Между тем воевода не знал, что этот работник был епископ, ибо по его внешнему виду нельзя было узнать, кто он такой. Он имел вид простого нищего: голова его была всегда в пыли, одежда представляла из себя рваное рубище, испачканное грязью, тело его было истомлено от больших трудов и безмерного воздержания. Призвав к себе этого работника, Ефрем начал расспрашивать его наедине, кто он такой, откуда и как зовут его. Он же отвечал: — Я один из беднейших жителей сего города; так как я не имею необходимого для жизни пропитания, то я тружусь за плату, и Бог питает меня. Тогда Ефрем, будучи осенен Богом, сказал ему: — Поверь мне, что я не отпущу тебя до тех пор, пока ты не выскажешь мне всей правды. Не имея больше возможности скрывать себя, епископ сказал военачальнику: — Дай мне слово пред Богом, что ты никому не расскажешь обо мне, пока я жив. Ефрем клятвенно обещал ему это. Тогда работник сказал: — Я был епископом, но оставил епископство для Бога и пришел сюда к неизвестным людям; трудясь здесь, я приобретаю своим трудом скромное пропитание; но имени моего и города, в котором я был епископом, я не скажу тебе. Ты же присоедини к той милости, которую ты оказываешь, еще одну милость. На этих днях Господь возведет тебя на епископский престол сей антиохийской Церкви — «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28), — истинный Бог наш. Итак, раздавай, как я сказал тебе, обильные милостыни и, противоборствуя еретикам, твердо стой за православную веру. Такими подвигами ты благоугодишь Богу. Сказав это, неизвестный епископ удалился от Ефрема. Между тем блаженный Ефрем, выслушав это, весьма изумлялся и сказал сам себе: «Сколько имеет Бог у Себя сокровенных рабов, Которых знает лишь Он один!» Епископ же тот более уже не пребывал среди работников, а удалился куда-то в иное место; он не хотел быть узнанным людьми, ибо избегал суетной человеческой славы. Пророчество же его сбылось вскоре, ибо, по прошествии немногих дней, блаженный Ефрем судьбами Божиими был назначен патриархом великого города Антиохии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Ос.7:6 . Ибо они ковар­с­т­во­м сво­им делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пыла­ю­щий огонь. Мысль стиха не вполне ясна. По-видимому, пророк продолжает характеристику князей и объясняет, почему он назвал их кощунами (лицемерами). Пророк хочет сказать, что приветствуя царя, князья в то же время в сердце своем замышляют козни, так что сердце их в этом отношении может быть сравнено с печью, потухающею только на ночь. Перевод LXX и наш слав., отступающий в ст. 6 от букв евр. текста, представляет, собственно, истолкование последнего. Чтение «всю нощь сна Ефрем насытися» произошло, вероятно, вследствие смешений LXX-ю евр. ophehem (пекарь их) с ephraim (Ефрем). Ос.7:7 . Все они распалены, как печь, и по­жирают судей сво­их; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне. Страстью к козням одержим весь народ, пожирающий судей своих, каковым именем пророк, вероятно, называет царей. Следствием этого является то, что «все цари их падают». История десятиколенного царства, действительно, представляет нам длинный ряд династических переворотов, жертвами которых были Новат ( 3Цар 15.25–27 ), Ила ( 3Цар 16.8–10 ), Иорам ( 4Цар 9.24 ), Захария, Менаим, Факия ( 4Цар 15.10, 14, 25 . ). Но переворотами, частым падением царей, явившимися наказанием народу, никто не вразумлялся. – Слова слав. текста «жегома и огнь» находятся только в некоторых списках; text. recept. LXX их не читает. ( Ос.7:8 .) Ефрем смешал­ся с народами, Ефрем стал, как неповорочен­ный хлеб. ( Ос.7:9 .) Чужие по­жирали силу его и он не замечал; седина по­крыла его, а он не знает. Выделенный из числа народов и избранный быть народом святым, Израиль уклонился от своего избрания, уподобился во всем язычникам и смешался с ними. «Ефрем стал как неповороченный хлеб» ­­ слав. «опреснок не обращаем»... uggah – тонкая лепешка, которую пекут, переворачивая постепенно на горячей золе или на расскаленных камнях; неперевороченная лепешка, – сожженная с одной стороны и сырая с другой. Как огонь сжигал неповороченный хлеб, так чужие, т. е. языческие народы пожирали Израиль. Седина покрыла его. Седина признак старости, близости смерти. Пророк хочет сказать, что Израиль, уклонившись от своего назначения, приближается к разложению и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос. 9 :10. Как виноградную лозу в пустыне, Я нашел Израиля, и как утреннего сторожа 156 при смоковнице, Я увидел отцов их, (а) они пошли к Веелфегору 157 , предались постыдному 158 и стали (так же) мерзки, как и любимые (их) 159 . Ос. 9 :11. Ефрем как птица отлетел: слава их от потомствами болезней и зачатия (удалилась) 160 . Ос. 9 :12. Ибо если и воспитают детей своих, то будут лишены людей 161 , посему горе им! (ибо Я оставил их) 162 : плоть Моя от них 163 . Ос. 9 :13. Ефрем, как Я видел, предал детей своих в добычу, и Ефрем (предал), чтобы вывести детей своих на заклание. Ос. 9 :14. Дай им, Господи! Что им дать? Дай им утробу нераждающую и сухие сосцы. Ос. 9 :15. Все зло их — в Галгалах 164 , ибо там Я возненавидел их за злые дела их, из дома Моего 165 выгоню их, (к сему) 166 не буду более любить их. Ос. 9 :16. Все князья их непокорны, Ефрем заболел: корни его высохли 167 , плода более не будет приносить, ибо если будут раждать, Я убью вожделенный (плод) 168 утробы их. Ос. 9 :17. Отвергнет их Бог, ибо они не послушали Его, и будут скитальцами 169 между народами. Глава 10 Ос. 10 :1. Израиль — ветвистый виноград, плод его обилен, (но) чем более плодов его, (тем более) умножает жертвенники, и чем лучше земля его, (тем более) ставит кумиры 170 . Ос. 10 :2. Разделилось сердце их 171 , ныне погибнут: Он Сам разрушит жертвенники их, сокрушены будут кумиры их. Ос. 10 :3. Посему ныне скажут: «нет у нас царя, ибо мы не боялись Господа, а царь что сделает нам»? Ос. 10 :4. Он говорит слова, ложные оправдания, заключает договор 172 . Явится суд, как сорная трава на диком поле 173 . Ос. 10 :5. У тельца дома Онова 174 поселятся жители Самарии, ибо о нем плакал народ его 175 ; (но) так как они разгневали его, то обрадуются о славе его, что она отошла от него 176 . Ос. 10 :6. И связавши 177 его отправили в Ассирию 178 , в дар царю Иариму 179 ; Ефрем будет принят в дар 180 и устыдится Израиль замысла своего 181 . Ос. 10 :7. Отвергла Самария царя своего, как хворост на поверхности воды.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

878. Преподобный Ефрем Сирский. Часть 2. Слово 106, о антихристе. 879. Преподобный Ефрем Сирский. Часть 2. Слово 106. 880. Преподобный Макарий Великий. Беседа 31, гл. 4. 881. Благовестник. Объяснение на Ин. 5. 43. 882. Откр. 13. 8. 883. Преподобный Ефрем Сирский. Часть 2. Слово 106. 884. Еф. 2. 2; 4. 12. 885. «Взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многия и различный прелести на воздусе». Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Ч. 1. О третием образе внимания. 886. …и огнь низводит с неба на землю перед людьми (Откр. 13. 13). 887. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 888. Откр. 13. 1. 889. Быт. 3. 1; Откр. 12. 3. 890. Откр. 13. 2. Зверь, его же видех, бе подобен рыси, и нози его яко медведи, и уста его яко уста львова. 891.  …дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Откр. 13. 2). 892.  Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16. 1, 4; 12. 38–42). 893. Благовестник. Объяснения приведенных мест из Святого Евангелия. 894. Мф. 12. 40. 895. Лк. 23. 45; Мф. 27. 45, 51–53. 896. Мф. 28. 2–4, 11–15. 897. Мф. 28. 2–4, 11–15. 898.  …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20. 27). 899. Мф. 12. 24; Ин. 9. 24. 900. Мк. 11. 13, 14, 20. 901. Быт. 3. 7. 902. Благовестник. Объяснение на Мк. 11. 13, 14. 903. Ин. 8. 46. 904. Мк. 1. 42. 905.  …для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом твой (Мк. 2. 2–12). 906.  …проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16. 20). 907.  …дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса (Деян. 4. 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   – Иди и скажи пришлому монаху тому: господин Ефрем! прошу тебя – взойди во святой алтарь: тебя зовет архиепископ.    Архидиакон пошел и сказал, как ему было приказано. Ефрем же удивился этому и прославил Бога. Сотворив затем земной поклон, он сказал:    – Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами!    Потом упросил архидиакона, чтобы тот сообщил архиепископу, что, по окончании святой службы, он хочет в уединенном месте поклониться ему и приветствовать его.    Когда Божественная служба окончилась, святой Василий взошел в сосудохранительницу и, призвав преподобного Ефрема, дал ему целование о Господе и сказал:    – Приветствую тебя, отче, умножившего учеников Христовых в пустыне и силою Христовою изгнавшего из нее бесов! Для чего, отче, ты принял на себя такой труд, явившись увидеть грешного человека? Да воздаст тебе Господь за труд твой.    Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился со своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию:    – Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя – соблаговоли мне дать ее.    Василий Великий сказал ему:    – Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие.    – Я знаю, отче, – сказал достопочтенный Ефрем, – что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил Его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески.    Василий отвечал:    – Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем достопочтенный отец и пустынный наставник в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19).    Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Ст. 2—4. Но Я учитель всех их. И Я знаю Ефрема, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо теперь блудодействовал Ефрем и Израиль осквернился. Они не помыслят о том, чтобы обратиться к Богу своему, ибо дух блуда среди их, и Господа они не познали. LXX: Ибо Я руководитель ваш. Я познал Ефрема, и Израиль не отступил от Меня; ибо теперь блудодействовал Ефрем, осквернился Израиль. Они не помыслили о том, чтобы обратиться к Господу Богу своему, ибо дух блуда в них, и Господа они не познали.    О, священники и цари, обольстившие народ Мой, и ты, обольщенный народ, которые столь тяжко согрешили, что не только умерщвляли жертвы, но и низвергали их во глубину ада: не думайте, что вследствие великих преступлений вы совершенно отделились от Меня. Я ваш учитель или руководитель, желающий исправить, а не наказать, и спасти, а не погубить. Я, говорит, знаю Ефрема, то есть Ровоама, которым был совращен народ, и всех царей, которые были наследниками его достоинства и преступлений, и Израиль не сокрыт от Меня, то есть народ десяти колен, потому что и Израиль осквернялся при блудодействующем царе. Ибо сперва царь стал блудодействовать, [отступив] от служения Богу и пожелав поклоняться золотым тельцам, а за ним добровольно последовал народ, и совершили одинаковое беззаконие с одинаковою ревностию. И они не обратятся к Господу, ибо они нашли то, чего желали, и дух блуда, действующий, но апостолу (Ефес. гл. 2), в сынах противления, обладает пленными сердцами их, и потому, при господстве его, они не познали Господа, но забыли Творца своего. Поэтому Господь знает и тех, кои стоят во главе превратных учений, и народ, — не потому, что они достойны знания Его, а потому, что от Него не сокрыто ничто из того, что тайно делают как обольщавшие, так бывшие обольщаемыми. И не помыслят о принесении покаяния те, кои постоянно преуспевают в погибели. Ибо дух блуда, с которым они блудодействовали в Церкви и оставили истинный брак, пребывает среди них; поэтому они не познали Господа.    Ст. 5. И высокомерие Израиля будет говорить против них; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. LXX: И смирится укоризна Израиля против Него; и Израиль и Ефрем изнемогут от беззаконий своих; изнеможет и Иуда вместе с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Глава 48 Быт.48:1 . «И сообщали Иосифу: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сыновей своих, Манассию и Ефрема». И из этого стиха становится очевидным то, что я говорил раньше, то есть что вплоть до этого времени у Иосифа было только два сына – Ефрем и Манассия. Потому что если по прошествии стольких лет [после переселения в Египет], когда настало время умирать Иакову, Иосиф подвёл под благословение только двух сыновей, причём в то, по крайней мере, время его сыновья не были способны производить потомство, поскольку были ещё детьми, сосущими грудь матери, то тем более при вхождении в Египет отца и братьев Иосифа у него ещё не могло быть внуков от своих сыновей. Быт.48:2 . «Израиль собрал свои силы и сел на постель». Мне неизвестна причина, по которой Семьдесят толковников по-разному передали одно и то же слово. Отважусь лишь сказать, что само слово metta ( ), которое они здесь перевели как «постель», выше, где говорилось о том, как поклонился Иаков, они предпочли понять скорее как «жезл», чем как «постель». Быт.48:5–6 . «И ныне вот два сына твои, родившиеся у тебя в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; а твои дети, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться». Если кто-то ещё сомневался, что в Египет вошли семьдесят душ сынов Израилевых и что у Иосифа в то время, когда вошёл Иаков, было не девять, а только два сына, то это подтверждается данным стихом. Потому что здесь сам Иаков говорит, что у Иосифа два сына, а не девять. А то, что он говорит: «Ефрем и Манассия будут моими, как Рувим и Симеон», означает: «Как Рувим и Симеон составят два колена, которые будут называться по их собственным именам, так и Ефрем с Манассией составят два колена, произведут два народа и получат в наследство землю обетования так же, как и мои сыновья. А остальные сыновья, которые родятся после моей смерти, – говорит Иаков, тем самым показывая, что они ещё не родились, – будут твоими».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ефрем, видя опасности, окружающие его, питается тщетными надеждами (VIII, 7; Притч.15:14 ; Ис.44:20 ), и ищет помощи только у людей и язычников; он призывает к себе Ассура, и в то же время, вероломный, посылает драгоценные дары царю египетскому; он лжет перед Богом и пред людьми. Превечный с давнего времени судится с Ефремом, и будет судиться и с Иудою, который сделался столь же виновным, как и Ефрем: Весь народ (Иаков) получит праведное наказание за свои грехи. И между тем Иаков был приготовлен Богом к великим и необычайным судьбам. Еще во чреве матери заменил он брата своего старшего, хотя младший в человеческом семействе, он превзошел все народы и в познании Бога и в святости. А возмужав, он боролся с Богом... и превозмог. Это было во время великой опасности; Иаков шел на встречу своему брату, у которого он похитил хитростью благословение отца, и который заявил высокомерно желание отмстить за это смертью; но в эту ночь, в Пенуэле, Иаков склонил Бога искренностью своего раскаяния, своими слезами и горячностью своих молитв, даровать ему Его прощение и спасти его от смерти. Ах, почему его сыны не последуют его примеру, не борются в подобной опасности с Ангелом и не вынуждают его благословить их. Для нас еще существуют домы Божии (Вефили); Бог, открывшийся Иакову у Вефиля, готов еще говорить и с нами: потому что Он всемогущ (Бог воинств) и неизменен (сущий). Итак, обратись к твоему Богу, храни милосердие и правду, и уповай непрестанно на твоего Бога. II – XII, 1–7. «2. Но особенно виновен Ефрем, особенно к нему относятся Мои угрозы. Ефрем сделался подобен тем преступным народам, которых он должен был уничтожить и заменить. Он – Хананеянин ( Oc. XII, 7 ), как Финикияне, и прибегает для своего обогащения к обману и плутовству ( Aм. VIII, 5 . Mux. VI, II ), он горд и доволен своими богатствами, и говорит, что если, приобретая их, он допустил некоторые неверности, то они не составляют истинных грехов, могущих навлечь на него гнев Божий. ( Зax. XI, 5 ). Но как бы ни были велики твои грехи, Я еще Бог твой, Я – Бог твой от самой земли Египетской, Я – Бог твой теперь, когда приготовляю твою гибель, и по Моей любви к тебе Я хочу вывести тебя из твоей земли и бросить тебя в пустыню, где ты будешь жить снова под шатрами (II, 14), и это время бедствия временного будет истинным временем празднества духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Иуда погибнет под волнами Моего гнева, потому что его вельможи, показывая вид, что остаются верными мне, расширяют, вопреки своей совести, повеления Моего закона и передвигают его межи ( Втор.19:41 ; Притч.22:28 ); и угнетен Ефрем, поражен судом, ибо захотел ходить в след суетных (V, 11), по своему произволу, по законам, которые дал сам себе. И я, я с этого времени буду для Ефрема как моль для одежды, пожирающая ее незаметно и быстро; для дома Иудина как гниль для дерева, которое она портит медленно и которое можно назвать целым по наружности, но оно сгнило внутри и ломается при малейшем усилии. И когда наконец Ефрем увидит свою болезнь и Иуда свою рану, что сделают они? Обратятся ли они к тому, кто поразил их и кто один может уврачевать их? Нет, нет, Ефрем пойдет за помощью к Ассуру (VII, 11; XII, 1; XI, 5; IX, 3; см. о Менаиме IV Цар.15:19), и Иуда пошлет к царю иноземному, к своему противнику (X, 6; Пс.35:1 ; см. об Ахазе 4Цар.16:7, 8 ; Uc. VII ). Но эти люди не принесут им никакой помощи, потому что я истощил внутренно и в тайне силы двух виновных; Я, Я Превечный, растерзаю как лев в день наказания и уйду, унесу в пустыню, и никто не спасет, никто не отнимет у меня Моей добычи. Пойду, оставлю землю, возвращусь в Мое место на небеса, отниму знаки Моего присутствия; Моя слава (шекина) не явится более в святом святых, первосвященник не станет вопрошать более эфода, Я не восставлю более пророков доколе Ефрем и Иуда не признают себя виновными и не взыщут лица Моего (V, 10–15). Это последнее предсказание есть повторение в другой форме предсказания, изложенного в III, 4, 5. Евреи, действительно не останутся в своем ослеплении; наступит время (плен Вавилонский, подчинение Римлянам в эпоху Иисуса Христа будущее восстановление иудейского народа), когда они в своем бедствии пойдут искать Меня (V, 6), но искренно и, так сказать, с раннего утра (VI, 1), со времени их пробуждения. Они будут убеждать друг друга пойти к тому, кто уязвил и исцелит их (VI, 1). Они почувствуют себя как бы уничтоженными избытком своих страданий; в качестве народа они не существуют более; в качестве частных лиц они не что иное, как грешники и несчастные; они – мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Многие относя этот отдел к временам Азаила, осаждавшего Самарию и в течение долгого времени изнурявшего ее голодом, потому что осажденные думали, что лучше погибнуть от меча, чем от голода (4 Цар. гл. 6—8). Но мы объясним это применительно к иносказательному смыслу, — что Ефрем, то есть еретики, подобно птице, удалились из Церкви и всю славу полагают в рождение, в утробе и в зачатии; но Господь угрожает, что они будут наказаны, хотя бы они родили многих детей и хотя бы даже воспитали их, и будут наказаны не кем либо другим, а самим Господом, потому что они рождали детей блуда, и для них настанет истинное горе, когда Бог оставит их. Вместе с тем припоминается, каким был Ефрем: когда он, говорит, был к Церкви, то он подвергался искушениям века сего подобно тому, как Тир ударам морских волн, и однако это нисколько не могло причинить ему вреда, потому что он имел основанием Христа и потому что дом, построенный на этом основании, не может разрушиться (Матф. гл. 7). Но теперь он выводит детей своих к убийце, то есть к диаволу. И прекрасно сказано: выводит, то есть заставляет выйти вон из Церкви. Под детьми Ефремовыми мы можем понимать помышления злые и учения, противные истине, которые Господь умерщвляет духом уст Своих, и не позволяет им иметь таких детей, но предоставляет их вечной погибели. То, что читается у LXX: тело Мое от них; Ефрем, как Я видел, отдал детей своих на уловление мы так понимаем: если Христос есть глава тела, то есть Церкви, то все мы — члены Христа и Церкви. Поэтому кто удаляется из Церкви, тот растерзывает тело Христово; следовательно и Ефрем был телом и членом Господа Спасителя. Но он отдал детей своих на уловление, именно на уловление тем, о которых написано: душа наша яко птица избавися от сети ловящих (Псал. 123:7). Он вывел детей своих для убиения или для изранения, чтобы им наносились раны теми, которые пускают палящие стрелы, вместе поражающие и жгущие.    Ст. 14. Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу бездетную и сухие сосцы.    Таким же образом [перевели] и LXX.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010