О греческом иконописном подлиннике. Существовал ли надзор над деятельностью живописцев в первенствующей церкви. Чем он был вызван впоследствии. Время появления толкового и лицевого подлинников; понятие о них Ерминия Дионисия Фурноаграфиота, их содержание и характер. Значение подлинника в истории византийской иконографии. В первое время своего существования христианское искусство было свободной профессией; им мог заниматься всякий, имевший для этого уменье и техническую подготовку. Религиозный строй христианской общины и ее боязливо-осторожное отношение к искусству античного мира предохраняли молодое искусство если не от вторжения, то, по крайней мере, от распространения изображений, чуждых ему по содержанию или выполненных с какой-нибудь заведомо ложной мыслью. Такие изображения хотя и обращались в еретических кружках первых веков, но никогда не были принимаемы в общецерковную среду и признавались произведениями непозволительными, злонамеренными, наряду с литературными произведениями, выходившими из-под пера частных лиц или сект, отчужденных церковью. Правда, советы, данные Климентом Александрийским христианам касательно того, чтобы символы, вырезаемые ими на кольцах и перстнях, носили христианский, а не языческий характер, далее не совсем лестные отзывы Иринея и Епифания о разного рода религиозных произведениях кисти и резца гностиков показывают, что уже тогда существовали в своем роде границы, за чертой которых то или другое художественное произведение становилось запретным, апокрифическим. Эти границы, или лучше сказать, это разборчивое отношение к предметам искусства, выражались не в виде запретительных мер, не в форме надзора церковной власти, но выходили из самого настроения тогдашних христиан, из их религиозных идеалов. Едва ли даже можно допустить ту мысль, чтобы, например, в катакомбах, где произведения кисти нередко отличаются непринужденной свободой и богатством творчества, живопись исполнялась под наблюдением церковных клириков. Если, выражаясь по-теперешнему, и существовал контроль, то он определял лишь общие требования, которым должен был подчиняться художник в своей деятельности, и никогда не простирался на мелочи и подробности в смысле готовой рамки или образчика для исполняемого изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Существует не мало попыток объяснить высокие эстетические достоинства византийской живописи, исходя из особых оптических свойств техники. Для византийского художника, осознающего преображающую силу Божественного света, освоение на практике процесса взаимодействия физического света и материи, его происхождения сквозь материю, становилось условием появления формы и проявления цвета в И. Прием в И. – это порядок, согласно которому на живописную поверхность наслаиваются различные красочные элементы: графические и живописные. Его наипростейшим, «сокращенным» вариантом была 3-слойная скоропись, в которой поверх основного цветового тона наносилась темная и светлая графическая разделка. Порядок работы средневекового художника можно реконструировать благодаря руководствам по технике живописи («Schedula diversarum atrium» пресв. Феофила, кон. XI – нач. XII в; «Il libro dell´arte o Trattato della pittura» Ченнино Ченнини, кон. XIV в.; «Ерминия» иером. Дионисия Фурноаграфиота, ок. 1730–1733, – несмотря на позднюю датировку, терминология «Ерминии» может быть применена для наиболее точного описания приемов византийской и древнерусской живописи). Схема работы иконописца, отвечающая средневековому живописному методу, содержит несколько последовательных этапов. В первую очередь на белой грунтованной доске художник делает «очерк изображения», нанося кистью жидкой черной (реже цветной) краской предварительный рисунок (в иконе в отличие от стенописи он редко дублировался процарапанной графьей). Затем он приступает к золочению фона, «сажая» на особый клей или лак золотые или серебряные, тонко выкованные листочки. Это было «сусальное» (по терминологии русских ювелиров) золото либо серебро. Оно отличалось от твореного (т.е. растертого в «твориле» вместе со связующим веществом) не только блестящей и гладкой фактурой, но и экономичностью. Золото на фонах икон полировалось, так что стыки «внахлест» приклеенных листиков не были видны. Под золото иконописец мог подкладывать особый цветной грунт – коричневый болюс, или оранжевый сурик, или желтую охру, но чаще процесс золочения в византийской и древнерусской иконе в этой технологии не нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Подлинник иконописный. С. 10). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота И. упомянут как «старец с небольшою бородою, говорит: бысть слово Господне глаголя: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя (Иер 1. 4)» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 132. 7. С. 562); в разд. «Как изображаются праздники Богородичные» И. единственный описан без атрибута: «Указывает на Богородицу и говорит: аз тя видех, Отроковице Дево, новаго Израиля путеводящую по стуям жизни» (Там же. Ч. 3. § 10. «Свыше пророцы Тя предвозвестиша». С. 557); также И. упомянут в связи с изображением сцен ВЗ: «Прор. Иеремия ввергается в ров», «Прор. Иеремия извлекается изо рва Авимелехом», «Второе взятие Иерусалима» (Там же. Ч. 2. § 107-109. С. 549-550) - и НЗ: «Сошествие во ад», где по левую руку Христа стоят пророки Иона, Исаия, И. и прав. Авель (Там же. Ч. 3. § 97. С. 517-518), и «Притча о царе, сотворившем браки сыну», где И. ввергают в тинный ров (Там же. С. 526). Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 28; Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul, Wash., 1962. P. 60. Fig. 86. (DOS; 8); LCI. 1970. Bd. 2. Sp. 387-392; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 103; Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 144, 146; он же. История визант. живописи. М., 1986; Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos at Istanbul. Wash., 1978. (DOS; 16); Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzant. Churches. Copenhagen, 1979. P. 59-65; Popovich L. D. Compositional and Teological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 290; eadem. Hitherto Unidentified prophets from Nova Pavlica//Zograf. Beograd, 1988.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Когда сделаешь рисунок святого, то сначала вызолоти венец его, потом отделай поле (фон) вот так: возьми белил и подбавь к ним лулаки [Кубовой краски] так мало, чтобы они пересиливали это вещество, или вместо лулаки употреби персидскую лазурь, либо венецийскую ярь и немного яичного желтка, и отделывай поле. А одежды рисуй какою хочешь краскою с малою примесью желтка; проклади их тонко, вырисуй и отсвети распущенным золотом, но сначала жидким, а потом наводи его ярче, там где падает свет, и просушив, искусно отполируй костью. Точно так же отделывай золотом и надписи святого и другие узоры на поле, и отполируй их, как сказано выше. Так работают московские живописцы. 50. Как писать по-критски Одежды отделывай так: положив темную прокладку, вырисуй их и отсвети раза два-три; наконец наведи самый сильный свет белилами. А лица пиши так: возьми темной охры, немного черной краски и очень мало белил, и этим составом проклади весь облик, обрисуй черты лица темно-коричневым колером, а на ресницы глаз и на зрачки наведи чисто черную краску. Потом возьми белил, мало охры, да киновари по расчету, дабы цвет тела был не желтый, а бело-красноватый, и наводи телесный колер; но смотри, отделывай им не все лицо до самых краев его, а только одну середину его, да и ту тонко. После сего наведи телесный колер побелее на выпуклости и придай силу теням тонким освещением этих выпуклостей посредством белил. Таким же способом наводи телесный колер на руки и ноги. А волосы святых, которые не стары, рисуй так: проклади их темно-коричневым колером, вырисуй черною краскою и освети составом прокладки, потом подбавь к этому составу немного телесного колера и пройди им по освещенным местам. Волосы же и бороды старцев на прокладке вырисуй сероватым колером и потом освети их тонко белилами. 51. Показание размеров человеческого тела Ученик мой! Знай, что естественный рост человека от чела до подошвы измеряется девятью лицами, или мерами. Сперва размерь голову, разделив ее на три части: в первой из них помести чело, во второй нос, а в третьей остальную часть лица, волосы же пиши за чертою сего лица, на меру носа; кроме сего от носа до конца бородки отмеряй три ровные части, из которых две составят бородку, а одна рот.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Когда хочешь сделать снимок с изображения, то поступай так. Если подлинник рисован с обеих сторон, то намажь бумагу невареным льняным маслом, и оставь ее в тени на один день для того, чтобы она пропиталась им, потом натирай ее отрубями, пока сойдет с нее масло, дабы пристали к ней краски, кои будешь накладывать, и дабы не замаслился подлинник; прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с малым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробела, а самыми жидкими белилами означь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника. А во избежание какой-либо порчи, смотри, накладывай белильные освещения тонко. Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятен, то наложи на него непромасленую бумагу, приставь его против света, к окну, или к стеклу, или к оконной раме, и видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою. Снимок, сделанный таким способом, будет сходен с подлинником так же, как и первый. – А если подлинник писан масляными красками, то поступай так. В большую раковину положи черную краску и чесночный сок, тот самый, который употребляется для писания золотом, смешай их, и этим составом покрой на самом подлиннике главные черты святого, которого хочешь отподобить, на чем бы он ни был написан, на масляной бумаге, или на доске, или на стене, или на другом каком веществе. Потом смешай красную краску с чесночным соком и покрой ею светлые места лица или одежды. Если же хочешь, то изготовь и третью и четвертую краску, и обозначь ими все света, так чтобы краски отличались одни от других. Наконец намочи столько листов бумаги, сколько их требует величина подлинника, и проложи их сухою бумагою, дабы она из них вобрала в себя всю воду, и они остались бы чуть-чуть влажны. Потом наложи их на подлинник и тщательно прижимай ладонью, но берегись, как бы не сдвинуть их с места, и осторожно приподняв один край, посмотри, вышел ли отпечаток; если не вышел, то надавливай листы во второй раз тщательнее; и тогда отпечатанный снимок окажется сходным с подлинником. – Только знай и то, что если подлинник давно писан на стене или на доске, то требуется большее количество чесночного соку, а если он недавно писан на стене, или на масляной бумаге, или на доске, то требуется меньше соку и больше краски. Но наперед сделай опыт на малой бумаге, прижав ее к одной или к двум частям подлинника; и если отпечаток будет хорош, то наложи и остальные листы бумаги и нажми их; но смотри, без первоначального опыта не приступай к работе, дабы не трудиться тебе напрасно. 2. Как приготовить угли для рисовки

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Святой Севериан был повешен на стене с привязанным к ногам его камнем. Изображение: На стене укрепленного города два воина вешают святого; к ногам его привязан большой камень. 10. Святые мученицы Минодара, Митродора и Нимфодора засечены были прутьями. Изображение: Святые жены лежат на земле, обнаженные до пояса, головы их повязаны платками; три воина секут их прутьями. 11. Святые Диодор, Диомид и Дидим засечены были воловьими жилами. Изображение: Диодор, старец, Диомид и Дидим, юные, с едва показавшимися бородами, лежат на земле, изъязвленные с головы до ног; три палача секут их воловьими жилами. 12. Святой Автоном умерщвлен был палками и камнями. Изображение: Святой, в первых летах мужества, с круглою бородою, стоит на коленах, простерши руки к небу; четыре воина побивают его: одни камнями, другие палицами. 13. Святые Кронид, Макровий, Леонтий и Серапион потоплены были в море. Изображение: Среди моря с малого судна воины бросают святых в воду. Макровий, до половины свешенный за борт старец; Кронид диакон – юн, остальные – с проседью. 14. Святой Феоклес усечен был мечом. Изображение: Святой юный, без бороды, лежит на земле, обезглавленный; подле него стоит палач с мечом. 15. Святой Никита сожжен был огнем. Изображение: В горящем костре св. Никита, юный, с бородою едва показавшеюся, стоит, подняв глаза и руки к небу; два воина подкладывают в огонь дрова. 16. Святая Евфимия, отданная на съедение медведям и львам, предала дух свой Богу, быв невредима ими. Изображение: Среди львов и медведей св. Евфимия стоит на коленах, подняв глаза и руки к небу. 17. Св. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София усечены были мечом. Изображение: На горах видны дома и подле них святые мученицы: две лежат на земле обезглавленные, а две на коленах преклоняют головы свои под меч палача. 18. Святые София и Ирина усечены были мечом. Изображение: Обе жены лежат обезглавленные, их палач влагает в ножны меч свой. 19. Святые Трофим и Доримедонт были усечены мечом, а Савватий убит палками. Изображение: Трофим, юный, с едва показавшеюся бородою, лежит обезглавленный; Доримедонт, без бороды, стоит на коленах; руки его связаны назад; палач усекает его в выю; а Савватий лежит навзничь, изъязвленный от головы до ног; подле него видны два воина с палками; один бьет его, а другой поднял палку. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

изображается так:Христос сидит на престоле, как царь, и благословляет. Его окружают ангелы. Пред Ним стоит человек на коленах и говорит: потерпи на мне, и вся ти воздам. Позади сего человека диаволы держат многие исписанные хартии. В другом отделении картины тот же человек ведет другого в темницу и говорит ему: отдаждь ми, имже еси должен. В третьем отделении Христос сидит на престоле, а два ангела, взирая на Него, показывают перстом на этого человека. В четвертом отделении пред Христом диаволы связывают цепями этого же человека и влекут его в ад. 11. Притча о нанятых делателях. Подобно есть царствие небесное человеку и проч... (Матф. 20, 1–16) изображается так: Христос стоит; позади Его ветхозаветные праведники разделены на четыре сонма. В первом сонме Энох приносит жертву, Ной смотрит на радугу, с ними молятся другие старцы; над ними написано: первого часа делатели. Во втором сонме Авраам приносит в жертву сына своего; Исаак благословляет Иакова; Иаков благословляет двенадцать сынов своих; над ними написано: третьего часа делатели. В третьем сонме Моисей держит скрижали и поучает народ Божий; подле него стоит Аарон и другие праведники; над ними написано: восьмого часа делатели. В четвертом сонме изображаются пророки: иные побиваемые камнями, другие перепиленные, иные биемые; над ними написано: девятого часа делатели. А пред Христом стоят апостолы и разные племена и поклоняются Ему; над ними написано: одиннадцатого часа делатели. В другом отделении картины Христос сидит в раю, окруженный множеством ангелов и всеми ликами святых; близ Него сидят апостолы, а праведный Энох с сонмом своим говорит Христу, указывая на апостолов: сии последние единый час делали, и равных нам сотворил еси их, понесшим тяготу дне и вар. Христос отвечает ему с кротостью; друже, не обижу тебе, не по пенязю ли совещал еси со Мною? возьми твое и иди. 12. Притча о двух сынах. Человек некий име два сына и проч. (Матф, 21, 28–31) изображается так: стоит Христос. По одну сторону Его видны иудеи, фарисеи и книжники, не смотрящие на Него и не принимающие учения Его, а по другую мытари, блудницы и язычники, поклоняющиеся Ему. 13. Притча о делателях убийцах. Человек некий бе домовит и проч. (Марк. 21, 33–45)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

В небе Пресвятая сидит на престоле с младенцем, и на Нее взирает лик преподобных, стоящих на земле. 15. Весь бе в нижних На небе Христос, сияющий чистейшим светом, окружен ликами ангелов, а под небом Он же благословляет обеими руками апостолов и людей, стоящих по обе стороны Его. 16. Всякое естество ангельское Христос сидит на престоле и благословляет; над Ним отверсто небо, и все лики ангелов в удивлении нисходят оттуда к Нему и восходят от Него. 17. Ветия многовещанныя Пресвятая сидит на престоле с Младенцем. По обе стороны Ее стоят мужи и старцы, одни в наглавиях, повитых у чела платками, другие в повязках из платков и удивляются. У ног их на земле лежат книги их, раскрытые и закрытые. 18. Спасти хотя мир Рисуются небо с солнцем, луною и звездами и исходящие из него два ангела, а под небом – горы, испещренные деревами и цветами, и на них селения. Наконец, Христос, идущий с апостолами, которые следуют за Ним, изумленные, и разговаривают между собою. 19. Стена еси девам В доме Пресвятая стоит и держит на руках Господа, яко младенца. На Нее взирают многие девы (три коронованные ошуюю). 20. Пение всякое побеждается В небе Христос сидит на престоле и благословляет. Вокруг Его стоят ангелы. А внизу святители и преподобные держат раскрытые книги и свитки. Среди них престол, и на нем сосуд с курящимся фимиамом. 21. Светоприимную свещу Пресвятая стоит на облаке и держит (у груди) Господа, яко младенца. Вокруг Нее блистает великий свет и лучи струятся на землю. Тут же, в темной пещере, люди стоят на коленах и взирают на Пресвятую. 22. Благодать дати восхотев Среди горниц стоит Христос и руками своими раздирает хартию с письменами еврейскими, в конце которой написано: рукописание Адама. По обе стороны Его на коленах стоят мужи и старцы. 23. Поюще твое рождество В храмине Пресвятая сидит на престоле и держит на руках Господа, яко младенца. Пред Нею стоят архиереи и священники, держащие, кто Евангелие, кто кадильницу, а позади них певцы, одни в скиадах на голове, другие в высоких и белых клобуках. Они поют. Среди них стоят диаконы и сказывают стихиры, держа развернутые хартии. 24. О всепетая Мати

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Из горы текут 12 источников, а на ней самой растут 70 финичий. У вод видны Моисей и множество евреев. 55. Моисей на горе, простерши руки свои, побеждает Амалика Моисей на горе сидит на камне; по обе стороны его стоят Ор и Аарон, и поддерживают воздетые к небу руки его; а под горою Иисус Навин, молодой, преследует иноплеменников. Их убивают евреи. 56. Моисей принимает закон На самой вершине высокой горы Моисей стоит на коленах и держит скрижали, а над ним много облаков, проникнутых светом, и трубящие ангелы. Пониже, на той же горе он сокрушает скрижали, а под горою евреи едят, пьют и пляшут вокруг высокого столпа, на котором стоит золотой телец ( Исх. 20 ). 57. Моисей и Аарон служат в скинии свидения Поверх четырех золотых столпов натянута палатка, вытканная из золотистых ниток с изображением шестокрылатов (серафимов); под нею стоит позлащеный кивот, а выше его – золотая стамна, седмисвещный светильник и пять хлебов; над самым же кивотом видна Богоматерь, держащая Младенца у персей Своих. С одной стороны кивота Моисей держит жезл и скрижали, а с другой Аарон, в священном облачении и с митрою на голове, в одной руке держит золотую кадильницу, а в другой жезл свой прозябший; ниже кивота два сына его, Надав и Авиуд, в священнических ризах и с кадильницами лежат на земле мертвые. Вне палатки – много народа, жертвенник, и на нем сожигаемые овны и птицы ( Левит 9 ). 58. Моисей, ударив жезлом о камень, извел из него воду Моисей, стоя, ударяет жезлом о камень, и из него течет вода. Дети черпают ее сосудами. Подле Моисея множество евреев, мужчин и женщин. Вверху камня надпись гласит: вода пререкания ( Числ. 20 ). 59. Валаам, идущий проклинать евреев, удерживается ангелом Между двумя огражденными виноградниками Валаам едет на муле, и бьет его палкою; а мул, упав на колена, обратил к нему свою голову. Пред ним стоит архангел Михаил с обнаженным мечом; а вдали, среди двух гор, видны царские сановники на конях ( Числ. 22 ). 60. Валаам, призванный царем Валаком проклинать евреев, благословляет их

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Последование И. в совр. рус. богослужебных книгах превосходит по количеству песнопений аналогичное последование в совр. греч. Минее. В совр. греч. Минее помещен отпустительный тропарь И. 3-го гласа Απστολε γιε (    ); в рус. Минее содержится 2 отпустительных тропаря: 1-го гласа       и еще 1-го гласа «Чистоту душевную...» (Минея (МП). Июнь. Т. 10. Ч. 2. С. 85). В греч. Минее содержится кондак И. 1-го гласа Εκ ζης εκλεος (Из знатного корене...); в русской - 2-го гласа       2-го гласа     В совр. богослужебных книгах помещен канон И. авторства Феофана с акростихом Μλπειν Ιοδαν τν θεπτην σπουδσω. Θεοφνους (Пети Иуду Боговидца тщуся. Феофаново) плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Μστα τν ορανων (Таинниче небесных). В рус. Минее также содержатся 4 цикла стихир-подобнов; 4 самогласна; 4 седальна; светилен. В греч. Минее количество стихир И. значительно меньше; светилен отсутствует. В рукописях сохранились песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 19 июня - кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ως μαθητν λαμπρτατον (Яко ученика светлейшего...), иной кондак 2-го гласа «Истинного благочестия проповедника...» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 225, 254); 26 мая - канон, предположительно составленный Иоанном Монахом, с акростихом Χαροις, Ιοδα, πστολε Χριστο (Радуйся, Иудо, апостоле Христов) 1-го гласа, ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Χαροις, Ιοδα, μαθητ (Радуйся, о Иудо, учениче) (Ταμεον. Σ. 205), 2 цикла стихир-подобнов (Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина минея). 2003. С. 420-421). Е. Е. Макаров Иконография Ап. Фаддей. Мозаика. 2-я четв. VI в. (Византийский музей культурного цен-тра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Ап. Фаддей. Мозаика. 2-я четв. VI в. (Византийский музей культурного цен-тра им. архиеп. Макариоса, Никосия) В греч. иконописном подлиннике - «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в числе описаний 11 апостолов приведено следующее: «Фаддей молод, без бороды» (Ерминия ДФ.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010