Самому государю царю и Великому князю идти и стоять в Великом Новегороде для большово дела» 772 . Церковная деятельность митрополита Дионисия не получила должного освещения в исторической литературе. При нем, как считает Е.Е. Голубинский , была совершена канонизация преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; пам. 11 июня) 773 . В житии святого говорится, как Новгородский архиепископ Леонид (1571–1575), проезжая из Москвы Торжок, совершил молебен в монастыре преподобному, и затем ему были показаны мощи святого. «Вскоре же повелел написать писание о преподобном. И посылает в царствующий град Москву к благочестивому государю, царю и Великому князю Федору Иоанновичу, всея Руси самодержцу, и ко святейшему Дионисию, митрополиту Московскому и всея Руси, писание, как он пошел и видел мощи преподобного Ефрема чудотворца, никакому тлению неподверженные. Посланные же от архиепископа пришли в царствующий град Москву и отдали писание о преподобном царю и архиерею. Они же слышали и окрылились умом своим, словно парящие в небе орлы; и вскипели духовною любовию к преподобному. И повелели свидетельствовать о мощах преподобного Ефрема, и устроить подобающий праздник, месяца января в 28-й день» 774 . Однако, несовпадение дат, когда Владыки были на кафедрах, требует дополнительных изысканий в данном вопросе. Некоторые изменения произошли при митрополите Дионисии в чинопоследовании исповеди. «В образец покаяния кающегося вельможи были сделаны вставки, содержащие явные отсылки ко времени опричнины. Поскольку в этих вставках опричные репрессии осуждались, вряд ли они могли быть сделаны при жизни самого Ивана IV. Вероятнее, они появились в первые годы правления нового царя Федора, когда его приближенные стремились порвать связи с опричным прошлым: в 1585 г. Борис Федорович Годунов отдал в Иосифо-Волоколамский монастырь село Неверово как заупокойный вклад по казненном царском фаворите кн. Б.Д. Тулупове, из земель которого он в свое время и получил это село от Ивана Грозного. Скорее всего, именно тогда по инициативе митрополита Дионисия, связанного с родом Шуйских, в образец покаяния вельможи был внесен текст, в котором грешник признавался, что “по насеръдке дияволию ненавистью государю неповинного чем оговорих и по моему оговору государь их осу(дих) в темницу и на смерть и выдах вскоре на казнь смертную”. Особенного внимания заслуживает заключительная часть вставки: “Ох, мне, грешному, о лютее мне, окаянному, како мя земля не пожрет за моа окаянные дела и злые помыслы и неправедно государя в грех введох”. Не подлежит сомнению, что, дополняя покаянные формулы, митрополит хотел улучшить нравственную атмосферу в среде знати, деморализованной многолетними репрессиями» 775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

I. Части Св. мощей Главную, досточтимую и достопокланяемую святыню Воскресенской ризницы составляют: а) части Св. мощей разных Святых, и б) длань десные руки Св. мученицы Татианы. Сия святыня, ныне размещена по приличию, в двух киотах, за стеклом, поставленных на аналоях пред местными иконами в храме Воскресения Господня. а. На аналое , что против местной иконы Спасителя, в золоченом киоте, под стеклом, серебряная вызолоченная дска 84 пробы: в нее вложено 60 частей Св. мощей с надписью, а именно: 1) мощи от главы Св. Иоанна Предтечи, 2) Евангелиста Матфея, 3) Евангелиста Марка, 4) Св. Иакова Брата Господня, 5) Св. Андрея Первозванного, 6) Св. Апостола Варнавы , 7) Св. Апостола Тита, 8) Св. Апостола Наассона, 9) Св. Равноапостольной Марии Магдалины, 10) Св. мученицы Татианы (две кости), 11) Св. мученика Трифона, 12) Св., Архидиакона Евпла, 13) Св. Архидиакона Стефана, 14) Священномученика Петра Александрийского , 15) Священномученика Авивы, 16) Св. Девицы Феодоры, 17) Св. Анны, 18) Св. Григория Декаполита , 19) Св. Иоанна, 20) Св. Иоанна Бессребренника, 21) Св. Кира Бессребренника, 22) Св. Косьмы и Дамиана, 23) Св. Василия Анкирского, 24) Св. Косьмы иже от Аравии, 25) Св. Григория Епископа Селунского, 26) Св. Лазаря четверодневного, 27) Св. Иоанна Златоустог о, 28) Св. Благоверного Князя Георгия Владимирского, 29) Св. Благоверного Романа Князя Углицкого, 30) Благоверного Царя Константина, 31) Св. Симеона Сербского, 32) Св. Климента Анкирского, 33) Св. Александра Невского, 34) Григория Богослова , 35) Преподобного Саввы Сторожевского, 36) Моисея Архиепископа Новгородского, 37) Св. Григория Хозевита, 38) Св. Антония Великого , 39) Св. Ефрема Сирина , 40) Св. Григория Нисского , 41) Св. Ефрема Новоторжского. 42) Св. Пророка Даниила, 43) Св. Феодора Сикеота, 44) Св. Ефрема Суздальского, 45) Св. Евфимия Великого, 46) Св. Иоанна Дамаскина , 47) Св. Тихона Амафунтского, 48) Св. Иоанна Милостивого, 49) Св. Никиты, 50) Св. Пимена Великого , 51) Св. Василия Валикого, 52) Св. Михаила Малеина, 53) Св. Иоанна Новгородского, 54) Св. Епифания Кипрского , 55) Св. Антония Римлянина, 56) Пр. Ипатия Чудотворца, 57) Св. Василия Амасийского, 58) Св. Германа Архиепископа Казанского, 59) Св. Максима Блаженного, 60) Св. мученика Евгения. В дске сей весу 4 фунта 21½ золотник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1893 г. Тверской архиепископ Савва обратился в Св. Синод с ходатайством о внесении в Типикон, Следованную Псалтирь и другие богослужебные книги имён пр. Ефрема, и его ученика Аркадия. Это ходатайство Св. Синодом было передано на рассмотрение Владимирского Архиепископа Сергия, который дал отзыв не в пользу внесения имён пр. Ефрема и Аркадия в Богослужебные книги, и Св. Синод, определением своим от 19 февраля 1897 г. отклонил ходатайство Архиепископа Саввы и постановил: «оставить в силе существовавший доселе порядок чествования памяти пр. Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев». – Кроме печатной службы пр. Ефрему, отдельно изданной от службы пр. Аркадию, в Новоторжском Борисоглебском монастыре хранится ещё рукописная служба на обретение мощей его 11 июня. (К сожалению, рукопись весьма неисправна). 4  Феодор 1-й был 4-й Епископ, в ряду Тверских архипастырей, и был преемником Варсонофия 1-го. В святительский сан был посвящён Московским Митрополитом Феогностом. О жизни его до возведения во епископа не осталось никаких сведений. Некоторые думают, что он одно лицо с тем архимандритом Феодором, которого пред кончиной своей св. Пётр, Московский митрополит, желал сделать своим преемником по митрополии. Из этого факта видно, что архимандрит Феодор отличался благочестием и образованностью. Феодор 1-й поставлен был во Епископа в 1330 г. (или в 1329 г.). О жизни и деятельности этого святителя сохранилось немного сведений. Известно только, что он в 1338 г. встречал тело замученного в Орде Тверского князя Александра Михайловича и его сына Феодора. Святитель встретил тела этих страдальцев в Ростове и сопровождал до Твери и погребены были им в Тверском кафедральном соборе (на левой стороне у 2-го столба). Епископ Феодор скончался осенью 1342 г. (по Сентябрьскому, тогда принятому, летосчислению, а по нынешнему, Январскому, летосчислению, год его кончины следует отнести к 1341 г. Некоторые думают, что Новгородский архиепископ Василий (1352 г.) писал к этому святителю своё послание о земном рае (Прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

этого времени было выдвинуто предположение по поводу интерпретации шитой надписи («Сия полица положена бысть в церковь Святых великих новоявленных мученик Бориса и Глеба благоверным христолюбивым князем Егорьем Васильевичем») на палице (набедреннике), хранившейся в обители в XVII-XIX вв., как свидетельстве возможного вклада в мон-рь ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в 1148 г. ( Малыгин. 1990. С. 13-14). Такая интерпретация встретила возражения А. С. Преображенского, по мнению к-рого палица попала в Н. Б. м. лишь в нач. XVII в., а первоначально являлась вкладом сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича, в дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь ( Преображенский. 2010. С. 183-184, 187-188, 191-192, 194-195, 197-198). Однако подобная интерпретация сомнительна в связи с обозначением св. Бориса и Глеба в надписи «новоявленными». Самое позднее употребление этого термина по отношению к Борису и Глебу отмечено под 1327 г. в Софийской I (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 400) и Псковской III (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 90) летописях. Во 2-й пол. XV в. термин «новоявленные» по отношению к первым русским святым вряд ли мог быть применен. К кон. XII в. в Н. Б. м. возведен каменный храм. XIII-XIV века стали периодом разорений и упадка обители. Для реконструкции ее средневек. истории важными стали извлечение из позднего Жития прп. Ефрема и публикация «Повести о разорении Торжка» И. У. Будовницем ( Будовниц. 1960). Он убедительно доказал, что «Повесть...» написана между 1319 и 1372 гг. и включена в позднее Житие прп. Ефрема, чтобы разъяснить, почему ко времени написания Жития не сохранилось существовавшего когда-то более древнего Жития, из-за отсутствия к-рого составителю нового Жития приходилось получать сведения «от тоя обители от настоятеля, и от древних старец и от искусных людей града Торжка» (Там же. С. 40). В «Повести...» присутствуют свидетельства почитания Ефрема Новоторжского в XIV в.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Все эти обстоятельства привели к тому, что в дореволюционной историографии сосуществовали 2 полярные т. зр. о времени основания Н. Б. м. А. П. Ратшин, митр. Макарий (Булгаков), В. В. Зверинский, Н. П. Барсуков, Л. И. Денисов относили основание обители прп. Ефремом Новоторжским к 1-й пол. XI в. ( Малыгин. 2014. С. 413). Одновременно по поводу существования Н. Б. м. в XI в. скептически высказывались В. О. Ключевский, давший весьма резкую оценку главному источнику по ранней истории мон-ря («Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема» - см.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 335), и Е. Е. Голубинский, который, хотя и внес Н. Б. м. в список древнейших рус. мон-рей, тем не менее считал, что Ефрем Новоторжский жил «гораздо позднее первой половины XI в.» ( Голубинский. История РЦ. 1881. Т. 1. С. 637). В советской и новейшей российской историографии дискуссия о времени основания Н. Б. м. продолжилась. Издатели «Повести временных лет» под рук. Д. С. Лихачёва отметили учреждение мон-ря Ефремом «Новоторженином», указав, однако, не традиционный 1038, а 1030 г. (ПВЛ. С. 471). М. Н. Тихомиров считал, что «сказочность жития Ефрема доказывается уже тем, что Борис и Глеб не были канонизированы... когда Ефрем будто бы построил в их честь монастырь» ( Тихомиров. 1956. С. 386). Общепризнанной датой офиц. канонизации князей является 1072 г., хотя существуют т. зр. об их канонизации ок. 1050 г. ( Поппэ. 1996. Р. 477), во 2-й пол. 40-х гг. XI в. ( Назаренко А. В. Борис и Глеб//ПЭ. Т. 6. С. 49) и даже в 30-х гг. XI в. ( Ранчин. 2017. С. 478). Для разрешения вопроса об основании Н. Б. м. необходимо обратить внимание на 2 обстоятельства, касающиеся канонизации князей Бориса и Глеба и их почитания в Новгородской епархии, в состав к-рой до 1764 г. входил Торжок. Во-первых, имена св. князей не были включены в месяцеслов Остромирова Евангелия ( Парамонова. 2003. С. 252. Примеч. 117), переписанного для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. ( Янин. 2003. С. 70-71). Во-вторых, при офиц. канонизации князей в 1072 г. в Вышгороде не присутствовал Новгородский епископ (Древнерусские княжеские жития. С. 73-74). Отсутствие еп. Феодора на офиц. канонизации, вопреки мнению А. Поппе об отдаленности Новгорода от Вышгорода ( Поппэ. 1995. С. 46), следует объяснять тем, что в Новгородской епархии к этому времени князья-мученики уже почитались как святые.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

На одном из заседаний г. Саблер заявлял, что от Константинопольского патриарха получен ответ по вопросу о расторжении брака князя Горчакова. Сущность этого ответа, по словам В. К., заключается в том, что патриарх признает подлежащим своему заведыванию все те православные церкви, которые находятся вне пределов определенной православной епархии и, следовательно, не подлежат непосредственной юрисдикции местного епископа. Что и как будут отвечать на этот аргумент – не знаю. С делом о военном духовенстве придется мне еще повозиться. Синод поручил мне формулировать и его исправления на проект и составить от имени Синода объяснительную записку. Труд этот хотя и нелегкий, был бы для меня не неприятен, если бы все, что будет мною надумано и написано, не подвергнется переделке. Без уверенности в пользе труда тяжело и неспоро работать. Испрашивая молитв и архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства, имею честь пребыть».... 9­ числа, в 3 часа пополудни выехал я из Твери по направлению к г. Торжку для обычного обозрения церквей и для участия в празднестве Новоторжского Борисоглебского монастыря по случаю обнесения мощей преподобного Ефрема, основателя обители. Осмотревши на пути церковь в селе Медном, я прибыл в 8 ½ часов в Торжок и остановился в монастыре. 10 число. Утром обозрено было мною 10 городских церквей. В 2 часа пополудни начался благовест к малой вечерне, после которой, так ­же, как и в Калязинском монастыре, совершен был мною соборне с братиею молебен с акафистом преподобному Ефрему. В 6 часов всенощная с литиею и величанием. 11 число. День памяти обретения мощей (в 1571 г.) преподобного Ефрема. В 9 часов благовест к литургии. По прочтении часов, я встречал в монастырских вратах крестный ход со множеством икон из всех городских церквей. Затем началась литургия и после нее обнесение мощей преподобного Ефрема вокруг собора, при участии всего градского духовенства и при многотысячном стечении с разных сторон богомольцев. В празднестве этом принимал участие начальник губернии А. Н. Сомов. Процессия окончилась в половине второго часа пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Благочестивые христиане! Сегодня день преставления преп. отца нашего Ефрема. Вот уже 852 года прошло с тех пор, как он умер, но для его бессмертного духа, живущего теперь в небесном мире, в сонме праведных духов, пределов времени нет. Поэтому, он теперь с нами, как живой и слышит все, что мы ему говорим, о чем просим и молим, слышит и видит наши коленопреклонения, песнопения и молитвы, наши вздохи, слезы, душевную скорбь. У кого не найдется, что сказать преподобному? Грешника душат слезы раскаяния, больного, – телесные раны, обиженного, сироту, вдову, – каждого одолевают разные душевные скорби. Бедный плачет здесь о своей бедности; не весел приходит сюда и богатый; плачет и он; под богатой одеждой часто скрываются такие невидимые глазу муки, которых не залечит никакое золото. Как и прежде, у гроба преподобного, у его святых и нетленных мощей, собралось нас великое множество, так что тесно стало в храме Божием. Попрежнему, все мы и граждане, и православные христиане соседних селений, пришли сюда, чтобы прославить святого в день оставления им временной жизни и переселения в блаженную вечность. Попрежнему, мы несем преподобному свои просьбы, болезни, печали, нужду, молим об исцелении, избавлении от напастей. Но, братие, мы переживаем ныне такое время общей скорби, перед которой наши личные беды и напасти должны умолкнуть. Хоть на время, мы должны забыть о себе и поскорбеть преподобному о судьбах нашего общего отечества, несущего Божие наказание, войну с язычниками и что еще хуже, раздираемого внутренними междоусобиями. Мы можем быть уверены, что преп. Ефрем эту молитву нашу услышит больше, чем всякую другую. Припомним жизнь преподобного. Придя из Венгерской земли в Русскую, три св. брата Ефрем, Моисей и Георгий поступили на службу к великому князю Владимиру, а потом к сыну его, Ростовскому князю Борису. Время тогда для Русской земли было тяжелое. Так же, как и теперь, была война с язычниками, – соседями, то с печенегами, то половцами. Покоя ни князьям, ни народу не было. На беду еще, со смертью св. Владимира, не стало мира между князьями. Пошли междоусобицы и первыми жертвами междоусобной войны пали самые благочестивые, достойные князья, сыновья Владимира, Борис и Глеб. Их убили, а с ними убили и брата преп. Ефрема, – Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы (Смоленская область) от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется: в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости, его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец († 1053; память 28 января/10 февраля и 11/24 июня), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того, как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховье реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей в 1072 г.; общая память 2/15 мая). Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077 г.) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 гг. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июня (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спуд в каменном гробу, служившим раньше местом упокоения преподобного Ефрема. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Герман Аляскинский, равноапостол Алеутский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В монастырской книге записано 146 чудес, совершенных прп. Феодосием, и записывать последующие чудотворения уже давно перестали. Георгий, брат преподобного Ефрема Новоторжского Из жития преподобного Ефрема известно, что он вместе со своими братьями — преподобным Моисеем Угрином († ок. 1043; память 26 июля/8 августа) и святым Георгием Угрином — переселился на Русь из Венгрии. Все трое поступили на службу конюшими к святому князю Борису (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), сыну святого равноапостольного Владимира. Святой страстотерпец князь Борис был умерщвлен на реке Альте по приказанию князя Святополка Окаянного в 1015 году. Вместе с ним принял смерть от руки убийцы и верный его слуга Георгий Угрин. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Преподобному Моисею удалось спастись бегством, и он, впоследствии приняв монашество, поступил в Киево-Печерский монастырь. Прп. Ефрем горько плакал, прибыв на место убийства. Он нашел отсеченную главу своего брата Георгия и взял ее с собою. 28 января 1053 года прп. Ефрем отошел ко Господу. Тело его с подобающей честью, под пение скорбных псалмов было погребено в основанной им обители. И согласно завещанию преподобного, честная глава брата Георгия была положена в одну с ним гробницу. Ефрем Новоторжский, преподобный Преподобный Ефрем, как передает житие его, был родом венгр и доводился родным братом прп. Моисею Угрину († ок. 1043; память 26 июля/8 августа), а также Георгию, любимому и преданному отроку святого князя Бориса (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа). Оставив свое отечество, преподобный вместе с братьями поступил на службу к святому Борису. Когда 24 июля 1015 года князь был умерщвлен подосланными Святополком Окаянным убийцами, а родной брат прп. Ефрема Георгий обезглавлен ими ради золотой гривны, возложенной на него святым князем, прп. Ефрем, находившийся в то время в отсутствии, пришел на берег реки Альты и искал тело убитого брата. Но нашел он лишь одну главу Георгия и взял ее с тем, чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу. Вскоре после того преподобный оставил мир и поселился в уединенном месте на берегу реки Тверцы, недалеко от городка Торжка или от того места, где возник он. На свои средства преподобный Ефрем построил здесь странноприимный дом и принял на себя подвиг страннолюбия, распространенный среди благочестивых и нищелюбивых людей Древней Руси. Когда открыты были мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба и установлено им общецерковное празднование, в 1038 году преподобный построил храм во имя мучеников Христовых и при нем основал монастырь, в котором подвизался до глубокой старости. Скончался преподобный 28 января 1053 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Града Новоторжска Святыя 349. Преподобный Ефрем архимандрит Богрисоглебскаго монастыря, преставися в лето 6523 месяца генваря в 28 день Родные братья – Георгий, Моисей и Ефрем «пришли из Венгрии и поступили на службу к св. князю Борису». Георгий был любимым спутником Бориса. Когда подосланные злодеи убили св. страстотерпца, с ним вместе убит был и Георгий, прикывавший собою господина своего; злодеи отрубили ему голову, чтобы снять с шеи золотую гривну. Моисей после того поступил в Киево-Печерский монастырь (см. 63. Преп. Моисей Угрин). Ефрем пришел на берега Альты (вероятно из Ростова, где мог оставаться в отсутствие князя Бориса); ему хотелось отыскать тело любимого брата, но он обрел только главу его, которую узнил и по особенному признаку; он взял с собою дорогую главу и приняв (вероятно в Киеве или Переяславле) иночество, удалился от бурь суеты на берег р. Тверцы, в селение Новый-Торжок. Там построил он странноприимный дом и несколько лет усердно служил странникам. Когда открылись мощи св. князей Бориса и Глеба, преп. Ефрем построил в честь новоявленных мучеников каменный храм и при нем основал обитель иноческую. Веселясь духом, что в созданном им храме верующие молятся любимому князю его, прославленному Господом, он подвизался в посте и молитве и мирно почил в глубокой старости 28 января 1053 года. Мощи преп. Ефрема, обретенные в 1572 году, почивают открыто в соборной церкви Новоторжского Борисоглебского монастыря. При них нетленная глава брата его Георгия, которая, по завещанию преп. Ефрема, была положена с ним в могилу (Рассказы из Ист. Рус. Церк., стр. 16). Житие и чудеса, по указанию преосв. Филарета, описаны в 1572 году иеромонахом Юрьева монастыря Иоасафом («Обзор», стр. 223). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед, брада аки Николина, на главе схима, ризы преподобническия, в руках церковь » (Филимонов, стр. 58). 350. Преподобный Аркадий келейник его Блаж. ученик и келейник преп. Ефрема. Погребен в том же храме, где почивают мощи наставника его. Не канонизирован. 351. Преподобный Константин строитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010