Архив Пн Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Работа по воцерковлению казаков требует взвешенного подхода 21 февраля 2014 г. 12:53 Интервью председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла «НГ-Религии» . — Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях с войсковыми атаманами. Известно, что на троих в сентябре 2013 года Вы наложили 40-дневную епитимью, до сих пор продолжается конфликт с Валерием Налимовым из Центрального казачьего войска. — Когда гражданские лица вступают в должность высшего должностного лица региона или страны, они приносят присягу: обязуются соблюдать Конституцию России и законы, работать на благо народа и Отечества. И это — отнюдь не формальность. Но есть две категории граждан, которые приносят присягу еще и на кресте и Евангелии. Этот чин совершают кандидаты в священнослужители Русской Православной Церкви и казаки. В присутствии священника или епископа на Большом казачьем круге перед лицом своих товарищей казак говорит: «Я клянусь Всемогущим Богом, на животворящим кресте и Святом Евангелии, служить вере православной, Отечеству и казачеству». Если священнослужитель присягнул на кресте, Евангелии, любое непослушание или нарушение канонов Русской Православной Церкви может повлечь за собой епитимью. Церковнославянское значение слова «епитимья» — наказ, научение. Или можно сказать — деятельная форма покаяния. Такие же последствия могут быть и для казака, нарушившего присягу. А уж для атамана — в особенности, поскольку отвечает не только за себя, но и за все войско: кроме креста на нем еще и генеральский мундир. На двух войсковых атаманов — Терского войскового казачьего общества и Центрального — мною была наложена 40-дневная епитимья. По правилам на время несения епитимьи атаман уходит в отпуск — чтобы размышлять о том, что произошло в его жизни. Епитимья накладывается именно для исправления и вразумления. А после окончания молитвенного правила и поста атаман идет на исповедь к своему духовнику. Атаман Терского войска после исполнения епитимьи написал заявление об уходе — это был его выбор. А вот атаман Центрального казачьего войска мало того что не исполнил епитимью, но и продолжил раскол в войске. Я должен был реагировать на обращения казаков и возмутительное, неподобающее атаману казачьего войска поведение — как духовник, разъясняющий своему духовному сыну, что хорошо, а что плохо.

http://patriarchia.ru/db/text/3573481.ht...

Издревле было управление Войска и общее или главное, а не по одним станицам: были по сему и собрания всенародные, Войсковые. Спешу сказать, что сии-то собрания и суть вполне нынешние Круги, называемые Войсковые. В собрания Войсковые требовались, в роде депутатов, по нескольку человек из каждой станицы, с тем, чтоб были здесь представители всего Войска. Надлежало ли когда приносить Господу Богу всенародное молебствие, объявить, выслушать, исполнить Высочайшую грамоту от Царя, посланную о чем либо, напр. о наряде Войска, о милостях к Войску, о дарах от Царя и проч., или сделать общее совещание с главными в Войске лицами при каких либо особливых обстоятельствах нужд, опасностей, предприятий, распоряжений: Войсковой Атаман приказывал выносить на площадь священные хорунги того места, где было пребывание его и главного с ним начальства; сам выходил к собранно с своим знаменем и регалиями. Это было призывом всех казаков, находящихся в том месте на совет. Всякий казак должен был слышать, видеть, к чему их призвали. Таким образом сбиравшиеся со всех сторон Донцы (чины между ними были только временные, по ежегодным выборам) составляли из себя само собою – Круг. Главное начальство, находясь в средине собравшихся под священными своими знаменами, объявляло собранию о предметах, для которых собрание сделано, предлагало вопросы, или свои определения, решения. Общий отклик согласия решал дело; иначе начинались рассуждения, подавались мнения; словом, наш Войсковой Круг был тогда в некоторых случаях сущий Форум (Forum) Римский, судная площадь ,– с тою только разностию, по духу Донцов, что дела производились на нашей площади под священною сению св. Веры, а не под влиянием сговоров или витий, нередко подкупных. Круг в каждый Новый год, на случай выбора Атаманов и Есаулов Войсковых, как уже видели мы выше, был единожды навсегда определенный; Круги в другое время были, по указанно встречавшихся нужд и назначений, в каждый раз от начальства. Такие Круги производились и происходят у нас на открытом воздухе, потому, что в старину и вся наша жизнь на Дону была, можно сказать, под чистым небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Возмутились всем городом и пришли к воеводе на двор с копьями; воевода из хором уговаривал их астраханцам не верить и не мутиться. Воевода остался жив, но козаки требовали у него на смерть подполковника Илью Некрасова, воевода не выдал Некрасова; тогда на другой день они вломились с ружьем в воеводские хоромы, взяли Некрасова силою, отвели в приказ за караул, потом пытали и убили всем полком. И на Тереке, как в Астрахани, приступили немедленно к избранию начальных людей, взяли невольно посадского Василья Авдеева всем городом да козака Степана Тимофеева в атаманы и целовали крест быть заодно с астраханцами. Но на Тереке далеко не все думали одинаково: козаки и московские стрельцы были за бунт, но терские стрельцы, конные и пешие, с ними не тянули. В Астрахани получена была очень неудовлетворительная грамота от терских и гребенских атаманов и козаков: «Мы ради за веру Христову, и за брадобритие, и за табак, и за немецкое платье, мужеское и женское, и за отлучение церкви Божией стоять и умирать, но вы, все великое астраханское войско и все православное христианство, не прогневайтесь на нас за то, что войска к вам на помощь не послали, потому что, живым Богом клянемся, невозможно нам войска к вам прислать: сами вы знаете, что нас малое число и с Ордою со всею не в миру, чтобы по-прежнему от Орды жен и детей не потерять». Таким образом, астраханцы должны были отказаться от надежды получить помощь с Терека; напротив, один из тамошних заводчиков бунта, писарь Страхов, писал, чтоб астраханцы прислали войска на помощь людям, стоявшим за веру Христову, и брадобритие, и старое платье, мужеское и женское. Между тем воевода, вышедший с верными правительству людьми из города, возвратился туда с татарами и черкесами и усмирил бунтовщиков, некоторых казнил, заводчиков отослал в Москву. Красный и Черный Яр объявили себя за Астрахань. Астраханские посланцы, приехавши в Красный Яр, ударили в набат и, вынув сабли наголо, говорили красноярцам: «Если старшин не выберете, на нас не пеняйте».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Посланники объявили паше, что они не поедут на том корабле, на котором был повешен воровской мужик. Паша отвечал: «Здесь живут воры же, вольные люди, такие же, что на Дону козаки, взяли они воровских козаков и повесили на корабле не по моему приказу, самовольством, а корабль я вам дам другой». Наконец донские козаки – атаман Смага Чертенский с товарищами – прислали в Азов троих атаманов, которые и заключили перемирье с азовцами, после чего царские посланники отправились в Константинополь. В Константинополе ждал их почетный прием: великий визирь сказал им: «Вы у нас гости добрые, приходите к нам с делом добрым и любительным, и государь наш велел вам почесть воздавать свыше всех послов великих государей и ставит себе государя вашего великим и неложным другом и приятелем». Но козаки не замедлили помешать делу: визирь прислал сказать посланникам, что донские козаки приступали к Азову двенадцать дней, на Миюсе много кораблей погромили и теперь на семидесяти стругах идут под город Кафу: «И вы, посланники, велел сказать визирь, пришли к государю нашему не для доброго дела, с обманом». Посланники должны были запеть старую песню, что на Дону живут воры, беглые люди боярские, утекая из Московского государства от смертной казни, живут на Дону, переходя с места на место, разбойническим обычаем. Но визирев посланец возразил: «Вы говорите, что на Дону живут воры; а для чего же ваш государь теперь с вами прислал к ним денежное жалованье, сукна, серу, свинец и запасы? Визирь велел вам сказать: если донские козаки какое дурно на море или над Кафою учинят, то вам здесь добра не будет, можно вас здесь за вашу неправду казнить смертью. Пишите к козакам, чтоб они от своего воровства отстали». Посланники отвечали: «Присланы мы для общих больших добрых дел; когда мы будем у визиря и об этих больших делах переговорим, тогда и о донских козаках договоримся». Но скоро опять пришли другие вести: приходили морем во многих стругах донские козаки, города Трапезунт и Синоп взяли, выжгли, людей многих побили и в плен побрали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Чтобы грамоты были подействительнее для козаков, царь послал на Волгу деньги, сукна, запасы, вина: «И вы б, атаманы и козаки, видя к себе нашу царскую милость и призренье, нам, великому государю, служили и прямили и на изменников наших стояли: а мы, великий государь, учнем вас держать в нашем царском милостивом жалованье и в призренье свыше прежних царей российских». Наконец отправлены были две грамоты и к самому Заруцкому от царя и духовенства; царь обещал помилование в случае обращения; духовенство грозило проклятием в случае ослушания царской грамоте. Донские козаки писали к волжским своим собратиям о покое и тишине, но в очень неопределенных выражениях, вероятно, потому, что козаки имели о покое и тишине неясное понятие. «Великому и славному рыцарскому Волжскому, Терскому и Яицкому войску и всех рек пресловутых господам атаманам и козакам и всему великому войску. Прислал к нам самодержавный государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси свои царские грамоты и жалованное слово, и жалованье денежное, и селитру, и сукна, и запас и к вам на пресловутую реку послал тоже жалованье многое денежное и сукна, и селитру, и запас. И мы к вам, господа, послали его царские грамоты ко всему войску, и в Астрахань, и к Заруцкому, и ко всем чинам Российского царства и Московские области, чтоб господь Бог гнев свой отвратил и на милосердие преложил, чтоб покой и тишину вы восприяли и в соединении были душами и сердцами своими, и ему, государю, служили и прямили, а бездельникам не потакали; заднее забывайте, на переднее возвращайтесь, ожидайте, государи, будущих благ, а ведаете и сами святого Бога писание: тысячи лет, яко день един, а день един, яко тысячи лет. А мы, господа, к вам много писывали прежде о любви, да от вас к нам ни единой строки нет, мы и атаманов больших у вас не знаем; а вы, господа наши, на нас не дивитесь (не сердитесь)». Но почему же донцы думали, что волжские козаки будут на них дивиться? Любопытна также и надпись на грамоте: «Великие Российские державы и Московские области оберегателям, волжским, терским и яицким атаманам и молодцам и всему великому войску».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Государь послал в Ростокино дворян и дьяков переписать и разобрать козаков, сколько их пришло. Козаки к смотру не шли долго и едва дали себя переписывать, говоря, что они, атаманы, знают сами, сколько у кого в станице козаков. Они ставили по дорогам от Ростокина к Москве и по Троицкой дороге сторожи днем и ночью, посылали по всем дорогам подъезды и станицы, все проведывали про князя Лыкова с товарищи, а между тем прислали другое челобитье к государю, чтоб велел им дать торг, иначе они станут воевать и в загоны посылать: по государеву указу из Москвы к ним с торгом посылали, только бы в загон не ездили. Государь велел также перевести их из Ростокина к Донскому монастырю: отсюда они начали приезжать в Москву ратным обычаем и говорить, что будут московских людей грабить, а другие говорили: только их государь не пожалует, и они пойдут к Лисовскому в Северскую страну. Тогда послали к Лыкову и Бояшеву приказ, чтоб они тотчас же со всеми людьми шли под Москву проселочными дорогами, тайком и, пришедши под Москву, стали бы также, утаясь, где пригоже. Лыков и Бояшев наконец пришли, и государь велел взять из козацкого табору в Москву атаманов, есаулов и козаков, расспросить и сыскать: били челом бояре и дворяне и дети боярские, что они, козаки, поместья и вотчины их разорили; да били челом воеводы, князь Волконский и Чемесов, что козаки их били и грабили. Козаки были взяты к допросу, и в то же время из Москвы к Симонову монастырю двинулся окольничий Артемий Измайлов, велено ему было стать против козачьих таборов и послать сказать козакам, чтоб они не смели выходить из них никуда и стояли бы безо всякого опасенья, потому что он, Измайлов, прислан их оберегать; если же они станут подниматься со станов, то Измайлову и Лыкову велено идти на них, чтоб их под Москву не пустить. Но как скоро Измайлов пришел к Симонову монастырю и стал против козачьих таборов, то воры бросились бежать из-под Москвы Серпуховскою и другими дорогами; Измайлов и Лыков двинулись за ними, по дороге несколько раз побивали их отряды и настигли главную толпу в Малоярославском уезде на реке Луже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Много усилий пришлось употребить царским воеводам, прежде чем им удалось рассеять рать Стеньки Разина и самого его поймать, при содействии донских казаков. Пойманный и привезенный в Москву, Стенька Разин был казнен, после чего и народное волнение постепенно успокоилось. Последние годы царя Алексея Михайловича прошли в мирных заботах его о государстве. Богдан Хмельницкий и подданство Малороссии. При царе Алексее Михайловиче пределы русского государства значительно расширились посредством присоединения Малороссии к Москве. Малороссия давно уже, еще со времен перехода Юго-Западной Руси под власть Литвы, отделилась от русского государства. Малороссы чувствовали свое родство с московским государством, родным ему по происхождению, вере и обычаям. Только необходимость и сила заставляли их оставаться под владычеством Польши, к которой они перешли со времени соединения Литвы с Польшею. Но тяжело малороссам жилось под властью Польши. Больше всего они терпели за то, что твердо держались своей православной веры и русской народности. К половине XVII века гонения и преследования малороссов поляками за веру и народность настолько усилились, что малороссы принуждены были взяться за оружие для защиты своих человеческих прав. Произошло несколько народных восстаний под предводительством смелых и решительных атаманов (начальников). Но все эти восстания закончились неудачно для малороссов. Зачинщики и участники их были жестоко казнены поляками, после чего преследования православных малороссов еще более усилились. Весь народ малороссийский был враждебно настроен в отношении к Польше и только искал надежного руководителя, чтобы восстать поголовно против своих гонителей и мучителей. Таким народным вождем и явился Богдан Хмельницкий, бывший в то время казацким сотником. Богдан Хмельницкий с крепким умом и хорошим образованием соединял беззаветную любовь к родине, мужество и решительную, настойчивую волю. Благодаря всем этим качествам, Богдан Хмельницкий пользовался большим влиянием среди своих соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Закрыть 2. Почему победили красные? Потому что т.н. " Белое Движение " было фейком, пустышкой, представлявшим из себя конгломерат разрозненных разношёрстных антисоветских ЧВК, находившихся на балансе иностранных держав и не имевших никакой чёткой внятной политической программы, никакой позитивной повестки дня, кроме воинствующего антибольшевизма и обанкротившейся протухшей идеи " Учредиловки " . Кроме того, они глубоко презирали простой Русский народ, который именовали исключительно " чернью " , " быдлом " , " хамом " . Неудивительно, что простой народ в массе своей не пошёл за ними. Это, в свою очередь, привело к тому, что они, не имея широкой народной поддержки, во-первых, развязали жестокий кровавый белый террор на занятых ими территориях (режим Колчака в Сибири, белый Крым при Слащёве, террор казачьих атаманов), а во-вторых, призвали к себе на подмогу иностранных интервентов. Таким образом, каждый их последующий шаг лишь приближал их закономерный финальный крах. Красные победили, потому что больше в тех исторических обстоятельствах просто некому было побеждать, ибо при всей их жестокости, у них при этом имелась реальная программа действий и реальная позитивная повестка дальнейшего развития России, они смотрели в будущее. 1. Почему победили красные? Фрунзе,как полководец не состоялся,а вот при его Штабе были грамотные воен.спецы.Достаточно вспомнить Брусилова.Жлобу,Сорокина уничтожили Дроздовцы.Так же,как и отборных Кремлевских курсантов.ЧИСЛО решило в пользу красных,а не умение.В Советское время говорилось,что в Красной армии было 1.5 миллиона штыков(на тот момент).Сейчас есть расхождение-от трёх до восьми миллионов.Махно,давно уже известно был агентом Коминтерна.Подальновиднее,чем Котовский с Мироновым.Знал,что с огнём играет.Отборные Белые войска(Дроздовцы,Корниловцы,Марковцы) состояли на 90% из пленных красноармейцев.План Врангеля не был просчитан Фрунзе,этот план сдали сидевшие в Ставке у Врангеля предатели.Весь Смутный период-это период иудина греха. Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/pochem...

Архив Пн Резолюция форума «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края» 15 сентября 2014 г. 15:40 6-7 сентября 2014 года в Ставрополе состоялся форум «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края» , организованный Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством , Постоянной профильной комиссией по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета при Президенте РФ по делам казачества, правительством Ставропольского края и Ставропольской епархией . По итогам форума была принята резолюция. В городе Ставрополе 6-7 сентября 2014 года на базе Ставропольского государственного аграрного университета состоялся форум «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края». Возглавил работу конференции председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . В работе конференции приняли участие представители органов федеральной государственной власти Российской Федерации, духовенства, казачьих обществ, органов власти субъектов Российской Федерации, пресс-служб и отделов по взаимодействию с казачеством епархий Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, атаманы реестровых казачьих обществ, заместители атаманов по взаимодействию с Русской Православной Церковью, представители региональных, православных, «казачьих» СМИ, научно-преподавательского сообщества, студенты, руководители и педагоги образовательных организаций всех типов и видов, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества, деятели науки и культуры Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области, г. Москвы. Основные задачи состоявшегося мероприятия заключались в сохранении и развитии духовно-нравственных, культурно-исторических традиций российского казачества, выработке подходов и единой стратегии в сфере духовно-нравственного развития казачества, укреплении и развитии межрегиональных связей; разработке и обсуждению методик, программ, концепций, рекомендаций, способствующих духовно-нравственному развитию; обмене практическим опытом в вопросах духовно-нравственного развития казачества, становления экономической основы казачьих обществ, государственной службы и социального служения казаков.

http://patriarchia.ru/db/text/3742665.ht...

210 Село Борушковцы – под именем села Борисковец Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных воеводства Волынского Криштофа Щуки и Станислава Янковского Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Борисковцы, как владение князя Януша Острожского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 290). Ещё – под именем села Борушкович – оно упоминается в акте от 1619 года 15 мая в присяжном показании атаманов (в том числе и атамана «Тишко з Борушкович) из имений жены Волынского воеводы князя Острожского Анны «з Шътемберъку» об опустошении татарами Полонской и Остропольской её волостей (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 413). 211 Село Булдычев упоминается в акте от 1585 года 15 октября в донесении (в Житом. замок) земского возного воеводства Киевского Ждана Семёновича Щениевского о вводе, данном им княгине Сусанне Острожской, жене Волынского воеводы князя Януша Константиновича Острожского, во владение имениями, подаренными ей её тестем Киевским воеводою князем Константином Константиновичем Острожским, а именно: в города Чуднов и Пяток и в 45 принадлежащих к Чуднову сёл, в числе коих упоминается и село Булдычев (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 249) 212 Село Белецк – под именем села Билецкой Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Белецкая, как владение князя Януша Острожского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 290). Ещё оно – под именем села Биличек – упоминается в акте от 1654 года 1 августа в письме пана Андрея Мясковского – стольника Галицкого и начальника отряда польских войск против Хмельницкого, писанном польскому королю Яну Казимиру в обозе под Биличками (Памятники, т. 2 от. 3, стр. 93). 213 Село Вишнополь – под именем села Вышнее-Поле Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 октября в донесении возных воеводства Волынского Криштофа Щуки и Станислава Янковского Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Вышнее-Поле, как владение князя Януша Острожского – каштеляна Краковского (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010