В.М. Зоберн Скачать epub pdf Предисловие Наша жизнь на земле непрочна и суетна, порой ее ровное течение омрачается невзгодами. Человеческое счастье на земле ненадежно и шатко: радость чередуется с горем, рядом с богатством ходит нищета, здоровье может быть подорвано болезнью, итогом нашей жизнь является смерть. Становится грустно от того, что жизнь столь скоротечна. В чем же искать утешение? Неужели в наслаждениях земными благами, в удовлетворении своих страстей? Так можно уподобиться евангельскому богачу, говорившему своей душе: покойся, ешь, пей, веселись ( Лк.12:19 ). Неверующие рассуждают, по свидетельству премудрого Соломона, так: Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями ( Прем.2:6–7 ). Неужели мы последуем примеру людей, легкомысленно восклицающих: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! ( 1Кор.15:32 ). Не каждому по средствам постоянно предаваться наслаждениям. Да и того, кто имеет такую возможность, может утомить бесконечное веселье. Человек пресыщается удовольствиями, теряет силы, преждевременно стареет. Тогда на него снова нападает тоска, но к ней присоединяется еще и усталость от жизни. А другой человек, бывает, не утешается ничем, озлобляется на все и на всех, даже на самого себя. И что же? Смерть, но не естественная, а преждевременная, насильственная, кажется ему лучшим выходом, и он впадает в отчаяние. Но те и другие забывают о самом лучшем утешении, за которым не надо далеко ходить, которое не надо искать, потому что оно заложено в нашей природе. Это утешение состоит в твердой надежде, что наша земная жизнь не закончится со смертью . Апостол Павел говорит о будущей загробной жизни: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ( 1Фес.4:13 ). Будущая жизнь настанет для всех, и ожидание этого – источник истинного успокоения. Человеческий разум, озаренный Словом Божиим, не сомневается в продолжении жизни за гробом. Для нас, православных христиан, вера в будущую загробную жизнь – непререкаемая истина, записанная в одиннадцатом и двенадцатом членах « Символа веры »: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Как живут наши умершие

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

ЖИЗНЬ БУДУЩАЯ, ВЕЧНАЯ Жизнь человека бывает троякой Как смерть, так и живот «троякий». Первый «телесный», когда душа с телом совокупно пребывает. Сей живот такожде, якоже и смерть телесная, всем праведным и грешным общий есть. Вторый живот «духовный», который соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от святаго Бога отлучает ( Ис. 59, 2 ) и, тако умерщвляет; тако вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Якоже бо чувственныя вещи, к свету, например; солнцу или светильнику приближавшиеся, свет в себе приемлют и освещаются: тако душа, верою к Богу приближавшаяся, свет от Него и живот приемлет, и тако просвещается и оживляется от присносущнаго Света и Живота. Третья жизнь есть «вечная», в которой преддверие есть вышеписанная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Никто бо не внидет в вечную жизнь, аще от мертвых дел не воскреснет ныне. «Ибо вне псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» ( Апок. 22, 15 ). Надобно убо неотменно человеку сперва зде востать, верою Христовою оживиться, и тако отворятся ему двери к вечному животу (3:233). Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается Вечность, в которой по восстании от мертвых и окончании праведного Христова суда пребывать будем, не ино что есть, как едино начало без конца: она всегда начинаться будет, но никогда не скончается. Воображай в уме, что пройдет сто тысящей лет: нет конца вечности. Пройдет сто тысящей веков (век в себе заключает сто годов): нет конца вечности. Пройдет тысяча тысящей веков и миллион миллионов: нет конца вечности, то только начинается. И хотя далее умом поступать будешь в вечность, едино увидишь начало без конца. Сколько ни собери миллионов веков в ум твой, то вси они так имеются противу вечности, как едина капля воды против целаго океана, или как маковое зерно противу всего света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу умалиться и скончаться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем далее простираешься умом в вечность, тем большая долгота ея открывается, ибо бесконечна. Добре некоторые изображают вечность сими словами: вечность есть «всегда и никогда», то есть, всегда будет, но никогда не кончится (2:247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Слово VII, в котором повествуется о том, что христианам не подобает сквернословить, пересказывать языческие анекдоты, острословить и смеяться Вступление Человеческая жизнь, благословенные христиане, делится на две части: настоящую и будущую. Настоящая жизнь – это плач и слезы, а будущая – смех и радость. Настоящая преисполнена скорби и слез, а будущая, напротив, – веселья и радости. Нынешнее время 81 – пора сева, а будущее – жатвы. В настоящее время – пора брани и подвигов, в будущем придет время побед и венцов. Кто сейчас живет, исполняя заповеди Господни, тот потом будет жить, чтобы принять награду и воздаяние за свои подвиги. Таков естественный порядок, введенный Богом: сначала сеют, потом жнут; сперва воюют и побеждают, а после принимают венец; сначала рыдают и плачут, потом радуются и смеются. Именно такой порядок Бог узаконил изначально в раю сладости, повелев Адаму возделывать и хранить заповедь, которую Он дал ему, а затем в качестве награды за его труды и хранение Адам получил бы от Него то, что сделало бы его богом по благодати и он вкушал бы блаженство: «И взял Господь Бог человека, которого создал и поселил его в раю сладости, чтобы возделывать и хранить его» ( Быт. 2, 15 ). Желая показать людям именно такой порядок, Бог сказал устами Екклезиаста, что вовсе не сначала время смеяться, а потом плакать, но сначала пора плакать, а потом смеяться: «Всему свое время и срок всякой вещи: время плакать и время смеяться, ( Еккл. 3:1 ). Именно такой порядок узаконил своим гласом в [земной] жизни собственноручно Сам Сын Божий, когда пришел на землю и стал Человеком, в блаженствах, какие Он изрек: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). И наконец, именно такому порядку научили божественные отцы и учителя нашей Церкви. Так, божественный Златоуст сказал: «Ныне время сеять, тогда – собирать и обогащаться» (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна). Как говорит преподобный Ефрем, «настоящее есть подвиг, упражнение и поприще, будущее же – награды, венцы и почести». А Исидор Пелусиот добавляет: «Ибо не воздаяние за труды здесь, но здесь борьба, а награды – после сего; так что во время подвигов да не ищут отдохновения и да не смешивают времен» (Письмо 679.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf 34. Что говорит Библия о детстве? Дети – самое главное в нашей жизни, так принято говорить, а детство – это самое счастливое время… В СССР детей даже называли «единственным привилегированным классом». Но в Библии мы не встретим ничего подобного. Как же относились в библейские времена к детям, и почему это отношение было не слишком похоже на наше нынешнее? Детство древних «Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями». Так описывает Библия благополучный исход человеческой жизни ( Иов 42:16–17 ). Долголетие – это понятно, но что еще включает библейский текст в эту «насыщенность днями»? Богатство, успешную карьеру, известность, творческие успехи, любовные приключения, интересную работу, верных друзей? Да, пожалуй, богатство; но, прежде всего – многочисленное потомство, а вот всё остальное – это уж как получится. Мы видим, что бездетные библейские персонажи, даже вполне обеспеченные, вместо того, чтобы наслаждаться статусом чайлд-фри, воспринимали бездетность как настоящую трагедию. Так плакала об отсутствии детей Анна, будущая мать пророка Самуила ( 1Цар 1 ), а позднее – Елисавета, будущая мать Иоанна Крестителя. И когда она, наконец, забеременела, то сказала об этом: «так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» ( Лк 1:25 ), – то есть бездетность была своего рода клеймом. Но при этом наши дальние предки совершенно бы не поняли – не в том смысле, что не одобрили, а именно бы не поняли – такие черты нашего мира, как особая «культура детства» и ориентированное на детей общество, в котором взрослые все охотнее смотрят блокбастеры и носят одежду, предназначенную изначально для детей. И, наоборот, мы, глядя на их жизнь, поражаемся тому, как жестоко, с нашей точки зрения, они обходились со своими детьми, причем такое отношение мы находим практически у всех древних народов. Широко известен спартанский обычай сбрасывать не понравившихся новорожденных со скалы, но и по ранним законам Римской республики отец семейства обладал практически неограниченными правами над всеми, кто в семейство входил, и разница между рабами и детьми была тут не такой уж и большой. Он, например, мог продать своих домочадцев в рабство и даже казнить. Притом сына можно было продать даже три раза – только после третьей продажи отец терял на него права (с дочерью это происходило после первой продажи). Поэтому, кстати, и апостол Павел пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди Собрание проповедей архимандрита Кирилла (Павлова) в аудио и текстах О достоверности будущей вечной загробной жизни (проповедь в родительскую субботу 3-й седмицы Великого поста) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Церковь, как нежная и чадолюбивая мать, которая заботится не только о спасении живых, но простирает свою заботу и о спасении душ отшедших от нас отцев и братий, собрала нас сегодня, чтобы мы вознесли молитвы ко Господу о упокоении всех усопших в месте светле, в месте покойне. Вознося свои молитвы, мы должны, не сомневаясь, быть уверены в том, что Господу они приятны, и Он приимет их как жертву, которая благотворно повлияет на состояние душ усопших. Мы не должны забывать усопших, ибо они - наши братия по духу и плоти, которые живут сейчас в другом мире и ждут от нас молитвенной помощи. Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой - мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами. А совершая молитву за усопших, мы вместе с тем должны и сами себя готовить к переходу в иной мир, помышляя почаще о своем смертном часе и укрепляя веру в будущую загробную жизнь. К сожалению, в наше время некоторые люди совершенно отвергают бытие бессмертной души и бытие будущей загробной жизни, а между тем вера в бессмертие души для каждого человека является главным источником его нравственно-разумной жизни. Смотря по тому, как человек относится к вере в будущую жизнь, у него складывается определенное мировоззрение, определенный взгляд на свое земное существование. Если человек твердо верует в будущую жизнь, то он старается свою жизнь на земле провести добродетельно, безгрешно, уклоняясь от всякого зла. При забвении же о вечности человек ходит во тьме и не знает, куда идет. И жизнь земная для такого человека является даром напрасным и случайным, и порою такие люди разочаровываются в своей земной жизни и оканчивают ее самоубийством. В том, что будущая загробная жизнь существует, нисколько не приходится сомневаться, ибо имеется много существенных доказательств в пользу этой истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление I. Слова Слово о мнимых нищих Чадо, животом просливым не живи ( Сир.40:29 ). С церковной кафедры если слышится слово о нищих, то это слово — за них и в пользу их. В настоящем случае мы желаем сказать свое слово не прямо в пользу нищих. Не оскорбитесь, братие, началом слова нашего и не закройте слуха и внимания вашего, привыкших слушать здесь только глаголы мира и любви, только вещания милосердия и человеколюбия. Таже любовь к Богу и ревность о благе ближнего, которая в устах служителей слова Божия возбуждает слово за нищих, — таже самая любовь и ревность заставляет и нас, хотя не без глубокого прискорбия, предстать пред лице ваше с словом вразумления и обличения людей, делающих себя нищими. Нельзя не видеть, братие мои, что между нищими очень, очень многие только прикрываются именем меньшей страждущей братии Христовой, в самом-же деле суть люди праздные и ленивые, боящиеся труда и работы, любящие праздность и покой, тунеядцы и бродяги в полном смысле слова, живущие и питающиеся именем Христовым, а в темноте своих углов, нередко совершающие такие дела, которые скорее достойны имени врага Христова — дела, о которых срамно есть и глаголати ( Еф.5:12 ). Ах, как горько, как тяжело согрешают эти жалкие братия наши таким постыдным образом жизни! Какую жалкую участь готовят они себе в жизни будущей, не смотря на то, что, кажется, более всех надеются в ней для себя счастия и блаженства!! Господь Бог, воззвавши человека к настоящей жизни, даровал ему известную долю сил, известную меру способностей для жизни. Чрез надлежащее развитие этих сил и правильное упражнение этих способностей человек и устрояет настоящую свою жизнь. Чем более и правильнее развивает кто свои силы и способности, тем более он устрояет земную жизнь свою истинно по-человечески. И наоборот: чем меньше кто трудится над своим развитием и усовершенствованием в жизни настоящей, тем меньше жизнь его походит на истинно человеческую. Правильное употребление телесных и душевных сил человеком в этой жизни имеет связь и с будущею жизнью. В слове Божием настоящая жизнь называется временем сеяния, а будущая — временем жатвы; в нем говорится, что в жизни будущей каждый получит по делом своим, восприимет мзду по своему труду. Это значит то, что судьба каждого из нас в будущей жизни будет соответствовать тому нравственному состоянию, до которого кто довел себя в жизни настоящей; что судьба эта будет не наградою только или наказанием, а первее всего — прямым и естественным следствием такого или иного образа поведения нашего в жизни настоящей.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского 1698 Память 2 марта Святой Арсений родился в городе Твери от благочестивых, благородных и зажиточных родителей. Ни год его рождения, ни имена родителей неизвестны. Испросив у Бога себе сына, родители блаженного всего более заботились о том, чтобы насадить в сердце его страх Божий. Спустя несколько времени они отдали отрока для обучения грамоте. С Божией помощью он скоро обнаружил такие успехи, что превзошел всех своих сверстников. Арсений был юн возрастом, но хорошо понимал, что все блага сей жизни непостоянны и скоропроходящи. Он помышлял и заботился лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. По прошествии некоторого времени родители преподобного скончались, перед кончиной заповедав сыну жить свято и богоугодно, твердо хранить заповеди Господни и соблюдать веру христианскую, и оставили ему все свое имение. Предав погребению своих родителей, святой еще чаще стал помышлять о спасении своей души. Он думал: – Знаю, что я пришлец и странник на земле. Кратка и недолговременна жизнь здесь, а будущая жизнь бесконечна. Большое имение оставили мне родители, но душа моя не радуется о том. Ибо сказано в Писании: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 .) Размышляя так, он стал раздавать свое имение бедным: одевал нагих, посещал больных, помогал вдовам и сиротам, заступался за обиженных. Но завистник рода человеческого, видя благочестивую жизнь святого Арсения, воздвиг на него брань. Он вложил некоторым сродникам блаженного мысль, что юноша нехорошо делает, щедро раздавая родительское имение. Сродники святого то советовали ему вступить в брак, то поносили и укоряли его, говоря: – Смотрите, этот святоша разорил весь дом родительский и без дела проводит свою жизнь. Но такие слова не смущали благочестивого юношу. Господь вложил ему мысль – отправиться в Печерскую обитель, где некогда подвизались и просияли своими добродетелями преподобные Антоний и Феодосий . Отпустив на волю всех рабов и раздав нищим свое имение, юный подвижник тайно покинул родной город и направился в Киево-Печерскую обитель, куда его звал голос, услышанный им во сне. Придя в монастырь, святой упал на колена пред настоятелем и просил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Книга вторая Глава 1 (15). О веке Сам сотворил века – бывший прежде веков, к Которому божественный Давид говорит: от века и до века Ты еси ( Пс. 89, 2 ). И божественный апостол: Имже и веки сотвори ( Евр. 1, 2 ). Однако же, должно знать, что имя века – многозначаще; ибо оно обозначает весьма много. Ибо называется веком и жизнь каждого из людей. Опять веком называется и время тысячи лет. Опять называется веком вся настоящая жизнь, веком – также и будущая, бесконечная после воскресения ( Мф. 12, 32 ; Лк. 20, 34 ). Веком опять называется не время и не какая-либо часть времени, измеряемая движением и бегом солнца, то есть составляемая днями и ночами, но как бы некоторое временное движение и расстояние, которое тянется подле и вместе с тем, что – вечно. Ибо что именно есть время для того, что находится в зависимости от времени, этим для вечного служит век. Итак, говорят о семи веках этого мира, то есть: от сотворения неба и земли до общего как конца [бытия] людей, так и воскресения. Ибо есть, с одной стороны, частный конец, смерть каждого; с другой стороны, есть и общий, и совершенный конец, когда будет общее воскресение людей. Восьмой же век – будущий век. Прежде же устроения мира, когда не было солнца, разделяющего день от ночи, не было и века, который можно было измерять, но было как бы некоторое временное движение и расстояние, которое тянулось подле и вместе с тем, что вечно; и в этом, конечно, смысле один век, поскольку и Бог называется вечным, но Он называется и предвечным, ибо Он сотворил и самый век; потому что Бог, один только будучи безначальным, Сам есть Творец всего, как веков, так и всего сущего. Ясно же, что, сказав о Боге, разумею Отца и Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и Всесвятого Духа Его, единого Бога нашего. Говорят же и о веках веков, поскольку и семь веков настоящего мира обнимают много веков, то есть человеческих жизней, и о веке одном, который вмещает в себе все века; и веком века называется нынешний век и будущий; вечная же жизнь и вечное наказание показывают бесконечность будущего века. Ибо и время после воскресения не будет исчисляться днями и ночами. Напротив того, будет один невечерний день, так как Солнце правды будет светло сиять праведным; для грешников же будет глубокая и бесконечная ночь. Поэтому каким образом [тогда] будет исчисляться тысячелетнее время оригеновского восстановления? Итак, Бог, Который и все без изъятия сотворил, и существует прежде веков, есть один Творец всех веков. Глава 2 (16). О творении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Митрополит Иларион: Нет такой притчи, которая не имела бы к нам отношения 3 ноября, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) После смерти человека уже не изменить его будущее. 2 ноября 2014 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди: «Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Каждый раз, когда мы слышим евангельские притчи о богатстве и богатых людях, первое, что приходит на ум, – это то, что, возможно, к нам они не имеют никакого отношения, ведь мы не являемся богатыми людьми. О богатых людях мы читаем или узнаем из новостей, и, может быть, сегодняшняя притча о богаче и Лазаре тоже относится больше к ним, нежели к нам? На самом деле, нет такой притчи, которая не имела бы к нам отношения. Нет такого слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которое относилось бы не ко всем, а только к некоторым из нас. Все, что говорит Господь Иисус Христос богатым, относится также и к бедным, и наоборот. И всякий раз, когда мы слышим Его притчи, мы должны стараться не только внешне сопоставить свою жизнь с иллюстрациями и образами, но и попробовать проникнуть в духовное содержание, ведь за некоторыми фразами скрывается более глубокий смысл, чем может показаться первоначально. Притча о богаче и Лазаре напоминает, что нам в своей жизни нужно на практике исполнять заповедь: «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор. 15:7). Но также сия притча говорит о двух совершенно разных реальностях: о реальности нашего земного мира, в котором мы сейчас с вами находимся, и о той реальности, что ожидает нас за порогом смерти. После смерти человека уже не изменить его будущее. Мы обычно думаем, что за порогом смерти все будет просто: все грешники будут наказаны за свои грехи, беззаконники ответят за свои беззакония, а праведники получат награду за добрые дела. Но мы забываем о том, что будущая жизнь для нас является тайной, ибо мы очень мало знаем о ней. Господь через сию притчу хотел предупредить всех людей о необходимости сегодня и сейчас изменять свою жизнь, расставаться с грехами, ведь потом будет поздно. Притчи Господни, которые все посвящены Царствию Небесному, приоткрывают завесу, за которой сокрыто наше будущее, это некое окно в Царствие Небесное.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-net...

Патриаршая проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя 3 ноября 2013 г. 18:08 3 ноября 2013 года, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем. Сегодняшнее воскресное богослужение было отмечено чтением Евангелия (Лк. 16:19-31), о котором вы слышали хорошую проповедь священника. Я не буду повторять вам это евангельское чтение, я только скажу о том, о чем всем нам нужно непременно знать. А именно о том, что притча о богатом и Лазаре есть наиболее подробное — конечно, применительно к человеческому пониманию, — сказание о том, что же ждет нас после смерти. Несомненно, Господь передает нам Свое откровение в тех категориях мысли, в той системе понятий, тем языком, которыми мы обладаем. И, наверное, невозможно человеческим языком, опираясь на человеческие знания, передать людям то, что означают новое небо и новая земля, эта будущая жизнь. У каждого поколения людей на основе общих знаний складываются какие-то собственные представления, но все они ущербны и, конечно, не соответствуют тому, что есть на самом деле, потому что полная правда о будущей жизни сокрыта от нас — может быть, просто потому, что мы своим умом, отталкиваясь от своих знаний, своей культуры, своего опыта, неспособны понять это откровение. Вот и притча о богатом и Лазаре — это тоже милость Божия. Господь и умным, и неразумным, и образованным, и необразованным, и жившим 2 000 лет назад, и живущим в XXI веке под замечательными, трогательными, волнующими до глубины души образами передает нам некую весть, некое скрытое послание о том, что нас ждет. В этих словах зашифровано нечто, что нам сегодня невозможно расшифровать, но когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем. Но даже из того, что мы сегодня слышали из притчи о богатом и Лазаре, мы должны сделать для себя одно самое важное заключение. Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка — это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся.

http://patriarchia.ru/db/text/3342539.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010