В этой книге приводится оригинальный текст иеромонаха и живописца Дионисия Фурноаграфиота, написанный им в начале XVIII века. Наставление в живописном искусстве, составленное Дионисием, основывается на знаниях полученных им при изучении работ живописца Еммануила Панселина, жившего в XVI в. и работавшего на Афоне (монастырском комплексе в Греции, на полуострове Халдаки).   Ерминия или наставление в живописном искусстве составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом (1701–1733 гг.) Посвящение Богородице и Приснодеве Марии О, светозарная, благодатная Богородице Марие! Многоречивый вития и любомудренный врач Лука, опытнейший во всяком знании наставник и учитель, священнейший и велегласнейший провозвестник и описатель евангельских событий, желая всем доказать святое благоговение к богоблагодатному величию Твоему, признал должным посвятить царственному лицу Твоему не иное какое-либо произведение обильных духовных дарований своих, а живописное и художественное изображение достойнозримого и умилительного лика Твоего, который он видел своими очами, – изображение на досках разными красками и позлащенною мусиею. Ему поревновал и я, недостойный, и, думая, что захотеть значит то же, что сделать, начал учиться иконописанию, дабы исполнить желание свое и вместе долг благоговения к величию Твоему и к дивной красоте Твоей. Но я много погрешил, думая так; ибо способности мои не вполне соответствовали моему желанию и усердию. Однако, чтобы под конец не отстать от доброй цели своей и не лишиться пользы от неусыпных трудов своих, я сподобился посвятить Тебе по крайней мере учение о художестве моем, составленное и написанное с большим прилежанием, сколько позволял мне собственный опыт, и обогащенное сведениями о разных способах живописи. Ибо я уверен был, что, как Тебе, так и Владыке и Творцу всего, угодно и благоприятно только то, что посильно. В этом учении всем даровитым от природы живописцам указаны начатки сего изящного искусства, свойство и употребление красок и предметы исторической живописи, то есть, как и на каких местах священных храмов изображать их, дабы благолепною живописью представить созерцаемую умом твердь церкви 1 , и преимущественно лучезарный и благодатный лик Твой, непрестанно напечатлеваемый в душах всех благочестивых людей, имеющих быть до скончания века, и дабы они, взирая на него здесь на земле, и возносясь умом своим к первообразу, надеялись созерцать вечные красоты, видения коих сподобиться бы и мне святыми молитвами Твоими. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

10. О приготовлении красного полимента Возьми лучшего болюса, который не очень красен и в средине имеет беловатые жилки, и испробуй его так. Если жилки в нем мягки, то он хорош, а если жестки, как глыба земли или камень, то негоден. Возьми его 18 драм, [Драма весит немного более нашего золотника.] да константинопольской охры две драмы, еще полдрамы лампезия, то есть красного свинцу и полдрамы свечного сала; сожги лист бумаги и присоедини полдрамы ртути. [В иерусалимской рукописи о ртути не упомянуто.] А как она распускается, слушай. Положи ее на ладонь в слюну твою, разотри пальцем, и она распустится. Все это вместе положи на мраморную доску и сотри сильно, потом тонко наложи этот полимент два-три раза и золоти на водке. [Раки. – Эта водка приготовляется из выжимок виноградных гроздьев.] Позолота твоя будет удивительно хороша. 11. Иной полимент Возьми упомянутого болюса и охры по ровной части, сотри их хорошенько, подбавь к ним немного мыла и яичного белка и, наложив этот полимент, золоти как сказано выше. 12. Иной полимент Возьми армянской глины или того же болюса восемь драм, ртути одну драму, свечного сала [Овечьего жира, – в иерусалимской рукописи.] одну драму, красного свинцу одну или две драмы, киновари одну драму, желчи одну драму, константинопольской охры пять драм и немного яичного белка, хорошенько сотри все это вместе, и, испробовав, золоти. 13. Как золотить иконы Сделав рисунок иконы угольным карандашом, прочерти его тонкою иглою, потом счисти уголь грецкою губкою, и если икона где-нибудь замарана, вычисти ее осторожно и тонко накладывай полимент два или три раза, дав ему просохнуть после каждой накладки. Когда же он просохнет хорошо, тогда положи икону пред собою плашмя, возьми листовое золото и накладывай его на нее, прижимая окраины каждого листика гладильною костью, дабы оно пристало к иконе и дабы не сдул его ветер, или не сдвинул ток подливаемой под него водки, А водкою наполни стеклянный сосудец, и наливая ее под листовое золото с краев иконы, приподнимай одну сторону ее, и направляй водку так, чтобы она смочила всю поверхность доски.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Возьми новый горнец с узким горлом и насыпь в него до половины или немного более гашеной извести, мелкой, как мука; налей туда крепкого уксуса по горло и прутиком сболтай оба эти вещества, чтобы они хорошо соединились; потом поставь горнец на огонь и кипяти, пока улетучится уксус; тогда сними его с огня, налей другого уксуса – столько, чтобы покрылась им известь, и замазав горнец плотно тестом с паклею, закопай его в неперебродивший конский навоз в теплом месте и чрез каждые три дня переставляй в другое место, зарывая в такой же навоз, пока пройдут 36 дней. После сего вынь горнец, раскрой его и найдешь в нем хорошую лазурь. 47. О приготовлении чернил Возьми три фунта яблоневой коры, положи ее в сосуд, наполненный четырьмя с половиною фунтами воды, и оставь на одну неделю или на две, чтобы кора размокла; если же хочешь, то выставь и против солнца. Потом отлей полтора фунта воды, натолки 10 драм чернильных орешков да 15 драм калаканфи [Карина], положи все это в горшок или в медный котел и кипяти дотоле, пока выкипит половина; после сего процеди весь состав сквозь тонкое полотно, а остатки сполосни водою, отвесив ее 10 драм; влей ее в чернила и опять процеди сквозь тонкое полотно; затем слей чистые чернила в прежний сосуд, в котором ты варил их, натолки 12 драм самой чистой камеди, положи ее в чернила и поставь на огонь ненадолго, лишь бы распустилась камедь. Однако если ты можешь распустить ее без огня, то будет лучше. Наконец береги чернила в стеклянном сосуде и пиши, когда надобно. Ты увидишь, что они очень хороши. 48. Как составить киноварь для писания на бумаге Возьми 10 драм киновари, перетри ее на мраморе так мелко, чтобы она таяла на языке [Нельзя следовать этой рекомендации буквально, т. к. киноварь ядовита], собери с плиты в чернильницу; потом истолки 2 драмы камеди да 2 драмы сахарного леденца, смешай их с киноварью и пиши. Ежели письмена окажутся не очень красны, то поступи так. Дай киновари хорошо отстояться на дне чернильницы, а от желтоватой воды, которая окажется наверху, отлей немного в другой сосуд и береги ее; самый же отстой сболтай в чернильнице и пиши несколько времени, но ежели письмена не блестят, то возьми ту воду, которую ты отлил, влей в чернильницу и пиши смело. 49. Как писать икону по-московски

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Наложив облицовку, угладь ее хорошенько штукатурною теркою, дай немного просохнуть, потом рисуй. 58. Как делать рисунки на стене Когда хочешь делать рисунок изображения на стене, то сперва уравняй и угладь местность, потом возьми железный циркуль и к обеим сторонам его прикрепи деревянные палочки такой длины, какой хочешь, а к одному концу привяжи кисть, чтобы ею брать краску для означения размеров и округления венцов. Означив размеры, возьми охру, и делай очерк кистью сперва водянисто, потом вырисуй его тою же охрою, и если она не впилась хорошо в стену, вырисуй с известковым раствором, округли венцы; хорошенько угладь поле, и тотчас наложи черную краску; потом угладь место под одежду и прогрунтуй ее. Но смотри, после углаженья делай рисунок менее часа, а если промедлишь, то появится кора, которая не принимает в себя красок; и они впоследствии отпадут. В случае же невольного промедления, поскобли железною лопаточкою то место, которое не вопьет в себя краски, и клади ее: тогда она не отпадет. Подобным образом угладь место и для лица и прочерти его такою же лопаткою, или мозаичным камешком, или костяным ножом; так же прочерти и одежду. Прогрунтуй лицо, обрисуй его и придай ему телесный цвет. А если промедлишь, и образуется кора, то поступи так, как мы сказали. 59. Как приготовлять белила для стенной живописи Возьми известь из старого творила и испробуй ее так: положи на язык свой, и если она не горька и не кисла, но такова, как земля, то хороша. Возьми ее, перетри, и у тебя будут хорошие белила для стены. А если не найдешь такой извести, то возьми обломки старой штукатурки [В иерусалимской рукописи прибавлено: пятидесятилетней.], на которой когда-то была живопись, и соскоблив краски, перетри ее, еще сухую, на мраморной плите, положи в сосуд, раствори водою и, дав отстояться, процеди ее раза два, дабы с водою уплыли пакля и солома. Потом перетри ее мелко и получишь хорошие белила. Если же не найдешь и такой извести, то поступи так. Возьми обыкновенную штукатурную известь, выставь ее против солнца, чтобы она просохла, потом пережги ее хорошенько в печи или на очаге, перетри и работай.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

- это порядок, согласно которому на живописную поверхность наслаиваются различные красочные элементы: графические и живописные. Его наипростейшим, «сокращенным» вариантом была 3-слойная скоропись, в к-рой поверх основного цветового тона наносилась темная и светлая графическая разделка. Порядок работы средневек. художника можно реконструировать благодаря руководствам по технике живописи («Schedula diversarum artium» пресв. Феофила, кон. XI - нач. XII в.; «Il libro dell " arte о Trattato della pittura» Ченнино Ченнини, кон. XIV в.; «Ерминия» иером. Дионисия Фурноаграфиота, ок. 1730-1733,- несмотря на позднюю датировку, терминология «Ерминии» может быть применена для наиболее точного описания приемов визант. и древнерус. живописи). Схема работы иконописца, отвечающая средневек. живописному методу, содержит неск. последовательных этапов. В первую очередь на белой грунтованной доске художник делает «очерк изображения», нанося кистью жидкой черной (реже цветной) краской предварительный рисунок (в иконе в отличие от стенописи он редко дублировался процарапанной графьей). Затем он приступает к золочению фона, «сажая» на особый клей или лак золотые или серебряные, тонко выкованные листочки. Это было «сусальное» (по терминологии рус. ювелиров) золото либо серебро. Оно отличалось от твореного (т. е. растертого в «твориле» вместе со связующим веществом) не только блестящей и гладкой фактурой, но и экономичностью. Золото на фонах икон полировалось, так что стыки «внахлест» приклеенных листиков не были видны. Под золото иконописец мог подкладывать особый цветной грунт - коричневый болюс, или оранжевый сурик, или желтую охру, но чаще процесс золочения в визант. и древнерус. иконе в этой технологии не нуждался. Иногда золото покрывало всю поверхность, приготовленную для живописи, особенно в миниатюрных формах, и тогда краски приобретали повышенную яркость. Фоны икон золотились не всегда. Они могли быть окрашены чаще всего в желтый, а также в светло-зеленый, голубой, светло-коричневый, ярко-красный, белый цвета. Иногда оформление фонов подражало живописными средствами орнаменту металлического оклада или эмалям. Нередко ту же роль - имитации рамы-оклада - играли цветные или золотые поля икон, украшавшиеся либо надписями, либо медальонами с изображениями святых.

http://pravenc.ru/text/389066.html

«Лоно Авраамово». Миниатюра из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol. 39) Название композиции с изображением ветхозаветного патриарха Авраама (одного или вместе с патриархами Исааком и Иаковом ), сидящего на троне в райском саду с душами праведников в виде отроков, находящихся на его коленях, за пазухой и стоящих вокруг трона. «Л. А.» обычно включается в сложную многосоставную картину Страшного Суда, символизируя блаженство праведных в раю в противоположность мучениям грешников в аду. В основе композиции «Л. А.» лежит иллюстрация евангельской притчи о богаче и бедном Лазаре, в которой говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Изображение встречается на миниатюрах лицевых Псалтирей и Евангелий. Самой ранней известной иллюстрацией притчи является миниатюра из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 149, 879-882 гг.), на которой изображен сидящий на троне Авраам с Лазарем (душой Лазаря) на коленях. В качестве изображения рая сцена «Л. А.» представлена в Псалтири Барберини, она иллюстрирует текст Пс 22 (Vat. gr. 372. Fol. 39, 3-я четв. XI в.). Авраам (надпись по-гречески: Αβρααμ) в голубом хитоне и розовом гиматии восседает под деревьями на золотом троне, у него на коленях - детская фигурка (душа Лазаря), перстом левой руки он указывает вверх. Рай омывается потоком воды, изливающимся из кувшина. Причем донце кувшина изображено в устах расположенной справа полуобнаженной мужской фигурки в голубом препоясании (греч. надпись: ποτε - никогда), символизирующей богача, оказавшегося после смерти в аду, где, мучаясь от нестерпимого жара, он тщетно просил Авраама прислать к нему Лазаря, чтобы тот омочил ему водой язык. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) об иллюстрации заключительной части притчи о богаче и бедном Лазаре сказано: «…богач горит в адском огне и говорит: отче Аврааме, помилуй мя. Напротив него в раю сидит Авраам, держа на лоне своем Лазаря, и отвечает ему: чадо, помяни яко приял еси благая в животе твоем» (Ерминия ДФ. С. 125).

http://pravenc.ru/text/2110720.html

А. известен как гимнограф и писатель. Ему принадлежат похвальные слова ап. Андрею (BHG, N 105), вмц. Варваре (BHG, N 218), мч. Ферину Эпирскому (BHG, N 1799), им написаны анакреонтические стихи на Христово Воскресение ( Matranga P. Anecdota Graeca. R., 1850. Pars 2. P. 670-675; PG. 140. Col. 937-940; Beck . Kirche und theol. Literatur. S. 545, 669, 702, 707); ему обычно атрибутируется составление канона Елеосвящения 4-го гласа с акростихом «Ευχς λαου ψαλμς ξ Αρσενου» (        ) (M. Jugie), а также канона сщмч. Тимофею Прусскому (J. Mateos). А. ошибочно отождествляют с мон. Арсением, к-рый состоял в переписке с Патриархом Фотием, и поэтому неправильно относят время жизни А. к VIII в. Сохранилось житие А. (BHG, N 2044), включенное в синаксарь не позднее 2-й пол. XVII в., и ода, написанная в честь А. Иоанном Крассом (BHG, N 2045). Пространное житие находится в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца. Память А. внесена в рус. календари в XVII в. начиная с печатных Святцев 1656 г. Гимнография. Известно последование А., впервые изданное в 1694 г. ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. XIX, 14). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, последование А. не вошло. Иконография. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § XV. 18), в разделе «Песнотворцы» об облике А. сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы...». Ист.: BHG, N 2044-2045; Νικο δμος. Συναξαριστς. T. 1. Σ. 454-457; ActaSS. Ian. T. 2. P. 761; Lampros Sp. Κερκυρακ νκδοτα. Αθναι, 1882. Σ. 9-22; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 166; Goar. Euchologion. P. 332-334; Требник. Ч. 1. С. 292-302 [канон на Елеосвящение]. Лит.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 290-292; P é trid è s S. , Emereau C. Saint Arsène de Corfou//EO. 1921. N 20. P. 431-446; Jugie M.//EO. 1927. N 26. P. 416-419; Mateos J. À la recherche de l " auteur de canon de l " Euchélaion//OCP. 1956. P. 361-375; Ерминия ДФ. С. 175; Janin R. Arsène, évêque de Corfou//DHGE. T. 4. Col. 751-752; Ο Κερκρας Μεθδιος. Αρσνιος, Αρχιεπσκοπος Κερκρας//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 231-234; Sz ö v é rffy. Hymnography. Pt. 2. P. 55; ODB. Vol. 1. P. 187; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 57-58.

http://pravenc.ru/text/76184.html

Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - не упоминает о К. и его сыне. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) их память отмечена; согласно описанию, К. «подобием стар, брада доле Златоустовы, надседа, власы просты, риза монашеская; сын его Конон, диакон, 17 лет, подобием млад, власы по плечам, риза диаконская, стихарь, в руке кадило и фимиамница» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 285). В пособии для иконописцев, составленном акад. В. Д. Фартусовым, «Конон-отец - с менее чем средней величины бородой, волосы коротки, с большой проседью, лицом худ, но очень красив и светел», изображен облаченным в «одежды небогатые» - тунику и темную короткую мантию; отмечается, что святому можно «писать хартию» с неск. вариантами изречений, в одном из к-рых можно видеть косвенное указание на его монашеское служение («Подобает нам, верным, многими скорбьми внити в царствие Божие, а сынове мира сего, пространно в сластях мирских живущии, изгнани будут вон, и идут во тьму кромешную, идеже будетъ плач, и скрежет зубом»). Там же о сыне К. говорится, что он молод, безбород, «лицом красив», облачен в белую тунику, с поручами и орарем, что указывает на его диаконское служение; содержание хартии в руке подчеркивает или факт ухода от мира ради спасения души («Жизнь сия несть жизнь, но смерть, и вси любители временныя сея жизни умирают вечно: есть же жизнь о Владыки нашего Христа безконечная, юже дает любящым Его»), или праведность, вознагражденную жизнью вечной («Праведным рабом Христовым нетленныя уготовашася венцы в славе небесной, нескончаемом царствии Христа Бога нашего») ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 202-203); В одном из наиболее древних известных настенных минологиев - росписи ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) - в юж. люнете на юго-зап. стене основного объема изображен оплечно св. Конон (сохр. надпись). П. Мийович ( Менолог. С. 295, схема 27 на с. 300) относит его память к 5 марта, идентифицируя как исп. Конона Исаврийского или мч. Конона Градаря. Однако это изображение можно отнести и к 6 марта - в таком случае святой может быть определен как К.

http://pravenc.ru/text/1841958.html

В храме под сению, вывершенной куполом, стоит трапеза; на ней видна кадильница златая. Тут святой Симеон Богоприимец держит на руках своих младенца Христа, благословляющего его. Напротив него близ трапезы стоит Богоматерь и простирает к нему руки. Позади нее Иосиф держит двух голубей. Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: Сей младенец сотворил небо и землю. 7. Иосиф с Богородицею бежит в Египет Вдали рисуются горы, а на первом плане – Богоматерь с младенцем, сидящая на осле, Иосиф идущий за нею и держащий на плече посох с навитою на него одеждою, и отрок, ведущий осла за веревку, в руках держащий корзинку и озирающийся на Пресвятую, а пред ними – крепость и идолы, падающие со стен ее. 8. Избиение младенцев Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину. 9. Двенадцатилетний Христос, сидящий среди учителей В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа. 10. Христос, грядущий креститься в Иордане У гор течет река Иордан. На одной из них виден идущий Христос. Предтеча указывает Его народу, держа хартию со словами: се Агнец Божий, вземляй грехи мира. В другом отделении изображения Христос виден на берегу Иордана, и пред Ним Предтеча с хартиею, на которой написано: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Христос благословляет ему на хартии: пророче, остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. 11. Крещение Христово

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Во дворце царь сидит на престоле. По обе стороны его сидят пятьдесят риторов в повязках из платков. Старший из них, встав с седалища свою и приблизившись к царю, разговаривает со святою, указывая на нее риторам. Все они дивятся и указывают на Екатерину, иные схватившись за бороды свои, иные разговаривают между собою. 7. Святые пятьдесят риторов, уверовавшие во Христа после беседы с Екатериною, предаются огню. Св. Екатерина стоит; ей кланяются риторы, а вблизи пылает огонь; воины связывают риторов и повергают их в пламя. 8. Мучение св. Екатерины Под четырьмя колесами, укрепленными на одной оси, в кои заклепаны ножи, святая лежит на земле; руки и ноги ее связаны; близ нее стоит ангел и разрешает ее от уз. У колес лежат многие посеченные и мертвые воины. Напротив них царь сидит на престоле. Царица Августа появляется из двери дома и укоряет царя в присутствии многих людей. Вдали эту же царицу мечом усекает палач; а другие палачи обезглавливают многих воинов, уверовавших во Христа. 9. Усекновение св. Екатерины Св. Екатерина стоит на коленах; палач поднял меч, чтобы отрубить ей голову. Многие мужи и жены плачут. 10. Перенесение мощей св. Екатерины на гору Синайскую На вершине высокой горы два ангела полагают тело св. Екатерины; один поддерживает голову, а другой стопы ее. Чудеса св. Антония 1. Святой Антоний терпит удары от бесов В погребальном вертепе св. Антоний лежит на земле; его окружили бесы и бьют палками; а другие бесы стаскивают кровлю с этого вертепа. 2. Искушение св. Антония от бесов Погребальный вертеп отворен; стены его полуразрушены; тут св. Антоний лежит, облокотившись на одну руку, а другую подняв вверх и смотря на небо; голова его немного приподнята. Его окружили бесы. Одни из них разрушают стены, а другие в виде львов, иные в виде змей, прочив в образе других зверей, нападают на него. В небе виден Христос; и от Него исходит луч на голову святого. 3. Святой Антоний, проходя пустыню, находит серебро и золото Между горами пролегает дорога; на ней лежит большое серебряное блюдо и немного подальше – куча золотых монет. Святой Антоний, увидев эти вещи, бежит с дороги в сторону; на одном плече его торчит посох, с навитою на нем верхнею одеждою его. 4. Святой Антоний возделывает землю

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010