священник Николай Рудинский Третье благовестническое путешествие святого Апостола Павла 55–60 годы (Деян. 18:23–21:16) Пробыв некоторое время в Антиохии, святой Павел, в сообществе Тимофея, Тита, а может быть, и Гаия, Аристарха и Ераста, предпринял третье свое благовестническое путешествие сухим путем, чтобы сначала посетить и утвердить уже основанные им Церкви, а потом посетить и Ефес, как он обещал (см. Деян 18:21 ). Пройдя чрез Киликийские ворота Тавра, он пошел по восточной части Малой Азии, утверждая на своем пути Церкви Галатии и Фригии. В Галатии он заповедал каждый воскресный день производить сбор для бедных Иерусалимской Церкви (см. 1Кор. 16:1–2 ). Он нашел также необходимым сделать галатийским христианам серьезные внушения. И хотя тогда еще не было у них прямого уклонения от преподанного им учения, однако он заметил некоторое ослабление того пылкого рвения, с которым он принят был в первый раз этим славным, но несколько легкомысленным населением (см. Гал. 4:14–15 ). Позаботившись, таким образом, об утверждении заложенного ранее основания Галатийской Церкви, святой Павел спустился с Фригийских возвышенностей и вступил в Ефес, великую столицу проконсульской Азии, складочного места товаров Востока и Запада. Благовестническая деятельность святого Апостола Павла в Ефесе 55–57 годы (Деян. 18:24–19:40) Ефес был третьей столицей и новым исходным пунктом христианства. В Иерусалиме христианство родилось в колыбели иудейства. Антиохия была исходным пунктом христиан из язычников. Ефесу суждено было стать свидетелем полного развития христианства, и окончательного сочетания его разрозненных элементов – иудеев и эллинов в труде святого Иоанна Богослова, Апостола любви. Ефес находился верстах в двух от Икарийского залива, в великолепной луговине. Здания его гнездились у подошв гор Коресса и Приона. Гавань его была одна из самых защищенных и удобных на Средиземном море для кораблестояния, посещалась множеством кораблей со всех концов мира. Ефес находился на встречном пункте больших дорог, которые вели к северу в Сарды и Троаду, к югу – в Магнезию и Антиохию, и таким образом, владел легким доступом ко всей внутренности материка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Страдания и скорби служат также единению апостола с теми, кому он благовествовал: Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении (2 Кор. 1, 6–7). Апостол, укрепившийся утешением Христовым в своих страданиях, может теперь утешить и самих коринфян, которые становятся участниками страданий апостола. Этими словами апостол Павел показывает своим читателям, что и они, как христиане и свидетели истины Христовой, должны укрепиться через скорби. В подтверждение этого апостол Павел пишет о скорби, постигшей его в Асии, что он даже не надеялся и остаться в живых, но, возложив надежду на Бога, получил избавление (см.: 2 Кор. 1, 9–10). Ожидание радости Во второй главе послания в полноте проявляется пастырская мудрость, терпение и любовь апостола Павла к коринфянам, обращенным им ко Христу. Апостол пишет: Я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2 Кор. 2, 1–2). Зная о том, что трудности коринфян продолжаются (хотя многое и было исправлено благодаря Первому посланию), святой Павел решает не посещать Коринф, потому что его приход станет обличением для местных христиан. Он скорбит, что вынужден будет огорчить их своей строгостью. Поэтому, посылая очередное письмо, он терпеливо ждет исправления: От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам (2 Кор. 2, 4). От коринфских христиан апостол ждет только радости и надеется, что они разделят с ним эту радость (см.: 2 Кор. 2, 3). В то же время апостол Павел упоминает некоего человека, нанесшего огорчение не столько ему самому, сколько всей коринфской Церкви (см.: 2 Кор. 2, 5), и получившего за это наказание от многих (2 Кор. 2, 6). Человек этот — кровосместник, речь о котором шла еще в Первом послании (см.: 1 Кор. 5, 1–2). Но апостол радуется не наказанию кровосместника, но тому, что коринфяне смогли остановить этот грех, отказавшись от общения с виновником греха. Теперь апостол призывает коринфян проявить и милосердие: Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь (2 Кор. 2, 7–8).

http://pravmir.ru/ne-tolko-osvobozhdenie...

В 1244 г. мощи Д. А., Рустика и Елевферия были принесены в Париж в связи с тяжелой болезнью кор. Людовика IX Святого по просьбе его матери кор. Бланки. Это событие произвело большое впечатление на жителей города (Ibid. Col. 944-945). По сообщению Ригорда, мощи Д. А. были впервые перенесены в верхний храм Сен-Дени 23 июля 1191 г. в связи с болезнью сына кор. Филиппа II Августа Людовика (впосл. кор. Людовик VIII). При новой королевской династии Валуа этот обычай укрепился. В 1335 г. в связи с болезнью сына кор. Филиппа VI, Иоанна, герц. Нормандии, мощи Д. А. были принесены в Париж, и больной, приложившись к раке, получил исцеление (Ibid. Col. 943-944). В 1191 г. ради молитв за кор. Филиппа II Августа, находившегося в 3-м крестовом походе (1189-1192), на главном алтаре ц. Сен-Дени был выставлен золотой венец из раки святого. Глава Д. А., помещенная в серебряный реликварий, была оставлена на главном алтаре церкви для поклонения паломников и молитв за короля. Новый реликварий для нее был изготовлен при кор. Филиппе III (1270-1285). В XII в. возник обычай освящать у мощей Д. А. боевое знамя франц. королей - орифламму . В XII в. каноники собора Пресв. Богородицы (Парижской Богоматери) объявили, что у них находится часть главы Д. А. Ригорд и его продолжатель Вильгельм Бретонец опровергали это утверждение, объясняя, что, согласно Житию, глава Д. А. при казни не была рассечена надвое. Однако в XII в. в зап. иконографии появились изображения мученичества Д. А., на к-рых святому разрубают голову пополам мечом или секирой. Вероятно, эта иконография побудила парижских каноников объявить о владении частью главы святого (Ibid. P. 949-950). Спор продолжался до 2-й пол. XIV в., когда кор. Карл V (1364-1384) пригласил в Сен-Дени декана и старших каноников капитула собора Парижской Богоматери и показал им главу Д. А., хранившуюся в аббатстве. Король потребовал от каноников не смущать народ, выдавая останки неизвестного человека за мощи святого. Однако при кор. Карле VI (1384-1422) парижские каноники подарили частицу от хранившейся у них главы Д.

http://pravenc.ru/text/178443.html

1. Христианские побуждения. а)  Христиане составляют одно тело и один дух (Ефес. 4:4 ). б)  Христиане призваны “к одной надежде вашего звания,” стремятся к одной цели (Ефес. 4:4), в)  У христиан “один Бог и Отец всех” (Ефес. 4:6 ). 2. Человеческие побуждения. а)  Где царствует братский мир и согласие , там взаимное довольство, успех в житейских делах, радость — вдвое радость, горе — вполовину горе. (Псал. 132:1; Прит. 28:19; 1Кор.12:26 ). б)  Напротив, где взаимная вражда и несогласие , там всякий беспорядок и нестроение. (Гал. 5:15; Иак. 3:16; Мат. 12:25 ). Препятствия к братскому единению “ Чтобы они были едино, как и Мы ” (ст. 11). 1. Незнание обязанностей, какие мы должны исполнять в отношении друг к другу. 2. Недостаток любви. 3. Сильные страсти: недоброжелательство, гнев, зависть и проч. II. Апостольское чтение. Зачало (44): Деяния Святых Апостолов 20:16–18; 28–36 16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами. …. 28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. 33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иудействующие тогда уже замышляли те свои миссионерския путешествия, которые вскоре и начали. Так или иначе полученные сведения об этих замыслах и побудили Апостола не возвращаться непосредственно в Ефес. Опасность от лжеучителей, конечно, грозила прежде всего ближайшим к Иерусалиму церквам – антиохийской и малоазийским. Посему безразлично: знал ли св. Павел о направлении замышлявшихся лжеучителями путешествий или не знал, он должен был прежде всего направиться в Антиохию и дальше – по основанным ранее церквам и прийти в Ефес. Так сложился, под особенным, конечно, указанием самого Бога 225 , план первой, начальной части третьего путешествия св. Ап. Павла. Несомненно, что среди многотысячной толпы прибывших на праздник иудеев были таковые и из Ефеса, которые еще не имели оснований враждовать против него 226 . И вот с ними естественнее всего св. Павел дал знать ефесской синагоге, так радушно принявшей его, что Господу оказалось не угодным, чтоб он возвратился к ним непосредственно из Иерусалима тем же следом, и что потому он придет к ним, в Ефес, не непосредственно после праздника, на который сначала только хотел он уехать от них, но уже после того, как посетит антиохийскую и малоазийские, основанные им, христианские церкви. Точного времени своего прибытия он, конечно, не назначал, но, несомненно, уверил ефесян, что возвратится к ним скоро, так что это посещение церквей будет только как бы попутным, из Иерусалима он пойдет прямо собственно в Ефес, но несколько не прямой дорогой 227 . Судя по весьма краткому сообщению св. Дееписателя о рассмотренном пребывании Апостола в Иерусалиме, а равно и по совершенному умолчанию о нем в Послании самого св. Апостола к Галатам, с несомненностью можно предположить, что оно было весьма не долговременно. Те цели, ради которых приходил он сюда, требовали для своего осуществления всего только нескольких дней, а явившаяся необходимость отдалить на некоторое время обещанное возвращение в Ефес требовала ускоренного образа действий. И вот св. Павел, простившись с Апостолами, пресвитерами и братиями, вместе со своими спутниками вышел из Иерусалима, чтобы прийти в Антиохию, эту первую на предлежащем ему пути основанную его трудами церковь из язычников 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В посланиях Семи Церквам Господь устами апостола Иоанна поднимает ряд проблем, затрагивающих жизнь церкви: лжеучения (Ефес, Пергам и Фиатиры); гонения (Смирна и Филадельфия); самоуспокоенность или теплохладность (Сардис, Лаодикия). Многие современные читатели, что- то знающие об Откровении, полагают, что гонения являются единственной опасностью, ради которой и о которой написана эта книга, и толкуют ее только в свете реальных внешних угроз, имеющихся сегодня. На самом деле для современного христианства большую опасность представляют теплохладность и конформизм, о борьбе с которыми немало говорится в Книге. Урок, преподанный одной церкви – это в то же время и урок всем, кто принимает Евангельскую весть и претворяет ее в повседневной жизни. Глава III. Семь церквей апокалипсиса в свете богословских и историкоархеологических исследований Ефес Ефес (лат. Ephesus, греч. Φσος – вожделенный) – древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес) в Эгейское море. В настоящее время археологическая зона Ефеса размером более десяти квадратных километров находится в окрестности турецкого города Сельчук. Одна из античных легенд утверждает, что на рубеже XI-X вв. до н.э., когда сюда прибыли первые греческие переселенцы, дома местных жителей располагались вокруг храма, посвящённого Анатолийской Богине-Матери, стоявшего на берегу моря у северного склона горы Пион (Павсаний. IV, 31.8). Действительно, своей славой Ефес в большой степени обязан местному культу восточной богини плодородия, со временем отождествлённой с греческой богиней Артемидой. Поклонение богине было с незапамятных времен, но строительство посвященного ей храма, одного из семи чудес света, началось в первой половине VI века до н.э. История города Окрестности Ефеса были населены ещё в эпоху неолита, о чём свидетельствуют раскопки курганов Арвальи и Кукуричи в окрестностях города. В ходе раскопок последних лет были найдены поселения раннего бронзового века у холма Айасолук. В 1954 году неподалёку от руин базилики св. Иоанна было найдено кладбище микенской эпохи (1500–1400 гг. до н.э.). В эпоху бронзового века Ефес был столицей небольшого карийского государства, впоследствии его заселили греки-ионийцы из Афин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Все это говорит о том, что Ипполит сосредотачивает в себе оба направления: угасающее уже малоазийское и восходящее александрийское (как это можно видеть и у свмч. Мефодия, но в меньшей мере). Богословие Ипполита (а он был одним из ведущих богословов своего времени) не могло оказать сильного влияния на Западе, там еще помнили его бурную бунтарскую деятельность, да и, кроме того, Запад в III веке, уже перестал быть «греческим», но перешел на латынь. Но все же богословие (особенно его эгзегетика) Ипполита оказало влияние на западных отцов (например, на свт. Амвросия Медиоланского ) 208 . Труды Ипполита более распространились на Востоке и были переведены на все известные языки христианского мира. 4. Состояние богословского уровня в конце II- го века Итак, мы просмотрели этапы развития малоазийской богословской школы. Теперь кратко подведем итоги. То, что принято называть малоазийским течением или богословием, богословской школой ведет свои истоки от времен апостольских. Уже из «Деяний» мы узнаем об активной просветительской деятельности ап. Павла в Малой Азии, в особенности в Ефесе. Затем в этом же полисе оседает и другой великий ученик Господа – Иоанн Богослов, которого сам ап. Павел, в послании к Галатам, называет столпом Церкви (Галл. 2: 9). Когда в Ефес прибыл Иоанн точно не известно, по одним данным это произошло после 66 г. от Р.Х., когда по приказу Нерона, Иерусалим был осажден римскими легионами. По другим источникам, Ефес Иоанну достался по жребию, и он отправился туда, еще до начала римско-иудейской войны 209 . Но, даже если мы допустим, что Иоанн прибыл в Ефес ок. 66 г., то он пришел уже на почву плодородную, засеянную ап. Павлом, и Иоанн взрастил, семена Павла. За время пребывания Иоанна в Ефесе, вокруг него собирается большое общество его учеников, т.н. «Иоанновых пресвитеров». Ефес в это время становится центром христианского богословия, если Рим был центром христианской проповеди и туда стекались проповедники всякого рода, как христианские, так и проповедники гностицизма и еретики разного рода, то Ефес был очагом христианского предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разгромленные стены этого замка, кончающего, как разбитый венец, грустную картину Ефеса, не уберегли даже его имени! Но это уже не Тамерлан, который, как мощный и пресыщенный орёл сзывает на паству других слабейших, – созвав сюда всех подвластных ему князей Анатолии, целый месяц грабил, жёг и разрывал Ефес, – нет, это уже не Тамерлан, а ИЕГОВА, которого Имя, начертанное на златой дщице, носил столь долго на челе своем Провидец Божий Иоанн, посреди города, наполненного кумирами, – Он сдвигнул с места Ефес и задул его светильник! Восплачем над любимою и неблагодарною паствою любимого ученика Сына Божия…. «Сотворите убо плоды достойные покаяния: и не пачитайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму»  281 . Неподалёку от бывшего собора Ефесского высятся среди терния и груд разрушения врата из белого мрамора с многочисленными, но искаженными украшениями; их называют уже давно: «вратами порабощения». Долго ли ещё будет належать на земле Апостольской, и ещё более, на земле Христовой, – столь тяжко ложащееся под моё перо: Порабощение?... Ответа нет! Ответа нет!.... Carmina cygnorum labentibus audit in undis. (Ovid. Metam. V. 386) Ефес «Но имам на тя яко любовь твою первую оставил еси. Помяни убо откуду спал еси… и покайся и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места твоего…». ( Anok.II, 45 ) Церковная история Ефеса открывается именем Павла. Скромный труженик является в пышный Ефес, бывший средоточием торговли Азии по Сю сторону Тавра и обиталищем магов и философов, – и в течение двух лет, в виду того храма, который стоял наряду семи чудес света, который привлекал дары и моления всех народов, – проповедь Павлова о Христе распятом приводит уже в трепет жрецов Дианы, видящих ежедневное запустение капища. Слова жизни вечной безбоязненно текут из уст Апостола; оставляя навсегда Ефес, он рукополагает здесь, в 64 году, первым епископом, Тимофея, своего ученика, которого он называл своим братом, того самого, к которому он написал два послания, и с которым делил все свои духовные подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Послание к ефесянам Сведения о Церкви ефесской Ефес, при Эгейском море, был важным торговым городом и, можно сказать, столицей всех Ионических городов Малой Азии; он славился великолепным храмом Дианы, который в древности почитался в числе семи чудес света. Благодаря обширной торговле и стечению поклонников Дианы со всей Азии и Европы, здесь процветали тайные науки и всякого рода суеверия и волшебства; философия и искусства так же находили себе здесь приют и покровительство. Во время второго апостольского путешествия, на пути из Коринфа в Иерусалим, святой Павел в первый раз посетил Ефес ( Деян.18:19 ) и, вероятно, тогда же решил утвердить здесь своё пребывание. По крайней мере, вслед затем, по возвращении из Иерусалима в Малую Азию, он избирает Ефес местом долговременной своей деятельности; в течение трёх месяцев проповедует в синагогах ефесских, потом два года занимается проповедью в училище некоего Тиранна, совершает многие чудеса и приобретает Христу столь многих последователей, что последователи тайных наук и религии начали смотреть на него, как на опасного и вредного человека. В течение этого почти трёхлетнего ( Деян.20:31 ) пребывания апостола в Ефесе было сожжено столько волшебных книг, что ценность их простиралась до 50,000 драхм, а в продаже серебряных изображений храма Дианы почувствовался такой упадок, что главный фабрикант их, некто Димитрий, со своими сотрудниками произвёл возмущение против апостола и его спутников и принудил Павла оставить Ефес ( Деян.19 ). Время деятельности Павла в Ефесе падает на 56–58 годы. С тех пор апостол уже не возвращался в Ефес, но не забывал его. Возвращаясь в следующем году из Коринфа в Иерусалим и проходя вблизи Ефеса, он счёл нужным проститься с ефесскими пастырями и пригласил их в Милит, где в прощальной речи предрек вторжение лютых волков в Церковь ефесскую и дал им наставление внимательно пасти вверенное им стадо Христово ( Деян.20 ). В последствии времени он рукоположил во епископа ефесской Церкви своего любимого ученика Тимофея ( 1Тим.1:3 ). А через несколько десятков лет, после Павла и Тимофея, утвердил здесь своё местопребывание святой апостол Иоанн Богослов и продолжил начатое Павлом дело устроения Церкви ефесской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В XV веке Ефес был окончательно заброшен. Интересно, что между древним названием Ефес и современным Сельчук было ещё одно наименование города, звучавшее вплоть до начала XX века – Айасолук. Это искажённое в турецком звучании греческое «Айос Теологос». Именно так, в честь св. Иоанна Богослова, жившего и скончавшегося здесь, называли византийцы древний Ефес. Язычество и христианская миссия в Эфесе Первым проповедником Евангелия в Ефесе был, скорее всего, апостол Павел. Его пребывание в городе при возвращении из второго миссионерского путешествия было непродолжительно ( Деян. 18,19–21 ), но апостол вскоре вновь возвратился в этот город в период своего третьего путешествия и пребывал здесь два года и несколько месяцев. Здесь апостол нашел «учеников Иоанновых» (учеников Иоанна Крестителя), вероятно, иудеев, недавно переселившихся в Ефес. Они держались вместе с христианами, и Павел, заметив в них неполноту знания пути Господня, установил, что они крещены только крещением Иоанновым (т.е. крещением покаяния), возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Святого Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать Деян. 19,2–7 ). Первым местом проповеди апостола Павла, как и везде, была синагога, где он проповедовал три месяца. За это время явилось немало последователей Христа среди его слушателей, но нашлись люди, восставшие против проповеди апостола. Всем, кто готов был вместе с ним последовать за Христом, он предложил отделиться от иудейской общины, но этих людей оказалось так много, что они не могли собираться для молитвы и учения в каком-либо жилом доме. Поэтому Павел снял помещение в училище некоего Тиранна ( Деян.19,9 ). Судя по имени, это был либо греческий ритор, либо учитель философии, имевший свое учебное заведение. Там Павел проповедовал более двух лет, а так как Ефес был крупным центром, куда постоянно стекались жители всей Малой Азии, Лука говорит, что «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе» ( Деян. 19,10 ). О пребывании в Ефесе апостола Иоанна Богослова нам сообщают святоотеческие и апокрифические источники II-IV веков. Но эти свидетельства настолько многочисленны, а повествования о миссии ап. Иоанна в Ефесе, подтверждённые археологическими раскопками, столь подробны, что сомневаться в этом не приходится. Если проповедь ап. Павла, согласно Книге Деяний, звучала в Ефесе около трёх лет, миссия ап. Иоанна, согласно апокрифическим источникам, длилась несколько десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010