126 «Сто действительных талеров не содержат в себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 362). 127 «Подобно тому, например, как на основе одного лишь восприятия необходимости, чтобы в идее треугольника содержалось равенство трех его углов двум прямым, наш ум убеждается, что треугольник действительно обладает тремя углами, равными двум прямым, он на основе одного лишь восприятия необходимости и вечности существования в идее наисовершеннейшего существа должен неизбежно заключить, что наисовершеннейшее бытие существует» (Декарт Р. Первоначала философии. С. 319). 128 «...Так как основание, или причина, которая уничтожала бы существование Бога, не может находиться вне Божественной природы, то, если только она существует, она необходимо должна заключаться в самой Его природе, которая, таким образом, заключала бы в себе противоречие. Но утверждать это о существе абсолютно бесконечном и наисовершеннейшем – нелепо. Следовательно, ни в Боге, ни вне Бога нет основания, или причины, которая уничтожала бы Его существование, и потому Бог необходимо существует; что и требовалось доказать» (Спиноза Б. Этика//Избр. произв.: В 2 т. М, 1957. Т. 1. С. 369). 129 Догматическая философия – философское учение, полагающее в свою основу некий недоказуемый принцип, «догму», который представляется самоочевидным и поэтому недоступным критике. Догматик придерживается своего мнения, несмотря на наличие у других философов веских встречных доводов. Для Спинозы такой догмой являлась возможность познания истины силами человеческого разума. Противоположностью догматизму обычно считается скептицизм. 130 Анализу этих познавательных способностей посвящена главная работа Канта – «Критика чистого разума». Соответственно этим трем способностям познания Кант и разделил свой труд на три части: о чувствах говорится в «Трансцендентальной эстетике», о рассудке – в «Трансцендентальной аналитике», о разуме – в «Трансцендентальной диалектике». 131 Автор имеет в виду так называемые «относительные принципы», которые человеческий разум, по Канту, может создавать сам в отличие от принципов «в абсолютном смысле слова», которые, по учению Канта, существуют независимо от опыта и даны человеку a priori, то есть изначально.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. С. Аксаков. Литография П. Ф. Бореля. 1869 г. (ГИМ) Иван Сергеевич (26.09.1823, с. Куроедово (Надёжино) Белебеевского у. Оренбургской губ.- 27.01.1886, Москва), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства . Сын С. Т. Аксакова , брат К. С. Аксакова . В 1842 г. окончил уч-ще правоведения в С.-Петербурге. До 1851 г. находился на гос. службе в Сенате в Москве, затем в Калужской уголовной палате, с 1848 г. чиновник по особым поручениям Мин-ва внутренних дел. Службу совмещал с лит. творчеством. В марте 1849 г. А. был арестован по неподтвердившемуся подозрению в заговоре против существующей власти и вскоре освобожден под негласный надзор полиции. После ухода со службы посвятил себя лит-ре, издательской и общественной деятельности. В 1852 г. под редакцией А. вышел 1-й т. славянофильского «Московского сборника», 2-й т. был конфискован и уничтожен, после чего А. был лишен права издавать и редактировать. В 1858-1859 гг. он негласно редактировал журнал славянофильского направления «Русская беседа», впосл. издавал и редактировал газеты «День» (1861-1865), «Москва» (1867-1868), «Русь» (1880-1886). В 1858 г. А. совершил поездку за границу, в Лондоне посетил А. И. Герцена . Опубликовал в «Полярной звезде» социальную сатиру «Судебные сцены, или Присутственный день в уголовной палате» (1858). В годы русско-тур. войны 1877-1878 гг. А., будучи председателем Московского слав. об-ва, организовывал общественное мнение в поддержку славян за освобождение их от тур. владычества. Возглавлял Московский слав. комитет. Из лит. произведений А. наиболее известны неоконченная поэма из крестьянской жизни «Бродяга» (1852) и гражданская поэзия. (О мировоззрении А. см. ст. Славянофильство .) Соч.: Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886; Сб. стихотворений. М., 1886; Соч. М., 1886-1887. Т. 1-7; Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. М., 1888-1896. СПб., 1896. Ч. 1-2; Собр. соч. Пг., 1918; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981; 19822. Лит.: Сб. статей, напечатанных в разных периодических изданиях по случаю кончины И. С. Аксакова. М., 1886; Языков Д. Д. Литературная деятельность И. С. Аксакова//ИВ. 1886. Т. 24; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 318-344; Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978; Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.

http://pravenc.ru/text/63922.html

В частности, мысль о поглощении сознательно-личного я человека другою душою заключает в себе психологическую неправду. Это поглощение психологически выражается в том, что душа человека будто бы теряет своё личное сознание и становится безличною составною частью другой, сильной душевной жизни. В доказательство психологической возможности такого поглощения факультативисты указывают на то, что в земной жизни некоторые люди живут весьма пассивно, не имеют своих взглядов, своих желаний и всецело подчиняются мыслям и желаниям других людей. Обезличение человека, подчинение его психики другому лицу ещё яснее выражается в явлениях гипнотизма: загипнотизированный субъект, как известно, беспрекословно и точно исполняет всё, что внушает ему гипнотизёр, и при том не только в состоянии гипнотического сна, но и после пробуждения (после-гипнотическое внушение). На самом деле факты такого подчинения одного человека (слабовольному) другому (сильному) нисколько не доказывают возможности психического поглощения одной души другою. Г-н Простаков говорил о своей жене: «при твоих глазах мои ничего не видя» и называл себя «жениным мужем» (произв. «Недоросль» Д.И. Фонвизина примеч. редакции). Но разве он не сознавал себя особым человеком, отдельным лицом, индивидуальною душою, психической единицей? Разве его душевная жизнь на самом деле существовала, только как часть психики его жены, а личное сознание имела только г-жа Простакова? Конечно нет. Оба они были сознательно-личными существами, оба сознавали себя носителями своей психической жизни, только не одинаково самостоятельны были в своей деятельности. Точно также и загипнотизированный субъект не теряет сознание своей личности. Когда он, во сне или после пробуждения, покорно исполняет внушения гипнотизёра, то он делает это с сознанием, что это совершает он сам и что он исполняет не чужие, а свои мысли и желания. Где же тут поглощение одного лица другим? Факты этого рода, напротив, ясно показывают, до какой степени прочно, стойко в человеке сознание своей психической самодеятельности, сознание себя, как личной психической силы: даже отвне внушённое, чужое человек иногда признаёт за своё.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

К. Д. Кавелин в соч. «Наш умственный мир», сравнивая Ж. в России и Европе, высказывал т. зр., близкую по своему содержанию к воззрениям Чаадаева, но о роли Римско-католической Церкви писал отрицательно. Особое внимание Кавелин уделял «образованию» личности; по его словам, «в основании европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода, возможно - неестественная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе» ( Кавелин К. Д. Наш умственный мир//Собр. соч. СПб., 1899. Т. 3. С. 878) П. Д. Юркевич считал характерным заблуждением большинства философских представлений о Ж. ее сугубо рационалистическое толкование, склонность к отождествлению Ж. с разумом как составляющим ее суть. Он полагал, что в основе этих ошибочных воззрений лежит понимание человеческой души как опирающейся только на деятельность разума, убеждение, «что мышление есть сущность души или мышление составляет всего духовного человека» ( Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божиего // Он же. Филос. произв. М., 1990. С. 76-77). Утверждая, что «для духа его жизнь представляется чем-то более драгоценным, чем его знание» (Там же. С. 84) и что разум - «вершина, а не корень духовной жизни человека» (Там же. С. 87), Юркевич пытался разработать целостное религиозно-философское учение о человеке и его Ж., в котором в первую очередь необходимо было исследовать не рационализируемые основания душевной и духовной Ж. человека и разграничить их от их производной - разума как человеческой способности, не покрывающей всего богатства и содержания Ж. и обусловленной в своей деятельности дологическими стремлениями (чувствованиями, хотениями, к-рые в своем высшем выражении обнаруживаются в сердечной любви к Богу и в переживании Бога). Наиболее полно Юркевичем было разработано учение о сердце как основе религиозно-нравственной, духовно-душевной и душевно-телесной Ж. Разбирая проблему смысла Ж. в ее отношении к Богу, к человечеству и «ближнему», он писал: «…Единство всего человечества, полное, безусловное единство его под одним Богом, в одной вере, в одной мысли, под одним законом, в одном благе, в одном совершенстве - такова высочайшая цель, указанная человеческому роду его Искупителем» ( Он же. Мир с ближними как условие христианского общежития//Там же. С. 356).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

Лит.: Лисицын М., свящ. Краткий обзор новейшей духовно-музыкальной лит-ры. 37: Копылов//Нар. образование. СПб., 1899. Кн. 10. С. 111; Компанейский Н. И. Духовно-муз. сочинения А. Копылова//РМГ. 1906. 7/8. Стб. 197-200; Баскин В. С. Копылов, А. А.: [Некр.]//ИВ. 1911. Т. 124. Апр. С. 391-392; Н. Б[укреев]. Памяти А. А. Копылова//Нар. образование. 1911. 3. С. 409-412 [со списком хоровых соч. и указанием рецензий на них]; В-ва О. [Оссовский А. В.] А. А. Копылов: [Некр.]//РМГ. 1911. 7. Стб. 189-190; он же. А. А. Копылов: [Доп. к Некр.]//Там же. 15/16. Стб. 385-388; [Некр.]//ХРД. 1911. 2. С. 55; [Некр.]//Музыка. 1911. 12. С. 268-269; Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей муз. жизни// Он же. ПСС: Лит. произв. и переписка. М., 1954. Т. 1. С. 151-152; Ардентов Д. Н. П. А. Богданов и его «Страницы воспоминаний»//Становление и развитие нац. традиций в рус. хоровом искусстве: (Творчество, исполнительство, образование): Сб. ст./Сост. и отв. ред.: П. П. Левандо. Л., 1982. С. 116-136; Плотникова Н. Ю. Пение при всенощном бдении древних напевов//Всенощное бдение: Древние расп. в перелож. для 4-голосного смеш. хора. М., 2003. С. 152-158; она же. Искренне любил искусство//Рус. духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2008. С. 133-137. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2057214.html

10 Этот вывод, в основном, подтверждают новейшие исследователи, знакомившиеся с произведениями св. Феолипта во всей полноте: A. Rigo. Nota sulla dottrina ascetico–spirituale di Teolepto Metropolita di Filadelfia (1250/51–1322)//Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1987. 24 (34). 165–200; Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 26–66. Тем не менее, систематического исследования исихастской традиции в тех формах, которые она имела в ближайшие десятилетия перед «исихастскими спорами», до сих пор не появилось. Это нужно связать и с крайне плохой изученностью религиозной жизни Византии более ранней — периода Комнинов. Весьма вероятно, что именно св. Феолипт был автором Канона Иисусу Сладчайшему и 4 стихир, следующих за ним: в греческих печатных часословах этот канон обычно атрибутируется исихасту XIV в. Феоктисту Студиту, однако из немногих средневековых рукописей, где составитель канона указывается, только 1 содержит атрибуцию Феоктисту, а 3 — св. Феолипту (Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 24). Для каждого, кому знаком этот канон, должно быть понятно, насколько его автор свыкся с непрестанным памятованием Имени Иисусова. 11 «Отшельник легко уловляется [врагом], ибо идет один», — пишет он монахам, восхваляя преимущества общежития (Учение, преподающее подобающее поведение сущим в общежитии монахам [Монашеские проповеди 9, 4]//Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 220. 35–36). 12 Ср.: выше, дополнения к прим. 23 к гл. I. О гимнографических произведениях св. Феолипта см. Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 24–25 (всего известно 5, в последнее время все, кроме одного, опубликованы, а для неизданного произв. опубликован итал. пер. ). 13 См. главным образом: P. Charanis. The monastic properties and the state in the Byzantine Empire//Dumbarton Oaks Papers. 1948. IV. 53–118, особ. 69–72, 111. [Во времена Алексия Комнина непримиримая оппозиция императору руководствовалась не каноническими, а догматическими соображениями — возглавлавивший ее митр. Халкидонский Лев впал в особого рода иконопоклонную ересь (согласно которой «относительное» поклонение усваивается не «характиру» иконы, как того требовало бы православное иконопочитание, а самому материалу; что же касается «характира», то он объявляется нетварным, и ему воздается поклонение боголепное). Ересь была осуждена на Константинопольском соборе 1085 г. Об исторических обстоятельствах спора см.: A. A. Glabina. JH ejpiV jAlexivou Komnhvnou (1081–1118) periV iJerw " n skeuw " n, keimhlivwn kaiV aJgivwn eijkovnwn e[ri» (1081–1095). (BuzantinaV keivmena kaiV melevtai, 6). Qess. 1972. По историко–догматическому контексту (полемика с армянским актистизмом, отталкиваясь от которого, Лев Халкидонский перенес актиститское представление о Теле Христовом на иконографический характир ипостаси Сына) см. ниже, ч. I, гл. V, прим. ii и указанную там лит., особ. работу Бусыгиной.]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Поэтому я не могу сказать со всей определенностью, насколько далеко простирается их схожесть; для тех же, кого интересует сам предмет разговора, я постараюсь очертить один аспект, в котором мои взгляды отличаются от взглядов м-ра Ричардса, после чего продолжу свои собственные предварительные умозаключения. Я полностью согласен с утверждением м-ра Ричардса на с. 271 (цит. произв.). И делаю это по той причине, что если вы придерживаетесь любой противоположной теории, вы тем самым отрицаете, как мне представляется, существование " литературы " , равно как и " литературной критики " . Мы вполне можем задаться вопросом, существует ли вообще " литература " ; однако, ставя перед собой определенные цели, такие, как, например, цель данного эссе о Данте, нам необходимо допустить, что существует как сама литература, так и ее восприятие; нам также необходимо допустить, что читатель вполне может получить " литературное " или (если угодно) " эстетическое " наслаждение, не разделяя верований автора. Если " литература " существует, если существует " поэзия " , то тогда существует и возможность всестороннего поэтического восприятия, при котором не разделяются верования поэта. В данном эссе я утверждаю именно это и не более. Что литература и поэзия существуют, что у термина " всестороннее восприятие " нет никакого смысла, — все это может быть оспорено. Однако в своем эссе я принял за данность, что такие вещи имеют место и что такие термины вполне понятны. Короче говоря, я отрицаю, что читатель должен разделять верования поэта, если хочет получить полное наслаждение от поэзии. Я также утверждал, что можно проводить различие между верованиями Данте-человека и верованиями Данте-поэта. Однако под воздействием поэтического убеждения мы начинаем верить в особую связь между первым и вторым и в то, что поэт " сам верит во все, им сказанное " . Если бы мы узнали, например, что " О природе вещей " — это поэтическое упражнение, написанное Данте для отдохновения в часы, свободные от работы над " Божественной Комедией " , и опубликованное под псевдонимом " Лукреций " , я уверен, мы вряд ли смогли бы в полной мере насладиться обеими поэмами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Французская революция 1789 года положила начало революционной критике внутреннего устроения западной цивилизации и необходимости его радикального изменения. Она породила идею нового социального, экономического и политического строя общества, которая получила оформление в учении Сен-Симона и Фурье и была названа «утопическим социализмом». В конце 40-х годов Х1Х века идеи социалистов- утопистов были подхвачены марксизмом, объявившем себя теорией и практикой «научного социализма». В отличии от утопического социализма, тяготевшему к эволюционному переходу к новому, социалистическому обществу, марксизм объявил о насильственной, революционной ломке существующего строя, как несправедливого и эксплуататорского, и его замене социализмом. «Философы лишь различным образом о б ъ я с н я л и мир, но дело заключается в том, чтобы и з м е н и т ь его». (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв. в 3-х томах, Т.1, м., 1966 г., с.1). А изменить мир может только победоносная социалистическая революция. Однако не все мыслители Европы и России разделяли марксистскую теорию социального насилия. Одни считали, что, несмотря на революционный пафос марксизма и обещание совершить в социализме скачек из царства необходимости в царство свободы, реально социализм окажется младшим братом капитализма и либерализма. Эта позиция больше характерна для русских мыслителей (Ф.М.Достоевского, А.И.Герцена, К.Н.Леонтьева, Л.А.Тихомирова). Поэтому призывы к социалистической революции они считали провокационными и опасными для общества, и особенно для устроения человека Другие считали, что капиталистическое общество умрет само по себе без всякого внешнего насилия под тяжестью собственных цивилизационных проблем, которые оно не сможет решить. Первым в Европе, кто громко и во всеуслышание заявил об охватившем уже западную цивилизацию кризисе культуры и человека, о вырождении западного христианства, был Ф.Ницше. За Ницше последовал его соотечественник О.Шпенглер. В 1918 году вышел в свет его двухтомный труд под названием: «Закат Европы».

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/12/...

Религ. убеждения декабристов//ВиР. 1899. 22. С. 621-650; Восстание декабристов: Мат-лы. М.; Л., 1926. Т. 2. С. 133-199; Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. М., 1929; он же. Пушкин и его современники. Л., 1969; Орлов В. Н. В. К. Кюхельбекер в крепостях и в ссылке: (Новые мат-лы)//Декабристы и их время: Мат-лы и сообщ. M.; Л., 1951. С. 27-88; Струве Г. П. Религ. мотивы в творчестве В. Кюхельбекера//ВРСХД. 1953. 4(29). С. 15-25; Базанов В. Г. Очерки декабристской лит-ры: Поэзия. М.; Л., 1961; Левин Ю. Д. Поэма В. К. Кюхельбекера на сюжет «Повести о Тверском Отроче мон-ре»: («Юрий и Ксения»)//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 128-138; он же. Шекспир и рус. лит-ра XIX в. Л., 1988. С. 64-79; Мстиславская Е. П. Творческие рукописи В. К. Кюхельбекера//Зап. ОР ГБЛ. М., 1975. Вып. 36. С. 5-37; Писатели-декабристы в восп. современников: В 2 т. М., 1980. Т. 2; Алексеев М. П. Поэма В. К. Кюхельбекера «Семь спящих отроков» и ее источники// Он же. Сравнительное литературоведение. Л., 1983. С. 351-362; Архипова А. В. Лит. дело декабристов. Л., 1987; она же. Религ. мотивы в поэзии декабристов//Христианство и рус. лит-ра: Сб. ст. М., 1994. [Сб. 1]. С. 185-208; она же. «Возвращение Товии» - драматургический опыт В. К. Кюхельбекера//Пушкин: Исслед. и мат-лы. СПб., 2003. Т. 16/17. С. 362-377; Назарьян Р. Г., Салупере М. Г. Эстонские страницы биографии В. К. Кюхельбекера//Рус. лит-ра. Л., 1990. 1. С. 156-164; Горбунова Л. Г. Творчество В. К. Кюхельбекера: Проблемы фантастики и мифологии. Саратов, 1991; Ваганова Е. В. В. К. Кюхельбекер на поселении в Сибири: 1836-1846 гг. Улан-Удэ, 2001; Aloe S. Libertà, inventiva, originalità: V. K. Kjuchel " beker nel contesto romantico russo. Mil., 2008; он же (Алоэ С.) Иванов Черт, Великий Инквизитор и «Агасвер» Кюхельбекера: Об одном вероятном источнике «Братьев Карамазовых»//Достоевский и мировая культура: Альм. СПб., 2012. 29. С. 133-160. В. Л. Коровин Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.

http://pravenc.ru/text/2462393.html

Мы должны на деле достичь осознания самих себя, чтобы иметь возможность выбрать добро, но это самосознание не поможет нам, если мы потеряли способность быть до глубины души взволнованными бедой другого человеческого существа, дружеским взглядом, пением птиц и свежей зеленью травы. Если человек равнодушен к жизни, то больше нет надежды, что он выберет добро. Его сердце действительно ожесточилось настолько, что его " жизнь " закончилась. Если бы это случилось со всей человеческой расой или ее наиболее могущественными членами, это могло бы привести к угасанию жизни человечества в ее самый многообещающий момент. ПРИМЕЧАНИЯ Обращаясь к вопросу о различных формах агрессии, сравните обширный материал в психоаналитических исследованиях, прежде всего многочисленные статьи в журнале " The Psychoanalitic Study of the Child " (N. Y.); специально no проблеме человеческой и животной агрессии см.: Scott J.P., 1958, Buss A.N., 1961, BerkowitzL·, 1962. 1939 г. Гитлер должен был инсценировать нападение польских партизан (которые в действительности были штурмовиками) на радиопередатчик в Силезии, чтобы создать впечатление у населения, что на него напали, и, таким образом, представить свое преднамеренное вторжение в Польшу в качестве " справедливой войны " . описание образа жизни черногорцев у Джиласа, который говорит об убийстве как о наиболее гордом и опьяняющем переживании в жизни мужчины. в библейской истории говорится, что Бог создал Еву в качестве " помощницы " Адаму, то, таким образом, указывается на новую функцию любви. символическое значение слепоты является чем-то совершенно иным, нежели слепота в тех случаях, когда она символизирует " истинное прозрение " . и далее цит. по: Спиноза Б. Избр. произв. М., 1957. Т. 1. С. 359–618. ритуалы, которые основываются на разделении чистого (живого) и нечистого (мертвого), подчеркивают, как важно избегать перверсии. главный тезис Альберта Швейцера, который в своих работах и в своей жизни был одним из величайших представителей любви к жизни.

http://predanie.ru/book/220206-dusha-che...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010