Вторая причина — это то, что, как нам представляется, “Основы” могут стать важным материалом для катехизаторов. Уже достаточно говорилось о том, что многие новоначальные христиане не в силах уяснить себе своих отношений с современным миром, поэтому и впадают в разного рода заблуждения — от стремления к полному уходу от него до требований, чтобы Церковь немедленно к нему приспособилась и “зашагала в ногу” с сим веком. Именно от такого рода ошибок и может предостеречь публикуемый нами документ Собора — канонически принятый и потому авторитетный свод воззрений Церкви на жизнь православных христиан в современном обществе. Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем. I. Основные богословские положения I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней “все небесное и земное” должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава “Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем” (Еф 1:22–23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке. Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство “нового человека во Христе”, “единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати” (А. С. Хомяков). “Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства — всех их Церковь воссоздает в Духе Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры” (святой Максим Исповедник).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

Единственный источник, как вообще умозрительное, так в частности и Деятельное Богословие должно почерпать основания для возведения возрождаемых к Богоподобию и законы для Богоподной деятельности, есть вообще слово Божие или Св. писание ( 1Тим. 3:16 ). Как глаголы живота вечного ( Ин. 6:68 ) и изображение святой и совершенной воли Божией ( Деян.20:27 ), ( Рим.12:2 ). Оно в различных местах различно, а все в совокупности вполне и совершенно преднаписует образ духовной жизни. И потому как плод внутренний Духа Божия и многоразличной опытности духовной, оно полезно для научения, для обличения, для наставления в праведности, и достаточно к тому, что бы совершен был Божий человек на всякое благое дело уготован ( 2Тим.3:16–17 ). Примечание. Впрочем как Деятельное Богословие, почерпая из Св. писания законы для духовной деятельности, приспособляет оные к состоянию человека в различных отношениях жизни его: то из оснований Деятельного Богословия неизключаются пополнительные источники: во 1–х, общие начала нравственности, почерпаемые из естественных оснований чистого ума; во 2–х, Церковные постановления, утверждающиеся на определениях соборов. Потребность первого открывается из того, что откровенный закон, возводящий человека в первобытное нравственное совершенство ( Еф.4:22–23 ), остатки которого и в настоящем состоянии растления остаются в чистой природе неизгладимо ( Рим.1:19; 2:14–16 ) в основании своем имеет закон естественный ( Втор.30:11, 16 ). Последнее несомненно из того, что Сам Спаситель, давши церкви своей право власти и суда: Аще же и церковь преслушает, буди теб, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ), дал ей право, на основании откровенного слова Божия давать законы для благоустроения деятельности христиан в различных случаях ( 1Кор.14:40 ), а посему законами церкви (кои вообще в своих основаниях согласны со словом Бога) в различных отношениях управляется деятельность христианина. – Польза и нужда изложения деятельного учения в правильном порядке Нет сомнения, что и простое познание христианских обязанностей, которые во всей полноте и пространстве содержатся в Св. писании, ( 2Тим.3:15–17 ), само по себе достаточно руководствовать к совершенству в духовной жизни, а посему нет, по видимому необходимости кроме простого руководства писания, искать еще искусственного руководства ко спасению. Впрочем не говоря уже о множестве толкований, несогласных с духом Божиего закона, когда возьмем во внимание, что в Св. писании и между нравственными правилами встречаются, по видимому, разногласия, то многие обязанности или в своем приложении или во внутренней силе, или в побуждениях и средствах недовольно раскрыты, вообще строгого взаимного отношения и порядка немеют; сверх того весьма много встречается важных совестных случаев простым разумением закона неудоборазрешимых; отселе не только полезно, но и необходимо, что бы путь благодатной деятельности во всем пространстве был изображен и христианские обязанности во взаимной связи были изложены. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Миссией Церкви является спасение (исцеление, обожение ) человечества. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться и общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос: Как Церковь относится к чему-либо? наиболее уместен в плане жизни вечной. Члены Церкви Церковь является Телом Христовым ( Еф.1:22-23 ; Кол.1:24 ), к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать . Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, стремящихся жить по Евангелию. Крещением и духовной жизнью человек становится членом Церкви ( верным ), своими грехами и расслаблением в духовной жизни — переходит в категорию отпавших . Церковь Земная (Воинствующая) и Небесная (Торжествующая) Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами. В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную. Существенные (фундаментальные) свойства Церкви Символ веры определяет Церковь как Единую (единственную), Святую, Соборную, Апостольскую. Как относиться к грехам членов Церкви Рассудительно и трезвенно. Каждый из нас ответит на Страшном суде за свои грехи, за грехи наших братьев и сестёр мы не несём ответственности. Но несём ответственность за сплетни, осуждение, раздражение и соблазн немощных в вере. Если Церковь — это лечебница, то нелепо осуждать других пациентов за то, что у них иные болезни (страсти), чем у тебя… Подробнее см. Критика церкви . Цитаты о Церкви «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере».

http://azbyka.ru/cerkov

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20 ; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9 , к государству: 2Пар.7:17–22 ; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20 ; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5 ; 1Кор.12:12–13 ; Лк.3:14 . Рим.4:16 . «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39 , но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13 . Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное». Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5 . Рим.11:29 . «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Оголтелая семидесятилетняя атеистическая пропаганда, казалось, не достигла желаемого результата. Подавляющее большинство наших сограждан являются людьми верующими и даже считают себя православными. Но вот то, что все-таки удалось богоборческим силам, так это почти тотальное искоренение из сердец наших соотечественников понятия и ощущения Церкви 5 . А ведь русский народ давно воспринял слова святителя Киприана Карфагенского: “Кому Церковь — не мать, тому Бог — не Отец!”, — как выражение истины и практическое руковод­ство к действию 6 . Сейчас мы путаем Церковь и с учреждением, и с организацией, то есть с какими-то институтами, которые имеют к ней исключительно внешнее отношение. Церковь прежде всего есть тело Христово, по определению апостола Павла (см. Еф 1:22–23), а мы являемся частицами этого тела (Рим 12:5) или живыми камнями этого церковного здания (1 Пет 2:5). Только мистически соединенные воедино мы движемся по пути спасения. И поэтому расхожее выражение: “А у меня Бог — в душе!”, с пафосом озвученное Михаилом Задорновым, — воспринимается в православном мире не иначе как профанация самой идеи Церкви. Да никто и не пытается спорить с тем, что Бог должен быть прежде всего в сердце человека. Вопрос ведь в том, как соединить эту свою искренность со служением Богу 7 , ибо вера без дел мертва (Иак 2:20). А Церковь есть там, где двое или трое собраны во имя Христово (Мф 18:20). И, пока не определим для себя, зачем нам необходимо таковое единение, наша душа будет находиться в мятущемся состоянии, ибо в православном Символе веры, а это по сути своей — программный документ верующего человека, есть очень четкие слова: Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. То есть Церковь является предметом нашей веры 8 . А это значит, что я верую в то, что мое спасение происходит исключительно через Церковь, когда я соединяюсь с телом Христовым или становлюсь живым камнем этого Божьего дома. И действие это — таинственное, незримое и ощущается исключительно изнутри, и пока я не войду в церковное пространство, я не смогу уловить Божие дыхание. И получается замкнутый круг: я не вхожу потому, что не понимаю, а не понимаю потому, что не вхожу. И, быть может, наиболее выпукло и осязаемо, это незримое Божье присутствие представлено в Таинстве Крещения, которое и открывает верующему человеку Врата Царства через рождение от воды и Духа (Ин 3:5) 9 .

http://pravmir.ru/utrachennaya-radost-vo...

Пьянство приводит к тому, что человек предает забвению служение Создателю. Мы читает об этом в книге пророка: «Гусли и свирель, и вино на пиршествах сынов Иуды, а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5, 12) т.е. когда человек оказывается в таком состоянии, то он предает забвению  служение Богу.  Или,  если, не дай Бог, совершает служение Господу в пьяном виде  - это вообще приводит к оскорблению имени Всевышнего.  Потому что в таком состоянии человек не должен приступать к священнодействию.  В Законе Божьем в Пятикнижии Моисея есть прямой запрет для священников появляться в пьяном виде для совершения Богослужения в общественных местах. Писание призывает избегать общества  пьяниц  (Притч 23, 20): «Не будь между упивающимся вином».  В Псалтири сказано: «Блажен муж, иже не ходит на совет нечестивых и на пути грешных не стоит и в собрание развратителей не сидит» (Пс.1). Собрание развратителей по -  еврейски «мацахек», это слово означает тех, которые склонны к идолопоклонству, блуду, жестокости. Апостол Павел пишет: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается пьяницею, с таким даже и не есть вместе» (1 Кор  5,11). Пьяницы -  это группа риска и когда мы начинаем устраивать совместные трапезы с такими людьми -  мы наносим вред не только им, поддерживая антихристианский образ жизни, но и самим себе.  И еще апостол Павел пишет: «Дела плоти известные, они суть ссоры, убийства, пьянства, бесчинства и т.п., предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царство Божье не наследуют»  (Еф 5,19-21). Т.е. пьяница не может наследовать царствие Божье, естественно, и наркоман, если человек не преодолеет в себе эту пагубную страсть. И у пророка Исайи есть обличительные угрозы пьяницам: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (т.е. крепких напитков), и до позднего вечера разгорячают себя вином, горе тем, которые храбры пить вино» (Ис. 5,11 – 22)  т.е. пьянство -  это не та храбрость, которой человек может быть доволен, эта храбрость наносит непоправимое увечье физическому состоянию человека. И в книге «Второзаконие» (Втор 21,18-21)  находим: «Если будет у кого сын буйный и непокорный, то отец его и мать скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен, мот и пьяница». Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти. Итак, истреби зло из среды себя  - и все израильтяне услышат и убоятся»  - такая мера тоже предусмотрена законом Божьим.

http://radonezh.ru/text/antinarkotichesk...

Пятое Божие совершенство есть Его Блаженство в самом Себе, сообщительное и для других разумных тварей. Посему в едином Боге – покой нашего духа. Сколько ни стараются миролюбцы изобретать новых удовольствий, открывать новых прелестей в преходящем образе обветшавающего мира; впрочем истинного покоя и сладкой отрады своему духу не обретут, доколе всем сердцем не обратятся к Господу. Благочестивый царь Израильский на самом опыте изведав недовольство всего мира для своего сердца находит удовлетворение ему в едином Боге: «насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» ( Пс.16:15 ). При размышлении о благодеяниих Божиих нам оказанных, во-первых: представляется нашему вниманию начало и источник оных – любовь Его. «Бог любы есть» сам в Себе, для всех тварей, особено разумных, и наипаче для человека. Он «возлюбил нас любовию вечною» ( Иер.31:3 ), возлюбил от самой вечности, «возлюбил нас прежде создания мира» ( Еф.1:4 ). Доказательства беспредельной любви к нам Божией бесчисленны и неописанны. Какое другое существо удостоено толиких милостей, как мы? все твари получили один раз бытие, мы двукратно сотворены. В первом случае Бог избрал и возлюбил нас тогда, когда еще не было нас, в последнем возлюбил нас сущих врагов Своих. В первом случае воззвал нас из ничтожества, в последнем извлек из бездны греха, который хуже самого ничтожества. В первом украсил образом и подобием Своим, в последнем соделал нас причастниками божественного естества; первого человека поставил господином и владыкой над делами рук Своих в сем видимом мире; нас верующих посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы в грядущих веках явить преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Посему Павел говорит верующим: «вся ваша суть... или настоящая, или будущая, вся ваша суть... вы же Христовы» ( 1Кор.3:21–23 ). «Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и будем» ( 1Ин.3:1 ). Каким же образом мы должны соответствовать толикой любви; как сами должны любить толико возлюбившего нас Господа Бога? На сие ответствует закон: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» ( Мф.22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

Сейчас принято говорить " психические заболевания " , но корень слова несколько затуманивает смысл. Хотя большинство людей знает, что “психе” переводится как " душа " , а все же, если сказать " душевные заболевания " , " душевнобольной " , ситуация проясняется. Когда человек заболевает телесно? - В большинстве случаев, когда его организм не в силах справиться с какой-то инфекцией, какими-то вредными воздействиями извне. Душа же заболевает, когда она не в состоянии побороть " вирусы " страстей, и они одерживают над ней верх, завладевают ею и порой даже полностью подчиняют себе (что и называется одержимостью). Простейший пример победы страсти над человеком - гнев психопата. Он ведь прекрасно знает (не только в 40 лет, но и в 4 года!), что кричать, угрожать, драться плохо. Но справиться с гневом не может. В состоянии аффекта, ослепленный гневом, он и убить способен. Не то, что врага - близкого, любимого человека! Потом, когда накал страстей спадет, психопат будет искренне недоумевать, как это с ним такое приключилось. А иногда и вовсе не помнит, что он вытворял полчаса назад. А что такое мания величия, как не одержимость страстью гордыни? Настолько сильная, что помрачает рассудок. Ведь рассуждая здраво, невозможно считать себя Наполеоном или президентом США хотя бы потому, что ты живешь в другое время, в другой стране, и у тебя другая фамилия. Да, в крайних своих проявлениях душевнобольные становятся без-умными, ума-лишенными. Это состояние раньше вызывало у окружающих мистический ужас, потому что ум считался одним из главных Божьих даров человеку. " Божество есть ум и слово, " ибо в начале было Слово " (Ин. 1: 1) " , - пишет святитель Григорий Нисский в трактате " Об устроении человека " . - Недалеко от сего и естество человеческое. Видишь в себе и слово и разум, подобие подлинного Ума и Слова " . ОБРАЗЫ И ЛУКАВЫЕ ПОДОБИЯ А вот что говорит со ссылкой на апостола Павла дореволюционный священник Иоанн Ковалевский: " В разуме Бог положил существенную черту Своего великого образа в нас (Еф. 4:22-23), и по этой причине с отказом от ума, этого благодатного дара неба, человек теряет все, что составляет истинное его величие, истинное его достоинство... Не большею ли частью, чтобы не сказать всегда, бывает для человека обиднее всего укор в скудоумии, чем в каком-либо другом недостатке, даже нравственном? " ( " Подвиг юродства " , М., 2000, " Лепта " .)

http://pravoslavie.ru/17.html

Термином «соборная» в Символе веры передано греческое слово „Καθολικ“, основа которого происходит от слова „λος“ – целый, совершенный. «Приставка каф – имеет одним из своих трех значений усиление понятия, с которым оно соединено. Таким образом, в целом здесь обозначается ничем не ограниченная полнота, всеобъемлемость, “плирома”…» . Но не географический или этнографический аспект этой всеобщности бытия, цели и духовной жизни выражает термин «соборность», а ту полноту, о которой говорит святой апостол Павел в своем послании к Ефесянам: «Отец… и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22–23). Соборность является сущностным свойством Церкви, доводящая через благодать Святого Духа до каждого своего члена полноту жизни во Христе, связывая отдельных членов Тела Христова в дивное богочеловеческое единство. Подобно тому как в теле все члены участвуют в полноте его жизни, будучи связаны между собой в органическом единстве и гармонии. Воссоединение разъединенного и разрозненного человечества осуществляется в Евхаристической действительности Церкви Тайна богочеловеческого единства, единства внутреннего, сокровенного, органичного есть тайна соборности Церкви. Это воссоединение разъединенного и разрозненного человечества осуществляется прежде всего в Евхаристической действительности Церкви. И святой апостол Павел, называя Церковь Телом Христовым, вписывает этот образ в его литургическую реальность: «Един хлеб, и мы многие единое тело, ибо все причащаемся от единого хлеба» (1 Кор. 10: 17). В Таинстве святой Евхаристии по знаменитому выражению святого Кирилла Иерусалимского верующие становятся «сотелесниками и единокровными Христу» , а вместе с тем сотелесниками друг другу. В литургическом опыте Церкви ее соборная природа самым ясным образом раскрывается не как моральная действительность, а как действительность онтологическая, являясь иконой Царствия Небесного. Соборность предполагает собрание, а именно – собрание верующих около Трапезы, их участие в Тайной вечере.

http://pravoslavie.ru/143689.html

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем. I. Основные богословские положения I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22–23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке. Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С.Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… — всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой Максим Исповедник). I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества — божеское и человеческое — с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела.

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010