Преждеосвященная святая святым. В причащении же, по еже рещи: Преждеосвященная святая святым, диакон входит в св. олтарь, и, став близ священника, глаголет: раздроби, владыко, св. хлеб. Священник раздробляет его со многим вниманием на четыре части, глаголя: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и не разделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй, и влагает частицу в потир, ничтоже глаголя: и диакон вливает теплоту в потир, ничтоже глаголя, и стоит мало подале.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

«Когда показуются святые дары и призываются предстоящие к общению диаконским гласом (т. е. со страхом Божиим), тогда, говорит И. Дмитревский, коликое должны чувствовать благочестивые христиане в сердцах своих сожаление и оплакивать в себе измену и охлаждение горячности и усердия древних христиан, кои в каждую святую литургию по гласу сему: «Со страхом Божиим и верою приступите», приступали и причащались сего бессмертного брашна. Мы же на глас оный, зовущий нас к животворящей сей трапезе стоим безответными и звание церкви остаётся безуспешно. «Оле обычая! оле предприятия! Сетует св. Златоуст о толиком охлаждении христиан, туне жертва повседневная, туне предстоим жертвеннику, никтоже есть причащаяся» (Бесед. 3 на послан. к Ефес.) Однако, если кто из присутствующих на литургии и не причащался, будет иметь доброе желание и намерение благочестивое ко приятию святынь, тот и за единое то намерение не лишится плодов таинства сего. Ибо благочестивый человек в каждый день и час к духовному со Христом общению приступать может спасительно. Сколько бо раз таинственно он причащается и невидимо насыщается, столько раз таинство воплощения Христа, Его страдание и воскресение благочестиво воспоминает и любовию Его воспламеняется (Фома Кемпийск. кн. 3 глав. 10). Чего ради в сие время, когда святые тайны показуются людям и призываются предстоящие к причащению, всяк верный, пав на землю пред лицом Господа Спасителя своего, должен воспламеняться священною ревностию с горячайшим желанием стремиться духом к Нему, яко к источнику жизни и бессмертия, дабы принять Его в себя таинственно, с Ним соединиться во единый дух и никогда от Него не разлучаться. Сие духовное причащение есть великой силы и важности и часто не меньший приносит плод и благодать к другим и самое причащение таинств. Чего ради всевозможно о том верные пещись долженствуют т отнюдь не оставлять в литургии ревностного желания сего духовного приобщения, для испрошения им сего дара прилично в сие время читать всякому сей стих: «Скорое и известное даждь утешение рабам Иисусе»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Господь не оставил нам указаний относительно форм политического устройства, экономического уклада или социальных правил, а потому нет серьёзных оснований для того, чтобы записывать в священные явления в равной степени Права Человека, Самодержавную Монархию или прогрессивную ставку налога на прибыль. Всё это – не более чем человеческие установления, в разных условиях более или менее успешно работающие. Случается и так, что статус священных придается тем или иным событиям из истории – личной или общей. Их значение объявляется равным божественному откровению, их результаты – важнейшими за всю историю человечества, их участники приравниваются к апостолам и пророкам. Любая попытка усомниться считается святотатством и карается как минимум общественной обструкцией, а то и жёстче. Примером такого рода неправильного толкования событий можно назвать, например, отношение к событиям 1917 года в Советском Союзе: правильная связь с Великой Октябрьской социалистической революцией считалась индульгенцией для любых действий, в том числе и самых худших. Культурные вкусы (еще недавно «любера» ездили в Москву бить «хипанов»), спортивные пристрастия («Спартак» против «Динамо»), национальность (кто не знает примеров?) и так далее – всё что угодно люди могут наделить священным статусом и начать ради защиты святыни нарушать действительно Божьи заповеди. Этим и целые государства грешат: скажем, если в число святых предметов попадает «Демократия», то в любой точке мира в любой момент при желании находится повод для защиты попираемой святыни. Такая ненастоящая святыня именуется идолом, а служение идолу есть тяжкий грех и отступление от Бога. И если этого недостаточно дабы задуматься над своими идолами, то, может быть, покажется существенным следующее соображение: идол непременно требует себе жертв. Будучи почти что воображаемым объектом («идол в мире – ничто», говорит апостол), он, тем не менее, требует жертв совершенно реальных. Например, для двух итальянских семей в произведении Уильяма Шекспира статус идола обрела совершенно лишенная практического смысла вражда друг ко другу – и закончилось это печально для всех. Или иначе: разный взгляд на давно прошедшие события, не имеющий никакого практического выхода, почему-то может разделять человека с моими братьями по вере, с которыми он причащается от одной Чаши. Такова жертва идолу: вместо Любви брату своему, как заповедал Бог, даётся ненависть – потому что Любовь уже отдана идолу.

http://pravmir.ru/o-granitsah-svyashhenn...

12. О второнадесятом же, еже вопрошаете, аще приятна есть жертва священника оного, иже служай хранит соблазн памятозлобия в сердце своем, отвещаем от словес Христа, иже глаголет в Матфеи: «аще принесеши дар твои пред жертвенник и тамо воспомянеши, не яко ты имаши нечто на брата твоего (ибо сие творит человека всячески осуждена), но яко он имат что на тя, остави тамо дар твой пред жертвеником, и иди первие и примирися с братом твоим; и тогда пришед, принеси дар твой» 423 . От сего разумеваем, яко Бог не приемлет дары от сердца соблазненнаго, яко же глаголет и во Исайи: «аще принесете Мне семидал, суетно кадило, мерзость Мне есть» 424 . И отращаяйся праздников и жертв, и постов и моления их, прилагаетъ вину, глаголя, яко «руки вашя суть исполнени крове», сиречь дела бо вашя (тако бо руки у Писания емлются) суть исполнена ярости и гнева. И паки инде глаголет: «в судах и сварах поститеся, и биете пястми смиренаго». И по малех: «сего ради несть приятен пост ваш». И сие бывает в сенных жертвах Ветхаго закона. Но егда бывает в страшной сей истинной жертве Агнца непорочнаго и несквернаго, Христа, колико есть вещь страшньшая, яко кроме единаго сравнения паче храма и Соломона есть зде 425 . Елико от части убо священника, иже приноситъ недостойне и со страстию священную литургию, несумненно священник он есть осужден. Но понеже кровь Спасова бывает избавление верующим в Него, изливаема о нас и многих, яко же глаголет Сам. Действует литургиа во оных, о них же приносится, и не возбранястся благодать Спасовы крове за недостоинство приносящаго священника. Тако и книжницы и фарисее завистною и убителною страстию пожроша Иисуса на древах креста, приносяще руками неправедными праведную жертву о всем мире, но не возмогоша возбранити всемирное спасение от страсти оныя. Но они убо осудишася – мир же спасеся веровавый 426 . И Каиафа, зане бе архиерей лета оного, пророчествова в ползу людей, и словеса убо его совершишася, яко истинная и пророческая – сам же осужден бысть, яко христоубийца. Сего ради «кийждо да искушает себе, – глаголет Павел, – и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет». Зане который причащается их недостойно, осуждается. Сего ради, видим, и недугуют мнози, и умирают: ибо аще быхом разсуждали себе, не быхом были осуждени от Бога, но сего ради разсуждаемся от Господа, наказуемся в мире сем к покаянию, да не осудимся в другой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

На основании предложенного нами обзора учения вселенской Церкви мы можем установить следующие положения. В Христовой Церкви есть истинная и совершеннейшая жертва – Евхаристия. Эта жертва как ныне совершается, так и будет совершаться в Церкви до пришествия Христова («дондеже Христос приидет»). Хотя жертва Евхаристии совершается постоянно и повсеместно, но по существу это не различный жертвы, а жертва единая, в силу отношения отдельных евхаристических приношений к Жертве Голгофской. В Евхаристии также Сам Христос – вечный первосвященник приносить в жертву Свою плоть и кровь, впрочем, не в смысле повторения Своего первосвященнического служения на Голгофе, но в силу этой жертвы, раз навсегда принесенной. Именно действием Духа Святого 362 совершается преложение хлеба и вина в честное Тело и честную Кровь Христову и Евхаристическая жертва чрез это действие Святого Духа приобщается к единой вечной жертве Христовой и становится едино с нею. В силу этого единства, как Христос предал Себя за оставление грехов всех верующих в Него, так и ныне всякий верующий причащается Тела и Крови Христовых «во оставление грехов и жизнь вечную»; то есть Евхаристии присуще то же значение умилостивительной жертвы, какое имела и Жертва Голгофская. Наконец, по всегдашнему верованию Церкви, Евхаристия есть жертва «бескровная» и в этом ее отличие от жертвы крестной. Различие это обусловливается тем, что Христос, воскресши из мертвых, «не умирает» более, но является победителем смерти 363 . Поэтому жертва Евхаристии хотя имеет свой неизсякаемый источник в крестной жертве, но истекает из ее светлой стороны, именно из того ее мгновения, когда Христос Спаситель является миру, как победитель греха и смерти, будучи прославлен и по человечеству тою славою, какую имел у Отца прежде всех веков. Какое значение, спросим теперь, имеет для раскрытия учения о сущности священства изложенное нами церковное учение о существовании в Церкви Христовой истинной Евхаристической жертвы» Для ответа на этот вопрос мы обратимся к тому, что уже раскрыто нами в речи о дохристианском священстве. Рассматривая культы различных народов; раскрывая довольно подробно ветхозаветное библейское учение о сущности священнослужения в среде истинно верующих, мы видели, что самое общее и существенное в понятии дохристианского священства составляет идея необходимости посредства между Богом и верующими. Отсюда сущность дохристианского священнослужения мы определили, как посредничество жрецов между Богом и людьми. При чем мы видели, что посредническое значение священников выступало главным образом в их исключительном праве приносить жертвы. То-же мы должны утверждать и относительно служителей Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

(769, 1744) Хотя Церковь имеет обычай иногда служить св. Мессы в честь и в воспоминание святых, она учит, что, тем не менее, Жертва приносится не им, а Единому Богу, Который их увенчал [ХВ 780]. Вот поэтому «священник не говорит «я приношу вам Жертву, Петр и Павел» 399 , но, возблагодарив Бога за их победы, он молит об их предстательстве, «чтобы соблаговолили ходатайствовать за нас на небесах те, которых мы поминаем на земле» 400 . Глава 4: [Канон св. Мессы] (770, 1745) Поскольку подобает свято обсуждать Святые предметы и эта Жертва есть самое Святое из всего, чтобы она была подана и достойно с уважением принята, Католическая Церковь установила много веков тому назад Святой Канон, столь чистый от всяких заблуждений [ХВ 781], что в нем нет ничего, что не дышало бы святостью и высшим благочестием и что не возносило бы к Богу умы тех, кто ее приносит. В самом деле, он состоит из Собственных слов Господа, Апостольских Преданий и благочестивых наставлений Святых Понтификов. Глава 5: [Торжественные обряды Жертвы св. Мессы] (771, 1746) Такова природа человека, что она не может легко возвыситься до созерцания Божественной Реальности без внешней помощи. Именно поэтому Церковь , благочестивая мать, установила некоторые обряды в св. Мессе: слова, произносимые тихо [ХВ 784], слова более громкие. Она также ввела в обычай церемоний [ХВ 782] мистические благословения, освещение, каждение, одеяния и так далее, той же природы, что и обряды, полученные от авторитета и по преданию Апостолов. Тем самым, должным образом подчеркивается значение столь великой Жертвы и умы верных, с помощью этих видимых религиозных и благочестивых знаков, побуждаются к созерцанию невидимой Реальности, сокрытой в этой Жертве. Глава 6: [Святая Месса, где причащается только священник] (772, 1747) Святой Собор, конечно, желал бы, чтобы присутствующие на каждой св. Мессе верные причащались не только по духовному желанию, но также через принятие Таинства Евхаристии, чтобы получать в самом большом изобилии плоды этой Пресвятой Жертвы. Но, если это происходит не всегда, Собор не осуждает и не считает частными или незаконными [ХВ 783] св. Мессы, где сакраментально причащается только священник, но одобряет их и даже рекомендует. Эти св. Мессы также должны считаться истинно публичными, отчасти потому, что народ здесь причащается духовно, а отчасти потому, что их служит публичный служитель Церкви – служит не только для себя, но для всех верных, принадлежащих к Телу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В православных храмах ежедневно приносится бескровная жертва за всех за нас. Наши грехи принял на себя Сам Спаситель наш - Иисус Христос, освободив нас от рабства греху. Бог Сам Себя, ради нас, принес в жертву на кресте. И после этой, самой большой жертвы, другие немыслимы. Только одна жертва уместна, бескровная, та, что происходит в таинстве Евхаристии. А.С. : Но у евреев есть ведь синагоги. С.Г. : Синагоги не являются храмами, это - молитвенные собрания, все равно, как некие школы, в которых люди могут изучать Писание, молиться, но в них не совершается сакральных религиозных действий. Кстати, именно потому, что иудаизм не является религией, он не представлял большой угрозы для Царской России. Синагоги существовали в столице - Санкт-Петербурге, Кронштадте, Царском Селе, но это были не храмы, там не приносилась жертва. Между прочим, у мусульман тоже жертва приносится чисто символически - раз в году в праздник Байрам, но и там нет института жречества, муллы - это учителя закона. Так что и ислам по большому счету нельзя называть религией, во всяком случае, в русском понимании этого термина. Ислам, как и иудаизм, более собрание определенных правил, традиций, служащих сохранению рода, племени, народа. Это признают и сами мусульмане. Именно поэтому мусульман и иудеев не удается разделить на верующих и неверующих. Как их по вере отделить? Соблюдает человек традиции ислама, значит и верующий. У православных совсем по-другому: участвует человек в таинствах, причащается - значит верующий, не участвует - неверующий, это главный и единственный критерий. Жертвоприношения, как основа религиозной жизни, сохранились у язычников. И вот что интересно: святой праведный Иоанн Кронштадтский, не выступая против строительства синагог и мечетей, возмутился, когда в Санкт-Петербурге буддисты вознамерились строить свой храм. Казалось бы, безобидная религия, но Кронштадтский пастырь видел в этом предвестие несчастий России, он пророчествовал, что если построят в столице буддийский храм, скоро и столица погибнет. Своих последователей просил не допустить построения в Петербурге буддистской кумирни, именно из-за того, что там приносится жертва идолам. Кстати, буддийский храм открылся в Петрограде в 1915 году.

http://ruskline.ru/analitika/2002/03/20/...

апостола Павла и, елико мощно по силе нашей, исполняем, но сия жертва, о ней же глаголет, не враждает сего, но нам воспоминает и приводит нас, да вси плоти наши и души с телом и в теле Господа нашего Богу в жертву приносим, якоже уды с главой, без неяже бы неприятна, но гнушательна жертва была» 54 . Вообще говорить о замене таинственного причащения тела и крови Господней так называемым духовным причащением (соединение со Христом чрез веру и любовь) и жертвы Христовой – нашей внутренней жертвой – значит умалять заслуги Христовы, ослаблять силу установленного им на вечери таинства, которое должно служить воспоминанием Его смерти 55 . От этого, начиная от Христа, чрез все века Церковь строго заповедовала своим чадам вкушать в таинстве тело и кровь Господню; она всегда учила, что удаляющийся от сей тайны спастись не может. Аще не снесте плоти Сына человеческого, говорил Спаситель, и не пиете крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный. Плоть Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть питие 56 . «Иже церкви Божия и причастия с Христовых таин удаляют себя, – говорил св. Кирилл Александрийский , – врази Божии бывают и бесом други» 57 . В книге Матфея Правильника все не причащающиеся называются «еретиками» 58 . «Не можно есть христианину именоватися, – говорит препод. Иосиф Волоцкий , – аще не будет крещен, или не причащается Христовых таин» 59 . В книге «Златоуст» говорится: «Яко же бо тело без хлеба не может живо быти, тако и душа, аще не причащается, мертва есть» 60 . В книге о вере после слов Спасителя аще не снесте плоти Сына человеческаго читаем «Страшен ответ Христовых словес, и кто не ужаснется от вышереченного запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хощет» 61 . Но мы и не презираем сию заповедь, говорят беспоповцы, мы готовы были бы первые простирать свои руки для принятия тела Владычня, но мы не можем сделать этого, так как истинная жертва Христова не приносится во всем Мире. Святыми отцами, продолжают они, предсказано, что в последнее время антихрист истребит священство и истинную Христову жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010