Введение. Понятие о церкви и определение задачи сочинения Понятие, означаемое словом « церковь », весьма растяжимо. Не говоря о том несобственном, переносном, которое подразумевается, когда говорят: «пойду в церковь », и взятое в собственном смысле, это слово заключает в себе несколько различных представлений. В самом широком смысле им обозначают, совокупность всех свободно разумных существ, не только верующих христиан, но и мир ангельский, мир всех святых небожителей. Действительно все разумно свободные существа, как творение Божие, для Бога составляют один нераздельный мир или одну Церковь , члены которой различаются лишь условиями жизни и степенями своего приближения к Богу. Жизнь разумных существ на нашей планете есть временная, даже очень кратковременная жизнь, отходя от которой, верующие уже причисляются к небожителям и по образу новой жизни в новых условиях становятся «равны ангелам» (σγγελο εσι, Лук.20:36 ) 1 . Но говоря собственно о Церкви Христовой, мы исключаем из нее не подлежащий искуплению мир ангельский и разумеем только верующих, искупленных кровью единородного Сына Божия ( Деян.20:28 ). Об этой именно Церкви говорит апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь (τν κκλησαν) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна или порока»... ( Ефес.5:25–27 ). И Сам Христос Спаситель, употребляя слово церковь ( κκλησα), разумел именно общество верующих в Него людей. «Создам Церковь Мою (μο τν κκλησαν) и врата ада (т. е. все зло этого мира, – соблазны, страсти, внешние преследования, а также смерть и власть дьявола в собственном смысле) не одолеют ее» ( Мф.16:18 ; ср. 18:17). А так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ), то Церковь Христову составляют не только все верующие, живущие в данное время на земле и стремящиеся к христианскому спасению, но и все наши братья во Христе, почившие в вере и покаянии, и даже ветхозаветные праведники, начиная с Адама, нашедшие себе вечное упокоение в Боге. Однако в отношении образа жизни мы разделяем эту Церковь на две половины: на «воинствующую» земную и «торжествующую» небесную. Как такая, Церковь собственно опять превращается в Церковь, взятую в указанном широком смысле. Ибо отошедшие от этого мира уже на самом деле «приступили к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов» ( Евр.12:22–23 ) и таким образом сочетались с миром ангельским. Великое искупление кровью Христа Спасителя это и иметь в виду, т. е. «все небесное и земное соединить под главою Христом» и следоват. создать одну Церковь, «которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем» ( Ефес.1:5–10, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

“Время плакать, и время смеяться; Время сетовать, и время плясать” Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 17-я Протоиерей Олег Стеняев Прошлый раз мы беседовали о смерти и погребении праматери Господа Иисуса Христа Сарры, теперь мы переходим к радостному и веселому моменту в библейском повествовании: это история о сватовстве – 24я глава Книги Бытия. И действительно, Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1); и еще: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 4–5). С другой стороны, это мистический образ единения Христа-Жениха с Церковью-Невестою! Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 27). Семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы Блаженный Феофилакт восклицает: «Не просто чистой, но славною! И так как Христос – источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога» . – То есть в понимании древних христианских экзегетов для верующих мужчин и женщин вся система взаимоотношений Христа с Церковью – это и есть икона взаимоотношений мужа и жены. Читаем: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25); и еще: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 29). И более того, сама семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы, нарекая домашнюю их церковь (Рим. 16, 4), приветствуя и отдельных христиан с домашнею их церковью (1 Кор. 16, 19). Блаженный Августин стремление к брачным узам в ветхозаветные времена напрямую связывал с могущим тогда у них родиться Христом (Мессией), этим оправдывая и объясняя такую приверженность брачному союзу: «Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 5), можно понять как разделение на то (т.е. ветхозаветное – О.С.) и нынешнее (т.е. новозаветное – О.С.) время; то время было временем обнимать, а это – время уклоняться от объятий» .

http://pravoslavie.ru/110108.html

Воздушные мытарства. Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» Цикл «Путь всей земли». Беседа 21-я Протоиерей Олег Стеняев «После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей , где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от православной веры, недоверие к истинному учению, сомнения в вере, кощунство и тому подобное. Это мытарство я прошла без остановки, и мы были уже недалеко от врат небесных». Слова: «После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей » – не представляются случайными. Блуд и ересь – есть понятия достаточно близкие (об этом мы говорили и при обсуждении 18-го мытарства). Они относятся к одной категории поступков. Писание учит: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси (Гал. 5, 19–20). Как мы видим из данного текста, «дела плоти» подразделяются на те, которые связаны непосредственно с деятельностью тела: «прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри» – и те, которые проистекают из человеческого сознания: «идолослужение, волшебство, разногласия, соблазны, ереси» . И, более того, само язычество (идолопоклонство) понимается Писанием как род некоего духовного блуда (как извращенность души и духа). Сказано: и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним (Втор. 31, 16). Неверность Божьему Завету – есть начало духовного блуда. И блудно поступает всякий идолопоклонник, поклоняясь огню, камню, дереву, небу или земле. Блудит и безответственный экуменист, входя в молитвенное общение с еретиками и раскольниками. «Блудная церковь» – есть «церковь» (или христианское сообщество), не сохранившая своей вероучительной (девственной) чистоты. Неверность Божьему Завету – есть начало духовного блуда Следовательно, мы всегда должны оберегать целомудрие нашей православной веры и не само-растлевать ее богословскими нововведениями и всякими чуждыми для ее девственного исповедания идеями. … как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 25–27).

http://pravoslavie.ru/108774.html

5. Что есть епископ? Епископ (πσκοπος) собственно значит надзиратель, от греческого глагола πισκοπεν – надзирать, надсматривать. Епископы установлены Самим Господом Иисусом Христом, и составляют в созданной Им церкви первую или высшую, после св. апостолов, степень церковной иерархии. Ибо: 1) Хотя первые епископы (кроме ап. Иакова) в свое время рукоположены для Христовой церкви не Самим Иисусом Христом, а св. апостолами, однако ж св. апостолы никогда не присвояли установления епископской степени самим себе. Напротив, когда в Св. Писании Нового Завета где-нибудь говорится о постановлении (посвящении, рукоположении) епископов, то постановление их приписывается Св. Духу, а установление – Богу Отцу или Иисусу Христу. Так св. ап. Павел, давая в Ефесе наставление тамошним епископам, учит: «Внимайте... себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); в послании к Ефесеям он говорит, что пастырей и учителей так же, как и апостолов, дал есть Христос: «И той (Христос) дал есть овы... апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители» ( Еф. 4:11 ); в послании к Коринфянам упоминая о них же, он сказывает, что »положи (установил) их Бог " ( 1Кор. 12:28 ). 2) Так это дело разумела вся древнейшая истинно православная церковь . Св. священномуч. Климент Римский говорит, что епископы поставлены апостолами по повелению Иисуса Христа (на 1-е посл. к Коринф.). Св. Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам называет епископов, так как и две низшие степени, «Вчиненными волею Бога Отца через Господа Иисуса Христа» (к Филадельфийцам, лист. 25). То же в послан. к Ефесеям, именно: «Потщитеся, возлюбленнии, повиноватися епископу и пресвитером и диаконом: иже бо сим повинуется, слушает Христа, учредившего их» (к Ефес. лист. 48 на обор.). Св. священномученик Киприан в послании к «падшим» пишет: «Господь наш, установляя достоинство епископа и образ Своей церкви, сказал в Евангелии Петру: «ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей: и дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» ( Мф. 16:18, 19 ). С того времени преемственно продолжается поставление епископов» (св. Киприана послан. 27 к падшим).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Против Манихеев и других нечестивцев, отвергающих домостроительство Слова:   Нас ради человек .   Павел: «вся бо вас ради» (2 Кор. 4:15). «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31)? «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). «Понеже... дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2:14).   И нашего ради спасения .   Исаия: «не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их» (Ис. 63:9). Петр: «о Немже спасении взыскаша» (1 Петр. 1:10). В Евангелии: «не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир» (Иоан. 12:47). «Да спасется Им мир» (Иоан. 3:17). «Яко спасение от Иудей есть» (Иоан. 4:22). «Сей есть Спаситель мира Христос» (Лук. 2:11).   Пророчественно против Нестория и других нечестивцев, не исповедающих воплощения Бога Слова и богохульно говорящих, что Он явился призрачно:   Сшедшего с небес .   Апостол: «сшедый, Той есть и восшедый» (Ефес. 4:10). В Евангелии: «яко снидох с небесе» (Иоан. 6:38). Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха» (Рим. 8:3).   Против еретиков, пустословящих, что Слово восприяло иное, а не одинаковое с нами тело:   И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы .   Исаия: «се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7:14). В Евангелии: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лук. 1:34)? «Не бойся, Мариамь. Се зачнеши во чреве и родиши Сына... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лук. 1:30—31, 35). Иосифу (Ангел): «Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Матф. 1:20). «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1:25). Павел: «посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от Жены» (Гал. 4:4). В Евангелии: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14).   Против Аполлинария, называвшего человеческое естество (Христа) чуждым ума; против Евтихия, Диоскора, а также Севера и прочих безумцев, пустословивших, что Слово Божие и по воплощении имеет одно естество, равно как против Пирра и других монофелитов:   И вочеловечшася .   Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6—7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27—28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

11–12. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным. (Се бо Господь слышано сотвори до последних земли: рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицом своим. И прозовет я люди святы, избавлены Господом: ты же прозовешися взыскан град и не оставлен). Господь освобождает, собирает и ведет свой народ из Вавилона на Сион, главным образом, ради того, чтобы он встретил и принял Спасителя своего. «Вот, восклицает Пророк, Господь объявляет во всеуслышание до последних пределов земли (как обыкновенно объявлялись распоряжения и разные известия от имени царей): скажите дщери Сиона (т.е. Иерусалиму); грядет Спаситель твой, имеющий с собою награду для сынов Сиона, за страдание и терпение их в плену, и имеющий пред Собой дело свое, а именно – спасение Израиля для вечного блаженства (ст.1; гл.40:1–2,5,8–10,27). А когда Господь придет и совершит дело спасения сынов Сиона, то их будут называть «святыми», «искупленными» Самим Господом; а Иерусалим – городом «взысканным» и «не оставленным» Богом. Радостное событие, торжественное пришествие Самого Господа Спасителя на Сион совершилось в последние дни Его земной жизни, за шесть дней до Его Крестной Смерти, которая, как величайшая и святейшая жертва, искупила мир от греха и даровала истинным сынам Нового Сиона, окропленным кровью Иисуса Христа, действительное имя святых, ибо они составляют с Ним единое тело ( Ефес.1:1–8,22–23; 2:13,19–22; 4:11–12,30; 5:25–27 ). Читать далее Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Называется гора сия Господнею, потому что Господь обитает в Церкви благодатно и таинственно, по Своему обетованию: се Азя с вами есмь во вся дни до скончания века, или: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; называется местом святым, потому что Церковь свята и непорочна, не имущая скверны или порока, или нечто от таковых ( Ефес.5:27 ), и всяко скверно не имать внити в ню ( Апок.21:27 ). И так, кто же может взойти на эту гору высокую, на земле водружённую, но до небес досязающую, и не столько земную, сколько Небесную? Неповинен рукама, отвечает Пророк, и чист сердцем,иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему ( Пс.23:4 ). Т. е., кто ни в делах, ни в словах, ни в самых помыслах своих не допускает ничего противозаконного или порочного, потому что руками делаем, а сердцем помышляем; кто свободен от пристрастия к миру и любостяжания, и потому имени Божия не призывает напрасно и ближнего своего ложною клятвою не обманывает, так как напрасное призывание имени Божия и лживые для обмана ближнего клятвы случаются большею чаетию в своекорыстных наших друг с другом сделках, по пристрастно к суетным благам мipa сего. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего ( Пс.23:5 ). В сих словах и в непосредственно за ними следующих Пророк показывает добрый плод от добрых дел, о которых говорил выше, т. е., кто имеет руки от беззаконных дел свободные, сердце от порочных помыслов чистое, душу к тленным благам мipckuм непристрастную и язык к суетной и ложной клятве непривычный и неспособный, тот, по словам Пророка, приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. В чём же состоит это благословение Господне и эта милость Божия? Сколь они благоплодны и обильны дарами, в них заключающимися, и как высоки, изящны и многоценны дары сии? Какое неизъяснимое наслаждение и несказанное блаженство доставляют они тем, которые удостоятся получить их? Это объявляет нам Судия живых и мертвых – Христос Господь, когда, в последний день суда Своего, стоящим одесную страну обещает сказать: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Апостола Иоанна Церковь называет Апостолом любви, потому что он более всех других Учеников Христовых воспламенился от любви Божией, Господней, и, подобно огнеобразным Серафимам, которые ближе всего предстоят престолу Господа Вседержителя, пламенея к Творцу любовью, не знающей покоя ни днем, ни ночью; подобно им и Апостол Иоанн на Тайной Вечери, на последней прощальной Вечери любви Спасителя со Своими учениками и друзьями, как их назвал Господь на этой Вечери, удостоился ближайшего возлежания у груди Сына Божия, у Самого сердца Спасителя. И который, когда Господь, возмутившись духом, засвидетельствовал, что один из них предаст Его, припав к груди Спасителя, спросил: " Кто это? " (Иоан. 13:25), и получил ответ. Но, не только на Тайной Вечери Апостол Иоанн был столь близок к Своему Божественному Учителю и Спасителю. Он, единственный из всех Апостолов, разбежавшихся, объятых страхом при взятии иудеями Господа Иисуса Христа, стоял вместе с Пречистой Матерью Его у Самого Креста с Распятым Спасителем, среди всего ужаса и отчаяния происходившего. И Господь, Распятый, в ужасных телесных и душевных муках, перед самой Своей смертью одаривает Своего любимого ученика еще одной милостью, и всыновляет Его своей Пречистой Матери: " Жено! се, сын Твой " , - говорит Он Ей. " Потом говорит ученику: Се, Матерь твоя! " (Иоан. 19:26-27). И с этого времени Апостол Иоанн взял Пресвятую Богородицу к себе в дом, и, как любящий сын, заботился о Ней, и служил Ей до самого Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. И только после Ее блаженного Успения Апостол Иоанн стал проповедовать вне Иудеи. По выпавшему ему жребию, Апостол Иоанн направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. И здесь замечается та особенность любимого ученика Христова, что он оказался верен своему жребию, и, избрав себе одну определенную область, всю энергию своего ревностного о славе Божией духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить Спасительную Веру в Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1930...

В 1Кор.2:11 мы читаем, что Святой Дух знает мысли Бога. Как может Дух «знать» что-либо о Боге, если у Него нет разума? Сила ничего знать не может. Мыслительный процесс без разума невозможен. По словам Павла, Бог Отец «знает, какая мысль у Духа» ( Рим.8:27 , курсив автора). В известном лексиконе Арндта и Джингриха указывается, что слово, переведенное как «мысль», означает «способ мышления, разум, цель, стремление, усилие» 442 . Сила не обладает «способом мышления, разумом, целью, стремлениями» и не способна на «усилие». Святой Дух обладает чувствами. Например, в Еф.4:30 Павел предостерегает: «...не оскорбляйте Святого Духа Божия...» Оскорбление нужно почувствовать, а сила чувствами не обладает. Святой Дух чувствует Себя оскорбленным, когда верующие совершают грех . Послание к ефесянам относит к числу таких грехов ложь ( Еф.4:25 ), гнев ( Еф.4:26 ), воровство ( Еф.4:28 ), лень ( Еф.4:28 ) и злоречие ( Еф.4:29 ). В качестве иллюстрации давайте заметим, что коринфские верующие огорчились, получив от апостола Павла суровое послание ( 2Кор.2:2, 5 ). Здесь употреблен тот же греческий глагол, что и в Ефес.4:30 (где он переведен словом «оскорбляйте»). Святой Дух может чувствовать огорчение и оскорбление точно так же, как коринфские верующие. Святой Дух обладает волей. В 1Кор.12:11 мы читаем, что Святой Дух распределяет духовные дары «каждому особо, как Ему угодно» (курсив автора). Словами «Ему угодно» переведено греческое слово bouletai, означающее «обдуманное сознательное решение» 443 . Святой Дух единовластно решает, какие дары получит тот или иной христианин. Сила такой волей не обладает. Следует отметить, что греческое слово, которым здесь описывается воля Святого Духа, в Иак.1:18 использовано применительно к воле Бога Отца. Святой Дух проявляет Свою волю так же, как и Отец. Еще один ключевой стих, в котором Святой Дух проявляет волю, – Деян.16:6 . Здесь Дух запрещает Павлу проповедовать в Азии и отправляет его на служение в Европу. Спросите: Как вы согласуете утверждение Сторожевой Башни, что Дух Святой – это «сила», с библейским учением о том, что Святой Дух обладает 1) разумом и знанием, 2) чувствами и 3) волей, посредством которой Он принимает и претворяет в жизнь решения? Личность Святого Духа подтверждается Его делами

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

В некоторых других рукописях и в тексте Маркиона нет 15-й и 16-й глав Послания римлянам. Для объяснения такого разнообразия вариантов в рукописном предании предлагались самые разные теории, которые можно свести к следующим основным положениям: 1 . 16-я глава Послания римлянам является отдельным посланием, адресованным апостолом Павлом Ефесской Церкви, с которой связано большинство из перечисленных здесь лиц. Но послание, составленное из одних приветствий, лишено смысла. 2 . Подательница Послания римлянам диакониса Фива, проходя через Ефес, могла оставить здесь экземпляр послания и добавленную к нему главу с приветствиями ефесским христианам, а затем уже привезла в Рим рукопись, предназначенную для римлян (гл. 1–15). Таким образом, согласно этой теории, послание изначально существовало в двух вариантах, пространной, предназначенной для Ефеса (гл. 1–15 16), и краткой, адресованной в Рим (гл. 1–15). 3 . Послание римлянам является «циркулярным» и адресовано Церквам Рима, Ефеса, Фессалоник и прочим. Но в конечном счёте в канон был принят вариант послания к Римской Церкви и к нему добавлены эпилоги из других вариантов. 4 . Послание целиком, с 1-й по 16-ю главы адресовано только христианам Рима, где в то время находились все упомянутые в 16-й главе сотрудники и знакомые апостола Павла. Апостол перечисляет их поименно, чтобы подчеркнуть, как много нитей связывает его с Римской Церковью, которую он намеревается посетить в ближайшее время. Все перечисленные теории имеют своих сторонников и защитников. Последняя наиболее близка древнему преданию, но при этом не дает ответа на существующие вопросы. Третьей версии, о «циркулярном» послании, придерживается большое число исследователей, и здесь находят свое объяснение четыре эпилога Послания римлянам (15, 33; 16, 20, 24, 25–27 143 ). И хотя мы сами отдаем предпочтение этому объяснению, но при этом не должны забывать, что это всего лишь предположение. 20.5. Влияние Послания к римлянам на последующее богословие   Хотя первые два века по Рождестве Христовом Послание римлянам, по-видимому, не оказывало заметного влияния на христианскую мысль, в последующей истории Церкви его роль стала определяющей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010