Христос, " в Себе Самом исправив " (по выражению св. Афанасия Великого) поврежденную в результате грехопадения прародителей человеческую природу, стал Вторым Адамом (1 Кор. 15, 47), родоначальником " новой твари " (2 Кор. 5, 17). Если ветхая (Еф.4,22) природа наследовалась потомками Адама в естественном порядке, то приобщение роду Христову (ср. Деян. 17, 29) происходит в прямо противоположном направлении - через определенный сознательно-волевой процесс личной активности. Этот процесс имеет две принципиально различные ступени. Первая, когда уверовавший духовно рождается в таинстве Крещения, получая семя (Мф. 13, 3-23) Нового Адама и становясь, таким образом, членом Его Тела - Церкви. Как пишет преп. Симеон Новый Богослов, " уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя " . То есть с пришествием Христовым через веру и Крещение христианин получает в данном ему Семени возможность преображения своей ветхой природы ( " ветхого человека " - Еф. 4,22) в новую ( " нового человека " - Еф. 4, 24), но не " автоматически " становится тем мужем совершенным, в меру полного возраста, которого достигнуть призван каждый христианин (Еф. 4, 13). На этой ступени крещеный, очищаясь от всех грехов своих и уподобляясь тем первозданному Адаму, тем не менее сохраняет унаследованную им от прародителей природу, подверженную болезням, смерти, удобопреклонную ко греху, то есть всему тому, что возникло в следствие первого грехопадения. Поэтому во всей остроте встает проблема об условиях и средствах спасения от греха и развития в душе нового начала, полученного в Крещении и последующих таинствах, иначе говоря, проблема претворения в реальную жизнь каждого верующего открытой Христом возможности воссоздания человеческой природы. Это - вторая ступень о правильной (праведной) духовной жизни. Ибо семя благодати Крещения у одних христиан, " лукавых и ленивых " (Мф.

http://radonezh.ru/analytics/svyatye-kak...

Церковь есть премирное основание мироздания и его последняя цель («домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге», «многоразличная Премудрость Божия», Еф.3:9–10 ). Она есть пребывающее Боговоплощение, как Тело Христово («Вы одно тело во Христе» ( Рим.12:5 ), «Тела ваши суть члены Христовы» ( 1Кор.6:15 ). «И вы тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор.12:27 ), и, как пребывающая Пятидесятница, есть храм Духа Святого («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). К этому нужно еще прибавить такие мистические определения, как Невеста Христова или Жена Агнца, Град Божий, сходящий с неба на землю (Апокалипсис), как Полнота ( Еф.1:22 ), Слава, Царствие Божие. Самая принадлежность к Церкви определяется мерой причастности верующих ко всем этим духовным благам и высшим ценностям. Церковь есть совершенное Богочеловечество, полнота Наполняющего «все во всем» ( Еф.1:23 ), жизнь во Христе, стяжание Духа Святого. Эта жизнь в Церкви, сопровождающаяся приращением Тела ее ( Еф.4:16 ), определяется у апостола как различие даров Духа, соответствующих различию членов Тела Христова. «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же тело, так мы многие составляем одно тело в Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной мне благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; (имеешь ли) служение, (пребывай) в служении; учитель ли – в учении, увещеватель ли – увещевай; раздаватель ли, (раздавай) в просторе; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли, – благотвори с радушием» ( Рим.12:4–8 . Ср. 1Кор.12:4–30 ). В этих, конечно, не исчерпывающих, но примерных лишь перечислениях мы находим, так сказать, свидетельство о реальности Церкви в человеческой жизни. Она выражается в различных дарах и в разных образах бытия в Церкви, как духовном организме, мистической реальности. Это, конечно, еще не все; что может быть сказано о Церкви как существе мистическом. Венец этого учения составило бы учение новозаветного Апокалипсиса, а еще более Ветхозаветного: Песни Песней, посвященной тайне взаимной любви Творца и творения, Христа и Церкви, каковая любовь есть Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Представление Хомякова о Церкви как о Теле Христовом, как о едином духовном организме соответствует апостольской и святоотеческой традиции. Так, апостол Павел говорит о Церкви в таком же духе и прямо называет её Телом Христовым в Еф. 1,22-23. В Еф. 4 апостол подробно говорит о единстве всех христиан и о их связи со Христом. Особенно ярко это заметно в Еф. 4, 15-16, в котором мы читаем: «но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Помимо этого, Павел и другими словами подтверждает правильность органического понимания Церкви (Церковь – Тело Христово) в 1 Кор.: «Вы – тело Христово, и – члены » (1 Кор. 12:27), и в другом месте: «за Тело Его, которое есть Церковь » (Кол. 1:24). В других местах Павел также ярко говорит об органическом единстве христиан: «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5); «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... (1 Кор.12:13)». Святые отцы также были согласны с апостольским определением и воспринимали Церковь как Тело Христово. Об этом писали блж. Августин [ix] , свт. Григорий Богослов [x] , свт. Феофан Затворник [xi] , прп. Максим Исповедник [xii] , блж. Николай Кавасила [xiii] . Органическое единство верующих со Христом и между собой возможно лишь при помощи божественной благодати, подаваемой Ипостасью Святого Духа. Главным признаком действия божественной благодати, но одновременно и условием её действия, является взаимная любовь. Ап. Иоанн Богослов пишет об этом так: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8); «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин.

http://bogoslov.ru/article/5164884

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Даже некоторые еврейские мыслители стали отождествлять ангелов с астральными силами, под покровительством которых якобы находятся небесные тела. Более того, в I в. по Р.Х. в среде иудаизма зародилось мистическое направление, основанное на спекулятивных толкованиях Ветхого Завета и некоторых апокрифических произведений. По-видимому, колоссяне и оказались под влиянием такого синкретического учения отчасти иудейского, отчасти языческого. Содержание I. Введение (1,1–14) А. Приветствие (1,1.2) Б. Благодарение за колоссян (1,3–8) В. Молитва за колоссян (1,9–14) II. Восхваление Сына (1,15–23). Он есть: А. Глава творения и космических сил (1,15–17) Б. Глава нового творения и примирения (1,18–20) В. Цель и осуществление примирения (1,21–23) III. Цель служения Павла и его попечение о колоссянах (1,24 2,7) IV. Достаточность («полнота») Христа (2,8–23) А. Тщетность предания человеческого и «стихий мира» (2,8) Б. Полнота жизни в полноте Божией (2,9.10) В. Обрезание и крещение во Христе (2,11.12) Г. Новая жизнь и прощение во Христе (2,13,14) Д. Победа во Христе над враждебными духами (2,15) Е. Свобода от Закона и запретов (2,16–23) V. Жизнь во Христе (3,1 4,6) А. Совлечение ветхого человека и облечение в нового (3,1–17) 1 . Основание для повиновения единение со Христом в Его смерти и жизни (3,1–4) 2 . Умерщвление ветхого человека (3,5–9) 3 . Новая жизнь во Христе (3,10–14) 4 . Мир Божий, слово Христово и почитание Христа (3,15.16) Б. Наставления о христианской жизни (3,17 4,6) 1 . Об отношениях между «высшими» и «низшими» в обществе и в семье (3,18 4,1) 2 . О молитве (4,2–4) 3 . Об отношении к «внешним» (4,5.6) VI. Заключительные приветствия (4,7–18) Глава 1 1:1–2 Приветствие данного послания по форме схоже с приветствиями в посланиях к римлянам (1,1–7) и, особенно, к коринфянам ( 1Кор. 1,1.2 ). Тимофей. См. Деян. 16,1 . 1 о вере вашей во Христа Иисуса. Павел начинает свое послание с главного с веры колоссян в Иисуса Христа. 1:4–5 о вере... о любви... в надежде. Все это есть основание для возносимого Павлом благодарения, поскольку названные три добродетели занимают центральмое место в его понимании христианской жизни (см. Рим. 5,2–5 ; 1Кор. 13,13 ; Гал. 5,5.6 ; 1Фес. 1,3; 5,8 ; ср. Евр. 10,22–24 ). Он говорит о них, как о дарах Божиих, а не добродетелях, проистекающих от самих верующих. Павел подчеркивает, что Бог дарует спасение по Своей власти, но верующие могут полностью положиться на Христа в деле своего спасения ( Еф. 1,4; 2,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

§ III Усыновление есть величайшее благодеяние Божие. Велико то благодеяние было для Моисея, что дщерь Фараонова вскормила его, и усыновила себе, как пишется: возмужавшу же отрочати, введе е ко дщери фараонове, и бысть ей в сына; и нарече имя ему Моисей, глаголющи: от воды взях его ( Исх.2:10 ): нас не дщерь царя земного, – но Сын Царя царей усыновил Себе ( Еф.2:15 ). Велико и то благодеяние было, что Мардохей приял Есфирь себе в место дщери: Церковь Христа есть оная Есфирь, которую Сын Божий усыновил Себе, Небесный Мардохей, и Защитник народа Своего. Отсюда-то Божественный Павел, похвалы Иудеям приписывая, говорит: ихже всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение, и обетования, ихже отцы, и от нихже Христос по плоти ( Рим.9:4–5 ). Были мы естеством чада гнева: Бог же нас сделал чадами Божиими, сосудами благодати, сынами обетования ( Еф.5:8 ). Были мы сыны Адама первого: усыновлением же есмы чада Адама второго, иже есть Господь с Небесе. § IV Усыновление в сей жизни не есть совершенное, ибо оно начинается только в Крещении, а в Воскресении – совершается. То и о наслаждении добр проистекающих от усыновления разуметь надобно: вемы, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне; не точию же, но и сами начаток Духа имуще, и мы сами в себе воздыхаем, всыновления чающе, избавления телу нашему ( Рим.8:22–23 ). § V Усыновление есть достохвальное. Какое бо большее достоинство может почитаться, как быть сыном Божиим? Не царя смертного, но Царя царей Вечнующего? Александр Македонский ложно себя называл сыном Юпитеровым: мы – истинно сыны Божии, высочайшего оного Владыки. Александр, ранен будучи на войне, когда увидел кровь, текущую из тела своего, узнал своё человечество: мы, хотя злобою и смертоносным ядом змииным во Едеме повреждены; однако в крещении, получая усыновление, делаемся причастники естества Божественного ( 2Пет.1:4 ). § VI Должности усыновлённых: 1). Признать Божие благоволение, что Он богат сый в милости, за премногую любовь свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом ( Еф.2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Если бы Началоположник Церкви, Иисус Христос, не дал ей овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф. 4:11,12 ) то и сама Церковь – это таинственное тело Его – не могло бы создаться и возрасти, как исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф. 1:23 ). Краеугольный камень Церкви есть сам Зиждитель и Глава ее; вера в Него служит основанием, на коем мы, как камни живые зиждемся в храме духовен ( 1Петр. 2:5 ); но вера – от слышания, слышание же – от проповедания: како уверуют, восклицает св. Павел, его же не слышаша, како же услышат без проповедующего ( Рим. 10:14 )? Посему, в самом начале устроения Церкви на земле, Господь избрал из числа учеников своих двенадцать Апостолов, именно с тем, чтобы они возвестили Его небесное учение во всем мире и всякой твари ( Марк. 16:15 ). Заметьте, что Спаситель Христос не всем верующим в Него предоставил право проповедовать и изъяснять Евангельские истины, а только тем, коих нарочито избрал для сего. Их только назвал светом мира и солью земли ( Матф. 5:13,14 .); пред ними особенно глаголал яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ); им одним открывал свое учение не в притчах только, но и с объяснениями ( Лук. 8:9–11 ); их одних послал в мир точно также, как и сам Он послан был от Отца своего ( Иоан. 20:21,22 ); то есть, с такими же правами и властно не только благовествовать, но и избирать из среды верующих преемников благовествования, что св. Апостолы и делали, неотложно, поставляя в свою чреду пастырей по всем насаждаемым ими Церквам, и передавая им не только свою власть и права, но и заповедь непрестанно пребывать в слове и учении. Чада Церкви! Все мы призваны в благодатный свет Христов; всем нам заповедано возрастать во всякой премудрости и разуме духовнем (Колосс. 1:9). Итак, если вы хотите достойно ходить звания ( Еф. 4:1 .) вашего, и мудрствовать во спасение: прибегайте к Церкви святой в простоте и незлобии сердца, слушайте ее гласа как гласа Христова, повинуясь во всем и покоряясь наставникам вашим ( Евр. 13:16 ), так – как им от самого Господа вверено попечение о душах ваших, и так как они пред Ним же должны дать отчет в своем служении Слову и вашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Если не ставить задачу сохранения любви в браке – не привычки, не терпения, не крестоношения, понимаемого как мука и тяжкое обязательство, которое нужно донести до гроба, а сохранения любви и открытости по отношению друг к другу, – то семья может превратиться в ад. Сохранение и умножение любви в браке – непростая задача. Но она сразу ставит высокую планку отношений и одновременно задает высокую ноту супружества. Венцы, которые надеваются на головы жениха и невесты, есть не только и не столько венцы мученические, но и венцы царские – того царского достоинства и священства, о которых говорит апостол Павел и о которых вспоминает Церковь во время Венчания. В любом таинстве нам дается залог того, что может быть восполнено и взращено. В Крещении мы можем вырасти в меру мужа совершенна – в меру той новой твари во Христе, к которой все мы призваны. Увы, получается по-разному, но возможности – а не только пустые обещания – даются каждому. Таинство есть реальность, а не слова. Вот в таинстве брака даруется реальная возможность пронести супружеское единство через всю жизнь таким образом, чтобы оно могло быть продолжено в вечности. Если мы не верим в реальность этой возможности, то мы не христиане. Значит, мы относимся к Таинству не так, как учит нас Церковь. Не так много священнодействий, которые поставлены в разряд Таинства. Брак – одно из них. Об этом не нужно забывать. — К сожалению, часто происходит так, что на смену первоначальной любви приходит взаимная усталость и раздражение, а супругов соединяет лишь привычка друг к другу и заведенный порядок общей жизни. При этом им кажется, что смысл и цель брака – сохранение семьи – достигнуты, тогда как духовное единство двух людей уже давно утрачено. Как не упустить тот момент, когда появляется первая трещина в отношениях между мужем и женой? Какие симптомы свидетельствуют о начинающемся охлаждении чувств? — Апостол Павел говорит слова, которые относятся в равной степени и к мужу, и к жене: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Кроме того, мы не должны забывать слова, которые звучат и во время Венчания – о том, что мужья должны любить своих жен и беречь их, как сосуд немощнейший, а жена должна иметь трепет перед своим мужем: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1 Пет. 3, 7); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 25); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22-23); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

http://pravmir.ru/supruzheskie-otnosheni...

Омывшись в 988 году в водах Днепра святым крещением, Киевская Русь с этого момента была вчленена Духом Святым в благодатную полноту Церкви Христовой, и с этого момента началось русское богословствование о Церкви. Со времени крещения родилось новое для самосознания народа понятие – Русская Православная Церковь . И нужно было вжиться и постараться уяснить себе, что такое Церковь Божия вообще, живую часть которой отныне представлял собой русский народ. Откуда русский народ мог почерпнуть нужные ему знания? Источники для получения знания были даны и доступны с самого появления у нас христианства. От греков Русь приняла целиком всю полноту средств Божественной икономии: Священное Писание и Предание, догматику, канонику, богословие святых отцов, историю, богослужение, храмовую архитектуру, иконографию и т.д. Все это стало областью не только религиозных переживаний, но и изучения для нахождения ответов на стремительно возраставший поток религиозных вопрошаний. Несомненно, первые сведения о Церкви русский народ нашел в Священном Писании , ранее переведенном на родной славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. И хотя ни Господь, ни апостолы, как явствует из Священного Писания, не дали единого отвлеченно-логического, научного или философского понятия о Церкви, Священное Писание содержит разнообразные сведения о Церкви и ее определения, которые при объединении их в одно систематически-стройное целое дают достаточно полное представление о ней. Священное Писание заключает в себе и догматико-метафизическое определение Церкви ( Еф.1:23 ), и символические определения ее как здания ( Мф.16:16–19 ; Еф.2,20–22 ), тела ( Еф.4:15–16 ; Кол.2:19 ), жены-невесты ( Мф.21:5 ), и аллегорическое определение ее в связи с учением о Царстве Божием, и определение ее основных свойств: неодолимости ее «вратами ада» ( Мф.16:18 ), единства и единственности, святости и универсальности 28 . Существовали уже в домонгольский период и различные переводные толкования на Священное Писание . Были переведены на славянский язык и книги догматического характера: «Точное начертание православной веры» Иоанна Дамаскина , «Поучения огласительные и тайноводственные» Кирилла Иерусалимского , «Слово против ариан» Афанасия Александрийского , некоторые Слова Григория Богослова и Мефодия Патарского 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или – для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары ( Еф. 4:1–8 ), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь ? Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: «Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ). Исполнил ли Господь Свое обещание? Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как «уже учрежденном, – что оно есть Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). Кто состоит Главою общества исповедников Христовых? Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог , говорится о Христе в св. Писании, «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви " ( Еф. 1:22 ). Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви? Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение «положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» ( Еф. 1:9–10 ) Как устроилась Церковь Христова на земле? Когда Господь Иисус Христос «проповедовал Евангелие Царствия» Божия ( Мф. 4:23 ), Он дал обетование устроить Церковь Свою ( Мф. 16, 18 ), но устроил ее не сразу. Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей. Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010