Глава 48 Быт.48:1 . «И сообщали Иосифу: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сыновей своих, Манассию и Ефрема». И из этого стиха становится очевидным то, что я говорил раньше, то есть что вплоть до этого времени у Иосифа было только два сына – Ефрем и Манассия. Потому что если по прошествии стольких лет [после переселения в Египет], когда настало время умирать Иакову, Иосиф подвёл под благословение только двух сыновей, причём в то, по крайней мере, время его сыновья не были способны производить потомство, поскольку были ещё детьми, сосущими грудь матери, то тем более при вхождении в Египет отца и братьев Иосифа у него ещё не могло быть внуков от своих сыновей. Быт.48:2 . «Израиль собрал свои силы и сел на постель». Мне неизвестна причина, по которой Семьдесят толковников по-разному передали одно и то же слово. Отважусь лишь сказать, что само слово metta ( ), которое они здесь перевели как «постель», выше, где говорилось о том, как поклонился Иаков, они предпочли понять скорее как «жезл», чем как «постель». Быт.48:5–6 . «И ныне вот два сына твои, родившиеся у тебя в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; а твои дети, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться». Если кто-то ещё сомневался, что в Египет вошли семьдесят душ сынов Израилевых и что у Иосифа в то время, когда вошёл Иаков, было не девять, а только два сына, то это подтверждается данным стихом. Потому что здесь сам Иаков говорит, что у Иосифа два сына, а не девять. А то, что он говорит: «Ефрем и Манассия будут моими, как Рувим и Симеон», означает: «Как Рувим и Симеон составят два колена, которые будут называться по их собственным именам, так и Ефрем с Манассией составят два колена, произведут два народа и получат в наследство землю обетования так же, как и мои сыновья. А остальные сыновья, которые родятся после моей смерти, – говорит Иаков, тем самым показывая, что они ещё не родились, – будут твоими».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ефрем, видя опасности, окружающие его, питается тщетными надеждами (VIII, 7; Притч.15:14 ; Ис.44:20 ), и ищет помощи только у людей и язычников; он призывает к себе Ассура, и в то же время, вероломный, посылает драгоценные дары царю египетскому; он лжет перед Богом и пред людьми. Превечный с давнего времени судится с Ефремом, и будет судиться и с Иудою, который сделался столь же виновным, как и Ефрем: Весь народ (Иаков) получит праведное наказание за свои грехи. И между тем Иаков был приготовлен Богом к великим и необычайным судьбам. Еще во чреве матери заменил он брата своего старшего, хотя младший в человеческом семействе, он превзошел все народы и в познании Бога и в святости. А возмужав, он боролся с Богом... и превозмог. Это было во время великой опасности; Иаков шел на встречу своему брату, у которого он похитил хитростью благословение отца, и который заявил высокомерно желание отмстить за это смертью; но в эту ночь, в Пенуэле, Иаков склонил Бога искренностью своего раскаяния, своими слезами и горячностью своих молитв, даровать ему Его прощение и спасти его от смерти. Ах, почему его сыны не последуют его примеру, не борются в подобной опасности с Ангелом и не вынуждают его благословить их. Для нас еще существуют домы Божии (Вефили); Бог, открывшийся Иакову у Вефиля, готов еще говорить и с нами: потому что Он всемогущ (Бог воинств) и неизменен (сущий). Итак, обратись к твоему Богу, храни милосердие и правду, и уповай непрестанно на твоего Бога. II – XII, 1–7. «2. Но особенно виновен Ефрем, особенно к нему относятся Мои угрозы. Ефрем сделался подобен тем преступным народам, которых он должен был уничтожить и заменить. Он – Хананеянин ( Oc. XII, 7 ), как Финикияне, и прибегает для своего обогащения к обману и плутовству ( Aм. VIII, 5 . Mux. VI, II ), он горд и доволен своими богатствами, и говорит, что если, приобретая их, он допустил некоторые неверности, то они не составляют истинных грехов, могущих навлечь на него гнев Божий. ( Зax. XI, 5 ). Но как бы ни были велики твои грехи, Я еще Бог твой, Я – Бог твой от самой земли Египетской, Я – Бог твой теперь, когда приготовляю твою гибель, и по Моей любви к тебе Я хочу вывести тебя из твоей земли и бросить тебя в пустыню, где ты будешь жить снова под шатрами (II, 14), и это время бедствия временного будет истинным временем празднества духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Иуда погибнет под волнами Моего гнева, потому что его вельможи, показывая вид, что остаются верными мне, расширяют, вопреки своей совести, повеления Моего закона и передвигают его межи ( Втор.19:41 ; Притч.22:28 ); и угнетен Ефрем, поражен судом, ибо захотел ходить в след суетных (V, 11), по своему произволу, по законам, которые дал сам себе. И я, я с этого времени буду для Ефрема как моль для одежды, пожирающая ее незаметно и быстро; для дома Иудина как гниль для дерева, которое она портит медленно и которое можно назвать целым по наружности, но оно сгнило внутри и ломается при малейшем усилии. И когда наконец Ефрем увидит свою болезнь и Иуда свою рану, что сделают они? Обратятся ли они к тому, кто поразил их и кто один может уврачевать их? Нет, нет, Ефрем пойдет за помощью к Ассуру (VII, 11; XII, 1; XI, 5; IX, 3; см. о Менаиме IV Цар.15:19), и Иуда пошлет к царю иноземному, к своему противнику (X, 6; Пс.35:1 ; см. об Ахазе 4Цар.16:7, 8 ; Uc. VII ). Но эти люди не принесут им никакой помощи, потому что я истощил внутренно и в тайне силы двух виновных; Я, Я Превечный, растерзаю как лев в день наказания и уйду, унесу в пустыню, и никто не спасет, никто не отнимет у меня Моей добычи. Пойду, оставлю землю, возвращусь в Мое место на небеса, отниму знаки Моего присутствия; Моя слава (шекина) не явится более в святом святых, первосвященник не станет вопрошать более эфода, Я не восставлю более пророков доколе Ефрем и Иуда не признают себя виновными и не взыщут лица Моего (V, 10–15). Это последнее предсказание есть повторение в другой форме предсказания, изложенного в III, 4, 5. Евреи, действительно не останутся в своем ослеплении; наступит время (плен Вавилонский, подчинение Римлянам в эпоху Иисуса Христа будущее восстановление иудейского народа), когда они в своем бедствии пойдут искать Меня (V, 6), но искренно и, так сказать, с раннего утра (VI, 1), со времени их пробуждения. Они будут убеждать друг друга пойти к тому, кто уязвил и исцелит их (VI, 1). Они почувствуют себя как бы уничтоженными избытком своих страданий; в качестве народа они не существуют более; в качестве частных лиц они не что иное, как грешники и несчастные; они – мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Многие относя этот отдел к временам Азаила, осаждавшего Самарию и в течение долгого времени изнурявшего ее голодом, потому что осажденные думали, что лучше погибнуть от меча, чем от голода (4 Цар. гл. 6—8). Но мы объясним это применительно к иносказательному смыслу, — что Ефрем, то есть еретики, подобно птице, удалились из Церкви и всю славу полагают в рождение, в утробе и в зачатии; но Господь угрожает, что они будут наказаны, хотя бы они родили многих детей и хотя бы даже воспитали их, и будут наказаны не кем либо другим, а самим Господом, потому что они рождали детей блуда, и для них настанет истинное горе, когда Бог оставит их. Вместе с тем припоминается, каким был Ефрем: когда он, говорит, был к Церкви, то он подвергался искушениям века сего подобно тому, как Тир ударам морских волн, и однако это нисколько не могло причинить ему вреда, потому что он имел основанием Христа и потому что дом, построенный на этом основании, не может разрушиться (Матф. гл. 7). Но теперь он выводит детей своих к убийце, то есть к диаволу. И прекрасно сказано: выводит, то есть заставляет выйти вон из Церкви. Под детьми Ефремовыми мы можем понимать помышления злые и учения, противные истине, которые Господь умерщвляет духом уст Своих, и не позволяет им иметь таких детей, но предоставляет их вечной погибели. То, что читается у LXX: тело Мое от них; Ефрем, как Я видел, отдал детей своих на уловление мы так понимаем: если Христос есть глава тела, то есть Церкви, то все мы — члены Христа и Церкви. Поэтому кто удаляется из Церкви, тот растерзывает тело Христово; следовательно и Ефрем был телом и членом Господа Спасителя. Но он отдал детей своих на уловление, именно на уловление тем, о которых написано: душа наша яко птица избавися от сети ловящих (Псал. 123:7). Он вывел детей своих для убиения или для изранения, чтобы им наносились раны теми, которые пускают палящие стрелы, вместе поражающие и жгущие.    Ст. 14. Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу бездетную и сухие сосцы.    Таким же образом [перевели] и LXX.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Нав 18.25 ). Оба упомянутые пророком города находились на Южной границе десятиколенного царства и принадлежали уже к южному царству. Называя именно Гиву и Раму, пророк хочет сказать, что неприятели дошли уже до южной границы царства, заняв всю его территорию. «Возглашайте в Беф-авене», слав. «проповедите в дому Онове»: имеется в виду Вефиль (ср. прим. к Ос 4.15 ). Слова «за тобою Вениамин» взяты, по-видимому, из Суд.5:14 . Смысл их не вполне ясен и передается различно. По мнению некоторых толкователей, пророк указывает приведенными словами на опасность, угрожающую Израилю от Вениамина; по мнению других, в словах содержится предостережение самому Вениамину (слова acharecha за тобою – считаются особой формой винит. пад. и передаются «берегись Вениамин») или же выражается мысль, что враги не только прошли десятиколенное царство, но и область Вениаминова колена, и находятся уже за (позади) Вениамином. Вместо слов «за тобою, Вениамин» в слав. «ужасеся Вениамин» εξστη В. Полагают, что вместо мазор. acharecha (за тобою) LXX читали jeherad от harad трепетать. Ос.5:9 . Ефрем сделает­ся пустынею в день нака­за­ния; между коленами Израилевыми Я воз­вестил это. «Ефрем» – не одно Колено Ефремово, а все десятиколенное царство. Ос.5:10 . Вожди Иудины стали подобны перед­вига­ю­щим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. Ср. Втор 19.14, 27.17 . Пророк обвиняет вождей Иуды в нарушении закона, – частнее в том, что участвуя в идолослужении Израиля, они передвигали границы закона и уподоблялись захватывающим чужие участки. Ос.5:12 . И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. Пророк хочет указать на неизбежность божественной кары. Различие слав. текста и рус. явилось в ст. 12 следствием того, что LXX выразили мысль подлинника иносказательно: «аз же яко мятеж (asch – моль) Ефремови, и яко остен ( κντρον – рожен, жало, евр. rapy – червь) дому Иудину». Ос.5:13 . И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда – свою рану, и по­шел Ефрем к Ассуру, и по­слал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос. 11 :7. Народ его удален 212 из (места) обитания своего, и Бог разгневается на дрогоценности 213 его и не возвысит 214 его. Ос. 11 :8. Как устрою тебя, Ефрем? Защищу-ли тебя, Израиль? Как поступлю с тобою? Поступлю-ли с тобою, как с Адамой и Севоимом 215 ? Повернулось сердце Мое из за него, возбудилось раскаяние во Мне 216 . Ос. 11 :9. Не поступлю по гневу ярости Моей, не допущу истребления Ефрема, ибо Я Бог, а не человек, среди тебя Святый, и не войду в город 217 . Ос. 11 :10. Вослед Господа пойду 218 : как лев Он возревет, ибо Он возревет, и ужаснутся чада вод 219 . Ос. 11 :11. И прилетят 220 , как птица, из Египта и как голубь из земли Ассирийской, и водворю их в домах их, говорит Господь. Ос. 11 :12. Окружил Меня ложью Ефрем и нечестием дом Израилев и Иуда, ныне Бог познал 221 их, и они назовутся 222 святым народом у Бога 223 . Глава 12 Ос. 12 :1. Ефрем — злой дух, гонялся за зноем весь день 224 : умножил пустое и суетное 225 , заключал союз с Ассириянами и посылал елей в Египет. Ос. 12 :2. У Господа суд (и) с Иудой, чтобы отомстить Иакову: по путям его и по замыслам его Он воздаст ему. Ос. 12 :3. Во чреве (матери) он запинал брата своего 226 и своим усилием преодолел Бога 227 . Ос. 12 :4. И боролся с Ангелом и превозмог 228 . Плакали и молились Мне, в дому Она нашли Меня и там сказано им 229 . Ос. 12 :5. Господь же — Бог Вседержитель, да будет память о Нем! Ос. 12 :6. И ты к Богу своему обратись, храни милость и правду, и будь всегда близок к Богу твоему. Ос. 12 :7. Ханаан 230 , — в руке его неправильные весы, — любит насилие. Ос. 12 :8. И говорит Ефрем: «однако я разбогател, нашел себе отдых»! Ос. 12 :9. Все груды его пропадут 231 для него ради неправд, которыми он согрешил. Ос. 12 :10. А Я Господь, Бог твой, извел тебя из земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника 232 . И Я говорил 233 пророкам, и Я видения умножал, и в руках пророков уподоблялся 234 . Ос. 12 :11. Если Галаад — ничто 235 , то лживы князья, приносившие жертвы и в Галгалах 236 , жертвенники их тоже, что черепахи 237 в поле диком.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ос. 8 :8. Поглощен Израиль; ныне он, среди народов (тоже), что негодный сосуд. Ос. 8 :9. Ибо они пошли к Ассириянам; сам собою процвел Ефрем 130 , возлюбил дары 131 . Ос. 8 :10. Посему преданы будут народам. Ныне Я приму их 132 , и они на малое время перестанут помазывать царя и князей 133 . Ос. 8 :11. Ибо умножил Ефрем жертвенники, во грех 134 были ему любимые жертвенники 135 . Ос. 8 :12. Написал 136 Я ему множество законов 137 , но они думают о чужих, любимых жертвенниках 138 . Ос. 8 :13. Посему, если они будут приносить жертвы и есть мяса 139 , то Господь не примет их; ныне Он вспомнит неправды их и отмстит (за) грехи их: они в Египет возвратятся и в Ассирии будут есть нечистое. Ос. 8 :14. И забыл Израиль Творца своего и устроил капища 140 , и Иуда умножил укрепленные города, но пошлю огонь на города его, и поест основания его. Глава 9 Ос. 9 :1. Не радуйся, Израиль, не веселись, как (другие) народы, ибо ты соблудил от Господа 141 Бога своего, возлюбил дары 142 на всяком хлебном гумне. Ос. 9 :2. Гумно и точило не будут питать 143 их и вино обманет их. Ос. 9 :3. Не будешь жить 144 в земле Господней, Ефрем будет жить в Египте, и у Ассириян будут есть нечистое. Ос. 9 :4. Не возливали Господу 145 вина, не были приятны Ему жертвы их, (оне тоже) что хлеб печали 146 для них: все употребляющие их осквернятся; ибо хлебы их — (хлебы) душ их 147 , в дом Господень они не войдут 148 . Ос. 9 :5. Что будете делать во дни торжества и в день праздника Господня? Ос. 9 :6. Посему, вот они пойдут от Египетской работы 149 , и Мемфис примет их, а Махмас похоронит их, серебро их погибнет 150 , терн (будет) во дворах их. Ос. 9 :7. Пришли дни отмщения тебе, пришли дни воздаяния тебе, и будет Израиль подвергнут страданиям, как неистовствующий пророк 151 , человек, увлекаемый духом; по причине множества неправд твоих умножилось неистовство 152 твое. Ос. 9 :8. Ефрем — страж у Бога, пророк — обманчивая западня на всех путях его, утвердили неистовство в доме Божием 153 . Ос. 9 :9. Развратились, как во дни холма 154 : Он вспомнит неправды их и 155 отмстит за грехи их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Осия не обходит вниманием социальные язвы общества, но остриё его пророческой критики направлено против другого греха — идолопоклонства, которое для него — духовное прелюбодеяние, измена Единому Богу: «Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом, и тополем, и теревинфом, потому что хороша от них тень» (Ос. 4:11–13). Но близится наказание: «Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе они не могут очиститься?» (Ос. 8:5). Звучат угрозы: «В куски обратится телец самарийский!» (Ос. 8:6); «За тельца Бет-Авена вострепещут жители Самарии и сам он отнесён будет в Ассирию...» (Ос. 10:5–6); «Ефрем сделался виновным через Ваала и погиб. И ныне прибавили они          грех ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, — и говорят они приносящим жертву людям: “целуйте тельцов!”» (Ос. 13:1–2). Но для Осии идолопоклонство — это не только грубый фетишизм, не только поклонение тельцам, установленным ещё Иеровоамом I на заре израильской независимости от деспотической власти давидидов, и не только религиозный синкретизм, выражавшийся в культах плодородия и почитании ваалов наравне со Всевышним. Осия квалифицирует как идолопоклонство внешнюю политику своей страны, вектор которой постоянно меняется: «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб... И стал Ефрем как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию» ( Ос. 7:8, 11). Всю третью четверть VIII века над Ближним Востоком нависала грозная тень всесокрушающей военной машины Ассирии — первого в мировой истории государства, претендовавшего на мировое господство. Как перед лицом этой очевидной угрозы следовало вести себя правителям слабеющего Израиля? Состоять в вассальном договоре со сверхдержавой или вступать в альянсы против неё? В армии и в правящем классе были разные взгляды на то, куда должен быть направлен вектор внешней политики царя. Проассирийская и антиассирийская придворные партии соперничали между собой. То одна партия побеждала в этой борьбе, то другая. В зависимости от того, какие настроения господствовали в армии и при дворе, на престоле оказывался то сторонник вассального союза с Ассирией, то его противник. За время от смерти Иеровоама II до падения Самарии (четверть века) на самарийском престоле побыло шесть царей, четверо из которых умерли насильственной смертью. За убийством одного царя и заменой его другим обычно следовала и смена внешнеполитического курса страны. Нередко и сама Ассирия вмешивалась во внутренние дела Израиля, поддерживая проассирийски настроенных князей и военачальников и инициируя свержение непослушных израильских царей.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Пророк со всею силою своего слова восстает против такого двусмысленного поведения, такой двоедушной и неискренней политики, и старается отклонить народ от этого гибельного союза. Казалось, горький опыт прошедших царствований должен был вразумить народ, как тяжело и вредно быть ему в союзе с язычниками; но наука жизни не послужила в пользу близорукому народу, и он с прежним неразумием стремится к тому, что служит причиной его несчастия. «Ефрем недопеченый хлеб; чужие съедают силу его, а он не знает, и седина усеяла его, а он все еще неразумен. И стал Ефрем, как глупый, безсмысленный голубь; зовут Египтян и идут в Ассирию. Когда они пойдут, Я распростру над ними сеть Мою, как птиц небесных свергну их, и накажу их, как они слышат в своих собраниях» ( Ос.7:8–9, 11–12 ; ср. Лев.26:14 и дал.; Втор.28:15 и д.). Пророческому взору предносятся уже те бедствия, которые скоро постигнут слабый и нерассудительный народ: Пророк предсказывает погибель Самарии, разорение городов, взятие крепостей, плен царя, разрушение и запустение капищ, расхищение сокровищ, – одним словом, падение царства и соединенные с этим бедствия. «Говорят пустыя слова, клянутся ложно, заключая союзы, и как трава ядовитая растет суд на бороздах полей Моих Об участи тельца Бефавенскаго ужаснутся жители Самарии; так зарыдает о нем народ его, и жрецы его, восхищающиеся им, возрыдают о славе его, ибо она отойдет от него. И понесут его в Ассирию, в дар царю заступнику. Стыд получит Ефрем, и посрамится Израиль от замысла своего. Гибнет Самария; царь ея, как щепка на воде. И будут раззорены алтари суеверия – грех Израиля, терны и волчцы выростут на жертвенниках их. И скажут горам: покройте нас, и холмам: упадите на нас... и соберутся против них народы, когда я за два греха накажу их 12 . Ефрем есть телица обученная, любящая молотить. И наступлю на тучную шею его, посажу всадника на Ефрема; будет пахать Иуда, будет боронить ему Иаков... Вы возделывали нечестие; будете пожинать беззаконие, будете есть плоды лжи; ибо надеешься на свой путь на множество сильных твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Ст. 20. Если сын почетный (или возлюбленный) у Меня Ефрем, если дитя любимое, ибо, как только заговорю о нем (или слова Мои в нем), то с любовию вспомню о нем: то поэтому возмущена внутренность моя о нем; милосердуя умилосержусь над ним, говорит Господь. Тогда как Ефрем приносит покаяние и говорит: изначала Ты вразумил меня и я был вразумлен как телец неукротимый, и затем: ибо я понес безславие юности моей: то Господь отвечает и обратившегося к Нему всем сердцем поддерживает такими словами: сын возлюбленный для Меня Ефрем, которого от начала Я так полюбил, что предпочел его брату Манассии. Сын почетный, – который вопреки закону природы удостоением Господа получил честь первенца Дитя любимое, о котором написано: сынове Ефремли налягающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани ( Пс. 77, 9 ), против которого и к которому написана вся книга пророка Осии и которого благословил Иаков. Наслаждения же в этом месте мы должны принимать сообразно с тем, что говорится в псалме: насладися Господеви, и даст тебе прошения сердца твоего ( Пс. 36, 4 ), вместо чего в греческом и еврейском стоит: изобилуй наслаждениями. Поэтому и рай в Едеме называется раем сладости. Поскольку, говорят, слова Мои были в нем, то Я с любовию буду вспоминать о нем. Чтобы благословение не считалось полученным туне и данным туне более по милости подателя, чем по заслуге получающего, говорит: буду воспоминать о нем, ибо слова Мои были в нем, – не на устах его, не на языке, а во внутреннем стремлении сердца. Поэтому и возмущена утроба Моя о нем. Ему говорит и чрез Осию: «что тебе сделаю, Ефрем, что тебе сделаю, Израиль? Поступлю ли с тобою как с Адамою, и как с Севоимом»? ( Ос. 6, 4; 11, 8 ). Переворотилось во Мне сердце Мое, возмущены внутренности Мои; не исполню гнева ярости Моей, и не погублю Ефрема; милосердуя умилосержусь над ним говорит Господь. Хотя были слова Мои в нем и все заповеди Мои он принял с охотою и сохранил в сердце своем, но, тем не менее, милосердуя умилосержусь о нем, говорит Господь, – показывая, что всякая праведность человеческая нуждается в милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010