Отпусты на владычные праздники бывают краткие и полные. Краткие произносятся в самые праздники. В кратких отпустах не бывает воспоминаний: а) дней седмицы, б) святых храмовых, в) святых покровителей города, г) Иоакима и Анны и д) святых числа месяца. Полный отпуст праздника полагается произносить в дни попразднства до отдание праздника . В Служебнике сказано, что возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпуст. дневн. во всю седм. в конце). Полные праздничные отпусты содержат воспоминания: а) дней седмицы (кроме среды и пятка), б) святых храмовых, в) святых числа месяца, г) святых покровителей города и д) св. Иоакима и Анны. О полных отпустах сказано: в попразднство же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: «силою честного и животворящего Креста», прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга «Послед. утрени, вечерни и полунощницы», изд. Киево-Печер. Лавры, л. 86). В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в неделю (воскресенье), отпуст обыкновенно говорится воскресный , а не бывшего праздника. В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6й седмицы по Пасхе): Предстоятель с Крестом в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человгколюбец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен не положено), и осеняет предстоящих Крестом (и трисвещником) на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!» Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным знамением. Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых..». (трижды, быстро), и конечное — «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Со всех краев земли летят праведники, устремляющиеся вверх к Востоку, откуда исходит этот свет. Благодаря тому, что картина помещена на внутренней стене купола, группа представляется непрерывной. Среди фигур, ближайших к архангелам, виднеется разбойник с тяжелым крестом на плечах, тут же прародители Адам и Ева и убитый их сын Авель, царь Давид с арфой, Мария Магдалина с крестом в руках и Мария Египетская. Младенцы, убитые Иродом в Вифлееме; отдельною живою группою летят на облаках над остальными праведниками, Варвара Великомученица с широким мечем в руках, а вблизи ее великомученица Екатерина в венце и в царском одеянии возносится ангелами на небо. Невдалеке от них два русских мученика – Борис и Глеб с отцом своим св. Владимиром. Кроме того, в волнах розового света виднеются легионы других святых. Какое разнообразие лиц и эпох в этой картине, какое разнообразие здесь красок и тонов, какая тщательность работы, сколько экспрессивности, какой подъем высокого религиозного. настроения! Об этой картине говорят, что в изображенных на ней праведниках проявляется не идеализация земных образов, а сделана попытка воссоздать самые религиозные идеалы, стряхнув с кисти земной прах, что в них достигнуто удивительное слияние возвышенной простоты форм, простой, но могучей гармонии красок и тонов и недосягаемой красоты религиозных представлений. На части потолка главного наоса, ближайшей к главному куполу, среди разорванных туч изображена вершина креста с распятым Христом, а на следующей части потолка – скорбящий Бог-Отец, окруженный ангелами и простирающий над мipoм Свои руки. Эти изображения, полный высокой поэзии и глубокого лиризма, как бы дополняют друг друга, на что указывают и слова на втором из них: «возлюби Бот мip, яко Сына Своего Единородного дал есть нам». Еще на следующей части потолка, над хорами, помещено изображение Христа-Юноши, окруженного символическими образами евангелистов и держащего в одной руке крест, украшенный драгоценными камнями, а в другой – распущенный свиток, на котором начертано: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К рассвету весь вал был в наших руках и войска, перегруппировавшись, начали ещё более трудное дело – уничтожение турецких войск внутри города, так как последние, ожесточившись, отдавали каждый клочок земли только ценою смерти. Из всех защитников Измаила было убито 30860 человек и взято в плен 9 тыс. Мысль взять Измаил считалась безумием. Сами участники измаиловского штурма, глядя после – при дневном свете, – куда это им приходилось ночью взбираться и лезть, – сами не верили. И Суворов говорил, что на такой штурм можно пускаться только раз в жизни. Императрица писала, что другого подобного штурма в летописях военных она не знает. Турки, никак не ожидавшие взятия Измаила, впали в неописуемый ужас и оцепенение. На другой день было торжественное молебствие, которое служил герой – священник Полоцкого полка. Салютом из взятых орудий и благодарными речами А. В. Суворова к своим чудо-богатырям закончилось это торжество. Так пала последняя твердыня турок на Дунае. Путь к Балканам был открыт. И прав был священник Ф. Боголюбов, когда писал: «Твёрдая вера в Бога, крепкая надежда в Него, усердная молитва , низводя с неба невидимо помощь Божию, видимым образом сказывается в подъёме духа армии, в её мужестве и энергии. Знали это отцы и прадеды наши, знали – и говорили: «Кто боится Бога, тот неприятеля не боится». В самом деле, человек религиозный, всецело преданный Промыслу Божию, терпеливо переносит все лишения и испытания и спокойно – смело идёт навстречу всякой опасности. Для него не страшна сама смерть: «за веру святую, за Царя-Батюшку, за землю родную положу жизнь и душу: на то давал присягу», – в простоте сердца рассуждает Русский воин и безбоязненно вступает в бой с неприятелем». В годы Крымской войны 1853–1856 годов на плечи православного духовенства были возложены задачи разъяснения народу дипломатических усилий России, хода военных действий. Военное духовенство отвечало за «дух» армии. И в сложнейшей обстановке оно вело себя достойно своего призвания. Об этом говорят следующие факты. Иеромонах Иоанникий Добротворский с первых дней осады Севастополя постоянно был в траншеях, ежедневно обходил батареи с крестом в руках, вдохновляя солдат на подвиги. В ночь со 2 на 3 марта 1855 года в составе одного из батальонов Камчатского полка участвовал в ожесточённом бою, ободряя своим словом и примером солдат, тут же напутствовал умирающих, утешал и перевязывал раненых. Среди трупов вражеских солдат пастырь усмотрел офицера, притворившегося мёртвым, которого пленил и сдал военному начальству. За отличие и мужество иеромонах был награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вне богослужения ежедневно призывал к себе священников, а в особенности диаконов и псаломщиков, и учил их чтению и пению, при чем подробно объяснял смысл и значение того или другого обряда, историю праздников и т. п. Певчих своего хора накануне праздников непременно требовал к себе на спевку, при чем сам дирижировал ими. Часто у себя дома репетировал протодиакона, диаконов и иподиаконов в совершении архиерейской службы, особенно при предстоящей хиротонии во священника или диакона, пред освящением антиминсов, и вообще перед какими-либо особенными службами. Такие занятия продолжались по несколько часов подряд. Преосвященный Софония, несмотря на свои лета и значительную, при малом росте, полноту, в движениях и разговоре был быстр и жив, так что невольно удивлял своей энергией и неутомимостью. Малейшую ошибку со стороны священников, диаконов, причетников, или певчих архипастырь тут же громко поправлял, а после службы провинившемуся, несмотря на его сан, давал в алтаре длинную и чувствительную нотацию. Не оставлял он без замечания и молящихся в церкви мирян, если усматривал с их стороны какое-либо нарушение чина или порядка церковного. Так, во время одной пасхальной утрени, когда Преосвященный с крестом и трикирием в руках кадил народ, он заметил, что молящиеся на его каждение или отвечали одним только поклоном без осенения себя крестным знамением, или даже вовсе не кланялись, несмотря на то, что сам архипастырь незадолго перед этим, в обширной проповеди, подробно объяснял народу: когда и как нужно отвечать на поклон священнодействующего, и во время каждения им, например, с крестом в руках в святую Пасху. Это обстоятельство возмутило ревностный дух Архипастыря. Он громогласно приказал певчим замолчать и обратился к молящимся со следующими словами: «Православные торжествующие христиане! Вы не хотите мне, архиерею, держащему в руке святой крест и кланяющемуся вам с каждением вас фимиамом, ответить поклоном, а крест, символ вашего спасения, почтить крестным себя осенением? Вы забыли недавнее мое поучение о том.

http://pravoslavie.ru/36553.html

Полководец крестообразно надевает на себя широкую ленту, прикрепленную булавками в виде креста. Во главе легиона несут хоругвь, имеющую вид креста или украшенную крестом. Трофеи, – exvotae – воздвигнутые на поле битвы, представляют из себя фигуру креста. Крест сверкает повсюду в лагере. Рамзес II, Самсивуль, Агамемнон окружали себя при жизни и смерти крестами, подобно Константину Великому , Карлу Великому и Людовику святому. Говорим «при жизни и смерти – , потому что именно в виду смерти древние языческие люди умножали количество крестов. Покойник держит крест в своих руках или на своей груди; в могилах находят тело иногда с 4, 5 крестами. Смертное ложе, смертный саван, костюм плакальщиков покрыты крестами. Крест несут во главе траурного с покойником хода, бренчащие звонки, вовремя этого хода, куча дров, приготовленных для костра, урны (les ossnaires), алтари, воздаяния почести, или апофеозы, в Риме на полях Марса носят вид креста. Знаменитейшие могилы устроены в виде креста, крест украшает собою также памятники и надгробные колонны. И замечательно, по верованию некоторых язычников, крест должен предшествовать почившему при его восстании из мертвых. (См. брош. »Почит. Креста язычниками до Р. X.» соч. Лионскаго епископа Ансота). Ясно, что Промысл Божий, ведущий весь род человеческий к познанию истины, давал и дает указания язычникам на тот символ, который доставил вечное счастье человечеству, на то знамя, которое должны носить христиане, под которым все истинно верующие соберутся ради истины ( Пс. 59:6 ). Господь приготовил народы к восприятию христианства так, что стоило появиться христианскому проповеднику с св. крестом в руках, объяснить им истинный смысл почитания св. креста, как язычники, имея пред этой проповедью знак креста, быстро усваивали себе христианское учение. Нас спросят – почему же крест Господь избрал орудием, на котором пострадал? Почему такое прекрасное начертание, как крест, такую чудную фигуру креста люди избрали орудием столь позорной и столь мучительной казни? Мы на это отвечаем: Господь, Творец вселенной, начертал по всему миру духовному и физическому крест и этим самым показал, что возлюбленный Сын Его, восприявший плоть человеческую, посредством этого знака, разлитого по всей вселенной, избавит род человеческий от греха, проклятия и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Изображается монах, распятый на кресте, в рясе и камилавке, босой. Ноги его пригвождены к подножью креста, глаза закрыты, уста сомкнуты. Близ головы его над крестом написано: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. В руках он держит зажженные свечи, подле коих написано: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех. На груди его видна хартия, в виде палицы со словами: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей; на чреве его другая хартия, в виде надкрестного титла, с надписанием: да не прельстит тебя, монах, насыщение чрева; на подчревнике иная хартия, со словами: умертвите уды ваша, сущия на земли; ниже колен иная хартия, со словами: уготовите ноги ваша на путь благовествования мира. А на верхнем конце креста изображется пригвожденное титло со словами: мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа моего. На прочих же концах его изображаются печати со словами, на правом конце: претерпевый до конца той спасен будет; на левом: иже не отречется всего своего, не может быти ученик Христов; а на печати ниже подножия креста: тесен и скорбен путь вводяй в живот. С правой стороны креста изображается темная пещера и в ней большой свившийся змий и надписание: всепожирающий ад. Над пастью змия изображается молодой человек, нагой, с завязанными платком глазами, с луком в руках, пускающий стрелу в монаха; над луком его написано: сотвори блуд, а над самим стрельцом слова: любовь блудная. Над пещерою изображаются многие змеи с надписанием: помыслы. С правой стороны подножия креста изображается копье в виде хоругви с надписью: вся могу о укрепляющем мя Христе; а с левой стороны креста – башня. Из ворот ее выезжает человек на белом коне, повязанный платком, в златотканной одежде и в шубе; в правой руке он держит чашу с вином, а в левой копье, с губкою пониже острия с хартией, на которой написано: вкуси сладостей мира сего. Над ним пишется: суетный мир; а под ним изображается гроб, из которого выходит смерть, держа на плечах большую косу, а на голове часы и смотрит на монаха. Над нею видно надписание: смерть и гроб. Под руками монаха по обе строны его изображаются два ангела с хартиями, на которых у первого с правой стороны написано: Господь посла мя в помощь тебе; а у второго с левой стороны: делай добро и не бойся. Над крестом изображается небо и на нем Христос, имеющий на персях открытое Евангелие со словами: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Марк. 8, 31 ); и держащий в правой руке царскую диадему, а в левой – венец из цветов. Ниже его, по обе стороны изображаются два ангела, смотрящие на монаха и указывающие на Христа, держащие одну большую хартию со словами: подвизайся, да приимеши венец правды, и даст ти Господь венец от камений многоценных. Над целым изображением пишется: житие истинного монаха. XXIV. Душеспасительная и небошественная лестница

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

п. («Бой шаха с рим. имп. Валерианом I», 60-е гг. IV в., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж), зороастрийские божества, символы зороастризма, изображения жреца с барсумом (ритуальным пучком веток) в руке, стоящего перед алтарем огня. В многочисленной среде христиан Ирана эти типичные сюжеты нередко трансформировались в христианские (изображения крестов, сюжеты «Даниил во рву львином» и «Жертвоприношение Авраама», «Вход Господень в Иерусалим», коленопреклоненные перед крестом ангелы с венцом в руках, изображение Богоматери с Младенцем). Так, в изображение царя или героя, сражающегося со львом, добавлялись 2-й лев и крестыруках Даниила), что видоизменяло сцену в композицию «Даниил во рву львином». На нек-рых печатях в руке жреца вместо барсума изображен крест, на других - крест помещен на алтаре, заменяя языки пламени; изображение жреца перед алтарем огня с бараном - жертвой храму - за ним, такое же изображение с крестом, к-рое могло быть истолковано как «Жертвоприношение Авраама». В ряде случаев печати с подобными сюжетами снабжались среднеперсид. надписями, среди них встречались зороастрийские теофорные имена и магические формулы (гл. обр. в позднесасанидское время). С араб. завоеванием гос-ва Сасанидов и ближневост. территорий Византийской империи из Г. фактически исчезли фигуративные изображения, широкое распространение получили геммы с каллиграфическими надписями. В Китае эпохи средневековья Г. представлена в основном печатями с каллиграфически тонкими резными текстами; изображения сцен и портретов не встречаются. Раннехристианская Г. Поклонение Кресту. Камея. IV в. (Национальная б-ка, Кабинет медалей. Париж) Поклонение Кресту. Камея. IV в. (Национальная б-ка, Кабинет медалей. Париж) В IV в. появились первые геммы с изображениями, связанными с христ. историей (св. воины-мученики или ангелы по сторонам креста, с оглавым или оплечным образом Христа с крещатым нимбом - над верхней перекладиной; «Даниил во рву львином»; более редкие сюжеты, такие как «Вход Господень в Иерусалим» и др.) и христ.

http://pravenc.ru/text/165147.html

Ужасные вести пришли из Тулы и Харькова. По телеграфному сообщению «Вечернего часа» (5 февраля) в Туле 2 февраля был назначен крестный ход. С утра к Кремлю начали стекаться многотысячные толпы народа. После богослужения в соборе молившиеся вышли из Кремля, намереваясь пройти к Киевской улице. Первой вышла процессия с хоругвями. На руках несли всеми чтимую икону Казанской Богоматери. Раздался залп в воздухе. Процессия двигалась. Залпы продолжались. Затрещали пулеметы. Впереди шел старик-рабочий с крестом в руках. Его остановили, скрестив оружие и направив на него револьвер. Старик крестом выбил револьвер и пошел дальше, за ним двинулась 20-тысячная толпа. Раздались новые залпы. Улица обагрилась кровью. Упали первые убитые и раненые. В этот момент из Кремля выступило облаченное в ризы духовенство с еп(ископом) Корнилием во главе. Раздался новый залп. Епископ Корнилий упал раненый. Священники бросились назад, снимая на ходу облачения. Толпа в панике побежала по улице. Пулеметы были установлены на колокольне. Убитых насчитывается 13, раненых много. В числе убитых – 2 рабочих оружейного завода. Ранение епископа Корнилия не опасно. Первая перевязка сделана была ему в городской больнице. Ранен был архиерей в то время, когда поднял крест для благословения народа. Большевистская «Правда» дает явно ложное освещение злодеяния, сочиняя, например, будто участники крестного хода собирались освободить заключенных в тюрьму промышленников. В тот же день расстреляли крестный ход и в Харькове. В пятницу в Харькове предполагался грандиозный крестный ход и демонстрация против Декрета об отделении церкви от государства. В пятницу с утра у церквей стали собираться большие толпы народа, разгоняемые красногвардейцами. По улицам разъезжали автомобили с пулеметами и броневики, ходили вооруженные патрули красногвардейцев и солдат. Возле Никольской церкви толпа отказалась разойтись. Красногвардейцы открыли по ней огонь. Трое ранено. Поднялась невообразимая паника. Толпа быстро рассеялась. Крестный ход не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утром начался артиллерийский обстрел, и в его разгар появился иером[онах] Амвросий в своей камилавочке и с деревянным крестом в руках. За время стояния в резерве полк был пополнен из запасного батальона. Большинство стрелков было не обстреляно, да и старые, как это всегда бывает после перерыва, отвыкли от артил[лерийских] разрывов, и в наших слабеньких окопах стрелки пригибались молча к земле. Появление иеромонаха, прямо идущего под выстрелами, внесло сперва удивление, а затем бодрость; иер[омонах] Амвросий благословил и дал приложиться ко кресту моим стрелкам, бывшим после боя, [прошедшего] накануне, в резервных окопах, а затем по совершенно открытому месту пошел к окопам первой линии. Стрелки ему закричали: «Батюшка, убьют», - на что он им спокойно ответил: «Всё в руках Божьих, и по воле Его никакая пуля не возьмет», затем благополучно дошел до [первой] линии, и тогда стрелки разговорились, начали постепенно углублять окопы и обсуждать одобрительно появление иером[онаха] Амвросия, говоря: «Ему бы сидеть сзади, а он к нам пришел». Помню чьи-то слова: «Лежу, и как зажужжит, - думаю, в меня, а теперь знаю, что не убьет». И на вопрос: «Почему?» - ответил: «К Кресту приложился; я молился, - он, глядь, батюшка подходит, и ко мне первому - это знак!». - По приказанию командира полка поведение иером[онаха] Амвросия 14 февраля 1915 года было мною изложено в виде особого свидетельского показания, и за этот подвиг он получил, кажется, наперсный крест на Георгиевской ленте. С тех пор, как только начинался усиленный артиллерийский обстрел или ружейная стрельба, в окопах появлялся с крестом в руке иер[омонах] Амвросий, которого стрелки уже поджидали. Помню еще случай 11-го марта того же года, уже на другой позиции, у высоты 85, когда наш батальон сидел в лесу, в 15-20 шагах от немцев, и они начали нас забрасывать минами, испытанными нами здесь впервые и произведшими сначала угнетающее впечатление. Какой-то стрелок, прижавшись к траверзу, заметил: «Только хоть бы батюшка пришел»; и батюшка не обманул его ожидания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Затем совершается божественная литургия св. Златоустого без всяких против обыкновенного изменений (лишь вместо «Достойно есть яко воистину» и пр. ирмос девятой песни, как и во все двунадесятые праздники, с припевом «Ангел вопияше») вплоть до того времени, когда священнослужители причастятся. Но отсюда опять все пасхальное: на все возгласы иерея народ отвечает одной песней: «Христос воскресе из мертвых» и пр. Эту же песнь повторяют многократно, вместо тридцать третьего псалма: «Благословлю Господа на всякое время». Этой же песней завершается и вся литургия. Именно, иерей, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже» и пр., с крестом в руках поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а народ доканчивает ее. Затем он крестом осеняет, народ с тем же «Христос воскресе», и, облобызав св. крест с ответным «Воистину воскресе», выходит народ из церкви. Так совершается литургия и во всю неделю Пасхи. Вечерня первого дня светлой недели Вечерня первого дня светлой недели также ознаменована особенной торжественностью. Чего не бывает ни на одной вечерни в году (собственно вечерни, без соединения с литургией), на этой иерей облачается во всю священническую одежду. Так с первых и до последних минут этого великого и чудного дня, во всем – до облачения священнослужителей выражается вся полнота духовного торжества и душевной радости. Вечерня начинается точно также, как начинались утреня и литургия: многократным пением «Христос воскресе из мертвых» и пр., причем иерей окаживает св. престол и весь алтарь. После великой ектении, на «Господи воззвах» шесть воскресных стихир второго гласа (три собственно воскресных и три, так называемых, восточных, т. е. анатолиевых, содержание которых: крест и воскресение Господа). «Слава» особенная стихира: «Воспевая спасительную песнь, не обинуясь выскажем: придите все, припадем к Господу в дому Его с словами: распявшийся на дереве, воскресший из мертвых и нераздельно всегда сущий с Отцом, очисти наши грехи». И ныне – воскресный богородичен второго гласа «Прейде сень законная» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010