Поучение на память святой великомученницы Екатерины, месяца ноября, в 24 день («Агница Твоя, Иисусе, Екатерина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся» (Тропарь общий мученице)) Войдя в праздничный день святой великомученицы Екатерины в этот ее пречестный храм, поклонившись по благочестивому обычаю местной ее иконе и облобызав ее, я удивился, слушатели благочестивые, удивился, говорю, такому изображению ее на честной иконе, что девица держит крест в руке своей. Крест приличествует рукам архиерейским, иерейским, освященному чину, ибо они носят крест в своих руках, осеняют, благословляют им. Девическим же рукам подобает носить перстни золотые или цветы благовонные, или яблоки красные, или что-нибудь другое, подобающее лицу девическому, а не крест. Креста не дают в руки девицам и разве только позволяют им прикасаться к нему устами. Почему же мы видим здесь святую деву Христову Екатерину изображенной с крестом в руках? Об этом я и хочу ныне вкратце побеседовать «при Господнем содействии» и рассмотреть, для какого таинства девическая рука носит честный крест Господень? Святой крест – это прежде всего знамение христианской православной веры. У нечестивых, не верующих в Господа нашего Иисуса Христа, креста не увидишь. Крест там, где вера, и там вера, где крест. Одни православные христиане украшаются крестом, крестом ограждаются и о кресте хвалятся вместе с апостолом, который говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Крест в руке святой великомученицы Екатерины – это знамение ее истинной веры во Христа Иисуса, и не только веры, но и дел, ибо крест – в руке, и как крест знаменует веру, так рука означает дело: крест в руке – это вера с делами. Слышал я где-то такую притчу духовную: однажды собрались все добродетели в одно место, составили собор и условились поделить между собой доброго человека так, чтобы каждая добродетель имела свое место в особой, уделенной ей части человека, как бы в своей келии. Прежде всего, благоразумию достался мозг, покаянию волосы, чтобы ими вместе с Магдалиной отирать ноги Христовы. Любовь поместилась в сердце, целомудренная стыдливость на лице. Благое молчание избрало себе место в устах, а пост с воздержанием – в желудке. Святая надежда нашла место в очах, чтобы с упованием смотреть на Бога: «Как они рабов обращены на руки господ своих и как они рабыни – на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс. 122:2 ). Трудолюбию были даны руки и плечи, терпению – хребет, послушанию – ноги. А святая вера, как первейшая добродетель, без которой невозможно спастись, взяла себе две части в человеке: ухо и руку; ухо – дабы ее слышали, ибо, как говорит апостол: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» ( Рим. 10:14 ); руку же – дабы она была исполняема и самим делом, по слову святого Иакова: «Покажи мне веру твою без дел твоих» ( Иак. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Военный священник в Русской армии был не только духовным наставником воинов, поддерживающим их высокий моральный дух и готовность достойно сражаться за веру и Отечество. В критической ситуации священнослужитель имел право безоружным, с крестом в руках, возглавить воинов для их спасения и победы над врагом. И только в особо исключительных случаях, когда решалась судьба всей страны, священники брали в руки оружие. Так, при обороне Троице-Сергиевой лавры от поляков в 1608–1610 гг. монахи старцы Ферапонт и Макарий возглавили конную атаку иноков на завоевателей, хотя и не избежали в дальнейшем церковного покаяния. Русский историк, этнограф, составитель подробного каталога московских церквей и монастырей Иван Михайлович Снегирев писал, что по окончании войны на таких ратоборцев налагалась церковная епитимья за уклонение от правил канона, но она обычно облегчалась «по необходимости и важности подвига». Известно, например, что в Куликовской битве 1380 года, где решалась судьба нашего государства, по специальному благословению Сергия Радонежского сражались с оружием в руках монахи Пересвет и Ослябя. В XVIII веке известен один случай вооруженного участия православного священника в битве с врагом. В «Деяниях Петра Великого» говорится о священнике Иване Окулове, который во главе 1000 охотников (добровольцев) перешел границу Швеции и уничтожил заставы противника, которые постоянно разоряли русские пограничные селения. В XIX веке известно два таких случая. Монахи Соловецкого монастыря отстояли свой монастырь от нападения английской эскадры, а священник Гавриил Судковский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, как сказано в Указе, «за содействие в отражении англо-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами». Между тем военные священники совершали ратные подвиги, даже не имея на руках оружия… Во время Русско-турецкой войны в армии Суворова, в Полоцком пехотном полку служил военным священником Трофим Куцинский.

http://pravoslavie.ru/71412.html

а) На утреннем Богослужении, по окончании полунощницы 114 и по внесении плащаницы в алтарь, священнослужители в светлых ризах, с крестом, Евангелием, иконою Воскресения Христова, в преднесении хоругвий с зажженными свечами исходят из храма с пением стихиры: Воскресение Твое, Христе Спасе... и обходят (начиная ход с запада на юг) храм кругом. Это обхождение напоминает мироносиц, шедших с ароматами в глубокое утро ко гробу Господню, чтобы помазать тело Иисуса Христа миром, и встретивших воскресшего Господа вне Иерусалима. По обхождении храма, крестный ход останавливается в притворе у западных затворенных врат, как бы пред дверями гроба Христова. Первостоятель, окадив всех, знаменует крестом трижды затворенный церковные врата и, воздав славу Пресвятой Троице словами: Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице... начинает с прочими священнослужителями петь радостную песнь: Христос воскресе... 3-жды со стихами, возвещающими о воскресении Христовом: Да воскреснет Бог , на которые лик поет «Христос воскресе»... По окончании стихов священник возглашает: Христос воскресе из мертвых... и отверзает затворенные двери, и входит с верующими во храм с пением лика: и сущим во гробех живот даровав. Далее – после великой ектеньи начинается пение всего пасхального канона, т.-е. ирмосов и тропарей: Воскресения день, с припевом каждому тропарю канона: Христос воскресе из мертвых. Каждая песнь оканчивается малою ектеньею и особым возгласом, после которого священник, держа в левой руке св. крест и горящую свечу, а в правой кадило с фимиамом, кадит всю церковь , приветствуя верующих радостным восклицанием: Христос воскресе! После канона поются стихиры на хвалитех; затем с припевами «Да воскреснет Бог » стихиры Пасхи: Пасха священная нам днесь показася, во время пения которых, при словах «друг друга обымем», бывает христосование, т.-е. взаимное лобзание с приветствиями: Христос воскресе! – Воистину воскресе. Христосование знаменует всеобщую радость нашу о воскресении; Господа, разрушение вражды и соединение наше с Богом и Ангелами чрез воскресеиие Господа 115 . За сим, читается слово св. Иоанна Златоустог о, поется тропарь в честь сего святителя, произносятся две обычные утренние ектеньи, и после них – отпуст. Отпуст священник совершает с крестом в руках, осеняя им народ и возглашая: Христос воскресе! на этот возглас и лик поет 3-ды « Христос воскресе из мертвых ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отец Киприан (Бурков) - Герой Советского Союза 15 февраля 1989 г. закончилась Афганская война 14.02.2018 1848 Время на чтение 3 минуты В 1769 году для того, чтобы подчеркнуть особое величие воинского подвига, указом императрицы Екатерины Великой, был учрежден самый почитаемый в военной среде орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Всем хорошо известны многие кавалеры этого ордена, среди которых подполковник Ф.И. Фабрициан, фельдмаршалы А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, С.М. Буденный, генерал-полковник В.А. Шаманов, подполковник А.В. Лебедь. Все они профессиональные военные. Гораздо менее известен тот факт, что высшего военного ордена, за проявленное личное мужество в ходе жестоких баталий, были удостоены и воины духа, которые в бою не держали в руках оружие, но словом и личным примером поднимали воинов на врага и способствовали победе русского оружия. Эти воины духа - православные священники. С Крестом и молитвой, следуя заповеди Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», они находились в первых рядах сражающихся и воодушевляли русское воинство на победу. Первым из них удостоился ордена Святого Георгия IV степени в 1812 году священник 19-го Егерского пехотного полка отец Василий (Васильковский). Командир дивизии, генерал Лихачев, отмечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от смерти духовного пастыря спас наперсный крест, принявший на себя удар пули. Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем. Командующий корпусом генерал Дохтуров доносил Кутузову, что священник Егерского полка «все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает воину - он скончался во Франции от ран, полученных во время заграничного похода.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/15/...

Прикосновение истории Это произошло уже после завершения всех мероприятий в Храме Христа Спасителя, когда мы успели вернуться в Чистый переулок. Я увидел в руках митрополита Климента большую белую папку с тисненым золотым крестом на обложке и плетеной закладкой с кисточкой в виде крестика. Кто-то шепнул, что это — Акт о каноническом общении. — Владыка, благословите на пять минут взять Акт — сфотографировать и отсканировать! 17 мая, 2013 Это произошло уже после завершения всех мероприятий в Храме Христа Спасителя, когда мы успели вернуться в Чистый переулок. Я увидел в руках митрополита Климента большую белую папку с тисненым золотым крестом на обложке и плетеной закладкой с кисточкой в виде крестика. Кто-то шепнул, что это — Акт о каноническом общении. — Владыка, благословите на пять минут взять Акт — сфотографировать и отсканировать! Михаил Моисеев, в 2007 г. — заместитель руководителя пресс-службы Московской Патриархии, делится своими воспоминаниями о  подписании Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью в Отечестве и За границей. Когда меня попросили написать что-нибудь к третьей годовщине подписания Акта о каноническом общении, поначалу я удивился: неужели уже три года миновало, а потом попытался вспомнить, что это были за дни — дни подготовки к торжествам 17 мая и сам день праздника Вознесения Господня. Вспомнить получилось неважно. Почему-то на память ничего особо яркого не приходило. Я даже забрался в фотоархив «Патриархии.ru» и просмотрел репортажи от 17 мая 2007 года , чтобы освежить воспоминания. И все равно, почти ничего особенного про тот день я рассказать, наверное, не смогу. Храм Христа Спасителя. Наверное, в тот день был установлен рекорд его заполняемости: такого огромного количества людей я в нем не видел ни до, ни после. Причем даже за алтарем, в галерее, где обычно переоблачаются служащие архиереи, было не протолкнуться. Да и в самом алтаре иерархов, священников, иподиаконов было столько, что казалось, будто произошло нечто странное и в алтарь пустили всех желающих — что, конечно, было не так. Своеобразным свидетельством-напоминанием о том дне стали фотографии, сделанные фотографами пресс-службы на богослужении. Как мы ни старались, в какой-то момент сдерживать массу священников, диаконов, иподиаконов, почетных гостей и просто любопытных прихожан стало практически невозможно, и, к сожалению, сам момент подписания Акта толком снять не удалось никому из фотографов пресс-службы.

http://pravmir.ru/prikosnovenie-istorii/

VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила В 1819 году, 16-го июля, посетил Валаамский монастырь высокопреосвященный Михаил, митрополит Новгородский и С. – Петербургский. Он прибыл в обитель на трех лодках в сопровождении Выборгского собора протоиерея Лошневского, Валаамского иеромонаха Макария, управлявшего монастырскими ловлями на реке Кюмени, двух иеродиаконов Александро-Невской лавры, четырёх певчих, келейника и прочих духовных и светских лиц. На пристани, под горою, при колокольном звоне, встретили владыку настоятель с братиею в облачениях, с хоругвями и крестом. Осенив своим благословением братию, архипастырь шествовал в собор, где, по кратком молитвословии, с амвона, с крестом в руках, говорил братии приветственную речь; потом вся братия прикладывались ко кресту. Из собора святитель отправился в храм Преподобных, потом в келию настоятеля. На другой день, 17-го числа, после ранней литургии, отправленной в церкви св. Апостол Петра и Павла, владыка посетил пещеру схимонаха Никона и пустынные кельи. Вечером, по его желанию, отправлено было всенощное бдение во храме Преподобных; архипастырь сам выходил на литию и на величание и всех помазывал освященным елеем. 18-го числа со славою шествовал он в собор для совершения поздней литургии; во время служения благословил настоятелю палицу и двух рясофорных посвятил в стихарь; по литургии с амвона говорил проповедь и трапезовал с братиею в общей трапезе. Вечером посетил скит. 19-го числа архипастырь, по случаю погребения Братского духовника иеромонаха Игнатия, слушал литургию во храме Живоносного Источника, и по отпевании, проводил старца до могилы. Потом осматривал церкви, новую больницу, рухольную, библиотеку, ризницу, посетил кельи многих братий и просматривал монастырский устав; 20-го числа архипастырь служил литургию в соборе и, по литургии, говорил проповедь; потом, простясь с братиею, отправился в Сердоболь. II. Государь император Александр на Валааме 91 В августе 1819 года на Валааме разнеслось известие о путешествии Его Величества Александра и к 10 числу ожидали прибытия его в город Сердоболь из Архангельска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и смерть Саши Кубанцá Об одном герое Донбасса 25.10.2022 925 Время на чтение 3 минуты В 2014 году в моей жизни появились новые знакомые: Игорь, Женя, Саша Кубанéц и другие, которые остро восприняли майдан и войну на Донбассе, и встали. «Встанем!» - поёт Шаман (приятнее звучит для меня Ярослав Дронов). Ну вот, они и встали. И поехали. Из Москвы на войну. А на Донбассе 8 лет была война, правда, «ублюдочная», как говорил Саша Кубанéц в ролике, где он идёт с Крестом и иконой Божией Матери Порт-Артурской к укропам. Но сначала – про войну. Почему - «ублюдочная»? Потому что, как это я понимаю, все эти «минские соглашения», запрет стрелять, который - с одной, донбасской, стороны частично, но выполнялся, а с другой, укропской – нет, конечно, не прибавлял благозвучных эпитетов к этой войне. Но все-таки это была война. И я провожала ребят на войну. Это было в храме Собора московских святых в Бибирево (там собирали гуманитарку и отправляли на Донбасс, спасибо ныне усопшему архимандриту Сергию (Рыбко), он благословил это дело, и по его благословению всё шло бодро, и я принимала в этом участие). Провожая их, мы небольшой группой подошли к иконе св. блгв. князя Александра Невского и мужики стали прикладываться, причем было видно, что это им непривычно, может быть, это было для кого-то в первый раз. И тут по иконе потекли капельки. Замироточила икона святого благоверного князя Александра Невского. Я обратила их внимание на происходящее – и вся эта группа, не сговариваясь, рухнула на колени. Так я и запомнила – здоровые мужики на коленях у иконы. Потом они не раз приезжали и уезжали – нагруженные гуманитаркой. Особо ничего не рассказывали. Спокойные, веселые. Присылали фото: как, где, кому раздали гуманитарку. На фото Саша в папахе, и чаще всего, с Крестом в руках, или с крестоходной иконой Божией Матери Песчанской, стоял – высокий, красивый, с кем-то в обнимку. Не всё было красиво, там, где они стреляли; они напивались, ссорились, матюгались. Но это война.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/25/zh...

Закрыть Крест был пробит пулями, но священника Бог сберёг О чуде святителя Спиридона под Измаилом Михаил Одесский   05:02 24.12.2022 1676 Время на чтение 4 минуты Фото: mavink.com Среди множества памятных современникам и их наследникам эпизодов взятия штурмом турецкой крепости Измаил 11 декабря 1790 года есть эпизод особый. О нём передавалось из уст в уста. Стало легендой. Запечатлён случай и в официальных документах, и в мемуарах, а впоследствии и в военной энциклопедии… Это, кстати, повод ещё раз понять, «когда правильно праздновать дни Измаила и Бородина». А то на иных русофобских ресурсах о Дне русской славы 24 декабря, установленном в 1995 году, пишут, что это нелепость. Финал несравненного по скорости штурма (начат в полной темноте, за два часа до рассвета) пришёлся на 4 часа пополудни. В наших церквах в это время начинаются службы следующего дня, и это был день чудотворца Спиридона Тримифунтского. Суворов, конечно, знал, что на Корфу (остров никогда не был завоёван мусульманами), где почивают святые мощи Спиридония, в его память совершается трёхдневное торжественное празднование: раку с мощами, с навечерия 11 (24) декабря до вечерни 13 (26) декабря), выносят из придела древнего храма на особое место для поклонения и молебных пений. В родной Суворову Москве также был старинный храм святого Спиридона. Названия московских улиц Спиродоновка и Спиридоньевский переулок тому память. Одну из измаильских мечетей Суворов распорядился освятить в память Спиридония и в ней петь благодарственный молебен за дарованную Богом победу. Благодарственный молебен поручил служить иерею, священнику Полоцкого пехотного полка о. Трофиму Егоровичу Куцынскому. Служивший в нескольких кампаниях под началом А.В. Суворова генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт, в своих «Записки» через годы вспоминает: « При штурме отличил себя Полоцкого полка священник; подполковник Яцунский, командир сего полка, был убит, полк побежал; тогда тот поп с крестом в руках закричал: «Стой, ребята, вот ваш командир» (указывая на крест) — и сам бросился пред полком к крепости; полк пошёл за ним, и из числа первых взошёл на стену, за что награжден был наперсным золотым крестом на георгиевской ленте». Н.А. Полевой в своей «Истории князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск», первое издание 1843, передаёт событие так: «…Победители сами изумлялись, когда днем осматривали рвы и валы, по которым перешли ночью под губительным огнем неприятелей… В одном месте русские дрогнули, – среди них явился священник и именем Бога Победодавца, держа в руке крест, повёл их вперед…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/kr...

Скачать epub pdf Декабрь 7 Антоний Сийский, преподобный Родители прп. Антония были зажиточными поселянами Двинской волости деревни Кехты, вышедшие из Новгорода. Никофор и Агафия – так звали их – были люди благочестивой жизни: часто посещали храм Божий, делали посильные приношения в пользу Церкви и старались исполнять заповеди Господни. Они горячо молили Господа, чтобы Он даровал им сына, и молитвы их были услышаны. В 1478 году у них родился первенец сын, которого они нарекли Андреем. Андрей отличался не только красотой лица, но и своими добродетелями. С ранних лет он был чист сердцем, кроток, незлобив, так что все любили его. Когда Андрею исполнилось семь лет, родители отдали его обучаться грамоте. Отрок быстро усвоил грамоту, а в то же время научился иконописанию и очень полюбил это занятие. Особенно часто он посещал храм Божий. Душа Андрея не лежала к занятиям родителей: сельские работы его не привлекали, ибо он хотел служить Господу. Любил он чтение. Все творения святых отцов и учителей Церкви, какие только мог достать, он изучал с великим рвением. Между тем Никифор и Агафия почувствовали приближение своей кончины, призвали всех своих детей и сказали им: «Дети, мы достигли глубокой старости, и тяжелые болезни постигли нас, как сами вы видите. Уже недалеко время нашей кончины. Ныне мы поручаем вас Богу и Пречистой Его Матери. Они станут пещись о вас во все время вашей жизни и будут вам помогать во всех ваших делах. Вы же старайтесь всегда соблюдать заповеди Божии. Милость Господня да будет с вами во веки». Вскоре они с миром отошли ко Господу. Андрею в то время было 25 лет. По смерти родителей он переселился в Новгород и здесь прослужил одному боярину пять лет. По совету боярина вступил в брак. Но жена его через год умерла, и святой Андрей увидел в этом волю Божию. Он вернулся на родину, однако недолго пробыл там. Продав свою часть из имения родителей, он раздал бедным вырученные деньги и навсегда удалился из Кехты, чтобы служить Единому Господу. Преподобный направился в обитель Пахомия близ озера Кено, не взяв с собой даже другой смены одежды. Верст за пять до обители его застигла ночь. Святой стал усердно просить Господа, чтобы Он указал ему путь, и после молитвы заснул. Во сне явился ему благолепный муж в светлых ризах, с крестом в руках и сказал: «Возьми крест свой и не бойся вступить на подвиг твой. Подвизайся и не страшись козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных и явишься наставником множества иноков». Осенив его крестом, дивный муж сказал еще: «Сим побеждай лукавых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Четырнадцатый день. Поуч. 4-ое. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. (Сила креста Христова). I. Великий праздник «воздвижения честного и животворящего креста Господня» совершается сегодня в память двух событий: во первых в память обретения креста Господня и во вторых – в память возвращения его от персов. Обретение креста Господня было в 326 году. Мать благочестивого римского императора Константина Великого св. равноапостольная Елена пожелала отыскать тот самый крест, на котором был распят на Голгофе Господь наш I. Христос. Для сего она отправилась в Иерусалим и там от одного из евреев узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище языческой Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо дщица с надписью отпала от креста Господня), попеременно возлагали кресты на умершаго, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия; а когда положили третий, то мертвый воскрес. Это чудо и многия другие ясно указали на животворящий крест Господень. В чувстве благоговения народ повергался пред крестом и желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда иерусалимский патриарх Макарий взошед на возвышенное место и воздвигал (т. е. поднимал и осенял им на все стороны народ) крест таким образом, что все люди могли видеть его. Повергаясь пред крестом, христиане восклицали: «Господи, помилуй»! С этого времени до 614 года животворящий крест Христов находился в Иерусалиме. А в 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и, разграбив храм Воскресения, вместе с другими сокровищами взял и крест Господень. В руках неверных крест находился 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий заключил мир с персидским царем; тогда крест Господень был возвращен опять в Иерусалим. С сего времени постановлено повсюду праздновать «воздвижение» креста Господня. От сего праздник сей называется «всемирным» воздвижением, т. е. всеобщим, совершаемым по всем храмам вселенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010