Мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли в Печерский Вознесенский монастырь Нижегородской епархии 5 апреля 2006 г. 14:44 4 апреля мощи (большая часть честной главы) преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца перенесли из Спасского кафедрального собора в Печерский Вознесенский монастырь. Молящиеся прошли крестным ходом по Печерскому съезду к монастырю. Раку с мощами преподобного установили в Вознесенском соборе обители. Честные останки преподобного Макария пробудут здесь до праздника Пасхи Христовой, а затем будут перенесены в Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь. Эконом Печерской обители иеромонах Олег (Осипов) подчеркнул, что «прибытие мощей в Печерский Вознесенский монастырь очень важно для нас, поскольку преподобный Макарий был насельником и постриженником этой обители. Он пришел сюда в двенадцатилетнем возрасте и был пострижен рукой самого основателя монастыря преподобного Дионисия. И для нас возвращение мощей в монастырь, возвращение нашего светильника преподобного Макария Желтоводского практически равно перенесению мощей преподобного Серафима из Саровской пустыни в Дивеево». Во время пребывания мощей в Печерском монастыре ежедневно между богослужениями будут проходить молебны с акафистом преподобному Макарию, а после дневного богослужения будет совершаться крестный ход с мощами преподобного. Все желающие могут поклониться святым мощам ежедневно с 8 утра до 8 вечера. До революции мощи преподобного Макария покоились в Макариево-Унженском Троицком монастыре в Костромской области. В ХХ веке монастырь был разграблен, а мощи преподобного Макария подвергнуты поруганию. Часть его святых мощей долгое время находилась в музее. В начале 90-х годов они были возвращены Костромской епархии и ныне почивают в Унженской святой обители. Год назад честная глава преподобного Макария была обретена у одного из священнослужителей. Чудным образом она сохранилась и передавалась из поколения в поколение. Когда стало известно, что возрождается Макарьевский монастырь, священник решил передать ее Нижегородской епархии. Подлинность честных останков подтверждена сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы (г. Москва). Встреча мощей преподобного Макария состоялась 22 марта в Спасском кафедральном соборе. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/102537.htm...

К 460-летию кончины Макария Желтоводского возобновлено богослужение в Свято-Троицком соборе Нижний Новгород, 10 августа 2004 г. Нижегородская епархия отметила 460-летие блаженной кончины преподобного Макария Желтоводского и Унженского (1349-1444). К этой знаменательной дате в реставрируемом Свято-Троицком соборе Макариево-Желтоводского женского монастыря (Лысковский район), основанного святым, было возобновлено богослужение. Впервые за последние 150 лет епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) совершил в храме Божественную литургию, сообщает " Благовест-инфо " . Свято-Троицкий монастырь на Жёлтом озере преподобный Макарий основал в 1415 году. В 1439 году обитель разорили войска хана Улу Мухаммеда, всех оставшихся в живых насельников увели в Орду. Ознакомившись с подвижнической жизнью Макария, хан проникся уважением к святому и позволил ему уйти. Ценой свободы стало обещание никогда не возобновлять монастырь на левом берегу Волги. Преподобный Макарий отравился в Кострому и основал другой монастырь на реке Унже. Согласно преданию, преподобный Макарий Желтоводский имеет благодать оказывать молитвенную помощь находящимся в плену. Юный Михаил Феодорович, основатель династии Романовых, ходил в Унженский монастырь и просил святого освободить отца, патриарха Филарета, из польского заточения. Макарьевский монастырь возобновил монах Авраамий лишь в 1620 году. Спустя 20 лет рядом с обителью была учреждена ярмарка, игравшая важную роль в экономике государства. На Макарьевскую ярмарку приезжал император Пётр I и императрица Екатерина II. На XVII-XVIII века приходится расцвет монастыря, он становится духовным и культурным центром Поволжья, в это время построены храмы и крепостные стены. Благополучие обители закончилось в 1816 году, когда ярмарку уничтожил пожар; со следующего года торговля переносится в Нижний Новгород. Монастырь на Жёлтом озере пришел в запустение и в 1868 году был упразднён. Его взялась возродить группа монахинь, в 1882 году обитель была возобновлена как женский монастырь. В 1923 г. большевики его закрыли, некоторое время монахини оставались там в качестве трудовой артели. Монастырь возобновлён в 1992 году. 10 августа 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10709.html

Обратившись к собравшимся со святительским словом, управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с днем памяти преподобного Макария Желтоводского и поблагодарил владыку Силуана и игумению Нину за труды по благоукрашению древней обители. Для нижегородцев, желающих посетить Макарьевские торжества, при содействии правительства Нижегородской области были выделены автобусы. Билеты на них распространялись на приходах Нижнего Новгорода. Число участников Божественной литургии в день памяти преподобного Макария Желтоводского на территории Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря, по данным ГУ МВД по Нижегородской области, составило 2500 человек. Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь был основан в 1435 году иноком нижегородского Вознесенского Печерского монастыря преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, чудотворцем (1349-1444). Место для новой обители было выбрано на левом волжском берегу, в пойменных лугах у Желтого (Святого) озера, в устье реки Керженец, в 90 километрах от Нижнего Новгорода. Святой Макарий, родившийся в Нижнем Новгороде, подростком пришел в Печерский монастырь для монашеского делания. По прошествии времени он удалился из монастыря и много странствовал в поисках места для новой обители. Так на берегу Желтого озера возникло монашеское поселение. Но вскоре монастырь был разорен, иноки убиты, а сам Макарий взят в плен отрядом казанского хана. Отпущенный на свободу, святой основал новую обитель на реке Унже, где и скончался. Монастырь на берегу Желтого озера был возобновлен стараниями инока Тетюшского Казанского монастыря Авраамия, которому было чудесное явление преподобного Макария. В 1624 году в возрожденном монастыре была построена первая деревянная церковь. В 1641 году у стен обители начала действовать знаменитая Макарьевская ярмарка, и с этого времени монастырь стал строиться и благоукрашаться благодаря пошлинным доходам и добровольным вкладам. С 1651 по 1667 годы были возведены в камне все монастырские строения, дошедшие до наших дней. По мнению исследователей, зодчим монастырского ансамбля, возможно, был каменных дел подмастерье Максим Апсин. В 1677 году было завершено строительство мощной монастырской крепости, поставленной для защиты монастыря и ярмарки.

http://patriarchia.ru/db/text/5949381.ht...

Настоящий расцвет Желтоводского монастыря связан с официальным учреждением в 1641 году Макарьевской ярмарки, приуроченной ко дню памяти преподобного Макария (25 июля/7 августа) и разворачивавшейся прямо у монастырских стен. Все собираемые торговые пошлины шли в казну обители. А были они немалые - Макарьевская ярмарка на протяжении полутора веков являлась чуть ли не крупнейшей в Европе. Не удивительно, что уже в 1650-е годы в Макарьевой обители началось масштабное каменное строительство. В это время была выстроена и шатровая колокольня Желтоводского монастыря, примыкающая с запада к трапезной палате - один из интереснейших примеров русского шатрового зодчества XVII столетия. Она сооружалась одновременно с Успенской церковью в 1651-1654 годах. Как и Троицкий собор, она является архитектурной доминантой монастырского комплекса, хорошо видной как с Волги, так и из села Макарьево. По своему устройству колокольня весьма проста. Её нижнюю часть составляют три четырёхугольных яруса, поставленные один на другой. Над третьим ярусом расположен восьмигранный ярус звонов. Над ним - довольно высокий шатёр с двумя рядами слуховых окошек. Снаружи колокольня полностью отреставрирована, шатёр её крыт оцинкованым железом и выкрашен в зелёный цвет. Сформировалась и новая звонница Желтоводского монастыря (старая была уничтожена в советское время). Несколько лет назад для неё был отлит шеститонный колокол - один из самых больших в Нижегородской епархии. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО. " Де Агостини " , 2009 Реставрация Успенской церкви была проведена в 1959 году. Сначала были сняты обмеры церкви и составлены чертежи. Затем своды были расчищены от завалов землёй и от остатков сгоревших конструкций прежней крыши (пожар произошёл 30 сентября 1945 года). После этого были восстановлены утраченные части кирпичной кладки, восстановлена кровля в её прежних размерах. В завершении работ было выполнено новое покрытие оцинкованным железом на крыше и на кокошниках всех барабанов. В 1990 году после выполнения проектных работ была начата реставрация подклета Успенской церкви. После проведено остекление, оштукатурены своды северо-восточного помещения с предварительным расшитием всех трещин. Проведённые в советское время специалистами Горьковской специальной научно-производственной реставрационной мастерской с соблюдением научных принципов, противоаварийные и консервационные работы, а позже и полная реставрация объекта, позволили сохранить выдающийся историко-архитектурный памятник - церковь Успения Пресвятой Богородицы Троицкого Макариево Желтоводского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05367

Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя преподобного Макария Желтоводского выстроен к северу от Троицкого собора, на том месте, где прежде находился придел соборного храма, освящённый во имя прп. Макария. Храм возводился в 1808-09-х годах - на излёте длительного процветания монастыря. Тогда ещё мало кто мог подумать о том, что пройдёт меньше десяти лет и с переносом ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород обитель начнёт приходить в упадок. Макарьевский храм строился в расчёте на прочное и благоустроенное будущее. Решённый в " столичном " , классицистическом ключе, он не лишён даже некоторой " щеголеватости " . Особенного внимания заслуживает в этом отношении колоннада тосканского ордера, соединяющая Макарьевскую церковь с Троицким собором. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом. Храм был закрыт представителями новой власти в конце 20-х годов, сразу после закрытия самого монастыря в 1927 году. С августа 1943 года по 23 ноября 1988 года помещение церкви арендовал Лысковский зооветеринарный техникум. Лишь в 1992 году церковное здание, как и все остальные храмы обители, были переданы Русской Православной Церкви. Реставрацией и воссозданием росписей в 2005-2006 годах занимался владимирский художник, иконописец Владимир Иванович Некрасов. В начале августа 2008 года Макарьев Желтоводский женский монастырь посещал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. В ходе визита Дмитрий Медведев совершил экскурсию по монастырю, побывал в Макрьевском храме и Троицком соборе, приложился к мощам прп. Макария Желтоводского и Унженского. Их журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09005

Архив Пн Митрополит Нижегородский Георгий возглавил торжества по случаю дня памяти основателя Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря 8 августа 2023 г. 15:16 7 августа 2023 года в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре Лысковской епархии  (пос. Макарьево Нижегородской области) состоялись торжества, посвященные дню памяти основавшего обитель преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. Праздничную Божественную литургию в Троицком соборе монастыря возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Дальнеконстантиновский Филарет и епископ Сормовский Иннокентий , а также секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, секретарь Городецкой епархии иерей Илия Тюрин, секретарь Выксунской епархии протоиерей Димитрий Ивин и другие клирики митрополии. За богослужением вместе с прихожанами молились настоятельница этого монастыря игумения Нина (Антонова) с сестрами обители, представители нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев. На Литургии присутствовали председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев, заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Сергей Обозов, глава местного самоуправления Лысковского муниципального округа Нижегородской области Виктор Иванов. После Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг стен монастыря с преднесением ковчега с честной главой и образом преподобного Макария. В организации торжеств помогали волонтеры Нижегородской и Лысковской епархий, которые следили за порядком во время богослужения и крестного хода.

http://patriarchia.ru/db/text/6048609.ht...

Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

325 Святые Каргопольской земли: (Живопись, графика). Из собраний музеев Архангельской области: Каталог. Сост. Т.М. Кольцова, М.Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Нумерация страниц отсутствует. 326 Кроме того, заглавие «Чуда 1» («Чюдо 1 преподобнаго о явлении его, како велъ икону свою написати») не соответствует его содержанию: в видении является Александр Ошевенский, но повелевает написать икону Макария Желтоводского. Это противоречие может объясняться тем, что источником «Чуда 1» послужил, по-видимому, рассказ из Жития Александра Ошевенского «О явлении преподобнаго старцу Тимофею и о написании образа святаго Александра»: Александр является «аки наяве» некоему старцу Тимофею и просит его передать игумену и братии повеление написать свою икону (см. Житие Александра Ошевенского//ГИМ, собр. Барсова, 783, л. 130 об. 133 об., XVI в.). 327 Именно так их и представляют некоторые исследователи (см., например: Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 179; Критский Ю.М., Синяговский С.А. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV – начале XX века//Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 120121). 328 Согласно описи Хергозерского монастыря 1769 г., в монастыре в этот период кроме чудотворного образа хранились ещё 3 иконы с изображением Макария Желтоводского (см. РГИА, ф. 834, оп. 3, 2457, л. 141 об.). 329 См. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. С. 182−183, 245. В описи Хергозерского монастыря 1769 г. (см. предыдущее примеч.) икона с изображением Тихона не отмечена. 332 См. Понырко Н.В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия//ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 43. С. 58−69. 334 Коллекция старопечатных книг XVI–XVII вв. из собрания М.И. Чуванова: Каталог. М., 1981. С. 74−75 (запись воспроизведена также на ил. 13). 335 Архив СПбИИ РАН, колл. 115, 41, л. 21−23. Документ входит в подборку грамот (в копиях XIX в.) Александро-Ошевенского монастыря за 1539−1656 гг. Хергозерский монастырь был одно время приписан к этой обители, чем, вероятно, и объясняется включение документа в данную подборку. Документ опубликован: Пигин А.В. Материалы к истории Макарьевской Хергозерской пустыни в Каргопольском уезде. С. 273−275.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря было похищено 10 старинных икон 30 мая. ПРАВМИР. Глава МВД РФ Владимир Колокольцев  лично передаст Патриарху Кириллу похищенные иконы Макарьевского монастыря. Торжественная церемония состоится 3 июня, сообщает РИА «Новости» . 10 старинных икон были похищены злоумышленниками из Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря в Нижегородской области в начале мая. Преступник украли иконы «Преподобные Василий и Савватий», «Спас Нерукотворный», «Собор Архангела Михаила», «Преображение Господне», «Преподобный Макарий» и «Святой Николай Чудотворец» с мощами. Правоохранители установили, что после окончания Всенощной, один злоумышленник спрятался в Успенском соборе. Ночью, когда все ушли из храма, он сломал киоты и спустил со второго этажа на веревке десять образов во двор монастыря. Затем он смог передать иконы соучастникам преступления через находящуюся на реконструкции башню. За один мироточивый образ Божией Матери «Владимирской» XVII века преступники запросили свыше 5 миллионов рублей. Их арестовали во время заключения сделки. «Сразу после ограбления мы с сестрами начали молиться – вот Бог и услышал наши молитвы. Из нашего монастыря уже не первый раз воруют иконы, но они всегда возвращаются. А жуликов ловят – настигает их кара Господня!» – цитирует монахинь монастыря « КП ». Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь  расположен на левом берегу Волги, в посёлке Макарьево Лысковского района Нижегородской области. Он был основан в 1434 году.  В Макарьевской обители хранится чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского с частицей его мощей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 сентября, 2011 8 ноября, 2011 25 июля, 2012 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 21 февраля, 2024

http://pravmir.ru/pohishhennyie-ikonyi-m...

4) Новая коллекция Древлехранилища Пушкинского Дома//ТОДРЛ. СПб. 2003. Т. 54. С. 668−683. 5) Памятники книжной старины из Каргополья в хранилищах Петрозаводска. Рябининские чтения-2007: Материалы V науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 427−431. 6) Повесть об основании Лебяжьей пустыни – малоизвестное произведение Каргопольской книжности XVIII века//ТОДРЛ. СПб. 2008. Т. 58. С. 753−772. 7) Каргопольская агиография: к изучению региональных литературных традиций//А.М. Панченко и русская культура: Исслед. и материалы. СПб. 2008. С. 56−66. 8) Заметки к статьям К.А. Докучаева-Баскова об истории Челмогорского монастыря//Православие в Карелии. Петрозаводск, 2008. С. 33−39. 9) Литературные сочинения о преподобном Пахомии Кенском, Каргопольском чудотворце//Вестник церковной истории. 2009. 1/2 (13/14). С. 100−120. Некоторые предварительные результаты изучения «Сказания» и истории Хергозерской пустыни изложены нами в статьях: Пигин А.В. 1) Сказание о иконе Макария Желтоводского в Хергозерском монастыре//Словарь книжников. СПб. 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 603−605. 2) Материалы к истории Макарьевской Хергозерской пустыни в Каргопольском уезде//Кенозерские чтения: Материалы Первой всерос. науч. конф. «Кенозерские чтения». Архангельск, 2004. С. 264−276. 3) О почитании святого Макария Желтоводского и Унженского в Каргополье// Жизнь провинции как феномен духовности. Н. Новгород, 2009. С. 184–188. 322 Макарий Желтоводский и Унженский (1349−1444; память 25 июля), уроженец Нижнего Новгорода, постриженик Печерского Нижегородского монастыря, основатель трёх монастырей в Нижегородской и Костромской землях – на р. Лух, на Жёлтых водах и на р. Унже. 323 См. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб. 1892. Т. 2. 1340. 324 Кипреев А., свящ. Чудотворная икона преподобного отца нашего Макария Унженского и Желтоводского чудотворца, находящаяся в Хергозерском приходе Каргопольского уезда//Олонецкие епархиальные ведомости. 1910. 33. Ч. неоф. С. 687−689.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010