Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Михей (Хархаров): как жилось в Жировицком монастыре гонимым властью 19.05.2020 445 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru В 2020-м году в Республике Беларусь состоятся празднования по случаю 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Слонимском районе Гродненской области. Центральной датой торжеств станет День памяти Жировичской Божией Матери, который ежегодно отмечается 20 мая. Традиционно в этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе. В послевоенные годы монастырь оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Гродненского Рождество-Богородичного и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского. В XX столетии в монастыре жили видные иерархи Русской Православной Церкви: в 1912–1915-м годах – епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978-м году – архиепископ Ермоген (Голубев). Братия Жировицкого монастыря в 1960-е годы Заметное место в истории монастыря занимает XX век. Есть в ней и такая строка: «Архимандрит Михей (Хархаров) снят с должности наместника Жировицкого монастыря за благожелательное отношение к сосланному в обитель защитнику церковных интересов архиепископу Ермогену (Голубеву)». Настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменья Гавриила (Глухова) – одна из свидетелей тех событий. Когда отец Михей переступил порог обители, будущей игуменье, а тогда Машеньке, было 5 лет. А когда наместник покидал Жировицы, ей исполнилось двенадцать. С архиепископом Ермогеном она была связана до его кончины в 1978-м году. Эти записи составлены на основе ее воспоминаний. Наместником Жировицкой обители архимандрит Михей был назначен 20 октября 1963 года. Было ему в это время 42 года.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Голубев Алексей Степанович; 3.03.1896, Киев - 7.04.1978, с. Жировичи Гродненской обл., Белоруссия), архиеп. бывш. Калужский и Боровский. Сын историка Церкви, проф. КДА и Киевского ун-та С. Т. Голубева . Еще в детстве принял решение посвятить жизнь служению Богу. Часто посещал богослужения в Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре . С 13 лет перестал употреблять мясо, устроил в родительском доме для себя подобие кельи, где молился, читал книги св. отцов, глубокие познания к-рых проявил уже в юношестве. В 1912 г. написал статью с критикой трактовок проф. Ю. А. Кулаковским деятельности свт. Кирилла Александрийского. В 1913 г. статья А. Голубева «Несколько слов о жизни и церковно-общественной деятельности св. Кирилла, Архиепископа Александрийского» была опубликована отдельной брошюрой в Москве по благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) . В 1915 г., по окончании 3-й киевской гимназии, поступил в МДА. В нач. 1917 г. призван в армию, произведен в прапорщики, однако вскоре был демобилизован по болезни и вернулся к занятиям в академии. Оказавшись в нач. 1918 г. на каникулах в Киеве, был задержан красногвардейцами и лишь чудом избежал расстрела. Завершал обучение в условиях гражданской войны, занимаясь на квартирах преподавателей. Окончил МДА в 1919 г. со званием кандидата богословия за соч. «Христианское мученичество: Опыт историко-философского исследования». 21 июня 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ермоген в честь патриарха св. Ермогена в московском Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре . 7 сент. того же года рукоположен во диакона настоятелем Даниловского мон-ря бывш. ректором МДА Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) . В сент. 1920 г., согласно прошению, направлен Патриархом св. Тихоном в Киевскую епархию, зачислен в братию Киево-Печерской лавры. Был назначен на должность помощника миссионера-проповедника лавры, через нек-рое время стал исполнять послушание библиотекаря. В нач. 1921 г. Духовный Собор лавры принял решение ввиду усердного исполнения возложенных на Е. послушаний рукоположить его во иерея. По просьбе Е. ему разрешили получить священническое посвящение от еп. Феодора (Поздеевского), и в апр. он прибыл в Москву. Однако еп. Феодор в это время находился под арестом, поэтому 28 авг. 1921 г. Е. был рукоположен во иерея Патриархом Тихоном. В окт. того же года, вернувшись в Киево-Печерскую лавру, Е. организовал для братии регулярные занятия в виде богословских чтений-бесед, в связи с чем был освобожден от должности помощника миссионера-проповедника. 16 янв. 1922 г. выбран членом Духовного Собора лавры, 2 февр. назначен миссионером-проповедником лавры, в июле - епархиальным миссионером-проповедником Киевской епархии. 10 июля возведен экзархом Украины Киевским митр. Михаилом (Ермаковым) в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/190191.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Владыка Михей был таким, каким должен быть архиерей» К 100-летию архиепископа Михея (Хархарова) 05.03.2021 752 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.Ru В 2021-м году исполняется сто лет со дня рождения архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова). Эльвира Меженная, журналистка из Ярославля, подготовила целую серию публикаций об этом замечательном архиерее, часть которых мы уже опубликовали. Это материалы об участии Александра Хархарова в Великой Отечественной войне, о том, как он управлял Жировицким монастырем в Белоруссии, где в это время находился в изгнании архиепископ Ермоген (Голубев), о чудесной поездке в Крым по его благословению ярославских подростков. В соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, направленном архипастырям, клиру и пастве Ярославской епархии, а также всем близким покойного, в частности, говорилось: «Мы знали и любили покойного архипастыря как молитвенника, сильного перед Господом». Архиепископ Михей (Хархаров) Вместе с ним приходило такое ликование… В 1990-м году несколько столичных священников создали в Москве православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Протоиерей Владимир Воробьев, ныне ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, рассказал, как Братством был организован детский лагерь. Протоиерей Николай Лихоманов – Мы обратились к отцу Николаю Лихоманову, теперь ставшему епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином, с которым были знакомы с начала 1980-х годов. В то время он служил в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской епархии. Хотелось, чтобы лагерь был в русской глубинке и чтобы рядом был храм. Отец Николай указал нам село Богослово недалеко от Тутаева. Это очень красивое место на берегу Волги, где сохранились несколько домов и храм, полуразрушенный и совершенно заброшенный. Здесь мы и устроили палаточный лагерь. Правящим архиереем Ярославской епархии в то время был архиепископ Платон (Удовенко). С ним я встречался один раз, на службе у отца Николая Лихоманова в Воскресенском соборе. Владыка благословил освятить этот заброшенный храм священническим чином. Полный ремонт, конечно, нам было сделать не по силам, но, что могли, мы подремонтировали и начали служить в главном приделе.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/05/vladyk...

Будущий архиепископ Ермоген (в миру Алексей Степанович Голубев) родился 3 марта 1896 г. в Киеве в семье заслуженного профессора Киевской духовной академии и Киевского университета св. Владимира доктора церковной истории Степана Тимофеевича Голубева и Елены Филипповны (в девичестве – Терновской), дочери профессора Киевской духовной академии. Окончил с золотой медалью Вторую киевскую гимназию. Закончил Киевскую духовную семинарию и (в 1919 г.) Московскую духовную академию со званием кандидата богословия. Принял монашеский постриг, рукоположен во иеродиакона в 1919 г. в Московском Даниловом монастыре. Осенью 1919 г. по благословению Святейшего Патриарха Тихона поехал в Киев на служение епархиальным миссионером. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон рукоположил его во иеромонаха. В 1920–1921 гг. назначен членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры. С 1923 г. архимандрит. В 1923 г. арестован за противодействие обновленцам. Отправлен в Краснококшайский лагерь (Марийская республика). Архимандрит Ермоген жил в ссылке вместе со священником Анатолием Жураковским , почти каждый день они вместе совершали богослужение. В 1924 г. освобожден. В 1926 г. избран наместником Киево-Печерской лавры. В обстановке гонений на Церковь о.Ермоген сумел на пять лет продлить жизнь монастырской общины уже вне стен Киево-Печерской лавры. Кроме того, о.Ермоген был назначен управляющим всеми уцелевшими патриаршими приходами. В 1931 г. арестован, без суда и следствия был приговорен к расстрелу, который заменили 10 годами ИТЛ. По пересмотру дел срок ссылки о. Ермогену сократили до 8 лет. С 1945 г. настоятель Покровского кафедрального собора в Астрахани. В 1948 г. стал служить в Самарканде. В 1953 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Владыка Ермоген ревностно продолжил начатое митрополитом Гурием дело возрождения православия. По инициативе епископа Ермогена в Ташкенте после землетрясения был построен обширный храм, освященный 11 декабря 1957 г. Это было крупнейшее строительство в Русской Православной Церкви за 50 лет богоборческой власти. С 1955 г. временно управляющий Алма-Атинской епархией. В 1956 г. был отправлен на покой, в 1958 г. восстановлен. Возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ермоген (Голубев) Ермоген (Голубев), архп. б. Калужский и Боровский. Родился в 1896 году в семье профессора Киевской духовной академии и университета С.Т. Голубева (доктора Церковной истории). Окончил Киевскую 2-ю гимназию с золотой медалью и затем – Московскую духовную академию при ректоре епископе Феодоре (Поздеевском) со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество в Московском Даниловом монастыре и там же рукоположен в иеродиакона. В 1919 году переведён в качестве миссионера в Киево-Печерскую Лавру. В 1920 году в Москве Святейшим Патриархом Тихоном рукоположен в иеромонаха и определён членом Духовного Собора Киево-Печерской Лавры. В 1921 году – участник Православного Всеукраинского Собора. В 1922 году возведён в сан архимандрита. В 1926 году избранием братии Киево-Печерской Лавры (к этому времени лишившейся лаврских храмов, занятых обновленцами) избирается настоятелем Лавры на место отсутствующего настоятеля архим. Климента (Лавра в 1924 году получила права ставропигии), в каковой должности и был утверждён Зам. Патр. Местоблюстителя митрополитом Сергием. Управлял братией Лавры (совершавший свои службы в Ольгинской церкви на Печерске в Киеве), в то время состоявшей в 600 с лишним человек, до 1931 года включительно. С 1942 года – настоятель собора в г. Самарканде. 1 марта 1953 года хиротонисан во епископа Ташкентского Среднеазиатского. Хиротония состоялась в Патриаршем Богоявленском соборе. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митрополит Коломенский Николай и архиепископ Макарий Можайский. С ноября 1955 года по июнь 1956 года временно управлял Алма-Атинской епархией. 31 мая 1956 года был освобождён от временного управления Алма-Атинской епархией. По его инициативе в начале 1957 года было начато в Ташкенте строительство обширного и вместительного храма и 11 декабря 1957 года этот храм был освящён. С 20 февраля 1958 года епископу Ермогену вторично поручено временное управление Алма-Атинской епархией. 28 августа 1958 года освобождён от управления ею и одновременно возведён в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исповедникам веры посвящена открывшаяся в Санкт-Петербурге выставка " Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града " мая 2012 Представлены фотографии, документы, личные вещи исповедников веры из архива клирика Псковской епархии, протоиерея Павла Адельгейма, материалы о церковной жизни 1940–1960-х годов из коллекции Вадима Кустова. Исповедникам веры, чудом выжившим в годы репрессий, посвящена выставка " Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града " , которая открылась 22 мая в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Она посвящена представителям подлинной " духовной аристократии " - епископам, священникам, мирянам, по разным причинам в годы советской власти оказавшимся в Средней Азии. Среди них были выходцы из Александро-Невского братства в Петрограде, последние духовные чада Оптинских старцев, члены московской " маросейской " общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, вернувшиеся в Россию эмигранты " первой волны " , наследники традиции Киевских духовных школ и братств. Все они образовали своеобразную духовную семью. Главными лицами, о которых рассказывает выставка, стали преподобный Севастиан Карагандинский, митрополит Гурий (Егоров), архиепископ Ермоген (Голубев), архиепископ Гавриил (Огородников), архимандрит Борис (Холчев), инокиня Евгения (Миллер). Эти люди связывают нас с прежней Россией и ее Церковью. Представлены фотографии, документы, личные вещи исповедников веры из архива клирика Псковской епархии, протоиерея Павла Адельгейма, материалы, передающие атмосферу церковной жизни 1940-1960-х годов из коллекции Вадима Кустова.   Говоря о названии экспозиции, член Свято-Петровского братства Юлия Балакшина напомнила, что Град Божий - одно из древнейших имен Церкви. В стране, где люди кричали: " Слава партии! Слава Сталину! " и требовали казни " врагов народа " , новомученики и исповедники сохранили принципиально иное духовное пространство, само сокровище Церкви. Мы имеем право называть их именно гражданами Божьего Града -  теми, кто деятельно отвечал за Церковь в самые трудные годы ее существования.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=230...

Русская Православная Церковь ХХ век 17 июня Москва. Храм Большого Вознессения 1924 год – Состоялось совещание Антирелигиозной комиссии. АРК приняла решение: «Организацию временных епархиальных тихоновских советов считать возможным только в том случае, если у последних будут отсутствовать антисоветские тенденции и произойдет слияние на местах тихоновских епископов с потерявшими авторитет живоцерковниками». В июне 1926 года – На Украине сотрудники ОГПУ арестовали автокефалиста Василия Липковского. После ареста Липковский был вывезен в Харьков. Затем киевское ГПУ опечатало канцелярию рады УАПЦ и объявило, что Автокефальная Церковь больше не существует. Летом 1965 года – Архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) составил Заявление на имя Святейшего Патриарха Алексия.  Заявление подписали: архиепископы –  Иркутский Вениамин (Новицкий), Казанский Михаил (Воскресенский), Пермский Леонид (Поляков), Пензенский Феодосий (Погорский), Новосибирский Павел(Голышевым), Мукачевским Григорием (Закалякой), Ташкентским Гавриилом (Огородниковым), епископами Рижским Никоном (Фомичев) и Черновицкий      Нестор (Тугай). В Заявлении говорилось о негативных последствиях реформы приходского управления, ставилась под вопрос каноническая состоятельность соответствующих решений Собора, а также предлагалось внести такие поправки в «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которые бы позволили настоятелям входить в состав приходских «двадцаток». Особенно острым местом Заявления было указание на то, что юридические акты, на основании которых власти заставили Архиерейский Собор изменить порядок приходского управления, были изданы до принятия Конституции 1936 г . и вошли в противоречие с теми ее статьями, которые декларировали равноправие всех граждан СССР, не делая при этом исключения для священнослужителей. Таким образом, группа архиереев попыталась исправить печальную ситуацию в жизни приходов, которая сложилась в результате навязанных Церкви решений Архиерейского Собора 1961 г . Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел приходов ставило их в сложное положение, затрудняло духовное окормление паствы, порождало конфликтные ситуации. Старосты приобрели огромную власть.

http://pravoslavie.ru/5485.html

Интеллигентный и весь какой-то светящийся, он выбивался из среды тех лет. Как было много тех, кого он раздражал одним своим видом! Ведь остаться живой душой в безвоздушье, не потерять способности мыслить и говорить правду — это, само по себе было равносильно вызову. Ловушка снимка защелкнула необыкновенное выражение лица — «по-пастырски» теплое и достаточно твердое одновременно… Глубокие глаза и притаившаяся в морщинках улыбка, достоинство и простота, несовместимая с низкопоклонством и человекоугодием. Интеллигентный и весь какой-то светящийся, он выбивался из среды тех лет. Как было много тех, кого он раздражал одним своим видом! Ведь остаться живой душой в безвоздушье, не потерять способности мыслить и говорить правду — это, само по себе было равносильно вызову. Он принадлежал к той когорте старорежимных священников, которым было «позволено» жить после унижений и издевательств с одной существенной оговоркой — о том, что власти полагаются на   их «разумность», то есть непротивление беззакониям;   к той когорте, которая, хорошо зная силу режима, не подписывала с противоборствующей стороной никаких соглашений и не признавала сомнительных компромиссов по убеждению, что «сила — в любви». «Крещение» Истоки «несоветской» интеллигентности владыки Ермогена открывают первые строчки биографических справок: «Родился 3 марта 1896 года в городе Киеве в семье профессора Киевской Духовной академии и Киевского Университета, доктора церковной истории С.Т. Голубева». Получивший прекрасное классическое образование в гимназии старого образца, Алексей Голубев с юности на всю жизнь выбрал свой путь, поступив в Московскую Духовную академию. «Разлом» в социальном укладе страны пришелся как раз на годы его обучения. В 1915 г . он стал студентом одного из лучших учебных заведений в стране, а в 1919 г . — выпускником вуза, «автоматически» относимого к числу «классово чуждых   и вредных»… Нелояльность по отношению к режиму подчеркивало уже то, что сразу после окончания Духовной академии Алексей Степанович не замедлил принять монашеский постриг. Быстрое прохождение ступеней церковной иерархии было связано с исключительными обстоятельствами тех лет: продвижение в сане означало тогда готовность в любой момент принять удар, последовать в ссылку, пойти на казнь. Молодые священники сменяли тех, над кем власть свершала неправедные суды.

http://pravmir.ru/byt-svobodnym-vo-xrist...

«Владыка не требовал, не выпрашивал – он молился. И все получалось» К 100-летию архиепископа Михея (Хархарова) Игуменья Екатерина (Гаева) В 2021-м году исполнилось сто лет со дня рождения замечательного архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова). Ярославская журналистка Эльвира Меженная подготовила целую серию публикаций об этом замечательном архиерее, часть которых мы уже опубликовали. Это материалы об участии Александра Хархарова в Великой Отечественной войне, о том, как он управлял Жировицким монастырем в Белоруссии, где в это время находился в изгнании архиепископ Ермоген (Голубев), о чудесной поездке в Крым по его благословению ярославских подростков. Новая глава воспоминаний расскажет о благодатной силе архиерейского благословения. За то время, когда владыка Михей возглавлял Ярославскую кафедру, он постриг в монашество множество людей. Трое из них стали архиереями: митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор (Казанов), епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), епископ Некрасовский Борис (Баранов). Несколько пострижениц владыки Михея стали игуменьями. Наталья Гаева, ныне игуменья Казанского монастыря Екатерина, в 1990-е годы работала в Отделе архитектуры и градостроительства в мэрии Ярославля. Город возвращал епархии храмы, которые к тому времени представляли из себя разрушенные стены. Казанский собор в центре Ярославля имел чудовищный вид: ободранный, с развалившейся лестницей, без куполов и крестов. Внутренние перекрытия разделили его на этажи, где в маленьких клетушках располагался областной архив. Никто не верил в возможность его возрождения, но трудами и молитвами владыки Михея собор восстал из руин. Изменил владыка и жизнь самой Натальи, в те годы не помышлявшей о монашестве. Игуменья Екатерина (Гаева) – Еженедельно в мэрии проходили штабы по реставрации здания Казанского собора, – рассказывает матушка Екатерина. – Возглавлял их первый заместитель мэра Ярославля Владимир Александрович Ковалев, впоследствии председатель правительства области. На совещания приглашали и правящего архиерея – архиепископа Михея. На тот момент я уже начала воцерковляться. Но как подойти к владыке, благословение взять – не знала. Чувствовала, что это какой-то другой этикет. И когда, войдя в зал заседания, он осенял всех присутствующих крестным знамением, я чувствовала силу благодати.

http://pravoslavie.ru/137970.html

Евдокимов Василий Федорович, священник, Давидова Татьяна Алексеевна Будущий протоиерей Василий Федорович Евдокимов родился в 1903 г. в г. Козлов Тамбовской губ. В 1920-е гг. служил иподиаконом у епископа Димитрия (Добросердова). Был прихожанином храма свт. Николая на Маросейке в Москве. В ночь на 29 октября 1929 г. был арестован вместе с о. Сергием Мечёвым , иеромонахом Саввой (Чиркиным), О. А. Остолоповой, осужден и отправлен на три года в Соловецкий лагерь. После освобождения вернулся в Москву. 14 февраля 1934 г. арестован, проходил по одному делу с о. Павлом Флоренским. Отправлен в Дмитлаг. В 1935 г. освобожден и на 3 года сослан в г. Ковров. Живя во Владимире, познакомился со святителем Афанасием, присутствовал на его тайных богослужениях. В 1938 г. переехал в г. Калинин, чтобы быть ближе к о. Сергию Мечёву . В августе 1941 г. по благословению о. Сергия Мечёва Василий Федорович обвенчался с Татьяной Алексеевной Давидовой 421 , которая как и Василий Федорович, была прихожанкой маросейского храма. В 1941 г. Василий Федорович был призван в армию, в 1942 г. демобилизован. С 1948 по 1958 г. проживал во Владимире. В 1958 г. по предложению протоиерея Бориса Холчева приехал в Ташкент. 11 апреля 1954 г. архиепископ Ермоген (Голубев) рукоположил Василия Федоровича в диакона, а 18 апреля – во иерея. Служил в Фергане. В октябре 1955 г. назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в г. Оше и благочинным Южной Киргизии. Возведен в сан протоиерея. В 1961 г. лишен регистрации и был вынужден переехать в Ташкент. Летом 1987 г. вышел за штат и переехал в Москву, где и скончался в 1990 г. 422 1. (от Т. А. Давидовой) 27 октября 1954 г. Дорогой Владыко, простите, долго не отвечали Вам, не поблагодарили за Ваше, такое ласковое, письмо. Очень нам дорого Ваше поздравление и Ваше к этому отношение. Спаси Вас Господи! Сегодня ровно месяц, как я выехала из Москвы к месту нашего нового жительства. Жить мы будем вместе, сейчас здесь, в Фергане, а дальше как Бог даст. Я уже в этих краях с Апреля и приезжала в М[оскву] для всяких дел только. Климат здесь, говорят, очень изменился. Лето не такое жаркое, а зима много холоднее, бывает мороз до 15°.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010