Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ КАТУНАКИЙСКИЙ [Катунакский; греч. Εφραμ Κατουνακιτης], (6.12.1912, Амбелохори, близ Фив, Греция - 14(27).02.1998, Катунакии, Афон), иеросхим., старец (в миру Евангелис). Род. в бедной крестьянской семье. В 1930 г. окончил гимназию в Фивах. 14 сент. 1933 г. был принят послушником в скит св. Ефрема в Катунакиях (юго-зап. побережье п-ова Афон). Через год был пострижен в рясофор. 28 янв. 1935 г. принял постриг в великую схиму с именем Ефрем. В 1936 г. в Фивах Е. К. был рукоположен во диакона митрополитом Кикладским Германом, 20 авг. того же года посвящен в сан пресвитера. Е. К. был учеником афонского старца Иосифа Исихаста . В 1975 г. в Катунакийской пуст. вокруг Е. К. стало собираться монашеское братство, к-рое он возглавлял до конца жизни. В 80-х гг. старец активно поддерживал молодые братства Афона, возрождавшие общежительный устав святогорских мон-рей, однако в 1981 г. отказался стать игуменом Великой Лавры . Известны его письма духовным чадам и родственникам, богословские заметки, импровизированные молитвы. Сохранились также магнитофонные записи его бесед, тексты писем легли в основу его жизнеописаний. Еще при жизни Е. К. получил широкую известность как подвижник и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы. Соч.: Ефрем Катунакский. Письма и тексты//Старец Ефрем Катунакский/Пер. В. Дьяченко. М., 2002. Лит.: Γροντας Εφραμ Κατουνακιτης. Κατουνκια (Αϒιον Ορος), 2000; Ιωσφ Γρων. Ο χαρισματοχος υποτακτικς ϒροντας Εφραμ ο Κατουνακιτης (1912-1998). Αϒιον Ορος, 2001; Иосиф Ватопедский, мон. Блаженный послушник: Жизнеописание старца Ефрема Катунакского: Пер. с новогреч. М., 2004. К. И. Лобовикова Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон)

http://pravenc.ru/text/182155.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Катунакия   Катунакия     Катунакии (Катунакия; греч. τ Κατουνκια), монашеское поселение скитского типа, расположенное в возвышенной долине между Малой св. Анной и Карулиями. Название происходит от визант. слова «κατονα» - военный лагерь, узкое, защищенное место. Поселение возникло в нач. XVIII в., возможно на месте более древнего (XVI в.). В 1903 г. состояло из 19 греч. келлий, в наст. время - из 12 келлий-исихастириев, древнейшие из них, Благовещенская и Успенская, были основаны в 1852 г. Самая большая келлия Катунакия принадлежит братству Данилеев - святогорских иконописцев и псалтов (певцов). Основана старцем Даниилом († 1929), по имени к-рого и получила свое название. Старец Даниил совмещал аскетические подвиги с писательскими трудами, он - автор неск. книг духовно-аскетического содержания, переписывался со свт. Нектарием Пентапольским (Эгинским), к-рый в 1918 г. просил его прислать общежительный устав для основанного на о-ве Эгина жен. мон-ря.   Храм келлии посвящен преподобным отцам, на Афоне просиявшим. Кроме старца Даниила в Катунакиях в XX в. подвизались старцы Игнатий Слепой († 1927), Каллиник Исихаст († 1930), Герасим (Менайос) († 1957). В келлии прп. Ефрема подвизался старец Ефрем Катунакийский († 1998) , всю жизнь проведший в строжайшем послушании, один из афонских святых XX в. В кон. 90-х - нач. 2000 г. за счет Данилейской келлии была построена дорога, связывающая Катунакии с морским причалом. Общее число монахов, подвизающихся в Катунакиях - ок. 30. Комментарии Всего комментариев: 2 2018/03/05, 10:01:01 Приветствую Вас Братья с Катунакия! Мир Вам .Прошу ваших молитв за себя грешную р.Б Елену,что то скрутило совсем,силы оставляют бороться ,поддержите.Помоги Господи все нам и нашим детям.Аминь, 2014/07/03, 10:08:09 Бог дал Бог взял. Бог взял Бог дал. Бог даёт всё земное и Небесное. Бог заменяет всё земное на Небесное, видимое на Невидимое, временное на Вечное, тленное на Нетленное. Аминь. Слава Богу за всё. Слава Богу за всё Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=591

Не найдя подходящего пристанища, Франгискос нек-рое время путешествовал по Афону, зарабатывая на жизнь изготовлением метел. В ходе этих странствий он познакомился и сблизился с мон. Арсением. По совету Даниила Катунакийского, указавшего молодым людям на важность послушания для духовной жизни, в кон. 1921 г. Франгискос и Арсений стали учениками простодушного и незлобивого старца Ефрема Катунакийского , албанца по происхождению, занимавшегося бондарным ремеслом. В 1925 г. Франгискос был пострижен в великую схиму с именем Иосиф. Незадолго до своей смерти старец Ефрем переселился в скит свт. Василия Великого, где вскоре скончался. После его смерти И. И., уступая просьбе собрата, принял на себя обязанности главы общины, хотя о. Арсений был старше и годами, и по времени монашеского пострига. Оставшись вдвоем, И. И. и Арсений продолжили путешествия по Афону, возвращаясь в свою каливу только на зиму, а затем приняли решение жить там постоянно, занимаясь резьбой по дереву. Согласно воспоминаниям И. И., этот период жизни был связан для него с особенно тяжелыми искушениями. Так, однажды старцу явился в видении длинный строй монахов, приготовившихся к сражению с бесами. Высокий и славный военачальник предложил ему встать в первый ряд бойцов, на что И. И. с радостью согласился. За видением последовала жестокая духовная брань, продолжавшаяся 8 лет, в результате к-рой И. И., по его словам, «вошел во все прибежища врага и после жестокого единоборства вышел из них по благодати Господней». Важным событием в жизни подвижника стало обретение духовника старца Даниила, безмолвника и почти полного затворника, монашествовавшего в келлии прп. Петра Афонского в окрестностях Великой Лавры . От своего духовника И. И. перенял правило вкушать пищу (состоявшую из 1 меры хлеба и небольшого количества овощей) лишь 1 раз в день, не делая исключения для великих праздников. В период пребывания в скиту свт. Василия Великого вокруг И. И. стало формироваться небольшое монашеское братство: к старцу присоединились его родной брат Афанасий, о. Иоанн из Албании и о. Ефрем (впосл. иеромонах, возглавивший движение старостильников в г. Волос). Послушником И. И. нек-рое время был и известный подвижник мон. Герасим (Менайас) , к-рый, несмотря на то что здоровье не позволяло ему остаться в братстве надолго, всегда вспоминал о старце с глубоким почтением. С тех пор как подвижники стали постоянно жить в своей каливе, И. И. приобрел большую известность, и к нему за советом приходило множество посетителей. Это обстоятельство нарушало уединенную обстановку, побуждая основателей братства искать новое место для монашеских подвигов.

http://pravenc.ru/text/673679.html

Поначалу Франгискос примкнул к сторонникам старца Даниила Катунакийского, и какое-то время подвизался в их братстве, однако некоторое время спустя пожелал найти для себя более уединенного жительства и удалился из братства. Долгое время ему не удавалось отдать себя в послушание к опытному духовнику. После множества неудачных попыток, положившись на Божий Промысл, Франгискос предался отшельничеству. Пристанищем ему служили местные пещеры. На пропитание он зарабатывал трудом: в частности, занимаясь изготовлением метел. В ходе путешествия по землям Афона Франгискос встретился, а затем и сдружился с единомышленником, монахом Арсением. Вскоре, воспользовавшись рекомендацией Даниила Катунакийского, напомнившего друзьям о роли послушания и отсечении своеволия в монашеском делании, они перешли под учительство и послушание к старцу-албанцу, Ефрему Катунакийскому. Монашеский подвиг В 1925 году Франгискос, преодолев испытания искушениями и трудом, удостоился пострижения в великую схиму с наречением в новое имя: Иосиф. Последние дни перед своей кончиной старец Ефрем подвизался в скиту святителя Василия Великого . Там же он и преставился. По смерти Ефрема, обязанности по руководству и управлению деятельностью общины принял Иосиф. Оставшись без старца-наставника, братия во Христе, Арсений и Иосиф, продолжили скитаться по территории Святой Горы. В каливу они возвращались только к зиме, но впоследствии выбрали её в качестве места своего постоянного жительства. Как следует из признания Иосифа Исихаста, на данном этапе подвижничества он испытывал очень сильные искушения со стороны падших духов. Однажды он созерцал в видении строй монахов: воинов Христовых, готовившихся вступить в бой с демоническими полчищами. Предводительствовавший монахами военачальник предложил Иосифу занять место среди передовых бойцов, что он и исполнил. После этого случая диавол возвёл против Иосифа лютую, непримиримую брань: строил козни, подстерегая в засадах; бесстыдным обманом заманивал в путы и сети. Но помощью Божьей Иосиф успешно преодолевал вражеские нападения. Этот период борьбы длился около 8 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/

Схим. Иосиф Исихаст Схим. Иосиф Исихаст Среди великих слав. подвижников - болг. старцы иеросхим. Анфим († 1867), дивный прозорливец и отшельник равноангельской жизни, и иеросхим. Игнатий Слепой Катунакийский († 1927), 60 лет проживший иноком на А. и взошедший на вершины святости, рус. старец иеросхим. Тихон (Голенков) (1884-1968), серб. аскет о. Георгий Пустынник († 1972) и схиархим. Стефан, ныне живущий в карульских скалах серб. старец, более 50 лет подвизающийся на А. и сподобившийся явления Пресв. Богородицы. На совр. Афоне с благоговением почитаются имена святогорцев, явивших своим житием подлинный образец святости. В ряду близких нам по времени афонских отцов-аскетов - старец Варнава († 1905), духовники Харитон († 1906) и Савва († 1908), Даниил Катунакийский († 1929), Каллиник Исихаст († 1930), Иоаким из Нов. Скита († 1934), Кодратий, игум. мон-ря Каракал († 1940), Иоаким из скита св. Анны († 1950), Афанасий Григориатский († 1953), Герасим (Менайос) († 1957), Иероним Симонопетрит († 1957), Иосиф Исихаст Пещерник († 1959), старец Филарет Карульский († 1962), Филарет Кастамонитский († 1963), игум. Гавриил Дионисиатский († 1983), прозорливец Порфирий (Байрактайрис) († 1991), гимнограф старец Герасим Микраянанит († 1991), богопросвещенный рус. старец Софроний (Сахаров) († 1993), Паисий (Эзнепидис) († 1994), Ефрем Катунакийский († 1998) и мн. др. подвижники, почившие и живущие. Схим. Никодим Карульский Схим. Никодим Карульский С древнейших времен А. известен как место непрестанной молитвы за мир. «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет»,- говорил старец Силуан Афонский. Бесчисленны сонмы св. подвижников, прославивших Св. Гору своей ангелоподобной жизнью. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал о всех афонских иноках, носителях высокого аскетического идеала правосл. подвижничества: «Велик подвиг их веры, ибо обрели они нетленные сокровища Духа, даруемые свыше от Отца Небесного, чем и прославили Святой Афон - остров сугубой молитвы и благочестия». Память Всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших,- в неделю 2-ю по Пятидесятнице.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

 Он родился в окрестностях Низибии 333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам» 334 . Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно 335 . Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского 336 . Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор 337 . Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище 338 . Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура 339 . Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея 340 и Нерукотворному лику Спасителя 341 . Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей 342 . Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие 343 . Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван 344 . С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец Ефрем: Что я чувствую в отношении вас? Чувствую... Позвольте мне это сделать, так мне хочется... (поднимается и горячо обнимает владыку). Здесь присутствуют и другие, но пусть поймут нас правильно, владыка. Теперь понимаете, что я чувствую!.. Митрополит: Батюшка, ты меня очень успокоил. Начатое продолжу всеми своими силами. Тем более, что ты согласен со мной. Отец Ефрем: Согласен ли я? Какое это имеет значение? Да и как я могу быть не согласен? Продолжайте, владыка, с тем же, и даже с большим напряжением, с болью и со смирением. Новомученики этого требуют. Господь и Церковь вместе с вами. Результат только Он знает, а вы святое дело совершаете. Митрополит: Батюшка, ты дал мне радость. Говорю тебе, ты дал мне крылья, успокоил меня, и я чувствую огромную силу. Отец Ефрем: И я очень рад, владыка. Митрополит: Однако мы вас утомили и нарушили ваш распорядок. Отец Ефрем: Ну, что вы говорите, мы получили великое благословение, радость такая, что и представить себе не могли. Видите, один и тот же дух у нас, он нас объединяет. Есть и... взаимо... как это сказать. Забыл это слово... В молчании и тишине нашей пустыни забываем и язык наш. Митрополит: Взаимопонимание? Отец Ефрем: Да, взаимопонимание, вот это слово. Поэтому и день сегодня для нас значительный. Редко мы имеем такие благословения. Сердце мое трепещет от радости и благодарности. Митрополит: Мы дадим вам и некоторые книги, которые издаем. Отец Ефрем (смотрит обложку книги «Распятый северный Эпир»): Вот такой он сейчас, распинание и кровь. (Смотрит книгу «Трагедия одного народа»). Живут в тюрьме. Страдают! Продолжайте свое дело, владыка. Бог вас просветит и даст вам силы. И мученичество даст, как уже сказали, в скором времени. Митрополит: Благослови меня, батюшка. Чувствую нужду в этом. Отец Ефрем: Ну, зачем это? Так тебе хочется? Митрополит: Благослови, уйду наполненный. Отец Ефрем: Ну, если настаиваешь... (с чувством): Бог да благословит вас, владыка, и меня не забывайте в вашей молитве. В 1981 году старец Ефрем по причине болезни на короткое время оказался вне Святой Горы, и его посетила одна супружеская пара. Что-то у них случилось, и ближайшие родственники, желая им помочь, говорили одни – одно, другие – другое, так что произошло у молодоженов смущение. Отец Ефрем ответил им со свойственной ему категоричностью: «Послушайте, что я вам скажу. Идите к себе домой, выставите всех вон и закройте дверь». Проблема разрешилась, все успокоились. Прозорливый?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

1030 Эдесса – город в Месопотамии; лежит на границе между утесистой пустыней и плодоносной землей – южной Месопотамией. Этот город, – как говорит Святой Ефрем, – «благословен был живыми устами Спасителя чрез ученика его Фаддея»; здесь находился нерукотворный лик Спасителя и святые мощи апостола Фаддея. 1031 Для пропитания своего в Эдессе преподобный Ефрем нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божьего язычникам; потом, по совету святого старца Иулиана, удалился в пустынную Эдесскую гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из [всех] современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на Сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» – спросил явившийся ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света», – отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма» ( Ос. 10:11 ). После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской церкви. 1032 Каппадокия – провинция римской империи, находилась на востоке Малой Азии. Кесария – главный город Каппадокии. 1033 Преподобный был, между прочим, и в египетских пустынях; так он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», – так говорит Иоанн Колов. 1034 Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он – толкователь Священного Писания; (святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги); в других – обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных – учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ефрем ещё в темнице дал обещание оставить мир и всю жизнь посвятить покаянию. Оправданный на суде и освобождённый из темницы, он познал, что есть “око, над всем надзирающее.” Возвратясь домой, св. Ефрем не стал медлить в исполнении данного им обета. Он удаляется к св. Иакову на Низибийскую гору. Под руководством св. Иакова (впоследствии епископ Низибийский) св. Ефрем подвизался в подвигах поста и молитвы, изучал Свящ. Писание и учил других в училище. По разорении Низибии персами преподобный отец переселился в Едессу, где проповедовал слово Божие язычникам и изъяснял Свящ. Писание христианам Едессы. Слава о его подвигах и дара толкования Писания стала привлекать к нему многих учеников. Избегая славы человеческой, преподобный хотел бежать, но был вразумлён видением и с того времени ещё с большей ревностью занялся проповедничеством, поучая вере и благочестию словом устным и письменным. Св. Ефрем вскоре открыл в Едессе училище, из которого вышло много знаменитых учителей Сирской Церкви. Своим словом св. Ефрем решительно обличал лжеучителей, волновавших тогда христианский мир. Для противодействия еретикам, излагавшим своё учение в форме гимнов, которые народ пел, св. Ефрем сам начал излагать истинное учение о Боге на основании Свящ. Писания в поэтической форме. Народ с жадностью внимал песнопениям отшельника и оставлял еретические песни. В конце своей жизни св. Ефрем совершил путешествие в Египет, чтобы познакомиться с великими египетскими подвижниками. Это путешествие обогатило едесского подвижника уроками духовной жизни, а в сердцах жителей египетской Фиваиды оставило о нём память, как о муже богопросвещённом. На обратном пути св. Ефрем посетил Кесарию, где святитель Василий Великий посвятил его в сан диакона. Впоследствии св. Василий хотел посвятить его в сан епископа и присылал к нему с этой целью послов, но смиренный подвижник отклонил от себя это избрание. Скончался преподобный Ефрем в сане диакона в 372 году. Отрешившийся от всех земных привязанностей, отдавшийся непрестанной молитве, богомыслию, служению ближним, необычайно смиренный подвижник, ревностный обличитель еретиков, глубокомысленный толкователь Свящ. Писания, искусный песнописец, редкий знаток человеческого сердца, пламенный проповедник покаяния и нравственного обновления, “преподобный Ефрем вмещал в себя, по словам св. Григория Богослова, всё, что составляет отличительные черты человека по Богу.” Преподобный Ефрем оставил после себя много сочинений: богословских, истолковательных, обличительных, нравственных. В русском переводе имеется 8 томов его творений. Все сочинения преподобного Ефрема являются прекрасным материалом для пастыря-проповедника; в них с редкой глубиной раскрывается греховность человеческого сердца и указывается путь к возрождению через покаяние. Патриарху Фотию было известно 1000 поучений преп. Ефрема. В русском переводе Московской духовной академии (1848–1853 гг). содержится всего лишь 265 произведений гомилетического характера преподобного Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Но Промысел Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема ложно обвинили в покраже овец и бросили в темницу, вслед за ним посажены были два других, и также невинно, как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу я во сне, — рассказывал после Святой Ефрем, — что кто-то говорит мне, — будь благочестив и уразумеешь Промысел, перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе сознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные». — Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно в одном из своих сочинений. — Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником святого Иакова, впоследствии Великого святителя Низибийского (память его — 12-го января). ( < < back) город в Месопотамии; лежит на границе между утесистой пустыней и плодоносной землей — южной Месопотамией. Этот город, — как говорит Святой Ефрем, — «благословен был живыми устами Спасителя чрез ученика его Фаддея»; здесь находился нерукотворный лик Спасителя и святые мощи апостола Фаддея. ( < < back) пропитания своего в Эдессе преподобный Ефрем нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божиего язычникам; потом, по совету святого старца Иулиана, удалился в пустынную Эдесскую гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на Сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» — спросил явившийся ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света», — отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма» (Осии 10, 11). После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010