239 слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:26–27 ). 242 Григорий Палама (Γρηγριος Παλαμς, 1296–1359) – архиепископ Фессалоникийский, богослов и философ, один из основателей исихазма, отец и учитель Церкви. Ок. 1316 г. удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и тайнозрительному богословию. Сохранилось богатое наследие Святого в сочинениях опровержительного, полемического, аскетического и богословского содержания, и четыре молитвы. Палама также был хорошим гимнографом. Память – 14 ноября по ст. ст., а также переходящее празднование во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста. 245 Пафнутий, авва Пафнутий (ββας Παφνοτιος, IV в.) – пустынножитель, отшельник, подвизавшийся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте. Будучи учеником прп. Онуфрия Великого, составил его «Житие», дав жизнеописание и других отшельников: прпп. Тимофея Пустынника, Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных. Настоящая история описана в «Древнем патерике» (Глава 9-я «О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать», ст. 13). Сведения об авве Пафнутии содержатся также в «Лавсаике, или повествовании о жизни святых и блаженных отцов». 251 человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ). Данное место послужило основанием ряда поздних сочинений, в т.ч. Хождения апостола Павла по мукам, восходящее к греческому оригиналу и известное как «Слово и видение апостола Павла». Читать далее Источник: Искусство спасения/Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-./Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., л. цв. ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

31«Поклянись мне в этом», – попросил Иаков. Иосиф поклялся ему, и Израиль поклонился Богу у изголовья постели своей. Манассия и Ефрем 48 Некоторое время спустя Иосифа известили о том, что отец его заметно слабеет. Взял тогда Иосиф с собой двух своих сыновей, Манассию и Ефрема, и пошел к отцу. 2 Когда Иаков услышал, что его сын Иосиф пришел к нему, собрался Израиль с силами, приподнялся, сел на постели 3и сказал Иосифу: «В свое время Бог Всесильный явился мне в Лузе, что в Ханаане, и, благословляя меня, 4обещал мне: «Я сделаю тебя плодовитым и род твой многочисленным, ты будешь отцом множества народов, и эту землю Я отдам потомкам твоим во владение вечное“. 5Так вот, теперь оба сына твои, Ефрем и Манассия, которые родились в Египте еще до того, как я пришел к тебе сюда, будут моими, так же, как Рувим и Симеон. 6Другие же дети, что родятся у тебя после них, – твои, но в том, что касается их наследства родового, они будут значиться под именами Ефрема и Манассии, их братьев старших . 7И делаю я это, потому что  – увы! умерла моя Рахиль, когда я возвращался из Паддана, умерла в Ханаане, недалеко от Эфраты. Я и похоронил ее там же, у дороги в Эфрату». (Ныне она Вифлеемом называется .) 8Когда же Израиль заметил сыновей Иосифа, он спросил: «Кто это?» 9«Сыновья мои, которых даровал мне здесь Бог», – ответил Иосиф. «Подведи их ко мне, – сказал Израиль, – и я благословлю их». 10Зрение Израиля от старости притупилось – он едва видел. Иосиф подвел к нему своих сыновей; Израиль поцеловал их, обнял 11и сказал Иосифу: «Я уже не надеялся тебя увидеть, а Бог дал мне увидеть и детей твоих». 12 Иосиф отвел сыновей своих от колен Израиля и поклонился ему до земли. 13Взял он обоих сыновей (Ефрема – правой рукой, чтобы тот был слева от Израиля, а Манассию – левой, чтобы тот был справа от Израиля) и подвел их поближе к нему. 14Но Израиль, протянув руки вперед и скрестив их, возложил правую на голову Ефрема, хотя тот был младшим, а левую – на голову Манассии, несмотря на то, что Манассия был первенцем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3. Боже! Отринул Ты нас, и низложил Ты нас, разгневался, (но) и – ущедрил (греч. пожалел) Ты нас. 4. Стрясл-еси землю, и смутил-еси ю: исцели сокрушение ея, яко – подвижеся. 4. Ты сотряс землю и в смятение привел ее: исцели повреждение ее, ибо она поколеблена. 5. Показал-еси людям жестокая: напоил-еси нас вином умиления. 5. Явил Ты людям жестокое: напоил нас вином огорчения. 6. Дал-еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука, – 6. Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы убежать от (разящаго) лука, – 7. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, Спаси десницею Твоею, и – услыши мя. 7. Дабы избавились возлюбленные Твои. Спаси десницею Твоею, и – услышь меня! 8. БОГ возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сиким, и юдоль жилищ размерю. 8. Бог изрек во святом Своем. – (Я же) возрадуюсь и разделю Сихем, и долину жилищ размерю. 9. Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы моея; Иуда – царь мой. 9. Мой есть Галаад, и мой есть Манассия, Ефрем – крепость главы моей, Иуда – царь мой. 10. Моав – коноб упования моего: на Идумею простру сапог мой: мне иноплеменницы покоришася… 10. Моав – сосуд (горн) надежды моей: на Идумею простру сапог мой: мне иноплеменники покорились... 11. Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи? 11. Кто отведет меня в город укрепленный? или кто доведет меня до Идумеи? 12. Не Ты ли, БОЖЕ, отринувый нас?! и – не изыдеши в силах наших?.. 12. Не Ты ли, Боже, отринувший нас? – и не выйдешь в силах наших… 13. Даждь нам помощь от скорби, и – суетно спасение человеческо. 13. Дай нам помощь от скорби, и (ведь) – суетно (ненадежно) спасение человеческое. 14. О БОЗЕ сотворим силу: и Той уничижит стужающыя нам! 14. О Боге сотворим (в Боге обретем) мы силу: и Он уничижит угнетающих нас! Примечание к Псалму LIX-мy Ст. 3–4. В понимании этого места можно слова ст. 4-го принимать в аллегорическом смысле, как указание на явное и великое проявление действия Промысла Божия в помощи Своему народу против врагов его. Но вернее псалмопевец говорил здесь и о буквальном сотрясении и движении земли, т. е. об устрашившем их землетрясении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

49:27). Ибо кто сначала преследовал Церковь, тот впоследствии соделался щедрым раздаятелем евангельской пищи верующим во всем мире. Поэтому и Саул, происходивший из колена Вениаминова, пришедши в исступление, целый день до вечера пророчествовал среди сонма пророков (1 Цар. гл. 10).    Ст. 10. Князья Иудины стали подобны присвояющим межи; изолью на них гнев Мой, как воду. LXX: Князья Иудины стали подобны передвигающим межи, изолью на них поток Мой, как воду.    По отведению Ефрема и Израиля в плен и по обращении земли их в пустыню, князья Иудины, которые должны были плакать и увещать свой народ в удалению от идолослужения, чтобы и самим не подвергнуться подобной участи, начали радоваться и веселиться; потому что им представилась возможность к расширению владений чрез землю пленников, и они стали подобны присвояющим межи, переходя за свои границы и желая расширить свои владения в местах, принадлежавших некогда Израилю. Поэтому Господь говорит: и против самых князей Иуды придут вавилоняне и, подобно внезапному наводнению, поглотят их не своею силою, а вследствие гнева Моего. Он говорит также князьям Иуды, то есть Церкви, что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их. Поэтому и апостол Павел внушает чадам Церкви, что они не должны превозноситься пред отломленными ветвями иудейскими, но скорее опасаться, не будут ли и сами они отломлены (Рим. гл. 11). И в другом месте он говорит: кто соблазняется и аз не разжизаюся (2 Кор. 11:29)? Поэтому на таких князей, которые радуются злоключениям других и падение других признают доказательством своей устойчивости, Господь изольет гнев Свой, как воду. Вместо гнева LXX перевели ρημα то есть поток (impemum), и некоторые полагают, что это должно понимать в смысле благословения, согласно с тем, что мы читаем в другом месте: речная устремления веселят град Божий (Псал. 15:5). Но лучше следует разуметь (как перевели все, кроме LXX) гнев, тем более, что и слово изливать соответствует гневу, как видно из слов пророка к Господу: пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их (Псал. 68:25). Князья Иуды изменяют границы, установленные отцами их, когда истину заменяют ложью и проповедуют не то учение, которое приняли от апостолов.    Ст. 11. Ефрем подвергся притеснению (calumnian), поражен судом; ибо он начал ходить вслед мерзостей. LXX: Ефрем подверг угнетению противника своего, попрал суд; потому что он начал ходит вслед суетных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

5–7. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется. (Сын же Арамль и сын ромелиев яко совещаста совет лукавый на тя, глаголюще: взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними отвратим я к нам и воцарим в ней сына тавеилева: сия же глаголет Господь Саваоф: не пребудет совт сей, ниже сбудется). Пр. Исаия передает царю более определенное известие, нежели он имел прежде, собственно то, что Ахазу грозит низвержение с престола и прекращение династии. Уже поэтому Ахаз должен был заключать, что Исаия вестник воли Всеведущего. Но, по словам Исаии, цари–враги незнатны по имени и происхождению, неизвестны личными доблестями, и потому не страшны. Умысел их – злой: и своей преступной цели они желают достигнуть низким средством – низложить законного царя Иудеи, посредством возмущения его подданных. Дело это особенно преступно и низко для Факея, который был главою племен израильских, родственных народу иудейскому. Союзники–враги намерены, возвести на древний знаменитый престол Давида некоего неизвестного «сына Тавеилова» 17 . Ахаз, как законный наследник знаменитого престола и представитель векового рода Давидова, не должен был страшиться такого заговора, уже по самой низости его, обличающей преступность и бессильность заговорщиков. В противоположность планам языческих, незнатных, коварных и низких царей пророк открывает волю Господа – верховного и всесильного Царя всех царей. По непременному определению воли Божией, союз Расина и Факея не состоится на деле, умысел их не придет в исполнение, войска не возьмут Иерусалима, даже не подступят к нему, и какой-то «сын Тавеилов» не будет возведен на знаменитый престол Богом благословенного Давида, которому Господь Сам дал обетование: «будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар.7:16 ). 8–9. Ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. (Но глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин: но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людий, глава же Ефремови Соморон, и глава Соморону сын Ромелиев: и аще не уверите, ниже имате разумети).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Bmop. VIII, 11. 12. 14 . Берегись, чтобы ты не забыл Господа – ,...когда будешь есть и насыщаться ( ) ...чтобы не надмилось сердце твое – и не забыл ты Господа – При этом, должно иметь в виду, что 4 и 5 стих XIII главы Осии по содержанию соответствуют 15 и 16 стихам VIII гл. Второзакония: Oc. XIII, 4. 5 . Я Господь Бог твой от земли Египетской... и нет Спасителя, кроме Меня. Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей. Bmop. VIII, 15. 16 . ... Который провел тебя по пустыне, великой и страшной... питал тебя в пустыне манною... дабы смирить тебя... чтобы впоследствии делать тебе добро. Такое соответствие контекстов указывает на несомненное родство текстов Oc. XIII, 6 и Bmop. VIII, 11. 12. 14 . Когда пророк Осия в восьмой главе, 13 стихе, своей книги говорит: они (израильтяне) возвратятся в Египет – , – тем самым он указывает на Bmop. XXVIII, 66. 68 . И будешь трепетать ночью и днем... и возвратить тебя Господь в Египет – . Так думать нужно потому, что пророк Иеремия имеет в виду собственно Ассирию, как показывает Oc. IX, 3 Ефрем возвратится в Египет и в Ассирии будет есть нечистое, а особенно Oc. XI, 5 , где пророк как бы желает устранить всякое недоразумение: Не возвратится он (Ефрем) в Египет; но Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. Итак пророк говорит об Ассирии, как Египте, желая показать исполнение пророчества Bmop. XXVII, 68 . Есть много и других мест у пророка Осии родственных изречениям Пятокнижия, напр.: Oc. V, 14 . ...как лев ... Я растерзаю... и никто не спасет . Oc. II, 10 и никто не исторгнет ея из руки Моей – Или как не понять в смысле ссылки на Второзаконие Oc. V, 10 ? Вожди иудины стали подобны передвигающим межи Не менее поразительно родство с Пятокнижием изречений пророка Амоса, «одного из пастухов Фекойских» ( Aм. I, 1 ). В этом отношении вторая половина 7 стиха II главы Амоса путь кротких извращают ( ), даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы безславить святое имя Мое обращает на себя внимание 1) тем, что два преступления здесь упоминаются рядом подобно тому, как это имеет место во Bmop. XXVII, 19. 20 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову; проклят, кто ляжет с женою отца твоего; 2) употреблением глагола , свойственного Пятокнижию, как в указанном Bmop. XXVII, 19 (кто превратно судит – ), так и в других местах, напр. Ucx. XXIII, 6 Не суди превратно тяжбы бедного твоего – , а также Bmop. XVI, 19 Не извращай закона Bmop. XXIV, 17 Не суди превратно пришельца – и проч. 3) тем, что выражение чтобы безславить святое имя Мое – является отражением Лев. ХХ, 3 чтобы .... обезчестить святое имя Мое – и сродных этому мест Лeb. XVIII, 21; XXI, 6; XXII, 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Где исповедует — исповедует и принимает всех; где же отрицает — не всех отрицает, как написано: Всякий, кто исповедает Меня, того исповедаю и Я, то есть всякий: всякого; почему следовало сказать: всякий, кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я. Из этого явствует, что Бог всем обещает благодать Свою, но не всем угрожает казнью и милосердие Свое увеличивает, мщение же уменьшает.    И это написано не только у Матфея, но и у Луки, чтобы ты знал, что это не напрасно упоминается.    Всякий, — говорит, — кто исповедает Меня, то есть, кто исповедует Меня, какой бы он жизни и какого бы состояния ни был, будет иметь Меня воздаятелем за исповедание свое. Когда сказано всякий, то никто исповедующий не исключается от воздаяния. Но не равным образом всякий отвергшийся отвержен будет, ибо может статься, что иной, будучи побежден мучениями, словом отвергается от Бога, сердцем же поклоняется Ему.    Или все равно, добровольно ли кто отвергается от Бога или делает это будучи побужден мучениями, а не по воле? Если люди умеют различать подвиги, то Бог ли не может? Ибо часто в подвигах века сего бывает, что и побежденные венчаются народом вместе с победителями, когда их подвиги были известны уже прежде, и особенно, когда видят их не добившимися победы из-за коварства и лести: то Христос ли оставит без прощения, видя Своих подвижников, несколько уступивших мучениям? Глава 5. Отвечает на утверждение еретиков, основанное на том, что Бог неизменен    Это, — говорят они, — утверждаем мы для того, чтобы не сделать Бога подлежащим перемене, если Он прощает тем, которые прогневали Его. Для этого отвергнем ли мы Божеские изречения и будем ли следовать мнениям их? О Боге должны мы рассуждать по собственным Его изречениям, а не по чужим. Так читаем мы в пророке Осии, что Бог снисходителен к тем, кому прежде как бы в гневе грозил. Что, пишет, сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. И ниже: Как поступлю с тобой, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   И в другом месте он говорит: города потонули и селения опустели от гнева Божия, а мы ничем не устрашаемся. Солнце в полдень помрачилось над нами и раз, и два — но и этого не боимся. Войска персидские и варварские пришли и опустошили страну нашу, чтобы мы убоялись Бога и пришли к покаянию, все пророчества и все писания исполнились, при дверях уже час каждого из нас, и все предсказанные знамения явлены, нет больше ничего иного, кроме врага нашего, славы антихристовы. Тогда заплачет горько всякая душа и воздохнет тяжко. И увидят все скорбь безутешную, и будет страх внутри и трепет снаружи, на дорогах плач и в домах рыдание, на дорогах и в домах    Итак, и пророки, и евангелисты, и апостолы, и святой Ефрем говорят одно и то же об одном и том же. Ты же, пренебрегая пророческими, евангельскими и апостольскими словами, исследуешь лишь сочинения святого Ефрема и говоришь: «Тысяча сто лет прошло, с тех пор как написал их святой Ефрем, а второго пришествия нет». Но почему ты не принимаешь во внимание, что прошло уже пять тысяч лет и более с тех пор, как говорил об этом праведный Енох, и три тысячи лет прошло с тех пор, как сказал о том же великий Моисей, и две тысячи пятьсот лет прошло с тех пор, как написал об этом святой Давид, и две тысячи лет и более прошло с тех пор, как написали об этом святые пророки, и тысяча пятьсот лет прошло с тех пор, как существуют евангельские и апостольские писания! Свидетельство крайнего неразумия, зависти и лукавства — одних хвалить, а других, говоривших то же самое и о том же, укорять.    Если рассматриваешь сочинения святого Ефрема, рассмотри и слова пророческие, евангельские и апостольские, и все Священное Писание. Но как пророческие, евангельские и апостольские слова истинны, так истинно и совершенно неложно и сказанное святым Ефремом.    Ведь для Священного Писания обычно — говорить о будущем как о настоящем.    Как сказал Господь наш Иисус Христос: «Неверующий в Сына Божия уже осужден» (Ср.: Ин. 3:18). Но ведь еще не было ни суда, ни муки: как же он осужден? И еще: верующий в Сына Божия «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Не сказано «перейдет», но уже «перешел». Как тот осужден, хотя суда еще не было — так и этот перешел от смерти к жизни, хотя еще не умер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ст. 13—15. Так как ты надеялся на пути твои, на множество сильных твоих, то произойдет смятение в народе твоем, и все укрепления твои будут разрушены, подобно тому как Салмана был истреблен домом того, кто отмстил Ваалу (или произвел суд над Ваалом) в день брани, когда мать была убита в след за детьми; это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше. LXX: Так как ты надеялся на колесницы твои, на множество силы твоей, то произойдет погибель в народе твоем, и все укрепления твои погибнут; как князья Салманы из дома Иероваала в день брани убили мать в след за детьми; так Я поступлю с вами, дом Израилев, за крайнее нечестие ваше.    Вы ели плод лжи, и тщетная надежда обманывала вас во всех планах ваших; потому что ты, Ефрем, надеялся на пути идолослужения своего, — ибо таковы пути твои, — и на множество сильных твоих, возлагая надежду не на Бога, а на силу войска. Поэтому произойдет смятение в народе твоем, которое по-еврейски называется saon, то есть крик и шум войска, при кликах которого все укрепления твои будут разрушены, и то, что ты считал огражденным и находящимся в безопасности, будет открыто для врагов, и так будет истреблено, как был истреблен и сокрушен Салмана, князь мадианитян, убитый домом Иероваала (Суд. гл. 8). Без сомнения, этим указывается на Гедеона, который за то, что разрушил капище Ваала и вырубил рощу, при чем тот не мог отмстить за себя, получил наименование Иероваала, то есть пусть отмстит за себя Ваал (Суд. гл. 6). И как Салмана убивал детей пред глазами матерей их, убивая затем и самих матерей; так и твои дети, Ефрем, будут убиты пред твоими глазами, а после того также и ты сам будешь убит. Спрашивается: где написано, что Салмана убил мать в след за детьми? Вь книге Судей (сн. гл. 8) мы читаем, что Гедеон сказал князю мадиамскому: «как меч твой многих матерей лишал детей, так мать твоя между женами будет лишена сына“ (сн, 1 Цар. 15. 33). Таким образом, как Салмана был истреблен Иероваалом, которого некоторые несправедливо считают за Иеровоама, сына Наватова, управлявшего десятью коленами, а по еврейскому тексту был истреблен Арбелом, означающим тоже самое, что и Иероваал, но в более краткой и ясной форме; то же причинил вам, Израиль, за крайнее нечестие ваше, Вефиль, в котором вы поставили золотого тельца и кланились богам египетским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010