Какие выводы из этого он делает? Апостол не предлагает никакой апокалиптической картины гибели настоящего лукавого века (Гал 1:4), никакого апокалиптического счета времен и сроков. Напротив, он отвергает подобные спекуляции (1 Фес 5:1–11). Выводы, которые он предлагает, носят этический характер: День приблизился: итак отвергнем дела тьмы (Рим 13:12). Эсхатология не отделена от представления о времени. Но время принимается во внимание только как время Церкви, как некое промежуточное время между Воскресением Христовым и Его парусией. Это и называется “последние времена”. Этот промежуток времени определяется исключительно как время, когда Церковь возвещает смерть Господа, доколе Он придет (1 Кор 11:26), то есть совершает свое дело веры (1 Фес 1:3), заповеданную Евангельскую миссию. Возвещая Евангелие Креста и Воскресения, Церковь тем самым характеризует этот мир как преходящий, быстро движущийся к своему концу, к эсхатону. В Церкви мир обретает не только свой но и данную Богом цель. Поэтому только в Церкви люди становятся совершенными (1 Кор 2:6). Страдания этого века оЩк ‘недостойны’, ничего не стоят в сравнении с будущей славой (Рим 8:18). Отсюда и призыв к терпению упования. Настоящее время — время господства или царствования Господа Иисуса Христа через Слово Евангелия Царствия. Царство присутствует уже сейчас, в Церкви. Правда, для ранних посланий Апостола еще не характерно говорить о Царствии Христовом (позже это выражение появляется в Кол 1:13 и Еф 5:5). Господство Христа в настоящее время означает у апостола Павла постепенное осуществление дела спасения через постепенное низложение властей века сего. Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор 15:25–28). Но как практически, видимым образом может существовать общество, которое понимает себя как эсхатологическое, то есть как общество не от мира сего? Разве не есть всякая видимая организация уже обмирщение? С другой стороны, как возможно вообще историческое существование без порядка, без организации?

http://pravmir.ru/tserkov-hristova-v-pos...

Небесный, говорит она, Царь сотворил с родом человеческим то же, что и земной царь творит, то есть, браки сыну своему. Небесный Царь есть Бог и Отец, Сын Его – единородный Сын и Слово Его, ради нас воплотивыйся и бывый человек; брак же знаменует духовное соединение Иисуса Христа с Церковию. «Тайна сия, говорит Божественный Апостол, велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь » ( Еф.5:32 ). Знаменует еще и соединение Его со всякою непорочною душею, православно в Него верующею и от всея силы Его любящею, по оному: «и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Кроме того, знаменует и неизглаголанную праведников радость, имеющих соединиться со Иисусом Христом в небесном Его Царствии, по сему: «вниди в радость Господа твоего» ( Мф.25:21 ). Поелику же брак здесь многие имеет знаменования, того для не сказал в единственном числе – брак, но во множественном: «сотвори браки» ( Мф.9:15, 25:4 ). Жених духовного сего брака есть Христос, Который во многих местах наречен Женихом; невеста же Святая Его Церковь , названная невестою Агнчею, еще же и всякая Боголюбивая и православная душа, по словам: «обручив бо вас единому Мужу, деву чисту представити Христови» ( Ин.3:29 ; Апок.21:9 ; 2Кор.11:2 ). Мф.22:3 .  И посла рабы своя, призвати званныя на браки: и не хотяху приити. Исперва, во времена Авраама, призывал Бог Еврейский народ к Богопознанию, и прообразованиями и гаданиями предуготовлял оный к приятию во Христа веры. Ибо Аврааму прежде сказал Он: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен» ( Быт.12:1–2 ). Первый же Авраам, радуясь, желал видеть день явления Господа Иисуса, «и виде Его, возрадовася» ( Ин.8:56 ). Явствует убо, что Евреи еще прежде Пророков были Богом призваны. К сим убо, прежде званным, посылал Он рабов Своих, то есть святых Пророков, да, предвозвестив им таинство Божественного вочеловечения и во Христа веру, призовут их на браки, то есть к наслаждению вечным блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

При помощи Божией и за молитвами Великих Угодников Его – Святителя Тихона и препод. Кирилла Белозерского, я окончил мой литературный труд в течение мая месяца и посвящаю оный, как малую лепту, к большей славе знаменитой древней Кирилло-Белозерской обители и в назидание благочестивым читателям. Иеромонах Задонского Богородичного монастыря Геронтий. Кирилло-Белозерский монастырь 1897 года июня 8 дня. I С тех пор, как животворный свет Евангельской проповеди озарил отечество наше – Россию, постепенно исчезал царивший здесь мрак языческих суеверий, упразднилось и самое идолопоклонство. Богооткровенная религия, 9-ть веков тому назад с любовью принятая от Греко-восточной церкви нашими предками, – все изменила здесь к лучшему. Под влиянием ее смягчились грубые нравы полудикого Славяно-русского народа. В их окаменелых сердцах пробудился высокий дух христианского соревнования к благочестию и стремление к чистоте нравственной, выразившейся потом для избранных душ – как и на Востоке – в строгих формах созерцательной жизни святых подвижников, пустынножительства, монашества. Святая православная Вера открыла всем новый мир – невидимое Царство Божие. Но оно удобнее достигается лишь при усиленном и глубоком самосознании своей греховности, при борьбе духа с плотью ( Гал.5:25 . Еф.4:22 ). Посему и Божественный Учитель наш Господь Иисус Христос благоволил высказать о царствии небесном, что оно нудится (т. е. силою берется) и нуждницы восхищают е ( Мф.11:12 ). О возникновении православных монастырей в земле русской, как и о самой форме монашеской, свидетельствует пресвитер Илларион, (980–1051), в последствие бывший митрополит Киевский, в похвальном слове – говоря: «Тотчас по принятии святого крещения, монастырове на горах сташа, черноризцы явишася» 1 . Они явились, без сомнения, вместе с первыми пастырями, пришедшими к нам из Греции. Сам Св. Владимир, под влиянием религиозного чувства и теплоты сердечной, по примеру своей благочестивой бабки – блаженной Ольги, с особенным усердием устроял в земле русской храмы Божии и св. иноческие обители, заботливо обеспечив те и другие десятинным сбором или ругой из государственных и собственных доходов 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Смотрите, Смотрите, Штундисты, чтобы вам не быть богопротивниками ( Деян.5:89 ), чтобы вам от скверных уст, от нечистого сердца, от оскверненного языка, по действию сатаны, во всеуслышание извергающим на Духа Святого запечатанны печатью антихриста хулы, – смотрите, смотрите, чтобы вам не потерять прощения Божья в сем веке и будущем ( Мф.18:17 ; Ин.20:23 ; Мф.10:15 ). На диком дереве много колючек и шишек; но кто признает их за что-либо доброе, если они растут и на большом зеленеющем дереве? А хвалящийся всегда своими якобы добрыми делами, знаете ли, кому подобен! Подобен, по слову боговидца Пророка, тому, кто ест свой кал ( Иез.4:12 ). – Господи, помоги нам смиренным и грешным, якоже мытарю «яко бремя тяжкое отяготе на нас и яко беззакония наша превзыдоша главу нашу» ( Пс.37:5 ); а их, превозносящихся и высящихся больше всякого фарисея (возводят себя в саваофы и богородицы), вразуми и направи на путь истины! 5) Штундист. Хотя бы и хотел возвратиться в православие, так нельзя потому, что в православии все состоит на предании. Миссионер. Да, у нас все на предании. Отвергнете Свящ. Предание, должны будете отвергнуть и Свящ. Писание, которое велит чтить и держаться Свящ. Предания ( 2Фес.2:15 ), должны отвергнуть всех тех Апостолов, которые ничего не оставили в писании, а все (свое учение) в предании, должны отвергнуть и Самого Христа Спасителя нашего, Который не написал ни единого слова, а все Свое Божественное учение оставил в Предании, ибо все Евангелия и есть предание: Апостолы писали, что помнили из Его устного учения ( Лк.1:2 ); должны отвергнуть все те времена, в кои Господь руководил Свой богоизбранный народ без писания, а посредством предания, т.е., от Адама до Моисея и от пришествия Христова в мир до появления Евангелия в письмени. Но разумно ли это, а главное возможно ли в домостроительстве человеческого спасения? Восставать против предания значит восставать против Бога, так благоволившего управлять нами и благоустроять наше спасение; это значит крайне быть неверным Богу, ибо какие добрые дети станут возмущаться против словесных распоряжений Своего благого Отца, не признавая таковых за законные и необязательные, а почитая для себя таковыми только письменные; это значит крайне противоречит самим себе на каждом шагу: ведь и в жизни внешней, как и в духовной, штундисты руководятся преданиями и в последней даже больше преданием, чем Свящ. Писанием притом не Апостольским или Христовым, как мы, а чисто человеческими, от которых Евангелия нас предостерегают, а Пророк Иеремия угрожает проклятьем. Ибо что такое все толкования штундистов на Свящ. Писание -не предание ли их грешных лжепресвитеров, ложных законоучителей ( 1Тим.1:7 ), которых Апостолы именуют волками, зверями, псами, свиньями ( Флп.3:2 ); а Самого Христа слово зовет их ворами и разбойниками ( Ин.10:8 ). Смотрите, штундисты, в вере ли вы и как вы опасно ходите ( Еф.5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

У Православной Церкви резко негативное отношение к масонству. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей в послании 1932 года определил «осудить масонство, как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди — не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений, и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснить таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина — члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений, или если они этого не исполнят, не будут удостаиваться Св. Причастия и при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви». Иерархи Элладской Православной Церкви на заседании 12 октября 1933 года, рассмотрев вопрос о масонстве, определи его как религию со своим культом, чуждую и враждебную христианству. Епископы заявили, что «масонство несовместимо с христианством и что верные чада Церкви должны его удаляться. Непоколебимо веруя в Господа нашего Иисуса Христа, о немже имамы избавление кровию его, и оставление прегрешений, по богатству благодати его, южепреумножил есть в нас во всяцей премудрости и разуме ( Еф.1:7-8 ), обладая Им откровенной и апостолами проповеданной истиной не в препретелныхчеловеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы ( 1Кор.2:4 ), приобщаясь Божественных Таин, которыми освящаемся и спасаемся в вечную жизнь, мы не должны отпадать от благодати Христовой, делаясь участниками чуждых мистерий, ибо не подобает, принадлежа Христу, искать вне Его искупления и нравственного совершенствования. А потому несовместимо истинное христианство с масонством». Действующий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность митрополитом и председателем Отдела внешних церковных сношений следующим образом ответил на вопрос о позиции Церкви в отношении масонства: «Русская Православная Церковь не запрещает своим чадам вступать в различного рода общественные организации, однако они не должны носить характера тайных обществ. Зачастую такие организации предполагают исключительное подчинение своим лидерам, сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации перед церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участие в обществах такого рода православных мирян, а тем более священнослужителей, поскольку они по самому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и её каноническому строю». Действительно ли масоны управляют миром?

http://azbyka.ru/masonstvo

Это и естественно при тех препятствиях к познанию, какие зависят от краткости жизни, от ограниченности и испорченности ума, от множества обязанностей, трудности исполнения их и многих других причин. Падший человек без помощи благодати не может исполнить всего закона, как по трудности сего, так и по прирожденной своей немощи. Прощение обид, любовь к врагам, воздержание и другие требования закона так трудны, что человек собственными силами никак не может исполнить их. О себе Апостол Павел говорит: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе не обретаю ( Рим.7:18 ). Во всей 7-й главе послания к Римлянам Апостол Павел в сильных выражениях показывает невозможность для человека без помощи благодати исполнить закон. Только при помощи благодати человек может победить сильные искушения как внутренние от похоти, живущей в падшем человеке, о которой Апостол Павел говорит: плоть похотствует на духа, дух же на плоть ( Гал.5:17 ), и передает вопль падшей и немощной природы: вижду ин закон во удех моих, противувоюющ закону ума моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих ( Рим.7:23 ), – так и внешния от диавола ( Еф.6:16 ), от прельщений, угроз и гонений мира ( 1Ин.5:4 ). Высокие духовные совершенства человека суть плод благодати Святаго Духа. Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ) и молитва ( Рим.8:26 ; сл. 1Кор.12:3 ). Великие подвиги самоотвержения и самопожертвования, каковы, например, подвиги проповедников Евангелия, совершаются только при помощи благодати Божией. Св. Апостол Павел свидетельствует о себе Духом Святым: паче всех их потрудихся: не аз, но благодать Божия яже со мною ( 1Кор.15:10 ). «Подвиг, – говорит Св. Григорий Великий , – зависит от дара благодати, а не благодать от подвига, иначе благодать не будет благодатью, ибо всякому подвигу предшествует дар благодати, хотя после и дары благодати возрастают по той мере, как увеличиваются подвиги» (Святитель Григорий Великий (Двоеслов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Это общее соотношение между началом божественным и тварным, ософиение in actu, определяется как благодать во всех многоразличных значениях этого понятия. 166 поставил в Церкви»... (далее идет снова перечень даров и служений в Церкви: 28–30). Это сопоставление Христа и Духа Св. как бы в безразличном рядоположении имеет первостепенное экклезиологическое значение. К этому присоединяется еще учение о различии членов тела и соответствующих даров. Эта общая мысль об единстве тела Христова при множественности членов находит для себя выражение еще в Р. 12, 4–5; «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». И далее (6–8) дается то же перечисление разных даров и служений в церкви, соответственно различию членов, «по данной нам благодати» (6). Только здесь эти дары не возводятся к одному источнику – Духу Св., как в 1 Кор., но, конечно, здесь руководственное значение должно иметь учение именно этого послания. Аналогичное значение в применении к единству Церкви во Христе имеет и евхаристическое учение 1Кор. 10, 16–17 : «один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного тела». Наконец, согласно учению послания к Ефесянам, это многоединство церковное в своем многоразличии и связанности раскрывается, как полнота Христова: «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его (τ σμα ατο), полнота (τ πλρωμα) наполняющего все (τ πντα) во всем» (1, 23). (Употребление члена подчеркивает онтологическое значение всех этих понятий). Здесь аспект христологический соединяется так же, как и в 1 Kop., с пневматологическим: о Христе говорится, что Он примирил нас с Богом, «ибо – мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» ( Еф. 2, 10 ), «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Христа» (15–16). И далее продолжает апостол: потому что чрез Него и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе … имея самого Христа краеугольным (камнем),.. на котором и вы устроятесь в жилище Божие в Духе» (18–22). 167 Наконец, в посл. к Кол. 2, 19 , говорится о «главе, от которого все тело составами и связями соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

БЕСЕДА 12 на Еф. 4:17. Деньги — суетны, когда их расточают на удовольствия. — Против огнепоклонников. — Против веры в судьбу и в переселение душ. БЕСЕДА 13 на Ефес. 4:17–19. Что следует разуметь под нечистотой. — Кто может считаться праведным. — О монахах и девственницах, посвящающих себя Христу. — Добродетели и пороки женщин. БЕСЕДА 14 на Еф. 4:25–27. Дурные последствия вражды и способ ее обуздания. — Как нужно подыматься языком. — Вред от злоречия. БЕСЕДА 15 на Еф. 4:31. Следует воздерживаться от крика, брани и побоев. БЕСЕДА 16 на Еф. 4:31–32. Нужно насаждать добродетель и искоренять пороки. — Лучшая месть — воздаяние добром за зло. БЕСЕДА 17 на Еф. 4:32; 5:1–2. Сладострастие — меньшее зло, чем гнев. БЕСЕДА 18 на Еф. 5:5–6. Любостяжание есть идолослужение. — Нужно исправлять своего ближнего. БЕСЕДА 19 на Еф. 5:15–17. Что такое лукавство дня. — Нужно благодарить Бога и в несчастии. — Причины многих естественных вещей неизвестны. — Относительно предметов божественных пытливость неуместна. — В чем истинное побуждение к повиновению. БЕСЕДА 20 на Еф. 5:22–24. Счастливы муж и жена, друг друга любящие. — Сила любви. — Чего нужно искать в жене. — Добрые качества жены. — Супружеский союз — символ нашего единения с Христом. — Нужна снисходительность к недостаткам жены. — Как должен поступать муж в отношении к жене. — Советы бедным супругам. — Как нужно устраивать дом и семью. — Истинные достоинства молодой девушки. — Каких нужно выбирать жен и как относиться к ним. БЕСЕДА 21 на Еф. 6:1–3. Пороки при царском дворе. — Восхваление монаха Юлиана. — При каких условиях богатство наносить вред. БЕСЕДА 22 на Еф. 6:5–8. Об обязанностях слуг. — Разделение на господ и рабов, произошло вследствие греха. — Греховные деяния в Писании называются иногда миром. — Богатство и почести составляют оружие дьявола. БЕСЕДА 23 на Еф. 6:14. Еретические учения о материи. — Собирающий сокровища на земли приготовляет пищу вечному червю. БЕСЕДА 24 на Еф. 6:14–17. В чем состоят оружие христианина и с кем он должен бороться. — Об Анне, матери Самуила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Б. СВОБОДА БОГА С. – сущность Бога. Он – Тот, Кто совершает все «по изволению воли Своей» ( Еф. 1:11 ). Творя или спасая, Бог совершенно свободен (ср. Рим. 9:14 ). Люди заблуждаются, полагая, будто обетования Иисуса, относящиеся к молитве, дают им возможность манипулировать Богом; нельзя заставить Бога исполнять чью-то волю. Человек не может и не должен посягать на С. Божьего волеизъявления и Божьих деяний. ⇒ Святость. В. СВОБОДА ВЫБОРА Сотворив человека по Своему образу и подобию ( Быт. 1:27 ), Бог наделил его свободной волей. В результате грехопадения ( Быт. 3:1 ) человек, преступив назнач. ему Богом границы ( Быт. 2:16 ), не обрел С. ( Быт. 3:5 ), а утратил ее. И теперь он мог принимать самостоят. решения только в вопросах внешней жизни. Эта область отношений, огранич. «чистым разумом», довольно обширна. Здесь можно достичь «разумного» гражданского порядка и внешней справедливости (ср. с антич. философией). Но человек не может обратиться от греха, опираясь исключительно на свои собств. силы, не может изменить свое сердце и свою сущность, так как он отчужден от познания Божьих дел и Божьей воли ( Быт. 6:5 ; Быт. 8:21 ; Ин. 3:6 ; 1Кор. 2:14 ; Еф. 4:18 ; Еф. 5:8 ) и живет по воле князя тьмы, вследствие чего подлежит Божьему суду ( Еф. 2:2 ). Только Триединый Бог – Отец ( Ин. 6:44.65 ), Сын ( Ин. 8:36 ) и Св. Дух ( Ин. 6:63 ) – может обращать сердца, «оживотворять мертвых по преступлениям» («природный» же человек должен умереть, Рим. 6:4 ; Еф. 2:5 ). Только призыв Бога возвращает человеку С., которая позволяет ему проявить послушание и снова обратиться к Богу ( Ин. 1:11 ). Человеку необходимо откликнуться на Божий призыв, «производящий хотение и действие» ( Флп. 2:12 ). В соотв. с этим следует понимать и другие места Библии, где звучит призыв к человеч. воле ( Исх. 20:2 ; Нав. 24:14 ; Иез. 18:31 ; Деян. 2:40 ; 2Кор. 5:20 ) и выражается неприятие человеч. несвободы. Человек постоянно сохраняет С. воспротивиться Богу, остаться глухим к слову Божьему, встать на сторону князя тьмы и тем самым избрать Божье проклятие ( Мф. 23:37 ). Бог наказывает таких людей и спрашивает с них за их неверные решения (⇒ Избрание, III).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

в) опираясь на силу Божию: Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться ( Пс.26:14,3 ). Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его… дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять ( Еф.6:10,13 ); г) с молитвой: Побори борющихся со мною; восстань, Господи, на помощь мне ( Пс.34:1–2 ). Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом ( Еф.6:18 ); д) бодрственно, трезвенно: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды ( 1Кор.16:13 ). Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); потому что противник диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ); е) с самоотверженной жизнью: Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику ( 2Тим.2:4 ); ж) терпеливо, с постоянством: С терпением будем проходить предлежащее нам поприще ( Евр.12:1 ). Хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами ( 2Фес.1:4 ). Доспехи христианина, необходимые в брани: Станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым можете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения, и меч духовный, который есть слово Божие ( Еф.6:14–17 ). Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света ( Рим.13:12 ). Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения ( 1Фес.5:8 ). Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять ( Еф.6:11,13 ). Верные в брани помощь находят у Бога: Сильно толкнули меня, чтоб я упал, но Господь поддержал меня ( Пс.117:13 ). Я – Господь Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе ( Ис.41:13 ). Верные

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010