Наконец начальнику русской духовной миссии в Иерусалиме о. архимандриту Антонину принадлежит честь возобновления и продолжения прежних раскопок, раскрытия нашего участка почти во всех частях и первого открытия того знаменательного порога, которому палестинское общество желает придать значение драгоценной христианской святыни. Сравнивая все эти данные с изложением истории раскопок по отчетам В. Н. Хитрово нельзя не видеть между ними значительных разностей. Тем не менее, разности эти, при некоторых обоюдных уступках с той и другой стороны, допускают возможность примирения, тем более, что зерно вопросов заключается не в истории раскопок, а в результатах новейших археологических открытий, которым посвящена вторая часть рассматриваемого сочинения. 1. В недалеком расстоянии от пещеры гроба Господня, по направлению к востоку сохранились остатки древних стен, которые признавались то остатком второй Иерусалимской стены, то остатком древнееврейского укрепления или акры (Шик): часть этой стены, обозначенная на плане палестинского сборника IX) буквами б–х идет от запада в востоку, другая часть а примыкает, судя по плану, в перпендикулярном направлении к стене б–х с северной стороны, третья ч с южной. Стены эти в докладе палестинского общества признаны памятником древнееврейским. В крайней восточной части стены б–х открыт в 1883 г. древний порог β, через который шел, быть может, крестный путь к Голгофе. На плане г. Шика путь этот идет с базарной площади через ворота вновь открытого порога, через общий проход из города, Ефремовы ворота и городской ров, вблизи которого находится Голгофа. Но все эти заключения остаются до сих пор лишь предположениями, достоверность которых значительно ослабляется наблюдениями Б. П. Мансурова. Уцелевшие остатки стен не заключают в себе точных признаков древнееврейского происхождения, по крайней мере в их цельном виде, и могут быть отнесены к разным эпохам. Принадлежность их к одному целому, – будет ли то акра или вторая иерусалимская стена – также сомнительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Московской Губернии в Серпуховском уезде, расстоянием от бывшего, вновь учреждённого города Никитска в 13 вёрстах. Построена по соизволению Государя Царя Алексея Михайловича в 1660 году потому, что в бытность Его Царского Величества на том месте за охотой, явилась Ему Великомученица Екатерина в сонном видении, извещая, что в ту ночь Бог даровал Его Царскому Величеству дщерь Екатерину. Пустынь сия построена на ровном месте и суходоле в лесу, имеющем около неё с трёх сторон сенокосные луга, а с полуденной стороны лес. Обнесена каменной стеной с четырьмя по углам небольшими башнями. В северной стороне, с приезда к оной, колокольня, стояла посредине на святых воротах, восьмиугольная, в два этажа, которая сломана для сделания новой большой колокольни. С полуденной стороны проездные ворота, против которых изрядно выстроенный деревянный гостиный двор со всеми службами. Церковь сооружена по новому вкусу в два этажа, и пристроена к старым приделам и к трапезе; иконостас в ней золочёный, очень хороший; местные образа украшены окладами, а особливо чудотворный образ Великомученицы Екатерины серебряный с вызолоченной ризой. Вверху оной церкви наравне с хорами, в настоящем иконостасе помещён придел Успения Богородицы. Стены убраны иконописными картинами, или стенным письмом в клеймах, в трапезе, т. е. тёплой церкви, посвящённой во имя св. Великомученицы Екатерины, по которой и пустынь сия наименование своё получила, по сторонам два придела: один, с правой стороны, – во имя Св. Димитрия Ростовского , а другой, с левой стороны при входе, – Преподобного Сергия Радонежского, да над ней церковь святых Апостол Петра и Павла. Подле ворот в полуденной стене – Настоятельские двухэтажные, к западной стене – братские каменные кельи. Подле северной стены и колокольни сад, а в северо-восточном углу пруд, в юго-западном же ещё другой сад. По северную сторону церкви колодезь с фигурным шатром, из которого достают самую свежую воду колесом. Екатерининский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Вятской Епархии и был приписным к Богоявленскому Слободскому монастырю. Екатерининский Греческий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

5 дом Иосифов. Имеются в виду колено Ефремове и колено Манассиино, а также территории обитания этих племен: Вефиль принадлежал колену Ефремову, Галгал колену Манассиину. Эти святилища, находившиеся на севере, будут затем разрушены, тогда как Бершебу, на юге, не поразит огонь гнева Божия. огонь. См. ком. к 1,4. некому будет погасить его. Пламя гнева Господня невозможно потушить (ср. Ис. 1,31 ; Иер. 4,4 ; Мф. 3,12 ). 5 О, вы, которые суд превращаете в отраву. Торжественное по форме обращение, сходное по своему звучанию с прославлением бога или царя, носит, безусловно, иронический характер (как и в 4,1). правду повергаете на землю. Т.е. преследование праведных людей и попрание самой праведности. Суд (справедливость) и правда (праведность) принципы жизни, угодные Господу (ср. 5,24; Ис. 5,7 ). 5 семизвездие. Плеяды. Галактическая туманность, в которую входят семь больших звезд, видимых невооруженным глазом в созвездии Тельца. Орион. Еврейское название этого созвездия, возможно, имело значение «глупец», в то время как в античной традиции Орион это «охотник». Плеяды и Орион фигурируют и в других местах Священного Писания в контексте прославления могущества и мудрости Творца ( Иов 9,9; 38,31 ). 5 обличающего... говорит правду. Речь идет о тех, кто обличает ложь и дает правдивые показания в суде. Израильтяне в своем злонравии дошли до того, что с ненавистью относились к таким людям. в воротах. Т.е. «в суде», так как городские ворота, представляющие собой широкий проход в городской стене с расположенными рядом помещениями, служили местом многих судебных разбирательств. 5 домы из тесаных камней. Постройка таких домов была делом очень дорогим в отличие от домов из глиняных кирпичей, в которых жило большинство людей (ср. Ис. 9,10 ). вы построите... но жить не будете... разведете... не будете пить. Это проклятие тщетностью, суть которого в том, что Господь сделает бесполезными все старания людей: прежде такое проклятие Он наслал на хананеев, теперь же пошлет на Свой собственный народ ( Втор. 6,10–12 и ком. к 5,16.17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине городе Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны. Монастырь, наше время Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам. За прошедший год как отмечается в отчете благочинного монастырей и подворий, в монастыре был проведен мелкий ремонт в помещениях некоторых зданий, также отштукатурены и побелены 2 здания снаружи. На месте старого фундамента из разобранных старых бревен и кирпича был построен скотный двор с молочной кухней, прачечной, погребом. Был отремонтирован деревянный забот, который летом подожгли неизвестные. Была пробурена скважина и проведена вода в трапезную и на скотный двор.

http://azbyka.ru/palomnik/Вышневолоцкий_...

Из этого дома я наблюдал крестные ходы вокруг Власьевской церкви и получал интересное зрелищное впечатление. Когда мы бывали у деда в доме и пили чай на террасе, то на другом берегу перед нами открывалась панорама Борисоглебского монастыря (древнейшего на Руси, основанного в 1038 году — А.Н.) . «Я попал в другой мир» Долго я канючил, просил отца: пойдем туда. Меня привлекали разнообразные постройки, и высокие, и низкие, и золоченые купола. И Введенская церковь, с луковкой позолоченной (сама она была красного цвета), и большая надвратная церковь образа Спаса Нерукотворного, и колоколенка, с золоченым куполом и большим шпилем, тоже золоченым. Я все время повторял: пойдем, пойдем, что там такое? И вот однажды в 1928 году отец предложил: сегодня мы с тобой прогуляемся туда. Мы вышли на берег прямо с Власьевской улицы, к перевозу (лодочные перевозчики жили на противоположном берегу, внизу под монастырем). Перевозчик нас перевез. Вдоль вала шла мощеная дорога, построенная на месте старого рва. И мы по этой мощеной дороге поднялись наверх, завернули на Старицкую улицу и со стороны Старицкой подошли к монастырским воротам около странноприимного корпуса. Ворота были заперты. В 1927 году оттуда уже выселили монахов. Но  монастырь по-прежнему принадлежал Церкви. В нем жил монах-сторож. Он открыл нам в воротах калитку с высоким порогом, и я, четырехлетний, с трудом перешагнул через него. У монаха на поясе, помню, висела связка ключей. Так что он был сторож и ключник, охранял обитель. Отец представился, сказал, что он сын Николая Ефремовича Андреева. Монах сразу же расплылся в улыбке: «А, Николай Ефремович! Память ему небесная, вечная память! Как же, как же, помним, помним». Он пустил нас на территорию, мы погуляли. Внутрь помещений не заходили, но снаружи все было исключительно прибрано. Высочайшего класса было благоустройство! Плиточные тротуары — из естественного камня. От святых врат из-под надвратной церкви к собору вел широкий тротуар. От собора, от его паперти к входу в настоятельский корпус, в Введенскую церковь — опять плиточный тротуар. Слева и справа от него стояли две то-ли часовни, то-ли беседочки по продаже свечей и икон, размалеванные, пестрые.

http://pravmir.ru/gorod-moego-detstva-to...

К концу XIX века в Сезёновском Иоанно-Казанском монастыре было три каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Святой Живоначальной Троицы и Рождества Христова. При Казанском храме, с западной стороны была пристроена трёхъярусная колокольня со шпилем. Сохранилась литография монастыря, выполненная в нач. ХХ столетия. У левого алтаря Троицкого храма находился колодезь, устроенный ещё старицей Дарией, по пророчеству Иоанна Сезёновского, что сей колодезь будет целительным. Обитель окружала кирпичная ограда с башенками и высокими арками въездных ворот. Согласно сведениям, на 1914 год в обители числилось 543 насельницы, проживавших в 112 келиях. Монастырь владел 685 десятинами 1200 саженями земли. Имелись свои поля, огороды, монастырский лес, два сада, мельница, силами сестёр вырыт пруд. В обители сёстры занимались рукоделием: вышивали церковные облачения, плели кружева, ткали ковры, сыскавшие славу даже в Санкт-Петербурге. В иконописной мастерской сёстры учились иконописи и технике золочения. Революция 1917 года стала началом разорения процветающей обители. В 1920 и 1922 годах с монашествующими были оформлены договоры аренды на монастырские церкви и постройки. Спустя некоторое время на территории пока действующего монастыря расположился по соседству, детский дом. В июне 1930 года Президиум исполкома Центрально-Чернозёмной области принял решение " о закрытии 2-х женских монастырей - Сезёновского Иоанно-Казанского и Троекуровского-Иларионовского в селе Троекурово Лебедянского района Елецкого округа, в связи с чем расторгнуть договор с верующими, после чего монастыри ликвидировать. Использовать здания для местных общественных нужд " . После этого постановления монастыри официально закрыли, монахинь выслали, имущество распродали с торгов. В июне 1932 года Казанская церковь с колокольней была варварски взорвана, монастырская ограда разобрана на кирпич. Местами сохранились только фрагменты южной стены и южные монастырские ворота, часть северной стены длиной около 50 метров и 110 метров восточной стены, Святой колодезь завалили мусором и землёй. Помещения Троицкого и Христорождественского храмов приспособили для хозяйственных нужд. Так, в большом Троицком соборе долгое время содержался скот, что привело храм в плачевное состояние. Предвидя это, сёстры обители заблаговременно вывезли мощи затворника Иоанна в село Мечнянка Ефремовского уезда Тульской губернии и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма.

http://sobory.ru/article/?object=04427

По просьбе Феодота Никитича Сергеева священник Дивеевского монастыря П. В. Яхонтов в присутствии игумении Марии и многих других лиц записал за ним в 1884 году 26 мая следующее: «Я, отставной поручик морской службы Ф. Н. Сергеев, получил исцеление от первоначальницы матери Александры таким образом: 21 декабря 1879 года со мной сделался сильный удар, так что я пришел в совершенно бессознательное состояние, был без движения и памяти. Призванный и меня пользовавший доктор г. Сердобска Александр Николаевич Черногубов прямо объявил моим домашним, что моей жизни осталось всего часа на два. Жена постаралась, по возможности, приготовить меня к переходу в иную, лучшую жизнь, но после причастия Св. Христовых Тайн вдруг совершенно сознательно представилось мне, что я нахожусь в Сарове, где никогда не бывал прежде, и, обходя св. ворота и церкви, кладу везде по три земных поклона. Дойдя до кельи о. Серафима и не видя никого в ней, я приложился к его портрету, поклонился трижды в землю и пошел на его источник. Приблизясь к источнику, увидел я живого батюшку Серафима наклоненным над ним и глядевшим в воду. Ходил я за батюшкой кругом источника и на каждой стороне сруба делал по три поклона, а затем о. Серафим ушел по направлению к ближней пустынке. Огорченный мыслью, что недостоин исцеления, я выпил немного воды из источника и пошел по тому же направлению. Немного пройдя, вижу я о. Серафима стоящим на камне, молящегося с воздетыми к небу руками. Немного вдали от него стояли молчальник Марк и иеродиакон Александр, как бы поджидающие его. И вот иеродиакон Александр говорит Марку: «Пойдем, о. Марко, старец-то, как видно, промолится долго!» Ушли они оба, а я, прождав еще довольно времени, подумал, что я совершенно недостоин по моим грехам получить его благословение, и хотел было уже уйти, как вдруг явственно услышал говорящий мне голос о. Серафима: «Ты еще будешь в Сарове, а теперь ступай скорее в Дивеево к матери Александре, она тебя исцелит!» Торопливо возвратясь в гостиницу, я сказал заведующему монаху: «О.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В период расцвета монастыря, в конце XIX века в его штате числились до 500 монахинь, не считая послушниц. Её посещали члены Императорской фамилии. У обители имелись свои сенокосы, угодья, пасека, сады. В монастыре так же писались иконы, был организован приют для девочек сирот. На начало ХХ века тут было построено 14 жилых корпусов, имелась своя мельница, об­ширный скотный двор и служебные постройки. И конечно храмы, которых было пять. Помимо двух названных, это освященный в 1880 году  великолепный Казанский собор, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским. По мнению специалистов – это один из красивейших храмов  России, где и хранилась явленная на источнике святыня. Так же имелся больничный храм пророка Ильи и вмч. Пантелеимона и домовая церковь в честь иконы Божией Матери Боголюбской с двумя приделами: святого Григория - просветителя Армении и Всех Святых. Уже после прославления в лике святых Кронштадтского пастыря, в старом игуменском корпусе был освящен шестой храм - в его честь. Военно-революционный парадокс После октябрьского переворота, монастырь не избежал разорения и поругания святынь, хотя его насельницы демонстрировали лояльность новой власти. Так, весной 1919 года, когда в городе начался голод,  монахини передали продовольственному комитету города 200 пудов квашеной капусты и 75 пудов муки, чем спасли многих горожан от смерти. В фонд помощи голодающим в 1922 году Казан­ский монастырь передал  658 тысяч рублей. Однако, это не спасло его от окончательного закрытия. Сначала там устроили  детскую коммуну, а с сентября 1922 года на территории монастыря разместилась воинская часть и монахинь просто выставили за ворота.  Новые «хозяева» вели себя, как варвары. Великолепный Казанский собор со снятыми куполами и крестами сначала использовали под клуб, а потом во­обще превратили в мусоросборник. Храм Андрониковской иконы стал складом. Колокольню Ефремовской церкви исполь­зовали, как водонапорную башню. Несколько десятков лет потоки воды текли по стенам, разрушая здание. В итоге она была доведена до аварийного состояния. Сады были вырублены, на месте монастырского кладбища устроен плац, а могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Воинствующее  безбожие торжествовало, но одержать победу, несмотря на все усилия не могло.

http://radonezh.ru/2020/01/06/v-volochyo...

За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще один странноприимный дом, а также кельи для проходящих послушание при этих домах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на реке Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями. В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 году в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем. В 1918 году монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х годов в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы Советской власти полностью были разрушены два монастырских храма – Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями. Возрождение обители началось в 1991 году, когда решением облисполкома Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. С 1993 года ведется поэтапная передача монастырских зданий.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

На досуге отобедай У Пожарского в Торжке, Жареных котлет отведай И отправься налегке. Возвращаясь к теме архитектурного облика города, сложно не упомянуть Спасо-Преображенский собор: путь любого человека на противоположную сторону Тверцы, ведущую к Новоторжскому монастырю и древней части города, проходит по мосту, который заканчивается этим шедевром, авторство которого приписывают самому Росси. Правда, очень тревожит, что всего в нескольких метрах от святыни постоянно проезжает тяжелый транспорт, который так сотрясает все вокруг с утра до вечера, что это может очень печально сказаться на самом соборе, который и так находится в аварийном состоянии. Этот памятник эпохи ампира был возведен во второй декаде XIX века, на месте разобранного в 1815-м году собора-предшественника 1364 года постройки. Сейчас на его территории находится подворье Нило-Столобенской пустыни. Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему      Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему – в 1038-м году боярин венгерского происхождения основал древнейшую из сохранившихся сегодня обителей Центральной России, став ее первым настоятелем. В XVI веке его мощи были обретены нетленными, после чего он был канонизирован как преподобный в Соборе Новгородских святых. Сохранилось множество чудес, связанных со святым Ефремом, особенно он заступался за Торжок в период Смутного времени. И сегодня этим мощам можно поклониться в монастыре, основанном этим святым.      Неизгладимое впечатление производит главный собор обители, заложенный на месте старого во время проезда Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок. Он был возведен в классических формах, под руководством гениального архитектора Николая Львова. Этот русский Палладио построил множество знаковых объектов русской классической архитектуры – здание Почтамта, Невские ворота Петропавловской крепости, Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха») в Петербурге, многочисленные храмы и усадьбы в Москве и по всей России, но прежде всего архитектор следовал своему главному принципу – «где родился, там и пригодился». Рожденный под Торжком, Львов больше всего шедевров возвел именно в этом городе и его окрестностях. Борисоглебский монастырь в 1925-м году был распущен, а на его территории на протяжении полувека находилась тюрьма строгого режима. Затем здесь размещался лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем – историко-этнографический музей.

http://pravoslavie.ru/133019.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010