Воздушные мытарства. Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» Цикл «Путь всей земли». Беседа 21-я Протоиерей Олег Стеняев «После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей , где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от православной веры, недоверие к истинному учению, сомнения в вере, кощунство и тому подобное. Это мытарство я прошла без остановки, и мы были уже недалеко от врат небесных». Слова: «После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей » – не представляются случайными. Блуд и ересь – есть понятия достаточно близкие (об этом мы говорили и при обсуждении 18-го мытарства). Они относятся к одной категории поступков. Писание учит: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси (Гал. 5, 19–20). Как мы видим из данного текста, «дела плоти» подразделяются на те, которые связаны непосредственно с деятельностью тела: «прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри» – и те, которые проистекают из человеческого сознания: «идолослужение, волшебство, разногласия, соблазны, ереси» . И, более того, само язычество (идолопоклонство) понимается Писанием как род некоего духовного блуда (как извращенность души и духа). Сказано: и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним (Втор. 31, 16). Неверность Божьему Завету – есть начало духовного блуда. И блудно поступает всякий идолопоклонник, поклоняясь огню, камню, дереву, небу или земле. Блудит и безответственный экуменист, входя в молитвенное общение с еретиками и раскольниками. «Блудная церковь» – есть «церковь» (или христианское сообщество), не сохранившая своей вероучительной (девственной) чистоты. Неверность Божьему Завету – есть начало духовного блуда Следовательно, мы всегда должны оберегать целомудрие нашей православной веры и не само-растлевать ее богословскими нововведениями и всякими чуждыми для ее девственного исповедания идеями. … как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 25–27).

http://pravoslavie.ru/108774.html

Вопрос 214. Чем различаются между собою милость (χρηστοτης) и благость (αγαθωσυνη)? Ответ. Поелику Давид в одном мест сказал: «благ (χρηστος) Господь всяческим» (Псал.144, 9); и: «благ (χρηστος) муж щедря и дая» (Псал.111, 5); а в другом: «ублажи Господи благия (αγαθους», (Псал. 124, 4), и Иеремия говорит: «благ (αγαθος) Господь к надеющимся на Него» (Пл. Иерем.3, 25): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды. Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом (Матф.5, 9.)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5, 20); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5, 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоан.14, 27). Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям (Матф.18, 3)? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними. Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» (Матф.18, 5)? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки. Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23—24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес.5, 17). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Псал.45, 11), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Исаии 7, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Вот одр Соломонов: вокруг его шестьдесят храбрых из храбрых Израилевых. Все они держат по мечу для охранения от ужаса по ночам. Царь Соломон сделал себе носильный одр из дерев Ливанских... (одр для брачного торжества, как видно из последующего). Внутренность его устлана Возлюбленною из дщерей Иерусалима» И в-третьих, сам Божественный Царь мудрости и истины является, чрез раскрытие всеобъемлющей Его истины и чрез общение невесты Его в самоотверженной любви Его к гибнущему миру, торжествующим свой небесный брак. И именно матерь Его, первая заступница и споручница грешных и заблуждающих, увенчивает это торжество Его сердца: «Дщери Сиона! подите и посмотрите на царя Соломона в венце, которым венчала Его матерь его, в день бракосочетания Его и в день веселия сердца Его». Заметим здесь, что в Новом Завете брак Христов представляется именно, как брак Агнчий ( Апок.19:7 ), вводящий веру в общение Агнчей Его любви, вземлющей грехи мира. И вот Он в этот день веселия сердца своего, когда Его любовь, простертая на грешный погибающий мир и в области смерти насаждающая жизнь и из мраков возсиявающая своим светом, разделяется с Ним возлюбленною Его (когда, потому, раскрывается и усвояется людьми истина Его в своей всеобъемлющей всесторонности и правда Его в своем, заглаждающем наши неправды, духе человеколюбия), Он изливается весь в выражениях любви о красоте, вообще безупречном совершенстве своей возлюбленной. Не будем входить здесь в самые подробности прекрасных и живых образов, соединенных в одно целое изображение невесты – жены Агнчей ( Апок.21:9 ); тайны и дары благодати, украшающей Христову невесту, неудобоизъяснимы. Основная мысль или сущность дела в этом изображении такова, что Христос – как «возлюбил церковь (и каждую душу) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, чтобы представить Себе ее славною, неимеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» ( Ефес.5:25–27 ), так, по общению этой, Своей невесты в самоотверженной любви Его к ней, и находит ее не имеющею никакого пятна, но славною, святою и беспорочною.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Затем нас обвиняют в отсутствии любви к инославным христианам в сущности за то, что мы не относимся к экуменическому движению так, как к нему относятся православные экуменисты. Последние в этом своем отношении к экуменическому движению нарушают святые каноны, попирая наше догматическое учение о Церкви, устраивают на экуменических конференциях дружбу с протестантами и масонами, а через эту дружбу потворствуют протестантской пропаганде в православных странах, содействуют врагам Православной Церкви в деле ее разрушения. Таким образом, это отношение православных экуменистов к экуменизму является сплошным бесчинством. Но в бесчинстве, по учению апостола Павла, нет любви, любовь , - говорит он, - не бесчинствует (1 Кор. 13, 5). Ясно, что не у нас, а у православных экуменистов нет любви к инославным христианам, ибо у них не любовь, а бесчинство. Пусть они спросят у своей совести, и она скажет им, что лежит в основе их экуменической деятельности и в их отношении к инославным христианам, любовь ли к последним, или что-либо другое?! Да избавит нас Господь от такой любви, от такого отношения к экуменическому движению. Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе. Да, мы одиноки. Но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности - залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства, - залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви. Поэтому не будем участвовать в экуменических конференциях. Надо нам как можно дальше быть от экуменического движения. Последнее, не надеясь, что Русская Церковь сразу вступит в ряды его настоящих членов, высказывает пожелание, чтобы ее представители присутствовали на Амстердамской конференции не как ее члены, а в качестве наблюдателей от своей Церкви Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую Церковь, ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской Церкви вполне применимы слова апостола Павла: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 25-27).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22:9–10). Взятая книжниками и фарисеями в прелюбодеянии и прощенная Христом грешница будет всегда громко обличать современных фарисеев–сектантов, считающих лишь себя святыми и с презрением, а не сожалением, относящихся к согрешающим людям ( Иоан. 8:3–11 ). 2) Церковь называется «святою», во–первых, потому, что имеет святую главу – Христа ( Евр. 7:26 ), освящающего все члены тела Своего ( Евр. 2:11 ), то есть Своей Церкви, кроме, конечно, отделившихся от нее. Нужно помнить, что в новозаветном св. Писании слово «святой» вовсе не значит «безгрешный», а значит: «избранный» и «освященный во Христе Иисусе», то есть получивший благодать Божию в святых таинствах Церкви и прежде всего в св. Крещении ( Ефес. 5:25–26 ). Вот почему Коринфяне, у которых, как мы уже видели, было так много грешников, все же называются «святыми» ( 1Кор. 1:2 ), ибо они были христиане, получившие освящающую благодать Св. Духа в св. Крещении и других св. таинствах. Во–вторых, Церковь называется «святою» именно потому, что, будучи освящена «единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10,14 ), она всегда освящается благодатью Св. Духа и ей очищает согрешающих членов своих от грехов, совершаемых и после крещения, подавая ее в святых таинствах, именно: в Покаянии: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Иоан. 1:9 ). «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Иоан. 20:22–23 ). (См. Деян. 19:18 ); в Причащении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Иоан. 6:54 ). «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26:27); в Елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего: и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Таким образом, при искреннем покаянии, каждый согрешающий член Церкви имеет возможность получить полное прощение грехов и освящение благодатью Св. Духа, подающейся в святых ее таинствах. Нераскаянные же грешники, участвующее недостойно в принятии св. таинств Церкви, не только невидимо, но и видимо отсекаются от нее судом Самого Бога: «суд им давно готов, и погибель их не дремлет..., ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания» ( 2Пет. 2:3,9 ). «Кто ест и пьет (Тело и Кровь Христа) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:29–30 ). В–третьих, Церковь называется «свято» потому, что ее учение свято, что, следуя этому учению, каждый может достигнуть святости и спасения, ибо в своем учении Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

– немощен, т.е. бессилен ( Рим.5:6 ), – нечестивый, т.е. безбожный ( Рим.5:6 ), – грешник ( Рим.5:8 ), – враг Бога ( Рим.5:10 ), – мертвый «по преступлениям и грехам» ( Ефес.2:1 ). Только лишь тогда, когда человек приходит к Богу с признанием: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» ( Лук. 15,18 ), появляется первая предпосылка того, что Бог может оправдать этого человека. По словам же Шуллера, признавая это, человек совершает тяжелейший грех. Любить себя? Иисус высказался на эту тему настолько ясно, что остается только удивляться тому одобрению «любви к себе», содержащемуся в докладах и книгах, в которых совершенно недвусмысленные слова Иисуса поставлены с ног на голову. Так как сейчас есть некоторые ориентированные на Библию книги по этой теме, то я хотел бы лишь ограничиться противопоставлением слов Шуллера словам нашего Господа. Роберт Шуллер: «Любовь к самому себе – это вершина чувства собственного достоинства. Это возвышающее чувство самоуважения... прочная вера в себя самого, искренняя убежденность в собственной ценности. Она возникает из открытия самого себя, самодисциплины, прощения себя самого и принятия собственного «я». И она порождает доверие к себе и внутреннюю безопасность, которая дает глубокое спокойствие». Иисус Христос: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Map.8:34). «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» ( Лук.14:26–27 ). «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). Верить в себя? Многие противятся почти неотвратимой необходимости занять определенную позицию по отношению к этому тезису «позитивных» мыслителей. Если бы были хоть какая-нибудь одна-единственная причина для доверия к себе или веры в себя, то мы бы не нуждались в Спасителе и Избавителе, который говорит, обращаясь к нам: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан.3:36 ). «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Иоан.5:24 ). «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Иоан.6:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Оно не было таинством, подающим сверхприродный дар благодати Св. Духа, но оно было, если так можно выразиться, природным тайнодействием: все лучшие силы человеческой души, вложенные в нее при творении, напрягались, пробуждались, сосредоточивались в молитве, покаянии, вере. Естественная сторона крещения, то именно, что требуется от человека для принятия благодати крещения, здесь было налицо, а это не ничего и даже не мало. Разумеется после пришествия Христова и сошествия Св. Духа крещение Иоанново является пережившим себя и некоторым недоразумением, как в этом можно убедиться из случаев, рассказанных в Д. Ап.: 18, 24–28; 19, 1–17. Здесь рассказывается, что в Ефесе некто Аполлос насаждал начатки веры, зная только крещение Иоанново и ученики его не знали о Духе Св. Тогда же прибывший в Ефес ап. Павел сказал им: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем. т. е. в Христа Иисуса. Услышав это они крестились во имя Господа Иисуса». Незавершенное без всяких трудностей было завершено, и трудно понятное недоразумение устранено: было ясно, что крещение водой, лишенное даров Св. Духа, не было уже крещением, в свете христианского крещения. Но оно было крещением, обращенным к В. З., к подзаконному иудейству: глас вопиющего в пустыне звал его к новой жизни чрез покаяние. Замечательно, что это Иоанново крещение покаяния сохраняло свое значение, так сказать, огласительное, даже и после крещения Христова и явления Его народу. Согласно Евангелию от Иоанна, Иоанн оставался в своих местах у Иордана, сначала в Вифаваре при Иордане (Ио. 1,28), а затем в Еноне близ Салима (3,23), и продолжал крестить. Итак, до самого заключения в темницу он оставался Крестителем (3, 23–24). Но еще более замечательно то, что крещение – и, очевидно, также лишь крещение покаяния, – было воспринято и учениками Иисуса, когда Он пришел с ними в землю Иудейскую, «и там жил с ними и крестил» (3,22). Правда, это неожиданное сообщение пояснено в 4, 2 в том смысле, что «сам Иисус не крестил, а ученики его», тем не менее, евангелист прямо сопоставляет две группы крестящих: Иисус и ученики его и Иоанн и ученики его (3, 22, 25–6), так что возникло соперничество у учеников Иоанновых: «и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит и все идут к Нему» (3, 26), и этим вызвали приснопамятный ответ Иоанна, самосвидетельство Предтечи, «друга Жениха» (3, 27–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Составляйте все вы единый хор, дабы в согласном настроении единомыслия, восприяв песнь Божью, в единстве воспели вы Отцу чрез Иисуса Христа единым гласом, дабы Он и услышал вас и по делам нашим узнал, что вы члены Сына Его». Итак истинны слова Господа нашего Иисуса Христа: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас; иго Мое благо и бремя легко. В учении Веры, преподаваемом св. Церковью, человек находит спасенье от лжи и заблуждений, успокоение от разнородных сомнений и колебаний, возмущающих сердца неверных. В обетованиях христианской надежды человек находит крайний предел своих желаний, утешение в бедствиях, спасительный якорь среди треволнений мира. Любовь к Богу и ближнему доставляет ему неиссякаемый источник радостей и чистого блаженства... Но мир не верит этому? Мир не хочет знать и принимать истины и блаженства из рук Церкви? Мир созидает сам для себя кумиры мнимой мудрости и мнимого счастья?,.. Пожалеем о нем и о тех, которые в ослеплении идут за миром, сообразуются с духом века, оставляют кладязи чистые, чтобы отравлять себя водою из потоков нечистых и заразительных. А мы, верные чада Церкви Христовой, видя врагов ее и наших, тем теснее соединимся с нею, тем пламеннее возлюбим ее. Если люди, принадлежащие к одной с вами Церкви, соблазняют нас, возбуждают в нас негодование, колебания; если что-либо в учении и постановлениях ее кажется нам непонятым для разума, трудным для исполнения: то мы, не смотря ни на что, скажем, от всего сердца, св. матери нашей Церкви тоже, что сказали однажды Господу ученики Его: к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (1оан. 6, 68). Аминь. 38. О Церкви. Беседа четвертая Христос возлюбил Церковь Свою и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Ефес. 5:25–27 .   Может ли быть тело без души? Может; есть тела совершенно неодушевленная: камень, дерево и проч., бывают тела, лишившиеся души: тела умерших людей. Может ли быть душа без тела? Может; духи бесплотные и души умерших людей не имеют тела. Но тело без души и душа без тела не есть человек; первое есть труп, вторая – дух. Что же такое человек? Существо, состоящее из души и тела. Но каким образом соединяется душа с телом, как действуют друг на друга эти две различные и даже взаимно-противоположные природы? Это задача, которой еще не разгадали все мудрецы мира. Союз души с телом и их разлучение друг от друга: есть тайна Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Как крещение совершается во имя Отца и Сына и Св. Духа, так немощного нужно помазывать «во имя Господне». Следствием такого помазания является не только физическое, телесное выздоровление (исцеление), но и духовное: «если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:15 ). Таким образом помазывать должен не всякий, а только лица, получившие на это власть, особо уполномоченные на совершение таинств, и тогда это таинство станет исцеляющим не только тело, но и душу. Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучения сектантов о таинстве брака: Ефес. 5:22–27, 31–32; 1 Коринф. 7:39; Иоан. 2:1–11 ; 1Кор. 7:2–17, 25 –28 . О таинстве елеосвящения: Иакова 5:14–15 ; Мк. 6:13 . Брак есть установление Божие: Быт. 1:27, 2:24 ; Марк. 10:6–9 ; Мф. 19:4–6 . Брак должен быть освящен благословением иерейским (только в Господе): 1 Корин. 7, 39; Мф. 19:6 ; Рим. 7:2 . Такой брак нерасторжим за исключением прелюбодеяния ( Мф. 5:32, 19:9 ). Благословенный брак есть «тайна великая»: Ефес. 5:31, 32 . В браке верующие получают благодать, освящающую супружество и рождение и воспитание детей; Ефес. 5:22–27, 31–32 ; 1Кор. 7:39 ; Иоан. 2:1 – 11 ; 1Кор 7:2–17, 25–28 . Освященный брак приравнивается к союзу Христа с Церковью ( Ефес. 5:23–25 ). Таинство елеосвящения совершали апостолы: Мк. 6:13 . Апостолы передали благодать елеосвящения пресвитерам: Иаков. 5:14 . Право совершать это таинство имеют только законные епископы и пресвитеры: Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 4:1 ; Ефес. 4:11–12 . В Ветхом Завете совершалось елеосвящение над царями: 1Цар. 15:1, 16:1 ; 3Цар. 1:34 ; 3Цар. 19:15 ; 4Цар. 9:1–6 ; священниками– Исх. 29:7, 30:30 ; Лев. 16:32 и пророками 3Цар. 19:18 . Глава IV. О Церкви земной и небесной. Во имя Отца и Сына и Св . Духа . Православные христиане! Вы смотрите и удивляетесь. Вы смотрите на людей, которые творят что то невероятное, что то безумное, не давая себе отчета, не рассматривая того, что делают, к чему они стремятся, для чего и во имя чего они это делают. Эти люди сектанты, перевернувшие истинное понятие о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, порвавшие связь с Церковью торжествующею, с Церковью Небесною. В своем безумии они отрицают почитание св. ангелов и угодников Божиих, отрицают почитание св. мощей, не допускают молитв за умерших, смеются над всем этим, и не признают никакого единения верных христиан, которые живут еще на земле, с теми, которые пребывают в загробном мире. Такое учение не христианское, такое учение не спасительное, такое учение ведет к разрушению прекрасного здания Церкви, главою которой является Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

После смерти Лисимаха в 281 г. до н.э., город временно входил в состав государства Селевкидов, а в 190 г. до н.э. сирийский царь Антиох III Великий столкнулся здесь с интересами Рима и был разбит Сципионом Азиатским в битве при Магнезии. В результате Ефес перешёл под власть пергамского царя Эвмена II (197–152 гг. до н.э.), сын которого Аттал III завещал царство римскому государству. Став частью Римской республики, город сразу ощутил на себе влияние метрополии. Значительно выросли налоги, город систематически подвергался грабежам. В 88 г. до н.э. Ефес присоединился к антиримскому восстанию городов Малой Азии, которое возглавил царь Понта Митридат. В результате восстания были убиты около 80 тысяч римских граждан, многие из которых жили в Ефесе. В 86 г. до н.э. Митридат был разбит Луцием Корнелием Суллой, а Ефес вернулся под власть Рима. Вместе с другими малоазиатскими городами Ефес должен был выплатить огромную контрибуцию, наложенную Суллой, что надолго осложнило финансовое положение города. Во время гражданской войны в Риме, которая последовала после убийства Цезаря в 44 г. до н.э., дань с Ефеса получали обе стороны. Лишь в 27 г. до н.э. при Августе Октавиане наступил мир, а город стал фактически столицей римской провинции Асия, занимавшей западную часть Малой Азии. Раскопки показали, что первые три столетия нашей эры были периодом необычайного процветания и Ефеса, и всего западноанатолийского региона. В это время город стал известнейшим центром торговли, промышленности и финансов, имея население более 200 тыс. жителей (по некоторым источникам – до 500 тыс. жителей). С 27 г. до н.э. Ефес получает статус вольного города, подчиняясь только Римскому сенату. В I-м веке была построена знаменитая библиотека Цельса и огромный театр, вмещавший до 25 тыс. зрителей. В Ефесе было несколько крупных терм и одна из наиболее развитых систем акведуков, включавшая в себя, помимо четырёх основных акведуков, множество сооружений меньшего размера. В 262 г. н.э. город был разорён готами, но даже это событие не смогло остановить его развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010