Как говорится в составленном о. Наместником монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым) отчете о ходе церковной канонизации старца Симеона: «XX век в Псково-Печерской обители был отмечен житием и подвигами многих подвижников благочестия, которые бережно сохраняли традиции старческого окормления, были молитвенниками, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Более 60 лет таким духовным отцом, истинным светильником был в Псково-Печерской обители иеросхи- монах Симеон (Желнин, 1869–1960). Это был и духовный наставник, и просветитель, и многозаботливый утешитель многих людей. Он полностью пребывал в общецерковной отечественной традиции. Такой осмотрительностью, мягкостью и отзывчивостью, требовательностью к послушанию отличались и знаменитые Оптинские старцы. Благодарным чувством искренней признательности старцу исполнены рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, мудрых и простых. Любили отца Симеона все, потому что он питал нищих, помогал советами инокам, скорбел о «неверах», находил убедительные слова о вере и смысле христианской жизни для каждого. Все чувствовали силу его провидческой мудрости и любви. Жизнь его была полностью отдана Богу и людям. На Духовном Соборе 2000 года Наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном было предложено начать деятельность по канонизации старца Симеона в лике святых. Духовный Собор во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, свя- щенноархимандритом Свято-Успенской Псково-Печерской обители, благословил собирать материалы для канонизации иеросхимонаха Симеона». Тогда же было направлено и соответствующее письмо в Синодальную комиссию по канонизации святых следующего содержания: Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ваше Высокопреосвященство! Почтительнейше препровождаем в Комиссию по канонизации святых на рассмотрение житие старца Симеона (Желнина, 1869–1960 гг.), Псково-Печерского подвижника XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

67 Преподобный Симеон (Желнин Василий Иванович) родился 1 марта 1869 г. в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии. В 25-летнем возрасте поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1900 г. пострижен в монахи с именем Вассиан. В 1901 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в 1903 г. – во иеромонаха. В 1927 г. о. Вассиан принял великую схиму с именем Симеон в честь св. Симеона Богоприимца и был назначен духовником монастырской братии и мирян. Это послушание он выполнял до самой своей кончины 18 января 1960 г. В 2003 г. старец Симеон был причислен к лику святых преподобных Псково-Печерских. Его нетленные мощи находятся в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря. 68 Игумен Исаакий (Будаевский) родился 24 февраля 1873 г. Насельник Псково-Печерского монастыря, сподвижник старца Симеона (Желнина). Скончался 16 июня 1957 г. 69 Митрополит Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович) родился 28 октября 1898 г. в городе Коломне Московской губернии. В 1916 г. поступил в число послушников Смоленской Зосимовой пустыни. В 1923 г. переведён в Богоявленский монастырь в Москве. 24 ноября 1924 г. принял монашеский постриг и на следующий день рукоположен во иеродиакона. С 1928 по 1936 г. служил в Успенском соборе города Каширы, а затем был переведён в Москву на должность эконома Патриархии. С 1941 по 1943 г. находился вместе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием в Ульяновске. Там в октябре 1942 г. был рукоположен во иеромонаха, а затем возведён в сан игумена и архимандрита. В августе 1946 г. архимандрит Иоанн был определён на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В ноябре 1953 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С 1954 г. епископ Псковский и Порховский. В 1962 г. возведён в сан архиепископа, в 1972 г. – митрополита. Уволен на покой 12 мая 1987 г. Скончался 13 января 1990 г. во Пскове, похоронен на городском кладбище. 70 Иеромонах Всеволод (Баталин) окончил два института: в Сибири – медицинский, в Ленинграде – университет (филологическое отделение). Преподавал в Топографическом техникуме и за слова, что Троцкий был хорошим оратором, получил по приговору 17 лет ИТЛ строгого режима. После освобождения в 1954 г. приехал в Печоры, был рекомендован владыке Иоанну (Разумову) наместником архимандритом Алипием. Рукоположен и назначен настоятелем Троицкого собора в Пскове. Вероятно, тогда же принял монашество. В 1957 г. уехал на Урал и служил в Свердловской епархии. Впоследствии переехал в Ялту. Умер на Пасху в конце 1970-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

Жегула Никифор, крестьянин, 1627 г., Курмыш Жегуля Изъединов [см. Изъединов], вотчинник, 1540 г., Тверь Жеденев Жедень Семен Иванович Воейков [см. Воейковы], 1625 г. Жедринский Андрей Алексеевич, городовой приказчик, 1539 г., Нижний Новгород [см. Грибан] Жекула Захарович Новосильцев [см. Новосилец], середина XVI в. [Ср. Жукола] Желай кн. Иван Иванович Лыков-Оболенский [см. Лыко] Желвак Григорий, крестьянин, 1592 г., Арзамас Желваков Федор Сидоров, посадский человек, 1646 г., Казань Желвачев Аким, посадский человек, 1620 г., Ржева Владимирова [Ср. Жолвачев] Желда Иван Федорович Плещеев-Очин [см. Плещей, Очи], середина XVI в. Желдыба Якуш, ямщик, 1638 г., Москва; Желдыбин Никифор, посадский человек, 1611 г., Нижний Новгород Железников Десятый [см. Десятого] Борисович, 1568 г., Ярославль Железо Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Желнин Позняк [см. Позняк] Данилов, крестьянин, 1534 г., Переяславль Желна – 1) черный дятел, 2) назойливый человек (Даль) [Ср. Жолна] Желнинский Владимир Матвеевич, 1540 г., Тверь. Фамилия от села Желнина Желоб ( Жолоб ) Пушечников [см. Пушечников], дворянин, первая половина XVI в., Захожская волость Тверского уезда; от него – Желобовы-Пушечниковы Желтиков Тимофей, крестьянин, 1579 г., Шуя Желтоногов Ратман [см. Ратман] Григорьевич, 1590 г., Мещера Желтоух Петр Михайлович Пушкин [см. Пушка], 1639–1684 гг. Желтуков Григорий, крестьянин, 1606 г., Белев Желтухин Евстафий, 1470 г., Белоозеро; Андрей Григорьевич, 1493 г. [см. Ахмат, Рюма, Соболь] Желыба Якуш, крестьянин, 1582 г., Новгород и 1585 г., Псков Желыбало Игоша [см. Игоша], крестьянин, 1610 г., Арзамас Желябовские : Утеш [см. Утеш] Федорович Желябовский, 1563 г.; в XVII в. Желябужские Жемайлов Тимофей Александрович, 1556 г., Кашира; Жемайловы, XVI–XVII вв., Коломна [см. Немир] Жемчугин Иван, крестьянин, 1564 г., Новгород Жемчужник, Жемчужников : Прокофий Жемчужник, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван Жемчужников, дворянин, пристав у черкасских князей, 1584 г.; Василий Терентьевич, 1602 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

За их основу была принята идея пятиглавия, но с заменой купольного покрытия шатрами как народным и старинным архитектурным элементом. Выстроил этот огромный храм рачительный купец Солин, вложивший огромные средства в строительство сельской церкви. Немалых трудов стоило Степану Петровичу Солину построить в родной деревне храм. Одна из причин его радения - удалённость Желнина от приходской Успенской церкви бывшего Дудина монастыря. Другая - с просьбой о постройке церкви обратились тогда к своему состоятельному земляку Желнинцы. Степан Петрович душевно откликнулся на пожелание односельчан. Его благое начинание поддержали купцы-кампаньоны, но в последний момент вышли из дела. Солин не уронил купеческого слова. Храм был построен полностью на его собственные средства и обошёлся купцу в более чем 100 000 рублей. Сбылось и другое желание благотворителя: с дозволения Нижегородского владыки Филарета были перенесены в новый храм в Желнино намоленные иконы древнего письма из Макарьевского Желтоводского монастыря, переданные туда из закрывавшейся Амвросиевой Никольской обители на Оке в 1764 году. Прихожане Желнина на сельском сходе решили пригласить своим пастырем И.М. Лезвийского 38-ми лет из Подъяблонской церкви. Он и стал первым священником Благовещенского храма. Епископ Макарий в день освящения храма преподнёс храмостроителю С. П. Солину в дар икону прп. Сергия Радонежского, сделав собственной рукой надпись на оборотной стороне: " Строителю и попечителю Благовещенского храма в селе Желнине Балахнинского уезда Степану Петровичу Солину, в день освящения оного храма на память и благословению. Нижегородский епископ Макарий. Июль 29, 1879 годъ " . Переданная в храм, она исчезла в безбожные годы советской власти и считалась навсегда утраченной. И вот спустя десятилетия произошло настоящее чудо: икона обрела своё законное место в Желнинском храме. Несколько лет тому назад жительница Желнина Нина Викторовна Виноградова передала святыню в Благовещенскую церковь, которую бережно хранила долгие годы.

http://sobory.ru/article/?object=02944

В пещерах, Богом зданных Место упокоения старца Иоанна (Крестьянкина) Паломники имеют возможность посетить места, где проводили свой молитвенный подвиг почившие старцы: архимандрит Серафим (Розенберг), преподобный Симеон (Желнин), архимандриты Адриан (Кирсанов) и Иоанн (Крестьянкин). В келлиях нынешние насельники бережно хранят их личные вещи, книги. Здесь гости могут взять для себя памятные подарки – благословение от псково-печерских отцов. Келья старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Келья старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Келья преподобного Симеона (Желнина) Келья преподобного Симеона (Желнина) Святой горкой именуется высокий пространный холм, покрывающий собой Богом зданные пещеры. На его склонах и расположен монастырь. С вершины Святой горки можно увидеть храмы, сады и здания монастыря. К склону примыкает и кровля древнейшей пещерной Успенской церкви, уходящей глубоко в землю и выходящей наружу только внешней фасадной стеной. Подъем на Святую горку возможен в составе паломнической группы в определенные часы. На Святой горке Вид на монастырь со Святой горки На Святой горке Главной целью паломничества является, конечно же, участие в монастырских уставных богослужениях, исповедь и благоговейная подготовка к причащению Святых Христовых Тайн, включающая в себя строгое и вдумчивое соблюдение поста – духовного и телесного, неленостное исполнение молитвенных правил, беседы со священниками (личные и в форме занятий по Священному Писанию и учению о спасении Святых отцов) и, наконец, - Таинство покаяния, которое порой становится для немалого числа паломников исповедью за всю прожитую жизнь. Наконец, после исповеди и перед таинством Причащения, по заветам старца архимандрита Иоанна, паломники приступают к таинству Соборования. Чтение великого покаянного канона в Псково-Печерском монастыре Пассия Монашеский постриг в Печорах Чтение акафиста Божией Матери в субботу Пятой седмицы Великого поста Великая Суббота Пасхальное богослужение Паломническая служба Псково-Печерского монастыря постарается сделать всё, чтобы, отправляясь в духовное путешествие, православный христианин смог бы полностью сосредоточиться на своей духовной жизни, на познании нового, на молитве и на том высоком спасительном настрое, который так присущ Псково-Печерской обители. Вы можете не тратить драгоценного времени и сил на заботы о переезде от вокзала или аэропорта во Пскове, о размещении в монастырских гостиницах, о заказе питания и экскурсий – этим займется Паломническая служба. Она берет на себя заботы по организации путешествий к псковским святыням в удобные для вас сроки, как для организованных групп, так и для индивидуального паломничества.

http://pravoslavie.ru/144697.html

Когда меня призвали в армию, я не снимал и там креста. Демобилизовался, а мама дом наш продала и перебралась в ближайший город Чистополь, – дело в том, что только там оставалась одна на всю округу открытая церковь. Мама там уже успела познакомиться с монашками одного из закрытых монастырей, – в свое время они даже помогали по бытовым нуждам окружению Патриарха Сергия (Страгородского), эвакуированного с сослужащими во время войны в Ульяновск. Помню, что демобилизовался я на Покров Божией Матери, и вот возвращаюсь, а там старенькие монахини и моя мама единственная у них при храме – певчая. Все вместе они учили меня петь, читать за богослужением. А потом я поступил в Саратовскую семинарию: мне несложно было сдать экзамены и даже нагнать некоторое упущенное время занятий, так как я не вовремя подал документы. В Саратове я устроился в Троицкий собор иподиаконом владыки Вениамина (Федченкова), его потом в богозданных Псково-Печерских пещерах захоронили. Учился я хорошо: на четверки-пятерки, – летом домой приезжал: также при храме прислуживал, по дому матери помогал. Еще в семинарии меня рукоположили в 1959 году сначала в диакона, а потом и в священника. После окончания семинарии я вернулся домой, прослужил год на приходе города Мамадыша там же, в Татарстане, а потом поехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в Московскую духовную академию поступать. Еще из Академии я уже ездил в Псково-Печерский монастырь, общался там со многими старцами, только вот преподобного Симеона (Желнина) уже не застал, он на два года раньше преставился. Я в Печорах в 1962 году оказался, а он в 1960-м ко Господу отошел. Пюхтица Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря, помог нам приобрести маленький домик в Печорах неподалеку от монастыря. Туда переехала мама и все мои сродники. Я и сам думал, что как закончу академию, буду там где-нибудь в Печорах на приходе служить. Но Учебный комитет тогда меня распределил на служение в Эстонскую епархию, оттуда будущий Святейший Патриарх Алексий II, тогда еще владыка Таллинский и Эстонский, просил прислать двух священников. Мы с другом и поехали в Эстонию. Он служил в Таллине на приходе, а меня направили духовником в Пюхтицкий монастырь. Так с 1965 года я почти тридцать лет там и прослужил.

http://pravoslavie.ru/113680.html

Церковь Николы Вратаря Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вратаря, или Николы Ратного. Большая звонница Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России. Собор Архистратига Михаила Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора – десница св. мчц. Татианы , которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Сретенский храм Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами прп. Симеона (Желнина). Монастырские стены и башни [ править править код ] К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню. Башня Верхних решёток – устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

А к кому бежать? Хорошо бы искать не просто хороших человеческих качеств в игуменьях и духовниках. Хорошо бы найти учеников тех подвижников, которые сохранили преемство старых духовных школ монашества – Глинских, Почаевских, Валаамских, Псково-Печорских отцов… Их немного, но они есть – и те, кто застал духовных чад настоящих Оптинских старцев, или учеников Ионы Киевского, кто помнит отца Кукшу Величко, отца Севастиана Фомина, отца Симеона Желнина. И не просто помнит, а несет на себе хотя бы отсвет их любви, след их молитвы. Хочется верить, что ростки настоящего монашества всё-таки пробьют и асафальт скепсиса современного общества, и парадную штукатурку тех обителей, где строительство стен оказалось важнее строительства душ. И еще хочется Пасхи! Есть прекрасная книга Майи Александровны Кучерской – «Современный патерик». Там – где-то в ласковом свете, где-то в ироничной, а то и в гротескной форме – показан калейдоскоп современной церковной жизни: и утешения Божии, посылаемые через подвижников, и духовные болезни человеческие. Причем болезней явлено изрядно больше, но я бы не стал пенять за это на Майю Александровну. В финале книги все ее герои – и святые, и немощные – оказываются объединены празднованием Пасхи Христовой. Вот бы радость воскресения Господа коснулась бывшей послушницы так, чтобы она пусть и не в монашеской обители, но в любом другом месте пребывала в любви Христовой. И чтобы этим пасхальным лучом Господь даровал всем участникам этой истории взаимное прощение и мир. Дорогие мои! Христос Воскресе! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 августа, 2020 26 августа, 2020 10 октября, 2016 11 октября, 2016 19 октября, 2016

http://pravmir.ru/problemyi-monashestva-...

Советом Московской духовной академии итоговое курсовое сочинение протоиерея Владимира Недосекина «Гомилетическое наследие святителя Димитрия Ростовского (Туптало)» было признано заслуживающим ученой степени кандидата богословия. Вручение дипломов питомцам академии происходило в торжественной обстановке в Покровском храме. Святейший Патриарх Алексий I, вручая дипломы, сказал: «... Вы должны помнить, что для того, чтобы заслужить благословение Божие, надо прежде всего быть верным Православной Церкви и жизнью своей соответствовать вашему духовному званию...» Выпускнику Духовной академии 1970 года протоиерею Владимиру Недосекину была дана следующая характеристика, подписанная ректором академии епископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым), инспектором архимандритом Симоном (Новиковым) и секретарем Совета академии профессором протоиереем А. Остаповым: «Протоиерей Владимир Недосекин... Характер спокойный, доброжелательный. Дисциплинирован. Хороший семьянин. Усердно совершает священническое служение» 68 . В ответ на прошение протоиерея Владимира о переводе в Московскую епархию ему был вручен рапорт о направлении «в распоряжение Высокопреосвященного Пимена, митрополита Крутицкого и Коломенского, для прохождения пастырского служения в Московской епархии». (Через год Высокопреосвященнейший митрополит Пимен станет Патриархом Московским и всея Руси.) Глава 5. Паломники и святые старцы Время нашей земной жизни бесценно, в это время мы решаем нашу вечную участь. Свт. Игнатий Брянчанинов Печерские старцы Всегда, во все времена русский человек искал святых людей и, сознавая свое собственное убожество, стремился к общению с ними. Будучи еще семинаристом, Владимир Недосекин ездил за советом и поучением к известным подвижникам, о местонахождении которых тогда знали немногие. Находил он время для паломнических поездок и в годы своего нелегкого церковного служения. Как только позволяли обстоятельства, отец Владимир отправлялся сам или с матушкой Валентиной, а то и брал все свое семейство в поездки по монастырям – к святым людям. Во время служения отца Владимира в селе Вашка Ярославской епархии Недосекины в 1961–1967 годах неоднократно посещали Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 69 . Там еще были живы великие печерские старцы. Господь сподобил Недосекиных быть собеседниками и внимать духовным советам иеросхимонаха Симеона (Желнина), игумена Осии (Михайлова), (впоследствии схиигумена, принявшего в 1977 году Великую схиму с именем Онисифор).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006