В 1784 году императрица Екатерина II распорядилась выделить из казны 22 759 рублей ассигнациями (огромную по тем временам сумму) на строительство нового грандиозного собора во имя святых Бориса и Глеба. Она присутствовала при закладке храма 9 июня 1785 года и серебряными позолоченными мастерком и молотком заложила первый камень его фундамента. Автором проекта нового храма был выдающийся деятель русской культуры конца XVIII века уроженец Новоторжской земли Николай Александрович Львов, а иконы для соборного иконостаса написал тогда еще малоизвестный Владимир Лукич Боровиковский. В 1798 году Н.А. Львов выполнил чертеж новой серебряной раки для мощей преподобного Ефрема. При разборе старого здания собора в одном из его столпов были обнаружены деревянные богослужебные сосуды — дискос, лжица и два блюдца, а также подсвечники и посох. Все сочли найденные предметы принадлежащими Ефрему, они были оправлены серебром и хранились в монастырской ризнице. Ярким проявлением церковно-народного почитания преподобного Ефрема в Торжке был крестный ход 11 июня. В городе постепенно накапливалась память о нескольких знаменательных событиях, происходивших в разные времена в этот день: обретение мощей преподобного (1572), перенесение мощей в раку, пожертвованную Петром I (1690), перенесение мощей в Введенскую церковь из старого Борисоглебского собора перед началом его строительства, их перенесение обратно и освящение нового собора (1784, 1795, 1796). Крестный ход происходил следующим образом: совершив ранние Литургии, священники и церковнослужители всех городских церквей с хоругвями и иконами собирались в городской Спасо-Преображенский собор и далее под звон колоколов выдвигались к Борисоглебскому монастырю. В 1864 году настоятель монастыря архимандрит Антоний с братией, городским духовенством и всеми горожанами обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить обнесение раки с мощами преподобного Ефрема вокруг Борисоглебского собора по окончании в нем Божественной литургии после крестного хода. Они мотивировали необходимость этого тем, что «стечение народа бывает очень велико, так что не только в церкви, но и на улице вокруг собора бывает значительная теснота от богомольцев, жаждущих слушать церковное пение и видеть святую раку с нетленными мощами преподобного».

http://patriarchia.ru/db/text/5939499.ht...

В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск (февраль), 2015 г. Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 г., в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 г. всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп. Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

http://sobory.ru/article/?object=01139

Близ этой церкви находится другая – деревянная церковь построенная в 1653 г. В стенах тверда, но содержится, по небрежению причта и старосты, в крайнем запустении; стекла в окнах выбиты, и птицы свободно влетают в церковь , оставляя в ней следы своего пребывания между тем на престоле ничем непокрытом, лежит свящ. антиминс, без всякой надобности. За такую небрежность о святыне мною сделано местному священнику строгое замечание и антиминс велено перенесть в ту церковь, где совершается богослужение. 2) Благовещенская – стоит на высоком холме; церковь очень красивая по архитектуре и благолепная по внутреннему украшению. Настоятель, священник Н. Михайловский 93 , кандидат С.-Петербургской дух. академии, он же и смотритель Новоторжского Дух. училища. 3) Николаевская. Церковь благолепная, но в иконостасе усмотрены мною некоторые странные изображения. Так, на северной алтарной двери изображена лествица с означением по ступеням разных добродетелей и святых Иоанна Лествичника Ефрема Новоторжского и других. Это, как мне объяснил свящ. Аниханов, выдумка предшественника его, умершего священника Ник Рязанцева. 4) Власиевская. В ней существуют два престола в честь одного и того же священномученика Власия; непонятная странность!.... 5) Дмитриевская. В ней сохранились от прежних времен два сосуда, звездица, лжица, ковш и дарохранительница – оловяные. Священнику А. Соколову сделано замечание за то, что не все частицы запасных св. Даров напаяны св. Кровью. 6) Василиевская. Настоятель протоиерей А. Митропольский 94 глубокий старец, 81 года, но еще довольно бодр. В алтаре, между церковными документами, хранятся открыто банковые билеты, принадлежащие причту; крайняя неосторожность!... 7) Ильинская. При сей церкви имеется довольно значительная библиотека, состоящая более, нежели из 200 томов сочинений разного, преимущественно духовно-нравственного содержания. Такою библиотекой церковь обязана заботливости настоятеля, священника Дм. Соколова 95 , который состоит законоучителем при Учительской Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Благовещенская церковь, более известная под названием Архангельской, расположена на высоком холме. Местоположение церкви весьма красивое, величественный по архитектуре храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называемой Благовещенскою или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила. Главным ориентиром для всех гостей города служат лазоревые купола Благовещенского храма, который в народе по одному из приделов называют Михайловским, а иногда, по старой памяти, и просто «действующим». Это был последний закрывшийся в 1930-е годы храм Торжка и первый открывшийся в городе сразу после войны. Поэтому именно здесь обрела временное пристанище после закрытия Борисоглебского монастыря серебряная 16-килограммовая рака с мощами преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских. В 1936 году, когда и в Благовещенском храме перестала звучать молитва, святыня была утрачена. В этом же храме короткое время пребывали и тоже были утрачены мощи праведной мученицы, убитой в начале XV века, Иулиании Новоторжской (Вяземской), которые были перенесены из закрытого богоборческой властью Спасо−Преображенского собора. Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения — 6 апреля 1946 года. Но сам храм был открыт раньше, сохранился снимок крестного хода в Ефремов день, 24 июня 1945 года, выходящего из Михаило-Архангельской церкви, торжокского фотографа П.Ф. Добрынина. До 1995 года Михаило-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке. Безусловной доминантой Торжка является величественный архитектурный ансамбль Спасо−Преображенского собора и Входоиерусалимской церкви, которые украшают набережную. Первое упоминание о Преображенском храме относится к 1163 году. В нынешнем виде он был воссоздан архитектором К. Росси в 1822 году. Находившиеся здесь (1406-1930 гг.) мощи св. Иулиании Новоторжской утеряны. С 2018 г. храм является подворьем Нило-Столобенской пустыни. В соборе ведется реставрация.

http://patriarchia.ru/db/text/5475269.ht...

Тысяцкое. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь. Не действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1763. Адрес: Россия, Тверская область, Кувшиновский район, с. Тысяцкое Координаты: 57.01597, 34.245076 Проезд:От города Кувшиново ехать в сторону города Торжок по А3 примерно 2 км, свернуть на Тысяцкое Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Тысяцкое - это старинное село Кувшиновского района, расположенное в 4 километрах к юго-востоку от города Кувшиново. Здесь сохранилась часть усадебного комплекса XVIII-XIX вв., в состав которого входит каменная церковь Смеленской иконы Божией Матери, сооруженная в1763 г. тщанием помещика Афанасия Никитина Тыртова. По клировой ведомости 1810 г. Новоторжского уезда села Тысяцкого, «в нем церковь во. имя Смоленской Пресвятой Богородицы, с приделом великомученика Иоанна Воина, каменная, в твердости, утварью довольна, при ней пашенной и сенокосной земли отмежевано 36 десятин», «при оной церкви опись утвари церковной и приходо-расходные книги имеются». От епархиального города Твери церковь стояла в 100 верстах, а от уездного города Торжка - в 40 верстах. Штат служителей включал священника Гавриила Иванова, дьячка Петра Львова и пономаря Михаила Лукина. В приход входило 132 двора (в них «душ мужского пола - 455, женского - 492»): дворовых и крестьян пемещика Сергия Афанасьева Тыртова в селе Тысяцком, в сельце Егорье (в 3 верстах) и в деревне Малашево (в 1 версте); крестьян княжны Елены Федороровны Мещерской в деревнях: Хвошня (в 1 версте), Страхини (в 3 верстах) и Сафонтьево (в 5 верстах); крестьян помещика Александра Васильева Хрыпунова в сельце Ильино (в 5 верстах); дворовых, крестьян и самого помещика Николая Васильева Безобразова в сельце Пепелиха (в 5 верстах); крестьян вотчины Александра Николаева Безобразова в сельце Жеребцово (в 2 верстах). Никаких препятствий «в проходе в вышеописанные селения» не было. В 1884 г. «на церковную кошельковую сумму и с помощью прихожан» церковь была «распространена»: устроены два придела: правый - Иоанна Воина и Ефрема Новоторжского, левый - святителя Николая и Нила Столобенского. Ближайшие церкви были в погосте Чурилове (в 6 верстах), селах Сурушине (в 5 верстах), Каменском (в 5 верстах) и Новом (в 4 верстах). Одна часовня была в деревне Егорье, деревянная, «возобновленная в 1902 г.», вторая - во. имя св. Георгия - «в память того, что на сем месте в давние времена была деревянная церковь».

http://sobory.ru/article/?object=35288

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Вязьме прошли I Аркадиевские чтения 29.12.2009 В актовом зале здания администрации города Вязьма состоялись I ежегодные Аркадиевские чтения «Преподобный Аркадий Вяземский . Его роль в истории города Вязьма». Чтения организованы по инициативе Вяземского благочиния, Администрации МО «Вяземский район» и администрацией Вяземского городского поселения. В работе форума приняли участие священники Вяземского и Сафоновского благочиний, монахини Иоанно-Предтеченского монастыря, представители районной и городской администраций, преподаватели и учащиеся школ, краеведы, прихожане Вяземских храмов (более 150 человек). С приветственным словом перед началом чтений к собравшимися обратился благочинный Вяземского округа священник Валерий Калинин. Он поздравил участников с этим важным для города событием, поблагодарил всех, кто принял участие в организации этой встречи. Затем прозвучали доклады и выступления, посвященные житию, чудесам преподобного Аркадия, истории Аркадиевского монастыря. Преподаватели рассказали о своей работе с учащимися по теме «Святые Вяземской земли». После завершения работы чтений состоялся круглый стол, на котором организаторы подвели итоги встречи и обсудили некоторые предложения, высказанные участниками. В заключение собравшиеся приняли несколько решений, среди которых - написать в редакцию издания «Православная энциклопедия» письмо-замечание по поводу ошибочной статьи о святом преподобном Аркадии Вяземском. Также было принято решение о совершении ежегодного крестного хода в день памяти преподобного Аркадия от Свято-Троицкого собора к месту его молитвенных подвигов у бывшего Аркадиевского монастыря и проведении ряда мероприятий, посвященных тематике чтений в учебных заведениях города и района. На следующий день 26 декабря - в этот день Православная Церковь отмечает память преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца и его ученика Ефрема Новоторжского (согласно житию, преподобный скончался 13/26 декабря 1077 года в Новоторжском Борисоглебском монастыре) - в кафедральном Троицком соборе города Вязьмы была совершена Божественная литургия. В соборном служении приняли участие благочинный Вяземского округа иерей Валерий Калинин и священники из храмов Вязьмы, Сычевки, Хмелиты и Шуйского. На богослужении в Троицком соборе молились прихожане, многие участники и гости историко-краеведческой конференции - Первых Аркадиевских чтений.

http://drevo-info.ru/news/7692.html

28. Суббота. Прп. Ефрема Сирина. Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского. Прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Феодосия Тотемского. Служба прп. Ефрема Сирина шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Смысленно мятежных жития отступив...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Иже земныя сласти...», 3-й: «Святым мучеником...», 4-й: «Лицы мученичестии...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Пророчески омакая...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Свеще неугасимая...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – седален преподобного, глас 5-й (дважды) . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен преподобного. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-10/

Мощи св. Феодора перенесены из Херсониса Акритова в Царьград, и положены в одном месте с мощами св. Платона, дяди его, и св. Иосифа, брата, при патриархе Мефодии в 845 г. – Св. Иосиф страдал при иконоборцах, и скончался в изгнании около 825 года Пролог. (Or. Chr. t. II. с. 43). Память преп. Феодора 11 ноября, Иосифа в Мес. В. 14 июля. 27 Перенесение мощей св. отца нашего Иоанна Златоустог о. В 138 году, в царствование Феодосия Младшего, при патриархе Прокле, из Коман в Царьград. Чет. Минея от достоверных повествователей церковных. (Morcelli Kal. CPlit. тот. II. p. 41). Мес. В. Март. Р. Память Златоустого 14 сент. Празднуется 13 ноября. В Соборе трех Святителей 30 янв. В службе канон Иосифа. 28 Преп. Ефрема Сирина . Диакон, по другим – пресвитер, Едесской церкви, ученик преп. Иакова Писивийского, Сирский пророк, сконч. 378 г. «Муж скудобрад, мал имущ кукуль, черноризец». Пролог. Чет. Минея из разных писателей. (Vita Metaphrastea ар. Surium 1 febr. Fabr. VIII. 217. Жизнь св. Ефрема Сирина в Прибавлениях к Творениям О. Ц. 1848. ч. VII стр. 24) Март. Р. 1 февр. Мес. В. В службе канон Феофана. Преп. Палладия пустынника. Современник и друг Симеона Ветхого (20 янв.), подвизавшийся близ селения Пимы, неподалеку от Антиохии, прест. в конце 4 века. Пролог. (Act SS. ian. II. р. 841. по Феодоритовой Боголюб. Ист. гл. 17). Преп. Ефрема евнуха, инока Печерского, епископа Переяславского. Преставился в 1105 году. Чет. Минея из Патерика Печерского. Преп. Ефрема, архимандрита Борисоглебского Новоторжского монастыря. Преставился в XI веке. Чет. Минея. Преп. Феодосия Тотемского, Спасосуморина монастыря начальника и основателя. Преставился в 1568 году. Мощи его обретены 2 сентября 1797 года. Словарь Ист. о Свв. Р. Ц. 29 Перенесение мощей св. священномученика Игнатия Богоносца . Перенесены из Рима в Антиохию, в царствование Траяна, сопутствовавшими ему в Рим христианами, около 108 или 117 г. Чет. Минея. (Morcelli Kal. CPlit. тот. II. p. 45) Мес. В. Память Святого 20 дек. В службе канон Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В Старице существует духовное училище. Оно помещается в стенах монастыря. Предположено устроить для —59— 1879 г. него особое помещение вне монастыря, но скоро ли это предположение осуществится, неизвестно. 22-го ч., после ранней литургии, напившись чаю, я оставил Старицу и отправился обратно в Торжок, куда и прибыл в 12 часов дня. Послеобеденные часы 22-го числа и весь день 23-го числа, употреблены были мной на обозрение многочисленных храмов г. Торжка. Вот что особенного замечено было мной в некоторых из сих храмов. 1) В Вознесенской ближайшей к монастырю церкви всё блестит золотом, но библиотека церковная весьма скудна. Близ этой церкви находится другая – деревянная церковь , построенная в 1653 г. В стенах тверда, но содержится, по небрежению причта и старосты, в крайнем запустении; стёкла в окнах выбиты, и птицы свободно влетают в церковь , оставляя в ней следы своего пребывания, между тем на престоле, ничем непокрытом, лежит свящ. антиминс, без всякой надобности. За такую небрежность о святыне мной сделано местному священнику строгое замечание и антиминс велено перенести в ту церковь, где совершается богослужение. 2) Благовещенская – стоит на высоком холме; церковь очень красивая по архитектуре и благолепная по внутреннему украшению. Настоятель, священник Н. Михайловский 1313 , кандидат С.-Петербургской дух. академии, он же и смотритель Новоторжского дух. училища. 3) Николаевская. Церковь благолепная, но в иконостасе усмотрены мной некоторые странные изображения. Так, на северной алтарной двери изображена лествица с означением по ступеням разных добродетелей и святых Иоанна Лествичника , Ефрема Новоторжского и других. Это, как мне объяснил свящ. Аниханов, выдумка предшественника его, умершего священника Ник. Рязанцева. 4) Власьевская. В ней существуют два престола в честь одного и того же священномученика Власия; непонятная странность!.. 5) Дмитриевская. В ней сохранились от прежних времён два сосуда, звездица, лжица, ковш и дарохранитель- —60— 1879 г. ница – оловянные. Священнику А. Соколову сделано замечание за то, что не все частицы запасных св. Даров напаяны св. Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На площади Новоторжского монастыря, у Борисоглебского собора обители, под открытым небом сонм архиереев совершил праздничную Божественную литургию. Возглавил богослужение митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Ему сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Виктор (Олейник), архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Бежецкий и Удомельский Филарет, епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Тарский и Тюкалинский Петр, епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий, епископ Джакартский Питирим, секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), и.о. настоятеля Борисоглебского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), духовенство Тверской, Бежецкой, Смоленской, Пятигорской епархий. На праздничном богослужении молились игумении женских монастырей Тверской епархии, гости и многочисленные паломники. Участниками торжеств стали губернатор Тверской области Игорь Руденя, сенатор Совета Федерации ФС РФ Андрей Епишин, депутаты Государственной Думы ФС РФ Сергей Веремеенко и Юлия Саранова, председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев, главы муниципальных образований региона, жители и гости Верхневолжья. Участие в торжествах приняли около 5 тысяч верующих со всей России. Прямая трансляция богослужения и мероприятия прошла на федеральных и областных телеканалах «Союз», «Спас», «Россия-24 Тверь», «Тверской проспект — Регион». Во время причастия духовенства благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев произнес проповедь. По заамвонной молитве было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобного Ефрема Новоторжского. По окончании Литургии было зачитано поздравление полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголева. Митрополит Амвросий обратился со словом к гостям праздника. Участников торжеств приветствовал губернатор Тверской области И.М. Руденя. Затем состоялась церемония награждения победителей областного конкурса детского изобразительного творчества «Преподобный Ефрем Новоторжский — святой покровитель Торжка». Участие в конкурсе принимали ученики художественных отделений детских школ искусств, образовательных организаций и культурно-досуговых учреждений Тверской области в возрасте от 5 до 17 лет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5939936...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010