Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1661-77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений. Поначалу, в 1620-е годы на месте, где возвысил свои пять глав величественный Троицкий собор, стояла деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Но церковка совсем не соответствовала статусу этой Волжской обители, и поэтому через несколько лет церковные власти решили воздвигнуть большой храм. Новый соборный храм, освящённый во имя Святой Троицы, являлся смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. Он строился в 1651-58 годах. Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года - митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведение каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных - ярмарочных - доходов). Но у Никона, выходца из Нижегородской земли, было сугубо личное отношение к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности. Архитектурное решение Троицкого собора подтверждает его соотнесённость с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Никоном, - строить " по старине " , шатровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца иметь перед мысленным взором Успенский собор Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руководил возведением каменных храмов обители " подмастерье каменных дел " Максим Апсин, родом москвич. Заказчики соборного храма проявили известную амбициозность: для своего времени собор очень велик. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато - даже в XIX веке, монастырям приходилось расставаться с одним-двумя ярусами своих колоколен, если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но всё-таки на аршин больше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=05366

Гороховец. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор перестроен в камне в конце 17 века вместо прежнего деревянного. Освящен в 1700 г. Храмоздатель - " гостинной сотни торговый человек " Семен Ершов (в сохранившемся до настоящего времени доме Семена Ершова сейчас Гороховецкий музей). Внешне каменный храм около двух веков почти не менялся  " Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени " . В храме было два престола - Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный Макария Желтоводского (пристроен в 1864 г в память об одноименном приделе существовавшем еще при деревянном соборе). Особым почитанием прихожан пользовались: старинная икона Смоленской Божией Матери; древние напрестольные кресты (один - с изображением Макария Желтоводского и муч.Параскевы приложен в 1653 г. Гр.И.Кувалдиным, второй - крест с частицами Св. мощей с надписью " В сем святом кресте Господнем различные чудесоточныя Святых Божиих мощи, их же имена на местех противу частей коегождо начертаны, в Богоспасаемый град Гороховец в св. соборную церковь Благовещения Пресв. Богородицы положишася в царствующем граде Москве от Спасительного во плоти Смотрения Господня 1704 лета " ); сосуды серебряные, приложенные С.Ершовым в 1685 г.; сосуды серебряные позолоченные с финифтью, приложенные в 1732 г посадским человеком А.И.Холкиным; серебряный ковчег, приложенный Авдотием Ширяевым в 1710 г; чара серебряная вызолоченная в виде виноградной кисти, приложенная также Ширяевым; ковш серебряный с надписями. Соборная Благовещенская церковь вместе с теплой Предтеченской , шатровой колокольней и часовней составляли единый комплекс. К Благовещенскому собору как к главному храму города были приписаны некоторые местные церкви: Сретенская церковь упраздненного женского монастыря (с 1870 г), кладбищенская деревянная Всехсвятская церковь Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.

http://sobory.ru/article/?object=00858

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ РЕШЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кинешемской епархии Ивановской митрополии), находится в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл. Первоначально мужской. XVII в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Основан, вероятно, в нач. XVII в. по инициативе жителей слободы Решма (впервые упом. в 1593-1594), входившей в состав дворцовой Юмахонской вол. Суздальского у. В 1608 г. мн. районы В. Волги охватило восстание против самозванца Лжедмитрия II . В слободе Решма выступление восставших возглавил крестьянин Григорий Лапша. На подавление восстания Лжедмитрий II направил лучшего полководца - полковника А. Ю. Лисовского. Летом 1609 г. здесь произошли 2 битвы, в ходе к-рых войска Лисовского пытались переправиться через Волгу. Впервые это произошло у Юрьевца, возле о-ва Мамшина, 2-й раз - 28 июня 1609 г. у безымянного острова ниже слободы Решмы. Войска Лисовского были разбиты местными ополченцами. В Житии прп. Макария Желтоводского и Унженского сказано, что «решемстии жители» перед сражениями дали обет - в случае победы построить монастырь во имя преподобного (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 216, 218). После 1609 г. на устье р. Нёмды напротив Юрьевца и в слободе Решме был основан монастырь. Вероятно, закладка обители у зап. окраины слободы произошла уже в 1609 г., а 1-й храм построили в 1612-1615 гг. В сооружении монастыря участвовало все население дворцовой Юмахонской вол. М. Р. м. относился к т. н. мирским монастырям, создававшимся и содержавшимся волостными общинами; он никогда не имел своих крестьян ( Павлов-Сильванский. 1988. С. 205-206). Весной 1612 г. через Решму, по дороге от Юрьевца к Кинешме, прошло ополчение К. Минина и Д. М. Пожарского. С сер. XIX в. некоторые историки ошибочно называли основателем М. Р. м. прп. Макария Желтоводского и Унженского.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Нижний Новгород. Собор Происхождения Честных Древ Креста Господня (Спасский Староярмарочный). Собор. Действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня , Александра Невского , Макария Желтоводского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1818 и 1822. Колокольня заменена новой в 1906 г. по проекту П.П. Малиновского и Е.М. Мичурина. Архитектор:О. Монферран (проект), Р.Я. Килевейн (перестройка и ремонт в 1888 г.) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Ярмарочный пр-д, д. 10 Координаты: 56.331413, 43.953951 Проезд:остановки " ул. Бетанкура " (т7,т20,т49 маршруты маршрутного такси) и " ул. Должанская " (10,25 маршруты троллейбуса; 7,9,41,52,57,66,69 маршруты автобуса; т7,т9,т18,т20,т44,т49,т66,т67,т113,т138 маршруты маршрутного такси) Изменить описание объекта На территории собора находятся: Крестильный храм Часовня-усыпальница Часовня Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор. Построен в 1822 году по проекту А.А.Бетанкура. Не случайно удивительное сходство ярмарочного храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге: фасады храмов разрабатывал один человек - Огюст Р. Монферран. К сожалению, в интерьере собора не сохранились росписи академика А.В.Ступина. Спасо-Преображенский собор - единственное сооружение из первых ярмарочных построек, сохранившееся до наших дней. После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали место для нее на левом низком берегу реки Оки. От первоначальной архитектуры ярмарки до наших дней сохранился, пожалуй, только Спасский старо-ярмарочный собор 1822 г. А. А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля и привлек к работе Огюста Монферрана. В дальнейшем Бетанкур перенес предполагаемую территорию торга ближе к Канавинской слободе и указал подсыпать ее низины песком еще на 6-8 метров, что замедлило строительство и увеличило стоимость работ. Подобный перенос был сделан из-за угрозы паводков.

http://sobory.ru/article/?object=00895

В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной пустыни игумения Феврония (Маратканова), настоятельница монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Калининграда игумения Елисавета (Кольцова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в дер. Быдреевке игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря Симбирской епархии игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря г. Ворсмы монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница Нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко). На богослужении присутствовали исполняющий обязанности министра образования Нижегородской области Сергей Наумов, глава администрации Дивеевского района Дмитрий Дрейбанд, мэр г. Арзамаса Михаил Мухин, председатель Городской думы г. Арзамаса Игорь Плотичкин, президент благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены Анастасия Оситис, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, заместитель директора РФЯЦ-НИИЭФ Юрий Якимов, народный артист РФ Андрис Лиепа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5132036...

В храме вместе с многочисленными прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Покровского монастыря в селе Лукино Богородского района игумения Гавриила (Суханова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого Скорбященского монастыря инокиня Филарета (Андрейко) и сестры обителей. На богослужении также присутствовали воспитанники дружины имени святого праведного воина Феодора Ушакова, которая 15 лет действует при Владимирском приходе, учащиеся кадетского класса гимназии 2, директора православных гимназий Нижнего Новгорода. За Литургией были вознесены молитвы о упокоении душ погибших в результате авиакатастрофы, произошедшей 5 мая в московском аэропорту Шереметьево. По окончании богослужения владыка Александр поздравил всех присутствующих со Светлой Пасхой и днем великого освящения храма: «Весь мир, видимый и невидимый, земной и небесный, продолжают во всей вселенной отмечать Пасху Божию, спасительную. В разных странах, на разных языках и человеческих наречиях звучит всерадостное " Христос Воскресе " ! И сегодня в эти святые, радостные дни светлой Пасхи совершается еще одно радостное событие: храм, построенный благоговейными жителями Нижнего Новгорода, и в советское время порушенный, уничиженный, вновь восстал в своей первозданной красоте. Сегодня мы совершили чин великого освящения этого дома Божиего. И сегодня к тем десяткам храмам, которые есть в сем граде, прибавилась через освящение еще одна церковь, посвященная Владимирской иконе Царицы Небесной. За этим храмом стоят многие труды и усилия архипастыря, сплоченность прихожан, благотворителей и строителей в желании видеть этот храм благоукрашенным».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5432855...

А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

ГЛАВА ПЯТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Московские соборы 1666 и 1667 годов. – Соловецкое возмущение. – Козацкие движения на восточной украйне и причины их. – Воровство на Волге. – Городок Рига. – Возмущение Васьки Уса в воронежских и тульских местах. – Стенька Разин. – Его воровство на Волге. – Разин в Яицком городке. – Его морской поход. – Стенька в Астрахани с повинною. – Впечатление, им здесь произведенное. – Стенька бушует в Царицыне. – Вызов его воеводам. – Разин на Дону. – Его вторичный поход на Волгу. – Взятие Царицына. – Разбитие московских стрельцов. – Измена стрельцов астраханских. – Взятие Астрахани и кровавые следствия. – Приход Разина под Симбирск и отступление князя Борятинского. – Вторичный приход Борятинского, под Симбирск и поражение Разина. – Бунт по всей восточной украйне. – Движения Мишки Харитонова, Васьки Федорова и Максима Осипова. – Осада Желтоводского монастыря. – Волнения в Нижнем Новгороде. – Главный воевода князь Юрий Долгорукий. – Удачные действия воевод Леонтьева и Щербатова. – Действия воеводы Якова Хитрово. – Движения Долгорукого. – Победы Борятинского на Урени, Кандаратке и у Тургенева. – Победы Щербатова, Хитрово, Леонтьева и Данилы Борятинского. – Неудача Разина на Дону. – Он схвачен и казнен в Москве. – Действия козаков в Астрахани. – Гибель митрополита Иосифа. – Неудача козаков под Симбирском. – Сдача Астрахани воеводе Милославскому. – Осада Соловецкого монастыря. – Его взятие. Еще в то время, как участь Никона не была решена, еще до приезда патриархов восточных, собор духовенства русского решил участь противников Никона, которые ратовали против его новшеств, против исправления книг. В феврале 1666 года десять архиереев решили предварительно признавать православными патриархов греческих, несмотря на то что они живут под властью султана; признавать православными и греческие книги, ими употребляемые; наконец, признавать правильным Московский собор 1654 года. Вятский епископ Александр, архимандрит Спасского Муромского монастыря Антоний, игумны – Златоустовского монастыря Феоктист и Бизюкова Сергий Солтыков; монахи – Ефрем Потемкин, Сергий, Серапион, Григорий (Иоанн Неронов), поп Никита принесли собору покаяние в сопротивлении своем новоисправленным книгам и получили разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1) Письмо антиохийского патриарха Макария к московскому патриарху Иосафу II в июле 1668 года 1 «Макарий, Божьею милостью патриарх великого Божия града Антиохии и всего востока. Святейший блаженнейший и во святом Духе возлюбленный брат и сослужитель кир Иоасаф патриарх московский и всея Руси! Благодать, милость и мир от Бога вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа есть и будет тебе отныне и до века; и о Христе лобызание подаю любезно и братского твоего святительства, Господа и Бога молю о твоем многолетнем здравии и о душевном спасении. Еще же изволишь о нас ведать, и мы благодатью и милостью всещедрого Бога и помощи Пресвятая Богородицы и добрым счастьем великого государя и твоими святительскими молитвами прибудь добром здравии до Макарьевскаго монастыря желтоводского 5 июля и впредь уповаем на милость Божию и на заступленье Пресвятой Богородицы и всех святых. Прошу у тебя братской любви показать о всех, и мы трудились со всем освященным собором и правила сложили о исправлении и укреплении православной веры и о украшении святой соборной и апостольской церкви, чтоб крепко держал и утвердил неизменно; так же приказал и всем священникам во всю свою епархию принять и крепко держать; и те правила и соборные дела, что еще не напечатаны, доложи великому государю, чтоб великий государь указал напечатать, чтоб наши труды тщетны не были; а тебе в том будет от Бога великая мзда и от всего мира вечная похвала. И еще ж обретаются здешние страны многими раскольниками и противниками не только от невежных, но и от священников. Вели тех противников и раскольников, где они обрящутся и слух будет о них, смирять и крепким наказанием наказать, а нас во святых твоих молитвах не забудь, яко ж и мы тебя не забываем. Пусть Господь Бог да сохранить твое святительство в здравии на многие лета. Аминь. Молю твою братскую любовь о Дионисии архимандрите, да пожалуешь его, зане он много трудился о святой Божии церкви и великому государю и нам и всему освященному собору. Да сослан в Макарьевский желтоводцкий монастырь при Павле митрополите старец Серапион Симонова монастыря; и вся братия желтоводцкаго монастыря свидетельствуют о нем, что он человек добрый, а сослан не за великую вину и милости просить, чтоб его взяли на обещание в Симонов монастырь, и нашей ради любви вели его отпустить на обещание свое». 2) Послание московскою патриарха Иоасафа II к цареградскому патриарху Мефодию 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Града Галича Святыя 374. Преподобный Макарий игумен Троицкаго монастыря, иже бысть на Унже реце в Галичском граде, и Желтоводский и Унжеский чудотворец, преставися в лето 6912 месяца июля в 25 день, а родился в Нижнем Новеграде К преп. Дионисию Суздальскому , еще во время настоятельства его в Нижегородском Печерском монастыре, пришел 12-летний отрок, сын благочестивых родителей из Нижнего Новгорода, в детстве обученный грамоте, причем он обнаружил особенные дарования ума и сильную любовь к ученью. На вопрос настоятеля: кто он и откуда? отрок отвечал, что он безродный сирота и желает работать Господу. Дионисий принял его в свою келью и вскоре постриг, назвав Макарием. Блаж. Макарий отличался необыкновенною строгостью поста: хотя всегда ходил в трапезу вместе с другими, но принимал пищу в такой мере, чтобы не умереть с голоду, Братия, хзамечая это, стала уважать постника, а Макарий, тяготясь уважением других и пламенно желая безмолвия, решился удалиться в пустыню. Тайно оставив обитель Печерскую, он пришел на реку Лух, при впадении в нее оечки Добрицы; там он поставил себе хижину и стал жить один. Мало-помалу стали собираться к нему ревнители благочестия и образовался общежительный монастырь. Устроив обитель и назначив игумена для братии, преп. Макарий стал снова искать безмолвия. Переходя из пустыни в пустынь, он пришел на берег Волги и выкопал себе пещеру близ озера Желтые-Воды. Узнали и здесь великого подвижника: не только православные, но и чтители лжепророка Магомета, с благоговением и изумлением смотрели на строгую и многотрудную жизнь отшельника. Они приносили ему то хлеб, то мед, то другие припасы, которые Макарий раздавал приходившим к нему. Когда собралось довольно братии, преп. построил (в 1435 году) деревянный храм во имя св. Троицы и был посвящен во игумена Троицкой Желтоводской обители. Для всех служил он примером труда и смирения; обходясь ласково с соседними язычниками – Мордвою, Черемисами и Чувашами, он проповедывал им веру Христову, и многие из них крестились (Материалы для статистики Российской Империи, ч. II, стр. 161). Когда Улу-Ахмет утвердился в Казани, сын его Мамотяк в 1439 году напал на Нижний Новгород и опустошал окретсные селения. Тогда толпы хищников Татар напали неожиданно и на обитель Желтоводскую, разорили ее, умертвили многих иноков, а самого Макария увели в улусы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010