Христос Воскрес, чтобы нас приобщить к Своему Воскресению и Своей победе над адом, грехом и смертью. На Божественной Литургии мы причащаемся Христа, Который победил смерть! Воскресшего Христа! Частичка будущей жизни как бы входит в нас, чтобы мы стали иными, чтобы в нас уже эта будущая жизнь жила . Но будем помнить, что кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1 Кор.11:29 ). Апостолы Христовы буквально, а не аллегорически понимали слова своего Учителя. Так, святой апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1 Кор.10:16–17 ). Мы принимаем Христа, соединяемся с Ним. Соединяясь в одно целое, в Церковь Христову, в семью Христову, даем возможность Иисусу Христу сделать с нами чудо: мы становимся Телом Христовым, Его органами, членами. В Причащении, или иначе в Евхаристии, происходит таинственное соединение христианина со Христом. Человек приобщается жизни и личности Воскресшего Христа, а Спаситель приобщается нас, входит в жизнь Своего ученика. Через приобщение к жизни Воскресшего Господа христианин приобщается к жизни и других христиан, соединяющихся в Таинстве Евхаристии с Богочеловеком. Созидается невидимый глазами таинственный организм Церкви. Святые апостолы называют Церковь Телом Христовым. Мы – члены, органы этого Тела, а Христос – его Глава (или по-русски – Голова). Можно сказать, что именно голова руководит жизнью всего организма. Когда тело здорово, его органы живут и действуют в согласии со своей головой. Иисус Христос совершает Тайную Вечерю со Своими апостолами и причащает их Своими Телом и Кровью (освященными Хлебом и Вином). Через благодатную жизнь Церкви православные христиане могут духовно участвовать в этой неповторимой Тайной Вечере. На ней «мы становимся участниками той же Божественной Трапезы, что и святые апостолы, потому что приобщаемся тем же Святым Тайнам, что и они» .

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

17. На ком видимое знамение благоволения Божия ( Деян.10:11–13 ), того отвергать мы не можем без опасности быть противниками Богу ( Деян.5:39 сл.). Господь наш И. Христос есть Бог Иудеев и язычников ( Рим.3:29 ), и сим последним Он ниспосылает такой же дар, как и первым: все сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:26 ). Кто может противиться Богу? Кто может противиться Иисусу Христу ( Деян.9:5 )? 18. И язычники могут иметь покаяние в жизнь ( Рим.2:15 ), только бы не хвалились своими делами перед Богом ( Рим.3:20 ): но будущая жизнь язычников, живущих по разуму ( Рим.2:14 ), и при этом совсем не подобна жизни верующего во Христа, Спасителя от всех грехов ( 1Кор.2:9 ). По вере во Христа и язычники могут иметь покаяние в жизнь вечную ( 1Кор.2:9 ). 24. Добрые дела предуготовляют нас к приятию дара Духа Святаго и к вере в Господа Иисуса. Есть добродетель естественная, и есть добродетель благодатная; кто имеет сию последнюю, тот делает добро по вере в спасающую благодать И. Христа. С кем рука (благодать) Господня ( Деян.11:21 ), тот, горя духом веры, многих обращает к Господу Богу. 26. В церкви (λησα) бывает немалое число людей, а верующих не меньше двух или трех ( Мф.18:20 ). Христианская церковь состоит из Христиан, наученных не человеческой мудрости, но вере во Христа, как духовной силе ко спасению ( 1Кор.2:4–5 сл.). 27–28. Пророчество, оправдываемое событием, есть предсказание Духа Святаго устами Пророка ( 2Пет.1:21 ). 29–30. Бог производит в нас и хотение на добро и действие, по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). 30. Благотворения и пожертвования в пользу Церкви идут через руки Священников к церковным Старостам. Гл. 12. Ст. 1. Поднять руки на кого иногда означает – гонение: никогда не поднимай ни на кого рук ( 1Пет.3:11 ), и не убивай. 2. Мученическая смерть подобна святому крещению ( Мф.20:23 ), но не все крещаются сим крещением, а только те, которым назначено запечатлеть веру свою в Бога кровию. Кому Бог назначил нести особенный Крест, тот помышллй о том, как бы донести его до могилы ( Откр.2:10 ; Мф.24:13 ), а не о том, чтобы прежде совершения крестного пути вступить в царствие небесное ( Мф.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   Когда ты слышишь «век», не думай, что тебе точно известна величина века. Ибо слово «век» имеет много значений: веком называется и время жизни каждого человека, и вся настоящая жизнь; и будущая бесконечная жизнь, после воскресения, тоже называется веком. Если же веком называется бесконечная жизнь после воскресения, то как ты можешь называть веком тысячу лет?    Веком называется не какая-то часть времени, исчисляемая движением и заходом солнца, то есть составленная из дней и ночей, но то, что простирает Присносущный, как движение годов и как разделение; ведь то, что для видимых есть последовательность годов, для Присносущного есть век, как о том говорит Григорий Богослов. Исаия же сказал: «Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли» (Ис. 40:28). И Сусанна говорила «Боже вечный!..» (Дан. 13:42) И Варух писал «Буду взывать к Вечному во дни мои» (Вар. 4:20). О Боге же говорится: Вечный и Превечный, «чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2). Еще говорят так: «веки вечные»; век — един, он содержит все века, и век вечный обозначает и нынешние, и будущие века. Говорится также: «вечная жизнь» и «вечная мука бесконечная». Но если после воскресения год не будет исчисляться ни днями, ни ночами, а будет только один день, не склоняющийся к вечеру, и он называется век — то как же века могут исчисляться тысячами годов?    Если где-либо в Писании и говорится, что век — это тысяча лет, то ведь и сама тысяча не есть нечто определенное, подтверждение чему можно легко найти в Писании. Так, Давид сказал: «Слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму» (Пс. 104:8—9). И ты не найдешь в Писании, что Бог завещал Аврааму слово на тысячу лет; но посмотри внимательно, что завещал Бог Аврааму. Ибо написано «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1). И потом еще сказал: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный» (Быт. 17:7). Слышишь, что сказал Он: «завет вечный, — а не в тысячу родов».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 44. Будущая жизнь Бог сотворил человека, спас его после грехопадения, даровал ему различные спасительные средства, чтобы он стремился к соединению с Ним и через это вечно блаженствовал. Вечное блаженство назначено для всех людей и все должны стремиться к достижению его. Вся земная жизнь человека есть время испытания и приготовления к этому блаженству. С прекращением земной жизни, оканчивающейся смертью, праведным судом Божиим решается, достиг ли человек своей цели или нет; если достиг, то он получает вечное блаженство, если нет, осуждается к вечному мучению. Что после этой земной жизни, оканчивающейся смертью, наступает сейчас же частный Божественный суд, видно из Священного Писания. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын человеческий» ( Мф.24:44 ). «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» ( Лк.23:43 ). «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках». ( Лк.16:22–23 ). «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин.9:4 ; Рим. 6:23 ; 1Фес.5:2 ; Евр.9:27 ). Вечное блаженство праведников превосходит всякое наше земное представление, как видно из слов Святого Апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Что же такое есть само по себе высшее блаженство и в чем, собственно, оно будет состоять? Все люди сознательно и несознательно стремятся к высшему блаженству, высшему спасению. Различные религии и философские учения стараются определить, в чем состоит высшее счастье. Однако только одно христианство правильно научает нас, каким образом и где может человек достигнуть высшего счастья. Христианская религия прямо говорит нам, что вечная блаженная жизнь есть высшее блаженство и спасение. Мы не можем указать, в чем, собственно, будет состоять высшее блаженство и счастье, но мы можем только указать некоторые признаки, без которых немыслимо высшее счастье и блаженство. Признаки эти следующие: высшее счастье, прежде всего, должно быть действительным, как действительно наше бытие, и в тоже время для нас достижимым: все только воображаемые идеалы, все самые совершенные понятия о высшем благе не могут считаться высшим благом, раз их нет в действительности и существуют они только в воображении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Бог сотворил человека из земли, как я сказал тебе раньше, вдунул в него дыхание жизни, которое называется душою. Душа есть существо духовное и разумное. Так как мы осуждены на смерть, то мы все умираем. И никто из людей не может избежать этого. Смерть души отлична от смерти тела. Тело, созданное из земли, снова обращается в землю отдельно от души и, разлагаясь, уничтожается. Душа же, будучи безсмертна, отправляется туда, куда велит Господь, смотря по тому, какое место она сама себе уготовала в сожитии с телом. Что кто посеетъ здесь, то он пожнет там. Потом, через много лет, придет Христос, Бог наш, в страшной и невыразимой славе Своей, судить мир, устрашась Котораго небесныя силы придут в ужас, и все легионы Ангелов в трепете предстанут пред Ним. Тогда по гласу Архангела и по трубе Бога, воскреснут все мертвые и предстанут пред Его грозным троном. Воскресение есть соединение опять души с телом. Тело же, уничтожившееся и разсыпавшееся, возстанет невредимым; и пусть тебе это не кажется невероятным. Нет ничего невозможнаго, чтобы тело, созданное с самаго начала из земли и превратившееся опять в землю, из которой было сделано, по повелению Создателя, снова возстало невредимым. Достаточным доказательством возможности этого будет для тебя то, если ты представишь себе, сколько всего Бог сотворил из ничего (потому что Бог сотворил человека из земли, которой прежде не было). Каким же образом земля стала человеком? Каким образом появилась земля, несуществовавшая прежде? Какую подпору имеет она? Каким образом на ней появились безчисленные роды неодушевленных предметов, растения и другия произведения? Откуда такое разнообразие тварей? Сотворившему все из ничего и теперь еще творящему вполне возможно возстановить из земли умершия и разложившияся тела, чтобы каждый получил по делам своим. Здешняя земная жизньжизнь деяний, будущая же — жизнь воздаяний за деяния. В этом воскресении и воздаянии и заключается справедливость Божия. Ибо многие праведники, потерпев здесь много невзгод, подверглись насильственной смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Бог сотворил человека из земли, как я сказал тебе раньше, вдунул в него дыхание жизни, которое называется душою. Душа есть существо духовное и разумное. Так как мы осуждены на смерть, то мы все умираем. И никто из людей не может избежать этого. Смерть души отлична от смерти тела. Тело, созданное из земли, снова обращается в землю отдельно от души и, разлагаясь, уничтожается. Душа же, будучи бессмертна, отправляется туда, куда велит Господь, смотря по тому, какое место она сама себе уготовала в сожитии с телом. Что кто посеет здесь, то он пожнет там. Потом, через много лет, придет Христос, Бог наш, в страшной и невыразимой славе Своей, судить мир, устрашась Которого небесные силы придут в ужас, и все легионы Ангелов в трепете предстанут пред Ним. Тогда по гласу Архангела и по трубе Бога, воскреснут все мертвые и предстанут пред Его грозным троном. Воскресение есть соединение опять души с телом. Тело же, уничтожившееся и рассыпавшееся, восстанет невредимым; и пусть тебе это не кажется невероятным. Нет ничего невозможного, чтобы тело, созданное с самого начала из земли и превратившееся опять в землю, из которой было сделано, по повелению Создателя, снова восстало невредимым. Достаточным доказательством возможности этого будет для тебя то, если ты представишь себе, сколько всего Бог сотворил из ничего (потому что Бог сотворил человека из земли, которой прежде не было). Каким же образом земля стала человеком? Каким образом появилась земля, не существовавшая прежде? Какую подпору имеет она? Каким образом на ней появились бесчисленные роды неодушевленных предметов, растения и другие произведения? Откуда такое разнообразие тварей? Сотворившему все из ничего и теперь еще творящему вполне возможно восстановить из земли умершие и разложившиеся тела, чтобы каждый получил по делам своим. Здешняя земная жизнь - жизнь деяний, будущая же - жизнь воздаяний за деяния. В этом воскресении и воздаянии и заключается справедливость Божия. Ибо многие праведники, потерпев здесь много невзгод, подверглись насильственной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Будем ли искать его в постоянном наслаждении чувственными благами в ежедневных пиршествах и празднествах, в удовлетворении страстей своих? Пожелаем ли последовать примеру евангельского богача, говорившего душе своей: покойся, ешь, пей, веселись ( Лк. 12, 19 )? Люди, подобные этому богачу, бывали всегда и везде; много их и в настоящее время. Вот как они рассуждают, по свидетельству премудрого Соломона: коротка и прискорбна наша жизнь, говорят они, и нет человеку спасения от смерти... Случайно мы рождены и после будем как небывшие... и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших... Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти... Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни... никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это доля наша и наш жребий ( Прем. 2, 1–2; 2, 4–7; 2, 9 ). Неужели же последуем примеру этих людей, так безумно, по свидетельству апостола, восклицающих: Станем есть и пить, ибо завтра умрем ( 1Кор. 15, 32 )? Прежде всего, не всякий имеет столько материальных средств, чтобы предаваться постоянно наслаждениям земным. Но и тот, кто имеет такие средства, может скоро утомиться постоянными празднествами, может устать в однообразии удовольствий; пропадет для него и вся мнимая прелесть наслаждений; сам он потеряет силу и крепость, преждевременно состарится. Тогда опять настанет для него скука и тоска, с придачею утомления жизнью. А иной, иногда и богатый, и обладающий средним достатком, а тем более угнетаемый бедственным положением, ничем не утешается, озлобляется на вся и на всех, даже и на самого себя,., и что же? Смерть, но не своевременная и естественная, а преждевременная и насильственная, кажется ему лучшим исходом. Первые, не имея утешения, ищут его и находят не в том, что может действительно его доставить, а этот последний отчаивается во всяком утешении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Вера без любви ничего не значит, хотя бы силою веры люди могли горы передвигать с одного места на другое. Св. ап. Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор. 13:1 ). Многие из нас пересыпают свои мелочные суждения словами, заимствованными из Св. Писания, но так душевредительно, что они в глазах других делаются жалкими, потому что святые слова в их устах – это звук медного заржавленного гроша, брошенного на тонкую металлическую тарелку. Без любви ничем нельзя угодить Богу: пусть бы молились и свои молитвы возносили к Господу днем и ночью, но без любви они будут отринуты Богом. Он говорит через пророка: «милости хочу, а не жертвы» ( Ос. 6:6 ). Святой ап. Павел учит: «если я раздам все имение мое и отдам самое тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:3 ). Иначе и быть не может, потому что Бог наш есть Бог милосердия, щедрот и человеколюбия, а мы только орудия Его всеблагого Промысла. В душе нашей должна быть любовь крепкая, живая, безупречная. Возьмем себе в пример жизнь св. Иоанна Богослова и постараемся жить всегда согласно с его учением. В третьей главе своего первого Послания он учил: «Дети! да не обольщает вас никто». (Не обольщайте и сами себя самомнением о своих мнимых добродетелях.) «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной» ( 1Ин. 3:7, 17, 18 ). Если бы мы послушались этого урока, то увидели бы не в мечтах воображения, но в действительности любовь – Царицей семьи, дружбу – Царицей знакомства, доверие – святыней и связью общества. И тогда мы могли бы с отрадным убеждением сказать: «Сам Бог за нас, потому что Он есть любовь, а против нас – только мирская молва, диавол и его прислужники». Без любви к ближним земная жизнь – плен, без любви будущая жизнь – тьма кромешная. Аминь. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Господь будет строг ко всем нашим худым делам, словам и мыслям. Но Он же воздаст каждому и за доброе слово и дело, и даже мысль. Каждое слово доброе, каждый стакан воды, поданный нищему, – все это будет оценено Богом во сто крат. Давайте, и дастся вам: мерою доб­рою, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38). Ты накормил голодного, приютил сироту, защитил вдовицу, уте­шил узника и странника – все это Господь примет, как если бы сделал это Самому Ему. А если ты заблудшего брата твоего, пребывающего в неверии и расколе, обратил к Богу и Его Святой Церкви – ты помог собственной душе своей. Если стыдно будет нам, когда узнают люди на­ши недобрые мысли о них, то отрадно станет нам, когда ближние наши узнают, что к ним всегда мы чувствовали любовь и желали им только добра. А вечная блаженная жизнь будущая, когда забыты будут и слезы, и печали, когда не будет злобных нападок со стороны сатаны и слуг его, – жизнь в кругу святых Ангелов и угодников Божиих, а главное, в общении со Сладчайшим Богом – что может быть более светлого и блаженного! А ведь все это откроется и начнется для последователей Христо­вых и в полной мере – только после второго пришествия Христова и Страшного Суда Его, как вещает нам Сам Спаситель: Посему как соби­рают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и де­лающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скре­жет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 40-43). О, если бы, возлюбленные, Господь Бог не лишил и нас этой бла­женной жизни! О, если бы и все заблудшие братья наши порвали с не­верием и жизнью без Бога и направили бы всю свою жизнь в сторону Бога и Его Святой Церкви! Будем о них молиться Милосердному Богу, а сами будем со страхом соделывать свое спасение, будем следить за каждым своим делом, сло­вом, мыслью, чтобы и нам всем услышать тот блаженный глас Спасите­ля нашего и Судии: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/819-...

Для чего не умер я, выходя из утробы? – восклицал Иов среди своих искушений. – Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото... Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего... Я знаю, – говорит Иов, –Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога ( Иов19:25,26 ; Иов3:11–19 ). Царь и пророк Давид свидетельствует, что умершие сами себе уже ничем не могут помочь, за них должны молиться живые: во гробе кто будет славить Тебя? ( Пс.6:6 ). Праведный Иов сказал: прежде нежели отойду... в страну тьмы u сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма ( Иов10:21,22 ). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Приведенные здесь цитаты из Священного Писания опровергают неверное мнение о том, будто в Ветхом Завете ничего не говорится о бессмертии души, о ее загробной жизни. Это ложное мнение опровергнуто профессором Хвольсоном, который провел в Крыму исследования могил и надгробных памятников иудеев, умерших еще до Рождества Христова. В надгробных надписях видна живая вера иудеев в бессмертие души и в загробную жизнь. Этим важным открытием также опровергается другая нелепая гипотеза, будто идею о бессмертии души иудеи заимствовали у греков. Свидетельством и неоспоримым доказательством истины бессмертия души и ее загробной жизни является Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Он наглядно, осязательно, неопровержимо доказал всему миру, что вечная жизнь существует. Новый Завет – это восстановление потерянного единства человека с Богом для вечной жизни, для жизни, которая начинается для человека за гробом. Иисус Христос воскресил сына наинской вдовы, дочь Иаира, четырехдневного Лазаря. Еще один факт, подтверждающий существование загробной жизни, – это явление пророков Илии и Моисея во время славного преображения Господа на горе Фавор.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010