– Вся деревня занималась разбоем, а захотели на какого-то атамана свалить. Нет уж, не выйдет. Настену в Атамановку судьба занесла с верхней Ангары. В голодном тридцать третьем году, похоронив в родной деревне близ Иркутска мать и спасаясь от смерти сама, шестнадцатилетняя Настена собрала свою малую, на восьмом году, сестренку Катьку и стала спускаться с ней вниз по реке, где, по слухам, люди бедствовали меньше. Отца у них убили еще раньше, в первый смутный колхозный год, и убили, говорят, случайно, целя в другого, а кто целил – не нашли. Так девчонки остались одни. Все лето Настена и Катька шли от деревни к деревне, где подрабатывая на ужин, где обходясь подаянием, которое давали ради маленькой и хорошенькой Катьки. Без нее Настена, наверно, пропала бы. Сама она походила на тень: длинная, тощая, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице. Только Катька, для которой Настена осталась вместо матери, заставляла ее шевелиться, предлагать себя в работницы, просить кусок хлеба. К осени сестры кое-как добрались до деревни Рютина, где, Настена помнила, жила тетка по отцу. Та поворчала, поворчала, но девчонок приняла. Настена, отдышавшись, пошла в колхоз, Катьку отправила в школу. К этому времени стало полегче: принесли свое огороды, поспели хлеба. Голод, когда есть чем лечить его, лечить нетрудно, и уже к зиме Настена мало-помалу взялась поправляться. А на следующий год ухнул такой урожай, что не отъесться было бы стыдно. Постепенно у Настены разгладились ранние морщины на лице, налилось тело, на щеках заиграл румянец, осмелели глаза. Из недавнего чучела вышла невеста хоть куда. Там, в Рютиной, и встретил ее спустя два года Андрей Гуськов, чужой, но расторопный и бравый парень, сплавлявший на плотах горючее, которое брали в цистернах неподалеку от этой деревни. Сговорились они быстро: Настену подстегнуло еще и то, что надоело ей жить у тетки в работницах, гнуть спину на чужую семью. Доставив в МТС бочки с горючим, Андрей тут же, не мешкая, прикатил на пароходе обратно и увез Настену в свою Атамановку.

http://azbyka.ru/fiction/zhivi-i-pomni/

Сотрудники полиции эвакуировали пациентов из Атамановского Дома-интерната для престарелых и инвалидов 10 мая. ПРАВМИР. Из-за пала сухой травы в Зейском район Амурской области семь жилых домов пострадали от пожара. В окрестностях села Заречная Слобода Зейского района Амурской области загорелась сухая трава, сообщает ГУ МЧС по региону. В результате порывов ветра до 10 метров в секунду пал перешел на два жилых дома по улицам Лесная и Набережная, а также на базу приема металла. По предварительным данным , от огня пострадали семь жилых домов. Данных о пострадавших пока нет. Существует угроза дальнейшего распространения огня на жилые дома, тушение пожара осложняет сильный порывистый ветер. Население, находящееся в опасной зоне, эвакуировано, 50 человек вывезено в безопасное место. Всего в селе Заречная Слобода 234 дома, в которых проживает 776 человек. Как сообщает пресс-служба УМВД России по Амурской области, в селе работает весь личный состав местного отдела полиции. Полицейские были подняты по тревоге и помогают в ликвидации пожара. В частности, стражи правопорядка оцепили район, где бушует огонь, перекрыли дорогу Зея — поселок Поляковский для обеспечения безопасного дорожного движения, обеспечили беспрепятственный проезд спецтранспорта, они помогают в непосредственном тушении огня. Ранее сотрудники полиции эвакуировали пациентов из Атамановского Дома-интерната для престарелых и инвалидов, который находится в зоне возможного распространения огня и доставили их в соседний населенный пункт. Всего эвакуирован 21 человек. Пожар действует в 8 километрах от села Танха, его площадь составляет 50 га, дом-интернат для престарелых находится в опасной зоне. Всех пациентов доставили в соседний населенный пункт, говорится в сообщении ГУ МВД по Амурской области. Для оказания помощи наземной группировке по тушению пожара в селе Заречная Слобода Амурской области в район происшествия направлен самолет-амфибия Бе-200ЧС Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России. С огнем борются пожарные караулы 10-й и 55-й пожарных частей Зеи, пожарной части поселка Тыгда Магдачинского района, группа оперативного реагирования поселка Алгач, спасатели поисково-спасательной группы Зеи, специалисты лесхоза, местное население и силы и средства предприятий. Ведется тушение огня и защита близлежащих жилых домов и построек от перехода пламени.

http://pravmir.ru/lesnoy-pozhar-perekinu...

Да, если того требовала ситуация, принимались строгие меры. На двух войсковых атаманов, по разным основаниям, в сентябре 2013 года мной были наложены 40-дневные епитимьи, причем, это было сделано публично. Один атаман принял ее со смирением, другой атаман такую епитимью не принял. Тогда при поддержке Комитета спорные моменты были урегулированы, эмоции постепенно стихли, недоразумения остались в прошлом. Сегодня эти войсковые казачьи общества возглавляют другие атаманы. Ежедневно я молюсь за здравие и мудрость своей паствы, — ближе, чем казачество и паства Ставропольской и Невинномысской епархии, у меня никого нет. — В чем именно произошли изменения к лучшему? — Синодальный комитет ежегодно проводит мониторинг религиозной ситуации в войсковых казачьих обществах, который мы направляем Его Святейшеству. Для получения более полной картины духовного окормления казаков в 2017 году эту работу мы синхронизировали с Советом при Президенте России по делам казачества по делам казачества. Ключевую роль в качественном изменении ситуации сыграла большая работа Синодального комитета по повышению квалификации казачьего духовенства, атаманов и казаков, включая совместную организацию с Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. Кирилла и Мефодия курсов повышения квалификации (проект реализуется три последних года), а также выступления с докладами на информационно-методических мероприятиях и видеосовещаниях, регулярные разъяснения и общение сотрудников Комитета с представителями проблемных ВКО и епархиальных профильных отделов. Священники становятся более подготовленными к ведению административной, просветительской, миссионерской, проектной деятельности, более внимательными в работе с документами, отчетами разных видов, в написании докладов, а также новостей для интернет-страниц епархиальных отделов, интернет-сайтов епархий, Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Согласно полученным поквартальным данным из крупных казачьих обществ в 2016-2017 годах, отмечается большое число участников богослужений в престольные, двунадесятые праздники, во время общих молебнов и крестных ходов. Мы видим, что постепенно растет количество венчаний, количество казачьих семей, еженедельно участвующих в богослужении и таинствах Святой Церкви. Скажем, в IV квартале 2017 года в Астраханской епархии 650 казаков посетили храмы, из них 85 посещают богослужения систематически, 37 вместе с семьей. В Калачевской епархии из 470 казаков, посетивших храмы, 96 посещают богослужения систематически, 73 — вместе с семьей. В Урюпинской епархии из 355 посетивших храм 189 посещают богослужения систематически, 97 вместе с семьей, это более половины постоянных прихожан. В других епархиях также наблюдается положительная динамика.

http://patriarchia.ru/db/text/5186963.ht...

194 Из них он посылал отряд в Темниковские и Алатырские места 195 и подъезды – проведывать калмыков. Татары более всего удерживали его власть в Астрахани. 196 Собственно астраханцев было тысячи три, и они были мало расположены к нему; но у Заруцкого было до тысячи воровских казаков, кроме татар, стоявших под городом ордою; с этими средствами он принуждал повиноваться астраханцев. Перед зимним Николиным днем Заруцкий, постоянно находившийся в Каменном городе, послал на посад казака Тимофея Чулкова с грамотою и велел всяких чинов людям прикладывать руки, но никому не дозволил посмотреть в грамоту; астраханские попы и дьяконы подписывались, а за ними прикладывали руки безграмотные миряне ; и никто не знал, к чему пристают они все. Тех, которые противились или после показывали свое нерасположение к Заруцкому, хватали ночью, мучили огнем и бросали в воду. Каждый день кого-нибудь казнили; кровь лилась. Зато каждый день Марина думала о возможности внезапного восстания. Она не велела звонить рано к заутрене, как будто для того, что ее сын полошится от звона. Это у ней делалось оттого, как пояснил один из убежавших астраханцев, что она боялась «приходу». 197 Заруцкий отправил посольство к шаху 198 и отдавал Персии в подданство Астрахань: этим он думал втянуть Персию с Московским государством в войну. Посланы были «прелестные» письма к волжским казакам и к донским. Донские решились оставаться в верности избранному по желанию казаков наравне с земскими людьми московскому царю, но между волжскими, состоявшими из сброда разных беглецов, живших станицами по берегам Волги ниже истребленного тогда Саратова и по волжским притокам, произошло разделение: люди молодые увлеклись «прелестию» и готовились весною идти вверх по Волге до Самары. «Нам, – говорили они, – куда ни идти, лишь бы где было зипуны наживать». Двое волжских атаманов, Неупокой Карга и Караулко, находились в Астрахани у Заруцкого и оттуда волновали своих собратий на Волге. Но были из волжских атаманов и такие, что не хотели идти с Заруцким, но обманывали его: надеялись выманить у вора жалованье и дожидались прихода персидских судов, которые должны были, как распространяли пособники Заруцкого, прийти на помощь для принятия Астрахани под руку персидского шаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Из Астрахани Галушка вместе со всеми пришёл в Царицын и вот теперь явился в родной Саратов. Беря города, Разин устанавливал в них порядки по казацкому образцу. Горожане делились на сотни. Каждая сотня избирала себе атамана. Таких атаманов — старших над сотнями — называли сотниками. В Саратове тоже стали избирать своих атаманов. Собрались на выборы и жители той части города, в которой родился Галушка. Да и сам Галушка пришёл на выборы. Любопытно ему посмотреть. Когда дело подошло к тому, кого называть в атаманы, как-то поначалу смутились люди. Никогда ещё не избирали они себе начальников. Смотрят жители один на другого, кого бы в начальники крикнуть. И вот тут-то Галушка чихнул. Чихнул и тем обратил на себя внимание. И сразу все закричали: – Галушку, Галушку давай в атаманы! Нужно сказать, что любили Галушку саратовцы. Был он смелым не только в бою. По натуре был он прямым и честным. Понял Галушка, если изберут его атаманом — значит, конец похода. Надо будет остаться в городе, бросить своих товарищей. – Братцы, увольте! — кричит Галушка. — Братцы, давай другого! Я и так уже избран десятником. Однако не слушают люди разинца. – Галушку давай, Галушку! Он отличился при Чёрном Яре. Он на астраханские стены лазил. Сам Степан Тимофеевич его приметил. Давай Галушку! Пусть старшим над нами будет. Проголосовали саратовцы. Избрали Галушку саратовским сотником. Бросился бедняга сразу же к Разину. Обо всём рассказал. Рассказал и просит: – Уволь, отец атаман! Христом Богом прошу — уволь. Как же я брошу своих товарищей? – Не могу, — отвечает Разин. — Не я же тебя избирал. Люди тебя назвали. Как же я против воли людской пойду? – Так я же, отец атаман, за правду, за волю желаю биться. Я ж у тебя в десятниках. Посмотрел на Галушку Разин: – За правду и волю не только пищалью бьются. Нужны атаманы на поле боя. Нужны атаманы и в жизни мирной. Избран народом — служи народу. Да вот что: ступай спасибо скажи саратовцам. Кто помогает Недолго пробыл в Саратове Разин. Установил здесь порядки вольные. Дальше — на Самару пошёл походом.

http://azbyka.ru/fiction/groznyj-vsadnik...

3.1.5. Обобщать результаты деятельности, разрабатывать рекомендации и методические материалы по распространению положительного опыта деятельности, направлять их в Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. 3.1.6. Взаимодействовать со средствами массовой информацией с целью освещения положительного опыта работы. 3.1.7. Оперативно обеспечивать Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством информацией о проведенных мероприятиях (фото- и видеоматериалы). 3.1.8. Оказывать содействие Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством в осуществлении его уставной деятельности на территории войскового казачьего общества. 3.1.9. Предоставлять Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством один раз в полгода план работы и отчет о проделанной работе. 3.2.      Войсковой казачий священник имеет право: 3.2.1.      По согласованию с епархиальным архиереем епархии по месту соответствующего войскового казачьего общества утверждать штатное расписание своих сотрудников, определять количество заместителей; войсковой казачий священник руководит подведомственным ему штатом сотрудников, ходатайствует перед епархиальными архиереями соответствующих епархий о назначении (освобождении от должности) своих сотрудников. 3.2.2. Ходатайствовать перед епархиальным архиереем соответствующих епархий о назначении (отзыве) духовников казачьих обществ по согласованию с атаманами казачьих обществ. 3.2.3. Организовывать деятельность священников, окормляющих казачьи общества на территории других епархий, по благословению епархиальных архиереев этих епархий, по согласованию и от имени Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. 4. Права и обязанности войскового казачьего священника в Совете атаманов и на Круге 4.1.1. Начать и завершить Круг молитвой согласно Чинопоследованию. 4.1.2.      Давать предложения о внесении изменений и дополнений в решения атаманов или Круга, если они противоречат православному вероучению и нормам православной нравственности. 4.1.3.      В случае принятия на Круге вопросов, противоречащих Закону Божию, Уставу и морали, остановить Круг, напомнить атаману или любому выступающему о христианских нормах морали. Если его замечания не принимаются, имеет право покинуть Круг, в таком случае Круг становится нелегитимным, а принятые после оставления войсковым казачьим священником решения не имеют силы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское). Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел. Численность казачьего населения и казаков, находившихся на военной службе в 1916 Казачье войско/Население/На военной службе (в тыс. человек) Итого: население - ок. 4434, на воинской службе - ок. 285,4 Все казачьи войска и области, населённые казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск, а с 1910 — Казачьему отделу Главного штаба Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 являлся наследник престола. Во главе каждого войска стоял «наказный» (назначенный) атаман, а при нём войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или окружных атаманов (в Донском и Амурском войсках). Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах. Мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет (по уставу 1875 для Донского войска, распространённому позже на др. войска), в том числе 3 года в «приготовительном» разряде, 12 лет в «строевом» (4 года на действительной службе (1-я очередь) и 8 лет на «льготе» (2-я и 3-я очереди) с периодическими лагерными сборами) и 5 лет в запасе. В 1909 срок службы был сокращён до 18 лет за счёт сокращения «приготовительного» разряда до 1 года.На военную службу казак обязан был являться со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Накануне 1-й мировой войны 1914 - 1918 казачество в мирное время выставляло 54 конных полка, 23 батареи, 6 пластунских батальонов, 11 отдельных сотен, 4 отдельных дивизиона и императорский конвой (всего 68,5 тыс. чел.). Во время войны (к 1917 ) было выставлено 164 конных полка, 54 батареи, 30 пластунских батальонов, 179 отдельных сотен, 78 полусотен, 9 конных и пеших дивизионов, 63 запасные сотни и 3,5 запасных батарей, императорский конвой (всего свыше 200 тыс. чел.).

http://drevo-info.ru/articles/1689.html

Архив Пн Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании Совета атаманов Всероссийского казачьего общества 24 января 2023 г. 12:44 20 января 2023 года в штабе Всероссийского казачьего общества (ВсКО) атаман ВсКО Николай Долуда провел в режиме видео-конференц-связи первое в этом году рабочее совещание. В нем приняли участие атаманы 12 войсковых и двух окружных казачьих обществ, духовно окормляющие их войсковые священники, а также ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством , духовник ВсКО иерей Тимофей Чайкин. Участники обсудили задачи на текущий год. Среди главных тем — участие казаков в специальной военной операции, организация центров боевого слаживания, обучение начальников войсковых штабов, содействие качеству освоения казачьего образовательного компонента, усиление духовного окормления казаков, увековечение памяти казаков, погибших на Донбассе, вовлечение молодежи в единую систему работы. В ходе совещания атаман ВсКО поднял вопрос об усилении духовного окормления священниками казаков в зоне боевых действий: «Сегодня нет в отрядах замполитов. Их функции, по сути, выполняют священники. Перед боем казаки хотят исповедаться, причаститься. Важно поговорить с ними, найти душевные слова и проявить сострадание. Нельзя оставлять бойцов наедине с самими собой», — отметил Николай Долуда. Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин рассказал о всесторонней работе духовных наставников в казачьих школах, кадетских корпусах, о священниках, которые готовы по доброй воле поддержать казаков в зоне боевых действий в их ратном служении. Говоря о служении священников на линии соприкосновения, отец Тимофей отметил, что сейчас этот вопрос находится на особом контроле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Высшего Церковного Совета . «Мы сейчас подробно прорабатываем этот вопрос с митрополиями и епархиями, в которых у нас располагаются казачьи войска. У нас идет эта работа в ускоренном режиме. Сегодня в нескольких БАРСах (Боевые армейские резервы страны — Ред. ) есть священнослужители. Буквально за последнюю неделю проработан вопрос о направлении тех священников, которые поедут в Кубанские БАРСы, Волжский», — отметил отец Тимофей.

http://patriarchia.ru/db/text/5999117.ht...

Запоздало царь упрекал в лишней суровости и даже сажал в тюрьму воевод и атаманов, в жестоких боях вырубивших, пострелявших и перетопивших в реках изрядное число злодеев. Не администрация и даже не русские были главной целью нападений тех, кого замечательный русский историк XVII в. Андрей Лызлов обобщенно именовал " скифами " . Причины для недовольства могли быть различными, однако кочевники (прежде всего скотоводы, но также охотники и рыболовы) проявили свою общность против земледельцев. Документы отлично фиксируют эту особенность: резне подвергались в равной мере русские и инородческие села и деревни, прилежащие земледелию и вообще оседлому способу хозяйствования. Принявшим более прогрессивные формы жизни и производства сородичам, которые предпочли мирную работу под защитой российских законов, " скифы " мстили особенно жестоко. Указы царей, отчеты воевод и атаманов о боевых действиях весь XVII в. повествуют о попытках племенной знати кочевников возвратить в свою власть, а то и просто в рабство осевших на землю инородцев без особого различия языков и веры. На царя и патриарха кровавые события 1678—1679 гг. произвели одинаково тягостное впечатление, однако выводы Федора Алексеевича и Иоакима различались. Государь счел, что интересы расширяющейся на Восток державы требуют поставить всю эту племенную знать на службу, интегрировав ее в составе единого господствующего служилого сословия и тем самым превратив " скифов " в законопослушных мирных подданных много» национальной империи. Патриарх до конца дней своих ненавидел и проклинал смущавших покой государства внутренних нехристей гораздо более, чем внешних неприятелей России. Требуя уничтожить всякое инаковерие на просторах страны, Иоаким фактически выражал недовольство тем, что милое его сердцу Русское православное царство расширилось до пределов великой Российской державы и продолжало раздвигать свои границы, включая в них все новые страны и народы. Как государь не считал для себя зазорным договариваться о мире с турецким султаном, так патриарх по просьбе Федора Алексеевича обращался в декабре 1678 г. к стамбульскому муфтию, признавая в нем законного духовного главу мусульман, дабы совместно остановить имперские устремления двух держав. " Надеемся, — писал Иоаким, — что вы, первый и начальнейший блюститель мусульманского закона, на показание своей духовности, о покое и тишине всенародной большой подвиг свой и учение предложите, и всяким образом хитростно военное расширение удержите, и плод в том правды пред Господа Бога в дар принести похочете, и народам своим милость и покой ходатайством у султанова величества упросите, и рати... пресечете .

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

Из участников войны 1812 года, к которым обращался с просьбой о пожертвовании на созидание храма о. Макарий, первыми являются храбрые сыны Дона, игравшие столь важную роль в отечественней войне. О. Макарий вступил в переписку с тогдашним Наказаным Атаманом Войска Донского, Генерал-Лейтенантом Алексеем Иловайским в первый год построения нынешнего соборного храма, то есть, в 1823 году. В монастырском архиве сохранилось особое дело, составившейся из этой переписки о. Макария и отношений Наказных Атаманов, с препровождением к нему денег, собранных при их содействии от всех чинов воинства Донского; дело это составляют шесть отношений за подписью Наказного Атамана, Генерал-Лейтенанта Алексея Иловайского 1-го: 1) От 17 июня 1823 года с препровождением 435 руб. 3 коп. ассигн.; 2) От 31 августа 1823 года с 1615 руб. 60 ½ коп. ассигн.; 3) От 26 ноября 1823 года с 1017 руб. 80 коп. ассигн.; 4) От 24 января 1824 года с 352 руб.; 5) От 8 мая 1824 г. с 55 руб. ассигн.; 6) От 19 января 1826 г. с 122 руб. ассигн. и два отношения за подписью Наказного Атамана Ивана Андрианова: 7) От 7 января 1827 года с препровождением 160 руб. ассигн., 61 руб. сер. и 2-х голландских червонцев, и 8) От 22 марта 1827 года с 100 руб. 45 коп. серебром. В том же деле сохранились и два благодарственных письма, которые писал о. Макарий к Иловайскому по получении пожертвований; первое письмо оканчивается так: «Нося по сие время язвы нанесенные в 1812 году, мы не можем без помощи верующих свершить обета нашего при всём сильном стремлении увековечить следы прошедшей славы и доблести сынов России, искупивших ценой крови теперешнее бытие наше. Возвысьте и паки, Ваше высокопревосходительство, глас моления нашего к сынам знаменитого Дона! Да вспомянут храбрые те печальные дни осиротевшей обители нашей, когда громы вражьих ополчений разрушали дом Бога Вышнего и место святыни Его, и обозря ряды беспрерывных трудов своих и славы, утешатся наконец мыслью, что мерой их усердия к Святыне, на развалинах и пепле созиждется священный памятник, во свидетельство позднейшему потомству сыновней преданности Дона к Отечеству и любви к славе его.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010