После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: “ Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2) [ 26 ]. Исправляй себя”. И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: “Поверьте мне, он страшен для бесов”[ 27 ]. Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: “ Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс 143:1) [ 28 ]. Будь мужественен в этом”. И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: “ Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12) [ 29 ]. Подвизайся”. Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: “ Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор 7:1) [ 30 ]. Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим”. Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: “Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс 18:13–14) [ 31 ]. Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон”[ 32 ]. 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19–20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу[ 33 ]. 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: “Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские[ 34 ], но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит[ 35 ]. Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто , а по любопрению (Флп 1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его[ 36 ]. Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв 2:5) [ 37 ]. Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих”.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Теперь мы вплотную подходим к Божественному приговору, произнесенному относительно диавола и его полномочий: ты будешь жалить его (семя жены) в пяту (Быт 3:15). Змеиное жало — это грех (ср. жало же смерти — грех (1 Кор 15:56) 15 ), а пята — некая низшая составляющая человеческой природы, его “душевно-телесность” 16 или “плоть” 17 . «Подсознательные влечения, — пишет Б. П. Вышеславцев, — ап. Павел не мог назвать “душою”, потому что они инстинктивны, бессознательны, не лежат в светлом поле сознания; он предлагает их назвать “пло­тью” ввиду их связи с чувственностью и органами чувства. Мож­но доказать, что “плоть” здесь обозначает особую ступень человеческого существа, соответствующую “под­со­знанию”, с его чувственно-пожелательной, эротически-тен­дирующей пр­иро­­дой, нащупанной и угаданной Фрейдом» 18 . Это весьма важное умозаключение, поскольку, согласно православной аскетической традиции, именно “плоть” как библейский аналог подсознания является тем пространством, тем местом диавола (см. Еф 4:27) 19 , через которое он внедряется в область человеческого сознания и посредством греховных помыслов и образов пытается склонить свободную волю человека ко греху. Здесь же вспоминаются слова Апостола: Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня (2 Кор 12:7; ср.: предание коринфского кровосмесителя сатане во измождение плоти (1 Кор 5:5)). Диавол искушает нас, предлагая нам соблазны или через чувства (зрение, слух, обоняние, осязание), или через возбуждение в памяти 20 страстных переживаний и образов. Согласно преподобному Григорию Синаиту, “начало и причина помыслов лежит в разделении преступлением человека единовидной и простой памяти, которая через сие потеряла и Божию память, и, сделавшись из простой сложною и из единовидной разнообразною” 21 . Трагедия человечества заключалась в том, что грех, помимо тления и смерти, привнесенных в нашу жизнь, заметно лишил человека свободы, так как диаволу была попущена определенная власть над людьми: “Грех, — говорит преподобный Макарий, — имеет пажить и свободу и власть входить в сердце, ибо попущено так по домостроительству” 22 . Диаволу было дано право “ти­ранствовать над нами против нашей воли” 23 (ср. 2 Тим 2:26). II.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

Что же, черствело ли от сторонних невзгод сердце наших иноков, – хулили ли они в безумии своем Бога (сн. Иов.2:910 )? Нет, и тогда благословлялось, и всегда исключительно славословится здесь Имя Божие с сочувственно принимаемыми молящимися вместе с нами побуждением к тому же и этих последних. И на всяком месте Божественного владычества (сн. Пс.102:22 ) совершают подобное делание насельники этой обители, – как там, будет ли это полем брани 18 или приходскими храмом, служением обычным 19 или чрезвычайным 20 ; куда повелено бывает идти им «от святаго послушания» (сн. Чин иноч. постр.), – так и там, куда бы ни разлетелись из нашего гнезда его оперившиеся птенцы, т.е. навыкнувшие в чтении, пении и уставе церковном юноши, кои приуготовляются здесь «к совершению», на поприще благовестников, пастырей и учителей, «святых, в дело служения, в созидание (церковного) тела Христова» (сн. Еф.4:1112 ). Никогда Христос Спаситель, источая дары Божественной благодати, не ограничился только этими, но, обращая взоры Своих учеников на голодавший телом народ, сказали: «дадите им вы ясти» ( Мф.14:14, 16 и пар.). Подавая хлеб жизни вечной, всегда питала наша обитель и алчущих хлеба насущного 21 , укрыла в своих стенах теперь остатки церковного имущества разоренных войною окраин Св. Руси 22 , двукратно 23 , тесня себя 24 первее всего 25 укрывала 26 доблестных защитников целости и славы своей Родины, а личными трудами иночествующих приобщалась по существу к подвигам Осляби и Пересвета 27 . Не забывает наша обитель и страннолюбия 28 , стараясь, в частности, «приходящих в Москву от различных стран как старообрядцев, так и православных, для исследования истины о святой Церкви принимать, упокоивать и руководить их в рассмотрении истины»(сн.цит.Дух.зав.). Как особо желанных и дорогих гостей встречает обитель зрелых и юных, близких и дальних ей по крови и вере, представителей чистого и высшего научного знания, с братскою любовью предлагаешь им изысканную трапезу в виде своих драгоценных, рукописных и книжных, сокровищ и, при возникающей потребности, даже отсылает эти яства на страну далече (сн. Лк, XV, 13), лишь бы напитать алчущих и жаждущих правды (сн. Мф.5:6 ). Ведомы, наиболее близко в дни древние (сн. Пс.144:5 ), были нам и блуждающие по халугам и распутиям старообрядческого раскола и сект. И как бы не довольствуясь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

1 вы обогатились всем. Коринфянам грозил соблазн возгордиться своими дарами «языков» и «знания» и злоупотреблять ими (8,1; 14,23). Хотя Павлу приходится упрекать коринфян за их духовную слабость, он не отрицает и не принижает полученных ими дарований (ст. 7). 1 утвердит вас. Павел ободряет своих читателей заверением, что Бог, начавший в них дело Своей благодати, несомненно завершит начатое. Они предстанут «неповинными» в день Второго пришествия Христа. Ср. ст. 8,9 и Флп. 1,6.10 (ср. Еф. 5,26.27 ; 1Фес. 5,23.24 ). 1 Умоляю вас. Павел слышал (ст. 11, 12), что единство коринфской общины серьезно поколеблено. Многие проблемы, которые он освещает в этом послании, отражают дух раздора, заразивший общину. 1 от домашних Хлоиных. Должно быть, Хлоя была влиятельная христианка, возможно, член коринфской церкви, но кроме сказанного здесь, нам ничего о ней не известно. 1 я Аполлосов. Аполлос деятельный проповедник из Александрии, который совершал свое служение в Ефесе и Коринфе ( Деян. 18,24 19,1). я Кифин. Кифа арамейское имя Симона Петра. Петр, очевидно, был особо популярен у некоторых группировок в Коринфе (возможно, иудео-христиан), однако нет возможности установить, навещал ли он лично коринфскую общину. 1 Разве разделился Христос? Этот вопрос затрагивает одно из основных положений учения Павла о Церкви. Как физическое тело, слагаясь из многих членов, едино, так и Церковь , тело Христово, не может быть разделена (10,16.17; 11,29; 12,12 и ком.). во имя. Это выражение, употребляемое в формуле крещения ( Мф. 28,19 ), указывает на сокровенное духовное единение. 1 Криспа. Крисп был начальником синагоги; о его обращении рассказано в Деян. 18,8 . Гаия. Можно предположить, что именно он, Гаий, упоминается в Деян. 19,29 как спутник Павла. 1 Стефанов дом. Первые лица, обращенные Павлом в Коринфе. Стефан был в числе тех, кто доставил Павлу в Ефес известие от коринфян (16,15–17). 1 не в премудрости слова. За разделениями в коринфской церкви и связанными с ними проблемами лежала нездоровая склонность к словесному витийству. Далее Павел говорит об истинной мудрости (1,18 2,16; 3,18–23). В этом стихе он напоминает коринфянам, что истинность его проповеди не зависит от ораторского искусства (2,1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2. Вера и богословие Бог в Своем Откровении первым выходит на встречу с человеком. Со стороны человека при этом предполагается свободный отклик веры и любви. Вера является " дверью таинств " она является условием и основанием богословской мысли. Верою Христос вселяется в сердце человека (Еф. 3,17), верою приобретается ум Христов, способный судить о вещах божественных (1 Кор. 2, 12-16). " Верою мы постигаем, что миры устроены словом Божиим " (Евр. 11, 3), - пишет Апостол. Так вера дает возможность правильно мыслить и постигать то, что недоступно для рассудка. " Вера, - пишет проф. Вл. Лосский, - не психологическое состояние, не простая верность: она - онтологическая связь (т. е. связь по бытию) между человеком и Богом, связь внутренне объективная, к которой готовится оглашенный и которая подается верному крещением и миропомазанием. Это дар, который восстанавливает и оживляет глубинную природу человека " " В крещении, - говорит святой Ириней Лионский, - мы получаем незыблемый канон веры " Вера, данная нам как залог в крещении, динамична. Она может в нас возрастать и умаляться в зависимости от нашей готовности следовать за Христом. На просьбу учеников умножить в них веру Господь потребовал от них исполнения евангельских заповедей в духе смирения (Лк. 17, 5-10). Первая заповедь - покаяние. Покаянием христианин приемлет духовное ведение о сокровенном, и тогда " в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Дотоле был слух (т. е. вера от слышания слова а теперь созерцание (вещей Божественных) " Совершенная вера воссиявает в душе от света благодати. Она обнаруживается в прозрении духовных очей, " которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное от очей сынов плоти, и открываемое Духом, как сказал Господь, если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всякой истине (Ин. 14, 15-26) " К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова святого Апостола Иоанна Богослова: " Вы имеете помазание от Святого и знаете все ... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как. самое cue помазание учит вас всему... то, чему оно научило вас, в том пребывайте " (1 Ин. 2, 20-27). Вл. Лосский поясняет, что " помазание " (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого. Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, которое открывает нам всякое познание. Это же подчеркивает Блаженный Августин в своем " Внутреннем учителе " : " Я говорил ко всем. Однако те, в которых не говорит внутреннее помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными... Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

9. Как Апостолы предсказывали и предупреждали от разделений? «Из вас самих (из пресвитеров) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:28 ). «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители» ( 2Пет.2:1–3 ). «Будет время, когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Пет.4:3–4 ). «Возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» ( Иуд.1:17–19 ). «Берегитесь, чтобы не увлечься вам заблуждениями беззаконников» ( 2Пет.3:17 ). 10. Может ли Христос, глава Церкви, когда-либо оставить ее? «И се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). 11. Может ли что одолеть Церковь ? «Я создам Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея» ( Мф.16:18 ). 4. Святость Церкви 1. К чему предназначена Церковь Христова? «Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). 2. Кто освящает Церковь и наставляет ее на истину? «Утешитель же Дух Святый, Котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Когда придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.14:26, 16:13 ). 3. Почему мы можем быть убеждены, что и сейчас Дух Святой обитает в Церкви? «Я умолю Отца, и даст вам другаго Утешителя, да пребудет с вами вовек " ( Ин.14:16 ). 4. Если Церковь предназначена к святости и освящается Святым Духом, то могут ли в ней быть грешники, не оскверняя ее святости, и как говорит об этом слово Божие? «Рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их (плевелы)? Но он сказал: нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу Мою» ( Мф.13:28–30, 37–43 ). Притча о неводе ( Мф.13:47–50 ). О десяти девах ( Мф.25:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Авв.2:4 . «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своей верой жив будет». Втор.27:26 . «Проклят (всякий человек), кто не исполнит (всех) слов закона сего и не будет поступать по ним!». Объяснение. Здесь говорится о законе ветхозаветном: ср. Ин.1:17 . Для оправдания недостаточно исполнения обрядового закона и одной веры без добрых дел: нужно для этого искупление: Гал.3:13 , и исполнение всего заповеданного Христом: Гал.3:13 ; Мф.28:20 . Достоинство закона не ниспровергается Писанием, но утверждается: Рим.7:7:12 ; 1Тим.1:8 . Подобно закону и Писание заключило людей под грех: Гал.3:22–23 , но от этого оно не перестанет быть видимым и святым: 2Тим.3:16 . Другими словами, верующему во Христа бесполезно исполнение Моисеева обрядного закона: Гал.2:16 ; Рим.8:2 , а исполнение дел Евангельского закона необходимо: Мф.12:37 ; Гал.5:6:18, 24:6:2 . Основные места Священного Писания в учении об оправдании, которые необходимо заучить наизусть Мф.7:13–14 . Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Мф.7:21 . Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мк.8:34 . И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Рим.12:1:11 . Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего... В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. Иак.2:14 . Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Еф.2:10 . Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Бог в Своем Откровении первым выходит на встречу с человеком. Со стороны человека при этом предполагается свободный отклик веры и любви. Вера является «дверью таинств» [ 11 ], она является условием и основанием богословской мысли. Верою Христос вселяется в сердце человека (Еф. 3,17), верою приобретается ум Христов, способный судить о вещах божественных (1 Кор. 2, 12-16). « Верою мы постигаем, что миры устроены словом Божиим» (Евр. 11, 3), — пишет Апостол. Так вера дает возможность правильно мыслить и постигать то, что недоступно для рассудка. «Вера, — пишет проф. Вл. Лосский, — не психологическое состояние, не простая верность: она — онтологическая связь (т. е. связь по бытию) между человеком и Богом, связь внутренне объективная, к которой готовится оглашенный и которая подается верному крещением и миропомазанием. Это дар, который восстанавливает и оживляет глубинную природу человека» [ 12 ]. «В крещении, — говорит святой Ириней Лионский, — мы получаем незыблемый канон веры» [ 13 ]. Вера, данная нам как залог в крещении, динамична. Она может в нас возрастать и умаляться в зависимости от нашей готовности следовать за Христом. На просьбу учеников умножить в них веру Господь потребовал от них исполнения евангельских заповедей в духе смирения (Лк. 17, 5-10). Первая заповедь — покаяние. Покаянием христианин приемлет духовное ведение о сокровенном, и тогда «в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Дотоле был слух (т. е. вера от слышания слова Божия) [ 14 ], а теперь созерцание (вещей Божественных)» [ 15 ]. Совершенная вера воссиявает в душе от света благодати. Она обнаруживается в прозрении духовных очей, «которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное от очей сынов плоти, и открываемое Духом, как сказал Господь, если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всякой истине» (Ин. 14, 15-26) [ 16 ]. К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова святого Апостола Иоанна Богослова: « Вы имеете помазание от Святого и знаете все … Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему… то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20-27). Вл. Лосский поясняет, что «помазание» (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого. Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, которое открывает нам всякое познание. Это же подчеркивает Блаженный Августин в своем «Внутреннем учителе»: «Я говорил ко всем. Однако те, в которых не говорит внутреннее помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными… Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух» [ 17 ]. 3. Богословие как слово о Боге А. БОГОСЛОВИЕ И БЕЗМОЛВИЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Но и темный или слепой человек разсуждает, кому доверить водить себя. По сему и простецы всемерно должны остерегаться таких вождей в вере и жизни, которые внушают им не то, что содержит православная Церковь; а такими неблагонадежными и опасными вождями оказываются «штундисты». Оставив правый путь, они заблудились и увлекают в свое нечестие души неутвержденныя. Как Иоанний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, растленные умом, невежды в вере они уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, что говорят, ни того утверждают ( 2Петр.11:14, 15 ; 1Тим.3:8 ; 2Тим.1:6:1 ). Поэтому можете судить, возлюбленные, благоразумно ли поступают те, которые избирают таких людей себе в руководители и следуют их внушению. С ними сбудется то, что предсказал Спаситель: слепец слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ). Будьте же осторожны. Если же случится вам встретиться с такими самозванными учителями и услышать от них что-либо противное вере православной и сомнительное, обращайтесь с своими недоумениями к лицам, посланным от Бога, к своим пастырям духовным; грамотные же, по их указанию и сами могут найти изъяснения трудных и важных предметов в хороших книгах. В этом главная польза грамотности, и те, которые не научены от своих Отцев, ныне могут доброму научиться чрез своих детей, если не воспрепятствуют им ходить в училища и будут заставлять их читать душеполезныя книги. Все же да помнят, что Церковь наша свята и непорочна ( Еф.5:26:27 ), хотя и в ней есть и люди грешные и священнослужители недостойные. Но причине их недостоинства никак не должно порицать ее и тем паче уклоняться от нея. Врачебное дело остается полезным, хотя бывают и неискусные врачи. Лучше держаться немощных иереев, врачующих совесть и властию, от Бога данною, разрешающих грехи, нежели идти в след лжеучителей, которые отнимают у совращенных надежду будущаго века и вносят разстройство в их домашнюю жизнь. Многое зависит от людей образованных и многое падает на их ответственность.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Почему Иоанн по отношению к Сыну Божию употребляет термин «Слово» (λγος), редко встречающийся у других авторов? В аналогичном значении мы находим его только в прологе Евангелия от Луки, где говорится об очевидцах и служителях Слова ( Лк.1:2 ). В апостольских посланиях, за исключением Иоанна, этот термин чаще относится к Священному Писанию Ветхого Завета (например, Еф.6:17 ) или учению Иисуса ( Кол.3:16 ) и лишь в редких случаях может быть истолкован как указывающий на Самого Иисуса, Сына Божия. Один из таких возможных случаев – Второе послание Петра, где говорится о том, что вначале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою… А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:5, 7 ). Употребление Иоанном термина «Слово» иногда связывают с влиянием греческой философии и Филона Александрийского. В греческой философии, начиная с Гераклита, термин «логос» (буквально означающий не только «слово», но и «смысл», «понятие») использовался применительно к вечному закону, определяющему бытие всех вещей, всеобщей целесообразности и осмысленности, лежащей в основе мироздания. В учении Филона доминирует стоическая концепция Логоса как разумного начала, лежащего в основании всего мироустройства 21 . В трактате «О сотворении мира» Логос представлен как умопостигаемый мир – тот образец, по которому Бог создавал мир материальный 22 . Согласно Филону, Логос – та сила, которая придает порядок и стройность хаотичному миру идей: «Подобно тому как образ града, созданный в уме зодчего, не имеет какого-либо места вовне, но запечатлен в душе его создателя, точно так же и мир, составленный из идей, не может иметь никакого другого места, кроме Божественного Логоса, упорядочившего это» 23 . Филон называет мир младшим сыном Бога, в отличие от Логоса, старшего сына 24 . Функции этого старшего сына, называемого также первородным, идентичны функциям Логоса: «Отец всего сущего повелел взойти старшему своему сыну, которого в другом месте назвал первородным, а тот, родившись, давал облик и форму вещам, взирая на первоначальные образцы Его и воспроизводя тем самым пути Отца своего» 25 . Логос – это «первообраз» (παρδειγμα) человеческого ума и «отражение» (πεικνισμα) Творца 26 , то есть он, «сам будучи отражением Бога, в свою очередь служит первообразом для человека» 27 . Логос также называется первородным сыном 28 и вторым богом (δετερος θες) 29 . По словам Филона, Логос является «богом нас, несовершенных» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010