Поезд в Киев пришел утром. Оказалось, что кладбище находится на окраине города. Приехала туда на такси. А дальше что? Куда идти? Кто-то из кладбищенских сказал, что привезти его должны в церковь. Запомнились горы песка вокруг. За свечным ящиком при входе какая-то женщина прошептала, что сейчас привезут гроб и будет панихида. Но священник отказался это подтвердить: «Ничего не знаю, впервые слышу». Все боялись. И вдруг кто-то говорит ей тихо: «Я не советую вам здесь ждать, идите лучше на кладбище». Может быть, это был кто-то из родственников владыки Ермогена? Полчаса она шла пешком. Какие-то мужчины вели ремонтные работы. Она искала свежевыкопанные могилы, приготовленные под захоронение, и плакала. Ведь уже не девочка маленькая, девушка. Но ходила по кладбищу и плакала. Как он сказал: «Ну, до скорой встречи в Киеве». Причем здесь Киев? А оно вон как получилось. Становилось страшновато, и хоть было светло, но холодно, зябко. Начало апреля. Наконец увидела выкопанную пустую могилу. И люди благообразного вида собираются. Спрашивает, кого хоронить будут? А они боятся сказать. Она же девчонка, с виду комсомолка. А время – 1978-й год. – Потом подъезжают два «рафика», – вспоминает игуменья Гавриила. – И оттуда знакомые люди выходят. Архимандрит Афанасий (Кудюк) из Жировиц (потом он стал владыкой Пермским и Соликамским). Тонечка, тетя Тоня, потом она монахиней Серафимой стала. Аллочка, Верочка, отец Михаил им близкий. И я поняла, что владыка Ермоген приехал. Это чудо. Пока я его искала, все время мысленно обращалась к нему: «Ну, помоги, владыка, чтоб мне прощения у тебя попросить». У меня вина перед ним была. Я несколько раз поступала в медицинский институт с отличным школьным аттестатом. Он мне сразу говорил: «Не надо. Не поступишь». А я его ослушалась. Я ведь не понимала, что я изгой, что система меня отвергнет. Я не была октябренком, пионеркой, комсомолкой. На себя понадеялась, а не на архиерейское благословение. Хотела прощения попросить. Подвезли его сбоку, через боковой вход. Для этого машине надо было объехать по ямам и рытвинам все кладбище. Видно, было дано указание в храм гроб не завозить, чтобы народ не собирался.

http://pravoslavie.ru/131163.html

Господь услышал молитву Батюшки и его духовных чад. – «Случились особые обстоятельства... Епископом Ташкентским и Средне-Азиатским был назначен бывший архимандрит Ермоген (Голубев. – К. С.), настоятель Самаркандского Покровского собора. Архимандрит Ермоген был рукоположен в епископа Великим Постом, и еще находясь в Москве прислал указ о моем назначении на его бывшее место, т. е. настоятелем Самаркандского Покровского собора. Видимо, Господь избавляет меня от Ленинабада. Только как-то страшно идти на место, которое много лет украшал собою наш теперешний епископ – человек большого внутреннего устроения, прекрасный проповедник и опытный духовник. Надеюсь и здесь на молитвы близких, а не на свои слабые силы» (513)... Дальше: «Вот уже 2-й месяц, как я на новом месте. Я – один из двух священников Днепропетровского Тихвинского женского монастыря. Это место как нельзя лучше соответствует моим желаниям и внутреннему складу. Я не знаю ни «пресловутой» «двадцатки», ни старосты, ни казначея, ни церковно-приходского совета, ни хозяйственных забот; мое дело – богослужение» (556)... «Моя жизнь идет, по милости Божией, более или менее спокойно. Конечно, где розы, там и шипы, нельзя без этого, но все же мне надо и день, и ночь благодарить Бога. Одно то, что нет пресловутой «двадцатки» и церковно-приходского совета (так как я живу в монастыре, а здесь не положено ни двадцатки, ни приходского совета), много значит – я хлебнул полную чашу со всеми этими двадцатками и советами» (560). 5. Сослужители – «мое окружение» 63 Церковная обстановка осложнялась еще тем, что при «попечении» тех же недоброжелателей в клир проникали люди слабого характера, а вернее – плохого. В окружении таких сослужителей трудно было не только творить Божие дело, но и находиться рядом с ними... Бежать от них, но куда, да и кто примет, где найти приют? А у большинства духовенства были семьи и немалые! Как оторваться от того места, к которому человек так или иначе привязывается! – Надо нести крест, веря в Промысл Божий, надеясь на помощь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Подобный случай имел место, в частности, около Днепропетровска, когда архиепископ Иосаф, придя в женский монастырь во время проскомидии, войдя в алтарь, положил Агнца в карман рясы и объявил, что литургии не будет. Заслуживает внимания, что этот сговорчивый Владыка через год был назначен на Киевскую митрополичью кафедру. Как уже было сказано, в Патриархии после устранения Митрополита Николая не было ни одного человека, который был способен хотя бы шевельнуть пальцем в защиту Церкви. Дело здесь было не столько в невозможности, сколько в нежелании. Наиболее инертным и беспомощным был Пимен Извеков (нынешний Патриарх). Человек запуганный и по натуре пассивный, он буквально боялся слово сказать не по нраву представителей власти. «Что же лезть на рожон!» «Лбом стену не прошибить!» Таковы были обычные афоризмы в устах «Управляющего делами Патриархии», а потом и нового Митрополита Крутицкого. Несколько лучше обстояло дело на периферии. В епархиях были отдельные архиереи, которые не боялись противостоять власти. В первую очередь здесь надо назвать недавно почившего архиепископа Ермогена Голубева. Кондовый церковник, сын профессора Киевского университета. По окончании гимназии в родном Киеве юноша Голубев поступает в Московскую Духовную Академию. В 1920 году, будучи пострижен в монашество и рукоположен в священный сан лично Патриархом Тихоном, иеромонах Ермоген отправляется в родной Киев. Здесь он вскоре становится наместником Киево-Печерской Лавры. Киев переживал в это время период церковной смуты. Помимо обновленческого раскола здесь имело широкое распространение украинское автокефальное движение (национальное движение, стоявшее за полный отрыв от Русской Церкви), представители которого совершали богослужение на украинском языке и возглавлялись неканоническими, рукоположенными без соблюдения иерархического преемства епископами, почему в народе они назывались «самосвятами». В Киево-Печерской Лавре часть братии была обновленческой. Обновленческим был и знаменитый, взорванный впоследствии во время войны Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Оставшаяся верной Патриарху часть братии совершала богослужения в церкви св. Блаженной Княгини Ольги. Здесь и водворился иеромонах Ермоген, вскоре занявший место наместника Киево-Печерской Лавры в сане архимандрита. Положение наместника осложнялось еще тем, что Митрополит Киевский Михаил непрестанно арестовывался и бывал на воле лишь в краткие промежутки между пребыванием в киевских тюрьмах и ссылках. Молодой архимандрит становится фактически главой Киевской епархии, что литургически подчеркивалось тем, что он во время богослужения имел облаченный архиерейский посох.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились с Православием, а семинария стала православной. В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище. В 1896–1906 годах его смотрителем был будущий Местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Петр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915–1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотворная икона Жировицкой Божьей Матери и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель. Обитель и ее насельники пережили и немецкую оккупацию 1941–1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси просиял преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский (по официальной версии он внезапно скончался в тюрьме НКВД СССР от сердечной недостаточности). В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущевскими гонениями). Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Ермоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию духоносного старчества. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году.

http://e-vestnik.ru/analytics/500_let_us...

В понедельник 24 октября накануне смерти Владыка еще немного говорил. Он сказал каждому что-либо особенно ласковое, как бы прощаясь. Около 5 часов вечера сделался у него сердечный приступ с острой болью, после которого он уже не говорил и лежал с закрытыми глазами. Во вторник утром он нашел в себе силы несколько раз перекреститься при чтении у его одра акафиста святой Великомученице Варваре. В 5-м часу дня 25 октября окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки Владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход души святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. Это было в 16 часов 45 минут, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, Которой Владыка так любил сам возглашать: « Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая! » 28 октября 1955 г. епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства отпел Владыку Николая в кафедральном соборе г. Алма-Аты. Всю дорогу от храма до кладбища (а это около 7 км) гроб с дорогими останками несли на руках. За гробом, по подсчётам милиции, следовало до 40000 человек. Кладбище было переполнено народом так, что шествовавшее за гробом духовенство с трудом достигло могилы. У могилы отслужили литию, и преосвященный Ермоген предал земле тело почившего Святителя. Когда всё было совершено и возвысился могильный холм, покрытый венками, в тишине спустившихся сумерек, при сиянии луны, все присутствующие пропели тропарь Благой Вратарнице, двери райские верным отверзающей. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви исповедник Христовой веры, чудотворец и молитвенник за земли Руси и Казахстана, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай был причислен к лику святых. Из воспоминаний Александры Андреевны Зубцовой. Жизнеописание святителя Николая подготовлено по материалам замечательной книги Веры Королевой «Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский». Оттуда же взяты все воспоминания духовных детей Святителя. Основная канва повествования взята из одноименной статьи, размещённой на сайте Свято-Никольского собора г. Алматы: http://www.nikolay.orthodoxy.ru/saints/nikolay/

http://pravoslavie.ru/put/051025124622.h...

Обитель была возобновлена в 1560 г., в 1652 г. обретены мощи св. кн. Даниила. В XVIII в. в обители нашли прибежище несколько знаменитых церковных деятелей-греков. На Даниловском кладбище погребены выдающиеся деятели литературы. В 1917 г., среди смут и ересей, монастырь стал оплотом традиционного русского Православия. Закрыт в 1930 г., восстановлен в 1983 г. 5 апреля 1928 года Пострижение мое носило торжественный характер. Благовещение в тот год приходилось в Великую Среду на Страстной седмице [ 1 ]. За всенощной пелся умилительный канон. Постригать меня должен был епископ Гурий. Он почему-то задержался в Боголюбской часовне [ 2 ], и я немало волновался, поспеет ли он к концу всенощной. Волнение мое прекратилось лишь тогда, когда мне сказали о прибытии владыки.Духовником мне назначили иеромонаха Данилова монастыря, отца Поликарпа. С крестом он вышел в притвор храма, где стояли я и Евгений, епископ Ейский. В моем подведении участвовали игумен Игнатий (Садковский), иеромонах Петр (Руднев), иеродиакон Ермоген (Голубев), иеродиакон Митрофан (Гринев), игумен Венедикт (Уалентов). Монастырский хор пел под управлением игумена Иоасафа. Теперь все означенные лица уже на ответственных церковных постах. Игумен Игнатий ныне епископ Белевский, отец Митрофан — епископ Таганрогский, отец Ермоген — наместник Киево-Печерской Лавры, отец Петр — епископ Коломенский, отец Венедикт — викарный епископ в Смоленской епархии. Отец Иоасаф — епископ Кашинский, отец Поликарп (Скворцов) и отец Стефан (Сафонов) последовательно занимали должность наместника Данилова монастыря.После совершения пострига епископ Гурий сказал речь. Дословно не могу, конечно, воспроизвести, но смысл ее был следующий: исполнилось мое желание быть монахом, осуществление которого было сопряжено с одолением многих препятствий. Ждут меня скорби и борения. Единственная опора в жизни — это надежда на Бога. Источник силы — молитва к Господу Иисусу Христу, поэтому необходимо непрестанно вращать в уме и сердце оружие Иисусовой молитвы.Должно быть, по великому снисхождению к моим немощам епископ Гурий поздно вечером прислал за мной в церковь отца Стефана и разрешил провести ночь в монастырском корпусе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Там же. С. 175–176. Там же. С. 189. Архив Минского епархиального управления (АМЕУ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 54. Л. 14. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1632. Л. 34. См.: Там же. Д. 1844. Л. 23. См.: АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 924-в. Л. 130. См.: Там же. Л. 135. См.: Там же. Л. 152. Там же. Оп. 1. Д. 54. Л. 16. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1914. Л. 36. Там же. Д. 1916. Л. 7. См.: Там же. Л. 30. В российской и белорусской историографии, включая «Православную энциклопедию», повсеместно присутствует хронологическая ошибка: указывается одновременный переезд монахинь Гродненского и Полоцкого монастыря в 1960 г. АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 924-в. Л. 143. Там же. С. 144. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 49. Л. 34. Там же. Л. 34–35. См.: АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 924-в. Л. 141. См.: Там же. Л. 150. Архиепископ Ермоген (Голубев). После освобождения с Ташкентской кафедры в сентябре 1960 г. он был отправлен в бессрочный отпуск. Местом его пребывания был определен Успенский мужской монастырь в Одессе, а через некоторое время — Жировицкий монастырь, где архиепископ Ермоген пребывал до июня 1962 г. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2017. Л. 19–20.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/article/6177573

19 мая 1918 г. епархиальное собрание избрало новым Киевским митрополитом архиеп. Харьковского Антония (Храповицкого) . И он, и наместник Климент старались вернуть жизнь обители в привычное русло. В нояб. прошли торжества по случаю 300-летия лаврской типографии. Но вскоре в город вошли войска Директории. 4 дек. лавру окружили 2 роты солдат. По распоряжению пришедшего к власти на Украине правительства С. В. Петлюры был арестован архиеп. Волынский Евлогий (Георгиевский) , на следующий день - Киевский митр. Антоний. Братия и верующие пожелали сопроводить арестованного митрополита крестным ходом. При выходе из св. ворот толпа буквально смяла солдат, и лишь самообладание, твердость и рассудительность митр. Антония помогли избежать кровопролития. Полковник Е. М. Коновалец, начальник Осадного корпуса, распорядился расстрелять архиереев. Но, опасаясь негативной реакции населения, власти решили сослать их в Галицию. В 1919 г. в Киеве утвердились большевики. Церковная собственность лавры и ее пустыней перешла в ведение Отдела по ликвидации имуществ религиозных установлений, а жилые здания и весь комплекс лаврских построек, не имевших непосредственного отношения к богослужению, были переданы в Отдел социального обеспечения городского совета. В этих условиях архим. Климент предложил создать из братии трудовую общину для сохранения за лаврой ее имущества. 1(14) апр. 1919 г. Духовный Собор всесторонне обсудил и одобрил эту идею. Членами «Киево-лаврской сельскохозяйственной и ремесленной трудовой общины» пожелали стать 972 чел., способные к сельскохозяйственным и ремесленным работам; в дек. 1920 г. в ней насчитывалось 573 монаха, 316 послушников, 132 вольнонаемных работника (тогда в монастыре еще выплачивали небольшую зарплату). Однако власти потребовали перерегистрировать общину, удалив из нее монашествующих. Ее возглавили светские лица. Община была переименована в «Сельскохозяйственную трудовую артель «Трудолюбие»». В нач. 20-х гг. ХХ в. на территории К.-П. л. был основан инвалидный городок, состоящий преимущественно из деклассированных элементов. Т. н. инвалиды уничтожали бесценные лаврские памятники, грабили иноков, оскверняли святыни. Нападали они и на Музей культов и быта, основанный в лавре в 1922 г. Монастырские б-ку и типографию передали Всеукраинской АН. В течение 1921-1922 гг. происходило изъятие ценностей из ризницы Успенского собора, лаврских церквей. Монахов, пытавшихся спасти древние реликвии, заключали под стражу. Несколько раз подвергался аресту архим. Климент, с 1921 г. временно исполнявший обязанности настоятеля лавры. В его отсутствие эти обязанности исполнял архим. Ермоген (Голубев) . В 1922 г. под давлением властей прекратил деятельность лаврский Духовный Собор. К 1923 г. в обители проживало ок. 400 чел. братии. Лавра временно перешла от общежительного устава к своекоштному, что повлекло за собой упадок иноческой жизни. С целью духовного укрепления иночества архим. Ермоген создал Братство прп. Феодора Студита.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Например, игуменья Гавриила (Рисецкая) вела прекрасные дневники. Она умерла 12 июня 1976 г., в Троицкую субботу. Хоронили ее в Духов день. И сразу после погребения мать Варвара все эти дневники сожгла. Прощание с владыкой Ермогеном Архимандрит Михей был изгнан из Жировицкого монастыря летом 1969 года. Архиепископ Ермоген умер почти 10 лет спустя, 7 апреля 1978 года, на Благовещение. В такой же день, что и Патриарх Тихон (Белавин). Любит Богородица своих верных. 9 апреля 1978 года, в Неделю 4-ю Великого Поста, в Никольском храме Жировицкого монастыря Божественную литургию и отпевание почившего совершил Митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников). В Никольском храме Жировицкого монастыря над телом владыки Ермогена все время читалось Евангелие. Архиепископ Михей и игумения Гавриила, когда Владыка приезжал к ней в Гродно Много лет спустя архиепископ Михей рассказал игуменье Гаврииле, что приезжал тайком попрощаться с почившим. И это вызвало новую волну гнева со стороны властей. Опять уполномоченный грозил ему карами и требовал от митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) сослать его в глухое село. В то время архимандрит Михей служил в Ярославской епархии настоятелем Феодоровского кафедрального собора. Игуменье Гаврииле, а тогда Маше Глуховой, по милости Божией пришлось присутствовать при погребении владыки Ермогена. В 1978-м году ей было 20 лет, и она уже жила в Ленинграде. В последний раз, когда они виделись с архиепископом Ермогеном в Жировицах, он сказал ей при прощании: «Ну, приезжай в Киев, скоро увидимся». Он планировал переехать в родной город, но не успел – скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. До последнего не было известно, где будут хоронить почившего. В Киев Маша поехала на свой страх и риск, памятуя слова о предстоящей встрече, хоть в Жировицах упорно ходили слухи, что архиепископа похоронят там. Она не помнит, как ехала поездом «Ленинград – Киев», какие были остановки. На какой-то большой станции Маша сумела дозвониться домой, и мама сказала ей, что все-таки хоронить его будут в Киеве, на Корчеватском кладбище.

http://pravoslavie.ru/131163.html

Жизнь пастыря настолько не соответствовала образу «попа», нарисованному советской пропагандой, что его арест стал неминуемым. Отец Димитрий был арестован в 1940 г. и приговорен к 10 годам лагерей. По окончании срока заключения пастыря спросили, чем он собирается заниматься после освобождения. «Служить Богу», – сказал исповедник. За это ему добавили еще пять лет ссылки. В 1960 г. после смерти жены отец Димитрий был пострижен в монашество и в 1961 г. направлен в Ракитное. Здесь он скоро стяжал известность как пастырь истинно монашеской жизни. Были зафиксированы случаи исцелений от онкологических заболеваний по его молитвам, а также исцеления бесноватых. Старец умер 19 апреля 1982 г. на Пасхальной седмице, задолго до смерти предсказав ее дату. Чтобы воспрепятствовать скоплению верующих на его похоронах, власти отменили рейсовые автобусы до Ракитного. Несмотря на это, в поселок добрались массы народа, желавшие проводить в последний путь своего старца. § 4. Церковное сопротивление воинствующему атеизму Уход в отставку Хрущева дал Церкви надежду на устранение ряда печальных последствий его правления. Среди таковых была приходская реформа 1961 г. Положение священника стало двусмысленным и мешало должному управлению приходом и окормлению паствы. Серьезную проблему для пастырей представляла власть старост, что постоянно приводило к конфликтам. Попытку изменить ситуацию предпринял архиепископ Калужский Ермоген (Голубев), который в 1965 г. выступил с соответствующим проектом петиции на имя патриарха. Архиепископ предлагал внести поправки в «Положение об управлении Русской Православной Церковью», в частности сделать настоятелей председателями приходских советов. Документ был подписан еще несколькими иерархами, однако под давлением властей свои подписи они были вынуждены отозвать. Сам епископ Ермоген в ноябре 1965 г. был уволен на покой. Проживая в Жировицком монастыре, архипастырь не оставил попыток изменить церковную жизнь к лучшему. В декабре 1967 г. он обратился к патриарху Алексию I с предложением реформировать церковное управление, оставив в Синоде лишь трех постоянных членов (митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого), в то время как трое других должны были избираться на полгода. Еще одно предложение иерарха – изменить порядок избрания патриарха в соответствии с положениями Поместного Собора 1917–1918 гг. Возмущение архиепископа Ермогена вызывало и вмешательство государства в кадровую политику Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010