Глава XXX Царство Божие на земле и нравственный идеал христианства. Христианские народы и жизнь христианских народов перед высотой христианского идеала. Величие дела Христова в племенах, народах и в отдельных людях. Церковь Христова всегда во Христе и всегда животворит. Истинная язва на теле Христа: идея папства и протестантизм. Эта язва не от Христа и Его Церкви, а от «диалектики». Антихристианство есть, в сущности, антибожие и есть одно и то же древнее зло. Выводы и заключения. Так «да просветится свет ваш пред человеки, – говорит Иисус Христос Своим последователям, – яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» ( Мф.5:16 ). Царство Божие на земле устраивается, без сомнения, на началах абсолютного добра в людях, или, точнее – добра в обществах христианских, ибо христианская нравственность есть положительно и безусловно идеальная нравственность; но внутренний идеал христианства есть идеал не по недоступности воплощения его для человека и не по невозможности большего или меньшего приближения к нему в индивидуально-личной жизни отдельных людей, или в общественно-социальной жизни целых народов, а по широте и необъятности содержания его, по беспредельности подвига для отдельных людей и для целого народа по пути воплощения в себе этого идеала, так как этот подвиг безграничен, ибо имеет для себя образ и последнее основание в самом Божественном Существе: «Будите убо вы совершени, – говорит Иисус Христос, – якоже Отец ваш Небесный совершен есть» ( Мф.5:48 ); «бывайте убо подражателе Богу, – говорит Апостол ( Еф.5:1–2 ), – но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите» ( 1Пет.1:15 ). Но «когда исполните все, повеленное вам, – заповедует Иисус Христос, – говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ). Поэтому даже при самом высоком личном нравственном возвышении идеал христианской нравственности будет все впереди и впереди человека, так как ограниченность жизни и способности человека, с одной стороны, и не абсолютная отрешенность от возможности падения, пока человек пребывает в «мертвенном теле» своем, с другой стороны – всегда будут делать воплощение христианского нравственного идеала крайне ограниченным, хотя бы весь человек в целой своей жизни был неуклонно на пути воплощения этого идеала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

еп. Михаил (Чуб) Глава IV. ЦЕРКОВЬ Всё то, что святой Мефодий говорит о Церкви, находится в самой тесной связи с его учением о спасении, принесенном в мир воплотившимся Словом. «Исповедовать воплощение Божия Сына от Святой Девы, но не исповедовать, что (Он) и в Церковь приходит, как бы в Свою плоть, – это несовершенно» («О пиявице» 8, 2). «Апостол справедливо отнес ко Христу то, что относится к Адаму. Потому оказывается весьма сообразным, что из костей и плоти (Христовой) произошла Церковь , для которой Слово… сошло на землю… и, уснув истощанием страдания, добровольно умерло за нее, чтобы представить Себе Церковь славною и непорочною, очистив ее банею водною ( Еф.5:26–27 ), для принятия духовного и блаженного семени… Слова Писания «Плодитесь и размножайтесь» ( Быт.1:28 ) надлежащим образом исполняются, когда Церковь со дня на день возрастает в величии, красоте и численности вследствие союза и общения с Словом» («Пир» 3, 8). «Церковь не могла бы собрать верующих и возродить их банею пакибытия, если бы Христос,… сошедши с небес и соединившись с Своею Женою – Церковью, не попускал исходить из ребра Своего некоторой… силе, чтобы все зиждущиеся на Нем, возрастали, …воспринимая от костей и плоти Его, т. е. от святости и славы Его» (там же). «Так следует относить сказанное об Адаме и Еве к Церкви и Христу. Это – поистине великая и надмирная тайна» («Пир» 3, 9). Дело Христово, имеющее своею целью спасение людей, не прекращается; оно начинается воплощением Единородного Сына Божия от Пресвятой Девы, осуществляется страданиями, смертью и воскресением Христовым и живет в Церкви, которая по Божию изволению передает своим членам семя вечной жизни. Церковь , являясь, по словам апостола ( 1Тим.3:15 ), «столпом и утверждением истины», «утверждается нетлением», «возвещает о делах рук» Христа Бога («О пиявице» 7, 9–10) и «вызывает на бой чувственные удовольствия» («О сотворенном» 8). Основание Церкви явилось осуществлением вечной Божией мысли. В Церкви нашло свое завершение всё то, что предызображал Ветхий Завет («Пир» 8, 5). В свою очередь, Церковь является «образом небесного селения» – той нетленной и чистой истины, которая «откроется по воскресении» («Пир» 5, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Будем помнить свое призвание к " жизни будущаго века " через крещение» Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева 17.01.2022 662 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Сегодня было прочитано Евангелие от Марка, 1 глава, с 1-го по 8-й стих, где говорится об Иоанне Крестителе и его предваряющей миссии, «приготовляющей путь Господу» (Мф. 3:3). Иисус и Иоанн Креститель, как мы знаем из Писания, были роставенниками, и даже обстоятельства рождения их очень схожи. Однако они не знали друг друга лично. Иисус Христос жил в Назарете Галилейском, а Иоанн обитал в пустыне Иудейской. Встретиться им до обозначенного Богом времени не пришлось. Такова была воля Всевышнего. Очевидно, необходимо было исключить всякий повод к обвинению в том, что они заранее договорились поддержать друг друга. Очевидно и то, что Иоанн был наслышан о событиях, ознаменовавших рождение Иисуса. Он знал, что в отрочестве Иисус ходил в Иерусалим, знал и о Его удивительной беседе с раввинами, был наслышан о Его безгрешной жизни и верил, что Иисус и есть обещанный Мессия. Но никаких подтверждений свой вере не имел, поскольку Иисус до сих пор никак не проявлял Своего призвания. Но Иоанн свято верил, что в определённое Богом время будет дано знамение Его божественной сущности, когда Спаситель выйдет на служение. Зададимся вопросом, зачем и для кого проповедовал Иоанн в пустыне? Бог создал человека по Своему образу и подобию, где изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для всего человечества и соделало потомков Адама грешниками перед лицом Творца: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12) и стали достойными Его праведного воздаяния: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). В грехопадении, таким образом, исказилась сама природа человеческая, когда мы стали потакать низменным её потребностям и, следуя греховным желаниям и помыслам, навлекли на себя осуждение Божие (Еф. 2:3). Отныне человек стал устремлять все свои пожелания исключительно ко греху: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

Закрыть Помрачение Нелицеприятный рассказ о главнокомандующем князе Меньшикове, костромской крестьянке и обо всех нас. 2/15 марта - память Державной иконы Божией Матери Николай Кокухин   23:38 17.03.2023 3859 Время на чтение 11 минут Очерк «Помрачение» был впервые опубликован на «Русской народной линии» четыре года назад. За прошедшее время ситуация в нашей стране сильно изменилась: тучи, набежавшие с запада, закрыли солнце, и оно сияет все реже и реже. В этих условиях очерк приобретает новое, особенно пронзительное звучание. Поэтому мы решили его сегодня републиковать, чтобы наши читатели лучше поняли, почему в последнее время нас частенько преследуют неудачи. «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»» (Еф. 5, 14) I. Когда наступают особенно трудные времена и нам грозит скорая погибель, когда испробованы все человеческие возможности и выплаканы все слезы, когда в сердце поселяется страх и подгибаются колени, мы поднимаем глаза к небу и призываем имя Божией Матери - Единственной нашей Заступницы и Помощницы, Верной нашей Ходатаицы и Утешительницы. И Она незамедлительно приходит к нам и избавляет от беды. В 1395 году на Русь обрушился со своими дикими полчищами татарский хан Тамерлан. Предавая все на своем пути огню и мечу, он дошел до Коломны. Москве грозила скорая гибель. Русские люди, не надеясь на свои слабые силы, призвали на помощь Божию Матерь. Она устрашила Тамерлана, и тот спешно увел свои войска обратно. А вот другой дивный пример. В начале семнадцатого века шведская армия под руководством военачальника Делагарди окружила Тихвинский монастырь, что близ Новгорода. Силы были слишком неравны: многочисленная, хорошо вооруженная рать и горстка монахов. Последние день и ночь молились Царице Небесной. Взяв Ее чудотворную икону, они совершили по стенам обители Крестный ход. На шведов напал необъяснимый страх, и они, давя и топча друг друга, в панике бежали. II Случались, однако, в русской истории и иные страницы. Когда началась Крымская война, Николай Александрович Мотовилов, Симбирский совестный судья, служка, как он сам выражался, Божией Матери и преподобного Серафима, послал Государю Императору копию иконы Пресвятой Девы «Умиление» - на помощь нашим воинам. Перед этой иконой всю жизнь молился и в молитвенном подвиге скончался Саровский чудотворец.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Комментарии к книге пятой Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов 910 Этот Эдильвальд или Этельвальд упоминается в списке донаторов (жертвователей) Линдисфарнской церкви, составленном в IX в. и известном под названием «Liber Vitae». 911 Когда Беда около 721 г. писал пролог к «Житию Кутберта», этот Гудфрид (правильнее Гутфрит) был ризничим в церкви Линдисфарна. Аббатом он был между 721 и 729 гг. 912 Еф. 3:14. 913 Скрытая цитата из «Энеиды»-»вмиг усмиряет смятенное море» (I,142). 914 Иоанн был епископом Хексема с 687 г. В 705-721 гг. он был епископом Йорка. 915 Имеется в виду монастырь Беверли возле одноименного города в Йоркшире. 916 Ныне река Тайн (Tyne). 917 Климитерий (clymiterium)- редкое слово, обозначающее уединенную молельню. В англосаксонском переводе IX b.-geboedus (молельня). По мнению Б. Колгрейва, это место находилось в селении Уорден, где до сих пор сохранился храм, посвященный Михаилу Архангелу. 918 В оригинале scabiem ac furfures. 919 Англосаксонское gae означало «да»; от него произошло совр. англ. yes. 920 Деян. 3:2-8. 921 Это изгнание Вилфрида после очередной ссоры с королем длилось с 691 до 709 г. 922 Ныне селение Уоттон в Йоркшире. Об этом монастыре и аббатиссе Херебурге ничего не известно. 923 Все монахини считались духовными дочерьми аббатиссы; здесь имеется в виду ее родная дочь, рожденная до поступления в монастырь. В тот период многие англосаксы уходили в монастырь уже в зрелом возрасте, имея детей. 924 Примеры наследования должности аббата были нередки; можно вспомнить рассказ Беды об Энфледе и ее дочери Эльфледе или о Кедде и его брате Хаде. Эта практика была заимствована из Ирландии, где иногда члены одной семьи управляли монастырями в течение нескольких поколений. Сам Беда осуждает эту практику в «Письме к Эгберту». 925 Судя по этой и следующей главе, уже в VII в. представители знати строили церкви в своих поместьях. Позже именно так возникло большинство приходских (сельских) церквей. 926 Мф. 8: 14-15. 927 Вся эта история говорит о сравнительно мягком обращении со слугами (домашними рабами) в англосаксонском обществе. Часто они были членами семьи и по завещанию могли получить свободу или даже долю наследства.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

О толковании Священного Писания I. Православное учение о толковании священного Писания Священное Писание не только нигде не открыло нам, чтоб мы довольствовались в вере озарением от Св. Духа, но вменяет нам также в обязанность искушать духи, от Бога ли они: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 . Мф. 7:15 и Откр. 2:2 ). И сам ап. Павел, хотя первоначально повергнут на землю и наставлен был божественным голосом с неба ( Деян. 9:7 ), по впоследствии дослан к человеку для принятия таинств и соединения с Церковью. Упоминаемый в Деяниях апостольских евнух, читавший пророка Исаию и не понимавший его, был послан не к ангелу и не чрез внутреннее озарение открыто ему то, чего он не понимал; но божественным внушением приведен был к нему диакон Филипп, который знал пророка Исаию и сказал: «разумеешь ли, что читаешь?» Он (евнух) сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (гл. 8, ст. 27 и далее 30 и 31 ст,). Тогда Филипп изъяснил непонятное для евнуха пророчество. Наконец, и в праве ли мы по своему произволу присвоить себе внутреннее озарение от Св. Духа, когда Сам Дух Святый Свои дары разделяет, «как Ему угодно»? ( 1Кор. 12:11 ). Священное Писание, при пользовании им, можно до некоторой степени уподобить тому цветку, с которого пчела берет мед, а паук яд. Оно есть, по выражению апостола, «обоюдоострый меч» ( Евр. 4:12 . Еф. 6:17 ), с которым нужно умело и правильно обращаться, чтобы не повредить себе. Для одних, при руководстве Церкви и св. Писание, и св. Предание указывают путь ко спасению, а другие, произвольно толкуя его, впадают в душепагубные ереси и уподобляются в этом отношении тем «невеждам и не утвержденным», о которых заметил апостол, что они-«к собственной погибели превращают», как и прочие Писания ( 2Пет. 3:16 ). Итак, заметим вкратце, что все вообще учение сектантов об источниках вероучения отличается крайним произволом. Этот произвол со стороны сектантов обнаруживается, например, в том, что они признают только одно св. Писание за источник вероучения, причем толкуют его односторонне,– по личному усмотрению каждого сектанта. Но такое отношение сектантов к источникам вероучения, нельзя признать основательным. Ни история первоначального распространения христианства, ни само св. Писание и в частности даже те места, на которые ссылаются сектанты-рационалисты в подтверждение своего учения о св. Писании и толкования его, не дают ни малейшего основания произвольно, по личному усмотрению, толковать слово Божие и отвергать св. Предание. II. Основания из слова Божия для православного учения о толковании священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Огласительное поучение первое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. ( Ис.1:16 ).] 1 . Ученики Нового Завета и причастники таин Христовых! Сейчас званием, а вскоре же и благодатью, соделайте себе новое сердце и новый дух ( Иез.18:31 ), чтобы возвеселились небожители. Ибо если, по Евангелию, более радости... об одном грешнике кающемся ( Лк.15:7 ), то не тем более ли спасение столь многих душ возбудит к веселию небеса? Вступив на путь блаженный и благой, идите благоговейно поприщем благочестия, ибо, всегда готовый ко избавлению вашему, предстоит здесь Единородный Сын Божий, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Отягощенные преступлениями и связанные узами грехов своих! Услышите пророческий глас, вопиющий: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих ( Ис.1:16 ), чтобы воззвал к вам Ангельский лик: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! ( Пс.31:1 ). Возжегшие ныне светильники веры, сохраняйте их неугасимыми в руках, чтобы Отверзший тогда на этой всесвятой Голгофе рай разбойнику за веру его сподобил и вас воспеть брачную песнь. 2 . Если кто здесь раб греха, тот да приготовится верой к свободе и возрождению усыновления и, сложив с себя позорнейшее рабство греховное, вступив же в блаженнейшее служение Господне, да удостоится наследовать Царство Небесное через исповедание; отложи прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ), чтобы облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Через веру приобретите залог Святого Духа, чтобы вам смочь быть принятыми в селения вечные. Приступите к таинственному запечатлению, чтобы быть известными Владыке и чтобы, сопричислившись святому и словесному Христову стаду, стать одесную Его и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо, которые еще под тяжестью грехов, те остаются ошуюю, потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом в возрождении через крещение. Возрождение же я разумею не тел, но душ духовное перерождение. Ибо тела рождаются от видимых родителей, души же возрождаются верою, ибо дух дышит, где хочет ( Ин.3:8 ). И тогда, если ты будешь достоин услышать: хорошо, добрый и верный раб ( Мф.25:21 ), когда ни малейшей скверны притворства не найдется в совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Первая и самая удобная среда доброго религиозно-нравственного воспитания детей – это родная семья, а главные её воспитатели – родители. Всё, что дети видят и слышат здесь, не пропадает для них бесследно, но глубоко западает в их душу и остаётся в ней на всю жизнь, особенно важное значение в религиозно-нравственном воспитании детей имеет по свидетельству слова Божия, истории и опыта, личный пример родителей. Благочестивое настроение родителей отца и матери, проявляющееся в искренней молитве, или других действиях религиозного характера, благотворно влияет на нравственно-религиозное направление их, полагает в них твёрдое чувство веры в Бога и любви к Нему, посеевает в них прочные семена чистой христианской нравственности. От них заимствуется страх Божий, от них усваивается боязнь греха, чтобы не оскорбить Бога, не заслужить Его гнева и чрез это не лишиться Его милостей в настоящей жизни, а тем более не подвергнуться вечному осуждению в будущей. Эту обязанность воспитания возлагает на родителей св. ап. Павел, заповедуя им отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Но первенствующее значение в семье, в её воспитании и влиянии на детей имеет мать. Сердце её – это высшая школа, в которой дитя в первые годы своего существования научится более, чем во всю остальную жизнь, – целая жизнь в первые годы его вьётся около материнского сердца. Вера в Бога имеет своим вместилищем преимущественно наше сердце, а в матери сердечная жизнь господствует над всеми прочими проявлениями, человеческого духа, вследствие чего самой природой представлено ей преимущество влияния на детские сердца в религиозно-нравственном отношении. Её прямое призвание и дело воспитывать детей в добре, в вере и благочестии христианском; в этом её собственное величие и добро величие и добро её родной семьи, этим она создаёт себе славу, которой никогда не уничтожит никакая зависть, и которая всегда будет иметь значение на суде совести и потомства. Суд Божий, да и людской тоже, произнесёт над нами приговор по тем плодам, какие мы завещаем будущему времени в своих детях и питомцах. Сын безумен явится бесчестием матери, при этом навсегда, в вечность, ибо по слову ап. Павла жена спасается чадородия ради ( 1Тим.2:15 ), т. е. когда своими детьми умножает число святых, чистых и спасаемых членов церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Показание содержащихся в сем втором томе поучительных слов Приношение Ее Императорскому Величеству 1. Слово на Новый 1766 год без темы о том, какое есть сходство между течением времени и течением наших лет и дел? Сказывано в придворной церкви. 2. При погребении господина Генерал-фельдмаршала, Сенатора, Действительного Тайного Советника и обоих Российских орденов, Белого Орла и святой Анны Кавалера, бываго Канцлера, Графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, из темы: блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей глаголет Дух да почиют от трудов своих. Откр. 14: 13 . о том, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в жизни будущей? Сказывано в Невском монастыре Апреля 15 дня 1766 года. 3. В неделю Вайи из темы: рцыте дщери Сионове се Царь твой грядет тебе кроток. Мф. 21:5 . о том, какое есть свойство или характер Евангелия? Сказывано в придворной церкви 1766 года Апреля 16 дня. 4. О содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 6ез темы, сказывано в Москве в притворах церквей, куда преступники приводимы были, 1766 года в Мае. 5. В день святых Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: блажен еси Симоне Вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе: но Отец мой, иже на небесех. Мф. 6:17 . о том, какое блаженство Спаситель присвояет Петру и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небесного Отца. Сказывано 1766 года Июня 29 дня. 6. В день рождения Его Императорского Высочества из темы возмогайте о Господе, и в державе крепости его. Еф.6:10 . о том, в чем состоит истинное мужество? Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1766 года Сентября 20 дня. 7. При первом случае прихода в Лавру 6ез темы о том, какое в древние времена было, и какое ныне должно быть начало или побуждение к монашескому житию? Сказывано в Лавре февраля 4 дня 1767 года. 8. В неделю сыропустную без темы о том, что лицемерие мечем слова Божия истребляется. Сказывано февраля 18 дня 1767 года в Святотроицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 2. Проблемы духовной жизни Отец Иоанн (Крестьянкин) Все препятствия к преуспеянию духовному — в нас, в одних нас! Если же что действует извне, как препятствие, то это только служит обличением нашего немощного произволения,  нашего двоедушия, нашего повреждения грехом. Святитель Игнатий Брянчанинов Духовная жизнь — это жизнь, ведущая человека к Богу, направленная на Его познание и общение с Ним. Правильное понимание духовной жизни во многом предопределяет процесс преображения страстного плотского, «ветхого человека» (Еф. 4, 22) в нового. Каждому христианину необходимо пройти через многие испытания, внутреннюю борьбу, одержать победу над страстями: самолюбием, гневом, раздражительностью, лукавством, ложью, завистью. Все человечество и каждый человек находятся в глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя, спасти, и стать достойным Царствия Божия. Путь к спасению начинается с момента обращения к Богу с чувством и сознанием своей погибели. Это сознание заставляет искать Спасителя и многих приводит теперь в Церковь. Каждый из нас становится на этот путь с разным жизненным опытом. Архимандрит Иоанн Крестьянкин писал: Все человечество и каждый человек находятся в глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя, спасти, и стать достойным Царствия Божия. Путь к спасению начинается с момента обращения к Богу с чувством и сознанием своей погибели. Человек становится на этот путь уже с некоторым жизненным опытом. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «Нынешние чада Церкви совершенно особые… они приходят к духовной жизни, отягченные многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о правде Небесной» 15]. Вставая на путь духовной жизни, современный человек сталкивается со многими проблемами. НОВОНАЧАЛЬНАЯ НЕРАЗУМНАЯ РЕВНОСТЬ Многими трудами и подвигами, с продолжением времени… после испытаний и различных искушений, приемлет (душа) духовное возрастание.

http://pravoslavie.ru/2070.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010