21 Этот проект был поддержан РГНФ в 1997 г. Я намеревался тогда перевести „Комментарии“ полностью и, собрав всю необходимую литературу и сделав пробный перевод, подал в Фонд соответствующую заявку одновременно с А. В. Петровым, ничего не зная о намерениях последнего. Вследствие решения РГНФ, предоставившего грант А. В. Петрову, мне пришлось отказаться от плана, однако перевод „Комментариев“ до сих пор не появился и я не знаю, собирается ли А. В. Петров выполнить эту работу. 22 23 24 Ср. Исх. 7:26 (8, 1 мас.); 8, 16 (­8, 20); Лев. 26:12; Втор. 7:6; Ос. 2:25 (­ Рим. 9:25) и т. д.; букв. только в НЗ (ср. Евр. 11:25). 25 „внутренно“ в синодальном переводе. 26 Покровитель Оригена, предоставлявший в его распоряжение скорописцев. К Амвросию обращены и многие другие произведения Оригена. 27 Левиты и священники, согласно ветхозаветным установлениям, получали от сынов Израилевых десятины и начатки от плодов (Чис. 18:21—24; Втор. 18:1—8, 26:1—15; Неем. 10 [­ 2 Езд. 20 LXX], 32—39), причем десятую часть своей десятины левиты отдавали Богу через (перво)священника (Чис. 18:28; Неем. 10:38). Специально о десятине с начатков в Законе не упомянуто, но из сопоставления перечисленных ветхозаветных текстов предположение Оригена вполне вероятно. 28 Буквально: „имеющими малое общение“ , поэтому можно перевести, как «Bl», более нейтрально („имеющими мало общего“), но мы ориентируемся здесь на то значение, которое приняло слово в христианском словаре. „Общение“, помимо евхаристического смысла, подразумевало вполне конкретную имущественную помощь (ср. Рим. 15:26; 2 Кор. 8:4), а сами христианские „агапы“ были немыслимы без общих приношений. „Литургия“ и означает собственно „общую повинность, служение“: в классической древности „литурги“ брали на себя издержки по оплате общественных треб и мероприятий, что было обременительной, но почетной обязанностью. 29 См. Введение к переводу. 30 По переводу «Bl», перед „пастырей“ следовало бы поставить тире (или при удержанной пунктуации понимать последние два слова как приложение либо изменить их падеж). Такое понимание лучше гармонировало бы с мыслью Оригена, что если евангелисты не чужды учительства, то и апостольские послания можно назвать в какой-то мере Евангелием, но приводимая переводчицей параллель 1 Кор. 12:28 навряд ли оправдывает такую интерпретацию. Мы считаем решающим иное место — Еф. 4:11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Гал.6:6 .  Наставля­емый словом, делись всяким добром с наставля­ю­щим. Уже в то время были среди христиан особые учители веры для людей, мало в ней осведомленных (ср. Деян. 13:1 ; 1Кор.12:26 ; Еф.4:11 ). Тот, кто получает наставление в слове, обязан вознаграждать учителя всем благим ( «всяким добром»), т. е. земными дарами, материальными благами (ср. 1Кор.9:11 ; Рим.15:27 . Учение 12-ти Апостолов XIII,2; XV и сл.). Гал.6:7 .  Не обманывайтесь: Бог по­ругаем не бывает. Что по­сеет человек, то и по­жнет: Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться ( μυκτηρζεσθαι – по-русски, не точно: «поругаться» – в выражении: «Бог поругаем не бывает»). Вместо того, чтобы говорить о себе, Апостол говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог , также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя. Гал.6:8 .  сеющий в плоть свою от плоти по­жнет тле­ние, а сеющий в дух от духа по­жнет жизнь вечную. Теперь Апостол говорит не о том, что сеется, а о почве, в которую бросаются семена. От различия почвы зависит и различие получаемой жатвы. Кто бросает семена «в плоть», т. е. заботится о плоти, тот от этой почвы получит только тление. Напротив, кто сеет «в дух», на почве духа, тот получит от духа вечную жизнь, так что общее правило, приведенное в конце Гал.6:7 , здесь оказывается также приложимым. Апостол хочет этим сказать, что кто употребляет свое имение только для улучшения собственного благосостояния ( Рим. 13:14 ), кто равнодушно проходит мимо нуждающихся братьев, тот не получит ничего, кроме того, что может дать та почва, на которую он употребляет свое достояние, т. е. ничего кроме тления (ср. Кол.2:22 ; 2Пет.1:4, 2:12, 19 ). Тот же, кто, напротив, свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, – конечно, не от денег, а от Духа, на служение Которому он отдал себя, – получит вечную жизнь (ср. Мф.6:19–24, 19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наша задача – быть соучастниками и сотрудниками Божией любви. Не больше не меньше. Только Господь может просветить человеческое сердце, разум, чтобы человек прозрел и осознал, что на самом деле истинная ценность, а что – дешёвая подделка. Но чтобы быть сотрудником Божиего дела, совсем не обязательно быть трибуном и оратором, дельцом и протагонистом. Мы почему-то решили, что в методах распространения истины должны состязаться с миром. Но нам за ним не угнаться, а если и угонимся, то тотчас перестанем быть православными. Это очень важно. Нам не нужно гоняться за душами с маркетинговыми сачками. Никого мы так «не уловим». Наши методы известны и неизменны: труд и молитва, а основание их – горение духа. Если оно есть, можно быть и политиком, и журналистом, и строителем, и учителем, и кем угодно ещё – Господь найдёт возможность через нас увлечь, восхитить и обрадовать Своих. Но огонь этот не рождается от суеты, он рождается от крайнего благоговения, трепетного внимания, сердечного усердия в исполнении заповедей Божиих, и эта главная, невидимая и негромкая работа решает всё. Вот из этой, пусть негромкой, но подлинной жизни, думается, и может возродиться милостью Божией наше духовное, в полном смысле народное единство. Рейтинг: 9.3 Голосов: 24 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Нина 6 ноября 2012, 15:27 Единство народа (состоящего из разных национальностей, принадлежащих разным религиям) может быть на основе общих нравственных ценностей. Екатерина 21 мая 2012, 18:34 Очень нравятся статьи. Читаю много здесь статей. Всё правильно написано про наше время. Спасибо. иерей Димитрий 10 ноября 2011, 19:42 Ответ Елене > На мой взгляд Бог един, к какой бы конфессии ты не принадлежал. Бог един, но не все конфессии с Ним едины. «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (Еф.4:5). иерей Димитрий 10 ноября 2011, 19:22 Ответ Елене > Странно, ведь на западе Бог никогда не был под запретом, почему же их культура оказалась безбожной? Западная культура отреклась от Бога своим крайним человекоугодием. Земное благоденствие стало их богом.

http://pravoslavie.ru/49653.html

б) Китайцы приглашаются, далее, в своей нравственной деятельности, а следовательно, и в деле проявления любви, приспособляться к условиям, к обстоятельствам, к среде. «Кто», по словам Конфуция, «любит постоянно быть верен в словах и договорах, а между тем, не научается, как и где быть таковым, – того пороком будет частое и сильное огорчение со вредом собственным». «Кто любит справедливость и искренность, а хитрость, коварство ненавидит, со всем тем, не любит научаться, какой также и здесь должно наблюдать порядок, – того пороком будет сжатый рассудок и ссоры неудоборешимые, в которые его, слишком откровенного и не знающего в случае притвориться, ввергнет как собственная простота, так и чужой обман» 15 . «Притворство»! Это – нечто совершенно чуждое христианству. «В устах» Господа, «не было лести» ( 1Пет.2:22 ). «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Вот – что должен иметь у себя в виду каждый христианин (ср. Кол.3:9 и др.). Для человека, приспособляющегося к обстоятельствам и, вследствие этого, то притворяющегося (просто сказать: лгущего), то нет, сама по себе истина не есть вожделенное благо. «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство» ( Притч.26:24 ). «Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» ( Притч.26:25 ). «Первосвященники и книжники», «подослали» к Спасителю «лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове», но были посрамлены Господом, как люди дурные ( Лк.20:19–26 ). «Уста льстивы говорят от сердца притворнаго» ( Пс.11:3 ). Иные «проповедывали Христа притворно» ( Флп.1:18 ). В свое время «вероломная Иудея обратилась» к Богу «только притворно», что ей и поставлено было в упрек ( Иер.3:10 ) и пр. (ср. Дан.11:34 ). Откровенному учению, коротко сказать, совершенно чужда проповедь конфуцианского притворства, приспособляемости и отсюда беспринципности 16 . «Станем любить делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Любовь да будет непритворна» ( Рим.12:9 ). Это – два.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Отчасти можно согласиться с персонализацией. Во время Исхода Бог постановил, что каждое последующее поколение израильтян должно было считать себя вышедшими из Египта ( Исх.13:8–9 ). Этот же принцип персонализации повторялся многократно и в отношении ветхозаветного Израиля ( Втор.5:2–4;6:20,21 ), и в отношении нового Израиля ( Гал.3:29 ; Откр.15:1–2 ; 2Кор.5:14–15,21 ; Рим.6:3–6 ; Еф.1:20;2:6 ; Евр.4:3,16;6:19;10:19,20;12:22–24 ). Однако нужно понимать, что постановка личных вопросов всегда субъективна. Личные предпочтения, вопросы, склонности и желания не могут не оказывать влияния на определение смысла отрывка. Второй способ применения текста называется «принципиализация». Это попытка обнаружения и извлечение в тексте духовных, нравственных или богословских принципов, которые имеют непреходящее значение и важны для современных верующих. Чаще всего принципилизация используется для раскрытия значения повествовательных частей Писания, но может быть приложима и к другим жанрам. Данный способ применения основан на предпосылке, с которой трудно не согласиться. Святой Дух выбрал исторические события, затем записанные в Писании, с определённой целью: передать сообщение, суть дела; проиллюстрировать важную истину и т. д. Выявление принципов – это метод, который пытается понять повествование таким образом, чтобы была ясна первоначальная причина, по которой оно включено в Писание, а также принципы, которым это повествование должно научить. Простой пересказ повествования – недостаточный и неэффективный метод изложения. Сам по себе такой метод ведёт к отсечению смысла Писания и сведению её только к тому значению, которое текст имел для верующих времён его написания, а это не показывает, какой смысл имеет данное повествование для современных верующих. В то же время при толковании повествований экзегет может встретиться со следующей трудностью. Часто исторические события не сопровождаются комментарием со стороны Бога: ни Его одобрением, ни неодобрением. Например, в Бытие 19:34 описан случай инцеста между Лотом и его дочерьми. Хотя прямых слов осуждения в тексте нет, это не значит, что Господь остался равнодушен к такому поступку. Понятно, что описание какого-то события не должно автоматически рассматриваться в качестве нормативного распоряжения, только на основании того, что это записано в Библии. Например, такие факты как грех Давида с Вирсавией или многожёнство некоторых ветхозаветных праведников, нельзя считать предписанием. Все они свидетельствуют только о том, что история происходила именно как она была описана в Священном Писании . Тот факт, что событие было верно записано ещё не говорит о том, что оно отражает волю Божью для всех времён.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная во оном благодать, и по мере успеяния в оных, умножается; преступая же заповеди, покаянием паки восстановляем и приобретаем ее. A все сие действуется чрез веру, и к делам покаяния без оной не приступили бы; везде вера и дела! «Вы немножко чувствуете невозможность спастись от дел своих», немножко, a все еще не совсем отлагаете надежду на них; похоже, что прежде и много на них надеялись, a это опять вредно, думать делами своими заслужить спасение: нам оное доставили заслуги Спасителя. Должно делать, но не полагать на дела надежду. Когда-ж мы думаем делами заслужить, показывается сим наше самонадеяние; тогда и не подаст Господь нам силы к исполнению добродетелей, но паче попускает на нас укрепиться страстям, чтобы мы познали свою немощь и смирились пред Богом, помня оную заповедь Божию: аще и сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк.17:10 ). Прочтите в Добротолюбии y св. Марка подвижника , в главах о мнящихся от дел оправдатися (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24.), увидите, как согласуются вера и дела. Я полагаю, что вы, видя необходимость в делах, к снисканию спасения, и желая исполнить оные, но не видя в себе достижения сей цели, a паче побеждение разными страстьми, – смущаетесь, и недоумеваете, что делать? Конечно возложение надежды на Бога, и на молитвы благоугождающих Ему, много может вспомоществовать в деле нашего спасения; но в смущении, при поползновениях, видно, что происходит оное от духовной гордости. Вам довольно известно, что хотящие благоугождать Богу, и ищущие спасения, имеют сопротивляющихся сему невидимых врагов, как пишет святый апостол Петр: супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 .). A святый Апостол Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:12 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Священное Писание содержит совершенно ясные заповеди относительно того, как христианин должен себя вести — в частности, с противниками Церкви. Апостол, например, пишет: “рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2Тим.2:24-26)”. Речь идет именно о противниках, именно о пребывающих в “сети диавола”. Именно к ним надо быть приветливым, учительным, незлобивым, и кротким. Это заповедь слова Божия. Есть и другие. “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф.4:29-31)” Писание говорит о плодах Святого Духа: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”(Гал.5:22,23)”. Невозможно служить Богу, попирая Его заповеди. Невозможно бороться с кощунством, кощунствуя. Невозможно “не давать в обиду Бога”, оскорбляя Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Если Вы делаете это, Вы служите кому угодно, но не Богу. Да, существует всем хорошо известная племенная логика — в любом столкновении поддерживать члена своего племени против члена враждебного. Люди обычно бывают страшно возмущены, когда усматривают такое племенное поведение у других. Но Бог требует другого — грех есть грех, и если его творят “свои”, то мы обязаны им на это указать. Ради братской любви и нашего общего спасения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/grex-est-grex/

Совершенно очевидно, что бездуховная цивилизация будет продолжать свою разрушительную работу. Есть ли выход? Только в эсхатологической перспективе. Поэтому происходящий процесс можно назвать апокалиптическим в точном смысле этого слова: появились признаки конца времен, указанные в святом Евангелии: и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь, претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной (Мф. 24, 12–14; беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе). — Каковы психологические, нравственные последствия этого процесса? Нетрудно заметить колоссальную разницу в психологии нынешнего молодого поколения и поколений предшествующих: сегодняшним молодым уже не нужны, скучны те песни, которые были любимы их родителями, те фильмы… Что бы Вы сказали об этих последствиях, об этих изменениях как священник, как духовник? — Мне кажется, что самым удручающим последствием происходящих перемен на Западе и в России является полное разрушение семейного воспитания. Священное Писание говорит о великой ответственности родителей за духовное и нравственное воспитание детей: И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6, 6–7) . Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Прит. 22, 6). И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Сейчас главными воспитателями стали СМИ. Есть горькая истина: все технические достижения зло использует гораздо активнее, чем добро. Телевидение и дискотеки оттеснили родителей и стали активными антивоспитателями. Сейчас для подростков открылась еще одна зловещая опасность — развратные и грязные сайты в Интернете. Защитить от этого может только духовно-нравственный иммунитет, которым ребенок должен обладать еще до того, как он получит возможность самостоятельно пользоваться Сетью. К сожалению, такой иммунитет дети получают только в воцерковленных семьях (и то далеко не во всех).

http://pravoslavie.ru/86996.html

Согласно решению Священного Синода, ты будешь епископствовать в древнем русском городе Галиче и возглавишь там новообразованную епархию. Тебе надлежит продолжить и преумножить труды Преосвященных владык, прежде заботившихся об этом уделе. Ты призван всесторонне развивать миссионерскую, катехизаторскую и просветительскую работу, привлекать подрастающее поколение к участию в различных церковных делах, заботиться об оказании помощи слабым и обездоленным. Такая деятельность на приходском и епархиальном уровне будет, несомненно, способствовать созиданию крепких православных общин, служить тому, чтобы голос Церкви был слышен людям, находящимся вне ее спасительной ограды. Иногда, говоря о таких землях, как земля Костромская, утверждают, что, несмотря на славное прошлое, сегодня эти регионы проходят через трудные испытания: люди покидают насиженные места, особенно пустеют деревни, а потому и многие храмы сегодня там не наполнены народом. Но даже небольшая часть тех людей, которые живут сегодня на Костромской земле, могла бы заполнить все храмы области. Поэтому когда в храме недостаточно людей, мы должны думать не о том, как это отразится на материальном благополучии прихода, а о том, что нужно сделать, чтобы храм был полон. Потому что люди есть, им только нужно помочь ясно понять, что путь в храм есть путь к Богу, путь к их спасению, к их счастью. Сегодня нам всем следует ревностно и неустанно трудиться, и не только, конечно, на Костромской земле, дабы как можно больше наших современников обратили свои сердца ко Христу и, отложив , по слову Писания, прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, облеклись в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:22,24). Именно об этом ты — преемник апостолов — призван особо заботиться, именно к этому прилагать все свои силы. Окидывая мысленным взором широкое поле предстоящих трудов, не страшись возложенного на тебя бремени, не бойся неизбежных опасностей и трудностей на пути и никогда не отчаивайся. С упованием на Бога, на Его неизреченную милость и человеколюбие крайнее, с терпением проходи предлежащее тебе поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12:1-2). И Господь не посрамит тебя и не оставит тщетной твою надежду, и во время благопотребное дарует Свою помощь и Свое утешение.

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

Так новозаветное толкование из уст Самого Господа и Его апостолов выводит нас за пределы буквы Писания, возводя к истине духа его, ибо не мыслимо было бы и само искушение первых людей ко злу от диавола ( Быт. 3 ), если бы сам диавол не носил в себе корень зла; – но и сам он не мог быть таковым носителем от начала природы своей, ибо Сам Творец не причастен злу (Второз. 32:4 сн. 1Ин. 1:5; 3:3 ) и все, что Он творит, по началу было добрым ( Быт. 1:4; 10:12,18,21,25,31 ; 1Тим. 4:4 .), если бы не нарушил долг совершенного повиновения Богу, и таким образом не отпал от Него, и не впал в самолюбие, гордость и злобу» 115 . Но от мира невидимого новозаветное толкование нисходит и к миру видимому, как о нем повествуется в книге Бытия. Он ближе к конечной цели Ветхого Завета – приведению к спасению во Христе, – Спаситель этого мира, как чувственно-разумного, т. е. человеческого (срав. 1Ин. 2:2  и др.), так и неразумной твари (срав. Римл. 8:19–23 ): суете бо тварь (κτσις) повинуся и волею, но заповинувшаго ю на уповании ( Рим. 8:20 ). «Суетой» толкует бл. Феодорит, «апостол называет тление; ибо вскоре за сим учит: яко и сама тварь свободится от работы истления. Научает же он, что вся видимая тварь получила в удел смертное естество, потому, что Творец всяческих предвидел преступление Адама и тот смертный приговор, который будет на него произнесен. И было бы несправедливо тому, что для него создано, получить в удел нетление, а ему самому, ради кого все это создано, быть тленным и страстным. Но когда он через воскресение приимет бессмертие, тогда и созданное для него получит также в удел нетление» 116 . Так тесна, в смысле св. новозаветных толкователей, связь между первоначальным созданием и благодатным воссозданием. Отсюда удивительно ли типическое соотношение между древней тварью (κτσις) Рим. 8:19–22 и новою тварью (καιν κτσις), 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 . Срав. Еф. 2:15; 4:24  и Кол. 3:10 , срав. так же Иак. 1:18 ) 117 . «Новой тварью», объясняет бл. Феодорит Гал. 6:15 , «в собственном смысле называет (апостол) будущую по воскресении из мертвых перемену вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010