54. «Голос Ykpaihu». 1992. 13 августа. (укр.). 55. Грамота Алексия Второго, Божией милостию Патриарха Московского и всея Руси, митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету//ЖМП. 1991. N 2. С.11 56. Григорьев С. Верность Богу и Церкви Христовой//Запорожье православное. 1995. N 20-21 (39-40). 57. Гула В. «Православна у bipi й католицька в любobi»//Людина й cbim. 1991. N 9, С.12-16. (укр.). 58. Гуревич А. Молебен во Львове//Московские новости. 1989. N 39. 59. Дuмumpiй, Nampiяpx Kuibcьkuй i bciei Ykpaihu. Церковна coбophonpabhicmь i bipa//Наша bipa. 1994. N 10-11 (67-68). (укр.). 60. Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М.: Политиздат, 1988. 381с. 61. Добровольский М. Положение церковных дел на Украине//Вестник Р.Х.Д.. II-1992. N 165. С.238-247. 62. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, Свято-Данилов монастырь, 25-27 октября 1990 года. Определение об Украинской Православной Церкви//ЖМП. 1991. N 2. С.2. 63. Еленский В. Киевский патриархат: задачи определены, но невыполнимы//Московские новости. 1993. N 23 (6 июня). С.8. 64. Западная Украина: на волне экстремизма//Московский церковный вестник. 1990. N 8. 65. Заява npeдcmabhukib noлimuчhux napmiй та громадських oprahiзaцiй Ykpaihu у зв»язку з noдiямu 18 липня 1995 року в мicmi Kuebi//Хрещатик. 1995. 22 июля (укр.). 66. Заявление Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви. 15 декабря 1996 года//Радонеж. 1997. N 1 (45). 67. Заявление епископата Украинской Православной Церкви//ЖМП. 1992. N 8, Официальная часть. C.VIII-IX. 68. Заявление православного духовенства и верующих города Самбора Львовской епархии//ЖМП. 1992. N1. С.12-13. 69. Заявление-протест Президенту Украины Леониду Макаровичу Кравчуку Священного Синода Украинской Православной Церкви//Вестник Р.Х.Д.. 1992. II-1992. N 165. С.267-268. 70. Заявление Священного Синода Московского Патриархата в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней Комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в Западных областях Украины и по поводу решения Львовского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1990 года//ЖМП. 1990. N 7. С.14-15.

http://sedmitza.ru/lib/text/440094/

После себя он оставил несколько письменных поучений, которые стали шедеврами древнерусской нравоучительной литературы для иноков и мирян. Став игуменом Киево-Печсрского монастыря, Феодосии вводит здесь принципы монашеского общежительного устава Федора Студита. Преподобным Феодосием Печерским было установлено, что десятая часть всех доходов монастыря выделялась на содержание существовавшей при монастыре богадельни. К Феодосию приходило множество бедных, больных, нуждающихся в помощи. Всех их он принимал ласково, всем подавал просимое. Целый двор отделил он около монастырской церкви св. Стефана для этих бедных людей. “Аще видеши нага, или голодна, или зимою, или бедою одержима, еще ли будет еврей, или сарацин, или волжский болгарин, или еретик, или католик, или любый язычник – всякого помилуй и от беды избави, яко же можеши” – передает нам слова преподобного Киево-Печерский Патерик. (ЖМП, 1988, 2, с. 45) Святая Русь явила миру многих защитников родного Отечества. Среди них великий полководец и талантливы дипломат и государственный деятель святой благоверный князь Александр Невский. XII век: начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Православная Церковь считает Александра Невского чудотворцем. Именно это качество, по мнению Церкви, помогало ему творить чудеса, постоянно побеждая малыми силами значительно превосходящего противника. Участвуя лично, возглавляя и сражаясь впереди своего войска, он вышел победителем более чем в двадцати сражениях, оставаясь невредимым, и не потерпел ни одного поражения. Любовь к ближним простиралась у святого Александра до самопожертвования. Его высоко ценили как друзья, так и враги. Хан Батый в 1249 году после беседы с князем Александром сказал своим вельможам: “всё, что мне говорили о нем, всё– правда. Нет подобного этому князю”. Батый предлагал Александру Невскому стать его зятем и приемным сыном, чтобы стать его преемником в Золотой Орде. Так высоко ценил он способности молодого, рослого, сильного, красивого, умного, мудрого, с зычным голосом русского князя-полководца. Однако великий князь, как истинный патриот своего Отечества, ответил отказом, а в конце своей жизни принял монашество и постригся в схиму с именем Алексий.

http://pravoslavie.ru/36805.html

Наиважнейшими моментами в этом процессе И. считал восстановление духовной памяти, возрождение национально-религ. самосознания, обращение народа к правосл. Церкви как к «древнейшему хранилищу живой веры и нравственной чистоты». И. вел строгий аскетический образ жизни. Был прост, добросердечен и мягок в общении, всегда вникал в заботы обращавшихся к нему людей. Имел много духовных детей; духовные наставления И. верующие передавали друг другу, они публиковались в газетах и журналах, были изданы отдельными книгами. Отпевание И. после кончины было совершено сонмом священнослужителей во главе с митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, священноархимандритом которой являлся И. Погребен в братской части Никольского кладбища лавры. В Самаре ежегодно 9 окт. в память об И. проводятся Иоанновские чтения с участием церковной и светской общественности (научной, педагогической, медицинской и т. д.), издаются сборники статей участников. Соч.: Преосвященный Мануил, архиеп. Куйбышевский и Сызранский (к 50-летию служения в священном сане)//ЖМП. 1961. 11. С. 45-47; Топография архиерейских кафедр РПЦ периода с 1893 по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963. Ркп.; Мат-лы по иосифлянскому расколу/МДА. Б. м., б. г. Ркп.; Митр. Мануил (Лемешевский), б. Куйбышевский: Некролог//ЖМП. 1968. 10. С. 13-16; «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...»//Там же. 1971. 2. С. 42-43; Архиеп. Чебоксарский и Чувашский Вениамин (Новицкий): Некролог//Там же. 1977. 1. С. 18-21; Слово в Неделю о мытаре и фарисее//Там же. 1983. 2. С. 54-55; Свет пришел в мир//Там же. 1983. 7. С. 22-23; Жизнь и труды Высокопреосв. митр. Мануила//Там же. 1988. 4. С. 20-25; История РПЦ периода 1917-1944 гг.//Вестн. ЛДА. Л., 1990. 1. С. 5-17; Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии [при вступлении на Ленинградскую кафедру]//Там же. 2. С. 3-8; Церковные деятели РПЦ 20-30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//Там же. С. 9-35; Оптинский иеромонах Никон (Беляев)//Там же.

http://pravenc.ru/text/469546.html

15 3-й тропарь 9-й песни канона на утрени//Минея Август. Изд. Московской Патриархии, 1989. Ч. 1. С. 84. 16 Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3: Святой Филипп, Митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, Митрополита Московского и всея России. М., 2000. С. 176; Архимандрит Макарий. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 309–314. 18 Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. Изд. Московской Патриархии, 1990. С. 23. 19 17 июля 1997 года Священный Синод своим постановлением упорядочил поминовение Московских Первосвятителей, включив в их лик имена канонизованных Предстоятелей Русской Церкви и среди них — Митрополита Макария (Определения Священного Синода//ЖМП. 1997. 8. С. 14). В последнее издание Служебника в литийное прошение включено имя святителя Макария (Служебник. М., 2004. С. 26, 33). 20 См.: Служба и акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу/Составитель архимандрит Макарий. М., 1995; Святитель Макарий, Митрополит Московский: Служба, акафист и житие/Составитель архимандрит Макарий. М., 2000. Служба святителю Макарию вошла также в месячные Минеи (Минея Декабрь. М., 1999. Ч. 2. С. 531–540; Минея Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 545–558). Славянским шрифтом служба была издана Сретенским монастырем (1997) — включена в репринт издания: Миниа месяц Декемврий. Киев, 1893. С. 661–672. Акафист святителю Макарию был включен в состав сборников (Акафисты русским святым. Д–М. С. 563–579; Акафистник. Нижний Новгород, 1996. Кн. 3. С. 328–345; Акафисты, молитвы и тропари по месяцам и дням с присовокуплением краткого описания житий святых. Тернополь, 2003. Январь. С. 65–81), опубликован канон (Русский Каноник. Каноны русским святым. М.; СПб., 2002. С. 67–77). 22 Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию//Гимнология. Материалы Международной научной конференции “Памяти протоиерея Димитрия Разумовского” (к 130-летию Московской консерватории 3–8 сентября 1996). М., 2000. Кн. 1. С. 45.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-v-p...

5 Кормчая (Номоканонъ). Отпечатана с подлинника Патриарха Иосифа. Репринтное издание. СПб., 1997. С. 912–914. Об авторе см.: Сидоров А.И. Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате)//ЖМП. 1992. 6. С. 33–45. 6  Павлов А.С. Номоканон при большом Требнике//Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел юридический. М., 1897. Вып. 14. С. 320; Требник. М., 1884. Л. 289–289 об. См. также поучение митрополита Даниила (1533–1539; †1547) ( Жмакин В . Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Приложение. С. 28). 7  Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1903. Т. 3. Стб. 1343. 8  Златоструй. Древняя Русь X–XIII веков. М., 1990. С. 141. Острижение бороды или волос на голове подвергалось наказанию в Древней Руси. В юридическом документе, Уставе князя Ярослава Мудрого (†1054), несколько раннего времени читаем: «Аже пострижет голову или бороду, епископу 12 гривен, а князь казнить» (Памятники русского права. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X–XII вв. М., 1952. С. 261). 9  Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII. Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. С. 87. 10  Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 200. 11  Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 218. 12  Филюшкин А. Василий III (ЖЗЛ). М., 2010. С. 285. Следует отметить очень большую разницу в годах между женихом-князем и его невестой (Там же. С. 283). 13 Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1986. [Ч. 1] С. 178. 14 В своем послании в Свияжск он говорит об «угодии женам» (Макарий, архим. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 400). 15 Российское законодательство Х–ХХ веков. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 301. 16 Цит. по: Осипов Д.О. Мода в обуви XV–XVI веков (по материалам археологических коллекций)//Материалы и исследования/Федеральное гос. бюджетное учреждение культуры «Гос. ист.-культ. музей-заповедник “Моск. Кремль”». М., 2012. Вып. 21. С. 248; Шокарев С. Повседневная жизнь средневековой Москвы. М., 2012. С. 312.

http://e-vestnik.ru/history/oblik_pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАННУАРИЙ (Ивлиев Дмитрий Яковлевич; род. 9.12.1943, Вологда), архим., проф. СПбДА. В 1966 г. окончил физический фак-т ЛГУ. До 1975 г. работал в ЛГУ, занимаясь исследованиями околоземного космического пространства. В 1975-1979 гг. учился в ЛДА, защитил канд. дис. на тему «Святоотеческие толкования так называемых субординационистских мест Священного Писания». 8 марта 1979 г. пострижен в монашество архиеп. Выборгским Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Он же 18 марта 1979 г., на 2-й неделе Великого поста, рукоположил И. во диакона, а 22 апр. того же года, в праздник Пасхи,- во иерея. В 1986 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) возведен в сан архимандрита. С 1979 по 2008 г. преподавал в ЛДА (СПбДА) логику, основное и догматическое богословие, НЗ и библейское богословие. С 1985 г. доцент, с 2005 г. профессор СПбДА. Является членом Синодальных комиссий РПЦ: Богословской, Библейской и Комиссии по канонизации. Член РБО и Международного научного об-ва Colloquium Paulinum. Участник многочисленных международных конференций и семинаров. Является также преподавателем СПбГУ, МДА, Библейско-богословского ин-та св. ап. Андрея в Москве, Российской христианской гуманитарной академии в С.-Петербурге и др. И.- постоянный участник бесед на радио. В наст. время основная область его исследований - экзегетика НЗ и библейское богословие. И.- автор многочисленных научных и популярных статей, а также ряда статей по новозаветной библеистике в Православной энциклопедии. Соч.: Значение традиции и выражение веры в мире сегодня//ЖМП. 1981. 10. С. 54-56; 11. С. 49-52; Die Rolle der Tradition und die Artikulation des Glaubens in der Welt von heute//StdO. 1982. N 4. S. 45-48; N 5. S. 37-46; Вклад СПбДА в рус. библеистику//БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 192-198; La signification spirituelle du bap tê me de la Russie//RThL. 1988. Vol. 19. N 3. P. 269-275; Опыт характеристики рус.

http://pravenc.ru/text/200389.html

Лит.: В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей Новгородского духовенства). Новгород, 1920; [Дело новгородских священников в связи с освидетельствованием мощей в Новгородском Софийском соборе]//Революция и Церковь. 1920. 9/12. С. 45-53; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии: Впечатления и наблюдения от поездки в Москву. П., 1933; То же//Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 173-190. (Мат-лы по истории Русской Церкви; Кн. 5); Григорий (Чуков), архиеп. Ленинград в дни Великой Отечественной войны//ЖМП. 1944. 10. С. 15-16; Шаповалова А. Современные деятели Русской Православной Церкви: (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий)//Там же. 1945. 2. С. 93-99; Никонов В. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий//Там же. 1952. 3. С. 5-29; Первосвятитель Русской Православной Церкви: (К 80-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия)//Там же. 1957. 11. С. 25-55; Теплов В. 900 дней в осажденном Ленинграде//Там же. 1957. 11. С. 55-58 ; Талин В. Духовно-учебная деятельность Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1962. 3. С. 71-72; Добрынин М. 50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1963. 5. С. 52-74; 6. С. 60-73; 7. С. 55-74; Остапов А. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: Биогр. обзор допатриаршего периода жизни и служения//Там же. 1970. 2. С. 7-16; Питирим [Нечаев], еп. Этот день принадлежит Церкви//Там же. 1970. 2. С. 25-29; Филарет [Вахромеев], еп. Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1970. 2. С. 17-22; Шабатин И. Н. Двадцать пять лет первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия//Там же. 1970. 2. С. 29-35; Кончина и погребение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия: Биогр. справка//ЖМП. 1970. 6. С. 1-59; Краснов-Левитин А. Лихие годы: 1925-1941. П., 1977; Русская Православная Церковь, 988-1998: Очерки истории. М., 1988. Вып. 2: 1917-1988 гг.; На пути к свободе совести: Сб.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 231; ЦГА СПб. Ф. 104. Оп. 4. Д. 3; Ф. 151. Оп. 2. Д. 83; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-28528, П-88399; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35634, Р-15994, Р-15363, Р-40405. Лит.: Иоанн (Снычёв), митр. Преосв. Мануил, архиеп. Куйбышевский и Сызранский: (К 50-летию служения в священном сане)//ЖМП. 1961. 11. С. 45-47; он же. Митр. Мануил: [Некр.]//Там же. 1968. 10. С. 13-16; он же. Мануил (Лемешевский), митр.// Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 6. С. 263-288; он же. Жизнь и труды высокопреосв. митр. Мануила//ЖМП. 1988. 4. С. 20-25; он же. Митр. Мануил (Лемешевский): Биогр. очерк. СПб., 1993; он же. Церк. расколы. С. 213-226; он же. Жизнь и служение митр. Мануила. Самара, 1997; Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925-1941. П., 1977. С. 78, 117; Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви, 1917-1945. П., 1977. С. 349, 351, 533, 535, 543, 549; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 357-371; Антонов В. В. Приходские правосл. братства в Петрограде (1920-е гг.)//Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 424-445; Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 250, 254; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 162-164; Митр. Мануил (Лемешевский)//Подвижники Самарской земли. Самара, 1995. С. 6-25; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат: 1917-1945. СПб., 1995. С. 96-103; он же. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 21-22, 76-78; Цыпин. История РЦ. С. 107, 108, 117, 130, 163, 164, 179, 180, 197, 203, 204, 207, 252, 326, 333, 358, 359, 364, 383, 402, 403, 415, 416, 533, 661, 664, 665; Кривошеева Н. А., Королева Т. И. Роль еп. Мануила (Лемешевского) в разгроме обновленчества в Петрограде //Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2009. Вып. 4(33). С. 101-143; Якунин В. Н. История Самарской епархии. Тольятти, 2011. С. 284-299. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ИОАНН (Снычёв Иван Матвеевич; 1927-1995), митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2561884.html

1128 . Софроний (Сахаров) , иером. Святое молчание//ВРЗПЭ 1950. 1. 10–16. 1129 . Софроний (Сахаров) , иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы//ВРЗПЭ 1950. 2–3. 8–32. пер.: Unité de l’Église à l’image de la Sainte Trinité. Triadologie orthodoxe comme principe de l’ecclésiologie//Contacts. 1958. 20, 21, 23, 24. 19–26, 37–41, 73–77, 91–98. 1130 . Софроний (Сахаров) , иером. Учитель жизни//ВРЗПЭ 1951. 6. 38–39. [Из кн. «Старец Силуан " ]. 1131 . Софроний (Сахаров) , иером. Об основах православного подвижничества. Париж 1953. 30. же://ЖМП 1992. 6. 45–53; 7. 58–63. же://Он же. Старец Силуан. М. 1994. 473–510. же: Он же. Старец Силуан.//Старец Силуан Афонский . М. 1996. 423–461. же: Он же. Старец Силуан.//Преподобный Силуан Афонский . М. 1998. 423–461. пер.: Sophrony, hiérom. Des fondements de l’ascèse orthodoxe//ВРЗПЭ 1954. 17. 30–42; 18. 66–74. изд.: P. 1954. 47. пер.: Sophrony, archim. Principles of Orthodox asceticism//The Orthodox Ethos. Studies in Orthodoxy/Ed. Philippou A. J. Oxford 1964. 1. 259–286. пер.: Софроний (Сахаров) , архим. За основите на православното подвижничество. София 1998. 51. 1132 . Софроний (Сахаров) , иером. Заметка к новому переводу Божественных гимнов Симеона Нового Богослова //ВРЗПЭ 1954. 17. 20–24. 1133 . Софроний (Сахаров) , иером. Слово на Преображение Господне (О Фаворском свете)//ВРЗПЭ 1954. 19. 125–135. 1134 . Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога как он есть. Эссекс 1985. 255; 2 М. 1995. 253; 3 М. 2000. 254. пер.: Sofronije, arhim. Videnje lica Boeg. Beograd 1987. 314. Др. пер.: Videti Boga kao što jeste. Sveta Gora Atonska, Manastir Hilandar 1998. 170. пер.: Sophrony, archim. We shall see Him as He is. Essex 1988. 237. пер.: Sophronie (archim). Voir Dieu tel qu’il est/Trad. hiérom. Syméon. 2 Ed. corrigée. Genève 1988. 199. (Perspective orthodoxe. 5). на 1 изд. франц. перевода: Franquesa А.//Questiones de Vida Christiana. 1984. 124. 130–131; Gimenez M.//Sobornost. 1985. 7(1). 72–73; Halleux A. de//Rev. théol. de Louvain. 1985. 16(3); Luis P. de//Estudio Agustiniano. 1984.3. 49. 361–363; Miguel J. de//Comunidades. 1985. 48. 93. пер.: Бейрут 1989. 371. пер.: Essex 1993. 4 26; Именной и предм. указатели к новогреч. пер.: Essex 1993. 169 пер.: Sofronio, archim. «Vedremo Dio com’è». Autobiografia spirituale. Schio 1998. [Наряду с кн. «Старец Силуан», гл. соч. архим. Софрония, рассматриваемое как его духовная автобиография и одно из важнейших свидетельств правосл. мистич. опыта в наши дни].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

39 Воронин Н. Н. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и празднике Спаса//Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сборник статей к 70-летию академика М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 92. 40 Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описания жизни их. Май-Август. СПб., 1882. С. 187–194. Икона, перед которой молился страдалец-князь, называется Игоревской, в последующее время находилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры и почиталась; см.: Земная жизнь Пресвятой Богородицы/Сост. С. Снессорева. Ярославль, 1993. С. 175. 41 Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси XI–XII вв. С. 209–210. Е. Е. Голубинский говорит, что его память стали чтить “как святого с самой минуты его убиения”. — Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 58. 45 Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан. Блаженный Константин, Митрополит Киевский (К 800-летию со дня кончины)//ЖМП. 1959. 6. С. 68. 47 ПСРЛ. Т. 9. С. 214. Этот же мотив, бегство во время гонений, содержится в девятом правиле священномученика Петра Александрийского (†311; пам. 25 нояб.); см. Архимандрит Макарий. Священномученик Пётр, архиепископ Александрийский//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 229. 48 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503; ПСРЛ. Т. 25. С. 66. Позиция князя Ростислава была обусловлена, как считает митрополит Макарий, “внушением епископа Мануила” Смоленского; см. Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 2. С. 293. 50 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503–504. См. также: Соловьёв С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 1: История России с древнейших времен. Т. 1–2. М., 1988. С. 489. О продолжительности княжеских переговоров см. Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 171. 51 Монахиня Зосима (Верховская). К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского, в св. крещении Михаила//Смоленские епархиальные ведомости. 2007. 1. С. 37.

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010