Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Монастырь Баньска (Косово и Метохия) отметит престольный праздник святого первомученика архидиакона Стефана 13 августа 2007 г. 16:01 15 августа монастырь Баньска отметит храмовый праздник святого первомученика архидиакона Стефана. После более чем пятисот лет пребывания в развалинах обитель Баньска становится центром монастырской жизни в Косово и Метохии. Поселившись в Баньска в июле 2004 года, братия заложила фундамент монастырской жизни, начав с введения ежедневных богослужений. Процесс восстановления монастыря Баньска развивается весьма динамично. Монашеский корпус, предназначенный для четырех монахов, вскоре становится слишком мал, чтобы приютить всех желающих постричься в монахи именно в этом монастыре. Одной из важнейших задач стала ликвидация видимых последствий турецкого ига, которые до последнего времени сохранялись на территории монастыря. С этой целью в первую очередь была демонтирована турецкая стена, окружающая Баньску. В дальнейшем будут удалены и прочие следы пребывания турок — слепая калота (плоский купол) на храме и части минарета на северной части храма. Монастырь Баньска решительно опровергает слухи о якобы непрофессиональном проведении восстановительных работ. «Демонтаж турецкой стены был осуществлен по проекту, получившему одобрение белградского Института защиты памятников культуры, и под профессиональным присмотром. Весь процесс проходил максимально аккуратно, с отделением всех важных частей каменной пластики, — сообщил пресс-службе Рашко-Призренской епархии игумен монастыря отец Симеон. — Слухи о том, что наше историческое наследие разрушается экскаваторами, не соответствуют действительности». Идет подготовка к работам по восстановлению Милутиновой крепостной стены XIV века, которая в настоящее время разрушается и находится под угрозой исчезновения. Братия ожидает, что возвращение мощей короля Милутина и статуи Баньской Богородицы на их историческое место в обитель будет не только способствовать дальнейшему восстановлению монастыря, но и поможет в борьбе за сохранение Косово и Метохии в составе Сербии. Братия ведет активную работу и вне монастырских стен. Так, началось восстановление лечебного курорта Баньска, что создает перспективы развития не только для жителей ближайших населенных пунктов, но и для всего севера Косово. Насельники монастыря приглашают всех верующих почтить 15 августа своим присутствием празднование памяти защитника Неманичей и монастыря Баньска, святого архидиакона Стефана. В 9.00 начнется праздничная Божественная литургия, которую будет совершать епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банялукский Ефрем. Пресс-служба Рашко-Призренской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/280785.htm...

Напомним, что в конце апреля – начале мая 2018 года состоялось ежегодное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, на котором было принято послание по вопросу Косова и Метохии . Послание было адресовано не только «верным сынам и дочерям Церкви, но также национальной и мировой общественности». Архиерейский Собор тогда недвусмысленно заявил, что берет на себя ответственность «за сохранение этих наших исторических краёв в границах Сербии и за будущее сербского народа в ней», поскольку Церковь является «духовной матерью сербского народа в целом и Сербии, как страны, к территории которой и относится Косово и Метохия». Понятно, что с такой позицией Священноначалия Сербской Церкви признать отделение Косова и Метохии для белградских властей политической смерти подобно. Владыки, прибывшие на грядущий Архиерейский Собор, расположились почему-то в отеле «Хилтон». И в этом мои сербские собеседники видят также тревожный знак. Почему не в монастырях, не в Патриархии, а в отеле, который считается в Белграде любимым местом американской агентуры? С точки зрения моих сербских собеседников, это не только должно деморализовать, условно говоря, антизападников среди епископата, но ещё и показать, что архиереи СПЦ – это не монахи-святители, а скорее высокие функционеры бюрократической структуры религиозной организации. Организации, пока ещё имеющей авторитет у значительной части электората. Кстати, с точки зрения информационной безопасности, этот отель является «колпаком», где отслеживается каждый шаг и прослушиваются все разговоры. Конфиденциальность в таких условиях исключена в принципе. Разве можно эти условия сравнивать с пребыванием епископов на своей, церковной, территории? Как считают мои собеседники, наиболее авторитетные и популярные епископы консерваторы русофилы по разным причинам могут отказаться принимать участие в баллотировке на выборах Патриарха. Один из самых любимых в сербском народе архиереев епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Мичович), скорее всего, не будет претендовать на Патриарший Престол. Дело в том, что Черногория совсем недавно находилась на грани катастрофы, поэтому владыка нужен именно там, на своей малой родине. Другой уважаемый в среде православных сербов архиерей, тоже консерватор и русофил, епископ Баня-Лукский Ефрем (Милутинович) слишком стар (в апреле архипастырю исполняется 77 лет).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/11/st...

Из Соколице група кренула на Газиместан – место на 1389. године Косовска битка. Ту смо обишли Споменик косовским У Грачаници, поред обиласка ове чувене предали смо хуманитарну народним девет и породицама из централног дела Косова и Пут нас водио у Сушицу – село 2 км од Грачанице се у Милутина, а данас становништвом српске и албанске националности. У Сушици смо посетили цркву Светог храм 1991. године на месту старе цркве познате под именом Марков манастир, била Св. а од стране Вукашина са синовима. Црква порушена почетком 19. века од стране од камена порушеног храма градио мостове преко реке Ситнице. По речима пароха сушичке цркве оца Ненада, тренутно храму потребна обнова, а посебно крову цркве почео да Наше одредиште био манастир Драганац у источном делу Косова. Игуман отац Иларион упутио речи захвалности ходочасницима пристиглим да се помоле са братством манастира, да Србима на Косову и потребна и из других али и да виде у да помогну одржати лучу православне вере на овим просторима. Косово и наша заветна вечито нас да за малена царство“, док смо се ми определили за Царство Небеско. И када су основни били изврнути, Црква и из тог корена увек изнова ницало Уочи православног Васкрса, братство подсетило присутне на речи како „на за далеко неко као што из Гроба Господа Исуса Христа сви црпимо вечни живот. Братство упутило апел да их не у молитвама и да их и Затим су присутни имали прилику да се са манастира Драганац. Први пут споменут у 14. веку у светог кнеза Лазара, манастир се уско за кнеза Лазара, иако има назнака да и пре (ктитор могао бити и Константин, полубрат св. Стефана Дечанског, Милутинов син). Према манастир носи име по Драгани. Родно место кнеза Лазара – Прилепац – налази се надомак Драганца. Манастир у време продора Турака примио много монаха исихаста, пре свега из Свете Горе, су бежали од турске манастира Драганац и цркава на то да цела околина фукционисала као скит се од више повезаних монашких Тако, у близини се налази храм Св. Николе – мала црквица из 14. века смештена у шуми. Манастир се све до пада Новог Брда 1455. године, када цео запустео, изложен од Турака. Уништивши Ново Брдо, Турци су све мушко становништво побили, а остало одвели у ропство. Манастир 1868. године са дозволом султана Азиза, а са благословом митрополита рашко-призренског о чему сведочи натпис са стране храма. све време од настанка манастира, никада нису престали да долазе у ову обраслу шумом, а посебно како би узели воду са чудотворног извора се и данас налази испред манастира. Братство манастира су сведоци неколико чудеса су се десила на извору у протеклих неколико година. У Драганац долазе и Албанци муслимани да се помоле и да узму воду са чудотворног извора.

http://pravoslavie.ru/61585.html

Чувши за ове успехе Милутинове, цар Михаило крете на узевши у и многе друге иноплемене народе, Татаре и Гурке и друге иноверце. Но Бог учини те цар одмах умре на свом походу (11. децембра 1282. године), оповргнут чудно и изненадном како вели за биограф споменути Данило. Исти Данило хулни цар, наговоран, сличан оном лукавом одступи од светлости у таму, као што и цар Палеолог, се од вере (то Православне), узе веру латинску“. по смрти цара Михаила део савезника Татара продужи напад на и продре чак до и Призрена, али чудом би страховито поражен и уништен. дошавши до реке зване Дрим, беше веома они видеше на страни велики збег српског народа, па одлучише да реку и народ и Но кад они навалише преко реке, сви се скоро у потопише, а што их живо на другу обалу они бише поражени од христоимених српских. И сам старешина татарски, звани Чрноглав, беше ту и и глава би однета пред ноге Милутина. Ускоро затим Милутин са и са доби од свога брата Драгутина, крете опет на грчку и заузе области све тамо до Свете Горе Атонске, Струмичку и Серску, Кавала) и друге околне Отпустивши потом брата свога, Милутин крете са и заузе Дебарску и Кичевску, са градовима и областима па Поречку са околином, и чак продре на до Потом се врати у и пребиваше у миру и У то време на северу од Милутинове државе, а источно од области брата Драгутина, владаху самостално и насилнички кнезови бугарски и татарски Дрман и Куделин. Они у око места Ждрела на Млави клисура) и одатле са бугарским, куманским и татарским четама упадаху у Драгутинове и Српски народ и Тада се на позив свога брата Драгутина дигне на благочестиви Милутин, страховито их порази и дадне у брату своме. Од овога времена Браничевска област постаде и за свагда остаде саставни део Српске и државе. Сам бугарски цар таст Милутинов, му беше дао Ану за супругу, беше у односима са Милутином и али не беше у други владар бугарски у Видину, кнез Шишман, беше у сродству са Куманцима и беше признао врховну власт татарског кана на Милутина због победе над Дрманом и Куделином, Шишман са крете из Видина и продре у област Хвосно, све до српске у са очигледном намером да запали и уништи.

http://pravoslavie.ru/107991.html

си ти, малени српски народе? Ми смо потомци светих духовника и светих задужбинара и свечара из свете лозе И владари наши као и убоги и називаху себе слугама и поимаху мирно време као службу Богу а рат као жртву Богу. Отуда задужбинарство отуда и свечарство. дивотним задужбинама окитише они и освешташе сву а крсних прославише небеснога Оца и Творца тих Како други владари наши, тако и славни Лазар Косовски, задужбинар ове цркве Раванице, наше и нас светим магнетизмом к себи привукла са свих страна. И да одговорим на сте ви, мали Срби? Ми смо потомци Косовских се жртвоваше за крст часни и слободу златну; самоникле и гране народног дрвета на Косову би скресано до стабла, и стабло до близу корена. Не усахну то дрво, га крв крсних мученика оживотвори. Не осуши се стабло, царство небесно, витези крста изабраше, даде му снагу да озелени и пусти гране И пут да одговоримо на сте ви, мали Срби? Ми смо тело од тела, и кост од кости, и дух од духа онога народа, после Косова живео на свом без слободе, у под без царства и без онога народа путовао кроз ропства без свога но са надом да му Бог отаца Бог и Савин, Бог Стеванов и Милутинов, Бог Лазарев и Милошев, опет даровати Ти преци наши, преодевени из везених долама у и сукно, с уздахом су гледали К о с о в о не као у долину него као у планину. Са те планине народ очекивао потоке бистре воде, да му опере ране и сузе; да му дух и душу; да га надахне небесним те да би се одржао и све издржао. И заиста народ се одржао и све издржао, Косову и цркви. Црква му била тумач Косова, а Косово тумач свега што се догодило пре и после пропасти царства српског. та два верна тумача, народ схватио суштину слободе. Схватио да слобода дар да и да од часнога крста. Ко се огреши о часни крст, огрешио се о слободу, и обратно, ко се огреши о слободу, огрешио се и о часни крст. Слобода отуда и назив: света слобода. Као чисто платно се слобода кад прати сузама и Или чиста слобода, или никаква. Или света слобода, или никаква. Или златна слобода, од часнога крста, или никаква. У дубоком народ вековима прао слободу сузама и мученичком И кад опрао, онда му се она поново дала.

http://pravoslavie.ru/62464.html

 Он родился в окрестностях Низибии 333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам» 334 . Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно 335 . Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского 336 . Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор 337 . Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище 338 . Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура 339 . Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея 340 и Нерукотворному лику Спасителя 341 . Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей 342 . Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие 343 . Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван 344 . С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец Ефрем: Что я чувствую в отношении вас? Чувствую... Позвольте мне это сделать, так мне хочется... (поднимается и горячо обнимает владыку). Здесь присутствуют и другие, но пусть поймут нас правильно, владыка. Теперь понимаете, что я чувствую!.. Митрополит: Батюшка, ты меня очень успокоил. Начатое продолжу всеми своими силами. Тем более, что ты согласен со мной. Отец Ефрем: Согласен ли я? Какое это имеет значение? Да и как я могу быть не согласен? Продолжайте, владыка, с тем же, и даже с большим напряжением, с болью и со смирением. Новомученики этого требуют. Господь и Церковь вместе с вами. Результат только Он знает, а вы святое дело совершаете. Митрополит: Батюшка, ты дал мне радость. Говорю тебе, ты дал мне крылья, успокоил меня, и я чувствую огромную силу. Отец Ефрем: И я очень рад, владыка. Митрополит: Однако мы вас утомили и нарушили ваш распорядок. Отец Ефрем: Ну, что вы говорите, мы получили великое благословение, радость такая, что и представить себе не могли. Видите, один и тот же дух у нас, он нас объединяет. Есть и... взаимо... как это сказать. Забыл это слово... В молчании и тишине нашей пустыни забываем и язык наш. Митрополит: Взаимопонимание? Отец Ефрем: Да, взаимопонимание, вот это слово. Поэтому и день сегодня для нас значительный. Редко мы имеем такие благословения. Сердце мое трепещет от радости и благодарности. Митрополит: Мы дадим вам и некоторые книги, которые издаем. Отец Ефрем (смотрит обложку книги «Распятый северный Эпир»): Вот такой он сейчас, распинание и кровь. (Смотрит книгу «Трагедия одного народа»). Живут в тюрьме. Страдают! Продолжайте свое дело, владыка. Бог вас просветит и даст вам силы. И мученичество даст, как уже сказали, в скором времени. Митрополит: Благослови меня, батюшка. Чувствую нужду в этом. Отец Ефрем: Ну, зачем это? Так тебе хочется? Митрополит: Благослови, уйду наполненный. Отец Ефрем: Ну, если настаиваешь... (с чувством): Бог да благословит вас, владыка, и меня не забывайте в вашей молитве. В 1981 году старец Ефрем по причине болезни на короткое время оказался вне Святой Горы, и его посетила одна супружеская пара. Что-то у них случилось, и ближайшие родственники, желая им помочь, говорили одни – одно, другие – другое, так что произошло у молодоженов смущение. Отец Ефрем ответил им со свойственной ему категоричностью: «Послушайте, что я вам скажу. Идите к себе домой, выставите всех вон и закройте дверь». Проблема разрешилась, все успокоились. Прозорливый?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

1030 Эдесса – город в Месопотамии; лежит на границе между утесистой пустыней и плодоносной землей – южной Месопотамией. Этот город, – как говорит Святой Ефрем, – «благословен был живыми устами Спасителя чрез ученика его Фаддея»; здесь находился нерукотворный лик Спасителя и святые мощи апостола Фаддея. 1031 Для пропитания своего в Эдессе преподобный Ефрем нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божьего язычникам; потом, по совету святого старца Иулиана, удалился в пустынную Эдесскую гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из [всех] современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на Сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» – спросил явившийся ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света», – отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма» ( Ос. 10:11 ). После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской церкви. 1032 Каппадокия – провинция римской империи, находилась на востоке Малой Азии. Кесария – главный город Каппадокии. 1033 Преподобный был, между прочим, и в египетских пустынях; так он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», – так говорит Иоанн Колов. 1034 Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он – толкователь Священного Писания; (святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги); в других – обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных – учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ефрем ещё в темнице дал обещание оставить мир и всю жизнь посвятить покаянию. Оправданный на суде и освобождённый из темницы, он познал, что есть “око, над всем надзирающее.” Возвратясь домой, св. Ефрем не стал медлить в исполнении данного им обета. Он удаляется к св. Иакову на Низибийскую гору. Под руководством св. Иакова (впоследствии епископ Низибийский) св. Ефрем подвизался в подвигах поста и молитвы, изучал Свящ. Писание и учил других в училище. По разорении Низибии персами преподобный отец переселился в Едессу, где проповедовал слово Божие язычникам и изъяснял Свящ. Писание христианам Едессы. Слава о его подвигах и дара толкования Писания стала привлекать к нему многих учеников. Избегая славы человеческой, преподобный хотел бежать, но был вразумлён видением и с того времени ещё с большей ревностью занялся проповедничеством, поучая вере и благочестию словом устным и письменным. Св. Ефрем вскоре открыл в Едессе училище, из которого вышло много знаменитых учителей Сирской Церкви. Своим словом св. Ефрем решительно обличал лжеучителей, волновавших тогда христианский мир. Для противодействия еретикам, излагавшим своё учение в форме гимнов, которые народ пел, св. Ефрем сам начал излагать истинное учение о Боге на основании Свящ. Писания в поэтической форме. Народ с жадностью внимал песнопениям отшельника и оставлял еретические песни. В конце своей жизни св. Ефрем совершил путешествие в Египет, чтобы познакомиться с великими египетскими подвижниками. Это путешествие обогатило едесского подвижника уроками духовной жизни, а в сердцах жителей египетской Фиваиды оставило о нём память, как о муже богопросвещённом. На обратном пути св. Ефрем посетил Кесарию, где святитель Василий Великий посвятил его в сан диакона. Впоследствии св. Василий хотел посвятить его в сан епископа и присылал к нему с этой целью послов, но смиренный подвижник отклонил от себя это избрание. Скончался преподобный Ефрем в сане диакона в 372 году. Отрешившийся от всех земных привязанностей, отдавшийся непрестанной молитве, богомыслию, служению ближним, необычайно смиренный подвижник, ревностный обличитель еретиков, глубокомысленный толкователь Свящ. Писания, искусный песнописец, редкий знаток человеческого сердца, пламенный проповедник покаяния и нравственного обновления, “преподобный Ефрем вмещал в себя, по словам св. Григория Богослова, всё, что составляет отличительные черты человека по Богу.” Преподобный Ефрем оставил после себя много сочинений: богословских, истолковательных, обличительных, нравственных. В русском переводе имеется 8 томов его творений. Все сочинения преподобного Ефрема являются прекрасным материалом для пастыря-проповедника; в них с редкой глубиной раскрывается греховность человеческого сердца и указывается путь к возрождению через покаяние. Патриарху Фотию было известно 1000 поучений преп. Ефрема. В русском переводе Московской духовной академии (1848–1853 гг). содержится всего лишь 265 произведений гомилетического характера преподобного Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010